– Если вы понимаете, что в процессе работы настроение ухудшается, обязательно прекращайте работу. В плохом настроении, не будучи в ресурсе, не нужно работать с метафорическими картами.
– Многие воспринимают картинку или текст как окончательную истину или как указание к прямому действию. Не нужно так делать. Любая метафорическая карта – всего лишь повод к размышлению, возможность ещё глубже заглянуть в себя, но решение будете принимать только вы. Карты и автор этой колоды не несут за него ответственность, потому что это ваша ответственность. Ещё раз: это метафора, которая даёт нам возможность ассоциативно приложить эту картинку к своей проблеме, возможность заглянуть в себя. Но решение – брать это или нет, работать с этим или нет – принимаете только вы.
– Когда вы рассматриваете карту, нужно ответить на несколько вопросов: какие эмоции она вызывает? как эта карта может быть связана с вашим запросом? как то, что вы видите на картинке, может вам помочь найти ответ? Но помните, что ваш взгляд и ваша интерпретация – самые правильные, лучше вас самих никто вас не знает. Что на ней изображено – о том вы и должны говорить, потому что любая карта разными людьми может описываться по-разному, поскольку «у кого что болит, тот про то и говорит». И каждый раз другой человек тоже будет описывать одну и ту же карту иначе – и это тоже будет правильно, поскольку основывается на личной чувствительности человека, на его восприятии карты.
– Если клиент не хочет вам давать какую-то определённую информацию по карте или говорит: «Я не хочу её интерпретировать», то это его право. Он может даже отложить карту или дать короткое пояснение, и вы всегда должны говорить: «Хорошо, идём дальше». Либо может попросить дать другую карту. Вы можете сами предложить ему новую метафорическую карту для того, чтобы помочь описать ситуацию или своё восприятие.
– Никакие доводы или критические замечания о пояснении карт не допускаются! Категорически запрещается вносить в слова клиента какие-то критические замечания. Можно только задавать уточняющие вопросы, чтобы прояснить ситуацию или запрос, чтобы поддержать клиента, улучшить понимание между вами. Но критиковать клиента, говорить что-то язвительное – категорически запрещено даже элементарной этикой.
– Необходимо уважать индивидуальность клиента, потому что каждый при объяснении чувствует только своё. Ваше видение и видение клиента на метафорической карте может быть разным, но при этом самыми важными считаются не ваши слова, а слова клиента, это он работает со своим подсознательным.
– Когда клиент интерпретирует и описывает карту, его нельзя перебивать. Нужно слушать. Это правило гарантирует то, что ваше уважение будет принято клиентом.
Соблюдение этих простых правил даст вам возможность настроить мостик взаимопонимания со своим клиентом, приведёт к тому результату, за которым он пришёл, потому что если есть доверие, то все остальные вопросы можно решить в положительную сторону. Доверие – это конструкция, на которой строится вся работа с метафорическими картами.
СПОСОБЫ РАБОТЫ
С МАК-КАРТАМИ
Казалось бы, что может быть проще в работе с метафорическими картами, чем их расшифровка – смотри на картинку и говори о том, что на ней нарисовано. Но не всё так просто! Например, если показать младенцу карту с изображением стула, для него это будет просто твёрдой бумажкой с цветным пятнышком. То же самое произойдёт, если показать эту же карту человеку, который никогда в жизни не видел стул. Вы видите на картинке стул лишь по одной простой причине – вы уже видели его когда-то раньше, применяли и знаете этот предмет. Если бы на картине был изображён объект, которого вы не знаете и ни разу не видели, вы бы начали говорить о нём абстрактно: квадратный предмет с палочками.
В метафорической карте мы видим лишь то, что уже когда-то применяли в жизни и знаем, как это работает. То есть в нашей голове уже есть опыт и насмотренность об этом предмете.
Наше восприятие так устроено – мы видим, слышим, чувствуем и берём только то, что знаем. Если мы чего-то не знаем, мы это не видим, не слышим, не чувствуем, потому что у нас нет этого опыта, мы не видели, как это работает. В этом и есть суть метафорической карты – что бы там ни было нарисовано, мы возьмём оттуда только то, что знаем.
То, чего не знаем, мы даже не увидим, как бы ни смотрели.
Есть очень известный пример про Колумба, распространенный среди психологов и коучей.
Когда Колумб на корабле приплыл к островам Тихого океана, индейцы, которые жили на берегу, не обратили на корабль никакого внимания! Во-первых, они его даже не заметили, во-вторых, он их не встревожил и не испугал. На протяжении всего времени, что корабль стоял на якоре вблизи острова, они не обращали на него внимания: стоит какая-то странная большая лодка.
Почему они его не видели?
Потому что даже не представляли, что такое большой корабль, каким он может быть – в их опыте не было большого корабля, они ни разу не видели его в реальности. Их невероятно удивило, что с этого корабля высадилось такое огромное количество испанцев, которые приплыли к острову на маленьких лодках.
Наша память именно так и устроена – мозг всё связывает с личным опытом.
Мозг – это конструкция, которая опирается только на что-то материальное, на уже прожитый и полученный опыт, на то, что человек уже видел, воспринимал и чувствовал. Больше мозг ни на что не реагирует.
Именно нейронные связи нашего мозга и работают с метафорическими картами.
Всё, что вы когда-либо видели, слышали, воспринимали, чувствовали, собирается в архивах нашего мозга. Представьте это как огромную комнату с большим количеством полок, на которых собирается, архивируется и синхронизируется вся информация.
Как только в вашей жизни происходит ситуация, когда нужно принять решение, найти ответ на вопрос, вспомнить или ассоциировать картинки или опыты – нейронные связи нашего мозга начинают судорожно «бегать» по архивным полкам, искать и вытаскивать тот опыт, который уже был. Если на этих полках чего-то нет, мозг ничего там и не найдет, соответственно, мы это никак не воспримем и просто пройдём мимо. Для мозга это непонятно!
В этой комнате есть всё, абсолютно любой материал, но наш мозг – это огромнейший склад, и там темно. Взяв в руки фонарик, мы можем освещать лишь маленькую часть всего, что там находится.
Эта часть называется человеческим сознанием. Сознание – это то, что «я вижу».
Если вам нужно найти что-то ценное в архивах своей памяти, в этих завалах, в этом огромном информационном поле, если вам нужно найти, например, событие из детства, с которого начались проблемы, можно потратить огромнейшее количество времени, водя фонариком по сторонам в поисках вслепую, но так ничего и не найти.
Метафорические карты – это способ работы с нашим подсознательным, который позволяет мгновенно отыскать, посветить именно в том направлении, откуда можно извлечь из этого архива данных то, что нам нужно сейчас.
Когда мы смотрим на карту, мы словно светим фонариком в то направление, где находится или появляется нужное нам воспоминание – оно всплывает как будто мгновенно. Давно забытые чувства, образы, люди, ситуации – всё, что когда-либо мы видели, проходили и чувствовали, тут же появляется в памяти.
ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ
Каждая метафорическая карта – это некий визуальный стимул, восприятие которого позволяет вызвать в сознании смысл, который содержится в нашем подсознании. После того как восприятие сработало и мы извлекли смысл, метафорическая карта позволяет производить с этим смыслом некие манипуляции в соответствии с тем, какой результат мы хотим получить.
Образы, смыслы, эмоции, которые мы извлекаем из своего подсознательного с помощью метафорических карт, называются материалом, с которым впоследствии мы и будем работать.
Любой человек помогающих профессий в своих консультациях использует метафорические карты именно как инструмент для того, чтобы продиагностировать истинную проблему человека и скорректировать эту проблему – то есть найти её решение.
Пять способов извлечения материала из
подсознательных процессов человека:
– Восприятие
– Идентификация
– Проекция
– Ассоциация
– Метафора.
1. ВОСПРИЯТИЕ
Для того чтобы получить материал из подсознания человека с помощью его восприятия, нам нужно дать ему метафорическую карту и спросить: «Что ты видишь на карте?»
Восприятие – когда мы выделяем что-то значимое из того, что изображено на карте. Когда человек сознательно сопоставляет, какому объекту, явлению из его памяти из прошлого соответствуют те ощущения, которые он испытывает. Например, мы видим кота: мягкого, мурлыкающего, и мозг складывает эти элементы в некий пазл. В нашем сознании возникает предположение, что это кошка. Почему предположение? Потому что всё, что нас окружает, мы воспринимаем с помощью пяти чувств, и нам очень сложно ошибиться относительно какого-то объекта, когда он одновременно выглядит, мяукает, царапает, как кошка.
Однако метафорические карты – это изображение. Соответственно, наш мозг опирается исключительно на нашу память о том, как это выглядит. Но зачастую нашему восприятию не хватает информации, и мы даже не можем предположить, что это, и делаем предположение наугад. Например, мы берём метафорическую карту и вспоминаем схожую ситуацию, в которой были. Поскольку у нашего мозга очень мало информации и все его предположения, которые сразу вспыхивают в нашем сознании, могут быть своеобразными и нести сильный отпечаток личности.
Может быть одна метафорическая карта, а восприятий – огромное множество. Потому что каждый человек исходит из своего опыта, который он проживал в подобной ситуации, связанной с предметом, который он воспринимает именно так, а не иначе.
С другой стороны, любой автор метафорических колод (я в том числе) специально создаёт изображение на картах разной степени структурированности и добавляет большое количество мелких деталей.
Самое главное в восприятии – то, что происходит в сознании человека, какое возникает первое предположение об изображении на картинке, когда он смотрит на карту. Это и есть наше восприятие.
Как только мы начинаем разглядывать карту, в первые доли секунд происходит различение объекта на изображении с помощью нашего восприятия, а восприятие у всех абсолютно разное.
Не зря говорят, что у каждого своя картина мира. Картина мира строится, именно исходя из нашего восприятия. Как мы что-то воспринимаем, так мы это и создаём.
Всегда важно понимать, что этот материал (восприятие) мы извлекаем из подсознательного человека.
Подсказывая клиенту свои восприятия изображения на картинке, мы подменяем его материал своим. Этого делать не нужно!
Если человек захочет, в конце сессии, после того как он рассказал своё восприятие, можно спросить: «Могу ли я тоже дать обратную связь?»
Нужно набраться терпения и не вставлять свои пять копеек. Молчите всегда, пока клиент не отработал с метафорической картой; молчите о своём восприятии и ждите, пока он всё полностью выскажет.
Только после того, как его набор слов на восприятие закончился, вы можете, скажем так, наложить свой материал.
Но никогда не делайте этого в процессе работы! Иначе это будет подменой восприятия.
2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Идентификация – когда мы мгновенно понимаем, кто или что из изображённого на карте есть мы, и есть ли мы вообще на карте.
Для того чтобы получить материал с помощью идентификации, человеку нужно прямо задать вопрос: «А ты есть на этой карте? А кто ты здесь?»
Идентификация с кем-то или с чем-то, изображённом на карте, возникает из-за того, что мозг так или иначе замечает некое сходство между тем, что изображено на картинке, и нашей личностью.
Если мы расспросим клиента, в чём эта схожесть – это будет стопроцентной правдой. Человек будет вытаскивать из себя тот материал, с которым и нужно поработать.
Очень важно, как человек идентифицирует изображение с собой.
3. ПРОЕКЦИЯ
Проекция – это некий психологический процесс, в результате которого человек приписывает другим живым существам его собственные мысли и чувства, мотивы и действия и проецирует их на свои личные ситуации.
Проекция – это, по сути, предположение мозга о реальности (как и восприятие). Но это предположение о людях и о происходящих событиях, которые с ним связаны. То есть мы проецируем то, что увидели, на свою жизнь, на свой запрос или ситуацию.
Есть два случая, в которых клиент проецирует:
1. Когда клиент говорит о мыслях, чувствах, мотивах человека, который изображён на метафорической карте.
2. Когда клиент говорит о чём-то неочевидным, чего не видно на карте, но о месте, времени, о событиях или об обстоятельствах, которые изображены на картинке.
Для того чтобы человек начал проецировать, ему можно задавать вопросы: «А кто эти люди на карте?» «Что изображено на карте?» «Что происходит на карте?» «Что привело к ситуации?» «Что будет, если это закончится?» «Кто здесь является действующим лицом?» «Что оно думает? Думает ли оно вообще?»
Ответить на эти вопросы можно только с помощью проекции.
Например, вопрос: «Что ты видишь?» – это восприятие (например, я вижу, что обнимаются два человека). «Кто они?» – это проекция (я должен спроецировать, кем они могут быть в моей ситуации – например, моими друзьями). «Что происходит?» – это снова проекция. Например, можно сказать, что они прощаются, но на картинке этого нет. С помощью восприятия мы вытащили первый вопрос: два человека обнимаются. Когда мы задаем вопросы о том, чего нет на карте, человек проецирует изображение на свою ситуацию.
Этот материал (какие чувства испытывает человек, какие мысли у него в голове, каковы мотивы его действий) человек берёт из своей поведенческой модели: это то, что он проживал и видел, то, что сформировалось в процессе его жизни.
Благодаря этой модели и самой проекции, существует такое явление, как эмпатия.
Эмпатия – когда мы понимаем мысли, чувства и мотивы других людей.
Материал для ответов о месте, времени и происходящих событиях и обстоятельствах, изображенных на картинке, человек берёт из модели своего мира в целом. Он, по сути, рассказывает то, что у него уже происходило в жизни.
!!! ВАЖНО
Когда мы задаём клиенту вопрос о карте, отвечая на который он проецирует её на свою ситуацию, запрос, на свою жизнь, очень часто начинаются сопротивления. Человек воспринимает вопрос буквально, не понимает, глядя на картинку, как он вообще может ответить на этот вопрос, как он может рассказать о том, чего нет на метафорической карте.
В этом случае нужно попросить его отвечать быстро, не думая. Как только он услышал вопрос, пусть проговаривает первое, что пришло в голову. Потому что человек пытается идти дальше. А дальше – мозг! Мозг сопротивляется, мозг не видит этого на картинке.
Важно, чтобы человек в моменте отвечал на поставленный вопрос.
Как только таким образом мы получаем ответы, все удивляются, но в то же время запоминают этот способ. Через восприятие человек может легко проецировать изображение на свою ситуацию.
4. АССОЦИАЦИИ
Для того чтобы вызвать ассоциацию из подсознательного, нужно дать человеку карту и спросить: «Что напоминает изображение на карте?» «Что первое приходит в голову, когда ты это видишь?»
Не нужно заставлять человека долго думать! Ассоциация – это то, что приходит мгновенно в моменте.
Способ этот очень понятный и простой – не зря метафорические карты называются ассоциативными.
При взгляде на метафорическую карту сначала срабатывает восприятие (определяем, что изображено на карте), затем мы начинаем проецировать, далее идут ассоциации. Какой-то образ, появившийся в сознании, закономерно влечёт за собой появление другого образа. То есть они начинают возникать из нашего подсознательного.
Ассоциация – в переводе с латинского означает «связь», поэтому мы связываем образ на картинке с образом, который к нам приходит.
Появление образа на картинке неминуемо влечёт за собой образ, к которому мы идём. Под образом понимается любая информация, которая возникает из памяти: запах, цвет, вкус, ощущения, эмоции, впечатления, люди и ситуации. Что-то из этого достается из нашей памяти, и мы его с чем-то ассоциируем.
С помощью ассоциации извлекается из событийной памяти человека весь материал – его личная история, рассказы других людей, книги, опыт, насмотренность; всё, что происходило в его жизни, что он видел, слышал и ощущал.
Если человек говорит, что он ничего не понимает, не понимает, что говорить, то вытяните карту ещё раз. И постепенно, не с первой карты, но со второй или с третьей, он уже поймёт, и этот навык станет автоматическим.
То есть первые 2—3 карты для него будут как опыт, который вы заложите в его мозг. Соответственно, с третьей карты он будет опираться на опыт предыдущих двух карт, и проводить ассоциации из своей жизни ему уже будет легче.
5. МЕТАФОРА
Следующий процесс в работах с картами – это метафора.
Интересно, что многие люди мало знакомы с метафорой, а некоторые – не знакомы вообще. Потому что этот способ извлечения материала используется крайне редко. Даже люди помогающих профессий в своей практике в основном довольствуются восприятием, проекцией и ассоциацией. Но это значительно сокращает и обедняет их работу. На самом деле метафора – очень интересный ассоциатив, который ещё больше улучшает консультацию.
Всё очень просто, сложного ничего нет. Там, где сложно – там ложно, там, где просто – там рост.
Например, животное как метафора личности. Если бы вы выбрали себя каким-то животным, то какое бы это было животное?
К примеру, я себя ассоциирую с тигром. Тигр – хищник, победитель, зверь достаточно властный и активный, его многие боятся (здесь не про испуг, а про то, что он делает то, что хочет).
Для меня тигр – это добытчик, тот, кто всегда устремляется вперёд, он ничего не боится. Эту метафору я проецирую на себя. То есть тигр – это метафора моей личности.
Если я взяла тигра за метафору своей личности, вы начинаете понимать меня гораздо лучше: кто я, как я себя веду, что от меня ждать.
Можно очень долго описывать свою биографию, опираясь на какие-то факты из своей жизни, но всё равно я могла бы не донести смысл, и вы бы меня недопоняли. Но через образ (тигр) очень просто донести метафорический смысл. Теперь вы намного глубже меня понимаете, потому что вы легко можете предсказать моё поведение в той или иной ситуации. Раз тигр моя метафора, вы прекрасно понимаете, как ведёт себя это животное, какие у него повадки, что он делает, что он любит и прочее. Если вы захотите узнать, что я сделаю в той или иной ситуации, вы можете спросить: «Что бы сделал тигр?», и этот ответ будет про меня.
Если бы вы были каким-то животным, кем бы вы были?
Выберите животное и опишите его качества. Это и будет ваш метафорический образ. Затем посмотрите на себя: насколько круто это животное вас описывает? И в любой ситуации вы можете задавать вопрос: «А как поступил бы тигр?»
Вы можете применять этот метафорический образ в жизни, потому что вы метафорически сопоставляете себя с ним, поэтому поступили бы точно так же, как поступил бы он.
С ПОМОЩЬЮ МЕТАФОРЫ:
– Можно легко понять человека, просто спросив, каким животным он бы был. Вам даже разговаривать с ним не надо! Вам никогда не понять человека так глубоко, если вы попросите его рассказать о себе. Но как только он скажет вам, каким животным он хотел бы быть, вы получите от него исчерпывающий образ, который описывает самую суть личности.
– Можно понять, что сейчас происходит в жизни человека. Например, задайте ему вопрос: «Если бы ваша жизнь была дорогой, то какой бы она была?» Человек сам выбирает дорогу, которая будет метафорой его жизни. У одного красивый автобан на скорости, у другого – извилистая тропа над пропастью, у третьего – тропинка в лесу. Конечно, в жизни бывают разные периоды, но дорога как метафора жизни очень хорошо показывает, что сейчас происходит у человека.
– Можно быстро и ёмко передавать любую важную информацию – даже ту, которая, казалось бы, очень сложная. Например, личность человека. Но с помощью метафоры мы легко можем понять, что сейчас происходит в его жизни, как человек её оценивает.
Метафора – когда мы соотносим какую-то картинку или образ с тем, что у нас было. Причём соотнесение происходит по самому значимому свойству.
Если, например, в качестве метафоры человек выбирает крысу, то только потому, что крыса обладает его качествами, а это – хитрость, подлость, живучесть, выживаемость в любой ситуации.
Если у человека большая благополучная семья, то метафорой он выберет большой, красивый дом. Если у клиента трудности в жизни, метафорой он выберет извилистую скалистую дорогу, или пустыню – там, где трудно и сложно.
Метафора – когда мы признаём сходство чего-то с чем-то на основе того, что они оба обладают одними и теми же качествами – вроде, не названные, но одинаковые свойства. Именно это свойство – то, чем так ценна для нас метафора. Вам же никто сразу не скажет, что «я хитрый и подлый». Нет, конечно! Никто не скажет, что в семье все его боятся. С помощью метафоры вы сможете провести ассоциацию и узнать это про человека.
Метафорой дома всегда будет то, что происходит в семье. Метафора животного будет иметь свойства и качества, которые присущи на сегодняшний день этому человеку.
Для того чтобы извлечь это из подсознания, можно спросить: «А что, если бы это было вот таким? Каким бы оно было?» И человек обязательно ответит! Самое главное – спросить нужно его самого.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги