Янина Казликина
Жизнь есть сон
© Казликина Я. Б., 2023
© Знание-М, 2023
* * *Моей любимой бабушке,
воспитавшей меня своим терпением и любовью,
добрейшему человеку в моей жизни
Анне Болеславовне Скурко (урожд. Кроп)
посвящается эта книга
Введение. Сновидения и наука
Сон похож на телевизор:
Спишь и смотришь, что покажут.
Сны бывают про природу,
А бывают про людей.
Никого во сне не бойся,
Но на всякий случай руки
Сверху класть на одеяло
Никогда не забывай.
Григорий Остер. Вредные советы (М.: АСТ, с. 72)Наука, изучающая сон, называется сомнология, наука, изучающая сновидения, – онейрология. Сновидения считаются связанными с фазой быстрого движения глаз (БДГ). Эта стадия возникает примерно каждые 1,5–2 часа, и ее продолжительность постоянно удлиняется. Она характеризуется быстрым движением глаз, стимуляцией варолиева моста, учащенными дыханием и пульсом и временным расслаблением скелетных мышц тела. Новейшие исследования показывают, что сновидения возникают также и во время медленного сна. Эти сны короче и не так эмоциональны.
Все люди способны видеть сны, но не всегда могут о них вспомнить после пробуждения. Некоторым сны вспоминаются тусклыми и обесцвеченными, другим, напротив, яркими и насыщенными. Утверждение, что люди видят черно-белые сны, связано скорее с тем, что во сне они не воспринимают цвета вообще, в том числе черные и белые, а лишь образы предметов. Красочные сны обычно свойственны детям или людям с развитым воображением. Особой разновидностью снов являются осознанные сновидения, в которых человек осознает, что он спит и иногда пытается управлять сновидением. Если за средний возраст принять 70 лет, то человек спит около 23 лет, из которых 8 лет он видит сновидения. Остальные 15 лет проходят без сновидений.
Издревле сновидения связывались с подземным и потусторонним миром. Считалось, что сновидение несет некое зашифрованное сообщение. Это сообщение имело прежде всего отношение к будущему человека или его окружения. Толкованием сновидений занимались жрецы, служившие в храмах.
Интерес к научному изучению сновидений возник с новой силой в конце XIX – начале XX века в связи с бурным развитием психологии, физиологии и философии.
Большинство исследователей придерживались мнения, что сновидение представляет собой бессмысленный набор фантастических образов, которые возникают в результате ослабления сознания во сне. В процессе сна сознание не контролирует эти случайные впечатления, и они хаотически перемешиваются и порождают причудливые формы и мысли, поэтому толковать сновидения не имеет никакого смысла.
Другие исследователи отмечали определенную закономерность появления образов в сновидении и пытались ее понять. В этой связи стройную теорию в области сновидений выдвинул и развил Зигмунд Фрейд. Фрейд утверждает, что сновидение камуфлирует разные недостойные желания, в основном сексуального характера, или не принятое в обществе поведение. Запретные желания создают напряжения в психике человека. Функция сновидения в том и состоит, чтобы разрядить напряженность, возникшую в результате подавленного желания. Цензуру и подавление бессознательных тенденций З. Фрейд назвал работой сновидения.
Механизмами работы сновидений, по З. Фрейду, являются:
1) сгущение. Один образ может вызывать множество ассоциаций. Следует распутать и объяснить каждую мысль, запутанную в клубок. Как правило, этот уплотненный образ находится на первом плане сновидения.
Однажды я потеряла свой паспорт. А он мне был очень нужен. Я голову себе сломала, вспоминая, где могла потерять документ. И снится мне сон: я на почте, кругом скамейки – и все в красном цвете. Я думаю: верно, я была на почте, я брала паспорт, чтобы снять деньги со счета. Проснувшись, я обнаружила между столом и диваном пластиковый пакет, а в нем книгу красного цвета, а в книге – паспорт, тоже красного цвета!!! Вот так работает сгущение: ищи все, что красное, и найдешь свой паспорт!
2) смещение. Это случай, когда чувства, связанные с одним предметом, переносятся на другой.
В детстве я боялась своего отца. Мой отец работал трактористом. И мне часто снились сны с разными механизмами: трактора, бульдозеры, экскаваторы и др. Это были пугающие сновидения. Когда я догадалась, что механизмы во сне замещают образ моего отца, то отец стал появляться в моих снах в своем обычном виде.
3) драматизация. Интересно, что сновидения целиком визуальны, картинка нанизана на картинку, как в кинофильме: кадр идет за кадром. Но часто в сновидении очень мало связи между событиями и образами. Кинофильм – это рассказ через образы и действия персонажей, а в сновидении рассказ скрыт, а снаружи только образы, и по картинкам мы должны понять, что за рассказ скрывается в этом странном фильме, восстановить цепочку событий. Как правило, это длинные сны, со сложным сюжетом. В этой книге вы, уважаемый читатель, познакомитесь с такими снами.
4) символизм. Это процесс, при котором образы заменяют другие вещи. Особенно это касается секса и гениталий. Фаллическими символами могут быть такие предметы, как оружие (сабля, пистолет, шпага и др.), зонты, лыжные палки, трости. Вагинальные символы могут быть закамуфлированы под вазы, стаканы, чашки, пещеры и др. Процесс сексуального взаимодействия может быть выражен в снах образом качелей, ключа и замка, танцами и др.
5) вторичная переработка сновидений. Когда люди просыпаются, они вспоминают свое сновидение и начинают обдумывать, что бы оно значило. Люди начинают интерпретировать увиденное, и эти интерпретации могут увести их очень далеко от истины, а скрытое содержание сновидения останется неузнанным. Цензура так и не позволит добраться до скрытых и подавленных желаний.
Для анализа психологических процессов, порождающих образы сновидений, Фрейд предложил метод свободных ассоциаций. Сюжет сна не важен. По его мнению, необходимо перенести внимание на детали сновидения и вспомнить все, что скрывается за каждой деталью. Всякая критика блокируется. Мыслей возникает множество, но в процессе анализа они пересекаются друг с другом и образуют некое устойчивое ядро, за которым Фрейд видел невысказанные желания или действия, которые невозможно совершить. Фрейд пришел к выводу, что главная функция сновидения – освободить подавленное цензурой желание, как правило, сексуального характера.
Ученик и друг З. Фрейда К. Г. Юнг обнаружил, что если воспринимать свои сновидения всерьез, то можно найти ключ к тайнам жизни, которые скрыты от нашего сознания в будничных заботах о хлебе насущном. Он нашел свою «королевскую дорогу» в бессознательное. К. Г. Юнг утверждал, что психика содержит в себе целителя, которого нужно активировать через сны и фантазии. Для Юнга сновидение было реальностью, фактом: «Сновидения есть потайная дверка во внутренний мир, в тайники души… Они идут из глубин при всей их детскости, гротескности и аморальности… Сновидения – явления природы и ничем не отличаются от них. Они не обманывают, не лгут, не искажают и не маскируют, они наивно объявляют то, что они есть, и то, что они означают».
Юнг отрицал теории, согласно которым личность полностью детерминирована ее опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый человек появляется на свет с «целостным личностным эскизом… представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено».
Юнг полагал, что существует определенная наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт определенным образом. И эта определенность выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши чувства, мысли, поступки.
Он разработал ассоциативный тест, в ходе которого испытуемому предлагается ряд слов и анализируется скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам. Анализируя результаты тестирования людей, Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта он назвал комплексами.
Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, на который личность не смогла отреагировать. Если говорить образно, то травмирующая ситуация откалывает от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и становящиеся автономными. Комплекс трудно осознать, так как включается мощная защита. Вот тогда комплексы и пытаются проникнуть в сознание человека через сновидения. В зависимости от тяжести симптомов, связанных с комплексом, мы можем наблюдать телесные или поведенческие отклонения, паттерны отношений, галлюцинации или бред.
Главное в юнгианском подходе к сновидениям – то, что сновидение рассматривается как часть естественной человеческой деятельности. Сновидения, через образы бессознательного, могут дать нам компенсаторную перспективу осознанной жизни личности. Именно в этой части К. Г. Юнг был не согласен с Фрейдом.
Юнг задается вопросом: если эти образы бессознательного являются результатом подавленных неприятных чувств из сознательной жизни, как думал З. Фрейд, то, возможно, они являются независимой сутью, унаследованной из эволюции человека, а не из повседневной жизни индивида? Юнг обнаружил, что большая часть сновидений вырастает из коллективного или архетипического опыта. Архетипические образы проявляют себя в повторении сновидений, фантазий, рассказов и мифов. По мнению К. Г. Юнга, человеческая психика в процессе развития может встретиться с такими архетипами, как Я (ЭГО), ТЕНЬ, ПЕРСОНА, АНИМА\АНИМУС, САМОСТЬ, МАТЬ, ОТЕЦ, ОТРОК/ БОЖЕСТВЕННОЕ ДИТЯ, ДЕВСТВЕННИЦА, ГЕРОЙ, МУДРЫЙ СТАРЕЦ, ТРИКСТЕР-ТРЮКАЧ, АНДРОГИН и СЛИЯНИЕ.
К. Г. Юнг не сомневался, что сновидения имеют свою мудрость. Сновидения обязательно следует толковать и использовать опыт, на который они указывают. К снам нужно прислушиваться и использовать их в нашей повседневной жизни. Лечение, по Юнгу, идет по пути поиска и интеграции психологических составляющих личности, а не просто как проработка бессознательного, по Фрейду. Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. А значит объединить их можно только посредством арт-терапии, «активного воображения». Поэтому мы говорим об искусстве толкования сновидений!
Из-за разницы в содержании и тенденциях сознательного и бессознательного их конечного сращивания не происходит. Вместо этого происходит появление «трансцендентальной функции», делающей переход от одной установки к другой органически возможным, без утраты бессознательного. Ее появление есть высокоэффективное событие – человек обретает новую установку, новый взгляд на мир[1].
В данной книге речь пойдет об архетипах личностного развития индивида и о том, как они (архетипы) помогают нам стать самими собой.
Глава 1
I. Дом в сновидении и его метаморфозы
Сон – вот кто был мой наставник.
Педро Кальдерон де ла БаркаПервые сновидения
08.10.96. Во сне у меня длинные черные волосы, ниже плеч. Молодой незнакомый человек целует мне руку. Меня ему представили.
Длинные черные волосы = мрачные злые мысли, но одновременно это и мудрость сновидицы. Представление молодому человеку = знакомство со своей душой.
10.10.96. Мне приснились очень странные деньги. Мне дали большую пачку денег. Я ее открыла: деньги имели правильную форму квадрата, и на этих квадратных листках были изображены библейские сюжеты (?!).
Деньги – это энергия и время. Мы часто говорим: «Время – деньги». Сон о том, что я накопила много энергии и у меня есть еще время, чтобы сделать все, что я задумала. Форма квадрата символ устойчивости и каких-то ограничениях одновременно. Об этом же и библейские сюжеты на денежных купюрах. Библия – книга книг. Я, возможно, на правильном пути в поисках духовной гармонии, но мне придется вести суровую аскетическую жизнь. Я все должна преодолеть, ибо Бог не посылает тех испытаний, которые нам не по силам.
14.10.96. Я и мой муж стоим посреди нашей комнаты. В комнате много окон – на все четыре стороны, но они все забиты досками, они не пропускают дневной свет. Я обнимаю своего мужа.
Я веду замкнутый образ жизни. Не интересуюсь внешним миром. Хочу понять себя и свое подсознание (муж в образе анимуса), опять-таки я хочу понять свою душу. Такое впечатление, что я долго пребывала в этом запертом пространстве.
27.03.97. Я пробираюсь куда-то, через какие-то завалы. И попадаю в болотистое место. Там стоит дом. Я обхожу дом вокруг и заглядываю в окна, но ничего не вижу.
Сон повторяется. Я не знаю себя. Я сама для себя объект для познания. Дом стоит на зыбком месте, нет основы для стабильности по жизни. Заглядывая себе в душу, я ничего не вижу – до такой степени я сама себя не знаю.
08.06.97. Во сне я что-то ищу. Я нашла дом. Я попадаю в какую-то комнату. Эта комната разделена на отсеки. Всего их четыре. В каждом отсеке находится человек. Три мальчика и один взрослый мужчина. Среди мальчиков я нахожу своего сына и начинаю его ругать и даже бить по щекам за то, что он курит. Другие мальчики и даже взрослый мужчина какие-то пассивные, каждый сам по себе, ни рыба ни мясо. Я выхожу во двор. Во дворе вижу маленький круглый столик. Далее какое-то сооружение из камня и бревен, мусор. Такое впечатление, что в доме идет ремонт. Дом очень заброшенный.
Все верно. Как только я задумалась о своей жизни и о своей личности, все пришло в движение. В доме начинается ремонт. Моя агрессивность по отношению к своему сыну – желание растормошить свою деловую (мужскую) сторону психики, которая ни рыба ни мясо: так мне кажется, и так оно и есть. Структура моей психики застойная и пассивная (отсеки). Моя агрессия в данном случае оправданна: я хочу растормошить это сонное царство, то есть саму себя.
22.03.98. И еще один сон о доме. Я вижу дом, в котором я родилась. Это Литва, моя деревня. Я обхожу дом и заглядываю в подвал. Подвал ярко освещен. Там чисто. В подвале вижу женщину с рыжим котом. Я интересуюсь, чем она его кормит: «Вискас» или «Фрискис?». Женщина молчит, она зла. Кто-то протягивает мне монету с цифрой 4. Такой монеты нет в обороте. Я удивлена.
Сон интересный. Подвал во сне означает мое прошлое – то, что скрыто от посторонних глаз, или то, что я стараюсь забыть: я в него заглядываю, я стараюсь разобраться в себе и ищу ответы в своем прошлом. Подвал ярко освещен и практически пуст. Я на самом деле очень одинока. Злая женщина с рыжим котом – это тоже я. Злюсь я на своих родственников, которые бросили меня в полном одиночестве. Монета с цифрой 4 предвещает перемены и обновление – при условии, что я не буду сидеть сложа руки. С точки зрения юнгианской философии, архетип «четверица», или «кватерность», есть число гармоничной личности.
* * *Все эти дома – это символ моего Я. Состояние дома описывает состояние моей психики на данный момент. Моя личность на данном этапе рисуется моим подсознанием как заброшенный дом. Заброшенность – это еще и беспорядок в моей психике.
Сон показывает, как в отдельных отсеках томятся мои психические функции (три мальчика и один взрослый мужчина). Они у меня неразвиты, в детском состоянии. Одна из них доросла до взрослого состояния, но она спит, она мной не востребована. Можно предположить, что взрослый мужчина – мой анимус, который спит, не обеспечивая мне связь с моими бессознательными тенденциями. Я не хочу прислушиваться к бессознательным течениям в моей психике, воспринимать их и как-то руководствоваться ими.
Маленький круглый столик – это символ моей деловитости, круг – символ целостности. Раз уж дом подлежит ремонту и этот столик занимает очень скромное место, то до целостности мне еще очень далеко. Возможно, это моя проблема на сегодняшний день. На это указывают и мальчики в отсеках. Мои психические функции не только не развиты, но и не гибки. Отсюда и психический дискомфорт, который я испытываю.
Интересен факт, что наши предки давно знали, что дом во сне показывает проблемы души и тела, и для исцеления придумывали различные заклинания, например, такие:
«При навязчивых состояниях возложить руки на тело и с верой в силу Бога Отца Небесного приказать:
– Дух (любой болезни, назвать ее), я связываю тебя именем Иисуса Христа и Силой Святого Духа в моем теле-доме. Выдь из моего тела-дома и не возвращайся больше никогда! Благодарю тебя, Господи!
Произносить семь раз в день в течение семи дней и каждый день посещать церковь. Читать библию. Утром и вечером молиться. Жечь церковные свечи. Пить святую воду» (из моих записных книжек).
Что же мешает мне построить мой собственный дом? Или, другими словами, что мешает мне взрастить свою личность? Я на самом деле плохо знаю себя. Сны мне могут в этом помочь. Значит, я должна смотреть свои сны и учить наизусть сонники? Чушь, да и только! К. Г. Юнг советовал выучить все символы, но тотчас их забыть, когда вы приступаете к толкованию своих сновидений. Вы знаете, что означает ваш сон!
Чтение книг К. Г. Юнга и З. Фрейда лишь усиливало мой хаос в голове. Свои сны я не понимала. Я их тщательно записывала, и каждый раз у меня вырывался непроизвольный возглас:
– Ну что это за ерунда! Бред! Дурдом!
Книги Карлоса Кастанеды мне очень понравились, я читала их запоем, но логики они не прибавили никакой. От мистики я шарахалась, мне это казалось полным сумасшествием. А сумасшедших в моей жизни хватало.
Прежде чем я продолжу рассказывать о снах, о личностном росте, я расскажу о времени, в котором я росла, и о людях, повлиявших на меня.
Рождение и взросление
Судьба – жестокая шутница:
Все сущее нам только снится,
Всяк, кто живет, лишь видит сон,
Хотя о том не знает он.
Сейчас мне снится каземат
Тоскливый, сумрачный, убогий,
Как прежде пышные чертоги
Во сне мой радовали взгляд.
Что жизнь? Нелепый маскарад!
Что жизнь? Тень, морок, наважденье,
А счастье – плод воображенья,
Которым спящий ум пленен.
Теперь я знаю: жизнь есть сон,
Все, что я вижу, – сновиденье…
Педро Кальдерон де ла Барка (Жизнь есть сон. / Рукопись. ВААП-ИНФОРМ, 1983, с. 57)Я родилась в Литве. Сегодня это отдельная страна, член Европейского Союза, а раньше это была Литовская ССР, одна из пятнадцати республик великого и могучего Советского Союза. Я родилась в деревне, в живописном уголке среди озер и лесов. Леса я не боялась – лесом мы ходили в школу. Иногда на нашем пути встречались дикие кабаны или красавцы лоси, но у них была своя дорога, а у нас своя.
Я очень рано начала себя осознавать, и это было необычно. Я где-то читала, что Лев Толстой начал осознавать себя в две недели! Я родилась в мае, и первые мои ощущения были, что я лежу на сене, а рядом лежит большая бутылка с соской. Наверно, это был июль – август, когда убирают на зиму сено. Взрослые работали, а меня положили на копну сена! Значит, мне было чуть больше двух месяцев. Я знаю, что не могу еще ни сидеть, ни ходить, бутылочка с соской мне не нравится, никого рядом нет: кто оставил меня на копне сена?
Следующее раннее воспоминание. Я уже стою на ногах. Стою в комнате. Комната небольшая, на окнах нет занавесок, и я вижу снопы солнечных лучей, в которых искрятся пылинки. Я очень долго и внимательно разглядываю свет. Все свое детство я ощущала некое присутствие рядом с собой кого-то невидимого. Я прекрасно знала, что мне делать в том или ином случае. Взрослые удивлялись: откуда у маленькой девочки столько расторопности и умений? Во мне поселился, наверно, очень древний Дух?
А еще с раннего детства мне запомнился повторяющийся сон. Он мне снился постоянно с того момента, как я переехала с бабушкой жить в Ригу. Я часто просыпалась с чувством облегчения, что это всего лишь сон. Раз в неделю мы с бабушкой ездили в баню. После бани возвращались на трамвае домой. Меня в трамвае часто укачивало, и мне становилось плохо. Был ли сон отражением моих физических недомоганий или это было какое-то невротическое расстройство, я не знаю, но он стал моим кошмаром детства.
Мне снилось, что я еду в трамвае, затем он останавливается, и я выхожу из него. Я направляюсь своей дорогой, а трамвай вдруг сходит с рельсов и продолжает ехать за мной. Я, видя такое дело, начинаю от него убегать – трамвай за мной. Я забегаю на детскую площадку – и трамвай за мной! Я забегаю на горку – и трамвай тоже за мной едет на горку! Я начинаю кричать и… просыпаюсь.
Наверно, это было невротическое расстройство, потому что я, играя в песочнице с другими детьми, завидев движущуюся машину, начинала кричать и плакать. Дети окружали меня и говорили:
– Машина далеко, она не поедет в песочницу. Не плачь, ты, глупая! – И для убедительности стучали мне лопатками по плечам и по спине.
А я долго не могла успокоиться, так мне было страшно. Даже будучи взрослой женщиной, я боялась переходить дорогу, потому что на подсознательном уровне почему-то ощущала, что машины едут сами по себе, они никем не управляются!
Сейчас я думаю, что мой бег наперегонки с трамваем означал только одно: мне предстоит прожить жизнь, полную ограничений. Когда я училась в старших классах (мне было лет шестнадцать-семнадцать), я увидела очень странный сон. Это был первый сон, который я запомнила в малейших подробностях.
Я одета в спортивный костюм. Я нахожусь в незнакомом пространстве, это какое-то просторное помещение, я нахожусь в этой комнате, я – дух. Я летаю туда-сюда, словно меня заперли здесь.
Вдруг кто-то хватает меня за шиворот (если у духа есть шиворот… но я воспринимаю это именно так). И со всего маху бросает меня в стену. Я не чувствую боли, но я растекаюсь по этой стене и скатываюсь частями на пол. На полу моя субстанция собирается снова в то, что есть мое Я (фильмы «Терминатор» 1984 года и «Судный день» 1990-го еще не вышли на экраны!).
Когда прихожу в себя от удара, я снова взлетаю и отлетаю на некоторое расстояние от стены. На стене я читаю слово, написанное метровыми буквами: «Жизнь». Просыпаюсь…
Кто и зачем так сурово со мной обошелся, я не знаю. Я понимаю только одно – что это моя жизнь! И я должна ее беречь, вникать и осознавать. Этот сон буквально впечатался в мое сознание. Я постоянно его вспоминала и думала: что же это все-таки за сон? О чем он говорит? Чему я должна научиться?
В университете нам читали длинный курс зарубежных литератур. Курс французской литературы читала очень интересная профессор М. В. Разумовская. Она много задавала нам читать. И мы даже организовали что-то типа литературного кружка и допоздна разбирали произведения различных зарубежных авторов. Кто-то из студентов делал доклад по роману Ги де Мопассана «Жизнь». Я вспомнила свой сон и пришла послушать.
Ги де Мопассан и его роман «Жизнь», краткое содержание
«Жизнь» – первый роман французского писателя Ги де Мопассана (1883). Сюжет прост: девушка Жанна, дочь барона Ле Пертюи де Во, покидает монастырь, в котором воспитывалась, и возвращается в имение, расположенное в Нормандии. Здесь происходит ее знакомство с сыном разорившегося дворянина Жюльеном де Ламаром. Вскоре барон сообщает дочери, что Жюльен просит ее руки. Девушка отвечает согласием.
Однако семейная безмятежность длится недолго. Между супругами назревает отчуждение. Жюльен, занятый постоянно делами, перестает обращать внимание на молодую жену. Жанна узнает, что изначально де Ламар изменял ей со служанкой Розали и был отцом ее ребенка. Жанна заболевает. Придя в себя, она узнает, что тоже станет скоро матерью.
Рождение сына Поля становится для Жанны смыслом жизни. Очередная интрига ее мужа с графиней де Фурвиль оставляет ее спокойной. Она не испытывает к мужу ничего, кроме легкого презрения. А вот граф де Фурвиль, застав жену с Жульеном в небольшом фургоне на колесах, устраивает неверным супругам страшную смерть.
Дальнейшая жизнь Жанны связана только с сыном, который доставляет своим родным много хлопот: плохо учится в колледже, постоянно просит денег на погашение бесчисленных долгов, а затем, связавшись с женщиной легкого поведения, уезжает в Лондон. Вскоре умирает барон от нервного срыва, переживая за внука, затем тетушка, и Жанна остается совсем одна. В этот тяжелый для Жанны час возвращается ее служанка Розали и берет на себя все заботы по дому. И уже в самом конце романа Жанне приходит письмо от сына, что его жена родила девочку, а сама находится при смерти. Он просит Жанну забрать ребенка. Жанна с готовностью отправляется в путь. Служанка Розали при этом замечает, что жизнь «не так хороша, да и не так уж плоха, как думается».