Книга Сахарный диабет 1 типа: легкий контроль - читать онлайн бесплатно, автор Анастасия Андреевна Горлова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сахарный диабет 1 типа: легкий контроль
Сахарный диабет 1 типа: легкий контроль
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сахарный диабет 1 типа: легкий контроль

Принципы составления вегетарианского рациона при сахарном диабете 1 типа:

Рацион должен быть разнообразным и сбалансированным;

Для восполнения витаминов и минералов целесообразно использовать витаминно-минеральные комплексы;

Употребляйте растительные жиры и масла для получения полиненасыщенных жирных кислот;

Если наибольшее предпочтение отдается легким углеводам, то это потребует увеличения дозы инсулина. Соответственно, если в рационе преобладают тяжелые углеводы, возможно уменьшение потребности в инсулине.

Питание детей

Питание детей должно обеспечиваться с учетом возрастных особенностей развития пищеварительной системы. Лишь, по мере того как ребенок растет и крепнет, рацион должен постепенно приближаться к взрослому.

Очень важно исключить однообразие питания. Основные блюда не должны повторяться чаще одного раза в неделю. Исключение составляют молоко и молочные продукты, которые должны ежедневно входить в рацион питания. Итак, пища ребенка должна быть сбалансированной и рациональной, с достаточным количеством витаминов, минералов и антиоксидантов. Разумеется, что все пищевые продукты должны быть доброкачественными и свежими.

Дети должны получать молоко, яйца, сваренные всмятку или вкрутую, супы (мясные, молочные, овощные), творожные сырки, запеканки, масло (сливочное и растительное), сорта хлеба и хлебные изделия из цельнозерновых сортов муки, картофель в виде пюре или сильно разваренный (жареный картофель разрешается детям старше 5 лет), овощи, фрукты и ягоды (хорошо отобранные и тщательно промытые).

Важным условием рационального питания является соблюдение режима питания – количественное и качественное распределение в течение дня. Установленный режим питания будет существенным образом поддерживать эталонный уровень глюкозы крови и поможет быстро принять меры, если происходит его повышение или понижение.

Завтрак составляет около 25% суточной калорийности. Он может состоять из каш из твердых нерафинированных круп, яиц, творога; овощных салатов, фруктов и ягод.

Обед целесообразно выделить как наибольший по объему и калорийности прием пищи. Он составляет приблизительно 30-35% суточной калорийности. Он может включать суп, мясное или рыбное блюдо с гарниром, запеканки, выпечку, овощные салаты, фрукты ягоды.

Полдник должен составлять 15-20% суточной калорийности. Он состоит из кисломолочных продуктов, фруктов, ягод, сладостей, печенья, сдобы.

Ужин – составляет около 20% суточной калорийности. Он включает в себя творожные, овощные, крупяные, рыбные или мясные блюда.

Между приемами пищи очень важно поддерживать водный баланс и давать пить чистую негазированную воду.

Меню следует составлять так, чтобы рыбные, мясные блюда давались в первую половину дня, так как продукты богатые белком повышают обмен веществ и оказывают возбуждающее действие на нервную систему ребенка. Кроме того, эти продукты, особенно в сочетании с жиром, труднее перевариваются.

Рациональный режим питания способствует нормальному становлению аппетита, развитию вкусовых ощущений и активной заинтересованности ребенка в приеме пищи. Соблюдение режима питания позволит избежать проблем «малоежек», которые предпочитают приглушать чувство голода высококалорийными и малополезными перекусами (соки, конфеты, печенья и т.д.). А также позволит предотвратить переедание и накопление избыточной массы жировой ткани. Режим питания создаст условия для здорового и полноценного усвоения нутриентов. В промежутках между установленными приемами пищи детям не следует давать никаких дополнительных продуктов питания.

Для адекватного развития аппетита необходимо придерживаться простых правил:

избегать отрицательных эмоций во время еды, позаботиться о создании спокойной обстановки;

не наказывать и не ругать ребенка непосредственно перед приемом пищи;

не прибегать к насильственным приемам и наказанию при нежелании ребенка кушать;

отказаться от идеи во что бы то ни стало накормить ребенка, отвлекая его внимание от еды мультфильмами, угрозами, уговорами, сказками, музыкой, игрушками, чтобы заставить принимать пищу неосознанно и т.д. Эти меры только усугубляют негативное отношение к приему пищи, поскольку интерес ребенка во время еды к чему-либо постороннему тормозит выделение пищеварительных соков, что только снижает аппетит. В таких случаях у ребенка может даже возникнуть стойкое нарушение аппетита (анорексия), которое очень трудно поддается коррекции;

для возбуждения аппетита рекомендуется разнообразить рацион, внося новые вкусовые сочетания;

пищу следует принимать только за столом. Нельзя кушать на ходу, во время занятий или игр;

при плохом аппетите у ребенка целесообразно вводить болюс инсулина по факту съеденных углеводов (хлебных единиц), для предотвращения снижения уровня глюкозы крови.

В причинах снижения аппетита у ребенка требуется разобраться, и в первую очередь установить, не болен ли он. Если у него после некоторых блюд возникает рвота или появляются сыпь и отеки, то следует посоветоваться с врачом-педиатром. Необходимо учитывать индивидуальные вкусовые предпочтения ребенком отдельных продуктов и включать их при составлении меню.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве сладостей следует отдавать предпочтение мармеладу, зефиру или пастиле, меду, сдобе из цельнозерновых сортов муки. Из напитков рекомендуются натуральные соки без сахара, морсы, кисели и компоты.

Глава 6

Что есть углеводы и хлебные единицы при сахарном диабете 1 типа?

Углеводы (сахара) являются одним из источников энергии для тела. Большинство углеводов являются легкими – глюкоза, фруктоза, сахароза, лактоза и т.д. Они быстро (в течение нескольких минут) проникают в кровоток и стремительно повышают уровень глюкозы крови. Тяжёлые углеводы характеризуются медленным подъемом уровня глюкозы крови, поскольку имеют сложную структуру. К ним относятся пектин, целлюлоза, крахмал, гликоген и т.д. Для идеального контроля сахарного диабета необходим учёт всех углеводов, проступающих с пищей. Для этого следует суммировать количество углеводов в съеденной порции еды. По содержанию углеводов овощи, зелень, фрукты и ягоды делят на три группы в зависимости от содержания в них усвояемых углеводов.

Содержание усвояемых углеводов в 100 граммах продукта



Для удобного соотношения углеводы/инсулин была создана система хлебных единиц.

Хлебные единицы – это система подсчёта съеденных углеводов, необходимая для определения нужного количества болюсного инсулина. Немецкие авторы посчитали, что хлеб едят все и ориентироваться на подсчёт углеводов, глядя на кусок хлеба будет легко. Итак, согласно этой системе в одну хлебную единицу входит 10 грамм углеводов и выглядит это как один кусочек хлеба массой 20 грамм. Если учитывать присутствие пищевых волокон и балластных веществ, то одна хлебная единицы будет содержать 12 грамм углеводов в кусочке хлеба массой 25 грамм. Очевидно, что система хлебных единиц очень условна, она скорее подходит для тех, кому сложно разобраться в принципе с понятием углеводы. Использование хлебных единиц достаточно просто и удобно, однако за счёт накопления погрешностей уровень глюкозы крови может выходить за рамки эталонных значений. В долгосрочной перспективе это создаст трудности контроля сахарного диабета.

Понять какие продукты содержат преимущественно углеводы, а какие нет очень просто. Все растительные продукты преимущественно углеводные (фрукты, ягоды, овощи и зелень, злаки, грибы и т.д.), большинство молоко содержащих продуктов преимущественно белково-жировые, углеводы в них также присутствуют в основном в виде лактозы и галактозы. Исключение сливочное масло – это преимущественно жир. Все продукты животного происхождения (мясо, птица) преимущественно белковые и жировые. Все морепродукты (рыба, моллюски и т.д.) преимущественно белковые.

Чтобы организм утилизировал 1 хлебную единицу (20 – 25 гр. хлеба) ему необходимо приблизительно 1,5 условные единицы инсулина. Таким образом, 1 условная единица инсулина утилизирует в среднем 12 грамм углеводов. Однако, потребность в инсулине не является константой, а зависит от пола, возраста, пищевых привычек, массы тела и т.д. В ряде исследований было посчитано, что у среднестатистического взрослого «здорового» человека поджелудочная железа в среднем вырабатывает 40 – 50 единиц инсулина в сутки. Соответственно, в идеале такой человек должен съедать 20 – 25 хлебных единиц. Это приблизительно 240 – 300 гр. легкоусвояемых углеводов. Цифра небольшая, но если это будут лёгкие углеводы в паре с тяжелыми – теми, что медленно усваиваются и обладают высокой питательной ценностью (цельнозерновой хлеб, твёрдые крупы, свежие овощи и т.д.), то голодным организм точно не останется. Ведь в натуральных продуктах содержаться ещё и белки, и жиры.

За один основной приём пищи 5 – 8 хлебных единиц будет оптимальным количеством съеденных углеводов. Это должны быть преимущественно тяжёлые углеводы. На перекус должно приходиться не более 3 хлебных единиц. В таблице далее представлено ориентировочное количество хлебных единиц, необходимых для каждого приема пищи для взрослого человека среднего телосложения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом / Под редакцией И.И. Дедова, М.В. Шестаковой, А.Ю. Майорова. – 10-й выпуск (дополненный). – М.; 2021. DOI: 10.14341/DM12802

2

Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом / Под редакцией И.И. Дедова, М.В. Шестаковой, А.Ю. Майорова. – 10-й выпуск (дополненный). – М.; 2021. DOI: 10.14341/DM12802

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги