Книга Обезоружить нарцисса: Как выжить и стать счастливым рядом с эгоцентриком. Мир нарциссической жертвы: Отношения в контексте современного невроза - читать онлайн бесплатно, автор Венди Т. Бехари. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Обезоружить нарцисса: Как выжить и стать счастливым рядом с эгоцентриком. Мир нарциссической жертвы: Отношения в контексте современного невроза
Обезоружить нарцисса: Как выжить и стать счастливым рядом с эгоцентриком. Мир нарциссической жертвы: Отношения в контексте современного невроза
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Обезоружить нарцисса: Как выжить и стать счастливым рядом с эгоцентриком. Мир нарциссической жертвы: Отношения в контексте современного невроза

В книге Parenting from the Inside Out Дэниел Сигел пишет о том, что родителям необходимо разобраться со своими детскими переживаниями и создать здоровую, гармоничную личную картину мира/историю. Так они смогут предложить детям эффективные ролевые модели и сонастроенное общение, и воспитать детей, которые будут благополучно развиваться. Родители, соединившие точки собственного путешествия по жизни, имеют более высокие шансы предложить любящее и искусное воспитание своим детям.

В любящих и прочных отношениях родителей и детей понятие стыда – это способ откалибровать барометр дать – взять и привить ребенку семейные ценности, чувство «личной ответственности». В таких семьях не подразумевается, что ребенок плохой и не заслуживает любви. С таким подходом ребенок узнает, как нести ответственность за свои действия, не чувствуя себя ущербным. Цель – создать дом, в котором ребенок учится проявлять свое творчество и себя, в то же время развивая чувство ответственности в сообществе других. Как сказал талантливый поэт и философ Джон О’Донохью: «Дом – это место, где набор различных судеб начинает выражаться и определяться. Это колыбель будущего для человека».

Подводим итог: здоровый детский нарциссизм эволюционирует в целостность – искусство давать обещание и сдерживать его. Он позволяет ребенку выражать свои намерения, потребности и цели в жизни с ясностью и чувствительностью к другим. Здоровый нарциссизм делает возможной более крепкую и безопасную привязанность к другим, способствуя проявлению чувства ответственности и взаимности.

Здоровый зрелый нарциссизм

Когда мы рассматриваем термин «здоровый зрелый нарциссизм», вы можете подумать об отдельном человеке, который добился славы и признания и в данный период времени имеет влияние в мировом сообществе. Такой человек также может оказывать глубокое личное воздействие на вашу жизнь. Люди, демонстрирующие здоровый зрелый нарциссизм, не всегда оказывались достаточно удачливы, чтобы получить все эти дары от мудрых и любящих родителей. Порой обстановка в семье, в которой они росли и развивались, не была стабильной и здоровой. Их ранние годы могли быть беспокойными и полными потрясений, и их жизненный путь шел через поросшие бурьяном территории и болота. Возможно, они смогли получить определение «здоровый» благодаря терапии, духовному наставничеству или всевозможным практикам по саморазвитию. Возможно, их исцелила нежная доброта учителя, друга, ментора или возлюбленного.

В то время как позиции успеха и известности зачастую занимают люди со скверным характером и явным дезадаптивным нарциссизмом, многие успешные люди находятся в зоне хорошо приспособленного, здорового нарциссизма. Почему нам все равно нужно использовать термин «нарциссизм», говоря об этой группе? Из-за того, что эти люди, часто обладающие способностями и мастерством выше среднего уровня, не похожи на обычных «милых ребят», когда дело касается чувства собственного достоинства и их умения взаимодействовать с оппонентами.

Опра Уинфри, как и другие иконы масс-медиа, заставляет нас чувствовать благодарность к здоровому зрелому нарциссизму. Поразительные проблемы и уроки трансформации, возникающие из ее интереснейших интервью, достигают нашего сознания и мобилизуют чувства. При помощи изощренных, откровенных и иногда колких конфронтаций зрители становятся свидетелями миссий надежды, смирения и возможности развить глубокую связь с личной ответственностью.

Так как же мы можем охарактеризовать людей со здоровым зрелым нарциссизмом? Как правило, они:

• обладают эмпатией: сонастраиваются с внутренним миром других людей;

• располагают к себе: харизматичны, социально грамотны и приятны в общении;

• лидеры: могут составить концепцию цели или видения, формируют направление, сотрудничая с другими;

• имеют самообладание: уверенны, щедры и искренни;

• ищут признания: позитивное подкрепление заряжает их и мотивирует делать мир лучше;

• целеустремленные: могут пробиться через густые заросли протестов и возражений;

• склонны к конфронтации: призывают других к ответу, но не разрушают их души;

• разумны и осмотрительны: могут различить выполнимую, хоть и неприятную просьбу и разрушительный соблазн.

Заключение

В этой главе вы узнали о различных типах нарциссизма, самым типичным и деспотичным из которых является явный дезадаптивный нарциссизм. Вы познакомились с истоками нарциссизма и с тем, какое влияние оказывает общение с нарциссами. Вы увидели примеры того, как проявляется нарциссизм и чем он может отличаться в зависимости от пола. Вы также получили небольшое понимание о предпосылках для изменений и трансформации. Как вы увидите в следующих главах, изменения возможны, но требуют новаторского и смелого исполнения. Кажется, что между нарциссом и его подлинным «Я», между вами и вашими самыми сокровенными чувствами, когда вы находитесь в его присутствии, и между вами обоими, когда вы взаимодействуете друг с другом, идет игра в молчанку. Это неудивительно, с учетом того, как часто исход такого взаимодействия бывает неприятным и предсказуемым.

Глава 2 рассматривает теории психотерапии, которые проливают свет на нарциссизм. Она также начинает исследовать действенный подход к этому тяжелому эмоциональному лабиринту, с которым мы все сталкиваемся, имея дело с нарциссом.

Глава 2. Понимание анатомии души: схемы и мозг

Историю, несмотря на мучительную боль, невозможно изменить, но если мужественно посмотреть ей в лицо, ее не придется проживать заново.

Майя Анжелу

Личное любопытство, более 20 лет профессионального опыта и возможность общаться с разнообразными талантливыми умами в сфере науки о человеке – все это помогло моей работе. А еще на нее повлияли три ведущих эксперта: Аарон Бек с его развитием когнитивной терапии, Джеффри Янг – создатель схемной терапии, и Дэниел Сигел, первооткрыватель интерперсональной нейробиологии. Идеи, почерпнутые из их работ, могут стать светом на пути взаимодействия с вашим нарциссом. В этой главе я буду использовать инсайты этих экспертов, чтобы поближе взглянуть на понятие жизненных схем и силы естественных наклонностей. В то время как акцент по-прежнему сосредоточен на попытке понять нарцисса, я также призову вас задуматься о собственных историях. Вы обратите внимание на то, как матрица ума и биология мозга могут устраивать суровые испытания. Эта вводная информация поможет вам понять, что требуется для роста и изменений в ваших отношениях с нарциссом.

Когнитивная терапия

Аарон Т. Бек известен как отец когнитивной терапии. Он подарил бессчетному количеству терапевтов и читателей книг о саморазвитии ценный компас для навигации по сложной местности нашей ментальной и эмоциональной системы верований. Его исследование и клиническое применение когнитивной терапии признаны по всему миру. Его подход неоднократно подтверждал высокую эффективность в помощи людям при изменении дисфункциональных шаблонов мышления и поведения. Например, сначала нарцисс учится исследовать и тщательно переписывать свою историю мира вместе со всеми ее утверждениями, полными предрассудков. Затем он освобождается от многолетних шаблонов поведения, ведущих к его раздражающему поведению, с которым вы в итоге сталкиваетесь, оказываясь в его присутствии.

Когнитивная терапия призывает исследовать те смыслы, которыми мы наделяем людей, места и вещи в нашей жизни. Она обеспечивает средств для корректировки закоренелых заблуждений и утверждений. Они зачастую связаны с нашими негативными эмоциональными переживаниями и защитными шаблонами поведения. В том, что касается нарциссизма, когнитивные терапевты усиливают совместный процесс. В ходе него нарцисс развивает более детально репертуар взгляды, идеи и шаблоны мышления, которые мешают быть объективным к себе и окружающим, – замещая искаженные мысли здоровыми. Акцент делается на повышенном внимании к внутренним диалогам, которые зачастую полны предубеждений, и их тестировании. Это наследие стало плодотворной почвой для роста других форм терапии, в особенности схемной терапии, корни которой находятся в модели Бека.

Схемная терапия

Джеффри Янг – основатель схемной терапии, интегративной модели психотерапии, сочетающей в себе проверенные когнитивные и поведенческие техники с широко применяемыми терапиями, такими как интерперсональная, эмоционально-фокусированная и гештальт-терапия. Он сделал этот подход доступным широкой публике в книге Reinventing Your Life, а его дальнейший расширенный охват этой мощной формы терапии – в книге для профессионалов Schema Therapy: A Practitioner`s Guide. Недавние исследования показывают, что схемная терапия дает поразительные результаты при работе со сложными клиентами и является превосходным и эффективным подходом к лечению при работе с проблемами нарциссизма.

Понимание схем

Схемная терапия Янга предлагает 18 ранних дезадаптивных схем, которые проявляются во взрослом возрасте как нарушенные жизненные темы. Их также называют «кнопки», или «жизненные ловушки». Они считаются ранними дезадаптивными схемами, потому что берут начало из тревожных переживаний детства и юношества. В то время фундаментальные потребности не были удовлетворены надлежащим образом, что помешало здоровому и стабильному развитию. Схемы состоят из убеждений, или когниций[5]. Они также включают эмоциональные и телесные ощущения наравне с биологическими элементами, такими как темперамент.

Темперамент относится к врожденному характеру ребенка. Вместе с настроением, двигательными навыками и способностями к вниманию и концентрации каждый ребенок демонстрирует определенные природные наклонности, такие как застенчивость, агрессию, экстраверсию, интроверсию, чувствительность, адаптивность, жизнерадостность и так далее. Эти природные наклонности формируются на генном уровне, выражаются и обнаруживаются на ранних стадиях развития ребенка. Например, при столкновении с новыми ситуациями или незнакомыми людьми маленькие дети иногда демонстрируют склонность к избеганию и цепляются за родителя, воспитателя или за какой-то знакомый предмет.

Из-за того, что влияние окружающей среды может видоизменять природные наклонности, личность возникает из взаимодействия темперамента ребенка и окружающей среды. Например, если застенчивого ребенка постоянно отчитывает и унижает родитель или воспитатель, может развиться обостренная склонность самоустраняться или, в некоторых случаях, впадать в депрессию. Парадоксально то, что в ответ такой ребенок может либо совершать поступки агрессивного неповиновения или пассивного избегания и отстраненности. Ребенок в такой ситуации потенциально может развить негативную самооценку, также известную как схема неполноценности. В ней он чувствует себя ущербным из-за своей застенчивости.

С другой стороны, родитель может проявлять терпение и принятие в отношении дискомфорта и стеснительности ребенка, очень мягко направляя его к совершению маленьких шагов за пределы зоны комфорта. Это может потенциально помочь ребенку развить чувство уверенности в некоторых новых социальных ситуациях. При таком сценарии принятие себя становится возможным. Темперамент может меняться по ходу нашей жизни – это тоже верно. Еще не до конца ясно, что определяет неизменный на протяжении жизни и меняющийся темперамент. Но мы все-таки знаем, что существует связь типа темперамента с самооценкой, и схемы формируются под воздействием трудностей, с которыми ребенок сталкивается в своем окружении.

Схемы могут «дремать» на протяжении большой части жизни, активируясь только в определенных условиях. Они либо имитируют, либо ставят под угрозу настойчивые убеждения, лежащие в их основе. Долго удерживаемые в сознании человека и отражающие некоторые реальности детства, эти «истины» становятся трудноопровержимыми, потому что являются содержимым схемы. Они часто связаны с болезненными детскими воспоминаниями, тайно укрытыми в глубинах мозга, и переживаются как органические ощущения. Они возникают за пределами сознания и соответственно не основаны на настоящем, на событиях, имеющих место здесь и сейчас. Из-за этого глубокий и часто преувеличенный резонанс схем зачастую приводит к самооборонительным шаблонам поведения.

Когда схемы активируются, эффекты от этого сходны с триггерами[6] травматических воспоминаний. Эмоциональные и физические цепи мозга и тела (подкорковые области) часто отсоединяются от приводящих в исполнение или принимающих решение областей мозга (корковых областей). Эти области отвечают за разграничение между событиями «здесь и сейчас» и теми, которые были «там и тогда». Когда схемы запускаются, происходящий в результате этого выброс гормонов стресса вызывает короткое замыкание в управляющих областях мозга, которые в норме делают возможной точность логических построений и ответной реакции. Если вы действуете из неявного состояния «там и тогда», на ваши реакции и принятие решений могут оказывать влияние события и эмоции прошлого, нежели то, что происходит в настоящем. И что хуже всего, вы даже не осознаете этого, потому что это происходит за кулисами, вне вашего сознания.

Например, у вас имеется схема покинутости в связи с непрекращающимися болезненными воспоминаниями исчезновения вашего отца, когда вам было шесть лет. Из-за этого вы можете оказаться особенно чувствительными к мысли о том, что люди могут оставить вас. Когда ваш муж говорит, что уезжает в командировку, вы начинаете чувствовать этот узелок небезопасности в своем животе. Вы переходите к выставлению необоснованных требований по поддержанию контакта и заверениям, что все хорошо. Это создает основу для сложных отношений, проблем, разрушающих доверие, и неудовлетворенности.

У всех нас есть, как правило, несколько схем. Они формируются в ответ на несовершенные и иногда травмирующие переживания из детства. Во многих случаях неприятные события, такие как насилие, невнимание, покинутость, хаос или же чрезмерный контроль становятся причиной наложения схемы на эмоциональную сферу ребенка. Это в сочетании с биологическими предрасположенностями или темпераментом в конечном итоге создает личность ребенка. Когда схемы приводятся в действие событием «здесь и сейчас» («Он на самом деле задел меня за живое»), нас могут переполнять неприятные ощущения на физическом уровне и мысли, полные предубеждений. Мы можем оказаться вовлеченными в саморазрушительное поведение.

18 ранних дезадаптивных схем

В этом разделе вы будете изучать свои схемы и их связь со схемами нарцисса. Чтобы начать свое личное исследование, давайте изучим 18 дезадаптивных схем, определенных Джеффри Янгом. По мере чтения представленного ниже материала посмотрите, можете ли вы идентифицировать схемы, которые кажутся верными в отношении вас; также присматривайтесь к схемам, которые могут оказывать влияние на вашего нарцисса. Чтобы это была схема, чувство должно быть впервые сформировано в вашем детстве или юношестве и нести преувеличенное ощущение реальности. Оно может иногда быть очень интенсивным, даже если его активируют какие-то определенные ситуации. Бо́льшую часть времени оно пребывает в дремлющем состоянии (материал ниже используется с любезного разрешения Джеффри Янга, доктора философии).

1. Покинутость/нестабильность. Ощущение нестабильности или ненадежности тех, кто доступен для поддержки и связи. Включает в себя ощущение того, что важные люди не смогут продолжать оказывать эмоциональную поддержку, давать связь или практическую защиту. Причина в том, что они эмоционально нестабильны (например, склонны к вспышкам гнева), ненадежны или их присутствие непредсказуемо; потому что они неизбежно умрут или покинут вас, предпочтя кого-то другого.

2. Недоверие/насилие. Ожидание, что другие будут обижать, грубо обращаться, унижать, обманывать, лгать, манипулировать или использовать вас. Обычно сюда примешано ощущение того, что вред носит намеренный характер или является результатом неоправданного и крайнего пренебрежения. Может включать ощущение, что вас всегда будут обманывать другие люди или что вам всегда достается все самое плохое.

3. Эмоциональная депривация. Ожидание, что другие не удовлетворят в нужной степени ваше желание нормального уровня эмоциональной поддержки. Существует три основные формы депривации:

• депривация заботы: отсутствие внимания, любви, теплоты или близких отношений;

• депривация эмпатии: отсутствие понимания, выслушивания, раскрепощенного общения или взаимного обмена чувствами с другими людьми;

• депривация защиты: отсутствие силы, направления или руководства от других.

4. Неполноценность/стыд. Чувство, что вы неполноценный, плохой, нежеланный, третьесортный или негодный в существенных вопросах. Вас не будут любить важные для вас люди, если вы обнажитесь. Может включать в себя гиперчувствительность к критике, отвергнутости и обвинению; смущение, сравнение и небезопасность в присутствии других людей; ощущение стыда в отношении того, что вы считаете своими недостатками. Эти недостатки могут носить личный (например, эгоизм, проявления злости или неприемлемые сексуальные желания) или публичный характер (такие как нежелательная внешность или неловкость в обществе).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Книги, которые не были переведены на русский язык, представлены в тексте с оригинальным названием. – Примеч. ред.

2

Фрейминг – своеобразная форма подачи информации. Так, одно и то же выражение может быть представлено как в негативном, так и позитивном свете. – Примеч. ред.

3

Сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности (психофизиологические или социальные). – Примеч. ред.

4

«Обучение длиною в жизнь». – Примеч. пер.

5

Когниция – процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием. – Примеч. ред.

6

Триггер – толчок, запускающий в действие автоматические эмоциональные реакции. – Примеч. ред.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги