Не сразу. Первые учителя и врачи казахи испытывали большие трудности. Все обучение велось на русском языке. Чтобы их дети не испытывали трудности, учителя, инженеры и врачи отдавали своих детей в советские детские сады, потом и школы. Эти отцы были карьеристами? Возможно. Все возможно. Но тогда такие вопросы никто не задавал. Кто получал образование на русском языке, были почти богами. (Таких «богов» становится сегодня все меньше. Ведь образование падает. Традиций возрождается, образование падает). Из этих детских садов, потом школ, потом институтов, где говорили и обучались, значит и говорили на русском языке, появилось поколение русскоязычных казахов. Появились такие, кто вообще не знали казахский язык. Нигде больше в Союзе не было такого процента русскоговорящих аборигенов. Только в Казахской ССР. Эти русскоязычные казахи составили авторитетную советскую касту интеллигенции. Авторитетную! Ей завидовали все так называемые «колхозники». По мере того как интеллигенции становилось все больше и больше, а Казахстан становился развитым и индустриальным, казахская интеллигентность растворилась в советском растворе. Интеллигентность потеряла всякий смысл. Хоть казахская, хоть любая другая. Рабочие люди получали большие зарплаты. А учителя и врачи, если бы не разный блат, влачили жалкое существование. Среди достоинств интеллигентности было только образование и культура. Некий недоступный низам статусный уровень. То есть среди плюсов интеллигентности была сама интеллигентность. Каким низам? Аульным, в том числе. В общей городской массе казахов интеллигентов было мало. Самих казахов в казахстанских городах было не больше 20% от горожан. Но по мере роста советского кризиса и застоя, интеллигентность потеряла престиж, но только не среди казахов! Во все времена плебеи высмеивали грамотных людей. В завершающей стадии в Советском Союзе знания, образование потеряли ценность. Потерялась и культура. Блат и знакомство вышли не первое место на Сатурне. Знакомство в первую очередь с торгашами ценилось.
И конечно выдача дипломов вышла на поток. Просто всем стали нужны только дипломы, никакие не знания. Дипломы все желающие лицемеры и хамы могли купить за энную сумму денег. Например, на Кавказе, чтобы поступить в грузинский мединститут, нужно было заплатить 100 тысяч рублей. В Казахстане всего 10 тысяч. Некоторые грузины проявляли смекалку, поступали в Казахстане, отучившись, уезжали обратно – обогащаться в Грузию. Удивительно, на восьмом десятке советской власти в СССР расцвело махровое кумовство. Традиция никуда не исчезла даже в СССР. Советская власть сама провозгласила приоритеты. Хотя опора на пролетариат, как на первоначальный идейный столп была липовая и лицемерная, в партийный аппарат давно проникли безродные «пролетарские» кадры. А если бы эти кадры были бы еще и «племенные», состояли бы из одних условных туземцев, то СССР, я в этом уверен, развалился бы еще раньше. Это они привели СССР к кризису, дети и внуки кухарки. Только в традиционном обществе отцы передавали детям наследство. Третье поколение номенклатуры захотело иметь привилегии своих отцов партийных функционеров навсегда. За годы так называемого брежневского застоя не только в Узбекистане, но и по всему СССР власть захватили кланы бюрократов. В начале 80 -х следователи Генеральной прокуратуры СССР разворошили осиное гнездо узбекской хлопковой мафии. Но если взять любую республику СССР на тот момент, за исключением может быть Прибалтики, то ситуация была точно такая. Мафия заседала везде. Не смотрите на название. Не называйте географию республики. Там где сохранилась традиция, там всегда будет мафия. Давно известный феномен. Декабрьские события 1986 года в Казахстане были отголоском клановой борьбы. А вдруг бы и в Казахстан приехали подлые московские следователи?
Но в Казахстан Горбачевым был назначен варяг Колбин. Отличный предлог для восстания и саботажа обделенного клана? Нет же, это была борьба за власть. Партийная верхушка за исключением только самого Кунаева сохранила за собой свои места. СССР уже разваливался. Горбачев с товарищами пошел на попятную. Горбачев был слабым вождем. Он родился не для больших дел. Но советская власть отдавала приоритеты детям кухарки. Вот они и наварили.
Почему же Казахстан самым последним из всех союзных республик провозгласил независимость? В Казахстане было меньше традиции? В Казахстане были такие идейные коммунисты? Казахстанцы верили в коммунизм? Не уверен. Как развалился СССР, все бывшие коммунисты сразу куда то исчезли. Даже руководство стало обвинять СССР в перегибах строительства нового общества. Бывшие коммунисты и руководители перекрасились, спрыгнули с одной лошади и запрыгнули на другую. Можно твердо сказать, казахи не понимали что такое коммунизм. Эти казахи хотели быть начальниками. Авторитетными людьми. У них это получилось.
Как и везде. Все пристроились, вступили в КПСС, чтобы лучше жить. А может быть Казахстан из-за этого так сильно обрусел? Кстати, обрусение имело большое значение на начальной стадии формирования группировок. Обрусение мешало и мешает традиции. Сильно мешает до сих пор. Потому наверху все меньше и меньше русскоязычных «мангуртов». А коррупция расцветает – переливается новыми красками.
На Кавказе, таксисты и продавцы на рынке в Тбилиси не давали сдачи. Если у них купишь и ждешь, они говорили: «Это только русские стоят и ждут сдачу». Но весь Тбилиси говорил на грузинском языке.
ПС
Надо отметить, первыми на русском начали обучать своих отпрысков торе и кожа, они же спонсировали строительство русско-туземные школы, а потом они все ринулись в имперские центры обучаться дальше, когда русский царь реформатор Александр 2 провозгласил либеральные реформы. Многие торе и кожа получили образование даже в Европе. Сын волостного Кунанбая Абай Кунанбаев, например, не имел возможности выехать в Европу, но отлично овладел русским языком, в своих «Назиданиях» завещал казахам учиться русскому языку. Когда в России произошла февральская революция, образованные казахи стали членами партии кадетов, записались в массоны, хотя там принимали не всех желающих степняков. Как говорил атаман Дутов, «алашординцы хотят залезть на шею казахской черни и самовольно грабить, без контроля центра». Советы победили, разорвали в клочья белое движение, родовитые и образованные казахи не сумели превратиться в новую степную элиту. Почувствовав веяние, «своевременно обрусевшие» степняки резко приняли сторону большевиков, а после участвовали в партийных интригах, закончившийся их расстрелом в 37—38гг. Потому что люди Сталина – дети кухарки не любили никого, кроме себя. Не могли допустить любого сноба, еще царской закалки в аппарат «власти трудящихся». Чтобы не чувствовать ущерб, они использовали «классовую борьбу». Изменилось ли что-нибудь потом? Изменились ли казахи, получившие от Советов все знания, ведь казахи стали поголовно грамотными? Я думаю, претендентов на блага стало очень много – как обычно. Раньше только торе и кожа конкурировали друг с другом. Теперь же, когда социализм не получился, пришли рыночные отношения, конкурировать за теплые места стали почти все. За привилегиями выстроилась огромная очередь «профессионалов» казахского языка. Самые шустрые жылпостар объявили себя патриотами. Ну правильно, для казаха авторитет на первом месте. Анкау халыкка арамза молда.
В общем, получается, что казахам все время как бы тесно наверху.
Вот докладная записка «старого большевика» Сакена Сейфуллина Сталину. в апреле 1925 года.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА С. СЕЙФУЛЛИНА И. В. СТАЛИНУ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В СРЕДЕ КАЗАХСКИХ ПАРТИЙНО-СОВЕТСКИХ РАБОТНИКОВ
После 19 апреля 1925 г.
.. Дело в том, что меня и некоторых работников, активно боровшихся в 1917—18 гг. за Советы, многие товарищи-киргизы (здесь казахи), вступившие в партию в 1920 г., а в 1917—18 гг. так или иначе боровшиеся против Советов и против большевиков, не любят и не переваривают. «Восточная мстительность» этих, теперешних наших товарищей по партии, не дает им забыть прошлое. Они не могут нам простить того, что мы с 1917 г. стали ярыми противниками «киргизских (казахских) националистов алашордынцев», боровшихся против большевизма, во главе с Букейхановым, почти все эти товарищи были или личными друзьями Букейханова, Тынышбаева, Досмухамметова или их поклонниками. А эти последние три субъекта Вам конечно, должно быть известны (Букейханов – председатель правительства Восточной Алаш-Орды. Тынышбаев – председатель правительства Кокандской Республики, а Досмухамметов – председатель правительства Западной Алаш-Орды).
В Киргизии (Казахстане) сейчас господство людей, пришедших в партию в 1920 г. т. е. людей правой тенденции. Лишь только председатели ЦИКа и СНК люди не из сочувствующих правой тенденции. Поэтому издали может показаться, что не все командные высоты в руках людей правой тенденции. Но что сделают два человека? Притом, тяжеловесность характера ПредСНК Нурмакова и малограмотность Пред КЦИКа т. Мынбаева прекрасно позволяют (что же на факте видно) за их спинами работать людям правого уклона. Эти последние между собой так хорошо связаны, как звенья одной цепи, начиная о людей находящихся в Компартии и занимающих высокие ответственные посты и кончая с Букейхановым, Досмухамметовым и Тынышбаевым и поэтами Джумабаевым, Дулатовым. Все мещаюшие этим людям товарищи постепенно под разными видами снимаются с важных постов и на их места становятся свои люди. Теперь все председатели гиков, за исключением председателя Уральского гика т. Досова, ихние «свои люди».
Вот, конечном счете, сейчас в Киргизии правые элементы господствует, а Алаш-орда рукоплещет. Для характеристики укажу один мелки эпизод, с большим значением. V Всекиргизский съезд открылся в г. Ак-мечете (Перовск). Этот съезд считался первым объединительным съездом, на этом съезде была окончательно объединена вся Киргизия, присоединив к себе Джетсуйскую и Сыр-Дарьинскую области. После открытия съезда, на 2 или 3 день мне один товарищ говорит, что в зале, на самой середине красных знамен раскинуто зеленое знамя Западного правительства Алаш-орды Досмухамметова с надписью из Корана.
Я не поверил, но вспомнил, что действительно на средине красных знамен стоял какое то зеленое знамя. Некоторые товарищи возмущались. Алаш-ордынское знамия сняли. Когда обратно, после конца съезда ехали в г. Оренбург, в поезде один бывший работник Алаш-орды, старый учитель, мне хорошо знакомый, теперь сотрудник Наркомпроса, с довольным видом в присутствии двух товарищей сказал мне: «Наконец все вышло в нашему (т. е. по Алаш-орде). Съезд открыли под нашим зеленым знаменем Алаш-орды. Мы говорили, что ставка должна быть на интеллигенцию, а на этом съезде полностью эту идею проводили. Слова „рабочие“ остались пустыми фразами. Мы свое правительство называли Алаш-Орд». А на этом съезде будущую столицу Киргизии город Ак-мечеть (Перовск) переименовали Кызыл-орда (Красная – орда). Для киргиз цвета красные, зеленые, белое, никакого значения не имеют, лишь бы осталось Орда. Теперь в партию войдем и мы. (Ордою называли юрту, богатых и знатных людей, а юрту бедных и неимущих людей называли баспана и лашык).
Вот, примерно, вкратце все то, о чем я хотел поставить Вас в известность. Я лично ничего не добиваюсь, мне ничего не надо. Но вместе с этой докладной запиской я подал заявление в ЦК о том, чтобы в этот для меня удобный момент, мне дал ЦК командировку Социалистическую академию для пополнения политическо-экономического и марксистского знания, т. к. в этом отношении я чувствую в себе большие проблемы. С коммунистическим приветом С. Сейфуллин.
Сакен Сейфуллин был репрессирован Сталиным в 1936 году.
Глава VII
Есть ли будущее у людей семьи?
С 55 г.д. н.э. римляне произвели разведку боем в Британии. Юлий Цезарю не удалось захватить остров. Не удалось также отогнать британских кельтов. Чтобы они не помогали материковым кельтам. И бритты – кельты и галлы – кельты. Хотя кельты кельтам всегда был врагами. Когда через 10 лет римляне снова вернулись к затее колонизовать британских кельтов, то враждебность и междоусобица кельтов стала сразу явной. Межплеменная распря. Впрочем, как всегда.
Все народы на стадии родоплеменных отношений всегда враждебны друг другу. Даже если находятся в дальнем родстве, все равно. Амбиции вождей, племенной элиты превосходят все другие сомнения. Говорят, что самый радикальный враг, это бывший друг. Нет сильнее ненависти между бывшими друзья. Точно также можно сказать о соседях. Родственники тоже не любят друг друга, если что. Просто лицемерят. Ну давайте вспомним хотя бы, как водили половцев, печенегов, потом монголо-татар на княжества родных братьев русские князья. Как североамериканские индейцы входили в союзы с французами и англичанами, чтобы бить других индейцев. Индейцы решали свои старые межплеменные обиды. Собственно индейцы, как и русские князья, как и до того бритты заслуженно потеряли независимость. Одно нужно запомнить, прежде чем мы приступим к кольцам Сатурна: все народы, все люди на родоплеменной стадии одинаковые. И здесь нет никакого бремени белого человека. Кельты тоже были белыми. Рядом с римлянами просто отсталыми. Когда лидер херусков – германского племени, Арминий объединил германцев и в 9 году разбил римские легионы в Тевтобургский лесу, недолгой была радость германца. Как вы думаете, кто убил Арминия? Римляне? Парфяне? Инопланетяне? Правильно, сами херуски. Армия убил его же дядя, позавидовав его славе, и что тот слишком тянул одеяло на себя. Первый я или второй? Обычно такой вопрос, такая проблема у любого дикаря до сих пор.
У евреев есть выражение Синат хинам – «бессмысленная ненависть» одного еврея к другому. Откуда у богоизбранного племени эта ненависть взялась? Они же итак, богоизбранные.
Ну если богоизбранны все евреи, то среди даже богоизбранных есть еще избраннее. Это есть та же самая племенная гордыня. Хотя у евреев были не рода, а колени. А также избранные своим богатством и знатностью. Маккавеи, Саддукеи… Еще были фарисеи – религиозные консерваторы. Этническая, религиозная, националистическая рознь евреев способствовала разгрому евреев. Более того, римляне рассеяли это племя. А Веспасиан и его сын Тит от презрения к евреям даже не носили титулов покорителей Иудеи.
Надо ли говорить, что все народы или народы, которых называют народами ради приличия, если они на родоплеменной стадии или все время держат в уме свой род свой клан, находятся в колоссальной опасности? Достаточно вспомнить резню тутси и бхуту в Африке, по историческим меркам совершенную в наши дни резню.
Вся проблема, что амбиции в кольцах племенного Сатурна очень сильны. И все традиционные люди, традиционно воспитанные (зерефы) все время хотят попасть к условной планете Сатурн. Эти кольца для того мною и придуманы, чтобы было понятно, что все традиционные люди (зерефы) вращаются вокруг своей племенной планеты, чтобы попасть в самый центр ее окружности. Потому никто не остановится перед соблазном с помощью чужой силы, с помощью внешнего оккупанта оказаться в самом центре, пусть даже в лице марионетки. Пусть даже ценой вакцинации целого народа. Дикарям никакой народ не нужен. Дикарю нужна слава. Главное, поиграть в игру своего народа. Везде трезвонить о любви к народу, на самом деле держать свой народ за дурака, чтобы залезть народу на шею. То есть быть на первом месте.
Для традиционных людей на родоплеменной стадии, у зерефов нет понятия народ. Есть только интересы семьи и клана. Это главная причина распада таких общин, исчезновения кочевых орд в том числе. Ну что, враг казаха казах? Нет же. Нас спасут знания. Предупрежден, значит спасен. Враг казаха – слишком хитрый казах.
Глава VIII
Кольцо Сатурна
Все знают, что у Сатурна есть кольца. Или одно такое сплошное кольцо, состоящее из маленьких кусочков камня и льда. Это сколько вращается вместе с Сатурном и притягивается гравитацией планеты.
Я взял кольцо Сатурна, чтобы объяснит традицию.
Для традиции всегда важно, кто главный, кто главный, а кто есть никто. Кто принадлежит к знати и кто составляет простой народ. Потому простой народ хочет подняться всегда наверх, превратиться в знать, чтобы пинать себеподобный сброд. А знать желает оставить все как есть, свои привилегии и блага навсегда (зеротная петля). В общем, для иерархии всегда важно, кто первый, а кто второй, что-то в этом роде. Русские это выразили в поговорке я начальник, ты – дурак. Наверное, потому все традиционные люди, затем и народы до сих пор летают в метеоритной пыли вокруг своей планеты интересов.
У казахов.
Почетных гостей всегда усаживали на самое важное место. Конечно не только у казахов, такое обращение по рангу было у всех без исключения народов. Но так как веду речь от своего имени, потому говорю о казахах, как казахи гостей усаживали торге. Говорят до сих пор почетному гостю «торге отыр».
Если сравнивать традиционных людей с космической пылью, то многое становится на свои места. У традиции есть своя гравитация. Вокруг этой гравитации летают традиционные люди. Если мы упоминаем существующую иерархию, то легче назвать зерефа иерархическим человеком. В данном случае это важно. Хотя под зерефом мы всегда имели в виду мало рефлексивного члена традиционной общины. Иерархический человек (в дальнейшем ИЧ) должен хотеть полагающегося уважения. Все вращающиеся кусочки традиции или ИЧи хотят любыми путями оказаться ближе к самому центру или ближе к планете Сатурн (поближе к власти достигается быстрое уважение).
Но сами понимаете, изменить свою судьбу очень трудно. Все места заняты. Никто не хочет их освобождать. Все хорошо знают, что в России (в Казахстане, в любой орде) ни один чиновник сам в отставку не уходил. Только после гнева правителя, только после похорон, когда выносят вперед ногами. Весь ареопаг России, а до этого КПСС так делал. Все урны членов Политбюро до сих пор воткнуты в стену на Красной площади. И вот еще президент Путин сделал обнуление. А что такое обнуление, говоря простым языком? «Никогда не уйду в отставку» значит. Ибо замены нет, не вижу и не предвидится.
Теперь несколько слов, почему ИЧи не хотят в отставку.
Потому что данный метеорит, или ИЧ освободит место в космической пыли. И это место тут же займет другой ИЧ. Все тут же начнут молиться на этого нового ИЧа, а старого забудут. Надеясь нахвалить для себя какие-то блага и преференции. А что взять со старого ИЧа? Поэтому старого ИЧа быстро забывают, как будто его и не было вовсе. Вот вам феодальное мышление во всей красе. Король умер, да здравствует король! Человек, который покидает пост, становится не интересным, значит не нужным. Даже дома отцу, бывшему начальнику перестанут оказывать уважение. Былой, весомый ИЧ теряет все. Он становится обычным человеком. Потому в традиционном мире очень важно быть большим куском… метеорита. Когда встречаются два человека из подобной культуры, они спрашивают друг друга, кто ты такой? Кто может показать гербовую корочку, тот счастливчик. Кто может сослаться на нужное знакомство и даже позвонить этому весомому человеку, тот тоже козырный ИЧ. У кого ничего нет, тот либо блефует, то есть берет нахрапом, либо стихает и покидает ристалище. Без бумажки ты какашка, а с бумажкой человек. Еще в средние века охранники покоев короля кричали: «Король умер, да здравствует король!» В общем, иерархия в России и в любой подобной орде очень важна. Это не понимают западные журналисты и их агентура, возбуждая аппетиты у самой подлой черни. В мире Сатурна есть только Сатурн и его кольца. В это же самое время подлые люди начинают кричать за деньги, что самые мелкие камушки могут быть планетой. Не могу подлые люди быть ни планетой, ни солнцем. Тем более сейчас, когда все продается за деньги. Каждый подобный провокатор желает обмануть всех, свой народ, который веками пестовал настоящую элиту. Не все люди продаются за деньги – это главное отличие будущего элитария от потомков пастухов. Это линейное созревание элиты все время нужно учитывать.
ПС
Говорят, в Китае создан целый институт, где 3000 сотрудников изучают систему разложения СССР.
На это можно ответить просто.
Простолюдины, массы, в данном случае в лице пролетариев не могут без религии, идеологии. Они могут править, или некая группировка может править от имени простого народа. Но ненадолго. Простолюдины все время помнят о голоде в своих генах. Поэтому надо следить за их аппетитами. Религия и идеология только на первых порах сдерживают голодных рабов от обжорства, воровства и грабежа. Одновременно религия и идея на время отвлекают их генетическую память, недоверие и жадность и сподвигают простой народ на подвиги. Когда герои вместо обжор, воров и коррупционеров.
Чтобы самые низменные черты консервативного народа не проявились при мире, нужна сдерживающая диктатура или просто автократия. При этом любая автократия также не защищена от разложения.
Каждое новое приобретение – изобретение служит обычно для прогресса. Чтобы двигаться в сторону прогресса, света науки и прочим тайнам мироздания. Какой народ больше придумает, тот пойдет дальше всех.
Но такая парадигма не всегда работает. Кому нужен свет знаний? И главное, зачем.
Любое изобретение – приобретение простой народ приспосабливает к своим нуждам. Ничтоже сумняшеся даже языки изучаются для практических нужд. И это правильно, я так думаю.
Если представить иерархическую градацию в виде колец, когда каждый кандидат вертится вокруг заветного почетного места, никак не может попасть ближе к телу, и делает все, чтобы притяжение сыграло, – все станет ясно.
Традиционные люди, соблюдающие традицию – слепо зерефы, живут по своей орбите. Они будут выполнять все обряды, положенные по статусу и обязанности, по возрасту затем переходить в категорию уважаемых. Если до род знаменит, а семья обладала авторитетом, то конечно, в этом кружении вокруг заветного центрального места есть поблажки для подобных кандидатов. Казахи, да и все традиционные народы чтут не только традиции, но и привилегии. Потомку – чингизиду всегда было легче всего достичь традиционного центра. Получить назначение даже при царской власти. Хотя царизм делал все, чтобы запутать туземную иерархию. Запутать, но все же соблюсти. Запутать, но что-то учесть. Султанов, предводителей казахских родов противоставляли хану или стравливали друг с другом (во всяком случае так сегодня говорят, что натравливали друг на друга, в духе колониальной политики типа. Хотя, я думаю, степных амбиций хватило бы на всех. И травить не надо ). Степь превратилась в прежнюю толпу «до нашей эры». Получилось, в конце концов, казахов предводителей как бы не стало и великие в былом чингизиды стали вертеться вокруг русского Сатурна – оказались в кольце русской власти и традиции, где были конечно не в самом центре Табеля о рангах Петра Первого. Можно сказать, казахский Сатуран сжался до уровня большого туземного метеорита, вокруг которого стали кружить казахи, а самые отсталые скотоводы и устанавливать свои юрты: самые передовые стали кружится вокруг русской планеты, чтобы русский царь их пригласил к себе на чай и те поумирали бы от счастья.
Мы еще раз акцентируем, казахи, оказавшиеся в русской орбите, получили фору.
Где вообще вращаться, вокруг хана, президента или в своем ауле? Вопрос риторический. Даже сейчас каждый казах знает, что лучше попасть в обойму правящей номенклатуры. (Особенно при рынке все знают: никому твои таланты не интересны. Главное похвалить очередного диктатора, и он возьмет к себе в шатер – будешь жить припеваючи) Конечно, если русские доминировали, они же решали, кто будет самым почетным туземцем, кого все другие туземцы будут уважать, а кто продолжит пасти свой скот в бескрайней степи – другого выхода не было. Царским чиновникам в голову не пришло бы, чтобы сына кедея – чабана, по-русски значит пастуха делать главой волости. Любая безродность кандидата вносила бы путаницу в сам русский Табель. Для карьеры нужна была верная служба царю хотя бы двух поколений туземцев. Тогда получались бы дворяне с казахскими именами. Почти как в России.
Но все планы спутала русская же революция.
И, о чудо! Не нужно было сорок лет падать ниц перед русскими наместниками: целовать руку, пятиться задом к двери и угощать жаренными бараньими ребрышками заезжих начальников. Просто нужно было взять револьвер и выучить пару русских слов. С этими русскими словами вторгнутся в свой же аул и нагло потребовать почета и уважения от темных родственников. Кто же посмеет не признать? Новую власть в лице казаха в русском костюме революции. Самое главное, с револьвером, с вращающимися глазами фанатика, того …, ну вы сами понимаете – шла гражданская война, никто лишних слов не произносил, хотя казахи любят поболтать, пофантазировать в кругу родни. «Пролетарии всех стран соединяйтесь». Хотя это уже совершенно не русская орбита и нерусский иерархический Сатурн, но значение русского языка среди казахов возрастало в разы.