Книга Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Словарь понятий - читать онлайн бесплатно, автор Бахтеяр Исмаилович Хамидуллин. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Словарь понятий
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Словарь понятий
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Словарь понятий

Государственный бюджет – главный финансовый документ страны, содержащий сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. (Боголюбов, 11 кл.)

Государственный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. (Кудина, 10-11 кл.)

Государственный долг – долговые обязательства государства и муниципалитетов перед отечественными и иностранными гражданами, фирмами, организациями. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, включая начисленные по ним проценты. (Кудина, 10-11 кл.)

Государственный служащий – гражданин РФ, достигший 18 лет, имеющий профессиональное образование, владеющий государственным языком и исполняющий обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Государственный суверенитет – верховенство государства во внутренних делах и независимость государства во внешних делах. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 1)

Государство – 1) особая форма социальной общности, сформированной для достижения общего блага; 2) совокупность институтов публичной власти, механизм реализации политической власти; 3) особая политическая организация, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма (бюрократического аппарата, армии); 4) организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём порядок и стабильность. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Государство – ведущий политический институт территориально ограниченной суверенной власти, который воплощается (материализуется) в виде особого аппарата (органа), управляющего «общими делами» сообщества. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Государство – форма организации политической власти в обществе, служащая для управления общественными делами. (Кудина, 10-11 кл.)

Гражданская дееспособность – способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права. (Боголюбов, 10 кл.)

Гражданская дееспособность – способность собственными действиями приобретать, осуществлять, изменять, прекращать свои права и обязанности. (Кудина, 10-11 кл.)

Гражданская правоспособность – возможности иметь указанные в законах права и обязанности. (Боголюбов, 10 кл.)

Гражданская правоспособность – способность иметь гражданские права и нести обязанности. (Кудина, 10-11 кл.)

Гражданская процессуальная дееспособность – способность граждан, достигших возраста 18 лет, и организаций своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю. (Кудина, 10-11 кл.)

Гражданские правоотношения – имущественные или личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права. (Боголюбов, 10 кл.)

Гражданские правоотношения – имущественные или личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Гражданские правоотношения – урегулированные гражданским законодательством общественные отношения, основанные на автономии воли и имущественной самостоятельности, возникающие между субъектами гражданского права по поводу имущественных и неимущественных благ. (Кудина, 10-11 кл.)

Гражданский процесс – урегулированная нормами гражданско-процессуального права деятельность суда первой инстанции по рассмотрению, разрешению гражданских дел, исполнению решений и определений, их обжалованию либо опротестованию, а также рассмотрению жалоб и протестов вышестоящими судами в кассационном и надзорном порядке. (Боголюбов, 10 кл.)

Гражданский процесс – установленный процессуальными нормами порядок осуществления судами и иными уполномоченными органами деятельности по разрешению гражданских споров и иных гражданских дел. (Кудина, 10-11 кл.)

Гражданское общество – сложная и многоуровневая совокупность независимых от государства общественных организаций (имеющих различный масштаб и численность) и отношений, развивающихся вне государства и без вмешательства государства. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. (Боголюбов, 11 кл.)

Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений в обществе; сфера самопроявления свободных граждан, ограждённая законами от прямого вмешательства со стороны государственной власти. (Боголюбов, 11 кл.)

Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы и потребности граждан в различных сферах общественной жизни. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Гражданское общество – сфера социальной и политической активности населения, свободная от прямого вмешательства со стороны государства. (Кудина, 10-11 кл.)

Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные отношения, связанные и не связанные с ними личные неимущественные отношения. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. (Боголюбов, 10 кл.)

Гражданское право – отрасль частного права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. (Кудина, 10-11 кл.)

Гражданское судопроизводство – рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов гражданских, семейных, трудовых или иных правоотношений. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Гражданское судопроизводство (процесс) – урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда и других участников процесса, в связи с отправлением правосудия по гражданским делам. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Гражданско-правовая ответственность – санкции за нарушение права, влекущие для нарушителя отрицательные последствия в имущественной сфере в виде лишения права либо возложения новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Гражданско-правовое обязательство – такое правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определённое действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и тому подобное, либо воздержаться от определённого действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанностей. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Гражданско-правовой договор – соглашение двух или нескольких сторон (лиц) об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Гражданско-правовые споры – споры, возникающие между субъектами гражданского права по вопросам имущественных и личных (неимущественных) отношений. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Гражданственность – социально-психологические и нравственные качества личности, сочетающие в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие её социальных и политических институтов, и осознание себя полноправным гражданином, обладающим совокупностью прав и обязанностей. (Боголюбов, 10 кл.)

Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству, т. е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. (Боголюбов, 10 кл.)

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. (Кудина, 10-11 кл.)

Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, которая выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей лица и России, то есть государство признаёт лицо полноправным носителем всех прав, свобод и обязанностей. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Д

Двойное гражданство – одновременное наличие у лица гражданства двух государств. (Кудина, 10-11 кл.)

Девальвация – целенаправленное снижение официального курса национальной валюты. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Девиантное (отклоняющееся) поведение – разные формы поведения, не соответствующие социальным нормам, принятым в обществе. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 1)

Дееспособность – способность субъекта своими действиями приобретать права, исполнять обязанности, а также нести ответственность за совершённые правонарушения. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Делинквентное (преступное) поведение – особое проявление негативного девиантного поведения, подпадающее под категорию противоправного деяния. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 1)

Демография – наука о численности, составе и тенденциях изменения народонаселения. (Боголюбов, 11 кл.)

Демография – наука, изучающая закономерности воспроизводства населения в зависимости от различных социально-экономических, политических и иных факторов. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Демократия – способ политической организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти; принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Демократия – форма политического устройства, основанная на принципах народовластия, верховенства законности, политического плюрализма, свободы и равноправия граждан. (Кудина, 10-11 кл.)

Денежная масса – количество денег, которыми домохозяйства, фирмы, государство владеют и которое используют для расчётов и как сбережения. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Денежная масса – совокупность наличных и безналичных покупательных и платёжных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг. (Кудина, 10-11 кл.)

Денежно-кредитная (монетарная) политика – комплекс мер, направленный на регулирование и контроль количества денег в экономике. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 2)

Денежно-кредитная (монетарная) политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости. (Кудина, 10-11 кл.)

Деньги – всеобщий эквивалент, мерило стоимости товаров и услуг, средство обращения, накопления, а также платёжное средство. (Кудина, 10-11 кл.)

Депопуляция – убыль населения, при которой уровень рождаемости недостаточен для компенсации даже очень низкого уровня смертности. (Боголюбов, 11 кл.)

Дефляция – устойчивая тенденция к снижению среднего общего уровня цен, которая проявляется в основном в периоды экономического спада. (Кудина, 10-11 кл.)

Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя. (Боголюбов, 10 кл.)

Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 1)

Деятельность – форма сознательного, активного, предметно-преобразующего отношения человека к миру, способ удовлетворения жизненных потребностей человека и общества. (Кудина, 10-11 кл.)

Диалог культур – взаимодействие, взаимопроникновение различных культурных образований в рамках крупных культурных зон; общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших на заре человеческой цивилизации неповторимый комплекс специфических черт. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Диаспора – сообщество представителей какого-либо народа, проживающее в отрыве от своей первоначальной территории происхождения и расселения, то есть исторической родины. (Кудина, 10-11 кл.)

Диспозиция правовой нормы – описание правовых результатов выполнения условий, сформулированных в гипотезе правовой нормы (описание возникающего, изменяющегося, прекращающегося правоотношения). (Кудина, 10-11 кл.)

Дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определённым в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Дисциплинарная ответственность – санкции за нарушение права, следует за совершение дисциплинарного проступка, применяются в целях предупреждения и пресечения нарушений трудового законодательства. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Добро – нравственно положительное в мотивах и поступках людей и в явлениях общественной жизни. (Кудина, 10-11 кл.)

Договор – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Доминирующая культура – официальная культура, представляющая нормы, ценности, обычаи и традиции, на которые ориентируется большинство членов общества. (Кудина, 10-11 кл.)

Домохозяйство – хозяйственная единица, которая может состоять из одного или нескольких человек, объединённых общим бюджетом и местом проживания. (Кудина, 10-11 кл.)

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом, профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. (Боголюбов, 10 кл.)

Духовная культура – совокупность знаний, представлений, идей, социальных норм, ценностей, идеалов, чувств, оценок, выработанных человечеством на протяжении истории. (Кудина, 10-11 кл.)

Духовная культура общества – совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и ее результаты. (Боголюбов, 10 кл.)

Духовность человека – высший уровень развития личности как творца своей жизни, направляющего свою активность на удовлетворение духовных потребностей. (Боголюбов, 10 кл.)

Духовные ценности – идеальные представления об истине, справедливости, добре, человечности, красоте, о миропорядке в целом. (Боголюбов, 10 кл.)

Духовный мир человека – сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей и предпочтений. (Котова, Лискова, 11 кл.)

З

Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Заблуждение – ошибка, неправильное, ложное мнение. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 1)

Заблуждение – содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное. (Боголюбов, 10 кл.)

Заградительный барьер – минимальное число голосов избирателей (в %), которые должна собрать партия, чтобы принять участие в распределении мандатов. (Боголюбов, 11 кл.)

Закон – нормативный правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой. (Боголюбов, 10 кл.)

Закон – нормативный правовой акт, регулирующий наиболее значимые общественные отношения, принимаемый в порядке, обеспечивающем выражение воли граждан, и обладающий более высокой юридической силой по отношению к иным правовым актам. (Кудина, 10-11 кл.)

Закон – принятый в особом порядке акт государственного законодательного органа, который обладает высшей юридической силой и направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Закон предложения – функциональная зависимость предложения от цены. Чем выше цена, тем в большей мере растёт предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот, чем выше предложение, тем ниже цена. (Боголюбов, 11 кл.)

Закон спроса – функциональная зависимость спроса от цены. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. (Боголюбов, 11 кл.)

Законность – неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Законность – строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение законов и иных нормативных правовых актов всеми органами власти, организациями и гражданами. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Законотворческий (законодательный) процесс – порядок осуществления законотворчества. (Кудина, 10-11 кл.)

Законотворческий процесс (законотворчество) – процесс принятия законов высшими органами государственной власти. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Законотворчество – вид государственной деятельности, посредством которого воля государства выражается в конкретном законе. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Законотворчество – деятельность по разработке и принятию, изменению, отмене особых нормативных правовых актов – законов. (Кудина, 10-11 кл.)

Закрытое общество – тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью. (Боголюбов, 11 кл.)

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая гражданину, как правило, заработок, трудовой доход. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, доход. (Боголюбов, 11 кл.)

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок или трудовой доход. (Кудина, 10-11 кл.)

Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности и количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Заработная плата – форма материального вознаграждения наёмных работников за их труд. (Боголюбов, 11 кл.)

Здравый смысл – совокупность навыков, форм мышления, взглядов на окружающую действительность, выработанных и используемых человеком в повседневной практической деятельности. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 1)

Зло – нравственно отрицательное и предосудительное в мотивах и поступках людей и в явлениях общественной жизни. (Кудина, 10-11 кл.)

Знание – 1) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомлённости; 2) познавательно значимая информация; 3) особая познавательная единица, выражающая отношение человека к действительности. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Знание – полученная и упорядоченная определённым способом информация, которая с различной степенью достоверности и объективности отражает в сознании человека те или иные свойства существующей действительности. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 1)

Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. (Боголюбов, 10 кл.)

Знания – результаты познавательной деятельности человека, выраженные в понятиях, теориях, научных представлениях и т. д. (Кудина, 10-11 кл.)

И

Идеал – совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. (Боголюбов, 10 кл.)

Идейные источники права – общественное и человеческое сознание, мыслительная деятельность, уровень культуры – в той мере, в какой они способствуют возникновению и развитию права. (Кудина, 10-11 кл.)

Идеология – система взглядов, идей, идеалов, в которых осознаются и оцениваются отношения индивидов к миру, социальным формам организации, существующим проблемам развития. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Идеология – совокупность политико-правовых и нравственно-философских взглядов на общественно-историческую действительность. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Идеология – теоретическое обоснование и концептуальное оформление интересов определённых социальных групп. (Кудина, 10-11 кл.)

Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов. (Боголюбов, 11 кл.)

Избирательная система – политический институт, характеризующийся совокупностью правил и норм, на основе которых определяется соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается или изымается их легитимность. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования. (Боголюбов, 11 кл.)

Избирательная система – совокупность норм и правил, устанавливающих деление избирательных участков и округов, порядок выдвижения и регистрации кандидатов, финансирования избирательной кампании, проведения предвыборной агитации, голосования, подсчёта голосов и определения результатов выборов. (Кудина, 10-11 кл.)

Избирательная система – совокупность правовых норм, регулирующих порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, определения результатов голосования, а также избирательный процесс. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов, который включает политическое право граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право), а также избирательные законы и иные акты, регулирующие процесс выборов. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Избирательный барьер – минимальное число голосов избирателей (в %), которое должна собрать партия, чтобы принять участие в распределении мандатов. (Боголюбов, 11 кл.)

Избирательный процесс – последовательность мероприятий по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. (Кудина, 10-11 кл.)

Избирательный процесс – совокупность действий по организации и осуществлению выборов (назначение даты выборов, образование избирательных округов и участков, формирование избиркомов, выдвижение и регистрация кандидатов, голосование и установление его результатов). (ред. Тишкова, 11 кл.)