Израиль: 1 год царствования Иеровоама I, сына Навата (3 Цар 11—12; 2 Пар 10).
18 год (4570; -938).
Иудея: Смерть Ровоама на 18 году правления, после полных 17 лет царствования (3 Цар 14:21; 2 Пар 12:13). 1 год царствования Авии, сына Ровоама, на 18 году царствования Иеровоама (3 Цар 14:31—15:1; 2 Пар 12:16—13:1).
Израиль: 18 год царствования Иеровоама.
20 год (4572; -936).
Иудея: Смерть Авии на 3 году царствования (3 Цар 15:2; 2 Пар 13:2). 1 год царствования Асы, сына Авии, на 20 году Иеровоама (3 Цар 15:8—9; 2 Пар 14:1).
Израиль: 20 год царствования Иеровоама.
22 год (4574; -934).
Иудея: 3 год царствования Асы. Спасский указывает 2 год царствования Асы.
Израиль: Смерть Иеровоама на 22 году царствования. 1 год царствования Навата, сына Иеровоама, на 2 году царствования Асы (3 Цар 14:20; 15:25). По другой версии, Иеровоам умер в царствование Авии (2 Пар 13:19—21).
23 год (4575; -933).
Иудея: 4 год царствования Асы. Спасский указывает 3 год царствования Асы.
Израиль: Смерть Навата на 2 году царствования (3 Цар 15:25). 1 год царствования Ваасы, сын Ахии, на 3 году царствования Асы (3 Цар 15:27—33).
46 год (4598; -910).
Иудея: 27 год царствования Асы. Спасский указывает 26 год царствования Асы.
Израиль: Смерть Ваасы на 24 году царствования (3 Цар 15:33). 1 год царствования Илы, сына Ваасы, на 26 году царствования Асы (3 Цар 16:8).
47 год (4599; -909).
Иудея: 28 год царствования Асы. Спасский указывает 27 год царствования Асы.
Израиль: Смерть Илы на 2 году царствования (3 Цар 16:8). Семидневный захват власти Замврием и его смерть (3 Цар 16:9—20). 1 год царствования военачальника Амврия над частью Израиля (3 Цар 16:16).
51 год (4603; -905).
Иудея: 32 год царствования Асы. Спасский указывает 31 год царствования Асы.
Израиль: 5 год царствования Амврия, победа над Фамнием, Амврий воцаряется над всем Израилем на 31 году царствования Асы (3 Цар 16:21—23). По Библии, Амврий царствовал в Фирце 6 лет (3 Цар 16:23).
58 год (4610; -898).
Иудея: 39 год царствования Асы. Спасский указывает 38 год царствования Асы.
Израиль: Смерть Амврия на 12 году царствования (3 Цар 16:23). 1 год царствования Ахава, сына Амврия, на 38 году царствования Асы (3 Цар 16:29).
61 год (4613; -895).
Иудея: Смерть Асы на 42 году царствования. По Библии – на 41 году (3 Цар 15:10; 2 Пар 16:13). 1 год царствования Иосафата, сына Асы, на 4 году царствования Ахава (3 Цар 15:24; 22:41; 2 Пар 17:1).
Израиль: 4 год царствования Ахава.
77 год (4629; -879).
Иудея: 17 год царствования Иосафата. Спасский полагает, что в этот год Иосафат назначает помощником своего сына Иорама Иудейского.
Израиль: 20 год правления Ахава. 1 год соцарствования Охозии Израильского, сына Ахава, на 17 году царствования Иосафата (3 Цар 22:40, 51).
79 год (4631; -877).
Иудея: 19 год царствования Иосафата. Спасский указывает 18 год царствования Иосафата. 3 год Иорама Иудейского в статусе помощника, который с некоторой натяжкой можно считать 2 годом его правления.
Израиль: Смерть Ахава на 22 году царствования (3 Цар 16:29; 22:40). Смерть Охозии Израильского на 3 году правления, после полных 2 лет соцарствования (3 Цар 22:51). 1 год царствования Иорама Израильского, сына Ахава и брата Охозии Израильского, на 18 году царствования Иосафата (4 Цар 1:17; 3:1; 8:16). По Библии – Иорам Израильский воцаряется на 2 году Иорама Иудейского (4 Цар 1:17), из этого становится понятно зачем Спасский изобретает для Иорама Иудейского должность помощника.
83 год (4635; -873).
Иудея: 23 год царствования Иосафата. 7 год Иорама Иудейского в роли помощника. По Библии – Иорам Иудейский воцаряется в 5 год Иорама Израильского (4 Цар 8:16), поэтому Спасский вынужден в этом месте перевести Иорама Иудейского из помощника в статус соправителя. Отсюда же считаются 8 лет его правления (4 Цар 8:17), то есть это 1 год царствования Иорама Иудейского.
Израиль: 5 год царствования Иорама Израильского.
85 год (4637; -871).
Иудея: Смерть Иосафата на 25 году царствования (3 Цар 22:42). 3 год царствования Иорама Иудейского.
Израиль: 7 год царствования Иорама Израильского.
90 год (4642; -866).
Иудея: Смерть Иорама Иудейского на 8 году царствования (4 Цар 8:17). 1 год царствования Охозии Иудейского, сына Иорама Иудейского, на 11 или 12 году Иорама Израильского (4 Цар 8:24—25; 9:29). Казнь Охозии Иудейского после 1 года правления (2 Пар 22:1—2, 9).
Израиль: Убийство Иорама Израильского на 12 году царствования (4 Цар 3:1; 9:24).
91 год (4643; -865).
Иудея: 1 год царствования Гофолии, матери Охозии Иудейского (4 Цар 11).
Израиль: 1 год царствования Ииуя, сына Иосафата Намессиева (4 Цар 9—10).
Здесь у Спасского возникает небольшой разрыв между этим и предыдущим годом. Возможно, следовало бы совместить события этих лет, дабы устранить временной зазор между казнью Охозии Иудейского, убийством Иорама Израильского и началами царствований Гофолии и Ииуя.
97 год (4649; -859).
Иудея: Казнь Гофолии на 7 году правления (4 Цар 11:4, 16), после полных 6 лет царствования (4 Цар 11:3). 1 год царствования Иоаса Иудейского, сына Охозии Иудейского, на 7 году царствования Ииуя (4 Цар 11:2, 12; 12:1).
Израиль: 7 год царствования Ииуя.
119 год (4671; -837).
Иудея: 23 год царствования Иоаса Иудейского.
Израиль: Смерть Ииуя на 29 году правления, после полных 28 лет царствования (4 Цар 10:35—36). 1 год царствования Иохаза, сына Ииуя, на 23 году Иоаса Иудейского (4 Цар 10:35; 13:1).
135 год (4687; -821).
Иудея: 39 год царствования Иоаса Иудейского.
Израиль: Смерть Иохаза на 17 году царствования (4 Цар 13:1). 1 год царствования Иоаса Израильского, сына Иохаза (4 Цар 13:10), по Библии – не в 39, а в 37 году Иоаса Иудейского (4 Цар 13:10).
136 год (4688; -820).
Иудея: Смерть Иоаса Иудейского на 40 году царствования (4 Цар 12:1). 1 год царствования Амасии, сына Иохаза, на 2 году Иоаса Израильского (4 Цар 14:1).
Израиль: 2 год царствования Иоаса Израильского.
150 год (4702; -806).
Иудея: 15 год царствования Амасии.
Израиль: Смерть Иоаса Израильского на 16 году царствования (4 Цар 13:10). 1 год царствования Иеровоама II, сына Иоаса Израильского (4 Цар 13:13; 14:16).
164 год (4716; -792).
Иудея: Смерть Амасии на 29 году царствования (4 Цар 14:2). 1 год царствования Азарии-Озии, сына Амасии (4 Цар 15:1; 2 Пар 26:1). По Библии – на 27 году царствования Иеровоама (4 Цар 15:1), а по Иосифу Флавию «когда Иеровоам царствовал уже 14 год, в Иерусалиме воцарилось над двумя коленами также новое лицо, а именно Озия, сын Амасии» (Иудейские древности, 9.10.3).
Израиль: 15 год царствования Иеровоама.
201 год (4753; -755).
Иудея: 38 год царствования Азарии-Озии.
Израиль: Смерть Иеровоама на 52 году царствования, а по Библии – на 41 году (4 Цар 14:23). 1 год царствования Захарии, сына Иеровоама, на 38 году царствования Азарии-Озии (4 Цар 15:8).
202 год (4754; -754).
Иудея: 39 год царствования Азарии-Озии.
Израиль: Казнь Захарии на 2 году правления, а по Библии – через 6 месяцев царствования (4 Цар 15:8). 1 месяц царствования Селлума, сына Иависа, и его убийство на 39 году царствования Азарии-Озии (4 Цар 15:13—14). 1 год царствования Менаима, сына Гадия (4 Цар 15:14).
213 год (4765; -743).
Иудея: 50 год царствования Азарии-Озии.
Израиль: Смерть Менаима на 12 году правления, а по Библии – на 10 году царствования (4 Цар 15:17). 1 год царствования Факии, сына Менаима, на 50 году царствования Азарии-Озии (4 Цар 15:23). Факия представлен только в итоговой хронологической таблице Спасского. В предшествующей ей таблице иудейских и израильских царей он пропущен. Проблема с длительностью правления Менаима у Спасского никак не комментируется.
215 год (4767; -741).
Иудея: 52 год царствования Азарии-Озии
Израиль: Убийство Факии на 3 году правления, после полных 2 лет царствования (4 Цар 15:23, 25). 1 год царствования Факея, сына Ремалии (4 Цар 15:25).
216 год (4768; -740).
Иудея: Болезнь Азарии-Озии и оставление им трона на 53 году правления, после полных 52 лет царствования (4 Цар 15:2, 5). 1 год царствования Иофама, сына Азарии-Озии, на 2 году царствования Факея (4 Цар 15:32).
Израиль: 2 год царствования Факея.
223 год (4775; -733).
Иудея: 8 год царствования Иофама. 1 год соцарствования Ахаза, сына Иофама, в 9 год царствования Факея, а по Библии – начало царствования Ахаза в 17 год правления Факея (4 Цар 16:1).
Израиль: 9 год царствования Факея.
231 год (4783; -725).
Иудея: Смерть Иофама на 16 году царствования (4 Цар 15:33; 2 Пар 27:1). 9 год соцарствования Ахаза. Согласно Библии, Ахазу на 17 году царствования Факея исполнилось 20 лет (4 Цар 16:1—2). Если из них вычесть 9 лет предполагаемого Спасским соцарствования, то получится, что Ахаз стал соправителем Иофама в возрасте 11 лет.
Израиль: 17 год царствования Факея.
234 год (4786; -722).
Иудея: 12 год царствования Ахаза от соправления или 4 год царствования по смерти Иофама.
Израиль: Убийство Факея на 20 году царствования (4 Цар 15:27, 30). 1 год царствования Осии, сына Илы, на 18 или 19 году от воцарения Иофама, а по Библии – на 20 году от него (4 Цар 15:30). Год царствования Осии задан не от нечестивого Ахаза, а от уже умершего праведного Иофама, который царствовал только 16 лет (4 Цар 15:33; 2 Пар 27:1).
237 год (4789; -719).
Иудея: 15 год царствования Ахаза от соправления или 7 год царствования по смерти Иофама. 1 год царствования Езекии, сына Ахаза, по Библии – на 3 году царствования Осии (4 Цар 18:1). Вероятно, здесь у Спасского подразумевается соцарствование Езекии в правление Ахаза, однако комментарии к этой коллизии у него отсутствуют.
Израиль: 4 год царствования Осии. Спасский указывает 3 год царствования Осии.
238 год (4790; -718).
Иудея: Смерть Ахаза на 16 году от соправления (4 Цар 16:2; 2 Пар 28:1) или на 8 году от царствования. 2 год царствования Езекии.
Израиль: 5 год царствования Осии.
243 год (4795; -713).
Иудея: 7 год правления Езекии, после полных 6 лет царствования. По Библии – падение Израиля произошло на 6 году царствования Езекии (4 Цар 18:10).
Израиль: Смерть Осии на 10 году правления, после полных 9 лет царствования (4 Цар 17:1; 18:10). Падение Самарии и Израильского царства (4 Цар 18:10).
Если не учитывать возможные соцарствования и сложить годы правлений израильских царей, то в сумме получится 241 год с небольшим, а сумма правлений иудейских царей от Ровоама до 6 года Езекии составит 260 лет. Подсчет по методу Спасского дает 243 года.
266 год (4818; -690).
Иудея: Смерть Езекии на 30 году правления, после полных 29 лет царствования (4 Цар 18:2). 1 год царствования Манассии, сына Езекии (4 Цар 20:21).
Основной прием, используемый Иваном Спасским для примирения хронологии иудейских и израильских царей, заключается в введении соправлений. При этом для Иорама Иудейского пришлось ввести аж двукратное соправление, а Охозия Израильский и вовсе оказался лишен самостоятельного правления. Мало того, что для подобных манипуляций данными нет твердых оснований в Священном Писании, так этот прием еще и малоэффективен, поскольку не приводит к строгому решению поставленной задачи.
Если не обращать внимания на мелкие расхождения плюс-минус год, то и в этом случае находится к чему придраться. Ошибка синхронизации Иоаса Иудейского и Иоаса Израильского составляет 2 года. Царствование Азарии-Озии рассинхронизировано с царствованием Иеровоама, и даже исправление хронологии по Флавию не дает идеально точного результата. Корректировка длительности правления Иеровоама составляет 11 лет. Неразрешимой остается проблема смерти Иеровоама – либо в царствование Асы, либо в царствование Авии. Погрешность установления даты казни Захарии составляет около полутора лет. Погрешность установления даты смерти Менаима составляет 2 года.
Манипуляции с временем правления Ахаза имеют следствием предположение о начале его соцарствования в несовершеннолетнем возрасте. Разумеется, нет ничего удивительного, когда царем становится ребенок в случае смерти царствовавшего отца. Однако трудно представить какой должна быть побудительная причина, чтобы зрелый царь брал себе в соправители малолетнего сына. И почему столь неординарное событие, если таковое имело место, не нашло хотя бы краткого упоминания в Библии?
Вполне очевидно, задача примирения хронологии иудейских и израильских царей без дискредитации библейских числовых данных Спасским не решена. Но, по большому счету, в этом нет острой необходимости. Ветхозаветная хронология периода разделенных царств прекрасно восстанавливается на основе исторических данных одного Иудейского царства. Хронология же правлений израильских царей имеет второстепенный характер, поэтому не стоит придавать ей слишком большого значения, во всяком случае, пока не отыщется корректный способ ее синхронизации с общей библейской хронологией.
Раздел 2c. Версия византийской эры по хронологии Императорского Московского Университета
Один из читателей посоветовал обратить внимание на весьма примечательную работу «Краткая хронология или Показание лет от начала мира, по тысящу седмь сот седмьдесят осьмой год, по Рождестве Христове, разделенная на седмь веков по церковному штилю» (1777). Это анонимное исследование, отпечатанное при Императорском Московском Университете, предлагает свой вариант хронологии от Сотворения мира до 1777 года летоисчисления новой эры. В том числе в нем представлена оригинальная версия византийской эры. Имеет смысл разобрать и проанализировать ее.
Сочинитель делит историю на семь «веков» или периодов. Такое разделение не является принципиально значимым, поэтому опустим его рассмотрение. Ниже приведем авторские даты в двух видах: сначала дата от Адама, а рядом в скобках дата н.э. в астрономической форме.
0 (-5507) год. Сотворение Адама и Евы.
За начало отсчета взят 5508 год до н.э., в соответствие ему поставлен 0 год по Византийской эре. На самом деле следовало бы начать не с нулевого, а с первого года. Мы не станем исправлять эту ошибку и приведем авторскую хронологию «как есть». Просто будем держать в уме, что в данной версии между шкалой от Адама и шкалой от н.э. имеется расхождение в один год.
230 (-5277) год. Рождение Сифа
С этого места и до исхода евреев из Египта сочинитель добросовестно соблюдает временные интервалы согласно Септуагинте. Поэтому в особых комментариях они не нуждаются. Укажем только расчет даты и ссылку на соответствующие библейские стихи.
0+230=230 (Быт 5:3)
435 (-5072) год. Рождение Еноса
230+205=435 (Быт 5:6)
625 (-4882) год. Рождение Каинана
435+190=625 (Быт 5:9)
795 (-4712) год. Рождение Малелеила
625+170=795 (Быт 5:12)
960 (-4547) год. Рождение Иареда
795+165=960 (Быт 5:15)
1122 (-4385) год. Рождение Еноха
960+162=1122 (Быт 5:18)
1287 (-4220) год. Рождение Мафусала
1122+165=1287 (Быт 5:21)
1474 (-4033) год. Рождение Ламеха
1287+187=1474 (Быт 5:25)
1662 (-3845) год. Рождение Ноя
1474+188=1662 (Быт 5:28—29)
2162 (-3345) год. Рождение Сима, Хама и Иафета
1662+500=2162 (Быт 5:32)
2262 (-3245) год. Всемирный потоп
2162+100=2262 (Быт 7:6)
2264 (-3243) год. Рождение Арфаксада
2262+2=2264 (Быт 11:10)
2399 (-3108) год. Рождение Каинана
2264+135=2399 (Быт 11:12)
2529 (-2978) год. Рождение Салы
2399+130=2529 (Быт 11:12)
2659 (-2848) год. Рождение Евера
2529+130=2659 (Быт 11:14)
2793 (-2714) год. Рождение Фалека
2659+134=2793 (Быт 11:16)
2923 (-2584) год. Рождение Рагава
2793+130=2923 (Быт 11:18)
3055 (-2452) год. Рождение Серуха
2923+132=3055 (Быт 11:20)
3185 (-2322) год. Рождение Нахора
3055+130=3185 (Быт 11:22)
3264 (-2243) год. Рождение Фарры
3185+79=3264 (Быт 11:24)
3334 (-2173) год. Рождение Авраама, Нахора и Арана
3264+70=3334 (Быт 11:26)
3434 (-2073) год. Рождение Исаака
3334+100=3434 (Быт 21:5)
3494 (-2013) год. Рождение Исава и Иакова
3434+60=3494 (Быт 25:26)
3624 (-1883) год. Переселение евреев в Египет
3494+130=3624 (Быт 47:8—9)
3839 (-1668) год. Исход евреев из Египта
Пребывание евреев в Египте длилось 430 лет (Исх 12:40). Сочинитель не следует этому указанию Священного Писания, а ссылается на свидетельство Иосифа Флавия: «Покинули они Египет в месяце ксанфике, на пятнадцатый день по обновлении луны, 430 лет спустя после прихода праотца нашего Аврама в Хананею и 215 лет после переселения Иакова в Египет» (Иудейские древности, 2.15.2).
В итоге, 430 лет отлагаются автором не от поселения евреев в Египте, а от призвания Авраама и его переселения из Харрана в Ханаан. По данной хронологии это соответствует 3409 (-2098) году или 75 году жизни Авраама (Быт 12:4—5). При этом от египетского переселения евреев отсчитываются апокрифические 215 лет. Подобные хронологические манипуляции явно не стыкуются с библейским пророчеством о 400-летнем рабстве евреев в Египте (Быт 15:13—16).
3624+215=3839
3879 (-1628) год. Смерть Моисея
Моисей был 80 лет на момент Исхода (Исх 7:7), а умер в 120-летнем возрасте (Втор 34:7). Следовательно, от Исхода прошло 40 лет (Втор 2:7; 8:2; 29:5).
3839+40=3879
3904 (-1603) год. Смерть Иисуса Навина
Здесь сочинитель вновь прибегает к свидетельству Иосифа Флавия: «Сказав это всем собравшимся, Иисус Навин испустил дух. Прожил он сто десять лет, из которых провел сорок, учась всему полезному у Моисея, а после его смерти был 25 лет военачальником» (Иудейские древности, 5.1.29).
3879+25=3904
3906 (-1601) год. Начало месопотамского рабства
Длительность периода до порабощения евреев месопотамскому царю Хусарсафему нигде не указана (см. Суд 1—2; Иудейские древности, 5.2). Сочинитель определяет эту дату по остаточному принципу так, чтобы подогнать период византийской эры под число 5508 лет.
3904+2=3906
3914 (-1593) год. Освобождение от месопотамского рабства Гофониилом
Длительность месопотамского порабощения составила восьмилетие: «И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского, и служили сыны Израилевы Хусарсафему 8 лет. Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова» (Суд 3:8—9).
3906+8=3914
3954 (-1553) год. Смерть Гофониила, начало моавитского рабства
«И покоилась земля 40 лет. И умер Гофониил, сын Кеназа. Сыны Израилевы опять стали делать злое пред очами Господа, и укрепил Господь Еглона, царя Моавитского, против Израильтян, за то, что они делали злое пред очами Господа» (Суд 3:11—12).
3914+40=3954
3972 (-1535) год. Освобождение от моавитского рабства Аодом
«И служили сыны Израилевы Еглону, царю Моавитскому, 18 лет. Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и Господь воздвигнул им спасителя Аода, сына Геры, сына Иеминиева, который был левша» (Суд 3:14—15).
3954+18=3972
4052 (-1455) год. Начало ханаанского рабства
«Так смирились в тот день Моавитяне пред Израилем, и покоилась земля 80 лет… Когда умер Аод, сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа. И предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского, который царствовал в Асоре; военачальником у него был Сисара, который жил в Харошеф-Гоиме» (Суд 3:30; 4:1—2).
3972+80=4052
4072 (-1435) год. Освобождение от ханаанского рабства при Деворе
«И он [Иавин] жестоко угнетал сынов Израилевых 20 лет. В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова» (Суд 4:3—4).
4052+20=4072
4112 (-1395) год. Начало мадиамского рабства
«И покоилась земля 40 лет. Сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян…» (Суд 6:1).
4072+40=4112
4119 (-1388) год. Освобождение от мадиамского рабства Гедеоном
«…И предал их Господь в руки Мадианитян на 7 лет… И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним» (Суд 6:1, 34).
4112+7=4119
4159 (-1348) год. Начало правления Авимелеха
«Так смирились Мадианитяне пред сынами Израиля и не стали уже поднимать головы своей, и покоилась земля 40 лет во дни Гедеона… И собрались все жители Сихемские и весь дом Милло, и пошли и поставили царем Авимелеха у дуба, что близ Сихема» (Суд 8:28; 9:6).
4119+40=4159
4162 (-1345) год. Начало правления Фолы
«Авимелех же царствовал над Израилем 3 года… После Авимелеха восстал для спасения Израиля Фола, сын Фуи, сына Додова, из колена Иссахарова» (Суд 9:22; 10:1).
4159+3=4162
4185 (-1322) год. Начало правления Иаира
«Он [Фола] был судьею Израиля 23 года, и умер, и погребен в Шамире. После него восстал Иаир из Галаада…» (Суд 10:2—3).
4162+23=4185
4207 (-1300) год. Начало филистимско-аммонитского рабства
«…И был [Иаир] судьею Израиля 22 года… И воспылал гнев Господа на Израиля, и Он предал их в руки Филистимлян и в руки Аммонитян» (Суд 10:3, 7).
4185+22=4207
4225 (-1282) год. Начало правления Иеффая
«[Филистимляне и Аммонитяне] теснили и мучили сынов Израилевых с того года 18 лет… И пошел Иеффай со старейшинами Галаадскими, и народ поставил его над собою начальником и вождем» (Суд 10:8, 11).
4207+18=4225
4231 (-1276) год. Начало правления Есевона
«Иеффай был судьею Израиля 6 лет, и умер Иеффай Галаадитянин и погребен в одном из городов Галаадских. После него был судьею Израиля Есевон из Вифлеема» (Суд 12:7—8).
4225+6=4231
4238 (-1269) год. Начало правления Елона
«…И был судьею Израиля 7 лет. И умер Есевон и погребен в Вифлееме. После него был судьею Израиля Елон Завулонянин…» (Суд 12:9—11).
4231+7=4238
4248 (-1259) год. Начало правления Авдона
«…И судил Израиля 10 лет. И умер Елон Завулонянин и погребен в Аиалоне, в земле Завулоновой. После него был судьею Израиля Авдон, сын Гиллела, Пирафонянин» (Суд 12:11—13).
4238+10=4248
4256 (-1251) год. Начало филистимского рабства
«[Авдон] судил Израиля 8 лет… Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян…» (Суд 12:14; 13:1).
4248+8=4256
4296 (-1211) год. Начало правления Самсона
«…И предал их Господь в руки Филистимлян на 40 лет… И был он [Самсон] судьею Израиля…» (Суд 13:1, 20).
4256+40=4296
4316 (-1191) год. Начало правления Илия
«И был он [Самсон] судьею Израиля во дни Филистимлян 20 лет» (Суд 13:20).
«Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень» (1 Цар 1:9).
4296+20=4316
4356 (-1151) год. Конец правления Илия, захват ковчега филистимлянами
«Был же он [Илий] судьею Израиля 40 лет» (1 Цар 4:18).
4316+40=4356
4357 (-1150) год. Освобождение ковчега Господня
«И пробыл ковчег Господень в области Филистимской 7 месяцев» (1 Цар 6:1).
4356+1=4357
4377 (-1130) год. Нахождение ковчега в Кириаф-Иариме
«И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа. С того дня, как остался ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет 20. И обратился весь дом Израилев к Господу» (1 Цар 7:1—2).
4357+20=4377
4389 (-1118) год. Конец правления Самуила, воцарение Саула
Здесь сочинитель опять прибегает к свидетельству Иосифа Флавия: «И правда, Самуил был человеком праведным и добрым и по этой причине особенно мил Господу Богу. Он один правил и руководил народом после смерти первосвященника Илия в продолжение 12 лет, а затем при воцарении Саула еще восемнадцать» (Иудейские древности, 6.13.5). При этом аноним почему то откладывает 12 лет не от смерти Илия, а вставляет после нее избыточные 1 год и 20 лет, связанные с ковчегом.