Вторую часть концерта О. Ридинга многие не проходят, тк она достаточно длинная и полезностей в ней мало. Традиционно проходят после первой части третью. К этому времени нужно уже освоить переходы в третью позицию в 2-х октавной гамме и этюдах.
Дальнейшие рекомендации по освоению репертуара и примерный порядок по методике Г. С. Турчаниновой.
КРУПНАЯ ФОРМА:
О. Ридинг Концерт си минор 1 и 3 части, к 3-й части + этюды в 1 позиции, Гнесина-Витачек, Комаровский 1-3 позиции + гамма 2-х октавная в 1-3 позиции.
О. Ридинг Вариации Соль мажор.
А. С. Комаровский вариации «Пойду ль да выйду» (возможен пропуск).
Н. В. Бакланова Концертино (возможен пропуск).
Ф. Зейц Концерт 1.
А. Вивальди Концерт Соль мажор 1 часть (возможен пропуск).
Ф. Кюхлер Концерт (возможен пропуск).
А. Вивальди Концерт ля минор.
Ш. Данкля Вариации на тему Беллини + этюды Кайзера и Мазаса в 1-3 позиции,
Ш. Данкля Вариации на тему Пачини.
Ф. Зейц Концерт 3 + гамма 3-х октавная 1-3-5 позиции.
Ш. Б. Акколаи Концерт + этюды 1-3-5 позиции.
Г. Холлендер Концерт (возможен пропуск).
Д. Б. Виотти Концерт 23, 1ч. (возможен пропуск).
П. Роде Концерт 7, 2-3ч. (возможен пропуск).
П. Роде Концерт 7, 1ч. (возможен пропуск).
Ш. Берио Вариации ре минор.
Л. Шпор Концерт 2, 1ч.
Ш. Берио Концерт 9, 1ч.
И. С . Бах Концерт ля минор 1ч. (возможен пропуск).
Д. Б. Виотти Концерт 22, 1ч. (возможен пропуск).
В. А. Моцарт «Аделаида» (возможен пропуск).
Ш. Берио Концерт 7, 1ч.
Ш. Берио «Балетные сцены».
А. Вьетан «Баллада и полонез».
Д. Б. Кабалевский Концерт (возможен пропуск).
А. Вьетан «Фантазия-Аппассионата».
Г. Венявский Концерт 2, 1ч.
А. Вьетан Концерт 2, 1ч.
Г. Венявский Концерт 2, 2-3ч.
Э. Лало «Испанская симфония» 1ч.
М. Брух Концерт 1.
Ф. Мендельсон Концерт.
А. Вьетан Концерт 4, 1-2-3ч.
К. Сен-санс Концерт 3, 1ч.
Э. Лало «Испанская Симфония» 4-5ч.
Г. Венявский «Фауст».
А. Хачатурян Концерт.
А. Вьетан Концерт 5.
Г. Венявский «Кармен».
П. Сарасате «Кармен».
Далее идут уже концерты П. И. Чайковского, Я. Сибелиуса, Н. Паганини, И. Брамса, С. С. Прокофьева. Они, так скажем, совсем уже «взрослые». И их порядок прохождения во многом зависит от предпочтений ученика и целей педагога. Разделить их на «проще/сложнее» чисто по техническому уровню затруднительно. Они все просто разные.
Там, где я уточнила, что возможен пропуск, он возможен лишь тогда, когда ученик активно и качественно проходит множество этюдов и пьес. В этом случае нет технической необходимости в тех крупных формах. Так же пропускать некоторые крупные формы можно по собственному усмотрению, но опять же следить, чтобы это был не просто скачок вперёд, не обоснованный ничем, а пропуск для экономии времени, с заменой прохождения технических трудностей в пьесах и этюдах.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПЬЕСАМ
(Взяты из книги Г.С. Турчаниновой «Маленький скрипач» с некоторыми, более поздними, дополнениями)
1-й список:
А. С. Комаровский «Вперегонки».
П. Чайковский «Игра в лошадки».
П. Шольц «Непрерывное движение» Этюд.
Нат. Рубинштейн «Вечное движение».
Э. Дженкинсон «Танец».
К. Бом «Непрерывное движение».
А. К. Глазунов «Град» (из балета «Времена года»).
Ф. Давид «Этюд».
Ф. Фиорилло «Этюд».
Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля».
Ф. Рис «Вечное движение».
Ф. Крейслер «Прелюдия и Аллегро».
О. Новачек «Вечное движение».
П. Сарасате «Интродукция и тарантелла».
Ф. Крейслер «Венское каприччио».
М. Де Фалья «Испанский танец».
П. Сарасате «Цапатеадо».
Г. Венявский «Полонез Ре мажор».
Г. Венявский «Скерцо-тарантелла».
Н. Паганини «Вечное движение».
П. Чайковский «Скерцо».
Ф. Крейслер «Китайский тамбурин».
А. Баццини «Рондо».
2-й список:
Нат. Рубинштейн «Прялка».
Р. Глиэр «У ручья».
В. Шер «Бабочки».
И. Иордан «Волчок».
Ф. Шуберт «Пчёлка».
Г. Эллертон «Тарантелла».
А. И. Яньшинов «Прялка».
Т. А. Попатенко «Скерцо».
Л. Даккен «Кукушка».
Ф. Куперен «Маленькие ветряные мельницы».
Ф. Шопен «Этюд фа минор».
Д. Поппер «Прялка».
«Румынская народная мелодия» в обр. А. Гришпуна.
Ш. Берио «Вихрь».
А. Вьетан «Тарантелла».
И. А. Фролов «Скерцо».
Г. Венявский «Этюд ля минор».
Пьесы Ф. Крейслера по порядку освоения:
«Маленький венский марш».
«Муки любви».
«Прекрасный розмарин».
«Синкопы».
«Венское каприччио».
«Китайский тамбурин».
Эти пьесы очень «концертные» и в то же время полезные. Их приятно играть, и они насыщены штриховыми и ритмическими трудностями.
ЭТЮДЫ
Напоминаю: эффективнее всего играть этюды на начальных этапах не целиком. Это касается и этюдов Крейцера. У Крейцера встречаются длиннющие этюды на 3-4 страницы. Пока ученик учит текст, теряется много времени, а все технические трудности уже будут освоены с первой страницы.
Сначала проходятся этюды в сборниках, которые я уже упоминала:
Избранные этюды 1-3 классы.
Избранные этюды 3-5 классы + некоторые этюды Ж. Мазаса (выбираем в зависимости от целей и технической необходимости).
Этюды Р. Крейцера 2 сборника.
Каприсы П. Роде.
Некоторые этюды Г. Венявского.
Каприсы Я. Донта.
Каприсы Н. Паганини.
Начинают освоение каприсов Н. Паганини с 16-го, затем идёт 13, потом на выбор либо 20, либо 18. Далее на Ваше усмотрение.
Для педагогов:
Многие опытные педагоги стращают молодых «Не сближайся, не привязывайся! Родители бывают сумасшедшие! Подставят, гадость сделают, а тебе больно будет» в общем-то сумасшедшие люди везде бывают, не только среди родителей. Наша работа связана с постоянным потоком людей. У нас много новых знакомств, поэтому и возрастает шанс встретить человека со странностями. За 13 лет преподавания, я пообщалась с очень разными родителями. Некоторых учеников возили на уроки с мигалками, а пока шёл урок, у двери стояли два охранника, были родители иностранцы, молодые, постарше – в общем, разные. С кем-то находился общий язык легко и сразу, с кем-то сложилась крепкая дружба, а с кем-то мы не сходились и тихо, мирно прощались. Но за всё это время я только один раз столкнулась именно с такими родителями, о которых все предупреждают! Это было неприятно, обидно, очень волнительно. Подробности опущу, скажу о своих выводах. Я долго размышляла, на какое-то время стала более настороженно относиться к другим родителям, а потом поняла, что нельзя из-за одного случая за 13 лет ставить крест и на других, адекватных и порядочных родителях. Кому-то «везёт» на подобных родителей со странностями чаще, кому-то реже. Давайте помнить, что всё в этой жизни даётся нам не зря, и будем стараться разобраться, почему или для чего те или иные события к нам притягиваются. Лично я поступаю так, и меня это очень спасает от озлобленности, настороженности и закрытости. Будьте аккуратны, но при этом не подозревайте в неадекватности сразу же всех родителей просто на всякий случай. Побольше объясняйте родителям происходящее, поддерживайте контакт и всячески старайтесь узнать получше ребёнка. Самое обидное, что я видела – это когда учитель спустя немалое время занятий, до сих пор не знает и не понимает по-настоящему своего ученика. Тогда происходит жуткий дисконнект. По возможности поддерживайте с родителями связь между уроками – сейчас это элементарно доступно. Продемонстрируйте, что готовы помогать и ответить на возникшие вопросы. Поверьте, проще потратить 5 минут на ответ, чем потом пару недель исправлять заученные ошибки. Да, это не входит официально в наши обязанности, да, нам за это не платят, но вообще, на мой взгляд – педагог это призвание. И либо нам это интересно (в том числе и за стенами школы), либо стоит подумать над другой реализацией своих музыкальных умений.
Уважайте коллег. Не говорите гадости, не осуждайте, даже если Вы видите полный антипрофессионализм. У каждого свой педагогический и жизненный путь и не нам судить другого человека. Это, конечно, я описываю идеальный самоконтроль :D но к этому нужно стремиться. Я стараюсь, получается не всегда, каюсь, но я работаю над собой. Скажу фразу, которая больше попахивает философией, чем непосредственно нашей тематикой, но фраза очень полезная, мне она когда-то помогла, поэтому, может, принесёт благо кому-то из читателей:
Разрешите себе быть СОБОЙ, а другим – ДРУГИМИ.
Родителям:
Вам я советую очень внимательно подойти к выбору педагога. Для этого можно изучить его личную музыкальную биографию, узнать, концертировал ли педагог когда-либо сам, у кого учился, послушать игру его учеников, поговорить с их родителями и узнать, как проходят уроки. Естественно, у молодых педагогов не может в первые же годы работы возникнуть множество лауреатов. На это нужно время. Поэтому, если выбираете молодого педагога, ориентируйтесь на отзывы о ведении уроков и на его собственную игру. Если ходят слухи о том, что педагог позволяет себе оскорбления и унижения на уроках – бегите. Это не нормально. Можно научить ребёнка и без этого.
Далее: доверяйте и будьте честны с выбранным педагогом. Если планируете прибегать к помощи репетитора – так и скажите. Если у вас есть планы поступать через год-два в другое учебное заведение – скажите. Честность очень важна. Педагоги тоже люди и у нас есть чувства. Нам порой очень больно и тяжело переживать внезапные переходы ученика в другие места, или видеть в нотах пометки от репетиторов. А если даже пометок нет, по ребёнку всё равно видна чужая рука.
Не скачите от одного педагога к другому. У нас нет волшебных палочек, и никто не научит Вашего ребёнка играть как Паганини за два месяца с нуля. Запаситесь терпением. Да, бывает, что ученик с учителем просто не подходят друг другу. Но обычно даже это при желании можно сгладить с помощью перевода мамой с языка педагога, на язык конкретно Вашего ребёнка.
Для педагогов и родителей:
Учитесь разговаривать. Спокойно, терпеливо и без психозов. Очень полезное умение в жизни. Учитель и родитель – союзники, а не враги. У нас одни стремления. Поэтому все наши действия и контакты, в идеале, должны быть нацелены на одно – правильно помочь раскрыться способностям ребёнка. Давайте вместе работать над этим.
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
Кладём скрипку ребёнку на плечо, а левая рука должна обхватить головку скрипки
Смотрим насколько локоть согнут. В данном случае скрипка уже чуть-чуть великовата
Положение локтя в случае, когда скрипка по размеру. Нам пришлось отпустить немного скрипку и отодвинуть руку чуть дальше
На смычок размером больше зачастую переходят раньше, чем на следующий размер скрипки. Объясню почему: как только правая рука перестаёт раскрываться (выпрямляться в локте) полностью, при ведении смычка до конца, в её мышцах начинает оседать привычка НЕ РАСКРЫВАТЬ РУКУ. Следовательно, при переходе на больший размер смычка, ребёнок не станет раскрывать руку и переучиться будет затруднительно. Лучше перейти на следующий размер смычка чуть раньше. При этом объяснить ученику, что доводить до конца на данный момент не обязательно (иначе возникнет попытка увести смычок за спину). Тогда мышечная память будет постоянно нарабатывать привычку раскрывать руку и проблемы не раскрытой правой руки не возникнет.
Для начала представлю фотографии скрипки и смычка с названиями частей.
Сейчас есть множество различных жидкостей для протирки скрипки. Можно воспользоваться ими. А можно по старинке. Струны и гриф протирают любым спиртом. У меня для этого спиртовые лосьоны, которые можно купить в любом магазине бытовой химии. Он стоит намного дешевле, чем любая специальная жидкость для протирки струн в профильном магазине. В случае, когда нет спиртового лосьона, или специальной жидкости для протирки, а струны нужно срочно протереть, можно использовать водку, или духи на спиртовой основе. Как-то на концертах в Швейцарии у меня сложилась подобная ситуация. Я забыла лосьон в Москве, а на струнах налипло уже много канифоли. Звук стал шероховатым и скрипучим. Попросила у женщины, которая нас принимала, духи, протёрла ими струны и осталась очень довольна :) скрипка потом какое-то время приятно пахла духами Miss dior :)
ВАЖНО: струны и гриф МОЖНО протирать спиртом. Любые части деки протирать спиртом КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ. Деки на скрипке покрыты специальным лаком. Спирт этот лак моментально разъедает и это напрямую влияет на звук скрипки. Есть спорный момент по поводу грифа. Вообще, гриф делается из дерева и ничем не покрывается. Но на некоторых скрипках я иногда обнаруживала покрашенный гриф. И во время протирки на ватке оставались следы тёмной краски.
Немного спиртового лосьона наносим на ватный диск, начинаем протирать от ПОРОЖКА к ПОДСТАВКЕ. Когда доходим до мест с канифолью, назад к порожку больше НЕ возвращаемся! Объясню почему: канифоль липкая. Если мы разнесём канифоль по всем струнам и грифу, пальцам станет липко играть. Это как минимум дискомфортно, как максимум – мешает делать переходы.
Для протирки струн некоторые мои ученики предпочитают использовать спиртовые медицинские салфетки. Но, во-первых, выходит дороже, во-вторых – материалом, из которого они сделаны, менее удобно протирать струны, чем ваткой.
Для протирки деки сейчас существует множество различных специальных лосьонов и тряпочек. Рекомендую ими пользоваться. Я предпочитаю использовать ватные диски для протирки деки со специальной жидкостью, а не тряпочку. Потому что тряпочку придётся постоянно стирать – это выматывает и отбивает желание лишний раз протирать скрипку. Лучше регулярно класть в чехол запас ватных дисков и спокойно ими пользоваться в сочетании с жидкостью. А специальной тряпочкой, продающейся в музыкальных магазинах, можно протирать деку без специальной жидкости каждый раз после занятий. Струны можно протирать раз в несколько дней – в зависимости от интенсивности занятий.
Трость смычка протирайте той же тряпочкой, которой протираете деки скрипки без применения специальных жидкостей.
После занятий натяжение волоса смычка нужно чуть ослабить. Для этого нужно чуть раскрутить винт смычка ПРОТИВ часовой стрелки. Винт смычка это самая нижняя его часть. Он металлический и крутится. Когда натяжение волоса ослаблено, волос становится ближе к трости. Когда натянут – отходит от трости чуть дальше. Так же, перед занятием нужно натянуть волос смычка. Для этого нужно прокрутить винт ПО часовой стрелке.
Вообще, в этом деле должен помогать педагог. Но зачастую маленькие скрипки плохо держат строй. Лично мне не раз приходилось помогать настроить скрипку по видео звонку.
Скрипку мы настраиваем двумя способами: колками и машинками.
Колки меняют строй сильнее, машинки помогают в настройке уже более тонкой разницы строя.
При настройке колками важно помнить, что нужно действовать очень плавно и крутить буквально по миллиметру. При настройке колками скрипку стоит упереть себе в живот её нижней частью. Одной рукой держите скрипку и щипком большого пальца проверяете строй струны, другой рукой аккуратно поворачиваете колок. Чтобы натянуть струну выше поворачиваете колок от себя, чтобы спустить строй ниже, поворачиваете колок к себе. Когда настраиваете струны колками, нужно во время поворота колка ещё и вдавливать его внутрь головки скрипки. Это делается для того, чтобы колок не раскрутился обратно.
Машинками всё проще. По часовой стрелке – строй выше, против часовой стрелки – строй ниже.
Для настройки скрипки на первых порах в домашних условиях, я рекомендую использовать тюнер. Скачайте любое приложение на телефон.
Струны нужно менять по одной. Не пробуйте снять все 4 струны разом! Подставка держится на скрипке под давлением струн. Если снимите все струны разом, то подставка упадёт. Меняем струны по очереди. Начиная с крайних и переходя к средним. Натягиваем струны примерно на полтона ниже нужной нам ноты. Потом подправляем. Нужно отслеживать, чтобы при смене струн подставка не наклонилась вперёд.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги