9. Смехотерапия, или гелотология (от греч. gelos – смех) – наука о смехе и его влиянии на физическое и душевное здоровье человека. Кроме того, смехотерапия – это направление социальной психологии как способ влияния на личность для снятия напряжения, стресса во время кризисов. Обычно смехотерапию не воспринимают всерьез, но больничные клоуны в отделениях онкологических больниц доказывают обратное. Эта практика творит волшебство, люди смеются и им становится легче переносить боль и страх. Для смеха не требуется кто-то еще, вы сами себе можете стать личным клоуном.
10. Кинотерапия – предполагает просмотр и обсуждение кинофильмов при помощи психолога. Есть несколько подходов в фильмотерапии. С ними вы познакомитесь в разделе «Практикум». Этот метод еще более эффективный, чем библиотерапия, так как фильмы содержат не только фабулы, сюжет, но и визуальный ряд, музыкальное сопровождение. Все это действует на состояние человека более интенсивно, чем прочитанная книга. Просмотр фильма менее утомителен и более приемлем для человека, не любящего читать.
11. Игротерапия – это психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов. Подходит как взрослым, так и детям.
Сейчас очень популярны психологические трансформационные игры (Т-Игры), которые успешно применяются и в индивидуальных сессиях, и в групповых видах помощи, и даже в тимбилдинге (командных играх).
12. МАК-терапия – терапия с помощью метафорических ассоциативных карт. Это наборы карт, открыток, на которых изображены разного рода сюжеты, фигуры, лица, природа, животные, абстракции и т. д. Они не похожи на игральные или гадальные карты. МАК-терапия – это одно из самых быстро развивающихся направлений психотерапии на данный момент. Карты, с помощью которых пациент погружается в мир ассоциаций и метафор, позволяют быстро найти доступ в бессознательный мир человека. Этот метод лучше применять под руководством психолога, но можно и самому научиться их использовать в качестве ресурсной практики для улучшения настроения и получения поддержки.
13. НЛП-терапия. НЛП – нейролингвистическое программирование. Этот вид психотерапии разработан на основе лингвистики и неврологии и способен влиять на настроение и состояние человека. НЛП считают еще и направлением, помогающим понять, из чего складываются наш опыт и знания. Для коррекции глубинных установок в этом подходе нужен специалист. Но азы освоить можете вы сами, есть простые техники для самотерапии. С ними вы познакомитесь в подборке упражнений.
14. Терапия замедлением и созерцанием. Слоу-тревел, или «медленные путешествия» – подход, при котором главным становится не пункт назначения, а сам процесс. Речь не о том, чтобы ехать на телеге, а о глобальном замедлении, о «медленности» как образе мышления и философии жизни. Ведь само состояние болезни предлагает нам замедлить свой бег. Больной организм требует внимания и заботы, наша жизнь замедляется.
Но можно и не ждать, пока болезнь заставит созерцать потолок в палате, а самим устраивать «замедляющие» пикники, например. Выберитесь с друзьями в лес, на дачу и просто отдохните на природе. Не занимайтесь делами, именно отдыхайте: читайте стихи, занимайтесь творчеством, играйте с детьми и животными, вдыхайте ароматы лета/весны/осени или наблюдайте за полетом снежинок. Принцип слоу-тревел (искусство проводить больше времени в одном месте) обучает наслаждаться текущим моментом, чтобы получить более глубокие впечатления от жизни прямо сейчас.
Глава 3. Групповые упражнения для создания программы помощи (программы поддержки) людям с онкологией, где не доступна психотерапия
Упражнения для занятий Музыкотерапией
Мини-лекция:
Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах. Это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний, позволяет людям с онкодиагнозами найти доступный способ обрабатывать сложные эмоции, переживания или воспоминания.
Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.
Музыка действует избирательно, в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Если верить библейской легенде, царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на арфе.
Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта и Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие.
Например: музыка великого Моцарта, как упражнение, может быть использована тихо звучащим фоном, чтобы создать приятную атмосферу для общения и расслабленной беседы не только дома, но и в палате госпиталя. Доказано, что эта музыка благотворно влияет на весь организм и улучшает слух, память и работу мозга.
Упражнение «Прослушивание музыкальных классических произведений А. Моцарта»Мини-лекция:
В медицине же этот метод, с доказанной эффективностью, давно и успешно используется в лечении и реабилитации окологических больных. И называется это явление «Эффект Моцарта».
Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия, ведь утверждается, что прослушивание классических произведений благотворно влияет на работу отдельных органов и систем человека.
Само словосочетание «Mozart effect» зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и расширяют эмоциональный интеллект. Например: знаменитый доктор Томатис исцелил от тугоухости Жерара Депардье, назначив ему прослушивание произведений Моцарта по 2,5 часа ежедневно вместо таблеток.
Инструкция:
Включите одно из произведений А. Моцарта в умеренном звуковом режиме и предложите клиентам сесть удобнее и расфокусировать взгляд. Попросите сосредоточиться на своей проблеме/ситуации и, погрузившись в нее, оценить интенсивность своих переживаний от 1 до 10. Специально заставлять клиента расслабляться не надо: просто попросите слушать музыку и отслеживать свои мысли, чувства и ощущения во время сеанса музыкотерапии.
Когда музыка закончится, снова попросите клиента сосредоточиться на своей проблеме/ситуации и, погрузившись в нее, заново оценить интенсивность своих переживаний от 1 до 10. Если интенсивность переживаний снизилась – отлично! Если нет – продолжайте занятие и примените другие способы воздействия: дыхательные практики, визуализацию или медитацию.
Сеанс может длиться от 3 до 20 минут. В конце сеанса идет обсуждение: что вы чувствовали? Как изменилось ваше настроение, состояние? Что изменилось в мыслях о вашей ситуации?
После упражнений обязательно необходим мини-шеринг, где участники могут поделиться ощущениями, эмоциями и инсайтами, которые возникли в ходе работы.
Упражнение «Музыкальные релакс-паузы»Мини-лекция:
Медитативная музыка, используемая для расслабления и релаксации даже на интуитивном и бытовом уровне, принесет пользу, если будет включена в момент паузы на работе или дома. Вызывая в организме определенные звуковые вибрации она создает трансовое состояние, при котором человек легче освобождается от стресса и напряжения.
Несколько минут подобной ежедневной практики могут дать лучший эффект, чем применение транквилизаторов, значительно уменьшить боли и страдания при онкологии. Релакс-паузы могут длиться от 3 до 20 минут. Можно дополнять их визуализацией или физическими упражнениями с умеренной нагрузкой.
Инструкция:
Включите тихую приятную музыку, сядьте/лягте удобно и сделайте несколько спокойных вдохов-выдохов. Представьте себя в тихом приятном месте, там, где вам хорошо и безопасно, а теперь просто следуйте за мелодией, оставляя свои страхи, боли и неудачи. Пусть все самое тяжелое вымывается этими нежными звуками мелодии или шумом природы. Пока звучит музыка ваш организм расслабляется и впитывая звуки живой природы и музыки организм сам найдет способ как исцелиться.
Упражнение «Крокодил»С детства знакомая всем игра отлично помогает «повысить энергию» участников музыко-терапевтических сессий.
Инструкция:
Участникам предлагается выбрать музыкальный инструмент и с помощью него изобразить ту или иную эмоцию/настроение/состояние. К отгадавшему участнику переходит право хода, соответственно он так же загадывает эмоцию и пробует изобразить ее при помощи звука. [1]
Упражнение «Музыкальная горячая картошка»Упражнение служит для сплочения группы, развития «чувство локтя».
Инструкция:
Участникам предлагается играть на музыкальном инструменте по очереди. Как только один из участников прекращает игру – другой должен продолжить играть. Если одновременно начали играть два и более участника – упражнение останавливается и начинается с начала. Так же участникам запрещается заранее договариваться, передавать «музыкальную горячую картошку» по часовой стрелке. [1]
Упражнение «Городской оркестр»Инструкция:
Участникам предлагается представить большой город, со всеми его звуками. Затем, с помощью музыкальных инструментов, сыграть те или иные звуки, характерные для города. Например – шум машин, людские голоса, звуки ветра. [1]
Упражнение «Сыграй свое настроение»Занятие коллективной формы активного музицирования на шумовых инструментах.
Инструкция:
Во время проведения упражнения участники учатся озвучивать стихи, или играть в ансамбле, импровизировать собственные чувства, воплощая в них свое настроение и звуковые представления. [3]
Упражнение-игра «Где бывали?»Инструкция:
Прослушав музыкальное произведение (это может быть народная, классическая, современная музыка), участники делятся на 2–4 подгруппы и расходятся, чтобы сообща придумать рассказ в соответствии с жанром, стилем, характером музыки. [2]
Упражнение «Морское путешествие»Занятие на музыкальное моделирование.
Инструкция, в зависимости от задач:
• Переживание своего эмоционального состояния: «Мы на корабле. Начался шторм: паруса рвет ветер, огромные волны швыряют корабль, как щепку» (Вивальди «Шторм»)
• Формирование состояния покоя, защищенности: «Ветер стих, море гладкое и прозрачное, как стекло. Корабль легко скользит по воде.». (Чайковский «Баркаролла»)
• Становление конечного эмоционального состояния: «Впереди земля! Наконец-то мы дома. Как радостно встречают нас друзья и родные!». (Шостакович «Праздничная увертюра») [2]
Упражнение «Зимняя сказка»Занятие на музыкальное моделирование.
Инструкция, в зависимости от задач:
• Переживание своего эмоционального состояния: «Наступила зима. На улице колкий трескучий мороз. Злющий-презлющий!» (Шуман «Дед Мороз»)
• Формирование состояния покоя, защищенности: «С ночного неба летят легкие снежинки. Они искрятся в свете фонаря.». (Дебюсси «Танец снежинок»)
• Становление конечного эмоционального состояния: «Закружила метель в нежном вальсе». (Свиридов, вальс «Метель») [2]
Упражнение «В лесу»Занятие на музыкальное моделирование.
Инструкция, в зависимости от задач:
• Переживание своего эмоционального состояния: Участники сидят в кругу. «Представим себе, что мы в дремучем лесу, темно, мы продираемся через колючие кустарники, мы бежим (звучит музыка Петра Ильича Чайковского – оркестровая фантазии «Франческа да Римини» на тему «Ада»), сидя на стульях, участники двигаются в соответствии с сюжетом, имитируя движения в комфортном для их состояния виде».
• Формирование состояния покоя, защищенности: «Мы выбежали на поляну. Она со всех сторон защищена добрым волшебством. Никто кроме нас не сможет пробраться сюда. Здесь очень красиво: маленький водопад стекает в прозрачное озеро, на земле нежная зеленая трава и удивительные прекрасные цветы (звучит ноктюрн Ф. Шопена, участники могут закрыть глаза).
• Становление конечного эмоционального состояния: «Водопад так радостно звенит своими капельками! Нам становится так легко, так весело! Мы тоже хотим петь вместе с водопадом! (звучит «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта) участники открывают глаза и могут имитировать танцевальные движения, сидя на стульях. [2]
Упражнение «Знакомство с игрой на музыкальных инструментах»Мини-лекция:
Игра на музыкальном инструменте тренирует как слуховое, звуковое и тактильное восприятие, так и моторику – все это производит долгосрочные изменения в мозге.
Нейробиологи изучили организм профессиональных музыкантов, чтобы понять, что именно изменяется в голове. Результаты исследований говорят о том, что обучение музыке не только развивает отдельные области мозга, но и улучшает связь между ними, создавая новые нейронные пути – что положительно влияет на вербальную память, пространственное мышление и даже навыки грамотности. Что очень может помочь после «химии», для улучшения работы мозга и сохранения памяти.
Инструкция:
Теперь давайте попробуем все вместе назвать все инструменты, выставленные на моем столе. Музыкотерапевт принимает высказывания участников и демонстрирует им звучание каждого инструмента. Дает возможность им самим попробовать сыграть на чем-то. Участники делятся впечатлениями, чувствами, эмоциями. Рассказывают свои личные истории, связанные с музыкой и ее воздействием на жизнь.
Упражнение «Дирижер»Инструкция:
Участникам предлагается продирижировать звучащую музыку. Это увеличивает заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия музыки, что приносит нужный психотерапевтический эффект. [2]
Упражнение «Парная импровизация»Инструкция:
Участников просят разбиться на пары и поиграть вместе друг с другом, причем один из участников играет «ведущую» роль, задает общий темп и настроение импровизации, второй – подстраивается. По сигналу ведущего роли меняются. [1]
Упражнение «Свободная импровизация»Это упражнение рекомендуется давать «подготовленной» и «разогретой» группе, так как оно требует определенных навыков и высокого уровня спонтанности.
Инструкция:
Участникам предлагается исполнить импровизационную композицию без привязки к определенной теме. Каждый из участников по очереди становится «инициатором» импровизации, то есть начинает и заканчивает импровизацию, задает характер и настроение музыки. [1]
Упражнения для занятий Вокалотерапией
Мини-лекция:
Вокалотерапия – это вид музыкального воздействия, который может быть использован для профилактики многих болезней. Это направление восстановительной медицины, в основе которого лежит использование вокального искусства с лечебно-профилактической целью. На сегодняшний день вокалотерапия является одним из эффективных методов лечения, профилактики и реабилитации различных заболеваний, в том числе онкологии.
Лечебно-оздоровительные эффекты вокалотерапии:
• антистрессовый;
• иммуномодулирующий;
• адаптогенный (релаксирующий или тонизирующий);
• нормализующий микроциркуляцию крови (фонационный вибромассаж);
• кардиореспираторный;
• гемодинамический – улучшение кровообращения;
• оздоровительный.
Использование вокалотерапии в лечебных целях основано на вибрационном воздействии звука на основные системы организма: сердечно-сосудистую, нервную, дыхательную, пищеварительную. Пропевание звуков – вокализация, основана на умении правильно дышать и пользоваться естественным звучанием голоса. Вокально-дыхательные упражнения, увеличение протяжности звучания, навыки релаксации постепенно укрепляют диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, гладкую мускулатуру органов дыхания, тем самым способствуя изменению «обычного» типа дыхания на диафрагмальное.
Наиболее частыми показаниями к применению вокалотерапии по различным источникам, являются:
• функциональные заболевания нервной системы, неврозы, неврастения, переутомление, бессонница;
• некоторые психические заболевания; заболевания сердечно-сосудистой системы;
• заболевания желудочно-кишечного тракта;
• частые простудные заболевания;
• заболевания органов дыхания, в том числе, бронхиальная астма;
• отставание в развитии, заикание;
• восстановление после травмирующих вмешательств при жизнеугрожающих диагнозах.
При наличии показаний вокалотерапия назначается без ограничений возраста и пола. Особенно эффективна вокалотерапия при лечении хронических заболеваний легких, бронхов, сердечно-сосудистых заболеваний, снижении иммунитета и общей сопротивляемости организма. Есть данные о пользе пения при синдроме Альцгеймера.
Сейчас все чаще, эта методика стала применяться в реабилитации онкологических больных, так как такие занятия способствуют укреплению дыхательной и легочной системы пациентов, способствуют предотвращению тяжелых осложнений после оперативных вмешательств и дают возможность получить удовольствие от умения управлять своим голосом и дыханием, улучшают настроение и повышают жизненный тонус.
Таким образом, комплексное занятие по вокалотерапии включает:
• звуковые и вокальные упражнения;
• приемы релаксации;
• освоение комплекса дыхательной гимнастики;
• вокализацию;
• психологическую поддержку больного.
Упражнение «Артикуляционная гимнастика»Инструкция:
Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (возможно, кому-то для большей пользы удастся даже их пропеть), давайте все вместе попробуем проговорить гласные звуки (кроме звуков <Е> и <Ё>):
<А> – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
<И> – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;
<О> – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;
<У> – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);
<Ы> – лечит уши, улучшает дыхание;
<Э> – улучшает работу головного мозга.
Упражнение «Распевка»Инструкция:
Теперь давайте попробуем все вместе пропеть согласные звуки:
<В>,< Н>, <М> – улучшают работу головного мозга;
<К>,< Щ> – лечат уши;
<Х> – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;
<Ч> – улучшает дыхание;
<С> – лечит кишечник, сердце, легкие;
<М> – лечит сердечные заболевания;
<Ш> – лечит печень.
Упражнение «Хоровое пение»Инструкция:
Теперь давайте попробуем все вместе пропеть звукосочетания:
<ОМ> – снижает кровяное давление;
<АЙ>,< ХА> – снижают боли в сердце;
<АП>,< АМ>, <АТ>, <ИТ>, <УТ> – исправляют дефекты речи;
<УХ>,< ОХ>, <АХ> – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
Упражнение «Слон»Инструкция:
Перед началом упражнения, подберите подходящую музыку и включите в умеренной громкости – вдох одновременно через нос и рот, затем петь (мычать) мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена. Петь, имитируя слона и чувствуя вибрации в области горла и груди. В заключение фразы можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота. Упражнение снимает мышечные зажимы на уровне горла и шеи, в практике йогов считается ответственным за эмоциональное состояние организма. [3]
Упражнение «Задуем свечу»(музыка К. Сен-Санс «Лебедь»)
Инструкция:
Участники делают глубокий вдох через нос, подносят ладошку на уровень лица, затем выдыхают тоненькой струйкой воздух через рот на ладонь, при этом губы держать «трубочкой». Упражнение снимает мышечные зажимы на уровне горла и шеи, в практике йогов считается ответственным за эмоциональное состояние организма. [3]
Упражнения для занятий Куклотерапией
Мини-лекция:
Куклотерапия – часть игротерапии, как и другие формы арт-терапии (музыкотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия и др.), имеет высокое эмоционально-стрессовое воздействие на личность, она способна снизить тревожность и другие проявления дистресса. Здесь цель терапии не создать объект искусства, а работать с собственным «Я», с внутренним миром человека. Она фокусируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы прийти на занятия.
С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека. Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения. Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.
Мы полагаем, что именно на занятиях по куклотерапии создаются условия, когда каждый участник может поговорить с помощью средств искусства о сокровенном и важном. При этом специальная подготовка и талант значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира человека.
Цель занятий: ликвидация болезненных переживаний, укрепление психического здоровья и улучшение социальной адаптации людей с ограниченными возможностями, за счет гармонизации процесса самореализации личности, развития самосознания (самопознания, самооценки, саморегуляции). Помочь человеку с онкологическим диагнозом отреагировать имеющиеся подсознательные аффекты и комплексы, облегчая перенос своих внутренних переживаний на символический объект (куклу).
Упражнение «Аватар болезни или проблемы»Эта технология может проводиться в групповом режиме и в индивидуальном формате. Необходимые материалы: грубая ткань рогожка, картон, вата, нитки, кусочки ткани, пластилин, проволочки разного размера по количеству участников, умноженное на пять.
Инструкция:
На 1 занятии изготавливается авторская кукла «Аватар болезни», в которую каждый участник вкладывает свой сакральный смысл: кто-то, набивая тело «аватара» всякой ненужной всячиной (мятой бумагой, обрезками ткани, и другими отходами, как символ проблем) вместе с этим – «выгружает» свои горести и печали; а кто-то набивая тело куклы всякой всячиной помогает себе растождествиться с болезнью, поручая это кукле, отдает ей все болезненные переживания, а психолог способствует этому процессу, направляя каждого участника вопросами.
Задача: выгрузить свои страхи и проблемы, в эту созданную куклу-аватар. По ходу изготовления куклы надо представлять, что с каждым действием, стежком вы отдаете кукле свои проблемы. Подключайте свою фантазию и создавайте лично ваш аватар, который заместит проблемы и болезни и будет образно выражать накопившийся негатив. Как только куклы-аватары всех участников будут готовы, их можно сжечь, уничтожить любым доступным способом или переделать, преобразить во что-то другое. Например, превратить в символические камни и украсить их травой, цветами, или превратить аватар в снеговика или чучело, пусть охраняет огород от птиц.
Обсуждение: здесь каждый участник символически расстается с накопленным негативом, кто-то наоборот, не желает расставаться с куклой, жалея ее. Если это происходит, то психолог помогает осознать все выгоды болезни и позволить отпустить свою болезнь и расстаться с ее символом.