Итак, посвящаемого делают уязвимым, насколько возможно, но «совершенная любовь» к Матери-Богине укрепляет его храбрость и приводит к успешному перерождению. Это символизирует веру, необходимую для прохождения каждого воплощения, без того чтобы оказаться духовно «исковерканным» многочисленными трудностями. Остаться любящим, щедрым человеком, несмотря на лишения, – ключ к викканской вере, которая не признает никакого наказания. «Совершенная любовь» означает, что любовь к себе не ставится превыше любви к Матери, которая символизирует сострадание ко всем живым существам.
Стоит отметить, что выражение «совершенная любовь и совершенное доверие» чревато злоупотреблениями. Из-за наличия ритуального обнажения, Пятикратного поцелуя и Великого ритуала Викка порой привлекает не самых приятных людей, часть которых остается неузнанными теми, кого они не пытаются скомпрометировать. На всех религиозных путях время от времени появляются люди с манией величия, и Викка и язычество – не исключения. Вот почему «совершенное доверие» стоит испытывать к конкретному человеческому существу, будь то Верховный Жрец, Жрица или кто-то еще. Это относится лишь к вере в Божественное начало и определенно не к людям, которым свойственно ошибаться, сколь бы внушительными и благонадежными они ни казались.
Вы должны жить и позволять жить, справедливо брать и справедливо давать.
Такое положение достаточно просто понять. Оно провозглашает ту же самую мораль, которую мы обнаруживаем в христианстве: «Поступайте с другими так, как желали бы, чтобы поступали с вами». Однако, поскольку перед нами природная религия, здесь речь также идет о Земле. Виккане не просто истощают ресурсы планеты, а «справедливо дают» ей что-то взамен. Делается это на тонком плане, с помощью празднований благодарения, а также на плане физическом. «Совершенная любовь и совершенное доверие» должны действовать в двух направлениях.
Трижды сформируй круг, дабы отвадить нежеланных духов.
Эти слова, без сомнения, относятся к очерчиванию круга или призыванию стихий и Владык Сторожевых Башен для защиты действий от нежелательных влияний. Такая процедура – один из многих аргументов в пользу недавнего авторства понятия: в традиционном колдовстве круг не использовался, поскольку каждое место уже считалось священным. Порой духи призывались для защиты ведьмы, но Владыки Сторожевых Башен – чисто современное дополнение. Викка большей частью основана на средневековой магической и алхимической теории, и круг – не в последнюю очередь. Однако это обстоятельство ни в коей мере не обесценивает саму технику, один из наиболее мощных психологических и экстрасенсорных методов Ремесла.
Скрепляй чары всякий раз, пусть слова произносятся в рифму.
Скрепить чары можно многими способами: словами «да будет так» и полной остановкой ума, сожжением, закапыванием или пусканием по воде вещи, использовавшейся в чарах (к примеру, бумаги, на которой перечислены нежелательные черты или влияния, куклы или объекта, символизирующего текущую задачу). Как предполагает слово, чары можно также «скрепить», связать веревкой или нитью, совершенно буквально. Не важно, какую технику вы выбрали (есть множество): суть в том, чтобы верить и знать, что чары «сделаны». Абсолютная уверенность в своих способностях – самое мощное средство закрепления ритуала, которое только бывает.
Слова «произносятся в рифму», поскольку так получается песнопение, которое легко запомнить, оно благозвучно и действенно с точки зрения магии. Многие из этих строф были написаны Дорин Валиенте, а другие – самим Джеральдом Гарднером. Особую силу придают ковену, безусловно, ритуалы и чары собственного авторства, но многие предпочитают придерживаться версий, предписываемых Виккой.
Главное в любых магических стихах – ритм. Именно он воздействует на мозг и тело ведьмы, создавая настроение, подходящее для данных чар. Песнопения часто сопровождаются танцами по кругу, и в результате возникает самогипноз. Я не имею в виду, что участники превращаются в зомби – определенно это не так, но настроение становится более трансовым, более магическим. Мирской мир отступает, и возбуждение и намерение сливаются воедино. Если слова рифмуются, мы бессознательно переносимся в детство, где циничность не омрачала нашей оптимистичной веры, а магическая реальность была гораздо доступнее. Можно поэтому отдавать предпочтение наивной поэзии.
Мягок взором, легок касаньем, говори мало, слушай много.
Первая строка этой части, по-видимому, вставлена исключительно ради поэтической атмосферы. Однако она может также предполагать деликатность и мягкость. Быть «мягким взором» – значит быть добрым и непредвзятым. «Легкость касания» тоже подразумевает мягкость. Второе изречение, «говори мало», относится к обету молчания, который дает посвященный («Знать, Желать, Дерзать и Хранить молчание»). Несомненно, именно это и подобает ведьме, которая может пострадать по неосторожности. Столь же мудрый совет в любых обстоятельствах, и особенно в обучении, следовательно – «слушай много».
Ступай посолонь на растущей луне, пой и танцуй колдовскую руну,
Ступай противусолонь на убывающей луне и напевай тогда мрачную мелодию.
Посолонь, или по часовой стрелке – правильное направление для творческой, позитивной, устремленной в будущее магии, такой, какую стоит совершать, когда луна прибывает. Лично я двигаюсь посолонь при любой фазе луны, но упоминание о движении «противусолонь», или против часовой стрелки, появляется, поскольку на убывающей луне прилив обращается вспять, и поток скорее разрушителен, а не созидателен (и потому мелодия «мрачна»). Следовательно, это время подходит для совершения магии, имеющей отношение к прошлому и к устранению нежелательных препятствий. Ведьма может пойти противусолонь, чтобы отразить «обратное движение», но такое действие всегда должно уравновешиваться в дальнейшем, в ходе работы движением по часовой стрелке.
«Руна ведьм», о которой здесь упоминается, – удивительно эффективная строфа, написанная Дорин Валиенте и Джеральдом Гарднером. Обычно ее напевают в процессе «кругового танца», когда члены ковена держатся за руки, обратившись лицом вовнутрь, и идут по часовой стрелке, поначалу медленно, но постепенно все быстрее и быстрее, пока Жрица не сочтет, что нужная энергия собрана, и не прикажет им остановиться (а иногда и «повалиться» на пол!). Вы найдете ее полностью, с комментариями, в следующем разделе.
Когда луна Госпожи нова, целуй ей руки дважды,
Когда луна пребывает в полноте, ищи исполнения сердечного желания.
Эти строки относятся к Богине как Деве, чью милость легче всего обрести мягкими действиями, а идеи скорее засеваются, а не пожинаются. Руку целуют дважды, а не троекратно, как обычно, поскольку она все еще находится на этапе незавершенности. Кроме того, два – это число партнерства, первая стадия запуска проекта. В Таро двойки – это карты развития.
На полной луне, однако, наступает пора действовать решительно и вложить всю свою энергию в магические проекты, будь то просьбы о любви, озарении и завершение любой целительной работы, которую вы совершали на растущей луне. Следовательно, исполнение «сердечного желания» дарует нам Мать.
Услышь мощный порыв северного ветра,
запри дверь и подними паруса.
Когда ветер придет с юга,
любовь поцелует их в уста;
Когда ветер подует с запада,
душам почивших не будет покоя;
Когда ветер подует с востока,
ожидай нового и подготовь мир.
В этой строфе в поэтический плавильный котел добавлена псевдофольклорная пословица. Упоминания четырех сторон света, несомненно, часто появляются в колдовстве, как и идея об истолковании ветров.
Девять ветвей пойдут в котел,
сожги их быстро, сожги их медленно;
Бузина будет деревом Госпожи,
не сжигай его, а не то будешь проклят;
Когда ветер начнет меняться,
скоро загорятся костры Белтейна;
Когда колесо повернется к Йолю,
зажги полено, правит Рогатый.
Девять, безусловно, число Богини, это три раза по три, тройной аспект Трехаспектного. Кельты приписывали свойства деревьев лунным месяцам, отсюда и древесный алфавит бет-луис-нион. Ветки, возможно, символизируют основные сезонные/лунные циклы, хотя упоминается о девяти, а не обо всех тринадцати. Они отправляются в котел жизни, ведь, строго говоря, дровам, вне всякого сомнения, место под котлом, а не в нем. Котел – еще один символ Богини, он стоит на трех ножках. Можно зажигать ароматные костры, которые также служат благовонием. Однако в наши дни, когда из-за вырубки лесов ценные породы деревьев, к примеру сандал и кедр, стали излишне дорогими и редкими, это сделать непросто. Лично мне нравится идея о таком костре, но я бы испытывала ужасное чувство вины. Сожжение деревьев кажется проклятием для экологически чистого пути ведьмы, хотя, конечно, можно собирать все, что упало само. Бузина – священное дерево темного аспекта Богини, и потому ее никогда не стоит сжигать, по крайней мере последователям Викки.
Очевидны отсылки к Колесу жизни. Они упоминаются преимущественно для того, чтобы указать: ведьма постоянно осознает цикл и следующий его этап. Предвидение столь же важно для ведьмы, сколь было важно для первобытного язычника, который полагался на удачные сезонные циклы, что снова и снова дарили ему жизнь.
Внемли цветку, кусту или дереву,
будь благословен Госпожой,
Когда текут бурные воды,
брось камень – и ты узнаешь истину;
Когда нужда одолевает тебя,
не внимай жадности других;
Не проводи сезонов с глупцом,
а иначе тебя сочтут его другом.
В первых двух строках этой строфы снова подчеркивается экологическая осознанность. Уважай Богиню в ее растительных проявлениях, и ты обретешь благословение. Однако еще две строки крайне туманны и наряду с последующими звучат так, как будто Гарднер (или его соратники) пытаются добавить этой строфе подлинности емкими фольклорными изречениями. Здесь есть потенциал для анализа: «воды», к примеру, могут иметь отношение к лунным циклам и их использованию в гадании, но я не решусь утверждать это. Последние строки – общее место, они больше похожи на поэзию Блейка, нежели на текст Гарднера: с умом выбирай компанию, а не то опорочишь себя дурными связями! Кроме того, это может быть отсылка к общению с теми, кто не является ведьмами, и к потенциально вредной приземленности, которая возникает в ходе общения с неверующими. Это особенно важно в случае саббатов или «сезонов» – поворотных моментов как с точки зрения времен года, так и с точки зрения магии.
Радостна встреча, радостно расставание.
Это стало общепринятым приветствием и прощанием ведьм – и притом довольно очаровательным. Колдовские сайты и чаты часто изобилуют аббревиатурами «РВ!» и «РР!», когда человек выходит из чата (см. раздел «Киберведьма» в главе 15).
Оживи румянцем щеки, согрей сердце,
Помни о тройственном законе,
Троекратно дурное и троекратно благое.
И снова мы видим напоминание о викканском правиле троекратного воздаяния.
Когда тебя одолевают несчастья,
Носи звезду над бровью.
Это отсылает к «звезде» восприятия и интуиции в области третьего глаза, которую можно использовать для противодействия сложным обстоятельствам (или, по крайней мере, для их понимания). Также это подразумевает пентакль, символ всего колдовского, который присутствует на ритуальном головном уборе. Ведьме, столкнувшейся с несчастьем, следовательно, предлагают обратиться за помощью к Богине.
Всегда будь верной своему слову,
А иначе твой возлюбленный окажется неверным тебе.
И вновь – поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Когда светит солнце, мы одерживаем
победу над жизнью,
А под луной вершим перемены.
Солнце, символизирующее мужскую энергию, владычество и силу, действительно дает жизнь на материальных планах. Однако именно «женская», творческая энергия сообщает жизни гибкость, и потому лунные потоки задействуются для воплощения перемен. Подобные размышления влияют и на день, и на периоды дня, в которые мы совершаем чары: понедельник, к примеру, лучше всего подходит для работы, связанной с интуицией или любых экстрасенсорных начинаний, а в воскресенье будут успешны чары на благополучие, рост и упрочение амбициозных проектов.
Если вы очистите путь желанию,
Убедитесь точно в покое ума.
Необходимо медитировать, прежде чем браться за магию. Это одно из многих преимуществ очерчивания круга – он создает священное пространство не только внешне, но и в голове практикующего. Если началу магических действий (или медитации) предшествует глубокое, расслабленное дыхание, это придает энергии огромное ускорение. Несомненно, ничто не мешает нам в большей мере, чем мысли в голове, полной мирских забот; можно быть совершенно уверенным, что беспокойный ум не сможет действенно творить магию. В этом одно из преимуществ песнопений вроде Колдовской руны – они не совсем успокаивают ум, но определенно заставляют забыть о пустяках и создают своим ритмом благоприятный ряд мозговых волн. Это по-настоящему позволяет ведьме «воспарить».
Какая польза от инструментов без внутреннего света?
Какая польза от магии без ока мудрости?
Ну что ж. Автор изо всех сил старается напомнить, что природа Ремесла – в поиске истины. Как и всегда, подчеркивается важность правильного мышления и действия, тщательной проверки мотивации, прежде чем обращаться с ней к божествам для возможного обретения бессмертия.
Восемь слов составляют викканское реде —
Если это никому не вредит, делай, что пожелаешь.
Чары и магия в Викке совершаются лишь тогда, когда результаты гарантированно принесут благо всем, кого это коснется. Часть «делай, что пожелаешь» также подчеркивает нешаблонную природу Ремесла. Для того чтобы колдовать эффективно, виккане должны дерзать быть иными, а чувство безопасности им внушает знание о том, что их неортодоксальные практики никому не вредят.
Для ведьм будет закон такой —
Куда идти и что обходить стороной.
Может быть, здесь речь о том, чтобы жить полностью осознанно, не позволяя встречам быть случайными, как делает большинство людей? Почему бы и нет. Также это может иметь отношение к очерчиванию круга, к важности окончания ритуала. Если в Викке создается круг, его нужно убрать, не разрушая. Точно так же мы должны поблагодарить Владык Сторожевых Башен за защиту священного пространства при завершении ритуала. Церемониальный «уход» важен как психологически, так и как проявление вежливости к сущностям и энергиям, задействованным в ритуале. Это также означает, что разрозненные энергии заземляются, а не остаются витать вокруг бесконтрольно. Скорее всего, здесь Гарднер говорит о необходимости сознательной самодисциплины последователя Викки.
И обезопась свои чары —
Брось серебро в колодец.
Бросая серебро в символ Богини, мы возвращаем ей малую часть того, что постоянно берем у нее. Лунные ассоциации серебра в соединении с водой колодца дарят мощные психологические возможности: сосредоточение на них и желание, чтобы чары воплотились, «охраняет» их. Колодцы желаний веками отражали эту идею, и британцы привыкли бросать монетку в любой колодец или пруд, который видят, и загадывать желания. В магии такой жест – знаменательная остановка процесса, который затем можно препоручить бессознательному (что символизируют подземные глубины колодца).
Укрепи свой транс
Веществами и танцем.
Этому шаманскому совету много столетий. Духовные искатели издавна применяют ритм, танец и различные вещества, чтобы добиться иномирных состояний. Мескалин, марихуана, волшебные грибы и целый ряд иных одурманивающих веществ (не говоря уже о старом добром алкоголе) веками использовались по всему миру теми, кто был склонен к магии. Это один из тех моментов, от которого отказалась американизированная Викка, теперь белая и пушистая и совершенно отрекшаяся от наркотических препаратов.
Лично я считаю, всему свое место. С помощью мантр и медитаций можно достичь подобных состояний, но гораздо меньшей интенсивности, и результаты неизмеримо менее ярки. Все зависит от того, к чему стремится практик, особенностей его организма и отношения. Наркотики могут затуманить мозг, тут нет никаких сомнений. В наркотическом опьянении восприятие менее достоверно, хотя для шамана это было не так. Гарднер имеет в виду, что определенные вещества усиливают транс, что приводит к экстрасенсорному восприятию. Олдос Хаксли, автор книг «О дивный новый мир» и «Врата восприятия», а также многих других отличных произведений, был настолько убежден, что наркотики открывают врата в астральное и духовное измерение, что принял ЛСД, когда умирал. Его ум, несомненно, не был спутан, о чем свидетельствуют многочисленные высокоинтеллектуальные труды. Однако у всех нас разная конституция и разный уровень самодисциплины, необходимый для удержания контроля над спущенными с привязи силами подсознания. Несомненно, для ведьм, викканских или нет, подобное «усиление транса» – не обычная, будничная практика. Большинство людей предпочитают естественный подход, при котором обретенные результаты гарантированно будут достоверными.
Не зависьте от часов.
Время – человеческое творение, по крайней мере что касается часов, минут и секунд. Однако сезоны и лунные циклы сообщают нам истинное время: состояние Богини и Бога, их положение в космическом цикле. Когда мы очерчиваем круг в помещении, то отворачиваем стенные часы, а все, кто вступает в священный круг, снимают наручные часы, поскольку ритуальное пространство, безусловно, находится за пределами времени.
Успех преследует настойчивых.
Это просто здравый смысл. Прилагай усилия, и ты преуспеешь.
Вина убегает, когда никто не гонится.
Интересная аморальная мысль, поскольку предполагается, что ведущий чистый образ жизни, нравственно дальновидный последователь Викки не должен испытывать никакой вины. Определенно, изречение отражает идею «делай, что пожелаешь», хотя здесь, по-видимому, подразумевается либо реально совершенный проступок, либо представление о нем, навязанное человеку. Если вина означает результат личного сознания, куда это ведет с этической точки зрения? Вероятно, идея заключается в том, что внешний мир может навязать чувство вины нетрадиционному религиозному практику, но без этого влияния можно и дальше следовать пути, «если никому не вредить». Однако, мне кажется, эта пословица скорее была внесена любвеобильным Гарднером для оправдания потакания различным соблазнам, особенно сексуальным. Определенно, подобных идей мы скорее ждали бы от Алистера Кроули, который всю свою жизнь бунтовал против навязанных социальных и религиозных устоев.
Разделенная сила – утерянная сила.
Верно, что разговор о чарах или переживаниях рассеивает энергии, точно так же, как, «поделившись проблемой, мы разделяем ее напополам». Безусловно, мы вовсе не жаждем этого в случае с магией! Несмотря на возможную истинность этой идеи, многие виккане не согласны с ней и склонны «делиться» «силой».
Первым человеком, который поделился магическими секретами, стал по большому счету Израэль Регарди, когда опубликовал ритуалы Золотой Зари. Безусловно, многие посвященные ощутили, что их церемониальная сила оказалась утрачена, а некоторые члены, к примеру Майя Транчелл-Хайес, просто покончила со всем этим и в отчаянии зарыла свое одеяние. Осмотрительность сильна как по психологическим, так и по практическим причинам. Однако если делиться силой с правильными людьми, можно невероятно увеличить ее.
Ищи своего врага втайне.
И вновь странный совет в применении к столь сознательному духовному пути. Надеюсь, у большинства виккан и ведьм нет врагов, и они не возжелают «искать их втайне», если таковые имеются. Несомненно, здесь предполагается использование искусных методов вместо конфронтации, что, вероятно, указывает на то, что в негативной ситуации следует применять магию, тщательно планируя и контролируя ее. Однако последствием коварных действий и интриг является неприятное побочное действие, как говорит следующая викканская пословица.
Мысли – это вещи: что человек думает,
тем он и является.
Если мыслишь мелко, сам мельчаешь.
Эта вера – основа магии. Также она часто восхваляется в популярной психологии. Многие магические убеждения проникли в сферу самопомощи благодаря таким авторам, как М. Скотт Пек и Джил Эдвардс. Идея о «магической жизни», достижимой путем радостного мышления и позитивных действий, в наши дни столь же распространена, сколь и древняя вера в то, что, думая о чем-то и желая этого, мы воплотим это в жизнь.
Помни пароли: Совершенная Любовь и Совершенное Доверие, так что доверяй Вселенной и будь повсюду как дома.
Еще один очень современно звучащий совет о вере в благожелательность Вселенной. Подобные идеи оказали мощное влияние на многие недавно возникшие школы психотерапии.
Если вы представляете, что вас поймают в ловушку, и страшитесь этого, конечно, вы попадетесь в нее. Не страшитесь – и этого не случится.
И снова идея о том, что «мысли есть вещи», приведенная выше. Многие из этих изречений кажутся ненужными повторениями друг друга. Выбор слов «вы» и «не случится» совсем не сочетается с убаюкивающим загадочным языком более ранней части, стиль непоследователен. Старинные формы, безусловно, напыщенны, но они лучше сочетаются с языком, использовавшимся ранее.
Ни один человек не может достичь всего.
Это просто здравый смысл. Вдобавок здесь подчеркивается групповой дух как совершенная противоположность идее о том, что «поделившись силой – утратишь силу». Ни один ковен тоже не может «достичь всего», но у него больше шансов, чем у ведьмы, работающей в одиночку (хотя и не обязательно).
Опасности никогда не победить без опасности.
Здесь предполагается, что для действенного противостояния угрозы требуется магия, а магия непременно опасна? Или просто человеку стоит всегда идти на риск, если на то есть хорошая причина? Скорее первое, поскольку многие призывания для предотвращения опасности подразумевают полный самоконтроль и внешний контроль мага. Однако это относится скорее к высокой и средневековой магии, а не к Викке и уж точно не к современной Викке. Но на Гарднера оказала большое влияние средневековая Высокая магия, так что, возможно, именно это и имеется в виду в изречении.
Прошлое неизменно, но будущее можно подправить.
Некоторые маги не согласились бы с тем, что прошлое неизменно, но ни ведьмы, ни маги, ни любые люди, далекие от фатализма, не станут спорить со второй частью утверждения. Слово «подправить» подразумевает тонкое магическое воздействие, а не простое самоутверждение, которое многие люди применяют к своему будущему.
Там, где общение проигрывает, возникает сумбур.
Столь очевидное заявление, что меня удивляет его присутствие в «викканском предании» в качестве поговорки. Эту фразу можно применить к любой ситуации и любому жизненному пути. В колдовстве она, несомненно, может означать все что угодно, от правильного решения споров в ковене до испорченных групповых чар, но на самом деле, вероятно, это не что иное, как свидетельство попытки придать мудрое и содержательное звучание работе с весьма незначительным материалом.