4
Межевание землевладений после отмены крепостного права и оценку земель в рамках реформы, предпринятой П.Д. Киселевым, следует рассматривать комплексно и во взаимосвязи, с учетом социально-экономического развития государства.
Следует согласиться с утверждением, что межевые мероприятия не предполагали такой специальной задачи, как оценка земель и имущества землевладельцев. Межевание предполагало чисто землемерные работы, т. е. обмер земель и владений с установлением их границ, тогда как землеустроительные работы представляли собой более сложный процесс, включающий не только обмер, но также описание и оценку земель[36]. В 1880-х годах происходит переход от подушной подати к поземельной, т. е. от обложения «души» (сельских обывателей) к налогообложению земельного надела. Таким образом, изменения в налогообложении вызвали необходимость оценки земли, создания системного земельного кадастра и перехода к землеустроительным мероприятиям.
Значение землеустройства возросло в России после отмены крепостного права и последовавших за этим земельной и налоговой реформ. Поземельное устройство крестьян различных ведомств и некоторых местностей формально стартовало с 1861 г. с отменой крепостного права, и основными мероприятиями стали отвод земельных наделов в натуре, отграничение крестьянских земель от помещичьих владений. Поземельное устройство крестьян продолжилось в 1866 г., но реальные масштабные мероприятия стали осуществляться с начала XX в. С 1906 г. начинается общее крестьянское землеустройство, предпринятое с целью расширения и улучшения форм крестьянского землевладения[37]. Оно развивается одновременно с никогда не прекращавшимся процессом специального размежевания земель.
Таким образом, крупнейшими землеустроительными мероприятиями стали осуществление землеустройства на основании специальных крестьянских положений 1861 г. при освобождении крестьян от крепостного права; столыпинская аграрная реформа как крупнейшее землеустроительное мероприятие в отношении общинных крестьянских земель; создание Комитета по землеустроительным делам (1907 г.); принятие Указа от 9 ноября 1906 г.; принятие «Положения о землеустройстве»[38] (Высочайше утверждено 29 мая 1911 г.), ставшего основным законом, регулировавшим землеустроительную деятельность.
Издание Закона о землеустройстве 1911 г. послужило толчком к принятию многочисленных ведомственных актов (временных правил, инструкций, циркуляров и т. д.). Их систематизация осуществлялась Департаментом государственных земельных имуществ[39].
Специальным органом, который занимался вопросами землеустройства в масштабах империи, стал Комитет по землеустроительным делам, а в губерниях – его главные управления (губернские землеустроительные комиссии). В их ведении находилась организация землеустройства, оказание агрономической помощи при землеустройстве[40]. Деятельность землеустроительных комиссий включала следующие «главнейшие отрасли»:
1) землеустройство на «надельных» землях;
2) сдача в аренду и продажа казенных земель;
3) содействие Крестьянскому поземельному банку в приобретении и продаже земель крестьянам;
4) содействие крестьянам, переселявшимся на новые, неосвоенные земли;
5) материальная помощь при землеустройстве[41].
Главным направлением деятельности землеустроительных комиссий стало землеустройство на «надельных» землях (крестьянских наделах). Основной задачей выделов надельных земель «к одним местам» являлось создание на этих землях удобных для самостоятельного хозяйства участков единоличного владения. Эти мероприятия требовали больших финансовых затрат и серьезной подготовительной работы. В частности, для внесения дела по разверстанию[42] надельной земли в план требовалось собрать следующие данные:
«1) приговор общества о желании перейти к новым формам землевладения, составленный по примерной форме правил…;
2) проверенные списки домохозяев и их права на землю;
3) акты на владение землей – уставные грамоты, владенные записи, укрепительные документы;
4) сведения о характере землепользования и землевладения в обществе;
5) сведения о частноправовых землях в связи с надельными;
6) план надела или его копия или выкопировка;
7) сведения о пограничных спорах, отграничении надела, сервитутах, необходимых обменах и т. п.;
8) обследование местности в водном и топографическом отношении и выяснение пригодности того или иного типа единоличного владения;
9) точное выяснение желаний населения, иллюстрированное по возможности на плане, и
10) выяснение специальных условий каждого отдельного случая, очереди работ и личное заключение непременного члена уездной Комиссии о надежности и приемлемости ходатайства общества»[43].
Закон о землеустройстве 1911 г.[44] – первый законодательный акт, в котором систематизировались основные положения об организации землепользования в Российской империи[45]. Первая глава Закона о землеустройстве 1911 г. открывалась перечислением всех землеустроительных мер, применение которых по замыслу законодателя должно было привести к упорядочению земельного строя и устранению всех недостатков. Законом о землеустройстве устанавливались следующие виды землеустроительных действий:
«1) выдел земель отдельным селениям сельских обществ;
2) выдел земель выселкам и частям селений;
3) выдел отрубных участков отдельным членам сельских обществ и имеющих отдельное владение селений;
4) полное по целым сельским обществам и имеющим отдельное владение селениям разверстание угодий между членами общества или селения на отрубные участки;
5) уничтожение чрезполосности (здесь и далее в цитатах сохранено написание оригинала. – Примеч. ред.) подлежащих действию сего положения земель с прилегающими владениями[46];
6) разверстание к одним местам (на отрубные участки) земель разного владения, включенных в одну дачу разверстания;
7) раздел угодий, находящихся в общем пользовании крестьян и частных владельцев;
8) отграничение подлежащих землеустройству земель от смежных владений в тех случаях, когда предварительное установление внешних границ необходимо для исполнения вышеперечисленных землеустроительных действий» (ст. 1).
Нормы Закона о землеустройстве 1911 г. применялись преимущественно к надельным землям (крестьянским наделам)[47]. Однако при определенных условиях допускалось применение установленных в Законе о землеустройстве правил и к ненадельным землям. Согласно ст. 2 Закона о землеустройстве 1911 г., его нормы применялись и к землям, принадлежавшим, независимо от способа их приобретения, крестьянам или лицам других сословий, «по быту своему не отличающимся от крестьян»[48].
В соответствии с Законом о землеустройстве 1911 г. все землеустроительные действия могли производиться как по соглашению сторон, т. е. всех заинтересованных лиц, так и в обязательном порядке. Однако и «в последнем случае землеустроительные учреждения обязываются оказывать всяческое, в течение всего производства дела, содействие к достижению полюбовного соглашения сторон» (ст. 6). По этому поводу в своих пояснениях к Закону о землеустройстве 1911 г. Ю.В. Александровский замечал, что в деле землеустройства известная степень принудительности представляется совершенно неизбежной.
В ст. 7 Закона о землеустройстве 1911 г. устанавливался перечень угодий, в которых землеустройство (раздел и выдел земель) могло проводиться только с согласия их владельцев.
К ним относились:
1) усадебные земли и земли, входившие в состав «усадебной оседлости селений»;
2) «земли в одном сплошном отрубе», если на них возведены жилые постройки и заведено обособленное хозяйство;
3) находившиеся вне черты селения жилые усадьбы с принадлежащими к ним огородами;
4) участки под водяными мельницами, заводами и фабриками;
5) сады и виноградники, приносящие доход;
6) искусственно разведенные леса;
7) места заведомого нахождения ископаемых на землях, в которых право на разработку недр принадлежало их владельцам, за исключением мест, содержавших неогнеупорные глины, песок, торф и различные породы неценного строительного и бутового камня;
8) разрабатываемые торфяники;
9) лесные участки в малолесных местностях;
10) участки, осушаемые подземными водоотводными сооружениями (дренажем);
11) искусственно орошаемые участки;
12) угодья исключительной по местным условиям ценности и важности, по признанию местных землеустроительных учреждений.
В других главах (гл. II–X) Закона о землеустройстве 1911 г. регулировались проблемные и актуальные вопросы землеустройства. Их перечень выглядит следующим образом:
• «О выделе земель селениям» (гл. II, ст. 23–28);
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Толстой Л.Н. Единственное возможное решение земельного вопроса // Посредник. № 684. М., 1907. С. 6.
2
См. подробнее: Озеров И.Х. Земельный вопрос в России. М.: Типография H.H. Булгакова, 1906. С. 3–32.
3
Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (постатейный) / под ред. A.A. Ялбулганова. <СПС «КонсультантПлюс»>.
4
Земельный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий / под науч. ред. д-ра юрид. наук, проф. A.A. Ялбулганова. М.: Библиотечка РГ, 2014. Вып. V–VI (Савенко Г.В. – комм, к ст. 11.1-11.9, 25–56.1, 59–64,77-82; Ялбулганов A.A. – комм, к ст. 12–14, 65–73); Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»…
5
Ялбулганов A.A. Российское законодательство о землеустройстве: Основные этапы развития // Правоведение. 2005. № 2. С. 145–154; Ялбулганов A.A. Комментарий к Федеральному закону «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ (в ред. от 18 июля 2005 г.): Постатейный. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006.
6
Савенко Г.В. Правовой режим земельного участка: от идеальных конструкций кпрактике//Право и экономика. 2014. № 1. С. 72–79; Ялбулганов A.A., Савенко Г.В. Некоторые вопросы образования земельного участка: кадастровый и юридический аспекты // Законы России. Опыт, анализ, практика. 2014. № 10. С. 12–21.
7
Савенко Г.В., Ялбулганов A.A. Защита прав собственников земельных участков: теория и практика/ под ред. д-ра юрид. наук, проф. A.A. Ялбулганова. М.: Библиотечка РГ, 2015. Вып. 24; Савенко Г.В. Исковая защита прав на земельные участки и межевание: проблемы теории и практики. М.: Инфотропик Медиа, 2016; Савенко Г.В. Земельные иски в современном российском праве: постановка вопроса // Вестник гражданского права. 2016. № 4. С. 82—118.
8
Герман И.Е. История русского межевания (курс). М.: Типолитография В. Рихтер, 1910. С. 10–11; Некрасов Ф.Г. Межевание земель в России (межевые законы). М.: Типолитография Ю. Венер, 1915. С. 6—22.
9
Причем «обходя окружными межами, почти произвольно, значительные пространства земель, оно допускало внутри окружных меж общее и черезполосное владение» (Попов А.Н. Записка о законах межевых. СПб. (1864?). С. 4); Современные исследователи определяют дачу следующим образом – «совокупность земель, землемерная единица, условно закрепленные за тем или иным населенным пунктом, т. е. установление общих границ городов, селений и обрабатываемых земель без их внутреннего размежевания» (Анисимов А.Г., Гришаев СВ. и др. История землеустройства и инвентаризации в России. М.: Деловые Консультации, 2009. С. 94–95). Однако это определение, на наш взгляд, не совсем корректно, в чем мы сможем убедиться, ознакомившись с § 1 гл. II наст. изд.
10
Герман И.Е. Указ. соч. С. 249–252.
11
Там же. С. 252.
12
См. подробнее: Некрасов Ф.Г. Указ. соч.; Герман И.Е. Указ. соч.; Попов Α. Η. Указ. соч.
13
Анисимов А.Л., Гришаев С.В. и др. Указ. соч. С. 88–89, 97–98.
14
См., например: Рудин С.Д. О причинах медленности закавказского межевания//Журнал Министерства юстиции. СПб., 1910. № 2. С. 141–157.
15
Некрасов Ф.Г. Указ. соч. С. 24–26.
16
Завадский В. Р. Судебно-межевое разбирательство или понудительное специальное межевание//Журнал Министерства юстиции. СПб., 1903. № 10. С. 145–146.
17
Там же. С. 146; Попов А.Н. Указ. соч. С. 13–18.
18
Завадский В.Р. Указ. соч. С. 146; Попов Α.Η. Указ. соч. С. 18–22.
19
Завадский В.Р. Указ. соч. С. 146–147; Попов А.Н. Указ. соч. С. 20–27.
20
Завадский В.Р. Указ. соч. С. 147.
21
Анисимов А.Г., Гришаев СВ. и др. Указ. соч. С. 98–99; Дензин П.В. Межевание и землеустройство в России. Пенза: Паровая Типолитография Е.М. Грушецкой, 1909. С. 22–23.
22
Завадский В.Р. Указ. соч. С. 147.
23
Там же. С. 145.
24
Некрасов Ф.Г. Указ. соч. С. 28–29.
25
Герман И.E. Указ. соч. С. 1–2.
26
Некрасов Ф.Г. Указ. соч. С. 47.
27
Там же. С. 58.
28
Устав о производстве межевания // СЗ РИ. 1857. Т. X. Ч. 3. Кн. 2; Герман И.Е. Указ. соч. С. 184–189; Некрасов Ф.Г. Указ. соч. С. 58–60.
29
Учреждения мест и властей межевых // СЗ РИ. 1857. Т. X. Ч. 3. Кн. 1.
30
Некрасов Φ.Ι. Указ. соч. С. 106–109.
31
Там же. С. 52–53; Дензин П.В. Указ. соч. С. 22–23.
32
Герман И.Е. Указ. соч. С. 248.
33
Герман И.Е. Указ. соч. С. 249–252.
34
Там же. С. 252–253. См. также: Рудин С.Д. Межевое законодательство и деятельность межевой части в России за 150 лет. Пг.: Типография В.Ф. Киршбаума, 1915. С. 396–422; Рулев М.С. Институционально-правовой механизм разрешения межевых споров в Российской империи // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. Вып. 5: в 2 ч. Ч. 1 / отв. ред. В.В. Захаров. Курск: Курский гос. ун-т, 2012. С.102–114.
35
Маттель А.И. Судебно-межевое разбирательство по Уставу Гражданского Судопроизводства: С приложением подлежащих статей. СПб.: Издание юрид. кн. магазина Н.К. Мартынова, 1912. С. 40–54; см. также: Васьковскш Е.В. Цивилистическая методология. Учение о толковании и применении гражданских законов. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2002.
36
Анисимов A.А., Гришаев СВ. и др. Указ. соч. С. 100.
37
Там же. С. 97–115.
38
СЗ РИ. СПб., 1912. Т. X. Ч. 3.
39
См., например: Землеустройство. Сборник законов и распоряжений. СПб.: Товарищество издания новых законов, 1914. Данное издание Департамента государственных земельных имуществ состояло из семи выпусков (I – Землеустройство; II – Казенные земли; III – Земли Крестьянского Поземельного Банка и удельные; IV – Помощь при землеустройстве; V – Поземельное устройство; VI – Земли ограниченного владения; VII – Кредиты и личный состав). См. также: Землеустройство. Сборник законов и распоряжений. СПб.: Товарищество издания новых законов, 1917. Вып. 1.
40
Землеустроительные комиссии в Российской империи – уездные (1906) и губернские (с 1907 г.) органы, занимавшиеся главным образом реализацией столыпинской аграрной реформы, – были учреждены Указом императора Николая II от 4 (17) марта 1906 г. // БРЭ. Т. 10. М.: Науч. изд-во «БРЭ», 2008. С. 389.
41
Землеустройство. Обзор деятельности землеустроительных комиссий со времени их открытия по 1 января 1911 г. СПб.: Товарищество издания новых законов, 1911. С. 31. См. также: Землеустройство (1907–1910 гг.). СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума, 1911; Землеустройство. Ярославская губерния. Ярославль, 1914.
42
Разверстание земельных угодий – мероприятия по перераспределению разрозненных земельных наделов (чересполосица) между владельцами, которые завершаются соединением наделов и созданием сплошного (цельного) надела, принадлежащего одному владельцу.
43
Стадницкий-Колендо М.К. Подготовка дел по разверстанию земли. Отдельные оттиски журнала «Землеустройство и Землепользование». Харьков, 1910.С. 19.
44
СЗ РИ. 1912. Т. X. Ч. 3.
45
Закон состоял из 10 глав, 123 статей и двух приложений.
46
Ю.В. Александровский считал чересполосицу злейшим врагом «всякого прогресса в сельском хозяйстве» (Александровский Ю.В. Положение о землеустройстве. СПб.: Товарищество издания новых законов, 1913. С. 3).
47
Проблема организации надельного землевладения в России всегда была актуальной для отечественной науки. Особое внимание данному вопросу уделял в своих работах В.И. Ленин (см., например: Аграрный вопрос в России к концу XIX в.//Ленин В.И. ПСС. М., 1961.Т. 17. С. 57–137).
48
Александровский Ю.В. Указ. соч. С. 60.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги