Если двое общаются, то, как правило, один отправляет сообщение, другой его принимает.
Общение считается успешным, если отправленное сообщение дошло до получателя и тот его успешно расшифровал (распаковал).
Предположим, что канал разбит на независимые параллельные каналы Х1,Х2,..Х8. Это могут быть слои пятой модели. В этом случае весьма вероятна ситуация, когда отправляющий выбирает канал Х1, а принимающий ждет у канала Х2. Ясно что он сообщение не получит. (эта ситуация называется «два тоннеля»).
Правильная стратегия здесь такая – передавать сообщения сразу по всем каналам. В случае пятой модели, нам следует отправлять кейсы, мысленные эксперименты и общие вопросы – сразу пакетом на одну тему.
Если тема интересует читателя, то он откроет пакет. А раз уж представлены все каналы, то по крайне мере по одному каналу сообщение будет принято.
В следующем письме мы с тобой разберем одну конкретную тему.
Пока.
7.Образование. Кейс «уроки информатики». Синхронное обучение неотобранной группы
Здравствуй, дорогой.
Долгие годы моей самой важной темой было образование.
Какие тут самые общие вопросы? Ну, например, такие:
Каким должно быть образование?
Как отличить хорошее образование от плохого?
Как создать хорошую систему образования?
Как создать хорошую устойчивую систему образования, чтобы она, стартовав из состояния «хорошая», не перешла самопроизвольно в состояние «плохая»?
Речь идет о школе – системе, в которой наши дети пребывают в возрасте с 6 до 17 лет
Я сам преподавал в такой школе, причем даже два раза. Первая попытка была 25 лет назад, вторая 12 лет назад. В обоих случаях мне удалось продержаться около двух лет. Почему так? отдельная тема, позже.
Расскажу один случай со мной лично.
Итак, я веду уроки информатики в восьмом классе. Я пришел сюда из практического программирования и у меня диплом магистра в этой области. Я не учитель, который знает только то, что ему сообщили в методичке. У меня есть собственное мнение на происходящее в этой области в мире, а не только в школе.
Смотрю программу, смотрю учебник. Анализирую темы. Что я вижу?
Материал можно разбить на следующие части.
– эта часть морально устарела, даже нет смысла изучать;
– эта часть материала нужна только узким профессионалам. Обычному человеку трудно понять, что это и зачем это;
– эта часть материала всем уже известна – у каждого есть смартфон, планшет, компьютер;
– Знание этой части материала невозможно проверить, настолько материал расплывчатый и ни о чем;
– А вот! материал, который может понять ученик и, на его основе, создать программу, работу которой можно продемонстрировать. Это результат, достигнутый своим трудом, результат, который можно показывать и даже немножечко им гордиться.
Я выбрасываю в корзинку материал 1 2 3 4 и все время отдаю материалу 5.
Результат? В начале учебного года работать со мной соглашалась работать четверть класса. Три четверти – отказывались. К концу года только один мальчик демонстративно отказывался, остальные работали.
Еще несколько обстоятельств.
В школах есть уроки и перемены. За перемену ученик должен перейти из одного предметного кабинета в другой предметный кабинет. Ко мне на урок все опаздывали и все приходили в разное время. Так что я не мог дать им всем одновременный старт.
Вот что я придумал. Я пишу задание на доске. Кто пришел – читает и идет к компьютеру выполнять.
Все получилось. Но это такая специфика предмета.
А если бы это была бы, например, физика?
В физике (в отличие от информатики), материал следующий сильно зависит от предыдущего. И вот тут проблема.
Предположим, что все ученики работают только на уроке.
Предположим, что на каждом уроке новая тема, и она сильно зависит от предыдущей.
Но дети то разные!
Чтобы освоить тему, одному достаточно решить две задачи и потратить полчаса, другому нужно решить десять задач и потратить три часа.
Если дети мотивированы настолько, что этот второй будет после школы решать недостающие задачи в свободное время, то все хорошо.
Если же он не будет тратить свое свободное время, то он не освоит первую тему к началу второй. И поэтому вторую тему он не понимает.
Так за несколько уроков бОльшая часть класса перестает понимать, о чем говорит учитель и что он от них, учеников, требует.
Это называется «синхронное обучение неотобранной группы», я показал, что, в случае материала с сильными внутренними связями, такое обучение быстро приводит систему в тупик.
Что это было? Это было изучение кейса плюс мысленный эксперимент.
Что мы получили? Мы получили частный ответ на общий вопрос.
Каким не должно быть хорошее образование?
Оно не должно включать синхронное обучение сложному предмету в рамках неотобранной группы.
Мы неявно использовали здесь понятие «скорость усвоения нового материала». Оно не атомарное – далее мы разложим его на составные части (и придем ко второй и третьей модели).
Ну все на сегодня, пока.
ПС. Понятно, почему меня через два года уволили? Нет? (ответ будет на языке первой модели, когда мы его изучим).
8.От чего зависит успех в обучении. Кодировки
Здравствуй, дорогой.
Давай посмотрим, чем определяется скорость усвоения нового материала или (что то же самое) скорость решения задач:
– опыт в данной области – чем больше опыта, тем быстрее идет работа (модель уровни);
– личной энергией (модель разогрев);
– формой представления информации (модель кодировка).
Давай начнем с конца.
Мозг – штука сложная, и я не буду обсуждать его внутреннюю структуру. Но есть компьютер, который мы, люди, сами сделали и хорошо понимаем, как он устроен. Компьютер имеет по меньшей три линии обработки данных.
Первая линия собирает данные с внешних устройств и обрабатывает их сообразно типу устройства (мышь, клавиатура, чувствительный экран). После чего информация передается на вторую линию.
Вторая линия обрабатывает информацию разными способами (числа, тексты, видеофайлы).
Третья линия обрабатывает информацию перед ее выводом (монитор, принтер, съемный диск).
Примерно так я представляю обработку информации в мозге. Есть обработка после ввода, есть обработка перед выводом и есть центральная обработка.
Важно еще то, что в каждой линии есть несколько процессоров, работающих параллельно.
Я считаю, что у человека:
– в каждой линии три параллельных процессора;
– один из них сильный, один средний и один слабый. Речь идет не о результативности, а о частоте использования. Часто, средне, редко.
Что же это за процессоры?
Первая линия это ухо – глаз – рука.
Вторая линия это тексты – картинки – схемы.
Третья линия это образы – смыслы – сценарии.
Почему так? Есть ответ эмпирический, а есть теоретический.
Ухо – глаз – рука это три основных канала на входе. В коре больших полушарий головного мозга это самые большие области. Школа НЛП (неофициальная, но популярная психология) делит людей на аудиалов (ухо), визуалов (глаз) и кинестетиков (рука) – по тому, какой канал на входе самый сильный.
Вторая линия – основная обработка. Здесь информация может быть (1) представлена во всех деталях. И тогда я называю это «картинка».
Информация может быть (2) предельно упрощена и тогда я называю это схема. А может быть где-то между (3). Языковое – текстовое описание – как раз между.
Людей, которые помнили абсолютно все в мельчайших деталях, история знает. Два примера. Первый – Михаил Булгаков, «Театральный роман», сцена в коробочке.
Второй – Ираклий Андроников, книга «Рассказы о музыке», рассказ называется «Первый раз на эстраде». И сам Андронников и его герой Иван Соллертинский – оба демонстрируют свою память – они помнят все детали. (Картинка).
Людей мыслящих схемами, искать не нужно. Все математики мыслят схемами. (И я в том числе).
Людей, мыслящих текстами, так много… что они почти вытеснили из диалога всех остальных.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги