banner banner banner
Оболганный гений
Оболганный гений
Оценить:
 Рейтинг: 0

Оболганный гений

Оболганный гений
Николай Ходаковский

В книге "Оболганный гений" автор исследует одну из самых загадочных историй – историю создания первого в мире шахматного автомата в XVIII веке. В течение веков эта история была окружена мифами и домыслами, и до сих пор не удалось полностью разгадать ее тайну. Широко известные писатели, журналисты и шахматисты пытались раскрыть загадку этого удивительного изобретения. Однако все сходятся в одном – создатель автомата был великим мистификатором. Но автор книги утверждает, что это неправда, и доказывает, что автомат был на самом деле первым в мире шахматным роботом, работающим на перфокартах. В книге подробно рассматриваются факты и доказательства, позволяющие сделать этот вывод. " Оболганный гений " – это путешествие в прошлое, раскрывающее истину об одном из самых удивительных изобретений в истории и его загадочном создателе.

Николай Ходаковский

Оболганный гений

ИСТОРИЯ ШАХМАТНОГО РОБОТА

В данной книге мы хотим разобраться в одной из многовековых загадок истории – об истории создания первого в мире шахматного автомата в XVIII веке.

История эта обросла множествами легенд и домыслов и до сих пор так и не разгадана. О ней писали и известные писатели, и журналисты и шахматисты… Но так до настоящего времени остаётся загадкой, кто он, создатель первого шахматного автомата – великий мистификатор или гений?

Все сегодня сходятся в одном – создатель этого шахматного автомата – величайший мистификатор. Но тайна его мистификации так и не раскрыта и что это была мистификация никому не удалось доказать! И, как мы покажем в книге, никогда не будет доказано, потому что никакой мистификации не было, а был создан первый в мире шахматных робот! И создатель этого шахматного робота – оболганный гений.

Сегодня трудно представить себе шахматиста, который не использовал бы компьютеры и шахматные программы для своей подготовки. Никто не будет оспаривать и тот факт, что человек практически не может победить компьютерную шахматную программу или шахматный автомат. Но путь к созданию шахматного автомата был долог и сложен.

Первоначально никто не верил в возможность создания шахматного робота, который играл бы сильнее человека. Это неверие длилось почти до конца двадцатого века. Но сейчас у нас речь пойдет о первом шахматном роботе, который был создан более 250 лет назад. Этот робот произвел неизгладимое впечатление на людей того времени. Никто не верил в возможность того, что машина может играть в шахматы как человек. Все утверждали, что там спрятан человек.

Но никто, никогда спрятанного человека найти не мог!

По поводу этого шахматного автомата написаны тысячи исследований, книг и статей, поставлены художественные фильмы.

В 1938 году выходит французский художественный фильм “Драма”. Режиссер Жан Древиль. Сценаристы: Андре Додре, Жан Древиль, Роже Витрак, Бернар Циммер. Актеры: Франсуаза Розе, Конрад Файдт, Бернар Ланкре, Мишлин Франсе, Поль Камбо, Жак Гретийа, Жан Темерсон, Эдмонда Ги и др.

Сюжет фильма такой. 1776 год. Эксцентричный изобретатель барон де Кемпелен («очень странный персонаж» – как его охарактеризовал Вольтер), пользующийся покровительством императрицы Екатерины II, создает различные удивительные механизмы, в том числе и автоматы, поразительно похожие на живых людей.

Один из таких автоматов копирует облик покойной графини Воровской, которую барон любил и которая поручила ему позаботиться о её сыне Болеславе. Для Болеслава главным в жизни является борьба за свободу своей родины, Польши, и приёмная дочь его матери, прелестная юная Соня, к которой он испытывает отнюдь не братские чувства. Соня Воровская становится для польских патриотов символом освобождения и независимости, тысячи людей готовы сражаться под флагами с её изображением. Но восстание, вспыхнувшее неожиданно, оказывается жестоко подавлено, и за голову Болеслава назначают огромную награду. И барону де Кемпелену приходит в голову идея спрятать Болеслава, отлично играющего в шахматы, в шахматный автомат, Турок, и под прикрытием сенсации от демонстрации фантастического изобретения, вывезти его заграницу. Казалось бы у подобной авантюры значительные шансы на успех, но не всё так просто…

Или вот, например, художественный фильм “Таинственные истории Эдгара Аллана По”. «Шахматный автомат господина Мальселя»

(Le joueur d'еchecs de Maelzel; Франция, Мексика.1980 год).

Режиссер: Хуан Луис Бунюэль. В ролях: Жан-Клод Дрюо, Диана Брашо, Мартин Ласаль, Хулио Лусена, Эдуардо Алькарас.

Первый фильм французского телесериала "Таинственные истории Эдгара Аллана По" – тот редкий случай в истории кино, когда экранизировано не художественное произведение, а статья!

Эдгар По написал своё эссе после того, как в 1834 году австрийский механик Мельцель раскрыл секрет шахматного аппарата, который он приобрел у венгерского механика Кемпелена.

Да и сейчас все убеждены в том, что в первом шахматном автомате, который получил название "Австрийский автомат", а более широко известен как шахматный автомат "Турок", был спрятан человек. Что это была великая мистификация создателя этого робота Кемпелена-Мельцеля. И сейчас с полной уверенностью утверждается, что великий изобретатель шахматного автомата был всего лишь великим авантюристом.

Эту монету выпустил Национальный банк Венгрии в 2002 году, посвятив ее самой грандиозной мистификации XVIII века.

Я же попытаюсь доказать, что великий изобретатель автоматических машин Кемпелен незаслуженно оклеветан. Показать, что это было великое достижение человеческой мысли и восстановить честное имя создателя шахматного автомата.

Создатель шахматного робота

Впрочем, давайте все по порядку. Чтобы легче понять, о чем пойдет речь (для тех, кто не знает эту историю об автомате "Турок" и не знает историю создания современных шахматных роботов) представлю вам заслуженного тренера России по шахматам, отца и воспитателя первой российской чемпионки мира среди женщин Александры Костенюк, и при этом автора десятков патентов на различные технические изобретения, Константина Костенюка, которому удалось фантастику воплотить в реальность – создать шахматного робота.

“Константин Костенюк: Меня вдохновляла знаменитая история автомата Кемпелена.

7 сентября 2019 года на шахматной площадке в Лужниках все желающие смогли сразиться с непобедимым роботом-шахматистом, созданным отцом 12-й чемпионки мира Константином Костенюком.

Вот интервью с ним корреспондента Шахматного обозрения, который задал вопросы талантливому изобретателю [1].

“ – Константин, как к вам пришла идея создать шахматного робота?

– Задумка создать шахматного робота возникла в нулевых годах. Она была вполне очевидна. В последние 250 лет шахматы представляли триединство науки, искусства и спорта. И самые первые вычислительные машины и программы тесно переплетались с шахматами. А когда программы начали обыгрывать чемпионов мира, и возникла идея создать механического супергроссмейстера, играющего за настоящей доской. Плюс вдохновляла знаменитая история автомата Кемпелена.

Оговорюсь сразу, проект такого уровня создается годами и при меценатской поддержке. В то время, когда я работал над роботом, более прагматичные люди писали в фейсбук, твитер и т.д. Наш проект был бы невозможен без поддержки президента ФИДЕ Аркадия Дворковича. За что я ему очень благодарен.

– Ваш первый шахматный робот сильно отличался от того, что играет сегодня?

– Самый первый робот получился забавным. Манипулятор был собран из деталей мною лично. Играл медленно, хотя и сильно. Но явно не подходил для блица. А в этом и состояла задача: создать робота-блицора. Поэтому вторым поколением был уже робот на основе промышленного манипулятора. Скорость игры резко возросла, и это уже был гроссмейстер блица.

Сейчас играет уже третья версия робота-шахматиста. С контролем времени 5+0 он играет в силу гроссмейстера из топ-10 блицоров мира. При контроле 3+2 он сильнее любого белкового игрока. Однако без добавления шансы человека вполне реальны, в отличие от игры против программы в виртуальной реальности.

– Какие наиболее запоминающиеся шахматные встречи были у вашего робота? Может, вспомните курьезные случаи.

– Много смешных моментов было и в матчах, и в легких партиях: резкий отскок Александра Грищука, шутка Владимира Крамника (он поставил пешку между клетками, после чего робот «завис» – прим.ред.), панический отказ играть с роботом Магнуса Карлсена и многое другое.

– Поделитесь пожалуйста, своими новыми задумками и планами, связанными с робототехникой?

– Планов много: развитие в направлении увеличения количества досок в сеансе, есть возможность даже создать мобильного робота-сеансера. Но надо понимать, что это потребует весьма серьезных вложений, притом, что проект совершенно не коммерческий. Для меня это хобби. Все планы развития могут строиться только при меценатской поддержке.

– Ваш робот был невероятно популярен на празднике «Московский спорт в Лужниках». В чем, на ваш взгляд, причина такого успеха?

– Действительно в Лужниках робот был очень популярен, ведь он забавно и точно передвигает фигурки на шахматной доске. Особенно это нравится детям. За ним интересно наблюдать даже ничего не понимающим в шахматах людям. Робот – блестящий популяризатор нашей славной игры “[1].

Вольфганг фон Кемпелен

И так, Константина Костенюка вдохновляла знаменитая история автомата Кемпелена.

Так что же это за история?

Первый шахматный автомат сконструировал Вольфганг фон Кемпелен и продемонстрирован в Вене в 1769 году.

Вольфганг фон Кемпелен родился 23 января в 1734 года в Братиславе. (по происхождению словак.) Семья, возможно, имела ирландские корни. Изучал философию и право в Братиславе, Дьёре, Вене и Риме, знал семь языков. Перевёл свод законов Марии Терезии с латинского на немецкий язык, чем привлёк внимание двора и стал придворным советником. В возрасте 25 лет эрцгерцогиня Австрии Мария Терезия назначила его управляющим соляными шахтами во всей венгерской части империи. Кемпелен значительно модернизировал соляной промысел в империи. В 1770 году стал рыцарем, в 1775 – наследственным бароном де Пазманд. В 1786 стал председателем Венгерско-Трансильванской придворной канцелярии. Кемпелену поручали многие технические задания. Он первым начал выращивать лён в Банате, построил там суконную фабрику. На этот момент следует обратить особое внимание. Дело в том, что уже в 1728 г. французский ткач Фалкон изобрел ткацкий станок управлявшийся своеобразными перфокартами, направлявшими нити в зависимости от заданного узора. Следовательно, Кемпелен был хорошо знаком с перфокартами и возможностями их использования для решения множества задач.

Кемпелен был выдающийся механик. был создателем многих оригинальных изобретений и конструкций: паровой машины, гидравлической системы знаменитых фонтанов в Шёнбруннском дворце, пишущего прибора для слепых; он также разработал проект канала между Дунаем и Адриатическим морем. Он руководил реконструкцией будапештских укреплений. В 1777 году руководил переносом университета из Трнавы в Будапешт. Позднее Кемпелен спроектировал и построил водопровод для Братиславского Града, построил в Братиславе понтонный мост, а на Житном острове ирригацию. В 1778 году Кемпелен создал говорящую машину, которая состояла из четырёхугольного деревянного ящика, длиной около 1 м и шириной в 0,5 м, снабженного мехами и сложной системой клапанов, штифтиков и т. п.; машина эта воспроизводила голос ребенка 3-4 лет.

Но из всех изобретений Кемпелена нас интересует именно его шахматный автомат, который произвел фурор не только в Венском дворце, но и во всей Европе.

Как мы уже сказали, Вольфганг фон Кемпелен был изобретателем, который во второй половине XVIII века завоевал популярность у Габсбургов – королевской семьи, правящей в Австрии и других государствах. В 1769 году на двор посетил фокусник, который поразил всех присутствующих, включая самого Кемпелена. Вдохновившись этим впечатляющим представлением, он пообещал императрице Марии-Терезии создать что-то еще более удивительное. Через год он представил "механического турка", который был способен играть в шахматы, перемещая фигуры с помощью своей "рукой" и распознавать недобросовестные ходы оппонента. За доской находилась механическая фигура, одетая турком, искусно игравшая в шахматы.

В случае обнаружения нечестной игры, турок либо отменял неправильный ход, либо смахивал все фигуры с доски. Перед каждой игрой Кемпелен открывал передние створки и показывал, что внутри механического турка находятся различные шестеренки и другие механизмы, похожие на устройство часов. Механический турок представлял собой деревянную коробку размером 110 см в длину, 61 см в ширину и 76 см в высоту. На верхней части коробки располагался манекен, представляющий верхнюю половину человека, выполненный в натуральную величину. Внешний вид турка напоминал сановника из Османской империи, с тюрбаном, меховым кафтаном и курительной трубкой. Остальная часть коробки служила шахматной доской.

Изобретение Кемпелена, механический турок, вызвал огромный интерес при первой его демонстрации перед императрицей и дворцовой аудиторией. Для впечатления и проверки функциональности, Кемпелен предложил участникам играть в шахматы против автомата. Неожиданно для всех, турок выиграл все партии. Этот удивительный результат вызвал сильное впечатление на всех присутствующих и вскоре новость о механическом турке разнеслась по всей Европе.