Но это не помогло: из Крана продолжали падать одна за одной тяжелые капли.
Вечером мама попросила старшего сына Андрея посмотреть Кран. Андрей покрутил ручку, немного подумал и решил, на следующий деть сходить в хозяйственный магазин, купить нужные детали и попробовать починить Кран.
Целый вечер вся семья только и говорила, что о подтекающем Кране. Мама жаловалась, что у нее разболелась голова от постоянного звука подающих капель, она стала нервной и раздражительной.
На другой день Андрей попытался починить Кран, но ничего не вышло: он стал подтекать еще сильнее, уже не кап-кап, а кап-кап-кап! А потом вода из Крана и вовсе полилась тонкой струйкой!
В квартире только и слышалось: кран, кран, кран! Бабушка сказала:
– Кран срочно нужно починить, вон сколько воды зря уходит!
Папа предложил вызвать из ЖЭКа мастера-водопроводчика, Андрей посоветовал временно перекрыть воду в квартире, а мама жаловалась всем подругам по телефону, что Кран довел ее до белого каления!
А Крану только того и нужно было! Теперь все о нем говорили. «Наконец-то я стал знаменит!» – с гордостью думал он.
На другой день пришел мастер-водопроводчик. Он осмотрел Кран и вынес свой вердикт:
– Кран старый и ржавый, его пора заменить новым!
– О, пожалуйста, замените его! – жалобно попросила мама. – Этот ужасный Кран довел меня до белого каления! Я уже сплю по ночам плохо – мне все время слышится: «Кап-кап-кап!»
Мастер вынул из чемоданчика с инструментами новенький блестящий кран и установил его, а старый снял и выкинул в мусорное ведро.
– Теперь вы можете успокоиться, этот кран вас до белого каления не доведет! – пообещал водопроводчик маме.
♦ Вопросы
1. Что хотел водопроводный Кран?
2. Кого называют тщеславным?
3. Что посоветовала Крану старая Форточка?
4. Что стал делать Кран?
5. Кого раздражал подтекающий кран?
6. Кто пытался починить Кран?
7. Кого предложил вызвать папа?
8. Добился ли Кран того, чего хотел?
9. Как водопроводчик поступил с Краном?
Иерихонская труба
Крылатое выражение иерихонская труба мы употребляем, когда хотим сказать, что у кого-то очень громкий, оглушающий, трубный голос. Это выражение связано с древними событиями, описанными в Библии. В одном из библейских мифов рассказывается о том, как евреи, выйдя из египетского плена, отправились в Палестину. На пути их стоял богатый торговый город Иерихон, окруженный мощными неприступными стенами.
Евреям предстояло взять этот город. Возглавлял еврейское войско смелый воин Гедеон. Зная, что войско его невелико, он обратился с молитвой к Всевышнему. Господь повелел Гедеону отделить триста воинов и дать каждому из них в одну руку трубу, а в другую – горящий факел. Подойдя к Иерихону, воины осадили город и затрубили в священные трубы. Звук их был таким сильным, что неприступные стены города пали сами собой! Благодаря этому чуду Иерихон был взят.
Послушайте стихотворение.
Пой потише!В нашей речке рыба есть.Нам с тобой ее не счесть!Где густые камыши –Вьются шустрые ерши.Возле зарослей хвощейМожно наловить лещей.Там, где ряска и трава,Ходит косяком плотва.Над корягой, под кустомТетя-щука бьет хвостом.С удочкой сижу и слышуОчень громкий голос Миши.Он по берегу идет,Песню звонкую поет.Кажется, гудит: «Бу-Бу!»В иерихонскую трубу.Попросил я друга Мишу:– Пой, пожалуйста, потише!Возле зарослей хвощейРаспугаешь всех лещей!В глубину уйдут ерши –Озорные малыши.Щука спрячется под мост,Не заметишь даже хвост!Ты не пой: «Бу-Бу! Ду-ду!» –Без улова я уйду!Скажут люди: «Вот так-так!Ты у нас плохой рыбак!»Послушайте рассказ.
Как Сережа стал говорить тише
Недавно у Сережи родилась маленькая сестричка Катюша. Когда мама укладывала ее спать днем, она всех домашних просила:
– Пожалуйста, говорите потише: малышка спит.
Однажды Сережа прибежал с улицы и прямо с порога громко закричал:
– Мама! Я видел сейчас настоящего дятла на березе!
– Сережа! Что ты так кричишь? Катюшу разбудишь! У тебя не голос, а труба иерихонская!
– Нет у меня никакой хохонской трубы! – обиделся он.
– Не хохонской, а иерихонской, – тихо засмеялась мама.
– Мама! А что такое иерихонская труба? – шепотом спросил мальчик.
– Давным-давно это случилось! Был такой город Иерихон, его окружали мощные стены. Неприятели не могли сокрушить их и захватить город. Но однажды стены пали от звуков священных труб! С тех пор эти трубы зовутся иерихонскими, а человека, который говорит слишком громким голосом, называют «иерихонская труба», – объяснила мама.
– Теперь понятно! – сказал Сережа тихо.
В это время кто-то позвонил в дверь и щенок Ролик громко залаял: «Гав-гав-гав!»
– Ишь, голос какой громкий, словно труба иерихонская! Ну-ка, лай потише! А то Катеньку разбудишь! – пожурил Ролика Сережа.
♦ Вопросы
1. Кто родился в семье в Сережи?
2. Почему мама просила всех говорить потише?
3. Почему мама сравнила голос Сережи с иерихонской трубой?
4. Что такое иерихонская труба?
Косая сажень в плечах
Выражение косая сажень в плечах мы употребляем, когда говорим о широкоплечем человеке могучего телосложения, высокого роста.
Другими словами, если мы скажем кому-то: «У него косая сажень в плечах», значит, речь идет о богатыре, великане.
♦ Откуда же появилось это крылатое выражение?
В старину, когда люди еще не знали такой универсальной единицы измерения, как метр, они использовали для измерения части собственного тела. Ведь производить измерения людям приходилось и в древности. Например, при постройке крестьянской избы или княжеского терема нужно было мерять бревна или при покупке ткани отмерять определенную длину.
Меры длины, связанные с человеческим телом, были маленькими и большими. Самая малая – вершок. Это расстояние от кончика указательного пальца до первой косточки. Есть такая потешка:
Баба НенилаРыбу ловила,Сама с вершок –Голова с горшок.Поймала карася,Вот и сказка вся!Пядь – тоже старинная мера длины. Это расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами.
Локоть – мера длины побольше – от локтевого сгиба до кончика вытянутого указательного пальца.
Сажень – более крупная единица измерения. Это расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины.
Косая сажень – самая большая на Руси старинная мера длины – от большого пальца ноги до конца пальцев вытянутой вверх противоположной руки.
Теперь вы знаете, что такое косая сажень и что означает крылатое выражение косая сажень в плечах.
Вспомним картину замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Три могучих богатыря на сильных конях стерегут покой русской земли.
Послушайте стихотворение.
Три богатыряВечерняя тает заря,Клубятся над степью тучи.Три грозных богатыряКоней оседлали могучих.Старший – Илья-богатырь,Косая сажень в плечах.За ним бездонная ширьНеба в закатных лучах.С ним рядом – его друзьяДобрыня и юный Алеша.Два сказочных богатыря,Два преданных друга хороших.От силы жестокой вражьейНарод берегут они.Бессонно стоят на стражеРодимой русской земли.Послушайте сказку.
Иван по прозвищу Косая сажень
Давно это было. Жила в селе молодая пара – муж Василий и жена Василиса. Василий поле пахал, хлеб растил. Василиса – искусная мастерица, пряла, ткала, шила да вышивала. А летом они в лес по грибы, по ягоды ходили.
Раз пошла Василиса в лес, набрала полный туесок[12] малины. А день-то выдался жаркий, душный. Приморило молодицу. Прилегла она на травушку, на зеленую муравушку, да и задремала.
А когда проснулась, видит – туесок-то пустой! Ни одной ягодки не осталось.
«Кто же всю ягоду съел?» – подумала Василиса.
Оглянулась она по сторонам и заметила Старичка-Лесовичка. Сам махонький, в лапоточки обут, белая рубашка красным поясом подпоясана.
Сидит Старичок на пеньке, ножками болтает да в бороду посмеивается.
– Здравствуй, дедушка! – вежливо поздоровалась Василиса.
– Здравствуй, красавица! Ты уж на меня, старого, не серчай! Это я твою малину съел. Уж больно ягода-то хороша! Сладкая да сочная!
– Что ты, что ты, дедушка! – замахала руками Василиса. – Съел, ну и на здоровье. А я еще малины наберу, ее тут видимо-невидимо!
– Хорошо, коли так! – говорит Старичок. – За твою доброту и ласку я тебя хочу наградить. Ступай за мной. Увидишь, что будет.
Пошла Василиса следом за Старичком-Лесовичком и оказалась на зеленой поляне. Посреди поляны ключ студеной водой играл, в солнечных лучах разноцветными огоньками переливался.
– Испей-ка, дочка, водицы ключевой! Вода это не простая, а волшебная, заговоренная.
Какая молодицаВыпьет этой водицы,У той богатырь родится! – прошептал старик.Василиса поклонилась, зачерпнула пригоршню ледяной прозрачной воды и выпила ее.
– Ох и вкусная вода! Будто мед сладкая! – похвалила Василиса воду.
– Скоро, девица-красавица, родится у тебя сын, вырастет он богатырем, всем на удивление. Назови его Иваном. А люди дадут ему прозвище «Косая сажень». Будет ему счастье во всем!
Сказал так Старичок и исчез, будто его и не бывало вовсе. А Василиса набрала малины и домой вернулась.
Прошло время. Родился у Василисы сын – умный и пригожий. Назвали его Иваном. Рос мальчик не по дням, а по часам. Отец с матерью и не заметили, как превратился Иван в настоящего богатыря: плечи широкие, грудь колесом[13], руки сильные, глаза ясные, характер добрый.
Отцу с матерью он и помощник, и утешенье, и отрада[14]! Все от мала до велика любили Иванушку. Прозвали в селе юного богатыря Иван Косая сажень.
Как-то раз говорит Иван родителям:
– Отпустите меня, матушка и батюшка, на все четыре стороны: хочу людей посмотреть, себя показать, счастья попытать!
– Что ж! Иди! – согласились те.
Пошел Иван в стольный град, пришел на поклон к Царю-батюшке и говорит ему:
– Хочу, Царь-батюшка, тебе верой и правдой служить! Землю русскую от врагов защищать!
Царь обрадовался, когда увидел Ивана Косую сажень. Этакий могучий богатырь!
– Что ж, служи! Пусть тебя в царскую дружину[15] зачислят.
Стал Иван Царю-батюшке служить. Как приедут к тому послы да гости заморские, так Царь велит привести Ивана. Едва войдет он в царские палаты, гости так и ахнут. Не видали отродясь они таких богатырей! Ростом он под потолок, плечи – косая сажень.
Дадут молодцу подкову, он ее играючи согнет, железный прут узлом завяжет, тяжелый сундук одной рукой поднимет.
– Это мой самый младший богатырь, есть в моем войске и постарше, посильнее, да те на охоту ушли! – добавлял Царь.
– Пожалуй, с этим царством-государством лучше дружбу водить, чем ссориться! – перешептываются послы. – Вон какие воины могучие в царской дружине!
Между тем соседнему царю Филиппу полюбилась царская дочь – Марья. Послал он сватов, а Марья-царевна им отвечает:
– Пусть Филипп могучего богатыря на битву выставит! Если тот богатырь нашего Ивана победит, так и быть, выйду за Филиппа замуж!
Делать нечего! Надо богатыря искать. Призвал царь Филипп Волшебника и спрашивает того, как быть, где богатыря найти?
– Дам я тебе богатыря, какого на белом свете не бывало! Он выше дерева стоячего, крепче горы каменной. Никто его не победит!
Достал Волшебник из мешка сафьяновую шкатулку, вынул из нее крошечного человечка и посадил себе на ладонь.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Здесь и далее после вопроса или задания, выделенного в тексте, детям дается время для обдумывания. Взрослый позволяет самостоятельно формулировать ответ, поддерживает обсуждение, поощряет творческую самостоятельность, познавательную активность детей.
2
Рок – то же, что и судьба.
3
Триумф – выдающийся, блестящий успех, торжество.
4
Плуг – сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.
5
Борона – сельскохозяйственное орудие в виде рамы с зубьями для рыхления земли.
6
Смеркается – так говорят о наступлении сумерек.
7
Лучина – тонкая длинная щепка.
8
Сбруя – принадлежность для запряжки лошади.
9
Утварь – предметы, принадлежность домашнего обихода.
10
Пожурил – делал кому-нибудь легкий выговор.
11
Тщеславный – любящий славу и кичливо выставляющий свои достоинства.
12
Туесок – плетеная из бересты корзинка для ягод.
13
Грудь колесом – широкая выпуклая грудь.
14
Отрада – удовольствие, радость.
15
Дружина – в Древней Руси: приближенные князя, а также княжеское войско.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги