Книга Риски цифровизации: виды, характеристика, уголовно-правовая оценка - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Риски цифровизации: виды, характеристика, уголовно-правовая оценка
Риски цифровизации: виды, характеристика, уголовно-правовая оценка
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Риски цифровизации: виды, характеристика, уголовно-правовая оценка

Риски цифровизации: виды, характеристика, уголовно-правовая оценка

Монография

© Коллектив авторов, 2022

© ООО «Проспект», 2022

* * *

Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор Ю. В. Грачева

Авторы:

Грачева Ю. В., доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА);

Иванов С. А., руководитель подразделения информационной безопасности компании «Первый Бит»;

Маликов С. В., доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА);

Чучаев А. И., доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник, и. о. заведующего сектором уголовного права, уголовного процесса и криминологии Института государства и права РАН.


Рецензенты:

Коробеев А. И., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Дальневосточного федерального университета;

Воробьев В. В., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина.


Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-29-18158.

Введение

Увеличение деловой, социальной активности в киберпространстве, цифровая трансформация предпринимательской деятельности и деятельности государственных и муниципальных служб предопределяют актуальность рассмотрения вопроса трансформации права в условиях развития цифровых технологий. Прорывное развитие цифровых технологий приводит к появлению новых видов нематериальных и трансформации традиционных материальных активов, образованию важных прямых и обратных зависимостей между объектами виртуального мира (киберпространства) и реального мира. Значимость преобразований и их беспрецедентная динамика изменяют характер угроз имуществу, жизни и здоровью человека, работе организаций, социуму и государству.

Противодействие киберугрозам, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму не только ставит новые задачи перед специалистами по информационной безопасности, но и требует выработки механизмов правовой защиты, обладающих свойством оперативной актуализации в соответствии с изменениями характера и масштабов угроз. Такие механизмы позволят опережающими темпами реагировать на криминогенные угрозы безопасности личности, общества и государства в цифровой среде.

Для разрешения этой проблемы в настоящей монографии преследуется в первую очередь пропедевтическая цель – создание необходимого теоретического фундамента для последующего рассмотрения специальных уголовно-правовых вопросов. Проводится анализ технологий, образующих цифровую среду, и сфер жизнедеятельности, на которые инновационные технологии воздействуют или будут оказывать наибольшее влияние.

Угрозы цифровой среды, создающие опасность ущерба для человека, социума и государства, в пособии исследуются как совокупность причин и факторов, обусловленных применением цифровой технологии, от которой зависит вероятность нанесения ущерба, и сферы жизнедеятельности, определяющей характер и размер ущерба.

Глава I. Научно-технические направления, оказывающие наибольшее влияние на развитие цифровой среды

§ 1. Искусственный интеллект

Понятие. Искусственный интеллект (далее – ИИ) – это область научных знаний и технологий создания интеллектуальных машин и интеллектуального программного обеспечения. Также ИИ называют свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. Одной из ключевых особенностей интеллектуальных вычислительных систем является их способность приобретать знания посредством обучения (самомодификации) и применять эти знания для решения проблем.

Подобно тому, как человек использует свой мозг, чтобы учиться на новой информации, собранной органами чувств, ИИ учится на информации, передаваемой ему, например, в виде изображения или правил игры. Данная информация не только обрабатывается в соответствии с тем, как он запрограммирован, но и меняет сам алгоритм, при помощи которого ее обрабатывают. Процесс, при котором ИИ запрограммирован на автоматическое изменение собственного алгоритма, называется машинным обучением. Например, для идентификации кошки люди принимают во внимание форму и физические характеристики и сверяют это со знаниями о том, кто такая кошка, основываясь на воспоминаниях и опыте. Обучение человека естественным образом включает в себя построение абстрактных представлений, т. е. человек может распознать кошку, даже если видит только задние лапы и хвост или видит рисунок с кругом, обозначающим голову, и двумя треугольниками, изображающими уши. Для того чтобы ИИ мог идентифицировать кошку, в систему нужно внести миллионы изображений кошек и обучить ее распознавать определенные группы пикселей – наименьших единиц изображения, которые создают форму кошки. Впервые такое обучение ИИ было проведено компанией Google в 2012 г. с использованием технологии, известной как Deep Learning, в целях построить программу, которая может распознавать изображения с кошками. В программе изначально не задавались правила, согласно которым у кошек четыре лапы, хвост, два уха и т. д., но, поскольку изображения на обучающих данных были помечены как содержащие или не содержащие кошек, программа смогла самостоятельно создать визуальную концепцию кошки. Когда программе предоставлялось новое изображение, она с высокой точность была способна пометить его как «содержащий кошку» или нет. Искусственный интеллект Google получил информацию из изображений, научился идентифицировать кошек, а затем мог применять правила для решения вопроса о том, какие новые изображения содержат рисунок кошки. Несмотря на то, что в отличие от мозга человека ИИ на самом деле не знает, кто такая кошка, и не понимает этого, ему удалось создать абстрактное представление о том, что мы называем кошкой или, если точнее, «кошкой на изображении».

Существуют разнообразные методы машинного обучения: глубокое обучение с использованием нейронных сетей, обучение с подкреплением, обучение на основе статистических принципов. Многие программы ИИ применяются для анализа и обработки изображений или речи либо извлечения информации из них. Глубокое обучение зачастую необходимо для прогнозов, таких как медицинские диагнозы или возможное мошенничество с кредитными картами.

История. Старт развития искусственного интеллекта в современном его понимании произошел в 1950-х гг. XX в. и изначально предполагал решение сложных математических задач и создание «мыслящих машин». С самого начала сложились два конкурирующих подхода. Один – с применением формальных правил для манипулирования символами, логического подхода, не основанного на биологии. Этот подход получил название «старый добрый искусственный интеллект» (Good Old-Fashioned Artificial Intelligence, GOFAI). Сторонники второго подхода исходили из того, как работает мозг, и создавали «искусственные нейронные сети», базирующиеся на моделях, в основу архитектуры которых положена нейронная структура мозга.

В первые 20 лет GOFAI принес больший успех, что привело к значительному государственному финансированию. В реальных же условиях GOFAI не дал значимых результатов. Методология использования искусственных нейронных сетей не прошла проверку прикладными задачами и в 1970-х гг. финансирование исследований прекратилось, их количество уменьшилось, а сообщество ИИ сократилось. Через 10 лет, когда были усовершенствованы системы GOFAI и нейронные сети, решение задач, считавшихся ранее неразрешимыми, стало достижимым, и область ИИ снова стала казаться многообещающей. Однако надежды вновь не оправдались, и к 1990 г. количество исследований ИИ снова сократилось. Успех к рассматриваемой технологии пришел в начале 2000-х гг., что было обусловлено рядом значимых факторов:

– прогрессом методологии Deep Learning, модели решения задач, вдохновленной биологическими свойствами нейронных сетей;

– возможностью использования огромных объемов данных, ставших доступным в настоящее время;

– возросшей вычислительной мощностью процессоров;

– возможность горизонтального наращивания мощности вычислительных комплексов.

Обладая большими массивами данных, современные нейронные сети ИИ зачастую превосходят человека в решении многих задач, например в распознавании образов, моделировании, играх. Такая эффективность ранее была недостижима для систем ИИ. При этом системы, обеспечившие технологический и научный прорыв, могут самообучаться.

Для проведения сравнительной оценки ИИ и человеческих возможностей в 1950 г. А. Тьюринг предложил то, что станет известным как «тест Тьюринга». До сих пор еще ни ода система ИИ не прошла такой тест. Согласно правилам этого теста ИИ должен обрабатывать естественный язык, уметь учиться на разговорной речи и помнить сказанное, сообщать идеи человеку и усваивать общие понятия, отображая то, что мы называем здравым смыслом. Первым таким предложенным тестом стала игра, в которой участвуют мужчина, женщина и следователь. Задача следователя (ИИ) состоит в том, чтобы определить, кто из участников мужчина, а кто женщина. Невыполнимость по настоящее время теста Тьюринга связана с простым вопросом: попадает ли, в принципе, эта способность системы казаться разумной в область вычислимых проблем? Повсеместное распространение ИИ в виде голосовых помощников, систем распознавания изображений, голоса, автоматического перевода могут создать иллюзию того, что ИИ уже скоро достигнет уровня человеческого интеллекта. Однако ИИ нуждается в огромном количестве данных, чтобы учиться, в отличие от нашего мозга, который может учиться на разовом опыте, выстраивать заключения из одного-единственного события. Для поступательного развития ИИ необходимо дальнейшее углубление знаний об основных принципах функционирования мозга и о видах биологических сокращений, посредством которых человеческий мозг выполняет задачи. Несмотря на недостижимость идеала, повсеместное распространение методологии ИИ дает ощутимую пользу для решения специальных задач.

Технологии искусственного интеллекта. Искусственный интеллект характеризуется в первую очередь задачами, которые он предназначен решать, но некоторые технологии и методологии ассоциируются именно с технологическим решением ИИ к ним относят машинное обучение, биологическое моделирование, представление и использование знаний, дополненный интеллект, чат боты, системы управления ИИ и другие.

Машинное обучение является обширным подразделом ИИ, изучающим методы построения алгоритмов способных обучаться. Различают два типа обучения: по прецедентам (или индуктивное обучение), которое основано на выявлении общих закономерностей по частным эмпирическим данным; дедуктивное (или машинное) обучение, предполагающее формализацию знаний экспертов и перенос этих знаний в компьютер в виде базы знаний.

Машинное обучение находится на стыке математической статистики, методов оптимизации и классических математических дисциплин, но имеет также собственную специфику, связанную с проблемами вычислительной эффективности и переобучения. Многие методы индуктивного обучения разрабатывались как альтернатива классическим статистическим подходам. Многие методы тесно связаны с извлечением знаний и интеллектуальным анализом данных (Data Mining).

Машинное обучение не только математическая, но и практическая, исследовательская дисциплина. Чистая теория, как правило, не приводит к созданию методов и алгоритмов, полностью готовых к применению на практике. Чтобы заставить модель данных эффективно работать необходимо ее уточнять, выявлять дополнительные эвристики, компенсирующие несоответствие первоначально сделанных предположений условиям реальных задач. Практически ни одно исследование в машинном обучении не обходится без эксперимента на модельных или реальных данных, подтверждающего практическую работоспособность метода.

Выделяют следующие области машинного обучения:

Обучение с учителем – задачи, в которых требуется найти зависимость ответов от описаний, т. е. построить алгоритм, принимающий на входе описание объекта и выдающий на выходе ответ. Под учителем в данном случае следует понимать либо саму обучающую выборку, либо того, кто указал на заданных объектах правильные ответы. В рамках этого раздела машинного обучения могут решаться задачи классификации, регрессии, ранжирования и прогнозирования.

Задача классификации, т. е. определения отношения объекта к той или иной заранее заданной группе объектов актуальна в коммерческой деятельности (классификация клиентов и товаров в целях оптимизации маркетинговых стратегий, стимулирования продаж, сокращения издержек), сфере телекоммуникаций (классификация абонентов для определения уровня лояльности и предпочтения при выборе услуг оператора), медицине и здравоохранении (в целях диагностики заболеваний, классификации населения по группам риска), банковской сфере (для кредитного скоринга, отнесения человека к той или иной группе, что позволяет определить вероятность возврата кредита и вычислить размер допустимой суммы кредитования).

Задача регрессии – определение прогнозного числового значения решает такие прикладные задачи как прогнозирования спроса (дает количественную оценку спроса на тот или иной товар или вид товара), прогнозирования доходности акций по совокупности предоставляемой информации о деятельности компании, конкурентов, рыночной конъюнктуре, погодных и политических условиях и т. д., изучение структуры и постатейных размеров издержек производства на основе данных прошлых периодов и изменений, что позволяет прогнозировать регулярные расходы, проведение макроэкономических расчетов, в которых учитывается большое количество факторов, прогнозирование даты возврата кредита.

Задача ранжирования ставит целью сортировку объектов по значениям некоего характеризующего их показателя. Выбор показателя для ранжирования система определяет автоматически. В некоторых случаях задача ранжирования решается без выделения конкретного показателя за счет последовательно определения «соседей». Задача ранжирования применяется в информационном поиске, например, при сортировке в поисковых системах результатов поиска по «релевантности» – условному значению, определенному системой; в рекомендательных системах (в частности, на основе ранее прослушанных композиций предоставляется совет о том, какую песню или стиль система рекомендовала бы прослушать в порядке убывания рекомендательного индекса).

Задача прогнозирования ставится с целью спрогнозировать свойства объекта на основе данных за прошлые периоды. На примере желания снять наличные денежные средства в банкомате задача прогнозирования позволяет определить время и объем спроса на наличные денежные средства в банкоматах, установить необходимую численность персонала для обработки обращений клиентов во время штатной и пиковой нагрузки, спрогнозировать качество продукции по данным о производственном процессе, качестве исходного материала и квалификации персонала.

Обучение без учителя – в этой методологии система ИИ должна быть способна не просто отнести объект к той или иной группе, а без дополнительной информации самостоятельно выделить такие группы и затем определять принадлежность к ним объектов. По методологии обучения без учителя решаются задачи кластеризации, ассоциативных правил, фильтрации выбросов, сокращения размерности, заполнения пропущенных значений и др.

Задача кластеризации заключается в том, чтобы сгруппировать объекты в кластеры, представляющие собой сравнительно однородные группы объектов. К задаче кластеризации сводятся:

– анализ социальных сетей в разных сферах жизни общества для проведения исследований;

– оценка политических предпочтений сегментов аудитории в разных регионах, социальных и демографических группах;

– прогнозирование политической активности и акций на основе выявления поведенческих паттернов;

– агитация, т. е. распространение информации о кандидатах, данные о которых гражданин еще не рассматривал, но разделяет ценности партии кандидата;

– определение центров формирования общественного мнения;

– выбор популярных личностей среди лояльных к бренду людей в целях повысить эффективность кампаний при помощи информационных вирусных технологий, побуждающих распространять сведения о продуктах и компании саму аудиторию, которой она предназначена;

– поиск подходящих кандидатов в сотрудники компании по данным резюме и историй успеха сотрудников, которые уже плодотворно работают в компании;

– подбор сотрудников для какого-либо проекта;

– повышение эффективности командообразования на основе подтвержденных личных и профессиональных качеств;

– фокусировка рекламных кампаний на конкретном сегменте целевой аудитории;

– выявление латентных, не выражаемых явно потребностей покупателей, которые не ищут товар в интернете и не обращаются в магазины, но в общедоступных сообщениях (постах), группах, в которых состоят эти пользователи, оставляют информацию о своих намерениях или предпочтениях;

– определение кластеров коррумпированности – связей бизнеса и представителей власти.

Задача поиска ассоциативных правил – определение часто встречающихся наборов объектов в большом множестве таких наборов. Прикладные задачи, решаемые установлением ассоциативных правил:

– изучение событий, выявление причинно-следственных связей в поведении поставщиков, покупателей, сотрудников, инвесторов, конкурентов и иных лиц, оказывающих или могущих оказать влияние на компанию;

– анализ покупательской корзины – определение сочетаний товаров, пользующихся стабильным спросом, в целях оптимизировать поиск наборов покупателями;

– стимулирование спроса за счет формирования дополнительных предложений, проведения эффективных маркетинговых акций, продвигающих среди аудитории дополнительные товары.

Задача фильтрации выбросов – обнаружение в обучающей выборке небольшого числа нетипичных объектов. К задаче сводятся проблемы

– обнаружение мошенничества, т. е. выявление аномальных финансовых показателей по выручке или объему продаж, что помогает обнаружить факт кражи денежных средств или передачу информации конкурентам;

– обеспечение информационной безопасности. В частности, аномальное время работы сотрудника или его нетипичные действия дают возможность установить факт инсайдерской деятельности либо идентифицировать несанкционированный доступ к информационной системе;

– выявление ошибок при экономических расчетах, т. е. фильтрация выбросов привлекает внимание к ошибочно введенной в ручном режиме информации за счет определения ее нетипичности или отсутствия смысла.

Задача сокращения размерности заключается в том, чтобы при помощи некоторых функций преобразования перейти к наименьшему числу признаков объекта, не потеряв при этом никакой существенной информации. Решение задачи дает возможность оптимизации:

– производственных процессов – благодаря выявлению действий, не влияющих на эффективность;

– расходов на содержание сложных систем;

– использования вычислительных ресурсов.

Задача заполнения пропущенных значений – замена недостающих значений в матрице «объекты-признаки» их прогнозными значениями. Метод замены используется в социальных исследованиях, когда данные собираются не в полном объеме; для восстановления данных при сбоях или преднамеренном уничтожении; при прогнозировании удовлетворенности от продукта на основе данных по другим продуктам и другим потребителям.

Кроме обучения с учителем и без учителя, в машинном обучении применяются и другие методы:

Обучение с подкреплением – процесс, при котором происходит обучение модели, не имеющей сведений о системе, но обладающей возможностью производить действия в ней. Действия переводят систему в новое состояние, и модель получает от системы некоторое вознаграждение. Подобное обучение используется:

– в управлении роботами при выполнении таких задач, как манипулирование предметами, навигация в загруженном пространстве, поиск устойчивого положения предмета;

– в управлении технологическими процессами;

– при персонализации показов рекламы в интернете;

– в управлении ценами и ассортиментом в сетях продаж;

– при маршрутизации в телекоммуникационных сетях.

Частичное обучение занимает промежуточное положение между обучением с учителем и без учителя. Пример прикладной задачи – автоматическая рубрикация большого количества текстов при условии, что некоторые из них уже отнесены к каким-то рубрикам. Такая задача стоит при работе с большими объемами текстовых данных экономистами и юридическими службами, а также в научной деятельности.

Динамическое обучение возможно как с учителем, так и без него. Специфика такого обучения состоит в том, что информация о состоянии объектов поступает потоком и требуется немедленно принимать решение по каждому прецеденту, одновременно доучивая модель зависимости с учетом новых прецедентов. Как и в задачах прогнозирования, здесь существенную роль играет фактор времени.

Метаобучение отличается от методов тем, что прецедентами являются ранее решенные задачи обучения. Требуется определить, какие из используемых в них приемов работают более эффективно. Конечная цель – обеспечить постоянное автоматическое совершенствование алгоритма обучения с течением времени.

Биологическое моделирование искусственного интеллекта. Биокомпьютинг, или квазибиологическая парадигма (Biocomputing), – это биологическое направление в ИИ, сосредоточенное на разработке и использовании компьютеров, которые функционируют как живые организмы или содержат биологические компоненты, так называемые биокомпьютеры. В отличие от понимания ИИ, когда исходят из положения о том, что искусственные системы не обязаны повторять в своих структуре и работе структуру и протекающие в ней процессы, присущие биологическим системам, сторонники биокомпьютинга считают, что феномены человеческого поведения, способность человека к обучению и адаптации есть следствие именно биологической структуры и особенностей ее функционирования. Биокомпьютинг позволяет решать сложные вычислительные задачи, организуя вычисления при помощи живых тканей, клеток, вирусов и биомолекул. Часто используют молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты, посредством которых создают ДНК-компьютер. Биопроцессором также могут служить белковые молекулы и биологические мембраны. Например, на основе бактериородопсин-содержащих пленок создают молекулярные модели перцептрона.

Представление и использование знаний. Представление знаний (ПЗ), или Knowledge Representation (KR) – это область ИИ, в которой изучают то, как могут быть представлены знания и факты о мире и какие рассуждения могут быть сделаны с этими знаниями. Проблематикой ПЗ является возможность представления знаний таким образом, чтобы они были достаточными (в полном объеме содержали знания, необходимые для решения проблемы); не избыточными (компактными, естественными, пригодными для эффективных вычислений); способными выразить особенности проблемы; могли компенсировать недостаточную точность представляемых данных и обеспечить приемлемое время вычислений.

Для решения этих задач используется методология инженерии преставления знаний, в которых выделяют:

– декларативные знания, основанные на понятиях, фактах и объектах. Они дают всю необходимую информацию о проблеме в виде простых истинных или ложных утверждений;

– процедурные знания – правила, стратегии, программы и процедуры. Они описывают то, как проблема может быть алгоритмически решена, и шаги на пути ее решения;

– эвристические знания, накапливаемые интеллектуальной системой в процессе ее функционирования, а также заложенные в ней априорно, но не имеющие статуса абсолютной истинности в данной проблемной области. Обычно эвристические знания связаны с отражением в базе знаний неформального опыта решения задач. Эвристические знания основаны на правиле «большого пальца», т. е. на отказе от очевидно неприемлемых вариантов. Эвристические представления полезны для управления процессом рассуждения. При этом представление знаний базируется на стратегиях решения проблем в соответствии с опытом преодоления прошлых проблем, которым обладает эксперт;

– метазнания, дающие представление о других типах знаний, которые подходят для решения проблемы. Это «знания о знании», о том, как оно устроено и структурировано; «знания о получении знаний», т. е. приемы и методы познания (когнитивные умения) и оценка возможностей работы с ним. Иными словами, метазнания объединяют знания о способах использования знаний и знания о свойствах знаний. Задача применения метазнаний состоит в повышении эффективности решения проблем посредством правильного процесса рассуждения;