Работа с перевернутыми картами
В этой книге я не рассматриваю перевернутые положения карт главным образом потому, что не использую их в своей практике. Я предпочитаю учитывать одновременно их положительные и отрицательные аспекты, и меня больше интересует, как общая энергия аркана проявляется в жизни и что с ней можно сделать. Как можно воплотить ее наиболее полно? Какие есть закономерности? Тем не менее я рекомендую вам в течение некоторого времени поработать в том числе и с перевернутыми картами и подумать, стоит ли включать их в свою практику.
Если вас интересует работа с перевернутыми значениями, воспользуйтесь однокарточным раскладом «Отшельник», чтобы попрактиковаться в сужении своего фокуса на одной карте. Традиционный метод работы с перевернутыми позициями – трактовать противоположное значение карты. Например, Башня, которая обычно несет разрушение и хаос, в перевернутом положении может означать возвращение на круги своя и восстановление гармонии. Другой подход предлагает рассматривать перевернутые карты как указатель на внутренние процессы, а прямое положение – на внешние проявления или осмысленный взгляд. Очень полезный ресурс по этой теме – «Полная книга перевернутых карт Таро» Мэри К. Грир.
Расклад Повешенного «Посвящение»Цель этого расклада – выявить более глубокие причины травмирующего события. Если относиться к сложным ситуациям из прошлого как к своего рода обрядам посвящения в силу, любовь и мудрость, вам удастся иначе взглянуть на путешествие своей души. Этот расклад можно делать на всей колоде, но если захотите углубить понимание архетипических сил, используйте только Старшие арканы. Подумайте о событии, которое вам было очень тяжело пережить: потеря близкого человека, разрыв отношений, развод, неожиданная катастрофа. Но если вы работаете с подобной техникой впервые, можете начать просто с трудного, но не обязательно травмирующего события. Помните, что любая работа над трудными ситуациями обязательно приведет к сложным ответам. В этом процессе поможет поддержка друга или психолога. Концентрируясь на проблеме, откройте сердце, чтобы получить наставления от той части вас, которая может смотреть на вещи с альтернативной точки зрения. Примерив на себя перевернутую неподвижность Повешенного, мы получим возможность принять и исцелить свое прошлое.
• Позиция 1. Кверент.
• Позиция 2. Рана: болезненное влияние из прошлого, которое нужно изучить или исцелить.
• Позиция 3. Центральная проблема или суть вопроса.
• Позиция 4. Жертва: то, от чего вы отказались, что было отдано в процессе посвящения.
• Позиция 5. Выгода: чему вы научились в этом процессе.
• Позиция 6. Дар: урок, ставший наставлением на вашем пути; мудрость, выросшая из раны.
13: Смерть
При встрече с Повешенным Шут погружается в самые глубокие бездны разума, будучи перевернутым с ног на голову. Он достигает самого центра тишины и проходит через точку невозврата. Естественно, это приводит к полному отказу от прежнего образа жизни и первому шагу в неизвестность карты Смерть. На схеме «Путешествия героя» Джозефа Кэмпбелла смерть находится в нижней половине круга, где герой должен перешагнуть порог мира мертвых, чтобы переродиться. Вместе с Повешенным эта карта находится в середине путешествия по Старшим арканам и, таким образом, несет в себе не конец, а трансформацию. Порядковый номер аркана Смерть – тринадцать, число, долгое время ассоциировавшееся с тьмой, тайной и неудачей, но на самом деле оно соответствует количеству лунных циклов в году. Тайны Смерти исторически связаны с глубокими, темными, женскими временными циклами, сексом, рождением, менструацией, менопаузой, увяданием, болезнями и смертью.
Аркан Смерть – это великое неизвестное, пустота и неизбежный переход из одного цикла в другой. Эта одна из самых известных карт в Таро, не в последнюю очередь благодаря страху, который она вызывает у людей, выпадая в раскладе. Смерть довольно редко означает физическую смерть, хотя это тоже возможно. Несмотря на то что в моей практике такое случалось несколько раз, я считаю предсказывать кверенту смерть неэтичным и излишне пугающим, тем более что эта карта обычно указывает на смерть иного рода: трансформацию, потерю, отпускание, закрытие, окончание чего-либо или переход от одной фазы к другой.
Смерть – это карта, связанная с традиционным лунным календарем, поскольку именно за тринадцать лунных циклов Земля совершает полный круг вокруг Солнца. Этот календарь использовался древними культурами во всем мире до расцвета патриархата и начала притеснений народных обычаев. То время ознаменовало собой переход к культуре, ориентированной на Солнце, в которой начали использовать двенадцатимесячный календарь, заменивший собой тринадцать месяцев, связанных с Богиней, женским началом и тайнами. В числе 13 единица несет в себе намерение Мага и соединяется с тройкой, созидательной женской энергией рождения Императрицы, которая тоже прямо связана со смертью, будучи ее противоположностью.
Смерть – великая тайна. Это врата в невидимый мир духов, загробную жизнь, великое космическое приключение, которое, как и рождение, служит порталом между этим мирами. Известно, что целители встречаются со своей смертью во время обряда посвящения. В некотором смысле каждая потеря, которую мы переживаем на протяжении жизни, – это подготовка к нашей собственной смерти. Как уже было описано в главе, посвященной Верховной Жрице, Инанна, древняя шумерская богиня и царица небес, спустилась в подземный мир, чтобы встретиться со своей темной сестрой Эрешкигаль. Когда Инанна приходит в темную залу, лишенная всей своей одежды, драгоценностей, гордости и эго, Эрешкигаль подвешивает ее на крючке, где она медленно умирает в течение трех дней новолуния. Тем временем любимый слуга Инанны, оставшийся на земле, призывает отца Энки, бога воды и жизни, спасти Инанну. Энки создает маленьких бесполых существ, которые летят к Эрешкигаль и видят, как она стонет и корчится от боли. Вместо того чтобы насмехаться над ней, они просто становятся свидетелями ее страданий и отражают их. Под впечатлением от этого Эрешкигаль освобождает Инанну и возвращает ее к жизни. Этот миф – одна из самых древних сохранившихся историй, рассказывающих об инициации, смерти и возрождении, священной женственности и силе исцеления посредством признания чужой боли. Все это – возможные составляющие процесса смерти, и на них нужно обращать внимание, если эта карта появляется в раскладе.
Мне самой довелось столкнуться со смертью, когда я потеряла дочь вскоре после ее рождения. Я вспоминаю ту бесконечную, тусклую пустыню горя, бессонницу и тяжесть на сердце, продолжавшиеся в течение года и одного дня, пока прах моего ребенка развеивался по всем великим водам мира. Смерть напоминает нам о важности почитания предков, тех, кто был до нас, и кто живет у нас в крови, в нашей ДНК, а также в наших навыках, талантах, нашей боли и травмах. Во многих родословных есть болезненное прошлое, которое мы можем исцелить и отпустить, устраняя наследственные травмы с помощью ритуалов очищения и прощения, а также выказывая почтение предкам. Когда в раскладе появляется Смерть, вы можете обратиться к церемонии Иерофанта «Пламя предков», чтобы поработать над корректировкой своих родовых программ.
На карте в колоде Уэйта – Смит мы видим скелет в черных доспехах на белом коне, несущий черное знамя с белым цветком. Этот образ символизирует как абсолютную неизбежность смерти, так и мирный характер ее прибытия. У ног лошади мы видим недавно скончавшегося человека, маленького ребенка, который безо всякого стеснения смотрит вверх, отвернувшуюся девушку и священника, эмоционально протягивающего руки навстречу всаднику. Эти фигуры символизируют различные реакции на смерть. Некоторые мирно переживают уход любимого человека, другие испытывают сильную боль или печаль, третьи отрицают трагедию. Часто траур представляет собой смесь всех этих чувств. На заднем плане видны серые врата, которые позже встречаются на карте Луны и указывают на угасание глубоких чувств. В то время как Луна поднимает на поверхность процессы, с которыми нужно работать, Смерть выступает освобождением от этих процессов, концом эпохи или периода в нашей жизни, растворением, способностью или необходимостью отпустить что-либо навсегда. Солнце заходит или, возможно, восходит, символизируя красоту конца и последующего возрождения.
В колоде Кроули черный скелет взмахивает косой, рассекая сети паутины. Он перерезает нити и высвобождает прозрачные образы, символизирующие выход духа из тела и переход к следующему этапу. Скелет окружен классическими символами смерти и трансформации: змея, скорпион и перевернутый цветок дурмана. Они вызывают ощущение силы и таинственности, присущие процессу трансформации, которую несет в себе аркан Смерть. У нас есть возможность прикоснуться к великому неизвестному и, пока мы еще здесь, извлечь из него мудрость, которой можем поделиться с другими.
Появление Смерти в раскладе указывает на окончательное завершение процесса. Нечто подошло к концу, и нас ожидает мощная трансформация. Часто эта трансформация уже как-то проявляется в нашей жизни на момент расклада, и, подобно тому как деревья сбрасывают листья, мы избавляемся от эмоциональных проблем, отношений, работы или места жительства. Карта Смерть будет оказывать существенное влияние на другие карты в раскладе, указывая на то, что их свойства и энергии проходят период метаморфозы. Она также может означать страх смерти, суицидальные мысли, беспокойство или, наоборот, время принять смерть, добровольное посвящение в парадоксальные тайны смерти. Эти значения связаны между собой, и чем больше мы размышляем над истинной природой смерти, тем больше начинаем ценить жизнь.
Основные качества: трансформация, освобождение, открытие, тайна, неизвестность, способность или необходимость отпустить, магия, любопытство, конец, завершение.
Рекомендации: посетите местное кладбище и сядьте на землю, размышляя о костях под ногами. Произнесите молитву в память о ваших предках и о тех, кто достойно прожил жизнь со всеми ее радостями и страданиями. Поразмышляйте о собственной смерти, чтобы напомнить себе о том, что жизнь коротка, и в каждый ее момент мы можем принимать решения, опираясь на любовь, мудрость и внутреннюю силу. Если бы нам было суждено умереть завтра, как бы мы поступили сегодня? Если бы нам осталось жить лишь год, что бы мы постарались найти в своем сердце в отведенное нам время?
Визуализация с картой СмертьПоложите карту Смерть перед собой. Зачастую нам очень трудно представить или принять собственную смерть в реальности. Привязанность к себе прочно укоренилась в нашем образе жизни, и даже если у нас возникают мысли о самоубийстве или если мы чувствуем себя чужими в этом мире, многие ли из нас действительно задумываются о том, что может случиться с нами после смерти? Верим ли мы в загробную жизнь? Каково это – ощутить связь с предками или теми, кто умер? Верим ли мы в то, что наше сознание продолжит свое существование? Верим ли мы в возрождение и реинкарнацию? Изучение этих вопросов позволит иначе взглянуть на жизнь. Созерцание смерти – хороший способ внести больше яркости и благодарности в свою повседневность.
Я работаю в хосписе и часто провожу время у постелей умирающих. Многие люди умирают в одиночестве, и меня удивляет то, как растворяется история их жизни и забываются те, кого они знали. Хотя это довольно тяжело воспринимать, такое происходит постоянно, и наблюдение за этим процессом может укрепить связь с дорогими нам людьми.
Зажгите свечу и побудьте наедине с картой Смерть пятнадцать или двадцать минут. Представьте, что вы ушли из жизни и что происходит после нее. Ваши дети, друзья и возлюбленные все еще на Земле. Чего им будет недоставать без вас? Что вы оставите после себя? Хотели бы вы поделиться какими-то дарами, прежде чем покинуть этот мир? Запишите свои размышления на этот счет: они помогут вам узнать больше о своем отношении к смерти.
Расклад Смерти «Размышления о переходе»Цель этого расклада – рассуждение о том, что покидает вашу жизнь и для чего в ней освобождается место. Такой формат полезно использовать, когда что-то в вашей жизни приближается к концу, например отношения, работа или проживание в определенном месте. Карты должны помочь вам в этом переходном процессе.
• Позиция 1. Прошлое: что влияет на текущий переход.
• Позиция 2. Текущий процесс трансформации.
• Позиция 3. Основа: что помогает поддерживать процесс.
• Позиция 4. Невидимое: неочевидный источник помощи или наставлений.
• Позиция 5. Исход.
14: Умеренность (Искусство)
После Смерти Шут встречает Умеренность, целительное погружение в которую следует за окончанием и полным растворением. Умеренность несет чудесную энергию, немного дикую и непредсказуемую. Кто бы мог представить себе столь прекрасное преображение после Смерти? И хотя смерть кажется окончательной, мы знаем, что любое завершение дает начало следующей фазе творческого цикла – возрождению. Перед совершением важного перехода, перед тем как умереть, чтобы переродиться, мы не можем знать, что нас ожидает. Чтобы получить это знание, нужно перешагнуть через порог из одного мира в другой.
Умеренность идет под номером четырнадцать, состоящим из единицы (Маг) и четверки (Император), символизирующих проявленность, священный сосуд, энергию воплощения. Умеренность завершает второй цикл из семи Старших арканов, отражающий движение от подсознательных энергий и учений к сферам духовных истин, абсолютному состраданию и одухотворению сверхсознательного.
В своей жизни я испытала мощное и буквальное воплощение перехода от Смерти к Умеренности. Как я уже упомянула в предыдущей главе, моя дочь Рубиблу скончалась еще младенцем, перестав дышать вскоре после рождения. Она была доношенной, но по неизвестной причине очень быстро покинула этот мир. После нескольких дней в реанимации стало ясно, что она не сможет выжить, мы отключили ее от аппаратов, и она скончалась у меня на руках. Когда мы с ее отцом кремировали ее, пепел стал красно-синим[3]! Меня всегда вдохновляло смешение этих двух цветов, и я восприняла их как проявление Умеренности. Смерть Рубиблу стала катализатором на моем жизненном пути и трансформировала мое осознание смерти в признание духа и красоты.
В английском языке слово «умеренность» – temperance – имеет тот же корень, что и глагол temper, который переводится как «умерять», «нормализовать», «закаливать». В металлургии закаливание – это своего рода достижение баланса, нагрев металла до температуры, не слишком высокой, но при этом позволяющей металлу гнуться и превращаться в нечто новое. Это непрерывный процесс калибровки. Умеренность – это постоянное напоминание об отношениях с самим собой, своим разумом, людьми, обществом и миром, которые не должны быть ни слишком близкими, ни слишком отстраненными. Благодаря динамической энергии и творчеству Умеренность имеет более духовные и утонченные свойства, чем начальные арканы, такие как Императрица или Влюбленные. Умеренность несет в себе мудрость пройденного пути, мудрость тринадцати предыдущих карт от Мага до Смерти. Исцеление здесь проходит легче, при этом оно может происходить в неожиданном ключе или задействовать неизвестные силы. Умеренность смягчает, смешивает и расслабляет.
Кроули назвал эту карту Искусство – она отражает страстную встречу противоположностей. Объединяя различные качества, мы создаем что-то новое. Смешение огня и льда, горячего и холодного, синего и красного, светлого и темного: на этой карте изображена фигура, смешивающая стихии в чистом виде, что открывает перед ней безграничные возможности. Это алхимический процесс преобразования сырого в обработанное, который также применим к нашему эмоциональному телу, духовной работе и процессу исследования своей сути. Благодаря Умеренности мы можем превращать боль в силу, гнев – в сострадание и яд – в нектар.
В колоде Уэйта – Смит на карте Умеренности мы видим крылатую бесполую фигуру божественного происхождения, которая переливает воду из одного сосуда в другой, очищая, обновляя и освежая ее. Одна нога покоится на земле, другая опущена в водоем, что символизирует связь как с материальным, так и с духовным миром. Это сущностный диалог между нашим физическим телом и духовным «Я», который выходит за рамки формы. Настройка на Умеренность дарит нам творческую, питательную и изысканную красоту и помогает воплотить ее в реальности. Крылья символизируют связь с божественным источником и возрождением, к которому мы приходим после Смерти, чтобы подготовиться к следующему этапу пути.
В колоде Кроули название карты Искусство отражает способность к творческому выражению. Здесь мы видим фигуру, олицетворяющую соединение противоположностей – мужского и женского, светлого и темного, – которая наполняет сосуд стихиями Огня и Воды. Это символизирует слияние противоположностей и алхимическое творение, которое ведет к возникновению чего-то совершенно нового и прекрасного вслед за смертью и растворением. Этот процесс похож на метаморфозу гусеницы, которая растворяется в куколке, прежде чем превратиться в ослепительно красивую бабочку.
На карте изображены те же лев и орел, что и на аркане Влюбленных, но в противоположных цветах. Вместо белого орла и красного льва мы видим красного орла и белого льва, что указывает на связь с Влюбленными и слияние энергий. Умеренность – это Влюбленные в экзальтации. На этапе Влюбленных мы часто выражаем нашу сексуальную или чувственную сущность совместно с партнером. Умеренность все еще предоставляет нам возможность переживать эти чувства с возлюбленным, но мы также получаем способность преобразовывать сексуальную энергию в творческую через искусство, изобретательство, письмо, движение, создание сообщества или даже садоводство.
Появление Умеренности в раскладе указывает на ощущение баланса, гармонии и красоты. Она знаменует период восстановления и возрождения, а также неожиданное исцеление или новый способ творческого самовыражения. Эта карта указывает на положительные перспективы в вопросах отношений, работы и здоровья, но помимо этого может означать ослабление предвзятых представлений о партнере, работе или методе лечения. Когда противоположные силы объединяются, зачастую возникают неожиданные творческие решения, которые многим приносят пользу.
Умеренность, будучи экзальтированным аспектом Влюбленных, может указывать на появление нового партнера или человека, с которым вы, возможно, будете создавать новые проекты. Это призыв сделать то, чем вы уже занимались раньше, совершенно иначе, с другими людьми или материалами. Это призыв смешивать и объединять силы, быть открытым ко всему, чего вы обычно сторонитесь или не приемлете. Умеренность напоминает нам о том, что что-то новое нельзя создать, находясь в движении, отпуская прошлое, исследуя и открывая.
Основные качества: искусство, творчество, поток, красота, закалка, смешение, слияние, исцеление, интерес, открытость, наставление, ангельский, божественный, источник.
Рекомендации: обратитесь к духовной практике, которая вас вдохновляет. Визуализируйте свое энергетическое поле, освещенное цветами радуги, и взгляните на мир вокруг вас как на мандалу из образов просветленных сияющих существ. Возрадуйтесь возможности трансформировать грубые эмоции и негативные мысли в творчество и сострадание. Смешайте несмешиваемые энергии: устройте вечеринку и пригласите самых разных друзей, сделайте то, чего обычно не делаете или не делали уже очень давно, попросите о духовном наставлении, рисуйте, танцуйте, почувствуйте свободу самовыражения!
Расклад Умеренности (искусства) «Наставления стихий»Этот расклад полезен для вопросов, связанных с отношениями, творческими проектами, развитием идей или чем-либо, что требует от вас более глубокого понимания или взгляда с абсолютно новой точки зрения. Создайте алтарь, символизирующий соединение противоположных энергий: объедините красный и синий цвета, поместите на нем чашу с водой и свечу, твердый камень и мягкий пепел. Эти объекты также воплощают аспекты природного мира, напоминая о динамическом смешении и взаимодействии, которые происходят при возникновении и растворении стихий. Зажгите свечи и призовите помощников и наставников. Ясно визуализируйте рассматриваемый вопрос, сосредоточив на нем все внимание, прежде чем тасовать и раскладывать карты.
• Позиция 1. Кверент.
• Позиция 2. Воздух: наставления, необходимые для воплощения идей в жизнь.
• Позиция 3. Вода: наставления из мира эмоций, которые могут исцелить и успокоить.
• Позиция 4. Огонь: наставления из духовного мира, необходимые для активизации и подпитки энергией.
• Позиция 5. Земля: наставления из материального мира, необходимые для физической реализации.
15: Дьявол
Шут продолжает путешествие по Старшим арканам, преисполненный радости и закаленной алхимической любви, но на пути его ожидают тьма и тени Дьявола. Вхождение в последний цикл из семи карт выводит Шута на более высокие уровни сверхсознания. Каждая из этих карт несет в себе видение оракула, отражающее непосредственную точку зрения аркана. Поработав с фундаментальными церемониями в первом цикле и раскладами во втором, мы готовы к обретению мудрости высшего сознания в третьем цикле. Я рекомендую, чтобы кто-нибудь зачитывал вам тексты этих видений вслух; вы также можете записать их на диктофон и прослушивать, глядя при этом на соответствующую карту. Кроме того, вы можете написать собственные тексты видений оракула, и не только для этих арканов, но и для остальных.
Дьявол – идеальная точка вхождения в заключительный цикл эволюции человека, поскольку он представляет все темное, таинственное, устрашающее и неправильно понятое в нас самих и в нашей культуре. Здесь наши внутренние демоны выходят на поверхность, чтобы встретить внешних социальных демонов, способных сокрушить нас. Эта карта идет под номером пятнадцать, который включает в себя единицу (энергия Мага) и пятерку (Иерофант), и здесь важно вспомнить, что Иерофант поддерживает социальные структуры, догматические верования и обусловленные модели. В сумме они дают шестерку, которая указывает на связь Дьявола с Влюбленными и всем страстным, диким и сексуально воплощенным, но и с соответствующими проблемами, болью, угнетением и травмами, которые молят об исцелении. Во многих отношениях Дьявол – прямая противоположность Иерофанта, которого часто называют папой римским. Все, что воплощает Иерофант, – правила, системы, верования, свет, внешнее выражение, маски, условности, религиозные кодексы, семейные модели и общественное поведение, – переворачивается с ног на голову при появлении Дьявола.
В культурном отношении дьявол – самая непопулярная, непонятная и ненавистная фигура последних столетий. Он связан с Люцифером, чье имя означает «светоносный», который отказался следовать приказам Бога и позже был назван Сатаной – «обвинителем» или «противником». Дьявол – это архетип противника всех догм, не задумывающегося о правилах, полностью свободного и независимого. В истинной сущности Дьявола нет ограничений и ничего запретного. Его истинное происхождение может быть связано с Паном, древнегреческим козлоногим богом дикой природы, похотливым и веселым покровителем роста и изобилия. Набрав влияние и авторитет, христианская церковь, вероятно, низложила его до сущности, теперь известной нам как Дьявол.
С тех пор все, что отклоняется от белой, гетеронормативной, патриархальной христианской культуры, считается дьявольским и даже демоническим. Все темное, женское, самобытное, связанное с альтернативной сексуальностью и энергиями Земли, стало прочно ассоциироваться с Дьяволом, и тысячи людей были замучены или убиты, а культуры истреблены во имя высшего бога, который якобы борется со злом. Сами карты Таро все еще иногда рассматриваются как «дьявольское творение», поскольку они открывают двери к пониманию сокрытых миров. Подобный взгляд на вещи долгое время приносил людям огромные страдания и приучил многих из нас осуждать все, что находится за пределами «нормальной» культуры. Дьявол просит нас отринуть условности и подавление, чтобы исцелить эту всеобщую наследственную травму. Такой отказ может стать чрезвычайно болезненным, но мы должны признать, что привитые нам расизм, сексизм, гомофобия и прочие предрассудки нужно выявить и проработать. Не менее угнетающе действует и отношение общества к нам самим с его предубеждениями, основанными на цвете кожи, сексуальной ориентации, поле, возрасте и т. д.