banner banner banner
Психология успеха: жизнь с вершины
Психология успеха: жизнь с вершины
Оценить:
 Рейтинг: 0

Психология успеха: жизнь с вершины


Смысл жизни – для многих вопрос предрешённый, часто архетипически, протосценарно предрешённый настолько, что даже думать об этом не имеет резона. Есть люди, которые могут существовать в простоте. И надо признать, что в простоте и ясности есть своя красота [7, 9, 11]. Но для других, обретение смысла является важным. И здесь мы можем выделить несколько стратегий.

Первая стратегия обретения смысла жизни – это брать смысл у других. Если посмотреть на то, как развивался и формировался смысл нашей жизни, то мы можем увидеть, что те представления, которые мы имеем о своём смысле жизни, во многом не совсем наши. И в этом нет ничего удивительного, ведь на формирование нашего смысла жизни влияют наши родители, влияют наши учителя, влияют люди, значимые для нас.

Самое важное в этой ситуации – вовремя повзрослеть. Взрослость наступает в тот момент, когда люди, значимо повлиявшие на нас, становятся нашим внутренним достоянием, и тогда внутри себя мы можем слышать их мудрость. В этом случае человек может использовать вторую стратегию обретения смысла. Человеческая взрослость связана с ответственностью перед собой. Когда мы смысл жизни получаем извне, соглашаемся с предзаложенным смыслом, мы не вкладываем энергии в поиск смысла, а то, во что мы не вкладываем энергии, как правило, не так ценно для нас. Нам важно всё-таки, чтобы мы обретали смысл жизни в диалоге с самим собой. Вы сможете стать человеком знания в том случае, если вы станете взрослым.

Всегда встаёт вопрос: насколько этот обретённый смысл верный, насколько он по-настоящему мой? Когда вы переживаете смысл жизни, который вам дан, когда вы его открываете и чувствуете как истину, может быть, истину тайную и сакральную, то в этом переживании всегда участвует ваша душа. Смысл, который вы переживаете как истинное знание, всегда является процессом одухотворения. Этот процесс одухотворения наделяет значимостью даже вроде бы очень простые вещи, делает их сакральными, тайными знаниями. То, что человек считает смыслом, может очень просто звучать, но когда он переживает его в глубине своей души, это становится ценностью.

Когда вы переживаете смысл как истину и придаёте ему духовное измерение, в этом возникают аспекты трансцендентного, аспекты вечности и бесконечности существования смысла.

Первая стратегия обретения смысла: чувствуешь свою внутреннюю пустоту – иди наполняйся к другому, к другим. И двери смысла, на самом деле, откроются. Самое важное при этом – не думать о своей неполноценности, а понимать мудрость и вечность, универсальность этого вопрошания, вопрошания другого, в чём смысл моей жизни.

Второй способ обретения смысла жизни – идентифицировать цель и смысл жизни.

С взрослением люди проходят этапы формирования смысла через цель: в детстве мы живём для того, чтобы окончить школу, потом стремимся получить высшее образование, кто-то живёт для того, чтобы выйти замуж и родить ребёнка, чтобы воспитать и вырастить ребёнка, кто-то стремиться стать начальником, или заработать миллион, или… По большому счёту, цели человеческой жизни могут быть представлены и в материальном, и в социальном, и в духовном измерениях. Поставить правильную цель и вкладывать в эту цель свою жизненную энергию, на самом деле, абсолютно правильно, потому что цель как смысл всегда интегрирует человеческую личность, интегрирует сознание, волю, эмоциональную сферу, поведение. Если у вас есть фрустрация по поводу смысла жизни – ставьте себе цель, ставьте себе жизненную задачу на этом этапе жизни. Основная сложность этого способа в том, что цели достигаются, и тогда возникает опасность столкнуться с пустотой и потерей смысла. Если мы обретаем цель как смысл, достижение цели всегда может обернуться для нас экзистенциальной пустотой. Однако для личности, для Эго, этот способ образования смысла самый универсальный и самый эффективный, потому что позволяет аккумулировать жизненную энергию человека и достигать самореализации личности.

Вся наша самореализация происходит через достижение целей. Для того чтобы не было кризисов достижения целей и потери смысла жизни, надо иметь «матрёшки» целей, т. е. достижение одной цели должно рождать из себя другую цель, тогда жизнь превращается в удивительную распаковку смыслов, что делает её абсолютно особенной. И из этой точки можно понять людей, которые делают последний выдох с огромным количеством нереализованных целей. Их жизнь, их стремление жить наполнены энергией, и даже в последнем выдохе есть жажда достижения, есть смысл. Вторая стратегия – это стратегия самореализации, это стратегия успеха и достижения. Она позволяет превратить жизнь в осмысленную самореализацию, осмысленное целеполагание без экзистенциальных смысловых фрустраций.

Третья возможная стратегия обретения смысла жизни – это осознание своей миссии. Мы считаем, что у каждого человека есть какая-то глобальная сверхзадача в жизни, в каждом человеческом воплощении заложен глобальный смысл. Миссия – это некая путеводная звезда жизни. У выдающихся людей эта путеводная звезда появляется очень рано, она всё время внутренне ведёт человека, внутренне понимается человеком. Это внутреннее наполнение человека смыслом миссии, с одной стороны, является очень большой удачей. У всех великих людей была глобальная миссия в их воплощении. У Махавиры была миссия, у Будды была миссия, у Иисуса Христа была миссия, у Заратустры, у Платона, у Лао-цзы [4, 7, 9, 11].

Полнота реализации человека зависит от того, насколько он соприкасается со своей миссией и распаковывает этот глобальный проект его рождения на земле. Миссия обретается на всю жизнь, миссия является процессом реализации того, что предзаложено в рождении.

В миссии есть множество положительных аспектов. Миссию невозможно потерять. Миссия даёт переживание чувства божественного, духовного предначертания. Миссия придаёт удивительную масштабность человеческому существованию, потому что она всегда реализуется в крупных измерениях: «я и эпоха», «человек и развитие цивилизации»… И в этом есть большой вызов для человека. Одно дело всю жизнь прожить, занимаясь малярным трудом (мы здесь смотрим только с точки зрения масштаба, потому что любая деятельность может переживаться как наполненная смыслом и творчеством), и другое дело создавать новую технологию, новые способы управления, новые знания, новую истину. Но главный плюс третьей стратегии в том, что пока вы выполняете миссию, вы чувствуете себя одухотворённым. Люди, которые выполняют миссию, переживают правду, истину, ощущают правильность бытия. Им кажется, что истина им дана на ладони. Поэтому те, кто владеет своей миссией, выглядят убедительными, у них нет ни капли сомнений в том, что делать завтра или послезавтра, у них нет конфликта в том, правильно ли они живут – они живут из правды.

С другой стороны, есть и минусы в этом способе получения смысла. И главный минус в том, что миссия невыполнима. Миссия всегда невыполнима, каким бы ни был масштаб личности. И Будда ставил перед собой невыполнимые цели. И Иисус поставил задачи, которые не решаются [11]. Уже всем понятно, что и коммунизм построить не удалось, и миссия Владимира Ленина была обречена на провал. И сейчас уже никто не считает, что нужно ставить на пьедестал человека, который грезил идеей мировой революции, который грезил идеей социализма на всей земле. Миссия даёт неистовые грёзы, но в этом неистовстве и есть правда, и есть истина. Отношение к миссионерам всегда очень неоднозначное: многих критикуют, многих убивают, распинают, сжигают… Но красота и предел человеческой жизни в том, чтобы пережить свою миссию. Может быть, сгореть, может быть, прожить не так, как хотелось бы, потому что миссия проглатывает всю личность, всё сознание человека, у миссионера нет выбора: выполнять миссию или не выполнять.

Миссия – это глобальный подарок человеку, потому что это акт внутренней инициации в истину, акт распаковывания своей глубины, своих внутренних интенций, своих способностей. Но, на самом деле, миссия не даётся, миссия берётся, и для того чтобы взять истину, надо принести в жертву огромное количество фрагментов своего Эго. С одной стороны, вроде бы хочется быть Буддой. С другой стороны, не очень-то и привлекательна мысль в течение сорока пяти лет ходить по миру с чашей для подаяний. Хочется жизни, хочется жить ещё и по-другому, удовлетворять и другие потребности. Поэтому миссию надо не просто принять, на миссию надо ещё и решиться.

Смысл жизни всегда рождается из индивидуальной психической реальности человека, он всегда уникален для личности, для времени, для пространства [11].

Таким образом, смысл жизни требует предельных усилий человеческого сознания для его разрешения – ответы на вопросы: «Зачем я живу на земле», «В чём моё предназначение», «Зачем люди рождаются и проживают жизнь». Смысл жизни – это то, что делает человека личностью и индивидуальностью.

Смысл как переживаемая ценность является Эросом личности, её животворной энергией.

Вне смысла «ничего не работает» и в субъектности самое большое значение принадлежит смыслу – переживанию. Что касается пиковых, вершинных переживаний, то им придаётся смысл высших духовных состояний и они, как правило, отделены от обычной личности, как в философии, так и в психологии. Эти смыслы традиционно считаются сверхчеловеческими, трансперсональными, уникальными, как сама самоактуализированная личность (А. Маслоу).

На наш взгляд, вершинные переживания полноты бытия, счастья не могут быть отделены от личного опыта субъекта, а являются «скрытым знанием» личности, неосознанным потенциалом. И в этом отношении мы можем предполагать существование условий не только проявления, но и сохранения возможности воспроизводства вершинных состояний, и чувств в каждом человеке. В каждом человеке состояние «жить с вершины» функционирует в некотором смысле иррационально, как чистая потенциальность, что ещё не существует, а лишь должно существовать. Это должное является существующим как «скрытая переменная», но оно может быть осуществлено.

Успех личности, полнота самореализации возможны для любой личности, но всегда есть одно условие – это надо пережить внутренней необходимостью, моральным императивом долженствования [2, 8].

Миссия – это всегда центральный смысл человеческого существования на земле. В личностном пространстве он имеет три объектных вектора, куда направлено сознание и сама интенция личности, самосознание: материальное, социальное, духовное.

Смысл как миссия и миссия как смысл образуется и реализуется за счёт целей будущего. В современной отечественной психологии смысл целеполагания является основным в реализации миссии. Для отдельной личности, отдельного человека базовый смысловой конструкт – это направленность личности в будущее, целенаправленность, целеполагание и целедостижение для удовлетворения своих мотивов, потребностей, интересов. Высший из этих потребностей – мотив самореализации, достижение вершины и жизни из реализованной потенциальности.

Целостный конструкт миссии – это единство конструктов трёх гештальтов, гештальтов возможности самореализации и реализации через три аспекта функционирования человека – жить богато, статусно и духовно. Но такая реализация всегда происходит через конкретизацию целей как образов будущих достижений. В человеке в настоящем всегда есть образ будущего – желаемого себя, возможного себя.

Но кроме вектора самореализации в будущем, у человека есть направленность на настоящее – спутников жизни. Это те люди, которые сопровождают его по жизни. У многих людей направленность не в будущее, а направленность в настоящее, в служение. Есть дети, жена, учитель, на которых направлено служение. Даже когда отец умрёт, вы ему ещё служите, ухаживаете за могилой. Эти люди могут выступать собирательными образами. Смысл проистекает из объектов, которые существуют рядом, через что и реализовывается бытие. Спутник жизни как объект может быть смыслом жизни и способом самореализации – жизни с вершины. Вы можете служить вашей больной, старенькой маме и вы будете это переживать как священный долг и свою миссию. Жизнь с вершины можно рассматривать в контексте миссии как социальную реализацию, но не в карьере, а в служении другому, другим.

Будда Шакьямуни достиг своей цели в 35 лет, пережил нирвану, сформировал учение, решил свой коан, но прожил ещё 45 лет. В чём он нашел смысл? В векторе события с людьми «сейчас, в служении другим из чувства любящей доброты и сострадания, передачи реального знания и ясности реализации». Случайным прохожим, ученикам ближним, школе давал энергию. Каждый день ходил по деревням, читал проповеди, чтобы получить рис. Он всё время зарабатывал себе на хлеб. Традиционный разворот к людям. Он просто служил. У него ничего не было. Есть традиция – служить тем, кто рядом. Это миссия. Это вершинная миссия огромного количества больших, очень больших людей.

Разворот миссии может осознаваться через прошлое – смысл может быть в следе, который вы оставите на земле. Этот принципиальный разворот в прошлое – в память, которая вроде с одной стороны являет перед сознанием человека мир теней – как бы уже несущественное. Но прошлому личности, его способам, стилю, содержанию реализации всегда придавали сверхзначение, суперзначение в человеческой эволюции. След был самым важным критерием оценки личности. След всегда «читался» богом: «Я тебя послал, ты пришёл, с какой записью? Что ты там наследил. Что-то плохо, иди-ка в холодный ад».

Как пример благого поступка хочется привести рассказ столетней давности Акутагава Рюноскэ «Паутинка».

«Однажды Будда бродил в одиночестве по берегу райского пруда.

Весь пруд устилали лотосы жемчужной белизны, золотые сердцевины их разливали вокруг неизъяснимо сладкое благоухание.

В раю тогда было утро.

Будда остановился в раздумье и вдруг увидел в окне воды, мерцавшей среди широких листьев лотоса, всё, что творилось глубоко внизу, на дне Лотосового пруда.

Райский пруд доходил до самых недр преисподней.

Сквозь его кристальные воды Игольная гора и река Сандзу были видны так отчётливо ясно, словно в глазок биоскопа.

Там, в бездне преисподней, кишело великое множество грешников. И случилось так, что взор Будды упал на одного грешника по имени Кандата.

Этот Кандата был страшным разбойником. Он совершил много злодеяний: убивал, грабил, поджигал, но всё же и у него на счету нашлось одно доброе дело.

Как-то раз шёл он сквозь чащу леса и вдруг увидел: бежит возле самой тропинки крохотный паучок. Кандата занес было ногу, чтобы раздавить его, но тут сказал себе: «Нет, он хоть и маленький, а, что ни говори, живая тварь. Жалко понапрасну убивать его».

И пощадил паучка.

Созерцая картину преисподней, Будда вспомнил, что разбойник Кандата подарил однажды жизнь паучку, и захотел он, если возможно, спасти грешника из бездны ада в воздаяние за одно лишь это доброе дело. Тут, по счастью, на глаза Будде попался райский паучок. Он подвесил прекрасную серебряную нить к зелёному, как нефрит, листу лотоса.

Будда осторожно взял в руку тончайшую паутинку и опустил её конец в воду между жемчужно-белыми лотосами. Паутинка стала спускаться прямо вниз, пока не достигла отдалённейших глубин преисподней.

Там, на дне ада, Кандата вместе с другими грешниками терпел лютые мучения в Озере крови, то всплывая наверх, то погружаясь в пучину.

Повсюду, куда ни взгляни, царила кромешная тьма. Лишь изредка что-то смутно светилось во мраке. Это тускло поблескивали иглы на страшной Игольной горе. Нет слов, чтобы описать весь безотрадный ужас этого зрелища. Кругом было тихо, как в могиле. Лишь иногда слышались глухие вздохи грешников.

Преступные души, низверженные после многих мук в самые глубины преисподней, не находили сил стонать и плакать.

Вот почему даже великий разбойник Кандата, захлебываясь кровью в Озере крови, лишь беззвучно корчился, как издыхающая лягушка.

Но вдруг Кандата поднял голову и начал вглядываться в темноту, нависшую над Озером крови. Из этой пустынной мглы, с далёкого-далёкого неба, прямо к нему, поблескивая тонким лучиком, плавно спускалась серебряная паутинка, словно опасаясь, как бы её не приметили другие грешники.

Кандата от радости забил в ладоши. Надо только уцепиться за эту паутинку и полезть по ней, взбираясь всё выше и выше. Тогда уж, верное дело, ускользнешь из преисподней.

А если повезёт, то, чего доброго, и в рай попадёшь. И не погонят тебя больше на вершину Игольной горы, не бросят снова в озеро крови.

Подбодрённый этой надеждой, Кандата крепко ухватился за паутинку обеими руками и начал изо всех сил карабкаться вверх.

Само собой, для опытного вора это было делом привычным.

Но от преисподней до райской обители много десятков тысяч ри. Как он ни старался, нелегко ему было добраться до горных высот. Лез, лез Кандата вверх – и, наконец, даже его, такого силача, одолела усталость. Не смог он без единой передышки добраться до самого неба.

Делать нечего, пришлось дать себе роздых. Вот остановился он на полдороге, висит на паутинке, отдыхает, и вдруг поглядел вниз, в глубокую пропасть.