Книга Мир легенд о свирепых монстрах - читать онлайн бесплатно, автор Аарон Манке. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Мир легенд о свирепых монстрах
Мир легенд о свирепых монстрах
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Мир легенд о свирепых монстрах

Немного истории

В греческой мифологии есть легенды о существах, названных пигмеями (pygmaioi), – племени низкорослых людей, воевавшем с греками. Похожие рассказы о пигмеях существовали тысячелетия. У нас даже есть изображения схваток с пигмеями на глиняной посуде из гробниц пятого века до нашей эры.

Римский историк первого века Плиний Старший записал рассказ о том, что пигмеи каждый год совершали военный поход из своей страны в горах. Они вооружались для битвы, садились на своих баранов и козлов и отправлялись к морю, где охотились на журавлей, которые гнездились на берегу.

В Южной Америке есть предания о существах, называемых алюксы (aluxes). Персонажа мифологии майя, алюкса, описывают как существо ростом от трех до шести футов, безволосое и одетое в традиционный костюм. Подобно пуквиджи (pukwidgies) у индейских племен, алюксы причиняют неприятности, портят посевы и сеют хаос.

Согласно традиции, алюкс всякий раз переходит туда, где устраивается новое крестьянское поселение. Майя строили маленький двухэтажный домик посреди кукурузного поля, где должно было жить это существо. В течение первых семи лет алюкс будет помогать выращивать кукурузу и охранять поля по ночам. Но как только семь лет истекут, он станет вредить, и нужно будет закрыть окна и двери домика, чтобы заточить эту тварь внутри.

Древние пикты, жившие на Оркнейских островах, у северо-восточной границы Шотландии, рассказывали о существе, называемом троу (или иногда дроу). Троу были маленькими человекообразными созданиями; их описывали как уродливых и пугливых, живущих в курганах и каменных завалах в окрестных лесах. Как во многих подобных легендах, троу считались зловредными проказниками. Говорят, они очень любили музыку. Причем так сильно, что вроде бы похищали музыкантов и утаскивали к себе домой. У шотландцев было принято в Новый год благословлять детей, чтобы защитить их от троу. По соседству, в Ирландии, есть предания о похожем создании, маленьком и безволосом, – пука. Оно ростом примерно три фута и живет, как и троу, в больших каменных россыпях. Согласно легенде, эти существа могут быть источником беспорядка и проблем в поселениях настолько значительных, что у местных жителей сложились традиции, призванные уберечь их от этого несчастья. В графстве Даун, например, фермеры и сегодня оставляют в поле «долю пука», когда убирают хлеб. Это подношение призвано сохранить благополучие и уберечь людей от проделок злых существ.



Но пука не уникален. В мифологии Корнуолла есть маленькое человекоподобное создание, известное как букка, разновидность духа-проказника. Уэльс приютил похожее существо с репутацией озорного духа. Говорят, что он стучит в двери и исчезает, прежде чем люди открывают. А во Франции, в Нормандии, прямо через Ла-Манш, где у жителей общие верования с корнуольцами и валлийцами, эта тварь называется пук (pouque), а общий термин для каменных завалов и мегалитических структур – пукеле (pouquelee).

О, если вы поклонник пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь», вы помните персонажа по имени Пук; оказывается, это англизированная форма слова «пука», или «пук».

На этом я остановлюсь, но думаю, что вы поняли главное: в мире, похоже, нет культуры, не имеющей легенд о маленьких людях, «других», живущих на задворках нашего мира. Впрочем, это и неудивительно.

Эти предания глубоки и часто аллегоричны. Конечно, они исполнены смысла, но не имеют связи с реальностью. Никто никогда не поймал пуку, не сфотографировал алюкса, выходящего из своего крошечного каменного домика. Это не значит, что нет никаких доказательств.

На самом деле существует несколько легенд, которые находятся к реальности гораздо ближе, чем вы могли подумать. И это может быть не очень хорошо.

Все становится реальным

Исторически племя индейцев шошонов жило на территории нынешних штатов Айдахо, Невада, Вайоминг и Юта. Их земли занимали бо́льшую часть территории вокруг Скалистых гор, они также строили высоко в горах временные жилища, бывало, на высоте десяти тысяч футов.

Одна из легенд шошонов рассказывает о племени крошечных людей, известных как нимеригар (nimerigar). Предание повествует о человеке, который ехал верхом в горы Уинд Ривер проверить скот. Когда он спускался по узкой тропинке, на нее вышло одно из этих созданий и остановило его. Карлик сказал, что это его проезд и скотовод больше его использовать не может. Человек не обратил на слова крошки никакого внимания и поехал дальше к своему стаду; это рассердило нимеригара. Карлик прицелился и выстрелил отравленной стрелой в руку человека. С этого дня, утверждает предание, рука скотовода не работала.

Нимеригары – это просто миф. Во всяком случае, многие люди так думают. Но в 1932 году это мнение поменялось, когда два старателя, Сесил Мэйн и Фрэнк Карр, нашли мумию в пещере Педро Маунтинс в штате Вайоминг. Она сидела прямо на выступе пещеры и словно ждала их.

Мумия была маленькая. Честно говоря, всего около шести дюймов в высоту в сидячем положении, однако пропорции тела были как у взрослого. Труп мумифицировался в сухом климате штата. После обнаружения мумия прошла множество рук. Были сделаны и фотографии, и рентгеновские снимки, но после 1950 года она исчезла, и больше ее не видели.

В 1994 году, после того как в сериале «Неразгаданные тайны» зрителей попросили помочь определить местонахождение пропавшей мумии, объявилась вторая. Это была женщина со светлыми волосами, но примерно того же роста и тоже из горной пещеры. В этот раз медицинские эксперты смогли изучить ее, и их открытия шокировали. Она вовсе не была взрослой. Она была ребенком, рожденным с болезнью, известной как анэнцефалия, что объяснило взрослые пропорции тела и головы. Как и первая мумия, эта исчезла вскоре после обследования, и семья, ею владевшая, пропала тоже.

На другом конце света, в Индонезии, бытуют предания о маленьких человекоподобных существах, именуемых эбу гого (ebu gogo). Несмотря на имя словно с обложки книг Белинды Карлайл, эти создания слыли способными вызывать ужас в сердцах. Если верить легенде, эбу гого имели плоские носы и широкие рты, а их речь была похожа на похрюкивание и кудахтание. Все знали, что они таскают у местных крестьян еду, а иногда даже детей. По-видимому, один из таких случаев в 1800-х годах привел к массовому истреблению людей.

Люди племени наге с острова Флорес, Индонезия, утверждают, что много лет тому назад группа эбу гого украла их еду и наге загнали их в пещеру, где и сожгли живьем – всех, кроме одной пары, самца и самки, которым удалось убежать в лес.

Легенды состоят из выдумок и фантазий, но все-таки могут содержать крупицы правды. В 2003 году археологи обнаружили человеческие останки в пещере на острове Флорес. Останки, названные хомо флоресиенсис, не были обычными; это были миниатюрные взрослые люди. Если точнее, очень маленькие, ростом чуть более трех футов. Чтобы помочь вам представить их, им дали прозвище «хоббиты».

Маленькие люди, найденные в пещере на острове Флорес, где живет племя наге… Похоже, сказки оказались правдой. Проблема была в возрасте останков. Самым старым – около тридцати пяти тысяч лет, самым новым – около тринадцати тысяч. Другими словами, если наге в самом деле напали на племя крошечных людей, это случилось гораздо раньше, чем несколько поколений тому назад.

Что ж, верится с трудом. В этом случае предания указывают на нечто таинственное: что эбу гого реальны, что они могут и сейчас жить в лесах острова Флорес и что легенды, в конце концов, были правдой.

Звучит заманчиво. Думается, такое предположение любого может привести в восторг. Если, конечно, эти события не происходят рядом с тобой.

Довер

Поздним вечером 21 апреля 1977 года человек по имени Билли Бартлетт ехал с двумя друзьями по улицам города Довера, штат Массачусетс. На Фарм-стрит они проезжали мимо каменной стены грубой кладки, хорошо знакомой местным жителям. И тут Билли краем глаза заметил какое-то движение и свернул, чтобы рассмотреть нечто необычное.

Это было создание с телом как у ребенка; оно имело длинные тонкие конечности, удлиненные пальцы, огромную голову в форме дыни. Билли утверждал, что оно было безволосым, а его кожа выглядела шероховатой. Он даже отметил, что оно имело большие глаза оранжевого цвета.

Позже Билли набросал рисунок того, кого он видел, и подписал внизу страницы: «Я, Билл Бартлетт, клянусь на груде Библий, что я видел эту тварь».

На целой груде Библий, видали? Ну ладно.

В мире подобные случаи, возможно, происходят каждый год. Кто-то видит нечто сверхъестественное, разум искажает воспоминания, и вдруг они решают, что столкнулись с Авраамом Линкольном в джакузи. Но история Билли имеет дополнительные подтверждения.

Понимаете, всего через два часа после того, как он увидел то, что увидел, пятнадцатилетний Джон Бакстер шел домой от девушки, в миле от Фарм-стрит. Он утверждал, что видел, как что-то приближалось к нему по улице. Согласно его рассказу, оно было ростом и телосложением примерно как ребенок. Когда субъект его заметил, он бросился в кусты.

Джон, будучи очень сообразительным подростком и умея принимать волевые решения, определил, что ночь – это прекрасное время, чтобы гоняться за чем-то странным по зарослям, и погнался. То, что случилось дальше, стало буквально погоней «по рекам и лесам». Когда Бакстер остановился, чтобы перевести дух, он поднял глаза и увидел, что создание стоит за деревом в нескольких ярдах от него и наблюдает.

В этот момент здравый смысл взял верх, и Джон побежал, спасая свою жизнь. Той же ночью он сделал рисунок того, кого видел. И рассказал об этом полиции. Он описал создание с телом ребенка, большую овальную голову, тонкие руки и ноги и длинные пальцы.

По отдельности эти показания могли остаться незамеченными властями, но вместе они были чрезвычайно правдоподобны. И шанс, что сходство описаний было простым совпадением, пропал менее чем через сутки.

Пятнадцатилетний Эбби Брэбхем и восемнадцатилетний Уилл Тейнтор неслись на машине по Спрингдейл-авеню, когда увидели нечто на обочине у моста. Оно стояло на четвереньках, но оба утверждали, что очень хорошо его разглядели. Каждый описывал создание как безволосое и размером с ребенка, с чрезмерно большой головой и длинными тонкими конечностями.

Три отдельных события в течение двух ночей. Три уникальных наблюдения. Одно, казалось бы, невозможное описание, запечатленное в жутко похожих набросках. Были небольшие расхождения в цвете глаз этого существа, но общее сходство поражало. Каждый видел своими глазами то, что не мог объяснить. И все они, скорее всего, видели одно и то же.

Я считаю самым удивительным то, что почти через тридцать лет, в 2006 году, газета «Бостон Глоб» взяла интервью у Билли Бартлетта и он ни секунды не сомневался по поводу той истории. Он пережил душевное потрясение и несколько лет лечился. И хотя сейчас он – ответственный мужчина средних лет, его показания с годами не изменились, как бы фантастически они ни звучали.

После той недели в 1977 году существо прозвали Доверским Демоном. Были и другие свидетели. По словам одного местного жителя, Марка Сеннотта, в его школе ходили слухи, что в лесу происходит что-то странное. Сеннотт даже утверждал, что он с несколькими друзьями наблюдал нечто необъяснимое возле озера Чаннинг в 1972 году и оно было похоже на описания из поздних сообщений. Озеро Чаннинг, заметьте, как раз возле Спрингдейл-авеню, где Тейнтор и Брэбхем, по их словам, видели Доверского Демона. Ясно: в том лесу что-то было.

Подобно большинству легенд, эта будет и дальше вызывать споры и обсуждения. И хоть после 1977 года случаев наблюдения Доверского Демона не было, он оставил неизгладимый след в истории городка.

Валить с больной головы на здоровую

Мы не любим одиночества. Я считаю, что в процессе создания легенд, который сопровождает нас столетиями, человечество придумало подходящие объяснения для всего, в том числе и для человеческих поступков, по мнению большинства такими не являющихся. И в попытке оправдать и объяснить самые ужасные человеческие поступки люди инстинктивно выдумывали других существ, на которых можно было возложить вину.

Но вдруг «другие» действительно были задолго до того, как мы вплели их в наши предания? Что, если они были не столько вымыслом, сколько частью чего-то не совсем понятного? Может быть, в нашей попытке переложить свою вину мы слишком сильно изменили исходные данные и в результате похоронили правду под горой мифов.

Вокруг контакта 1977 года в Довере создано бесчисленное количество теорий. Кто-то считает, что это был инопланетянин, известный как «серый (грей)». Другие предположили, что это был лосенок. Я считаю это объяснение очень странным. В Массачусетсе в 1977 году было зафиксировано только две встречи с лосями, и обе – в западной части штата, далеко от Довера. Добавьте тот факт, что годовалый лось весит более шестисот фунтов; я думаю, ясно, что эта версия никуда не годится.

Впрочем, есть и более интересная теория. Как вы помните, Билли Бартлетт видел Демона из Довера сидящим на старой каменной изгороди на Фарм-стрит. Так вот, прямо за ней есть большой каменный горб, который местные жители всегда называли Полька Стоун.

Хотя некоторые считают, что название камня – неправильное произношение другого слова. Говорят, настоящее имя было Пука Стоун. Это мог быть и просто фольклор, возможно, сказка первого ирландского переселенца, рассказанная ребятишкам у подножия гигантского камня. К сожалению, мы никогда не узнаем точно.

А если хотите увидеть это сами, вы всегда можете отправиться в Довер и проехать по Фарм-стрит. Стена и деревья за ней на месте, по-прежнему таинственные, зловещие. Берегитесь, если вы передвигаетесь там ночью.

Неизвестно, что вы можете увидеть на конце луча вашего фонаря.

На стадии сотворения


В юго-западной части Исландии, к югу от города Рейкьявика, есть маленький полуостров, выступающий в холодные воды Северной Атлантики. Он известен как полуостров Аульфтанес, и хотя здесь живет совсем мало людей, местное правительство недавно решило соединить маленький выступ земли с городом Гардабайром, пригородом Рейкьявика.

Однако в прошлом году строительство новой дороги наткнулось на препятствие. На трассе лежала массивная скала высотой двенадцать футов и весом, по некоторым оценкам, семьдесят тонн. Как сказал сотрудник департамента дорожного строительства Петур Маттиассон, скала бросила необычный вызов строительному проекту их учреждения.

Вам необходимо кое-что знать об Исландии. Бо́льшая часть региона – это обширные просторы, покрытые редкой травой, и большие вулканические скальные образования. Земля подогревается гейзерами и источниками, небо неизменно серое и облачное. Поэтому так важно принимать во внимание, что есть сотни – может быть, тысячи – вулканических скальных образований вдоль строящейся трассы.

Что может быть таким важным в этом конкретном обломке скалы? Почему дорожный департамент пошел на такие меры, даже оплатил расходы по найму крана, чтобы передвинуть камень в безопасное место, а не просто взорвал его?

Валун, как говорят, обитаем. Он уже на протяжении многих веков – жилище для халдуфолк, «скрытых жителей». Рост и телосложение у них как у людей, да и образ жизни во многом похож. Кроме того, разумеется, они невидимы.

Тайный народ

В конце 1930-х годов в другом районе Исландии был создан проект дороги, проходящей сквозь холм Эльфхолл. С самого начала проект не задался. Во-первых, деньги кончились, а когда через десять лет финансирование возобновилось, строительство столкнулось даже с бо́льшим числом препятствий.

Горнопроходческие машины начали ломаться с необычайной частотой. Инструмент повреждался и терялся. В конце концов, вместо того чтобы копать напрямик, дорогу просто провели вокруг холма.

Когда трассу ремонтировали в 1980-е годы, снова встал вопрос о сносе холма, и на прокладку тоннеля было брошено больше оборудования. Как только первый бур сломался, привезли другой, но и он остановился. После этого рабочие отказались приносить свои инструменты к холму из опасения, что они могут потеряться или их сломают халдуфолк, которые охраняют это место.

Исландская культура изобилует упоминаниями этого племени человекоподобных существ. В недавнем социологическом опросе более половины населения – пятьдесят четыре процента – заявило, что верят в существование этих созданий. Кто же они – халдуфолк?

Согласно исландским народным сказкам, потаенные жители восходят к Адаму и Еве. Легенда повествует, что у Евы было много детей, которых она спрятала от Бога. Но всемогущий и всезнающий Бог нашел их.

И он сказал: «То, что человек прячет от Бога, Бог спрячет от человека». И эти дети Адама и Евы стали невидимы и с тех пор живут бок о бок с людьми.

Откуда бы они ни пришли, в Исландии их, похоже, много. По описанию, они размером как люди и обычно одеты в простой национальный костюм девятнадцатого века, часто зеленого цвета.

Впрочем, у исландцев для этих существ есть еще название. Они нечасто его используют, потому что оно не такое уважительное, как «тайный народ». И вот это слово мы все знаем, его история и смысл уходят в глубину времен.

Их зовут эльфами.

Эльфы всего мира

Вспоминая эльфов, большинство представляет маленьких людей, помогающих Санта-Клаусу в мастерской на Северном полюсе. Мы представляем себе крошечных человечков с заостренными ушами, которые носят высокие колпаки. Но такой образ эльфов достаточно нов, относится к сказкам Викторианской эпохи, когда французские легенды о феях смешались и перепутались с более старыми сказаниями об эльфах кельтских, германских и скандинавских народов.

Самые старые сведения о существах, похожих на эльфов, приходят из англосаксонской Англии и средневековой Исландии, хотя некоторые свидетельства находятся также в фольклоре Германии. Описания существ одинаковы по всей Европе: эльфов описывают человекоподобными, их считают божественными в прошлом созданиями неизвестного происхождения и изображают очень-очень опасными.

В норвежской мифологии эльфы – преимущественно женского рода, живут в холмах и курганах. Шведские эльфы считались прекрасными девушками, обитающими в лесах со своим королем. Скандинавский фольклор описывает их светловолосыми, одетыми в белое и очень опасными, если их разозлить.

Вообще во многих народных сказаниях эльфам отведена роль болезнетворных духов. Они могут насылать ужасное кожное высыпание на всякого, кто их обидел, оно называется «эльфийское поветрие». Единственный способ успокоить и задобрить этих существ – посещение их домов, чаще всего больших валунов в лесу, с подношением пищи.

Эльфы одичали

Изначально считалось, что эльфы – просто озорные проказники. На их проделки списывали все необычное, что случалось за день. Колтун в волосах называли «косичкой эльфа», родимые пятна – «клеймом эльфа».

Однако через некоторое время они приобрели более мрачную репутацию. Подобно своим аналогам в культурах других стран, таким как домовые, лепреконы, гоблины и тролли, эльфы вошли в историю как весьма опасные существа. Общими деталями их описания во всех культурах являются чрезвычайная обидчивость и ужасные последствия, в случае если их оскорбить.

Есть одно такое предание – о подмене ребенка. Согласно легенде, эльфы могли проникать в дом молодых родителей и подменять их малыша своим. В то время как за человеческим ребенком замечательно ухаживали в доме эльфов, малыш, оставленный взамен, был беспокойным и несчастным.

В Исландии бытуют легенды о халдуфолк, похищающих взрослых, которые будут работать на маленьких людей в холмах. На месте похищения халдуфолк оставляют бесстрастные, опустошенные копии людей. Говорили, что, если ваш знакомый сильно изменился: стал унылым и апатичным, – это оттого что его подменили эльфы.

Также верят, что эти существа могут вторгаться в сны человека и насылать ночные кошмары. Немецкое слово для плохих снов – альбдрюкен, что буквально означает «гнет эльфов».

Как видим, если случалось что-то неприятное, необъяснимое или трагическое, в средневековых умах преобладало одно простое решение: обвинить во всем эльфов.

Деревни

А что, если это было нечто большее, чем народные байки? Если принять рассказы на веру, этим можно объяснить невероятное сходство европейских историй с преданиями коренных племен Северо-Восточной Америки.

В 2011 году некоммерческая жилищная компания приступила к завершающему этапу возведения 120-квартирного жилого комплекса стоимостью девятнадцать миллионов долларов, известного как «Деревни». Все выглядело многообещающе. Это принесло бы около полутора миллиона долларов налоговых поступлений в бюджет города Монтвилля, штат Коннектикут; создало бы более сотни сопутствующих рабочих мест; а по завершении множество местных семей получило бы доступное жилье.

Поскольку «Деревни» были некоммерческим начинанием, компания обратилась за федеральным финансированием для компенсации затрат. Необходимым условием финансирования было завершение археологических исследований на участке земли в 12,2 акра.

Вот тогда-то все и пошло наперекосяк.

Оказалось, что выделенный под строительство участок является собственностью мохеганов. Зародившееся в семнадцатом веке в Коннектикуте племя мохеганов происходило из группы племен пекот. Они прочно обосновались на этих землях и, естественно, сохранили традиционный уклад до наших дней.

Среди особо значимых археологических объектов, которые племя мохеганов объявило находящимися в зоне риска, были гора Мохеган, форт Шанток и скала Мошупа. Ни в одном из этих исторических объектов не было ничего необычного, но когда инспектор по сохранению исторического наследия мохеганов предоставил претензию в департамент по градостроению, одна жалоба отличалась от остальных. Существа, заявляли они, живут внутри горы Мохеган. Строительство угрожает самой их жизни, и если его не остановить, «маленькие люди», как они их назвали, исчезнут, оставив племя без защиты от чужаков.

Мохеганы издавна верили в неких существ, которых называли макиависуг, «маленькие люди». Говорят, что давным-давно они соорудили каменные завалы на горе Мохеган для защиты от внешнего мира. Эти макиависуг остаются внутри горы до сих пор, охраняя камни и защищая племя.

Они слыли могущественными созданиями, способными защитить и сохранить племя, но если ими пренебрегали или скудно одаривали – могли и принести огромный вред. Конечно, мохеганы научились налаживать с ними хорошие отношения.

Одним из самых известных мохеганов прошлого века была женщина по имени Глэдис Тантаквиджен (Tantaquidgeon), скончавшаяся в 2005 году в возрасте ста шести лет. Она была потомком в десятом поколении предводителя мохеганов Ункаса, выдающегося вождя колониальной эпохи, а также знахаркой. Ее обязанностью было хранить сведения о макиависуг и навыки общения с ними.

Если верить Тантаквиджен, существовало четыре непреложных правила отношений с «маленькими людьми». Первое: служить и оберегать их правительницу и богиню Бабушку Сквоннит (Granny Squannit). Второе: никогда не разговаривать с ними в летние месяцы, когда они наиболее активны. Третье: никогда не смотреть им в глаза, иначе существо станет невидимым и украдет ваши вещи. И, наконец, четвертое: время от времени оставлять им подношения.

И в наши дни мохеганы продолжают делать пожертвования этим созданиям в надежде, что они не оставят свои обязанности защитников и охранников. Им традиционно приносят в жертву кукурузную муку и ягоды, иногда и мясо.

Звучит знакомо?

Связь с прошлым

Подавляющее большинство людей в мире, в общем-то, не верят в существование эльфов или скрытых от глаз жителей, обитающих под землей. Объяснение того, почему Исландия отличается от других стран, связано с викингами.

Переселяясь, викинги обычно силой отнимали земли и ценности у местных народов. Победа над врагом и доблесть в бою были одним из краеугольных камней их культуры. Однако, когда они заселяли Исландию, там некого было побеждать. Возможно, халдуфолк послужили оправданием, в котором они нуждались, чтобы чувствовать себя победителями в безлюдной стране.

Другие ученые полагают, что эльфы олицетворяют нашу связь с древней землей. Они – что-то вроде первобытного окружающего мира, напоминание о прежнем укладе жизни, до того, как мы отгородились от природы асфальтом и бетоном больших городов.