Таким образом, идеальным обществом будет то, в котором низшие классы (дикари и городские низы) отсутствуют. Такое общество будет полагаться на середнячков, которые, с одной стороны, способствуют прогрессу материально и идеально (распространение знаний), с другой, – не создают косвенных проблем для общественного развития.
Далее стоит вопрос о соотношении числа интеллигентов и числа умных. Зависимость здесь складывается из спроса на развитие идей. Если интеллигентов будет очень много, а умных не хватать, то многие идеи останутся неразвитыми. Если умных будет слишком много, а интеллигентов мало, то общественный прогресс замедлится и специализируется на каких-то областях знания (где нет дефицита интеллигентов). В других областях прогресс остановится. Поскольку интеллигенты только делают фундаментальные открытия, а умные их развивают, то умных должно быть гораздо больше, чем интеллигентов.
Соотношение числа умных и середнячков зависит от многообразия и глубины знаний. Если в обществе много умных, которые развивают идеи интеллигентов, то и середнячков должно быть много, поскольку будет много технологий, которые будут нуждаться в материализации и распространении.
Таким образом, можно выявить геометрическую зависимость между численностью высших классов. Интеллигентов должно быть немного, но достаточно, чтобы общество развивалось во всех областях знаний. Умных должно быть больше, чем интеллигентов, но в той степени, в какой идеи интеллигентов могли развиваться, и умные не сидели бы без дела.
Зависимость между численностью умных и середнячков также геометрическая – чем больше умных, тем больше требуется середнячков. Но в этой связи также следует помнить, что середнячки занимаются преимущественно физическим трудом, в то время как умные – преимущественно интеллектуальным. Это обстоятельство вносит коррективы в соотношение классов. Те умные, которые уже стали консерваторами, перестают развивать идеи и начинают выполнять функции середнячков: распространение (преподавание) и реализацию знаний (обычный интеллектуальный труд, например, оказание юридических услуг)45. Поэтому в расчётах оптимального соотношения численности классов необходимо учитывать и коэффициент соотношения умных двух видов.
Читателю может показаться, что эти рассуждения слишком сложными для восприятия. Что ж, могу только согласиться с этим. Я только хотел найти зависимости между численностью классов и эффективностью (скоростью) общественного прогресса. По большей части эти рассуждения адресованы скорее тому самому «умному», кто взвалит на себя столь титанический труд, чтобы математически описать эти зависимости и на их основе разработать рекомендации по регулированию численности классов. Все остальные читатели могут представить пирамидку, в основании которой находятся середнячки, выше – умные, а на самой верхушке – немногочисленные интеллигенты. Такое упрощение нисколько не повредит дальнейшему пониманию книги.
Само же регулирование численности классов нужно лишь в том случае, когда функционирование естественных механизмов ранее было затруднено, например, в результате диктатуры, массовых репрессий против интеллигентов и умных, кровопролитных войн и других социальных катастроф. Не трудно догадаться, что в этих случаях численность классов искусственно искажена, а значит, может быть также искусственно восстановлена до нормы.
В естественном состоянии, а под таким я понимаю отсутствие вмешательства человека, численность классов и их соотношение регулируется автоматически. Стоит также помнить о том, что если общество не находится в изоляции, то избыток или недостаток в тех или иных классах общества может устраняться или восполняться посредством миграции. Но об этом будет отдельное рассуждение.
Независимо от того развивается общество естественным путём или численность классов нуждается в регулировании, так или иначе переход индивида из одного класса в другой связано с изменением механизма его мышления, а это возможно лишь в результате действия средств социальной мобильности.
Каждое из средств социальной мобильности обладает определёнными эффектами, за счёт воздействия которых и происходит социальная мобильность. Например, эффект коллектива предполагает нахождение в одном месте и взаимодействие индивидов из разных классов. Общаясь, они могут попытаться перенять образ жизни и механизм мышления индивида из вышестоящего класса и тем самым сами перейти в него.
В следующих главах я рассмотрю каждое из выявленных мной средств социальной мобильности, а в приложении можно будет ознакомиться с игрой, как отдельным средством.
Глава 2. Город
Города можно назвать одним из лучших изобретений человечества. Конечно, города как таковые никто не изобретал, однако их появление стало мощным толчком в развитии всего общества.
Изначально в городах селились те, кто не был занят земледелием – торговцы, ремесленники, знать, а также все те, кто работал на них. Я уже писал, что именно благодаря этим категориям населения общественный прогресс и происходил, крестьяне (дикари) не участвовали в нём.
Шли года, города меняли свой облик, кучки лачужек превратились в сияющие стеклом и сталью мегаполисы. Но современный город – это не только комфортные условия проживания, бульвары, асфальтированные дороги и мощёные плиткой тротуары, но и место проживания большинства населения мира. Если считать вместе с пригородами, окологородскими посёлками и иными поселениями, которые в этом исследовании я буду считать частью города, то доля горожан станет не просто большей, но и подавляющей.
Как я уже отметил выше, в городе проживают представители всех классов, за исключением дикарей. Такое соседство положительно влияет на умственный прогресс индивидов. Я уже описал несколько примеров такого влияния, например, городские низы видят, как хорошо живут другие классы и сами хотят стать такими как они. Здесь же следует дополнить свою мысль. Город, хотя и делится на районы, о которых я скажу ниже, всё же более-менее однороден. Публичные учреждения, такие как школы, университеты, магазины, парки и т. д. оказывают свои услуги всем горожанам, независимо от того, к какому классу они относятся. Из-за этого представители разных классов ежедневно сталкиваются друг с другом, они взаимодействуют и неосознанно влияют друг на друга, что способствует их умственному развитию.
Наибольшее взаимодействие происходит в так называемых центрах городов. Это районы, застроенные преимущественно офисами и административными зданиями. В центрах городов есть главные площади, парки, набережные и пешеходные улицы. Они являются самыми благоустроенными зонами города и самыми привлекательными общественными пространствами. В центре находятся офисы, где взаимодействуют середнячки и умные, дорогие магазины, где работают середнячки и городские низы, университеты, где обучаются все классы, за исключением дикарей. Центры городов привлекают туристов из других населённых пунктов и стран.
Помимо центра, город делится на индустриальные и жилые районы. Про индустриальные районы, застроенные заводами, я расскажу в главе о работе. Здесь же следует остановиться на жилых зонах.
Если коллег и одноклассников не выбирают, то на выбор соседей человек повлиять может. В каждом городе можно выделить жилые зоны, в которых проживают люди разного достатка.
Городские низы обычно малоимущие, они проживают на окраинах городов в многоквартирных домах. Квартиры их небольшие по площади, дворы и подъезды не убраны. Часто встречаются элементы народного творчества вроде лебедей из шин или висящих на деревьях уродливых игрушек. Как ни странно, городские низы довольны и своим домом и своим двором. Они, может, и хотели бы квартиру получше (кто её не хочет?), но смена жилья вызывает у них всё тот же страх, что и у дикаря покинуть его деревню. На окраинах городов встречаются также и середнячки, обычно это молодые люди, не располагающие достаточными средствами, чтобы переехать в жильё получше.
Середнячки, помимо окраин, проживают ближе к центру, в «среднем поясе». Жильё в нём старое, но расположено ближе к работе, и транспортная доступность лучше. Дома середнячков многоэтажные, но значительную долю занимают также и малоэтажные дома. Дворы середнячков более ухожены, однако вместо площадок для прогулок, большую территорию занимают парковки. Середнячки деятельны и не лишены чувства прекрасного. Они любят украшать свои дворы и делают это со вкусом, иногда разбивают грядки и занимаются огородничеством. Они любят приватность, часто строят заборы.
Умные селятся в дорогом жилье – в центре или в пригороде. Их дома не просто место проживания, но ещё и место комфортного отдыха. Умные обладают доступом к расширенному перечню домашних услуг, могут самостоятельно нанимать дворников и ремонтные бригады. Если умный живёт в частном доме, то он благоустраивает его по своему вкусу, земельный участок используется как сад, а не как огород.
Интеллигенты, как я говорил ранее, могут жить где угодно: от замка до бочки. Но, где бы они ни жили, они всегда стараются преобразовать место жительства под себя, создать вдохновляющую атмосферу. Нередко они предлагают всевозможные варианты улучшения дворов, пытаются внедрить инновационные методы использования земельного участка, предлагают сделать открытую крышу, но часто получают отпор от других жильцов, особенно в вопросе затрат на такие улучшения.
Как видно, классы могут жить как вместе, так и изолированно друг от друга. Наибольшим соприкосновением обладают середнячки и городские низы, которые зачастую проживают в одних многоквартирных домах.
Я не просто показал здесь особенности проживания разных классов, я отметил места, где классы чаще всего и продолжительно взаимодействуют. Так, во дворе могут гулять вместе и дети городских низов, и дети середнячков. Это значит, что середнячки будут постоянно оказывать влияние на городские низы, тем самым побуждая последних развиваться умственно (например, через семью). Совместное проживание умных и середнячков развивает последних, они уже не просто следуют первым поверхностных суждениям, а просят совета у своих соседей-умных.
Таким образом, город объединяет различные классы и создаёт условия для их взаимодействия. Эффект коллектива в городе наиболее выражен как в масштабе, так и в силе воздействия. Наибольшее влияние он оказывает на городские низы, которые, с одной стороны, пытаются стать такими же состоятельными, как и другие горожане, но с другой, – им тяжело это сделать, они вынуждены подчиняться правилам города, а не силы. Другой эффект – эффект выхода из изоляции воздействует только на дикарей, да и то, только на тех, кто переехал в город на постоянное место жительства. Поскольку другие классы не находятся в изоляции, следовательно, этот эффект на них не распространяется.
Глава 3. Семья
Человек рождается в семье. В семье же и происходит его первичное формирование: закладываются основы механизма мышления и социального поведения. На страницах этого исследования я уже касался процесса формирования человека в семье, здесь же следует осветить вопросы влияния семьи на умственное развитие и возможность перехода из одного класса в другой.
Не все люди живут в семье: дети могут остаться без родителей, взрослый человек – без близких, старик – один. Потому многие из них пользуются услугами социальных учреждений, но их влияние не такое же, как у семьи, и я их рассмотрю отдельно.
Родившись, ребёнок обладает только инстинктами, но почти сразу начинает активно развиваться. Он смотрит на родителей и копирует их движения, поведение, чувства и эмоции. Можно привести много примеров того, как ребёнок, увидев, как его мать плачет, сам начинает плакать. Дети чрезвычайно восприимчивы и любознательны. Сначала они всё пробуют на вкус, затем постоянно допытывают родителей вопросами. Когда они встречают во дворе или в детском саду своих ровесников, то начинают учиться общаться с равными себе. Пока ребёнок полностью зависит от родителей, он, если можно так выразиться, им предан, то есть слушается и некритично воспринимает их ценности. Когда ребёнок встречается с другими детьми и учится социальному поведению, то он впервые начинает отождествлять себя с определённой группой детей, появляются первые «изгои» и те, кого не любят или над кем издеваются. Ребёнок на этом этапе, так или иначе, воспринимает ценности других семей (через их детей), иногда они вступают в противоречие с ценностями его семьи, но последние воспринимаются как правильные.
Когда ребёнок долгое время находится вне семьи, например, в детском саду, а позднее – в школе, то он уже чувствует свою независимость. Ценности его семьи уже не воспринимаются как неопровержимые истины, ребёнок выбирает те, которые более приятны. Когда ребёнок поступает в старшую школу, он уже почти не зависит от семьи; на этом этапе возникает много конфликтов между ним и родителями. Он хочет пойти своей дорогой, стать самостоятельным, а родители, наоборот, не хотят его отпускать и усиленно пытаются опекать. На этом этапе ребёнок склонен отвергать ценности родителей, как устаревшие и «глупые». Постепенно этот конфликт сглаживается: ребёнок и родители ведут себя как равные, но последние всё равно чуточку равнее.
Я не случайно привёл здесь краткую периодизацию взаимоотношений ребёнка и родителей. Полное согласие с родителями, конкуренция, соперничество и партнёрство – эти этапы не только позволяют показать, как развиваются взаимоотношения в семье, но и как родители влияют на детей.
Влияние родителей может быть как положительным, так и негативным. Положительным влиянием, здесь, я буду считать побуждение к умственному развитию ребёнка, негативным же, наоборот, торможение или деградацию.
На первом этапе крайне важно поддержать любознательность ребёнка. Отмашки или слова вроде «вырастишь поймёшь» оставляют любопытство неудовлетворённым. В этом случае ребёнок может заполнить пробел знаниями из других источников или своими рассуждениями. Нередко такие знания бывают бесполезными, но иногда и опасными.
На втором этапе, родителям следует внушать ребёнку, что не всё золото, что блестит. Ребёнок склонен выбирать привлекательный вариант перед разумным. Потому следует наглядно демонстрировать ему, что внешняя оболочка и содержание – не одно и то же. Именно на этом этапе, ребёнок переживает конфликт между разумом и чувствами. Важно помочь ему преодолеть его и сформировать приоритет разума над чувствами и содержания над формой.
Третий этап самый сложный для родителей, ребёнок не просто противопоставляет себя им, но и часто относится к ним враждебно. Любые предложения, даже самые разумные, воспринимаются в штыки. Здесь же следует позволить ребёнку действовать самостоятельно, попутно незаметно корректировать его поведение. Лучшим средством будет познакомить его с другом, который будет транслировать идеи родителей. Только надо помнить, что такой друг сам должен их разделять, в противном случае фальш быстро станет явной.
Теперь следует разобраться, какие ценности являются правильными и вредными. Я уже отметил, что главной целью общественного управления является стимулирование индивидов переходить в вышестоящий класс, то есть развиваться умственно. Семья здесь играет одну из важнейших ролей. С этой позиции цель семьи – повысить класс ребёнка. В крайнем случае – не понизить его. Но как же это сделать, если сами родители не смогли перейти в класс выше? На этот вопрос есть один ответ – задействовать людей из вышестоящего класса.
На первом этапе, родители сами должны воспринять ценности вышестоящего класса или хотя бы показывать это внешне ребёнку. На втором этапе соглашаться с мнением представителя вышестоящего класса, делать свой образ жизни непривлекательным для ребёнка. На третьем этапе, как я уже сказал, подобрать ребёнку друга из вышестоящего класса. Естественно, что всё это делать нужно не топорно, а искренне, в противном случае, все манипуляции родителей могут выйти боком.
Стоит отметить, что семья вряд ли сможет своими силами повысить класс ребёнка, она может только подтолкнуть последнего к такому переходу, дальше он сам, используя другие средства социальной мобильности, будет развиваться.
Худшее, что могут сделать родители – это бросить ребёнка на произвол судьбы, смотреть на него как на служку или попытаться сделать из него копию самих себя. Оставление ребёнка на произвол судьбы может привести к тому, что ребёнок станет замещать влияние родителей влиянием кого-нибудь другого. Иногда этот кто-то может быть выдающимся человеком и тогда ребёнку сильно повезёт. Но чаще всего детская наивность становится маяком для всевозможных преступников.
Ребёнок – не служка, даже наоборот, это родители должны служить ему до тех пор, пока он не достигнет совершеннолетия. Родители должны воспитывать ребёнка, превращение его в раба не только противно природе, но и препятствует его развитию.
Но чаще всего встречается другой вариант неправильного воспитания детей – стремление сделать из ребёнка свою копию или того, кем родитель хотел бы стать сам. Естественно, что подавляющее число родителей считает свой образ жизни самым правильным, а потому стремится навязать его ребёнку. Особенно такого подхода придерживаются недалёкие люди. Мне известен пример одной полудурошной мачехи, которая разбила ноутбук пасынка за то, что тот занимался музыкой и не шёл за стол обедать. В итоге, пасынок, который демонстрировал зачатки интеллигента, из-за этой клерикалички отправился не за стол, а в армию и сидит теперь в окопе. Этот пример настолько меня впечатлил, что я просто не мог не рассказать о нём. Здесь видна вся драма вселенского масштаба – великое противостояние разума и творчества против всеразрушающей тупости.
Другой пример более распространён в приличных семьях (обычно середнячков). Родители чего-то не смогли добиться и потому хотят, чтобы их ребёнку это удалось. Они отдают ребёнка в спортивные секции, записывают в кружки, мучают иностранными языками. Естественно, что толку от этого будет никакого, но вот вред психике ребёнка гарантирован. В этой связи следует дать такую рекомендацию – пусть ребёнок сам выберет себе занятие, а от родителя требуется только одно – сказать «Будь первым!».
Сложнее обстоит вопрос о влиянии состава семьи на умственное развитие ребёнка. Речь идёт об однополых семьях. К последним я отношу не только тех, где родители одного пола, но и тех, где существует известная триада «мама, бабушка и я – однополая семья» (неполная семья). В неполных семьях ребёнок подпадает под однобокое влияние какого-то пола, например, женского (мама и бабушка). Если ребёнок – мальчик, то ему будет трудно воспринимать мировоззрение мужчины от женщин, соответственно, он может заимствовать некоторые женские черты поведения. Отсюда могут развиться комплексы и возникнуть препятствия для умственного развития. Относительно влияния однополых семей в собственном смысле этого слова, то у нас пока достаточно мало эмпирических исследований посвящённых этому вопросу. Возможность проведения аналогии между неполной семьёй и однополой также не служит достоверным способом получения объективных сведений. Однако, можно лишь предположить, что однобокое воспитание в однополой семье сходно с воспитанием в семье неполной.
В семье не только родители влияют на детей, но и дети на родителей, хотя и в меньшей степени. Если ребёнок достиг успеха, в том числе перешёл в другой класс, то он может попытаться помочь своим родителям. Такая помощь может быть двух видов – через предметы и через средства социальной мобильности. Примером первого варианта может служить покупка сложной электроники, например смартфона. Родитель будет вынужден не только думать, как управляться с новым телефоном, но и невольно станет использовать различные приложения, например, будет смотреть образовательные передачи в интернете. Примером второго варианта может служить совместная поездка в другой город или страну (средство социальной мобильности – путешествие). Сначала родитель будет всеми способами отпираться, затем, уже в другом городе, начнёт смотреть на всё с прищуром, но в последствие он так или иначе воспримет особенности нового места, возможно, даже заинтересуется путешествиями. В этом случае важно не пускать всё на самотёк и побуждать родителя к «активным» действиям.
Семья образуется не только на основе общей крови, но и в браке, как союзе двух людей, основанном на любви и взаимопомощи. Брак, как социальное явление следует отличать от регистрации брака, как юридического акта. Понятое дело, что закон никак не может повлиять на то, что два человека любят друг друга и живут вместе. Даже если определённые формы брака будут не только не регистрироваться, но и запрещаться, то такой запрет будет пустым. Следует помнить одну простую аксиому – воля человека не может изменить естественные законы. Если два человека любят друг друга, то государство и отдельные полудурошные граждане ничего с этим поделать не могут.
Но вернёмся к вопросу о браке, как средстве социальной мобильности индивидов.
Муж и жена влияют друг на друга, иногда кто-то из супругов доминирует и второй невольно подчиняется первому. Если супруги относятся к одному классу, то они обычно не развиваются, если не развивается один из супругов. Если брак заключили представители разных классов, то влияние в этом случае строится по правилам отношений между классами, которые я уже описал в предыдущей книге. Допустим, брак заключили умная и середнячок, то умная вряд ли воспримет теории заговора середнячка или его поверхностные рассуждения по тому или иному предмету, а вот середнячок может подтянуть свои знания в профессиональной области умной и, может, даже заинтересуется ей (профессией). В таком браке будет много споров (середнячки ведь не любят, когда их поправляют), но в целом умственное развитие супруга, пусть и медленно, но будет повышаться.
Таким образом, семья – это основной, но вовсе не самый эффективный способ социальной мобильности. Она может лишь побудить ребёнка повысить свой класс, а родителя или супруга чуть-чуть стать умнее. Часто семьи скорее консервируют развитие ребёнка, нежели побуждают его к развитию. Думаю, это вызвано, прежде всего, не нежеланием родителей, напротив – они желают ребёнку счастливого будущего, а скорее незнанием, как достичь этой светлой цели.
Семья воздействует на индивида посредством двух эффектов: воспитания и образования. Первый эффект подразумевает принятие членом семьи моральных и религиозных убеждений другого члена семьи, которые, как я писал выше оказывают серьёзное влияние на функционирование механизма мышления. Данный эффект воздействует больше на детей, чем на взрослых, поскольку последние уже сформировали свои моральные и религиозные представления.
Второй эффект – обучение. Он заключается в передаче знаний от одного члена семьи к другому. Данный эффект воздействует на всех членов семьи, а не только на детей, но последние, опять же, более ему подвержены, чем взрослые. При этом наибольшее влияние на социальную мобильность оказывают не просто знания о чём-то, а знания о том, как следует думать.
Глава 4. Образовательная система
Если вы хотите узнать уровень умственного развития какого-либо общества, посмотрите на его школы. Если их нет и в помине, то это страна населена дикарями, если они содержатся плохо, а учат в них лишь для галочки, то в такой стране преобладают городские низы и середнячки, если в школах учат ребёнка думать, то такая страна населена умными и интеллигенцией. Школы – это важнейший институт социальной мобильности, именно в них человек получает основные знания о мире, учится писать, считать и читать. Домашнее образование, как я уже писал, не может заменить полноценного школьного, где преподают профессионалы.
В школе, помимо получения первичных знаний, взаимодействуют все классы общества. Более того, городские низы и середнячки общаются с учителями, которые должны относится к классу умных. Отношения между учителем и учеником, как правило, властные, но власть учителя основывается не на каких-то формальных предпосылках, вроде советского «учитель всегда прав» или карательных методах, она основывается на уважении. Учитель должен понимать учеников, учитывать их возраст и приспосабливать образовательную программу под способности каждого из них. Но это идеал, к которому следует стремиться. Сегодня распространён другой вариант – уравнительная система, при которой подача материала осуществляется для всех одинаково. Уравнительная система имеет два следствия. Положительное – ученики не разделяются по умственным способностям и учатся вместе, тем самым происходит более тесное общение классов. Отрицательное – при уравнительной системе менее способные отстают от середины, а более способные, наоборот, не имеют возможности развивать свои навыки. Последнее затруднение несколько сглаживается посредством разного уровня заданий в учебниках, благосклонностью учителя к способным ученикам и поддержкой отстающих.