Книга История в карикатурах. 1923 - читать онлайн бесплатно, автор Вадим Нестеров
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История в карикатурах. 1923
История в карикатурах. 1923
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История в карикатурах. 1923

Вадим Нестеров

История в карикатурах. 1923

Вот! Снова Новый год!


Карикатура Михаила Черемных открывала 1923 год.

Подпись:

Нэпман: – Поздравляю вас… товарищ… с новым годом!

Красноармеец: – Во-первых, я тебе не товарищ, а во-вторых я уже справил свой новый год 7-го ноября!

В 1923 году о праздновании Нового года все еще идет дискуссия.

Одни большевики называют его хорошим, годным праздником – раз уж сам Ленин не гнушался на елку к детям прийти.

Другие же объявляют его буржуазным пережитком.

Победят «антиновогодники» и в конце 1920-х Новый год будет официально запрещен.

Реабилитируют праздник только 28 декабря 1935 года и сделает это со страниц газеты «Правда» один из руководителей Советской Украины Павел Постышев.

С тех пор все будет четко – Новый год это «красное Рождество», а 1 мая – «красная Пасха».

40 веков и 40 сороков


В том же номере была исключительно странная карикатура.




Это задняя обложка новогоднего номера журнала «Крокодил» – №1 за 1923 год.

Рисунок художника Дмитрия Моора, автора знаменитого плаката «Ты записался добровольцем», сопровождался надписью, которая лично меня сначала вогнала в мозговой клинч.

Вот она: «Рождество под разными соусами во всех религиях празднуется уже 40 веков».

Слава богу, мои почтенные читатели помогли – напомнили, что это был очень распространенный в те годы аргумент в спорах с верующими. Аргумент был популярен настолько, что Михаил Булгаков даже увековечил его в своем романе «Мастер и Маргарита»:

– Нет ни одной восточной религии, – говорил Берлиоз, – в которой, как правило непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор …

– Ты, Иван, – говорил Берлиоз, – очень хорошо и сатирически изобразил, например, рождение Иисуса, сына божия, но соль-то в том, что еще до Иисуса родился еще ряд сынов божиих, как, скажем, фригийский Аттис, коротко же говоря, ни один из них не рождался и никого не было, в том числе и Иисуса, и необходимо, чтобы ты, вместо рождения и, скажем, прихода волхвов, описал нелепые слухи об этом рождении… А то выходит по твоему рассказу, что он действительно родился!..».

Ну а «40 веков» – потому, что великий художник Дмитрий Моор, как всякий человек с классическим образованием, помнил речь Наполеона, произнесенную в том самом Египте, что изображен на карикатуре: «Soldats, du haut de ces piramides quarante siecles vous regardent! (Солдаты, сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!).

Карл Радек – хвост Льва


Серия дружеских шаржей на деятелей Коминтерна авторства Бориса Ефимова называется «Почетные» («почетные кто-нибудь» – это вообще тренд 1923 года, но об этом позже).



И первый «почетный» – почетный кондуктор товарищ Радек.

Короткая биографическая справка.

Карл Радек родился в Австро-Венгерской империи в городе Лемберг, сейчас это украинский Львов.

Тогда он, впрочем, был и не Карл, и не Радек. Мальчика звали Кароль Зобельзон, он был евреем по крови, но считал себя поляком, так как его родным языком был польский.

Мой коллега – закончил истфак Краковского университета. Активный деятель немецкой компартии, великолепный журналист, близкий друг Розы Люксембург, с которой в какой-то момент разругался. Позже брат Карла Либкнехта Теодор именно Радека обвинял в том, что тот сдал Карла и Розу Люксембург убийцам-фрайкоровцам.

Активный деятель международного коммунистического движения, близкий знакомый Ленина. После Октябрьской революции несколько раз пытался устроить такое же мероприятие в Германии – не получилось. Впрочем, сам на баррикады не ходил – ограничивался общим руководством.



С 1919 по 1924 годы Радек – на вершине власти. Член ЦК РКП(б), секретарь, а позже – член исполкома Коминтерна. Пишет в «Правду» и «Известия», считается одним из лучших журналистов страны – вполне заслужено, он был очень талантлив. Несмотря на внешность, имеет большой успех у женщин, по слухам, именно тогда он стал любовником Ларисы Рейснер – «самого красивого большевика».



Имеет репутацию редкого остроумца и сочинителя анекдотов. Бежавший за границу секретарь Сталина Борис Бажанов вспоминал один из них: «Товарищ Бажанов, какая разница между Сталиным и Моисеем? Не знаете? Большая: Моисей вывел евреев из Египта, а Сталин – из Политбюро!».



В год публикации этой карикатуры – 1923-й – официально становится активнейшим сторонником Троцкого и одним из вождей троцкистов. Вот он на знаменитом фото лидеров оппозиции – слева от вождя, в валенках.

По легенде, на вопрос Ворошилова – зачем он, как хвостик, всегда следует за Троцким, ответил эпиграммой:

Ах, Клим, пустая голова,

Навозом доверху завалена!

Не лучше ль быть хвостом у Льва,

Чем задницей у Сталина?

Как выяснилось – не лучше.



После нескольких ссылок и отсидок Радек стал одним из главных фигурантов по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра» (он же – Второй Московский процесс). Публицистический и ораторский талант Радека тогда проявился в полной мере: он пламенно витийствовал о заговорщицкой деятельности – собственной и других подсудимых, категорически отрицая при этом пытки и вообще давление со стороны следствия.

В отличие от других, получил не «вышку», а десять лет. Через три с половиной месяца после приговора был убит в Верхнеуральском политизоляторе соседями по камере.

В 1956—1961 годах ЦК КПСС и КГБ СССР начали расследование этого убийства. В результате выяснилось, что убийство Радека в тюрьме (как и два дня спустя – другого видного троцкиста – Сокольникова) организовал старший оперуполномоченный НКВД Кубаткин. Он подсадил в камеру к Радеку бывшего коменданта НКВД Чечено-Ингушской АССР И.И. Степанова, сидевшего за должностные преступления.

Бывший НКВД-шник и забил бывшего коминтерновца до смерти.



Видная коминтерновка Анжелика Балабанова в мемуарах дала Радеку такую характеристику:

А. Балабанова на Втором конгрессе Коминтерна (1920). Портрет работы Исаака Бродского

«Он представлял собой необыкновенную смесь безнравственности, цинизма и стихийной оценки идей, книг, музыки, людей. Точно так же, как есть люди не различающие цвета, Радек не воспринимал моральные ценности. В политике он менял свою точку зрения очень быстро, присваивая себе самые противоречивые лозунги. Это его качество при его быстром уме, едком юморе, разносторонности и широком круге чтения и было, вероятно, ключом к его успеху как журналиста».

Про корову под седлом и товарища Бендера


Карикатура Ивана Малютина «Зимой в 1923 году».



Поводом к созданию послужила следующая цитата: «Товарищ Сосновский подал мысль по примеру Италии ездить на коровах, так как на Гукон надежды мало» (Из газет).

Ну и стихи в качестве подписи, куда уж без них:

Зима, крестьянин, торжествуя.

Везет в контору продналог

Его коровка, снег почуя,

Несется, не жалея ног.


Гордясь своей упряжкой конной,

Корова не мычит, а ржет…

И о достоинствах Гукона

Мужик сознательный поет.

Про любимчика «крокодильцев» товарища Сосновского я уже писал в томе про 1922 год.

А вот про Гукон коротко расскажу.

Сегодня «Гуконом» называют Главное управление по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, но это не то.

Наш Гукон – это Главное управление коннозаводства.

Во время голода в Поволжье большевики начали принимать срочные меры по спасению не только людей, но и животных. Огромные территории могли потерять весь скот, а ведь лошадь тогда была главным орудием сельхозпроизводства.

При ВЦИК была организована Центральная Комиссия помощи голодающим (ЦК Помгол), а уже при Помголе появилась так называемая «Секция по спасению животноводства». Вот ее, в общем-то, и курировал Гукон.

А упоминание этой организации сначала Сосновским, а потом и в «Крокодиле» связано с тем, что начиналось громкое «Дело Гукона».

Основной задачей Гукона было спасение скота – временный вывоз лошадей из голодающих районов в благополучные и закупка фуража, чтобы кормить по дороге.

Как выяснилось, выполнено было, однако, только 14% задания, вывезено всего 9% скота, а фуража заготовлено было лишь около одного миллиона пудов. А выделенные государством на этот проект 132 миллиарда рублей жадные чиновники по старой русской традиции «попилили».

По делу проходило 14 человек, в том числе и уполномоченный Наркомпрода товарищ Бендер. В истории этот процесс 1923 года остался главным образом потому, что обвинителем на нем выступал будущая звезда советской юриспруденции прокурор Вышинский. И его речь, клеймившая Бендера и компанию, многократно издавалась в сборниках речей Прокурора СССР.

Шестерых «гуконовцев» приговорили к высшей мере наказания. Пятерым потом заменили расстрел десятью годами тюремного заключения со строгой изоляцией, а вот один все-таки встал к стенке. Остальные получили небольшие сроки – от двух месяцев до трех лет.

Михайлова, Янковского, Бендера и Сушкина Верховный суд оправдал.

Бендеры всегда выходят сухими из воды.

Про зерно и про патриотизм


Ничего в этом мире не меняется.

Вообще.

Никогда.



Эта карикатура появилась сто лет назад, в номере «Крокодила» за 1 января 1923 года.

Она иллюстрирует следующую газетную цитату:

«Мэром города Парижа выпущено обращение ко все гражданам с призывом потреблять меньше хлебных продуктов из патриотизма».

А вы говорите – Макрон, Шольц…

Соломон! Царь Соломон – вот кого слушать надо.

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас». (Еккл. 1:9-10)

Про город Грозный, компартию США и борьбу дзюдзюцу


Свою серию «Почетные» карикатурист Борис Ефимов, начавший работать при Николае Втором, а закончивший при Дмитрии Медведеве, продолжил «почетным военным курсантом».



Им был назначен товарищ Катаяма.

Сейчас эту фамилию уже мало кто помнит, хотя основатель Коммунистической партии Японии Сэн Катаяма похоронен в Кремлевской стене.

Он был чистой воды self made man-ом. Родившись в семье бедного крестьянина в деревне Хадэги, он перебрался из деревни в Токио, где работал в типографии и занимался дзюдзюцу (позже он стал мастером по этой борьбе). Но и столица ему прискучила, поэтому из Токио Сэн отправился ни много ни мало – в США, где стал активным деятелем социалистического движения и одним из основателей американской компартии.



В СССР он приехал после долгих лет скитаний и арестов в 1921 году, через Мексику. Больше ехать было некуда – и в Японии, и в Америке, и даже в Мексике его ждала тюрьма.

Вскоре Катаяма избирается членом Исполкома Коминтерна.

Деятели мирового коммунистического движения в Советском Союзе были популярнее, чем супергерои сегодня. В городе Грозном, например, до сих пор есть район «Катаяма», получивший это имя после посещения японским коммунистом столицы Чечено-Ингушской АССР.



Товарищ Сэн Катаяма умер в 1933 году, и его похороны собрали огромное количество людей.

Любопытно, что за два года до смерти, получив телеграмму о том, что состояние здоровья отца ухудшилось, ухаживать за ним в Союз приехала его старшая дочь Ясуко, балерина по профессии.



Она так и прожила всю свою жизнь в Советском Союзе. С балетом не сложилось – и возраст был предельный, да и не конкуренция в советском балете была не японская. Поэтому Ясуко Сэмовна сначала работала на втором Московском часовом заводе у Белорусского вокзала, позже стала преподавателем японского языка в МГУ и даже была избрана на должность вице-президента общества «СССР-Япония».

Я. Катаяма с мужем.

В перестройку японское правительство предложило ей, как и всем советским японцам, вернуться на Родину, но она отказалась.

Ясуко Катаяма умерла в Москве в 1988 году в возрасте 89 лет.

Европа как кормовая база США


Знаете ли вы, что Америка рассматривала Европу в качестве ресурса далеко не только сегодня?

Вот вам карикатура 1923 года, которая не требует особенных объяснений.

Нарисована она в качестве иллюстрации к цитате из выступления товарища Троцкого: «Капиталистическая Европа гниет, а Америка еще живет и эксплуатирует распад Европы».




Внизу – стишки:

Царит Америка на рынке

Копит и доллары и жир,

Американские ботинки

Подошвой закрывают мир.


Европа смотрит взглядом тусклым

Товара нет и порван зонт

И под дождем штыков французских

Европы мрачен горизонт.


И еще одна картинка – рисунок Дмитрия Мельникова «Выдавливание франков». В продолжение темы, так сказать.

«Мэром города Парижа предложено гражданам потреблять меньше продуктов, чтобы поднять курс франка. («Экономическая жизнь»).




Пуанкаре: Кажется, сейчас он уже распадется пополам. А жалко: я хотел выдавить еще один мешочек.

Странное Рождество




Сегодня в продолжение рождественской темы – «Рождество комсомола». Рисунок иллюстрирует цитату «…И пришли поклониться ему, и принесли дары…» (Из Евангелия).

Он был опубликован в середине января 1923 года, и я даже не догадываюсь – к какой дате он был приурочен – комсомол родился позже, Христос раньше.

Обращаю ваше внимание, что и авторы, и адресаты карикатуры явно были религиозно образованными людьми – посмотрите, например, как на рисунке Вифлиемскую звезду обыграли.

Пару слов о «дарах волхвов-наркомов». О «Коммунистическом Пинкертоне» Бухарина я писал в предыдущем томе, Луначарского за школы пинали постоянно, а вот что за «де юре» у Чичерина я и сам не понял. Извините, я маску на стройке нашел.

Традиционно обращаю ваше внимание – в начале 1923 года, как и в 1922-м, Сталина среди вождей большевиков все еще нет.

Сборет ли вино самогонку?


В 1920-е годы журнал «Крокодил» еще вполне мог позволить себе пойти против «линии партии».

Приведу один пример. Как известно, все первые годы Советской власти, вплоть до 1925 года, в стране действовал сухой закон, и производство и продажа водки были запрещены.

В реальности это вылилось в то, что вся страна пила самогон.

Одно время большевики пытались «сбить градус» – бороться с самогоном с помощью пива и вина.

Газета «Экономическая жизнь», например, писала:

«Чтобы бороться с самогоном, нужно дать деревне лучшие естественные, а не суррогатные напитки, ввести в употребление в деревне пиво и вино, которые вытеснять алкогольные напитки и покончат раз и навсегда с самогонщиной».

И как же эту цитату проиллюстрировали в «Крокодиле»?



А вот как!

Мужики: – Вот спасибо! Самогон – у ево дух тяжелый. А ежели с этой штукой развести – сам в горло пойдет и для баб опять же способней.

Заметьте, что «крокодильцам» как будто мало было фрондерства. И, если обрезать цитату, рисунок вполне можно использовать как плакат для антисемитского доклада «Евреи спаивают Россию».

Борода коммуниста и лысина фашиста




Третий и последний рисунок в серии «Почетные» карикатуриста Бориса Ефимова – почетным крестьянином Московского уезда был назначен товарищ Бомбаччи.

И вновь – малоизвестная современному читателю фамилия.

Один из основателей Итальянской коммунистической партии Никола Бомбаччи родился в семье фермера в коммуне Чивителла-ди-Романья, что в Эмилии-Романьи. Был отправлен отцом в семинарию, но бросил учебу там сразу же после смерти отца, закончил учительские курсы и стал учителем начальных классов.

Но на самом деле работа его не очень интересовала – Никола с юности увлекался марксизмом и вскоре стал одним из самых активных итальянских социалистов. И одним из самых радикальных.



Этот радикализм привел к тому, что Никола вскоре основательно разругался с социалистами и тогда они вместе с другом Антонио Грамши основали Коммунистическую партию Италии. А поскольку Грамши всегда больше тяготел к теории, нежели к практике, фактическим лидером партии являлся Бомбаччи.

По крайней мере, во время постоянных уличных дебатов коммунистов Бомбаччи с фашистами Муссолини фашисты часто скандировали кричалку:

Con la barba di Bombacci

ci farem gli spazzolini

per lucidare le scarpe

di Benito Mussolini


(Из бороды Бомбаччи

Зубные щетки сделаем

И будем ими чистить

Ботинки Муссолини)

После чего уличные дебаты обычно плавно перетекали в уличные драки.



Склонность к философии и явное предпочтение мыслительной деятельности революционной практике, как известно, не спасла сооснователя партии Антонио Грамши от серьезных проблем – коммунистом в те времена быть было небезопасно. Фашисты посадили теоретика на 20 лет, из которых он отсидел 11, и умер через несколько дней после формального освобождения. За годы заключения Грамши и написал свои «Тюремные тетради» – несколько томов философских трудов, которые поставили его в ряд крупнейших мыслителей 20 века.

Судьба же Бомбаччи пошла другой тропкой.



Он быстро вошел в число лидеров мирового коммунистического движения, активно работал в Коминтерне. На этом знаменитом фото, снятом в дни работы Второго конгресса Коммунистического Интернационала, вместе с Лениным, бритым налысо Горьким, Зиновьевым, Бухариным, Радеком и целым сонмом иностранных коммунистов запечатлен и Бомбаччи – справа, у колонны, рядом с сестрой Ленина Марией Ильиничной (в шляпке и с ридикюлем).



Никола дружил с Лениным и много с ним общался. Здесь он за вождем.



А здесь – рядом с ним.

Но, как и у многих людей, всего добившихся самостоятельно, у лидера итальянских коммунистов было плохо с партийной дисциплиной и хорошо – с собственными идейками.

Академик Сахаров, как известно, предлагал создать новый общественный строй, взяв все лучшее у коммунизма и капитализма. У Бомбаччи была идея покруче – еще в ноябре 1923 года, выступая перед палатой депутатов Италии, он предложил «объединить две революции – большевистскую и фашистскую». За подобную оригинальность мышления бородача временно исключили из компартии. Что, впрочем, ничему особо не помешало – он по-прежнему занимался делами Коминтерна, не вылезал из Москвы и именно Бомбаччи возглавлял итальянскую делегацию на похоронах Владимира Ильича Ленина.



Но потом бородач все-таки допрыгался, спровоцировав серьезный конфликт с руководством Коминтерна, был окончательно исключен из компартии и в конце 20-х годов вернулся в Италию из своей «советской полуэмиграции».

Никола Бомбаччи на Втором конгрессе Коминтерна (1920). Портрет работы Исаака Бродского

Будучи отвергнут коммунистами, он все больше сближался с фашистами и в итоге стал одним из ближайших соратников Муссолини.

Я хочу подчеркнуть одну важную мысль – это не было предательством в смысле «корзины печенья и бочки варенья». Бомбаччи не продавался за блага земные, это была чистой воды эволюция политика.

Скорее, я бы назвал это предательством идеалов своей молодости.

С конца 1920-х Бомбаччи действительно малость повернулся на «еврейском мировом заговоре» и был, думается, вполне искренним, когда, публично проклиная Иосифа Виссарионовича, говорил:

«Мы с чистой совестью провозглашаем, что большевистская Россия Сталина стала колонией еврейско-масонского интернационального капитализма…».

Но, по крайней мере, дуче он не предал и оставался с Муссолини до самого конца, когда его бросили практически все приближенные. Ирония судьбы – Бомбаччи был в группе сподвижников, которая вместе с дуче и его любовницей Кларой Петаччи под защитой немцев пыталась перейти итальянскую границу, но попала в плен к партизанам-коммунистам.

Так что к стенке бородача поставили бывшие однопартийцы.

По легенде, он умер, крикнув: «Да здравствует Муссолини, да здравствует социализм!».



Потом, как известно, тела расстрелянных подвесили вверх ногами на металлоконструкциях перед автозаправкой. Вот это фото.

Бомбаччи – крайний слева, Муссолини – третий слева, рядом с ним Клара.

Тем и закончился этот жизненный путь от Ленина к Муссолини.

Питерские кафешки. Начало


Как и сегодня, сто лет назад в Питере было хорошо с общепитом.

Рисунок Дмитрия Моора «Кафэизация Петрограда» из «Крокодила» за 1923 г. иллюстрирует цитату: «В Петрограде на каждого жителя приходится полтора кафе. (Из газет)».




Подпись: Муж (акушерке): – Двойня? Ур-р-ра! Значит, еще три кафэ открылось!!!

«Была земля белым-бела, мела метель…»


Сегодня у нас Татьянин день.

Карикатура Дмитрия Моора «Отставка Татьяны» иллюстрирует следующую цитату:

«Московское студенчество постановило отменить Татьянин день, заменив его общестуденческим революционным праздником. (Из газет)».




И подпись:

«Татьяна (выходя из университета): – О, жалкий жребий мой! (из «Евгения Онегина»)».

Карикатура в какой-то степени оказалась пророческой, так как в Советском Союзе действительно на десятилетия исчез День студента, он же Татьянин день, он же День самой масштабной пьянки в Москве. Как писал Чехов: «В этом году выпили все, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что замерзла… Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали. Было так весело, что один студент в магазине от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди».

Античная тога и сандалия на одной ноге у этой Татьяны вопросов не вызывают – это, в конце концов, день «Мц. Татианы Римской и с нею в Риме пострадавших». Но вот что за символы у нее на одежде? Чьи гербы? Даже не догадываюсь.

И почему цифра 20? Церковь празднует день Татьяны Крещенской по старому стилю – это 12 января. В год основания университета – в 1755 году это было 23 января. В год официального возобновления праздника – 2005-м – это было 25 января.

Откуда 20?

Философское




Карикатура Дмитрия Моора носит длинное название: «Кто перегонит? Состязание Ильи-пророка и комсомольца».