Другие предметы, изучаемые в магловских школах, отсутствуют. Например, без словесности и литературы учащиеся могут испытывать трудности в написании сочинений. Более того, пробел в литературе может крайне негативно сказаться на навыках общения, критическом мышлении, развитии сопереживания и понимании норм этики (что наиболее ярко выражается в поведении журналистки Риты Скитер). Без возможности посещать различные театральные, художественные и поэтические кружки у учеников Хогвартса остаётся мало пространства для самовыражения. География, иностранные языки, домоводство и уход за детьми также проходят мимо них. А вот отсутствие физики, пожалуй, можно простить, поскольку магия часто заменяет эту науку.
Наверное, самый серьёзный пробел в Хогвартсе – недостаток занятий в области здоровья, психологии и полового воспитания. Физическая подготовка ограничивается уроками Полётов на мётлах для первокурсников и тех, кто состоит в командах по квиддичу, а период полового созревания учащиеся и вовсе переживают без какой-либо поддержки. Учитывая многочисленные опасности, такие как магические несчастные случаи и нападения, которым подвергаются дети за время обучения, можно было бы ожидать наличия школьного психолога. На многих этапах взросления подросткам нелегко приходится без руководства. И ученику, пережившему тяжёлую психологическую травму, такому как Гарри, регулярное общение с высококвалифицированным специалистом принесло бы больше пользы, нежели с деканом факультета.
Анекдоты, советы и предостережения
Профессоров Хогвартса можно считать какими угодно, но только не скучными. Они умеют не только бесконечно напоминать о необходимости соблюдения осторожности во время сотворения заклинаний, но и иллюстрировать свои предостережения забавными историями из жизни. На первом курсе Гарри профессор Флитвик так объясняет ученикам тонкости освоения левитационных чар: «Очень важно правильно произносить магические слова – не забывайте о волшебнике Баруффио. Он произнес “эс” вместо “эф” и в результате обнаружил, что лежит на полу, а у него на груди стоит буйвол».
Дополнительные занятия
Дополнительные занятия помогают хорошим ученикам становиться ещё лучше. И некоторые профессора Хогвартса готовы поделиться своими знаниями и опытом во внеурочное время.
Профессор Северус Снейп
ПРЕДМЕТ: Окклюменция
В 1995/96 учебном году Дамблдор поручает Снейпу, опытному окклюменту, обучить Гарри искусству закрывать свой разум от нежелательных вторжений, чтобы уберечь его от влияния лорда Волан-де-Морта. Снейп обучает Гарри, вторгаясь в его разум. Он снова и снова заставляет мальчика блокировать эти вторжения, что приводит к неоднозначным результатам. Подробнее об окклюменции читайте на стр. 287.
Профессор Альбус Дамблдор
ПРЕДМЕТ: Волан-де-Морт/Крестражи
В течение 1996/97 учебного года профессор Дамблдор даёт Гарри особые «уроки», рассказывая о прошлом Волан-де-Морта. С помощью омута памяти он показывает Гарри воспоминания разных людей о детстве и молодости Тёмного лорда, в конечном итоге подтверждая теорию о создании им нескольких крестражей, которые Гарри предстоит уничтожить.
Профессор Римус Люпин
ПРЕДМЕТ: Защита от Тёмных искусств
В 1994 году Люпин занимается с Гарри во внеурочное время, чтобы помочь ему освоить заклинание Патронуса для защиты от дементоров, посланных в Хогвартс после побега Сириуса Блэка из Азкабана. Для отработки заклинания Люпин заставляет Гарри тренироваться на боггарте.
Занятия с другими учениками
На четвёртом курсе Гермиона помогает Гарри освоить манящие чары. А на пятом, когда профессор Защиты от Тёмных искусств Долорес Амбридж запрещает учащимся практиковаться в использовании заклинаний, уже Гарри пробует себя в роли педагога. В качестве лидера подпольного общества «Отряд Дамблдора» он ведёт внеклассные занятия по сотворению боевых и защитных заклинаний в выручай-комнате.
Предметы, которые больше всего помогают Золотому трио
Некоторые из предметов, изучаемых Гарри, Роном и Гермионой в Хогвартсе, оказываются особенно полезными.
Заклинания
Во время охоты за крестражами Гермиона использует широкий набор заклинаний, чтобы скрываться от Волан-де-Морта и Пожирателей смерти.
Защита от Тёмных искусств
Это, без преувеличения, самый полезный предмет для Гарри и его друзей на протяжении всего их пребывания в Хогвартсе, а также в борьбе с Волан-де-Мортом. Заклинания и навыки, полученные на занятиях ЗОТИ, выручают Гарри во время Турнира трёх волшебников, а также помогают Золотому трио и их друзьям выстоять против Пожирателей смерти во время Битвы в Отделе тайн, охоты за крестражами и Битвы за Хогвартс.
Зельеварение
На втором курсе Гермиона пользуется навыками, полученными на уроках зельеварения, чтобы сварить оборотное зелье. С его помощью ребята собирались проникнуть в гостиную Слизерина, чтобы выяснить, является ли Драко Малфой наследником Слизерина.
О профессорах
Ради блага школы и своих учащихся талантливые профессора Хогвартса готовы выкладываться сверх расписания. Всякий раз, когда возникает необходимость, они охотно делятся своими знаниями и опытом: будь то проведение Турнира трёх волшебников или же помощь директору Альбусу Дамблдору в сокрытии мощного артефакта[14].
Несмотря на всю свою собранность и серьёзность, иногда они находят время, чтобы разбавить обстановку весельем и волшебством. Каждый год Хагрид сопровождает первокурсников, прибывших на Хогвартс-экспрессе в Хогсмид, через Чёрное озеро к замку на лодках. А каждое Рождество он приносит в школу двенадцать огромных елей, украшением которых гирляндами и свечками обычно занимается профессор Флитвик, иногда с помощью профессора Макгонагалл.
Сотрудники школы, безусловно, умеют повеселиться, но также они невероятно искусны в своих областях: в течение 1991/92 учебного года каждый из них делает всё возможное, чтобы не позволить Волан-де-Морту завладеть философским камнем. Работая сообща, они создают невероятно сложную и запутанную полосу препятствий. Хагрид одалживает Пушка, огромного трёхголового пса, для охраны люка. Профессор Стебль помещает в подземелье дьявольские силки, чтобы задушить любого злоумышленника. Флитвик зачаровывает сотни летающих ключей, только один из которых может отпереть дверь к следующему испытанию. Макгонагалл создаёт гигантские волшебные шахматы, требующие от потенциального похитителя камня выиграть партию. Профессор Квиррелл ставит тролля, а профессор Снейп готовит несколько зелий (три из которых ядовитые) вместе с логической загадкой. И, наконец, Дамблдор устанавливает последнее препятствие – зеркало Еиналеж, в котором прячет философский камень. Только тот, кто хочет найти камень – найти, а не использовать, – сможет это сделать.
В следующем учебном году, когда василиск сеет панику, парализуя людей, профессор Стебль и профессор Снейп объединяются, чтобы спасти пострадавших. Помона выращивает мандрагору, а Северус готовит из её корней Живую воду.
Когда в 1993 году Римус Люпин получает должность преподавателя Защиты от Тёмных искусств, Снейп (хоть и неохотно) варит волчье противоядие, позволяющее Римусу сохранять разум после трансформации в волка. Сложное в приготовлении зелье помогает Люпину оставаться безобидным для обиталей замка в полнолуние.
В 1994 году в Хогвартсе проходит Турнир трёх волшебников, и преподавателям приходится нелегко. Можно предположить, что Хагрид помогает с размещением драконов для первого задания, а Дамблдор, вероятно, причастен к организации второго, поскольку владеет русалочьим языком. Для третьего задания на поле для квиддича возводится гигантский лабиринт, скорее всего с помощью профессора Стебль. За существами внутри лабиринта – соплохвостами, сфинксом и акромантулом – почти наверняка ухаживает Хагрид, а странный золотой туман, перевернувший всё с ног на голову, видимо, чары Флитвика.
В конце 1997/98 учебного года во время Битвы за Хогвартс профессора показывают себя во всей красе, используя свои уникальные навыки для защиты школы и её обитателей.
Когда директор Снейп бежит, а Волан-де-Морт приближается к школе, профессор Макгонагалл берёт оборону на себя. Чтобы задержать Пожирателей смерти настолько, насколько это возможно, Флитвик помогает возвести вокруг территории замка защитные чары. Тем временем Филч и мадам Помфри эвакуируют учащихся, не принимающих участия в битве. Профессор Стебль пускает в ход некоторые опасные растения, в том числе мандрагору, дьявольские силки, ядовитую тентакулу и плоды цапня. Даже профессор Трелони вносит свою посильную лепту, забрасывая Пожирателей смерти магическими кристаллами. Один из кристаллов, угодивший в голову Фенрира Сивого, спас жизнь Лаванде Браун.
Тем временем Снейп держится неподалёку от школы с целью поведать Гарри, что сразить Волан-де-Морта тот сможет, только пожертвовав собой. После того как Нагайна по приказу своего хозяина смертельно ранит зельевара, прежде чем погибнуть от ран, он успевает передать мальчику последние воспоминания, необходимые для победы над Тёмным лордом.
Глава 2
Учебная программа Хогвартса
Алхимия
Алхимия – древняя наука, она куда старше Школы Чародейства и Волшебства Хогвартс. Её практиковали по всему миру, прежде всего в Китае, Франции и Египте. Вполне возможно, что её преподавали в Хогвартсе с самого его основания, поскольку алхимию изучали такие выдающиеся волшебники, как Мерлин и Альбус Дамблдор. И всё же в 1990-х годах никто из учеников Хогвартса не изучает этот предмет. В то же время в других школах, например в африканской Уагаду, она распространена довольно широко.
История предмета
Маглы считают алхимию древней ветвью натурфилософии (граничащей с псевдонаукой), но разумнее называть её прародительницей химии. Хотя многие её представители внесли вклад в понимание маглами природы окружающего мира, эти личности оказались задвинуты на задворки истории. Сегодня каждый магловский ребёнок знаком с первым законом инерции сэра Исаака Ньютона, но мало кто слышал, что большая часть его научных изысканий была связана с алхимией. Николас Фламель также хорошо известен среди маглов, вот только они думают, что «бедолага» прожил обычную по длительности жизнь и умер, так и не сумев создать философский камень.
В магическом же сообществе алхимия – вполне реальная отрасль магии и науки. Её по сей день изучают и практикуют умнейшие волшебники и волшебницы, чьи интересы лежат в области взаимодействия различных элементов. Алхимики, в своём стремлении создавать различные магические вещества – от скромных лекарств до труднодостижимого Эликсира жизни, – нередко обращаются к древним рукописям в поисках ответов и объяснений таинственных явлений.
Понимание алхимических процессов пригодится при углублённом изучении обычных предметов, таких как Зельеварение и Травология. Многие из тех, кто занимается алхимией, также искусны и в Зельеварении. Эти области магического образования тесно переплетаются друг с другом, но в то же время различаются. Зельеварение – это процесс приготовления зелий из готовых ингредиентов, чаще всего растительного или животного происхождения. Алхимия – процесс приготовления и очищения самих ингредиентов. Алхимия занимается минералами и маталлами, из которых великие волшебники с помощью передового оборудования и пытаются получить Философский камень или Элексир Бессмертия. Волшебник, подкованный в алхимии, без труда может приготовить противоядие от составного яда (а может просто «сунуть в глотку безоар», как бы сказал Снейп). Менее распространена спагирия[15], разработанная Парацельсом. В ней волшебники стремятся манипулировать растениями, а не металлами. В основном спагирия используется для исцеления магических болезней.
Те, кто изучает алхимию, в основном сосредоточены на трёх целях: найти или создать философский камень, обрести вечную жизнь или молодость, превратить обычные металлы в золото и серебро. Из всего вышеперечисленного наиболее приоритетным считается создание философского камня, поскольку именно он может помочь человеку достичь двух других целей. Второстепенные задачи алхимии – поиск «панацеи», универсального лекарства от всех болезней, и практика спагирики.
Даже если четверо основателей и рассматривали возможность введения Алхимии в учебную программу с первого курса, в конечном итоге этот предмет стал факультативным и предлагается к изучению исключительно шестикурсникам и семикурсникам (на уровне ЖАБА), проявляющим особый интерес и способности в этой области.
Остаётся неясным, обязаны ли учащиеся достичь определённого уровня успеваемости по смежным предметам, чтобы получить допуск к углубленному изучению Алхимии. Однако можно предположить, что оценки за СОВ в этом случае должны быть никак не ниже «выше ожидаемого» (если вообще не «превосходно») по следующим предметам:
• Древние руны
• Астрономия
• Травология
• История магии
• Зельеварение
• Трансфигурация
Вне факультатива Алхимия появляется в учебных планах смежных дисциплин, таких как, например, Зельеварение на шестом курсе. Учащихся косвенно знакомят с предметом где-то между вторым и пятым курсами, чтобы подогреть интерес к моменту выбора занятий на уровне ЖАБА. Об исторических открытиях в этой области и совершивших их алхимиках, скорее всего, рассказывают на Истории магии уже после первого курса. Возможно, предмет также упоминается на Трансфигурации, Астрономии и Травологии. Учащимся, изучающим Древние руны, также могут задавать чтение алхимических манускриптов.
Известные профессора и ученики
Гарри Поттер и его друзья покидают Хогвартс и отправляются на поиски крестражей, так и не посетив ни одного урока Алхимии, но тем не менее они сталкиваются с этой наукой уже на первом курсе во время поисков информации о Николасе Фламеле. Несмотря на явный интерес к предмету, проявленный в двенадцатилетнем возрасте, Гермиона не использует возможность изучать его на уровне ЖАБА. Это может быть связано как с отсутствием стремления к бессмертию или богатству, так и с банальной практичностью – возможно, она просто не считала этот предмет полезным в войне против Волан-де-Морта.
Доподлинно неизвестно, кто из профессоров Хогвартса мог преподавать Алхимию, но по некоторым намёкам можно сделать вполне жизнеспособное предположение. Когда в 1997 году на уроке Зельеварения Гораций Слизнорт даёт пояснения к своему заданию, он объясняет учащимся шестого курса третий закон Голпалотта и упоминает алхимический путь преобразования элементов. При этом Гарри не находит в некогда принадлежавшем Северусу Снейпу «Расширенном курсе Зельеварения», который тот щедро исписал заметками, никаких надписей напротив этого закона, что может означать только одно: уже будучи шестикурсником, Северус хорошо понимал алхимические принципы и не нуждался в дополнительных примечаниях. Учитывая эти детали, можно заключить, что оба зельевара изучали и вполне могли преподавать Алхимию.
Помимо Зельеварения Алхимия тесно пересекается с Трансфигурацией. Следовательно, профессора Трансфигурации Альбус Дамблдор и Минерва Макгонагалл тоже способны вести этот предмет. На самом деле профессор Дамблдор прославился, помимо всего прочего, работами по алхимии, проведёнными совместно с его партнёром Николасом Фламелем[16]. Поскольку Дамблдор, как и Снейп, занимался с Гарри внеурочно, разумно предположить, что он мог преподавать Алхимию старшекурсникам.
Учитывая крайние меры, на которые отважился Том Реддл ради достижения бессмертия, – его ранние планы по созданию семи крестражей и успех в создании двух из них ещё в подростковом возрасте, – вполне вероятно, что он решил изучать Алхимию в Хогвартсе. Он мог обратиться к этим знаниям в период охоты за философским камнем Николаса Фламеля, чтобы использовать его для восстановления своих сил в 1991/92 учебном году.
Другой учащийся Хогвартса, увлекающийся алхимией, – Драко Малфой. Повзрослев, он проявляет интерес к унаследованной им коллекции алхимических рукописей. Малфой вполне мог начать изучать Алхимию на уровне ЖАБА в Хогвартсе, а после войны перевести её в разряд хобби.
Учебники
Неизвестно, по каким учебникам изучают Алхимию на шестом и седьмом курсах, но в библиотеке Хогвартса можно отыскать некоторое количество книг по этому предмету. Многие из них, предположительно, хранятся в запретной секции, доступ к которой закрыт для всех младшекурсников. Возможно, таково было решение Дамблдора. К 1991 году директор и в прошлом алхимик стал ценить желание защитить философский камень выше желания его использовать (благородство не в богатстве и не в бессмертии). Крайне маловероятно, что он одобрил бы свободный доступ к такому учебному материалу, особенно после того, как около полувека назад Том Реддл заинтересовался крестражами в столь юном возрасте.
Тем не менее Гермионе Грейнджер удаётся найти небольшую выдержку об алхимии и успехе Николаса Фламеля – философском камне – в тяжеленной древней библиотечной книге. Это могла быть «Алхимия, древнее искусство» за авторством Арго Пиритса.
Ученики-алхимики имеют возможность изучать копии древних рукописей, в то время как оригиналы могут быть утеряны, оберегаться историками или храниться в частных коллекциях древних и могущественных магических семей, таких как Малфои. Одна из таких рукописей, созданная в XV веке, известна под названием «Свиток Рипли» – шестиметровый лист пергамента, содержащий инструкцию по созданию философского камня. Кроме того, на свиток нанесены многочисленные аллегорические иллюстрации и стихи.
О принципах алхимии можно прочитать в учебниках и по другим предметам, например в «Расширенном курсе Зельеварения» Либациуса Бораго, который является обязательным для всех изучающих Зельеварение на уровне ЖАБА. Бораго рассматривает алхимию в разделе о третьем законе Голпалотта и приготовлении противоядий от составных ядов.
Можно предположить, что Николас Фламель не упоминается в «Истории магии» Батильды Бэгшот и других учебниках для первокурсников, поскольку Гарри, Рону и Гермионе пришлось прочесать немало книг в поисках этого имени в течение 1991/92 учебного года. Однако не исключена вероятность, что «История магии» для старших курсов включает алхимию и связанных с ней волшебников.
Класс Алхимии
В отличие от многих предметов, изучаемых в Хогвартсе, совершенно неизвестно, в каком помещении преподают Алхимию. В 1995 году бюст известного алхимика Парацельса располагался в коридоре между гостиной Гриффиндора и совятней. Если предположить, что бюст установлен рядом с местом, где можно изучать теоретические и исторические аспекты алхимии, значит, класс находится где-то неподалёку от портрета Полной Дамы на седьмом этаже замка. Для теоретических и исторических занятий потребовались бы меловая доска, профессорская трибуна и ряды парт с наклоном для чтения и письма. Высокое расположение этого класса обеспечило бы достаточное освещение для изучения рукописей и книг.
С учётом связи Алхимии и Зельеварения допустимо проводить практические занятия по предмету в подземельях в классе Зельеварения или где-то поблизости, где есть лёгкий доступ ко всем необходимым инструментам и материалам, как то: парты, весы для точного взвешивания ингредиентов, котлы для варки алхимических смесей (например, такие, как тот, в котором Слизнорт держит Феликс Фелицис во время урока Зельеварения на шестом курсе Гарри) и меловая доска для записей и инструкций. Различные материалы – неблагородные металлы, жидкости и растения – могут храниться в специальных запираемых шкафчиках, а чистое золото и серебро всегда должны быть доступны для изучения их свойств во время уроков. Помимо волшебных палочек ученикам могут пригодиться ножи, ступки и пестики, а также иные лабораторные инструменты для манипуляций с материалами.
Знаменитые алхимики волшебной и магловской истории
На протяжении всей истории среди имён известных алхимиков, многие из которых действительно были волшебниками или волшебницами, практикующими магию ради достижения алхимических высот, мы видим немало маглов, внёсших вклад в эту область.
Гермес Трисмегист (годы жизни неизвестны), которого большинство считает отцом алхимии, сочетал в себе, как говорят, черты древнеегипетского бога мудрости Тота и древнегреческого бога-посланника Гермеса. Современный символ медицины, кадуцей – жезл, на котором изображены две змеи, обвивающие крылатый посох, – происходит от Гермеса Трисмегиста. Считается, что его труды легли в основу большинства алхимических знаний, а также принципов изучения магии, астрологии и герметической философии (иначе герметизма).
Дзю Йен, также известный как Цу Ян (340–260 гг. до н. э.) – выдающийся алхимик-мистик, живший в Китае в четвёртом веке до н. э. Его учение о полярности сквозь космические принципы инь и ян способствовало уточнению ставшей алхимическим стандартом теории пяти элементов (или фаз): земли, огня, металла, воды и дерева. В роли отца китайской научной мысли Дзю Йен оказал большое влияние на развитие и изучение медицины, философии и алхимии в Китае.
Халид ибн Язид (ок. 668–704 гг.) – арабский принц из династии Омейядов, изучавший алхимию в Египте. Он перевёл алхимические рукописи Александрийской библиотеки и ввёл их в исламский мир. Термин «алхимия», образованный от арабского определённого артикля «аль» и греческого названия Египта «Кимия» (которое относится к долине реки Нил и означает «страна чёрной земли»), обязан своим происхождением Халиду ибн Язиду.
Джордж Рипли (ок. 1415–1490) – английский алхимик, имя которого в первую очередь ассоциируется со «Свитком Рипли». Более поздние алхимики также изучали его труд «Алхимическая смесь, или Двенадцать врат, ведущих к открытию философского камня». Хотя доподлинно и неизвестно, сам ли Рипли создал знаменитый «свиток», аллегорические иллюстрации на нём, без сомнения, содержат инструкции по созданию философского камня.
Корнелиус Агриппа (1486–1535) – немецкий волшебник и алхимик, автор множества книг о магии в XVI веке. За свои работы был брошен за решётку маглами, которые боялись его произведений и считали их абсолютным злом. Главный труд его жизни – «Оккультная философия», трактат, состоящий из трёх книг, в которых он рассуждает не только об алхимии, но и об астрологии, и о Каббале, эзотерической школе мысли в иудаизме. В магловском мире Агриппа известен тем, что завёл себе огромного чёрного пса в качестве фамильяра. При должном везении карточку с его изображением можно найти в одной из шоколадных лягушек. Она считается довольно редкой и пользуется большим спросом у коллекционеров.
Парацельс (1493–1541), также известный как Теофраст фон Гогенгейм, – швейцарский астролог, врач и алхимик эпохи Возрождения. Благодаря исследованию воздействия минералов на организм и внедрению химических препаратов в медицину его по праву считают отцом фармацевтики. Бюст Парацельса можно найти в Хогвартсе, а также ему посвящена одна из карточек шоколадных лягушек.
Хенниг Бранд (ок. 1630–1710) – немецкий химик, посвятивший жизнь активному изучению биологических жидкостей в поисках секрета изготовления философского камня. Благодаря своим алхимическим изысканиям он стал первым человеком, открывшим и назвавшим элемент фосфор.