Книга Правовой статус личности - читать онлайн бесплатно, автор Э. Ю. Балаян
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Правовой статус личности
Правовой статус личности
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Правовой статус личности

Э. Ю. Балаян

Правовой статус личности

2-е издание

* * *

© Балаян Э. Ю., 2018

© Балаян Э. Ю., 2022, с изменениями

© ООО «Проспект», 2022

Предисловие

Настоящее учебное пособие предназначено для обеспечения учебного процесса, реализуемого на основании рабочих программ дисциплины «Правовой статус личности», разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальности 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность» (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 № 1058), направлению 40.04.01 «Юриспруденция» (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 № 1451), «Юриспруденция» (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 № 1011), образовательными программами и учебными планами.

Учебно-методический материал курса ориентирован на достижение основной цели изучения дисциплины, предполагающей овладение обучающимися знаниями о правах, свободах, обязанностях человека; получение навыка применения внутригосударственных и международно-правовых норм по правам человека в законодательной и правоприменительной практике Российской Федерации, а также формирование умений и необходимых профессиональных компетенций в области защиты прав человека в современном правовом, демократическом, социальном государстве.

Поскольку предметом дисциплины являются генезис, эволюция и современное состояние отечественной, зарубежной теории и практики правового статуса личности, то структурно и содержательно учебный курс включает тематические блоки, охватывающие стержневые институциональные вопросы (в проблемном изложении) правового статуса личности и механизмов защиты прав человека: теоретические представления о правах и свободах человека как высшей ценности; проблемах взаимодействия личности и государства в контексте их защиты; сущности и классификации прав и свобод человека; внутригосударственных механизмах соблюдения и защиты прав человека; международных институтах защиты прав человека; проблемах реализации и защиты прав человека в условиях современной глобализации.

При успешном и полном освоении учебной дисциплины «Правовой статус личности» планируется приобретение обучающимися необходимого объема профессиональных компетенций:


Знать:

• понятие и виды правового статуса личности;

• закономерности и особенности признания и закрепления правового статуса личности;

• конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации;

• механизмы гарантирования соблюдения и защиты прав и свобод человека государственными органами при осуществлении своих функций;

• иные внутригосударственные механизмы соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

• содержание международных норм и механизмов международной защиты в области прав человека;


уметь:

• осуществлять эффективный поиск информации по вопросам правового статуса личности; анализировать и выявлять существенные черты процессов, явлений и событий в сфере соблюдения и защиты прав и свобод человека;

• реализовывать нормативные правовые акты, регулирующими правовой статус личности в Российской Федерации; содействовать гражданам в анализе правовых последствий и возможностей;

• применять правовые нормы Конституции Российской Федерации, законов и других нормативных правовых актов для регулирования правового статуса личности;

• оценивать правовые явления и отношения, формулировать выводы и предложения на основе их анализа в сфере защиты прав человека, давать разъяснения правовых возможностей и их последствий в сфере закрепления, соблюдения и защиты прав, свобод и обязанностей человека;

• готовить правоприменительные акты и совершать юридические действия в сфере соблюдения и защиты прав человека в точном соответствии с законодательством Российской Федерации;

• анализировать содержание проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;


владеть навыками:

• анализа социально значимых процессов по вопросам правового регулирования правового статуса личности;

• толкования и применения законодательства Российской Федерации по правовому статусу личности;

• юридически правильной квалификации фактов, событий и обстоятельств; принятия оптимальных управленческих решений по отношению к личности;

• обеспечения соблюдения требований правовых норм по соблюдению и защите прав личности.

Предлагаемое учебное издание поможет обучающимся при подготовке к практическим (семинарским) занятиям и итоговому контролю по изучаемой дисциплине.

Структура изложения материала в виде небольших по объему параграфов позволит легко усвоить материал и быстро повторить изучаемый курс. Контрольные вопросы помогут в процессе самоконтроля и закреплении полученных знаний. Текст учебного пособия изложен с учетом общепризнанных норм международного права по правам человека, действующего законодательства Российской Федерации, практики его применения и принятых в современной юридической науке парадигм.

Материал учебного пособия может заинтересовать аспирантов, преподавателей юридических институтов и факультетов, а также всех тех, кто интересуется проблемными аспектами соблюдения и защиты прав и свобод человека.

Раздел 1

Права и свободы человека как высшая ценность

Тема 1

Исторический экскурс по проблемам взаимодействия личности и государства в контексте защиты прав человека

В современном мире права и свободы человека гармонично вплетены в жизнедеятельность общества, общественные отношения, различные формы бытия индивида. Эти общечеловеческие ценности являются получившими нормативное выражение формами регламентирования взаимоотношений и связей людей, согласования их деятельности и поведения, предотвращения противоречий и споров, посредством которых в обществе и государстве обеспечивается свободное и совместное существование и деятельность всех членов общества.

Такие права человека, как право на жизнь, право неприкосновенности достоинства, право свободы мысли, совести, вероисповедания, защиты от незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь, свободного выбора труда, а также право участия в делах управления государством являются необходимым условием обеспечения жизнедеятельности человека в современном обществе и должны признаваться, обеспечиваться и защищаться государством.

Кроме указанных, в данном исследовании будем опираться на такие понятия как «реализация», «гарантирование», «охрана» прав человека и др. В этой связи необходимо внести ясность в указанные понятия и проблему их соотношения. Очевидно, что они тесно связаны между собой, однако их содержательная нагрузка неодинаковая.

Во-первых, признание основных прав и свобод человека и гражданина предполагает закрепление общепризнанных норм международного права[1], а также вытекающих из естественного права неотчуждаемых прав и свобод в конституции и других законах государства. В данном контексте, исходное то, что упор должен делаться на конституционное признание достоинства и прав человека как высшую и неотъемлемую ценность и как непосредственно действующее право. В юридической литературе понятие «реализация права»[2] содержит формы фактического осуществления положений правовых норм в поведении участников общественных правоотношений[3]. А обеспечение прав человека рассматривается как система гарантий их реализации, то есть, совокупность таких общих условий и специальных средств, обеспечивающих их правомерную реализацию и стремящихся исключить или свести к минимуму нарушения права[4].

Из вышесказанного следует, что реализация прав человека – более емкое и широкое понятие, поскольку включает в себя стадию обеспечения прав и свобод человека как создание необходимых условий для осуществления того или иного права. Можно сказать, что обеспечение прав человека по отношению к их реализации играет вспомогательную роль. Вместе с тем реализация охватывает также стадию осуществления требований и возможностей права, что выражается в действиях людей по претворению норм права в жизнь (так называемая непосредственная реализация). Таким образом, реализация прав и свобод человека содержит не только их обеспечение (систему гарантий), но и систему действий и поступков людей по претворению в жизнь норм права.

В этой связи достойно внимания то обстоятельство, что обеспечение прав и свобод человека охватывает не только систему гарантий, возникающих на стадии охраны, то есть этап правомерной реализации этих прав и свобод[5], но и этап защиты, когда нарушаются права и свободы человека. Обеспечение нарушенных прав в этих случаях осуществляется путем их восстановления, с одной стороны, и привлечения виновных к ответственности – с другой[6].

Обобщая сказанное, можно отметить, что обеспечение прав и свобод человека содержит систему гуманитарных правозащитных механизмов, судебных, юрисдикционных и иных гарантий их охраны и защиты. В связи с этим считаем необходимым особо подчеркнуть, что права человека, гарантирование их реализации обусловливают смысл законов, характер их применения, а также сущность и содержание деятельности законодательной и исполнительной власти[7].

При этом защита прав человека предполагает такую систему действий, которая направлена на предотвращение незаконного нарушения и ограничения прав, свобод и интересов личности, предупреждение этих нарушений и ограничений, а также возмещение причиненного физического, морального, материального и профессионального вреда[8]. Защита прав человека и контроль над выполнением полномочий органами государственной власти в данном вопросе является задачей правосудия.

Признанный международным сообществом и закрепленный конституциями многих современных государств, признанный комплекс прав человека и гражданина – результат длительного исторического становления таких критериев, которые в современном гражданском обществе признаются и охраняются как высшие ценности. Вместе с тем, основанные на принципе свободного выбора поведения и формального равенства, права и свободы человека являются важнейшими факторами развития общества. Причем преимущественно этим обусловлен характер государства, так как права человека и гражданина – ограничители всегосподства государственной власти.

Однако от момента формирования идеи прав человека до конституционного закрепления их современного комплекса, признания и защиты государством человечество прошло долгий и трудный путь. По этой же причине к содержанию прав человека и значению их в обществе необходимо применить конкретно-исторический подход. Задача в том, что конституционная история человечества, прежде всего, история развития конституционно-правового статуса человека и гражданина, так как отсюда берут начало основы взаимоотношения человечества, общества, государства, а также демократии и прав человека[9].

Проблема взаимоотношений государства и индивида всегда была и продолжает находиться в ряду важнейших проблем научно-правовой мысли. Она имеет многовековую историю, и каким бы ни было государство по своей сущности, «какой бы режим в нем ни господствовал – взаимодействия человека и государства всегда представляли интерес не только теоретический, религиозный, философский, но и прикладной, поскольку без учета этого взаимодействия, невозможно было установить в обществе порядок, необходимый для господствующей элиты и для демократически избранных правителей»[10].

Отсутствие единого мнения в юридической литературе об отношениях «государство – индивид» привело к возникновению теорий, коренным образом отличающихся друг от друга. Особое место в их ряду занимает либеральная доктрина прав человека, которая применила новый подход к взаимоотношениям человека и государства[11]. В соответствии с этой теорией государство обязано признавать естественные права человека, уважать и защищать их от посягательства каждого, в том числе и своих. Фактически тем самым был положен предел бесконтрольного всевластия и произвола государства, определены границы воздействия государственной власти, выдвинут основной и важнейший фактор деятельности государственной власти: принцип гуманизма, признание и гарантированная защита неотчуждаемых прав человека.

История возникновения и развития естественно-правовой доктрины уходит в эпоху зарождения исходных положений этой доктрины, в основе которых лежит идея всеобщего равенства людей. Важность идея заключается в том, что становление и развитие прав человека и гражданина неразрывно связаны «с генезисом и эволюцией содержания самого принципа формального (правового) равенства в различные эпохи и в различных обществах»[12].

Стоит отметить, что уже в странах Древнего Востока обращали внимание на идею равенства людей[13]. Идеи естественного равенства людей выражались и в Древнем Китае[14].

Зарождение древнегреческой политико-правовой мысли обусловлено возникновением древнегреческой государственности в форме самостоятельных и независимых полисов – отдельных городов-государств. Этот период характеризуется процессами строгой дифференциации населения на свободных и рабов. Поэтому древнегреческая политико-правовая мысль формировалась и развивалась как идеология свободных[15]. А единственным выходом хоть какой-то защиты представителей другого – угнетенного и бесправного слоя – было выдвижение идеи естественных прав человека. Представления мыслителей-философов Древней Греции об естественных правах и свободах человека сводились к тому, что полис и его законы имеют божественное происхождение, опираются на божественную справедливость (а не на силу). В этот период свобода выступает как фундаментальная ценность, изучением которой была занята древнегреческая философско-правовая мысль: Гомер, Гесиод, «семь мудрецов». К числу последних относился и афинский государственный деятель и законодатель Солон (638–559 гг. до н. э.), который своим законодательством (в 594 г. до н. э.) отменил прежние долги, долговое рабство, ввел в Афинах умеренную цензовую демократию, пронизанную идеями компромисса знати и демоса, богатых и бедных[16].

Однако необходимо подчеркнуть, что свобода того периода носила ограниченный характер, так как рабы не считались свободными гражданами полиса.

Поиски естественных основ права и закона в самой природе человека и человеческого общества предпринимали греческие софисты. Их (в частности, Протагора, Горгия) заслуга состояла в том, что они сместили центр тяжести философской проблематики в область антропологии, в учение о человеке. Общеизвестна доктрина Протагора о том, что «Человек есть мера всем вещам – существованию существующих и не существованию несуществующих»[17].

В отличие от Протагора, древнегреческий мыслитель-софист Гиппий в духе естественно-правового учения противопоставил природу («фюсис») и закон («номос»), где природа, по его мнению, выступает в качестве того истинного, естественного права, которое противостоит ошибочному и искусственному полисному закону (то есть позитивному праву)[18]. Кроме этого, софистам (Антифонт[19], Ликофрон, Алкидам) принадлежит идея о том, что по природе, по естественному праву все люди равны. Исходя из этого, они ставили равенство между свободными и рабами.

Понятия «естественное право» и «закон города-государства» различал и величайший мыслитель Древней Греции Сократ (469–399 гг. до н. э.). Однако, в отличие от прежних мыслителей, единым истоком и естественных, и законов полиса, он считал естественное правило, но не противопоставлял их, признав, что оба справедливы. Таким образом, Сократ хотел объединить в единое целое естественное, справедливое и законное, считая, что они имеют одинаковый смысл, так как все три созданы Творцом[20]. Согласно Сократу, достижение свободы, как индивидом, так и государством возможно посредством выполнения разумных и справедливых законов полиса (города-государства). Очевидно, что он не критикует рабовладельческий строй, однако считает справедливыми и необходимыми естественные права человека, без которых было бы сложно обеспечение справедливости законов государства.

Идеи Сократа продолжал развивать его ученик Платон (427–347 гг. до н. э.), в проекте идеального государства которого отсутствуют частная собственность, деление людей на свободных и рабов, признается равноправие мужчины и женщины, хотя в число высших правителей женщины в платоновском идеальном государстве не допускаются. У Платона определение справедливости относится и к праву, а закон представляется как дитя разума[21]. Кроме этого, мыслитель, справедливо утверждал, что государство, в котором закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, проговорено к уничтожению.

По мнению Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), право вообще и права индивида в частности, носят политический характер и возможны только в «эллинском» государстве; закон не может насилие превратить в право или представить силу как источник права, в основе закона должно лежать право, которое будет защищаться законом, позитивное право должно быть гармонично с политической справедливостью[22]. Кроме этого особого внимания заслуживает последовательная защита Аристотелем прав человека на частную собственность и индивидуальную семью.

В эпоху эллинизма прогрессивные идеи о государстве и праве выдвигал и Эпикур[23] (341–270 гг. до н. э.). Он считал, что главная цель государства и основания политического общения – обеспечение взаимной безопасности людей. В основе эпикуровской договорной трактовки государства и права лежат идеи свободы, справедливости[24], равенства и независимости людей, которые впоследствии стали основополагающим камнем ряда прогрессивных учений.

В дальнейшем усилиями греческих и римских стоиков (от Зенона до Сенеки) идея равенства людей, как сограждан единого космополитического государства, была выведена за узко-полисные рамки и распространена на всех представителей человеческого рода[25].

С позиций естественного права философское учение о государстве, законе и правах человека разработал Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Суть справедливости с точки зрения прав человека, считал он, состоит в правовом равенстве людей, а не в уравнении их имущественного положения. Нарушение неприкосновенности частной или государственной собственности расценивалось им как нарушение справедливости и права.

Идеи о правах человека, представляющие огромную правовую ценность, выражали и римские юристы. Последние считали, что естественные права человека неразрывно связаны с принципом справедливости[26], – все рождаются свободными. Однако они признавали и рабство. Учение римских юристов о естественно-правовой справедливости и справедливом праве имело существенное значение для формирования и развития юридической концепции прав и свобод человека, понимания правового государства, определения полномочий и обязанностей органов государственной власти, должностных лиц. Кроме этого, согласно римской юриспруденции, государство в его отношениях с индивидом стоит не вне и над правопорядком, а внутри – в качестве его составной части, которой присущи все основные свойства права. Более того, критерием справедливого, правомерного и правильного во взаимоотношениях между индивидом и государством является не государство, а право (правовая справедливость, справедливое право – boni et aequi, aequum jus). Поэтому государство не может поступать с человеком в соответствии с установленными им неправовыми нормами, а должно руководствоваться правилами правовой справедливости. И подчеркнем наиважнейшее – римские юристы связь индивид-государство стали рассматривать в качестве правоотношения, в котором единое определение права распространяется на обе стороны.

Новое дыхание и звучание идеям о правах, свободах и равенстве было передано на следующем этапе развития цивилизации и истории человечества – в Средние века (V–XVI вв.). На этом этапе истории официальной идеологией европейского феодального общества признается христианская религия. Политико-правовая и философская мысль данного периода носила отпечаток абсолютизированной власти церкви и религии, так как церковь считала своей монополией установление правил существования и развития государства, права и образования и научной мысли в целом. Некоторые светские и религиозные авторы пытались различными формами и направлениями развивать идеи о всеобщем равенстве людей, справедливости, правах и т. д.

В армянской действительности естественные права человека последовательно защищал Мхитар Гош (1130–1213 гг.). В статье «Г» второй части своего Судебника он пишет, что «люди рождаются Творцом свободными, равными и лишь по материальным причинам становятся господами и крепостными»[27]. Кроме этого, Гош предлагает идею разделения властей на две ветви: государственную (королевскую) и церковную, которые должны были обеспечить армянскую государственность, стабильность общества, защищает принцип свободы совести, равенство всех перед законом и наделение одинаковыми правами, необходимость уважения и защиты человеческого достоинства законом, идею наделенного равными правами и обязанностями не только человека, но и гражданина государства.

Идеи естественно-правового равенства и свободы всех людей получили новое звучание в христианстве. Необходимо отметить, что, зародившись при рабовладельческом строе, христианство выступило как религия свободы и сыграло важную роль в процессе становления и развития универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как «дети Божии»[28]. Более того, всеобщее равенство в христианстве сочетается с всеобщей свободой, указывая, что люди должны жить в любви и согласии, соблюдая заповеди Священного Писания. В контексте вышесказанного особенно важным является то, что, даже если человечество оставит без внимания все другие положения Библии, и в своих действиях будет руководствоваться только одним, в частности: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф., 7, 12), то, наверное, не было бы никаких споров о правовом равенстве, так как, в сущности, всеобщее правило поведения касается всех.

В этой связи в юридической литературе выражается мнение о том, что Священное Писание является всеобъемлющим сводом общечеловеческих духовных ценностей. В правовом смысле оно содержит как естественные, так и позитивные права человека, а точнее – основные принципы создания норм позитивного права как необходимого связующего звена для перехода от естественного права к позитивному[29].

В данном случае заслуживает внимания тот факт, что в христианском мышлении (Библия, Ветхий Завет, Евангелие, часть первая) человек был сотворен по велению Бога и заслуживает уважения[30]. С этой же целью Библия указывает и учит правилам верной, человеческой и достойной жизни.

Идеи христианской религии глубинно разрабатывались и развивались в политико-правовых учениях ряда мыслителей Средних веков. К ним относился и доминиканский священник, ученый-богослов Фома Аквинский (1225–1274 гг.), который считал, что цель государства – обеспечить условия «общего блага» членам общества, их разумной и достойной жизни. В плане развития концепции прав человека, он предлагал идею естественного закона, согласно которой все люди должны стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать истину и истинного Бога, уважать достоинство каждого человека (которое имеет божественное происхождение).

XVII век открывает новую страницу в развитии политико-правовой мысли, которая исторически следует за средневековьем и которую принято называть Новым временем. Для него характерны такие общие черты, как разрушение феодальных отношений и возникновение ранних капиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, критический пересмотр религиозных учений. И в это время в борьбе со средневековой консервативной идеологией возникла система качественно иных социально-философских взглядов, стержнем которой стала идея о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья[31].

В соответствии с новыми условиями разрабатывались и новые теории прав человека в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсона, Т. Пейна[32], И. Канта, Г. Гегеля и др. К таким относилась новая рационалистическая теория прав человека, где обосновывались новые концепции прав и свобод личности. Основанная на идее необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством, теория внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов.