Поэзия – всегда больше, чем чтиво, развлечение, чем рифмованный сказ о житие-бытие или поэтическая зарисовка момента. Поэзия – не кадр, это то, что за кадром: чутье и способность к пониманию замысла Главного режиссёра и сценариста нашей жизни, и выпавшая на долю ищущего знаки от Него и ответы, доля страданий и мук.
Поэзия – это поиск невидимых связующих нитей всего и вся в совершенно несовершенном мире. Это то, что способно утолить печаль, как старинный романс, насладиться уютом интимной гостиной, найти выход в сад по аромату цветов, если свечи оплавлены и погасли, а вернувшись, разбить аквариум с золотой рыбкой, если та зажирела в лености своей…
И Александра, как истинный поэт, предлагает читателю как вариант – последовать её примеру и заглянуть в необычную Кофейню — «Мне бы кофе… на ложку послаще, чтобы Солнце светило нежнее…». Именно в Небе, а не «в порочной обители, где Солнце и сердце погибли от холода, а Лунный фонарик туманы похитили», расположена уютная гостиная Александры Крючковой – «Кофейня астральных свиданий», в которую можно попасть уже сегодня всем желающим, например, во сне или используя портал – её книгу, нарисовав в своём воображении:
«… Кофейню, фонарик во фраке, сквозь годы искрящий в надежде, что счастье коснётся нас прежде, чем сердце утонет во мраке».
Дождёмся полночи, когда «зависнув над строчкой в чернушной сорочке, Ночь стынет десертом несмятой подушки», и заглянем внутрь! Автор сидит за столиком у окна в Мир, с тетрадкой и ручкой, наблюдая за посетителями, которые «венчаются кофейным обрядом», и одновременно – за происходящим на Земле, где «Луна не спит – сканирует планету», а вот «Солнце в отпуск ушло»:
Губы – тестом на ложь,
Годы – учат любви,
Осень – вовсе не повод спуститься на дно!
Если меди – на грош,
Запах кофе – лови! —
Впишем счастья причастье в сценарий кино!
В этой Кофейне никто и ничто не случайно: «Случайных – отводит Всевышний, а прочих – оплачет скрипач». Александра записывает что-то в тетрадку и ждёт появления своей Любви: «Я – в Башне халдеев, мечтаю о манне небесной, не хочешь заехать на кофе с бессонной Луной?»… «Я бы с тобою до снега столик закрыла – прощеньем…»
В меню здесь, кстати, – не только кофе, да и «я стою дороже эспрессо зернистого в элитной кофейне богемных статистиков!». Есть чай. Угощайтесь, читатель! И я – «я – тоже… чашечкой без чая, скучая, призраков ловлю», поскольку мимо проплывают сплошные призраки – «А облако – точь-в-точь обещанный жених!»,
Я жду звонка, но идолы немы —
Моя любовь случается не нашей,
Судьба – печаль, склонённая над чашей
Пустых надежд на призраков зимы…
И даже если кто-то предлагает познакомиться —
На тонкой границе, где паспорт не нужен,
Играли словами десертом на ужин,
Я знаю, что ты мне, конечно, не сужен,
Ты знаешь, что мной ты зачем-то простужен, —
Не повод для шуток…
– разлука неизбежна при наступлении рассвета – «Белым облачком взмыл в рассвет с донца чашечки – дух кофейный», «в никчёмных беседах под кофе на память астрально целую», да и просто потому что «Дворец мечтал о вывеске иной. Фонарь и я оставлены за дверью, ТЕБЯ там нет!»
Примечательно, что в меню Кофейни – множество не (!) сказочных блюд, о которых нужно помнить каждой Золушке: «из тыквенных карет готовится крем-суп», «из тыквенных карет готовится пирог… рагу… салат…»…
Что может быть любимее Любви и грустнее грусти, когда «нам поздно чертовски влюбляться, но рано разлиться вином»? Возможно, «наш путь кармически просрочен»? Ответите? Тогда вы сможете преобразить плоское в объёмное, – мысле-образы, иллюзию и фантазию в фотографическую память души.
Александра-поэт (а мы знаем её и как блестящего прозаика) обладает такой выразительной подачей символов чувств, что монументальное слово робеет перед её бабочковым крылышком суффикса и окончания, несмотря на обилие «мужских» рифм. Парадокс? Да! И детский ритм считалочек, иногда используемый автором, лишь подчёркивает глубину и общечеловеческую мудрость, достойную изливаться из уст конфуциев! Но вернёмся к главному – Любви.
Какой предстаёт Любовь в этих стихах? – разнообразной! От кокетливой и дерзкой до божественной: «Как же выберу я «против», если крыльями я – «за»?!», «Хочу быть пленной и… пленить!», «У памяти – брутальная винтажность: я прыгала от каждого звонка!», «Любуюсь тобою, как стражник – музеем…», «Любите ревностно, как тень – сраженья с полночью за тело… Любите пламенно, как те, кто Смертью милован однажды…», «Любовь – причастное вино», «Дайте глотком из Вечности каплю Любви без слов…».
Впрочем, и на вопрос: а стоит ли любить вообще и зачем? – автор отвечает неоднократно и на разных уровнях, чтобы найти свой подход к каждому читателю: «чтоб – вдаль, выруливать на крылья, менять их цвет», «сражая Скрижали полётом фантазии…», «воскреснут из шкафа чудные одежды счастливых совместных времён», «воскреснем Любовью», «Душа спасётся пламенем Любви – венцом творенья Солнечной Вселенной».
И пусть «встречи – опасны, разлуки – полезны», и «нежность погубит стрелка», «поздно думать, страдая напрасно: то ли порознь скитаться нельзя, то ли вместе светиться опасно», жажда Любви – зашкаливает, «Маргуша по ступе скучает неистово! – полёты на мётлах – не игры софистиков!»:
Дело – в шляпе, надежда – кушак,
Страхи – в печку! Перед Небом отвечу,
Сделав прежде последний свой шаг,
Шаг – навстречу…
Наиболее часто используемые (равно «значимые») слова Александры выдают в ней философа: Время, Вечность, Любовь, Творец, Душа, МЫ и ……ТЫ, но крайне редко встречается «я» – в основном, в форме «меня», «мной», «мне». И это, чисто женское, нежное, хрупкое, такое зависимое обращение ТЫ – из передряг житейских передаёт автора на ладонях Дюймовочкой в тюльпан моей читательской эмпатии – так хочется защитить её, славную, чью «каморку души греет фантик, шуршащий в кармане», у которой «трагедий – не меньше, чем вёсен, а счастья – едва ли на лето», то приближающую к бытовой конкретике, то отдаляющую на космическое расстояние – «Мальчик признался, что сходит на нет радость без евроремонта, — Птице, летящей от звона монет к Солнцу из песен Бальмонта», за то, что в своих стихах не ищет способов отделаться от трагичного – «я Солнце по жизни так долго искала, что верю в Светило с трудом», «с детства Луна мне – за мать»; и меня, как читателя, распирает чувство благодарности – «А ночью на Луны приятней выть вместе!» – за глубину проживания и горевания, которую я испытала, читая книгу, – «Зашейте мне душу! Зашейте и вышейте!», «Заплечью – тысячи крестов, а крыльям – бонусом – две мили…», «голос устала сжимать», «лица, вылиты из стали с прорезью бойниц, в полночь пафосно листали таинства страниц»…
Ах, дудки божьи, как же вы хрупки:
Удержи! За рукав чудо-платья Армани
жалкой нищенки – нет и копейки! – в кармане —
взаимности!
За сердце, что шире наземных широт…
Из цитат строк Александры Крючковой получится полновесная книга блистательных афоризмов. Облаченные в стихотворную форму, перекликающиеся с поэтами Серебряного века, в то же время неожиданные, остроумные и ироничные поражают глубинным родством с предтечами философской поэтической мысли – Хайямом и Навои.
«Бедняк – торгуется за тесто, богач – за женщину и нож…», «Мы – белки в колёсах Сансары», «Только на Ноев корабль руки отпустят синицу!», «Разум спросит у речки про брод – чувства прыгнут с разбегу да в омут!», «С белым флагом в чердачном окне можно спорить, но глупо бороться…», «В Скрижалях разлуки и встречи верстают на годы вперёд!» «У кармы – пастбище обид», «Скорость пугает послов, сердце – надавит на газ…», «Выбрать разумом несложно, если чувствами молчать!», «Правда – для лживых – не вождь…», «Правды горькие излишки стоят острого меча!»
А что с золотой рыбкой в аквариуме? Александра научила её говорить на иностранных языках, и вышло авторское Слово за границы славянской ментальности – Крючкову читают и любят, организуют презентации и размещают её книги и на русском, и в переводе на английский, итальянский, болгарский и венгерский языки с гордостью не только в России, но и за рубежом, включая музеи и монастыри Греции – исконного Литературного Олимпа и цитадели Философии! – «Брошусь в омут солнечной Эллады, пусть же Время радостно замрёт!»
Неизбежность возвращения домой – в Небо, как и у любого философа, осмысливается и Александрой – с лёгкой грустью: «Дух Солнца кружится над винами, а Небу плачется дождём, что все мы снежными лавинами с вершины жертвенно сойдём», «Читаю молитвы, полётов довольно – метёлку распилят на крест», и непоколебимой верой в бесконечность бытия и торжество Любви и творчества: «Я слишком крылато любила – Не бойтесь! – мгновенно взлечу!» «В Небо взмыла душа невозвратным билетом…», «Видишь, в Небе плывёт окно? – Это я в нём кружусь страницами…».
Впрочем, у Творца – свои законы и резон, когда-нибудь и нашему литературному веку будет дано название. Уверена, что имя Александры Крючковой, победителя литературного турнира «Король Поэтов» 2013 и конкурса «Книга XXI века» в номинации имени Игоря Северянина 2022 (оба проводились Московской городской организацией Союза писателей России), не потеряется в нём, ибо, как и подобает творцам-писателям, «мы все исчезнем в обмен на книжку…», а настоящие рукописи не просто «не горят», они – бессмертны.
Елена Вячеславовна ТАЛЛЕНИКА,
поэт, член Союза писателей России,
лауреат литературных премий
Газета «Поэтоград» №10 (406), 20221516
В. Г. Шильцын: «Космос!»
Стихи Александры Крючковой заразительны стремлением проникнуть в тайны мироздания. Множество образов следует за внимательным взглядом автора на реальность, преподнося читателю самые неожиданные сюрпризы, как например:
«Каморку улитки ждёт Нобель за тайну спирали…»(«Белки»),«Спидометр – врунишка! – к разлуке летели —2 года за 20…»(«Где-то на границе»),«Пахнет не осенью – мишкой на Севере…»(«Несвободное падение»),«Из всех цветов сентябрьского букетаДостал фрактал скрипучего паркета,И пятки вновь прильнули к потолку…»(«Бродить босой по сводам потолка»),«Открою кофейню астральных свиданий…»(«Кофейня»),«Достану билетик на ступу до Марса…»(«Заезженная пластинка»),«Сам Дьявол – навстречу! – целуя небрежно,прошепчет на ушко: «Бог – редьки не слаще!»»(«Задачка»).Порой это отстранённый взгляд на явления и события —
«Город хитрых зеркал строен мыслью шамана.В лужах – грозди ключей самых дальних Созвездий…»,«Жизнью правит фантом тайной мантры факира.В поле истин любви – бренды лживой витрины…»(«Поцелуй в зеркале»);а иногда наоборот, чрезвычайно эмоциональное и личностное изложение чувств —
«В пряже судьбы меланжевой / Чёрный – щенком скулит:«Даже свече оранжевой – / Слёзы – мрачней Лилит!»Краской из сна предерзкого / Утром взойду на холст.Мальчик, на ночь у Невского / Сдай мне окно на мост?»(«Окно на мост»);но в разнообразии авторских подходов нет ни лицедейства, ни обмана, а лишь пронзительная искренность, как, например, в стихотворении «Воланду», которое приведу целиком:
Грянет гром – возмездию сродни,Вздрогнет ночь – оставлена за старших:Здравствуй, Князь! – московские огниСложат миф о без вести пропавших… Если в рай заведомо не ждут, Или Жизнь от зависти не дружит, Там, где Смерть не впишется в маршрут, Праздный бал надеждами закружит…В ступе – прочь! – зажмурятся Пруды,Бросит в дрожь гламурную столицу!Сплетни змей запутают следы,Мёртвой Тьмой окутают светлицу… Смысла нет на публику рыдать, Падших звёзд вытаскивать на сушу, — Дайте шанс подарочком отдать Даже Злу не нужную здесь душу…Александра не только фиксирует проявления жизни в образах, но, как настоящий творец, преобразует мир, влияет на него, делая лучше и гармоничнее. Это сопряжено с работой над формой произведения, ибо «если хочешь улучшить мир, то начни с себя», и тут поэзия не знает равных Александре Крючковой, поскольку практически каждое стихотворение выверено до совершенства. Разве что Борис Пастернак столь же тщательно трудился над стихами, возвращаясь к ним вновь и вновь, когда время начинало «упрекать автора» прошлыми неточностями. Неслучайно по итогам литературных конкурсов Московской городской организации Союза писателей России совместно с НП «Литературная Республика» за 2021 год Александра Крючкова стала победителем конкурса «Поэт XXI века» в номинации имени Б. Пастернака и была награждена дипломом и памятной именной статуэткой «Борис Пастернак» (газета «Литературные известия» №11—12 (197—198), ноябрь-декабрь 2021, «Итоги конкурсов МГО СП России за 2021 год»)1718. Шедевр – «Шах»:
Душно в Городе, стены – плитами,Пыль – копытами, душам – шах,Я – до донышка вновь не питая,Но разбита-я — в пух и прах.Годы – птицами, даты – лицами,След – крупицами, в блицах – день,Выть – с волчицами, жить – страницами,Пусть приснится мне Счастья Тень! —Чудо – тварное, чудо-творное,Вдрызг влюблённое — вот беда! —В место горное — Небо чёрное,Там, где каждого ждёт звезда…Недоверчивый читатель спросит: «Да человек ли делал это?» – кажется, сам Космос водит её пером, диктуя свой непостижимый замысел. Александра Крючкова обращается к вечным, загадочным в своей непостижимости символам, словно взвешивая соотношение личности, истории, духа и бытия. Из стихотворения «Уходят в Небо караваны»:
Смешалось: всполохи и крона,Вода, огонь,В тумане – очередь до трона,Ключи – в ладонь…Какая странная пропажа —Себя самой…Там – Солнце, Лестница и Стража,А день – восьмой…Низали песенки на нити —Где низ? Где верх?Там – Книга, Зеркало, Хранитель,Сады и смех,Пещеры, пагоды и храмы,Значки планет…Автор неустанно размышляет сама —
«Смысл жизни терялся, как в стоге иголка…»(«Овечка»),«В пути запутаться несложно,Земля – обманчивый приют…»(«Из другого теста»),«сомнёт цветы колёсико Сансары…»(«Лассо»);даёт пищу для размышлений —
«Уходят и люди, и феи, меняя квартиры на звёзды, —безмолвной подсказкой скитальцам,бредущим в потёмках по кругу…»(«Когда умирают феи»),«На Небе девятом – всё так же 3-х звёздно, —В крылатом хорале фальшивит сопрано…»(«Ловушка»),«Волны эфирные – Солнце незрячего,светом разрушатся скалы циничности.Жизни – фантазии Духа бродячегов хитрой спиральности хищной цикличности…»(«Волчье раскаянье»);ставит вопросы, не теряющие актуальности на протяжении веков —
«Кому заведомо трудней: Царям? Монахиням? Поэтам?Святым? Безбожникам? Вождям?…С тобой общение двусложно! —Вдохну и выдохну: «Дождям».А что? – вполне себе возможно!»(«Прописка»),«Есть ли правда в Творце, если Время – обманщик?»(«Царь-Солнце»),«Творец наш, случайно, не отчим?»(«Руины»),«В клетку, как Феникс, вернусь ли? – не факт:пеплом быть проще, чем помнить о многом…»(«Остров Нет и Не Будет»).Стихи Александры отличаются «оголённостью нерва» и тревожной нотой, звучащей сквозь суету повседневности – «Остра возмездия стрела, но ось смещается, не раня… Спеши! – я видела, что Аня к трамваям в сумерках брела…» («Аннушка»), они говорят о действительном положении вещей, об остроте жизни, хрупкости и взаимозависимости судеб одновременно, как в стихотворении «Эпитафия»:
Поздно с Богом маршрут сверять —Даже крестик исчез с обочины…Что нам, Мастер, теперь терять,Если жизни давно просрочены? Карма держит Любви штурвал, Запах смерти грозит диффузией — Каждый город, где ты бывал, Канет в Лету твоей иллюзией…Разве рамки земных границМогут душам мешать увидеться?Люди ловят чужих синиц —Тая в стае, журавль обидится… Наших судеб темно сукно… Крылья смотрят на Юг – за птицами! Видишь, в Небе плывёт окно? — Это я в нём кружусь страницами…Некоторые её стихотворения успели стать своеобразными хитами в жизни современной поэтической России. В их числе – «Во мне…», породившее целый шквал подражаний и откликов, и «Не отдавай меня другим», на которое барды с поразительным упорством создают всё новые романсы.
Александра Крючкова – заслуженный писатель МГО СП России, утверждающий своим творчеством гуманистический идеал, согласно которому каждый человек в душе – художник. Общаясь со словом, любой может получить то, о чём говорил Иосиф Бродский в нобелевской речи: «Человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом». В удивительном кульбите сравнений и определений Александре удалось, как на ладони, раскрыть глубины человека, уникальность и вечность души, памяти, истории, метафизики. Невозможно осознать самоё себя, но всякий читающий: «Я – метр… И пятьдесят… Плюс восемь… Сантиметров…» – оказывается невольным соучастником путешествия сквозь конструкцию Космоса от края Вселенной к её центру, самой личностной сути. Приятного вам путешествия!
Вадим Геннадьевич ШИЛЬЦЫН,
писатель, поэт, член Союза писателей России,
лауреат литературных премий
Журнал «Зинзивер» №5 (131), 20221920
«Литературная газета», №17 (6782) от 28.04.202121
Журнал «Москва литературная» №2, 202222
КОФЕЙНЯ АСТРАЛЬНЫХ СВИДАНИЙ
356 стихов о Любви, Боге и Иной Реальности
Давайте чаще встречаться!
«Здравствуй… Прости – соскучилась…»
Здравствуй… Прости – соскучилась…Звёзды живут до августа…Крылья носить замучилась,Хочешь? – возьми, пожалуйста!Будут тебе не лишними —Небо скорбит по Фаусту,Вышит вердикт Всевышними:Звёзды считать по августу…Солнце грустит закатами…Знаешь, звезда замучилась:Тело разбив на атомы,Веришь? – опять соскучилась…I. ФЕЙНОЕ
Дагестанскому горцу Б. С. А.
Бродить босой по сводам потолка
Прогноз погод не радует опять,Угас пленэр, мечтающий о Гойе.В толпе мышей ты выглядишь изгоем,Пойдём со мной? Здесь нечего терять!Черкнём в Скрижаль забавную строку:Из всех цветов сентябрьского букетаДостал фрактал скрипучего паркета,И пятки вновь прильнули к потолку.За тьмой дождей — небесная пастель,В неё офф-лайн выныривать и мне бы,Не в сон скользнуть, а сразу же – на Небо!Прости-прощай, постылая постель!«Сейчас и здесь» — вне Времени, везде!Мы все живём не полными правами.Зачем играть волшебными словами?Кивни в ответ, что правила – к беде.Поймай в сачок кружащую Луну,Шагнув душой доверчиво навстречу!Забей на мозг — едва ли я замечу,А страх Любви вменяется в вину.Уйти в себя — не жертвенный, но путь.Ну что ж, считай, я вычурно шутила!И твой отказ заранее простила,Сержусь? Нет-нет! Ну разве что… чуть-чуть.Но в дверь звонят! Задержишься слегка —Октябрь вплывёт туманностью бездонной.Ступай, дружок! — мне в хижине бетоннойБродить босой по сводам потолка.31 августа 2004Динь-Динь
Болтая с ветрами всех стран, во власти закатов и Лун,Сгорая от жажды любви, летела к последней главе,В которой нарцисс Питер Пэн, властитель пиратских лагун,Не верит, что фея Динь-Динь исчезла на зависть молве.Но падать привычней – наверх, с улыбкой – по звёздам – на Рим,В ладошку кружится перо — крылатых прощальный привет,Ты Богу расскажешь потом, не выдав секрета другим:Как грустно, что фея Динь-Динь не с вами встречает рассвет.16 марта 2004Поцелуй в зеркале
Город хитрых зеркал строен мыслью шамана,В лужах – грозди ключей самых дальних Созвездий,Жертвам нужен палач — смыться в Царство Тумана,Только вряд ли сбегут в ходе иска возмездий.Жизнью правит фантом тайной мантры факира,В поле истин любви — бренды лживой витрины.Кто же станет во сне штопать ниткой эфираКрылья светлой мечты — сказки взбитой перины?Богу можно – целуй — сразу в губы! – на встречной! —Залпом мыслей и чувств, целясь в сердце дуплетом, —Будет проще забыть: вместо стаи беспечнойВ Небо взмыла душа невозвратным билетом.апрель 2004Коктейль Тишины
Свобода условна, здесь каждый – в неволе,Взлетаю к Безмолвью, чтоб сплетни остыли,На поле астральном двуличный – не воин:Речами затравишь, но лекарь – не ты ли?Путь в Небо засвечен сплошными крестами,А строчки превысят авансы на Вечность,Вприпрыжку за жизнью, сбиваюсь местами:Взываешь серьёзно, но сеешь беспечность.Танцует с косою седая старуха:«Не хочешь на выход?» Включаю наивность:Желаю Венере ни перьев, ни пуха —Сегодня мне снова приснилась взаимность.январь 2004Люблю, но…
Общаться глазами — и просто, и сложно:Не нужно патронов — стреляем не в тире,Но цепи из пауз — длиннее, чем должно,Обрушься на стены — их целых четыре!А звуки пронзают, как слово пророка,От шутки-намёка — мгновенье до взрыва!Но в клятвах о дружбе — ни правды, ни прока,Мы оба зависли на кромке обрыва.Не надо иллюзий в паренье зловещем!Признаться, я тоже… — напрасно хохочешь! —Люблю, но… иначе — сравнить бы, да не с чем, —Додумай, как чуешь, и делай, что хочешь.февраль 2004