«Еще одной заметной фигурой, связывающей евгенику и неомальтузианство, был Фредерик Осборн (1889–1981), назначенный Рокфеллером на пост президента только что созданного им Совета по народонаселению и возглавлявший до этого Американское евгеническое общество. Внук железнодорожного магната У. Осборна, племянник директора Американского музея естественной истории и родственник знаменитых финансистов Морганов, Фредерик Осборн принадлежал к числу представителей правящих семейств Америки, занимавших руководящие посты в крупных корпорациях, на государственной службе и научных обществах. В 1936 г. благодаря его усилиям в Принстонском университете был создан первый в США центр демографических исследований. В годы второй мировой войны Осборн в звании генерал-майора отвечал за поддержание морального духа, информационную и пропагандистскую работу в американской армии… После войны Осборн представлял США в комиссиях ООН по атомной энергии и обычным вооружениям» (75).
Американские учёные и Агентство США по международному развитию (АМР США) отмечают: «Наиболее важным фактором снижения фертильности в развивающихся странах является использование противозачаточных средств» (59, 76). Поскольку нынешние «развивающиеся» государства находятся на первых этапах «демографического перехода», то ровно такое же утверждение справедливо и в отношении США, Британии и Франции 19-го века, ведь именно тогда они вступили в первый этап «демографического перехода».
Известный американский политик-республиканец Патрик Д. Бьюкенен подсчитал, что контрацепция вдвое сократила прирост населения на Западе (77). Вишневский констатирует: «именно контрацептивная революция открыла дорогу второму демографическому переходу – новейшему этапу рационализации семейного планирования» [под вторым «демографическим переходом» подразумевается вымирание] (51). Как было показано, именно мальтузианцы затеяли контрацептивную революцию, они, а затем присоединившиеся к ним евгеники и феминистки создали массовый спрос на противозачаточные и убийства детей в утробе. В середине прошлого века эта троица внесла решающий вклад в разработку высокоэффективных контрацептивов. Вишневский указывает, что «именно на поиск и пропаганду эффективных методов планирования семьи и были направлены с самого начала усилия неомальтузианцев». (51) Поэтому, сегодня, когда средства контроля рождаемости распространены практически поголовно, современные сокращатели, в том числе в лице того же АМР США, говорят, что «ограничение доступа к современным средствам контрацепции не является решением» проблемы вымирания русских (78). Что алогично. Получается, что насаждать контрацепцию и аборты можно и нужно, а обратный процесс отвергается. На таком же противоречии был пойман «отец» российской демографии и сокращатель Вишневский, который выступал против агитации женщин за повышение рождаемости; об этом вредителе подробно в главе № 12.
На всех графиках ниже (79) мы видим лавинообразное падение СКР после запуска мальтузианского движения, затем идёт послевоенный скачок, и снова резкое снижение, обусловленное активизацией сокращателей, в том числе, когда они создали Фонд ООН в области народонаселения (конец 60-х), продавили мировой консенсус УСН и насадили везде государственные программы «планирования семьи». Следует учитывать и тот факт, что в 60-х на рынки стран Запада вывели внутриматочную спираль и гормональную противозачаточную таблетку. А они в свою очередь были разработаны по заданию и на деньги Совета по народонаселению (Джон Д. Рокфеллер 3-й) и феминисток, в частности, Маргарет Сэнгер и Кэтрин Маккормик (80).
СКР в Британии: мальтузианское движение запущено в 1877 году
СКР в Нидерландах: мальтузианское движение запущено в 1882 году
СКР в Германии: мальтузианское движение запущено в 1889 году
СКР во Франции: мальтузианское движение запущено в 1896 году
Выводы. Во второй половине 19-го века одновременно сформировались мальтузианское и феминистическое движения (81, 58), также начало зарождаться евгеническое движение, с окончательным оформлением в начале следующего века. И хотя некоторые пытаются представить дело так, что они шли параллельно и независимо друг от друга (58), в действительности, мальтузианство, феминизм и евгеника тесно переплетены. Несмотря на ряд противоречий по части ущемления прав женщин (насильственные аборты, стерилизации и контрацепция), в деле снижения рождаемости они работали (ют) в прочном союзе (82), поскольку основные их интересы совпадают. Идея «планирования семьи» не может воплотиться без расширения прав женщин, а цель евгеников – ограничение размножения «недостойных». Также мальтузианцы / сокращатели первого этапа представляли собой смесь вольнодумцев, анархистов, воинствующих атеистов, либералов, социалистов, революционеров, защитников прав трудящихся и масонов.
Системы сопротивлялись мальтузианской и контрацептивной перестройке, «реформаторов» наказывали штрафами, десятки пропагандистов были брошены в тюрьмы, а во Франции известно два случая казни на гильотине за производство абортов (2, 83). Так, в 1943 году за выполнение 27-ми внутриутробных убийств отрублена голова Мари-Луиз Жиро.
Наконец, главное – мужчины-мальтузианцы запустили Управляемое снижение рождаемости в начале 19-го века, а затем к ним присоединились сторонники феминизма и евгеники. Позже в 20-м веке союз мужчин-евгеников и феминисток был настолько очевиден, что историк Бетси Хартман назвала их «странные любовники» (84).
***
1. Family planning: an assessment, Margaret Pyke (https://library.bsl.org.au/jspui/bitstream/1/4569/1/Pyke-M_Family-planning-an-assessment_BSL_1963.pdf)
2. Encyclopedia of Birth Control, Vern L. Bullough (http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.1015.2097&rep=rep1&type=pdf)
3. Homosexuality of Jesus explored by 18th-century philosopher Jeremy Bentham, Kittredge Cherry, Q Spirit (https://qspirit.net/jeremy-bentham-homosexuality-jesus)
4. История и историческая память: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.В. Гладышева. – Саратов: Сарат. гос. ун-т, 2020. – Вып. 21. – 175 с., "Генеалогия понятия «Либерализм»: II. Либертины (либертены) и либертинаж", М.В. Калашников
5. Not Paul, but Jesus Vol. III., Jeremy Bentham (https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/1392179/3/npbj.pdf)
6. Jeremy Bentham: Prophet of Secularism, Philip Schofield, University College London (https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/1370228)
7. Барлова Ю. Е. «Надзор и прибыль»: общественное призрение и социальная помощь в теоретических конструктах Иеремии Бентама // Диалог со временем. 2010. Вып. 33. С. 166-186 (https://roii.ru/dialogue/33/roii-dialogue-33_9.pdf)
8. Bentham and Birth Control: the Misreading, David Stack (https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/1322973/1/013_Stack2011.pdf)
9. The History of Contraceptives, Beryl Suitters, International Planned Parenthood Federation, Museum of Contraception and Abortion (https://muvs.org/en/bib/document/details/b1031)
10. Wood-engraving by William James Linton (1812-98), University College London (https://www.ucl.ac.uk/bentham-project/who-was-jeremy-bentham/representations/old-radical/wood-engraving-william-james-linton-1812-98)
11. Jeremy Bentham and The Genesis of English Neo-Malthusianism, Norman E. Himes (https://academic.oup.com/ej/article-abstract/46/Supplement_1/267/5270186)
12. Francis Place, Wikipedia (https://en.wikipedia.org/wiki/Francis_Place)
13. William Thompson, a Pioneer of European Socialism, Caroline Gomes, Books & Ideas (https://booksandideas.net/William-Thompson-a-Pioneer-of-European-Socialism.html)
14. Practical directions to the preservation of health, Alun Evans (https://academic.oup.com/ije/article/33/4/640/665576)
15. William Thompson (philosopher), Wikipedia (https://en.wikipedia.org/wiki/William_Thompson_(philosopher))
16. Richard Carlile, Spartacus Educational (https://spartacus-educational.com/IRcarlile.htm)
17. Talk: Richard Carlile and his legacy, National Secular Society (https://www.secularism.org.uk/talk-richard-carlile.html)
18. Richard Carlile, Wikipedia (https://en.wikipedia.org/wiki/Richard_Carlile)
19. Online Exhibits/History of Birth Control/Contraception in America 1800-1900/Early Literature, Case Western Reserve University (https://artsci.case.edu/dittrick/online-exhibits/history-of-birth-control/contraception-in-america-1800-1900/early-literature)
20. Charles Knowlton, Wikipedia (https://en.wikipedia.org/wiki/Charles_Knowlton)
21. Роберт Дейл Оуэн, Классики мирового религиоведения (https://religious-studies.fzrw.info/роберт_дейл_оуэн)
22. Robert Dale Owen, The Pioneer of American Neo-Malthusianism, Norman E. Himes (https://www.jstor.org/stable/2765924)
23. Robert Dale Owen, Wikipedia (https://en.wikipedia.org/wiki/Robert_Dale_Owen)
24. Милль, Большая российская энциклопедия (https://bigenc.ru/philosophy/text/2214020)
25. John Stuart Mill, The Stanford Encyclopedia of Philosophy Archive (https://plato.stanford.edu/archives/spr2017/index.html)
26. History of Contraception, Malcolm Potts, Martha M. Campbell (http://www.24grammata.com/wp-content/uploads/2014/08/Malcolm-Potts-and-Martha-Campbell-24grammata.com_.pdf)
27. Исповедь. Анни Безант, Россия, ЛитРес, 2017 (https://www.litres.ru/anni-bezant/ispoved)
28. John Stuart Mill, Wikipedia (https://en.wikipedia.org/wiki/John_Stuart_Mill)
29. John Stuart Mill, Britannica (https://www.britannica.com/biography/John-Stuart-Mill)
30. Frederick Hollick, Wikipedia (https://en.wikipedia.org/wiki/Frederick_Hollick)
31. Древние методы контрацепции: как делали это в античные времена, в средневековье и в XIX веке, NEWSru.com (https://www.newsru.com/world/07dec2005/contraception.html)
32. George Drysdale, Historia-Biografia (https://historia-biografia.com/george-drysdale)
33. Charles Robert Drysdale, Wikipedia (https://en.wikipedia.org/wiki/Charles_Robert_Drysdale)
34. Moses Harman, The Kansas Historical Society (https://www.kshs.org/kansapedia/moses-harman/12080)
35. The Moses Harman Story, The Kansas Historical Society (https://www.kshs.org/p/kansas-historical-quarterly-the-moses-harman-story/13209)
36. Moses Harman, Wikipedia (https://en.wikipedia.org/wiki/Moses_Harman)
37. Charles Bradlaugh, Wikipedia (https://en.wikipedia.org/wiki/Charles_Bradlaugh)
38. Contraception: A History, Robert Jütte
39. Mouvement ouvrier et néo-malthusianisme au début du XXe siècle, André Armengaud (https://www.persee.fr/doc/adh_0066-2062_1967_num_1966_1_919)
40. Поль Робен, Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/Робен,_Поль)
41. John Russell, Viscount Amberley, Wikipedia (https://en.wikipedia.org/wiki/John_Russell,_Viscount_Amberley))
42. Annie Besant, Britannica (https://www.britannica.com/biography/Annie-Besant)
43. Анни Безант, Википедя (https://ru.wikipedia.org/wiki/Безант,_Анни)
44. Annie Besant, the first woman to endorse birth control, Angela Byrne, The Irish Times (https://www.irishtimes.com/life-and-style/abroad/annie-besant-the-first-woman-to-endorse-birth-control-1.3711113)
45. "Concious procreation": Neo-Malthusianism in southern Europe and Latin America around 1900, Eduard Masjuan, Joan Martinez-Alier (https://core.ac.uk/download/pdf/6530511.pdf)
46. Knut Wicksell, Wikipedia (https://en.wikipedia.org/wiki/Knut_Wicksell)
47. Pelletier, Madeleine (1874-1939), Encyclopedia.com (https://www.encyclopedia.com/women/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/pelletier-madeleine-1874-1939)
48. Madeleine Pelletier, Wikipedia (https://en.wikipedia.org/wiki/Madeleine_Pelletier)
49. Emma Goldman, Library of Congress (https://www.loc.gov/item/today-in-history/february-11#emma-goldman)
50. Birth Control Pioneer, University of California Berkeley library (https://www.lib.berkeley.edu/goldman/MeetEmmaGoldman/birthcontrolpioneer.html)
51. Демографическая модернизация России, 1900–2000 / Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое изд-во, 2006. – 608 с. (http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/modern/modernizacija_vishnevski.pdf)
52. В.И. Ленин, Полное собрания сочинений, Том 23, Издательство политической литературы, Москва, 1973 (https://vkpb-skb.ru/images/pdf/Lenin_pss/tom23.pdf)
53. Федерация ответственного родительства Америки отмечает 100-летний юбилей, Борис Денисов, Демоскоп Weekly (http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0705/reprod01.php)
54. Запрещенные книги, Владимир Абаринов, иностранный агент Радио Свобода (https://www.svoboda.org/a/25117107.html)
55. The surprising history of abortion in the United States, Jessica Ravitz, CNN (https://edition.cnn.com/2016/06/23/health/abortion-history-in-united-states/index.html)
56. A Historical Look at Birth Control and Abortion from the Royal College of Physicians, Lesley A. Hall, Wiley (https://www.wiley.com/network/archive/a-historical-look-at-birth-control-and-abortion-from-the-royal-college-of-physicians)
57. The Medical Critic and Guide, Том 25, 1925 (https://www.google.ru/books/edition/The_Medical_Critic_and_Guide/_OFXAAAAMAAJ?hl=ru&gbpv=1&bsq=Universal%20Federation%20of%20Human%20Regeneration)
58. Feminism and Neo-Malthusianism, EHNE (https://ehne.fr/en/encyclopedia/themes/gender-and-europe/feminisms-and-feminist-movements/feminism-and-neo-malthusianism)
59. Achievements in Public Health, 1900-1999: Family Planning, Morbidity and Mortality Weekly Report, Centers for Disease Control and Prevention (https://www.cdc.gov/mmwr/preview/mmwrhtml/mm4847a1.htm)
60. Rosanna Ledbetter, A history of the Malthusian League 1877–1927, Columbus, Ohio State University Press, 1976 (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1082314/pdf/medhist00102-0130c.pdf)
61. Rules of the Malthusian League, Wiley Digital Archives (http://WDAgo.com/s/f17b4ec2)
62. The Malthusian League (1877–1927), Embryo Project Encyclopedia (https://embryo.asu.edu/pages/malthusian-league-1877-1927)
63. How the Faculty of Sexual and Reproductive Healthcare was born, Lindy Stacey, FSRH (https://www.fsrh.org/fsrh-history)
64. 60 лет Международной Федерации планируемого родительства, Борис Денисов, Демоскоп Weekly (http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0531/reprod01.php)
65. Charles Watts (secularist), Wikipedia (https://en.wikipedia.org/wiki/Charles_Watts_(secularist))
66. The Bradlaugh-Besant Trial and the English Newspapers, J.A. Banks, Olive Banks (https://www.jstor.org/stable/2172561)
67. Народонаселение мира в 2018 году, Фонд ООН в области народонаселения (https://www.unfpa.org/sites/default/files/pub-pdf/UNFPA_PUB_2018_RU_SWP_NARODONASELENIE_MIRA_V_2018_GODU.pdf)
68. La Sorte, M. A. (1976). Nineteenth century family planning practices. The Journal of Psychohistory, 4(2), 163–183 (https://psycnet.apa.org/record/1977-26567-001)
69. Racially Writing the Republic. Racists, Race Rebels, and Transformations of American Identity, Bruce Baum, Duchess Harris
70. Fewer and Better Children: Race, Class, Religion, and Birth Control Reform in America, Melissa J. Wilde (https://core.ac.uk/download/pdf/214211826.pdf)
71. The Negro Project: Margaret Sanger’s Eugenic Plan for Black Americans, Concerned Women for America (https://concernedwomen.org/the-negro-project-margaret-sangers-eugenic-plan-for-black-americans)
72. Building the Population Bomb, Emily Klancher Merchant (https://oxford.universitypressscholarship.com/view/10.1093/oso/9780197558942.001.0001/oso-9780197558942)
73. Frank W. Notestein, Frederick H. Osborn, and the Development of Demography in the United States, Edmund Ramsden (https://www.jstor.org/stable/10.25290/prinunivlibrchro.65.2.0282)
74. Frederick Оsborn, demography's statesman, on his eightieth spring: March, 1969, Frank Notestein (https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/19485565.1999.9988997)
75. Клупт, М. А. Демография на политической арене ХХ и XXI столетий / М. А. Клупт. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. – 303 с. – ISBN 978-5-7310-5089-0. – EDN XYRZVM (https://elibrary.ru/item.asp?id=44452080)
76. A.I.D. Policy Paper. Population Assistance, USAID, September 1982 (https://pdf.usaid.gov/pdf_docs/Pnaam320.pdf)
77. Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М.: АСТ, 2003
78. Проект «Мать и Дитя», Учебный курс по планированию семьи для медицинских работников первичного звена здравоохранения, АМР США (https://pdf.usaid.gov/pdf_docs/Pnadh783.pdf)
79. Statista: Total fertility rate in the United Kingdom from 1800 to 2020 (https://www.statista.com/statistics/1033074/fertility-rate-uk-1800-2020); Total fertility rate in the Netherlands from 1840 to 2020 (https://www.statista.com/statistics/1033478/fertility-rate-netherlands-1840-2020); Total fertility rate in France from 1800 to 2020 (https://www.statista.com/statistics/1033137/fertility-rate-france-1800-2020); Total fertility rate in Germany from 1800 to 2020 (https://www.statista.com/statistics/1033102/fertility-rate-germany-1800-2020)
80. Planned Parenthood, Our History (https://www.plannedparenthood.org/about-us/who-we-are/our-history)
81. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов, С.Л. Бем
82. Feminists and neo-Malthusians: Past and present alliances, Dennis Hodgson, Susan C. Watkins (https://digitalcommons.fairfield.edu/sociologyandanthropology-facultypubs/34)
83. Governing mores: the battle against abortion, 1890-1950, Institut national d'études démographiques / INED (https://www.ined.fr/en/everything_about_population/demographic-facts-sheets/focus-on/gouverner-les-moeurs)
84. Hartmann, B. (1997). Population control I: Birth of an ideology. International Journal of Health Services, 27(3), 523–540 (http://www.jstor.org/stable/45130847)
Глава 4. Маргарет Сэнгер
Наиболее крупной фигурой контрацептивного, феминистического и мальтузианского движения первой половины 20-го века является Маргарет Сэнгер, также её имя золотыми буквами вписано в историю евгеники и белого расизма. Она ввела в оборот термин «контроль рождаемости», была феноменально активна и её заслужено называют «основательницей движения по контролю рождаемости» (1). Безусловно, были и другие выдающиеся лица, которые стояли за ней и давали столь необходимые деньги, мы их непременно упомянем, но здесь указанный период будет рассматриваться сквозь призму Сэнгер.
Маргарет, урождённая под фамилией Хиггинс, появилась на свет в семье ирландцев 14 сентября 1879 года, в небольшом промышленном поселении Конинг, общей численностью около 5 тыс. жителей, что на севере штата Нью-Йорк. Её мать была многодетной домохозяйкой, будучи беременной 18 раз родила 11 детей (в остальном выкидыши), Маргарет – шестая по счёту (2). Отец Майкл работал кладбищенским каменщиком, вырезал статуэтки ангелов для надгробий, занимался общественной деятельностью, характеризуется как нонконформист, бунтарь, вольнодумец, атеист, сторонник всеобщего образования, феминист и социалист. Своё мировоззрение он также передавал детям, заставляя читать прогрессивную, как он полагал, литературу. Ряд источников указывают, что как и миллионы подобных, семья жила в бедности, а кормилец частенько прикладывался к стаканчику (3, 4). Однако, судя по автобиографии, изданной Маргарет Сэнгер в 1938 году, особой нужды семейство не испытывало (5). Да, иногда влезали в долги, но в положении бедняков не находились, скорее, был средний переменный достаток, и отец пьяницей не был. Детство Маргарет составляли школа, работа по дому и хозяйству, помощь матери в присмотре за младшими братьями и сёстрами.
Благодаря финансовой поддержке старших сестёр, в 1896 году она поступает в колледж Клэйверика, при пансионе Клэйверика (штат Нью-Йорк). Известный американский учёный, писатель и христианский деятель Джордж Грант в книге «Ангел смерти. Краткая биография основателя Американской федерации планирования семьи Маргарет Сэнгер» указывает, что в учебном заведении молодая Маргарет «впервые ощутила вкус свободы» и «погрузилась в радикальные политические идеи, суфражистский феминизм и беспорядочные совокупления» (3). После трёх лет обучения недолго работала учительницей первого класса в государственной школе в южном Нью-Джерси, но по просьбе отца возвращается в Конинг, чтобы ухаживать за больной туберкулёзом матерью.
Вскоре после смерти матери Маргарет решает стать доктором, в 1900 году поступает на обучение-стажировку медсестрой в больницу Уайт Плейнс, что в городе Уайт Плейнс, штат Нью-Йорк. Курсы закончила в 1902 году в Манхэттенской больнице глаз и уха в г. Нью-Йорк. Позже она и послушная ей пропаганда представляла себя как хорошую медсестру, но Грант оспаривает, утверждая, что «на самом деле максимум, на что она была способна как медик даже в пору расцвета своего профессионализма, – сменить простыню, вынести судно и сходить позвать заведующую» (6).
В августе 1902 года 23-х летняя Маргарет выходит замуж за молодого обеспеченного еврея, художника и архитектора Уильяма Сэнгера, 1873 года рождения, переехавшего в США из Берлина. Пара познакомилась на гулянке, организованной врачом больницы, где училась Маргарет. После свадьбы она бросает работу медсестрой, переезжает с мужем в собственный дом в Гастингс-на-Гудзоне (поселение в пригороде Нью-Йорка) и начинает делать то, чем и должны заниматься все женщины её возраста – рожать детей и ведать домашним хозяйством под покровительством любящего, преданного и трудолюбивого мужчины. В 1903 году родился сын Стюарт, 1908 год – сын Грант, 1910 год – дочь Пеги (7). Первенец появился ещё в Нью-Йорке, а во время беременности у неё проявляется туберкулёз, заражение произошло на работе медсестрой или от матери.
Отступление 1. Примечательно, что тут, с супругом, как и во множестве других сфер, чётко прослеживается «еврейская линия». Архив еврейских женщин отмечает: «Еврейские женщины из всех слоёв общества участвовали и внесли значительный вклад в зарождающееся движение контроля рождаемости в США. На самом деле, еврейские активистки были одними из первых в США, кто обратил внимание общества на необходимость наделения женщин репродуктивными правами. Многие работали через еврейские агентства, такие как Национальный совет еврейских женщин, другие – действовали независимо, третьи – тесно сотрудничали с Маргарет Сэнгер, с её организациями и с другими американскими структурами, занимающимися вопросами контроля рождаемости» (8). Среди основных активисток и «пионеров планирования семьи» выделяются Гертруда Вайль, Роза Пастор Стоукс, Хана Майер Стоун и Эмма Гольдман (9). Более того, Сэнгер принимает решение изменить «судьбы страдающих матерей» после смерти своей пациентки, еврейки из Российской империи миссис Сэди Сакс, умершей в 1912 году от последствий аборта, который сделала сама себе, так как думала, что не переживёт роды четвёртого ребёнка (5).
Согласно автобиографии, Сэнгер хотела продолжать рожать и далее, но помешал её туберкулёз, после рождения дочери врач дал совет остановиться. Непонятно, почему семейство переехало обратно в Нью-Йорк и когда именно. То ли в 1910 году, то ли в 1911-м, из-за того что у них сгорел дом (он был восстановлен), или как указывает Грант, после неудачной попытки вжиться в роль домохозяйки она вынуждает супруга продать дом и переселиться на Манхэттен. Другой биограф Джин Бэйкер, выступающий с комплементарных позиций, указывает, что именно она убедила мужа переехать в город, поближе к своим друзьям из «радикальных движений» (10). Сэнгер же говорит, что их с мужем утомило «болото» провинциальной жизни, и она была «рада снова погрузиться в бурлящий поток жизни Нью-Йорка». Но доподлинно известно, что по переезду она вернулась к работе медсестрой, также занималась акушерством, а среди её пациентов были низшие слои общества, вместе с тем, Сэнгер «ненавидела убогость и безнадёгу нищеты, и не испытывала того удовольствия при работе с ними, как другие».
Именно наблюдения за страданиями, безысходностью, лишениями и бедностью побудили её к активизму, следует заметить, в ущерб собственной семье и воспитанию детей. В частности, её дочь умерла от пневмонии в возрасте пяти лет, а заболела она в интернате, куда была помещена после бегства матери в Лондон. Ещё с детства Сэнгер связывала нищету с многодетностью, а побуждение вступить в ряды сокращателей было сугубо феминистическим – освободить женщин из низших слоёв от нежелательных спутников многодетности. В автобиографии она называет деторождение не иначе как «биологическое рабство».