Стоит также подчеркнуть необходимость совершенствования системы партийных съездов и избирательной системы. Устав партии предусматривает, что партийные съезды всех уровней и низовые партийные съезды являются высшими органами власти и контроля партийных организаций всех уровней. В целях всесторонней реализации роли политического ядра, необходимо уважать демократические права членов партии и делегатов. В связи с этим требуется решить три вопроса. Во-первых, стоит урегулировать проблему проведения съездов в соответствии с графиком. Своевременное и четкое проведение съездов является тенденцией подавляющего большинства мест и регионов, тем не менее, в некоторых местах данный принцип реализуется не столь эффективно: например, определенные регионы уже давно не проводят регулярных партийных собраний или съездов, как это предусмотрено Уставом партии, и не избирают руководящий состав путем выборов; некоторые места экспериментируют с преобразованием уездных и муниципальных партийных съездов в постоянную систему. VIII Всекитайский съезд партии принял решение о введении постоянной системы партийных съездов, то есть срок полномочий делегатов соответствует сроку полномочий съезда. Съезды проводятся один раз в год на регулярной основе. Товарищ Дэн Сяопин отмечал: «Наиболее значительное преимущество постоянной системы съездов заключается в том, что она позволяет съездам стать эффективными и высшими органами принятия решений и контроля партии. Таким образом, достигается эффект, который вряд ли можно было реализовать в рамках первоначальной системы, когда съезды собирались раз в несколько лет, и каждый раз переизбирали делегатов». Опыт экспериментальных проектов подтверждает данное утверждение. Во-вторых, необходимо урегулировать вопрос содействия демократизации и научности основных решений в процессе формирования докладов о работе партийных съездов. В некоторых местах, чтобы изменить явление «тяжелых выборов» и «легкого принятия решений», был принят подход «двустороннего участия» при формировании рабочего доклада партийного комитета перед Центральными комитетом. Принцип «двухстороннего участия», с одной стороны, подразумевает необходимость докладывать вышестоящим партийным организациям и придерживаться научности в рамках доклада; с другой, стороны, подразумевает необходимость мобилизовать представителей партии для участия в дискуссии перед собранием, чтобы задействовать коллективные интеллектуальные ресурсы. Благодаря демократизации и научному принятию решений, удалось улучшить общее качество докладов, мобилизовать энтузиазм всех членов партии, преобразовать рабочий стиль партийного комитета и обеспечить развитие внутрипартийной демократии. В-третьих, необходимо урегулировать вопрос проведения альтернативных выборов. Суть данной системы заключается в том, чтобы соответствующим образом расширить границы избирательного права и позволить членам партии выбирать соответствующих кандидатов в делегаты съезда. В некоторых местах уделяется внимание совершенствованию метода отбора кандидатов, внедрению повторного голосования, рекомендации лучших кандидатов, уделяется внимание укреплению гласности на альтернативных выборах, предотвращению незаконного и беспорядочного поведения. Опыт в данной области необходимо тщательно обобщить, чтобы в дальнейшем совершенствовать избирательную систему.
Нельзя не упомянуть необходимость создания системы, способствующей коллективной роли партийных комитетов в принятии решений. Устав партии предусматривает, что руководящими органами партии на всех уровнях являются съезды всех уровней и избранные ими партийные комитеты. В периоды, когда партийный съезд не созывается, Пленарный комитет наделяется статусом руководящего органа партийной организации того же уровня и отвечает за руководство работой региона в соответствии с решениями съезда партии. В периоды, когда Пленарный комитет не созывается, ответственность за осуществление полномочий и функций возлагается на Постоянный комитет, который обязан выполнять указания вышестоящей партийной организации и постановления Пленарного комитета и организовывать регулярную работу, что соответствует принципу коллективного руководства в рамках демократического централизма. Однако в течение длительного периода роль партийного комитета зачастую заменялась ролью Постоянного комитета. Аналогичным образом, их полномочия могли находиться в противоречии. Для решения этой проблемы, в соответствии с решением XIII Всекитайского съезда, Центральный комитет взял на себя инициативу по созданию системы регулярных отчетов о работе Постоянного комитета перед Центральным Политбюро и Центральным комитетом. А также по соответствующему увеличению числа ежегодных заседаний Постоянного комитета, благодаря чему Центральный комитет сможет более эффективно исполнять роль по принятию решений. Под руководством Центрального комитета местные партийные комитеты должны изучить вопрос о создании систем и мер, способствующих коллективному принятию решений полным составом комитета. К ним относятся следующие мероприятия: разъяснение того, что Постоянный комитет должен выполнять решения Центрального комитета, быть подотчетным Центральному комитету и не должен заменять статус и полномочия Центрального комитета по принятию решений по основным вопросам, а тем более противостоять деятельности Центрального комитета. Надлежащее улучшение структуры членства Центрального комитета путем сокращения числа членов и увеличения числа заседаний в целях содействия своевременному принятию коллективных решений по основным вопросам. Улучшение порядка проведения заседаний Центрального комитета, разделение заседаний по принятию решений и заседаний по планированию работы; разработка системы для содействия коллективной роли Центрального комитета в принятии решений. Система частых контактов между Постоянным комитетом и членами Комитета или его специальных совещательных групп была создана для расширения возможностей членов Комитета участвовать в повседневной деятельности по принятию решений и регулярному контролю. Анализируя состояние экспериментальных проектов, можно сделать предположение об эффективности вышеупомянутых мер.
Не стоит забывать о необходимости реформировать систему коллективного руководства партийных комитетов. Коллективное руководство – один из высших принципов партийного руководства. Все вопросы, которые должны решаться коллективно Комитетом партии или Постоянным комитетом, подлежат всестороннему обсуждению и решению. Урегулирование вопросов отдельными лицами совершенно недопустимо. Ни один член партии не имеет права указывать, что может и чего не может делать руководящий состав, не говоря уже об отмене или отказе от реализации решения, принятого путем коллективного обсуждения. Отношения между секретарями и членами комитетов не являются отношениями, основанными на доминанте. При коллективном решении вопросов следует придерживаться таких принципов, как «один человек – один голос» и «меньшинство подчиняется большинству». Разумеется, особое мнение меньшинства заслуживает тщательного рассмотрения. В случае споров по основным вопросам, если обе стороны близки по численности, недопустимо поспешное принятие решений, за исключением чрезвычайных ситуаций. Важно способствовать взаимопониманию и поддержке между членами комитета на основе партийных принципов и поддерживать взаимное сотрудничество в интересах общей ситуации, а не критиковать «общую гармонию» или «дружеские взаимосвязи» в целом. При выполнении коллективных решений члены партийного комитета должны распределить обязанности и действовать согласованно, противостоя ситуации, в рамках которой никто не несет ответственности.
Принципиальное значение имеет внедрение системы демократических собраний руководящих кадров. Контроль между членами руководящего состава на всех уровнях является наиболее эффективным видом внутрипартийного контроля. Демократические собрания руководящих кадров являются проверенным методом достижения контроля. В этой связи необходимо придерживаться системы регулярного проведения демократических собраний, повышать качество собраний, пропагандировать смелость выявления противоречий, критики и самокритики, чтобы достичь цели разграничения «правильного» и «неправильного», устранения барьеров, укрепления единства и облегчения работы. Необходимо предотвращать и противодействовать уклонению от противоречий и отказу от активной идеологической борьбы; необходимо предотвращать и противодействовать фокусу на личных обидах, правых и виноватых, вовлечению в беспринципные споры. В последние несколько лет толерантное отношение к распространению буржуазного либерального мышления в партии и предоставление возможностей для распространения коррупции в рядах некоторых членов и кадров партии серьезным образом ослабило боеспособность. Это – серьезный урок, который необходимо запомнить.
Несомненно, важно укреплять организационную систему партии. Учитывая исторический опыт, товарищ Дэн Сяопин в 1980 г. отметил: «Различные ошибки, совершенные нами в прошлом, разумеется, были связаны с мышлением и партийным рабочим стилем определенных руководителей, однако, проблемы организационной и рабочей систем более важны, поскольку влияют на возможность смены цвета партии и страны, и оттого должны быть предметом пристального внимания всей партии». Говоря о прекращении волнений и подавлении беспорядков, происходивших в столице, можно отметить, что, с одной стороны, данный процесс затянулся ввиду несоблюдения принципов коллективного руководства и подрыва демократической централизации товарищами, руководившими работой Центрального комитета. С другой стороны, ошибки, связанные с поддержкой, попустительством буржуазной либерализации и расколом партии, были окончательно пресечены и урегулированы по причине существования более прочной организационной системы партии. Данный факт говорит о важности институционального строительства, как в положительном, так и в отрицательном смысле. Это напоминает нам о том, что поддержание эффективной системы важнее, чем разработка. Институты и люди неразделимы. Качества членов партии и, главным образом, их партийность, влияют не только на возможность создания эффективной системы, но и на то, удастся ли ее реализовать. Именно по этой причине строительство и реформа организационной системы должны быть тесно интегрированы в деятельность по укреплению партийного образования и повышению качества членов и кадров партии.
[1] Обр. о громогласных заявлениях, не подтвержденных действиями
[2] Обр. о невозможности довести дело до конца
(Май, 1993 г.)
Создание социалистической рыночной экономики в Китае – это великое творение, масштабное изменение, сложный проект социальной системы, который только начался и пройдет долгий путь в будущем. В течение примерно шести месяцев с момента проведения XIV Всекитайского съезда партии все стороны проводили изыскания, составляли планы и задумывались над различными вопросами. Теоретические дискуссии и практические исследования оперативно разворачиваются, демонстрируя тенденцию к прорыву, что представляет собой благоприятный знак. Ниже мне хотелось бы ознакомить читателя с моим пониманием некоторых вопросов в области улучшения партийного строительства в контексте социалистической рыночной экономики.
I. Развитие социалистической рыночной экономики должно содейство вать росту осведомленности и обеспечению идейного единства
Доклад, представленный товарищем Цзян Цзэминем в ходе XIV Всекитайского съезда партии, обобщает практику и основной опыт партийного руководства за последние пятнадцать лет. В частности, отмечается, что наиболее фундаментальным аспектом опыта является непоколебимая приверженность основной линии партии, руководствующейся теорией строительства социализма с китайской спецификой; подчеркивается, что реформа является революцией, требующей дальнейшего освобождения и развития производительных сил в условиях социализма, что является единственным путем достижения модернизации в Китае. Определятся, что целью реформы экономической системы Китая является создание системы социалистической рыночной экономики на основе доминанты общественной собственности и распределения по труду в качестве основы, дополненной экономическими компонентами и способами распределения. Что позволит рынку играть фундаментальную роль в распределении ресурсов под макроэкономическим контролем государства и адаптировать экономическую деятельность к требованиям закона стоимости и изменениям спроса и предложения. Благодаря функции ценового рычага и механизму конкуренции ресурсы рационально распределяются по более эффективным аспектам, предприятия получают стимул для отсева наилучшего и наихудшего; преимущества рынка в отражении различных экономических сигналов используются для содействия своевременной координации отношений производства и спроса. Иными словами, система социалистической рыночной экономики – это экономическая система, сочетающая сильные стороны рынка в распределении ресурсов с превосходством социалистической системы. В докладе съезда подробно рассматриваются структура собственности, система распределения, необходимость усиления макроконтроля и более эффективного использования преимуществ как плановых, так и рыночных инструментов. Данные положения важны и глубоки и требуют тщательного изучения, понимания и освоения, благодаря чему можно более эффективно направлять нашу работу.
Содержание бесед товарища Дэн Сяопина с партийными и хозяйственными руководителями южных провинций и доклад товарища Цзян Цзэминя на XIV Всекитайском съезде партии разрешили противоречие, согласно которому рыночное регулирование рынка является экономическим инструментом, а не тем, что определяет существенные признаки социальной системы. Долгое время мы игнорировали товарную экономику, отвергали и отвергаем рыночную экономику как нечто уникальное для капитализма, считая ее несовместимой с социалистической системой. В результате наших убеждений мы пострадали и вынесли ценные уроки. Товарищ Дэн Сяопин утверждал, что плановая экономика не равносильна социализму, поскольку капитализм также существует в рамках планирования; рыночная экономика не равносильна капитализму, поскольку в условиях социализма также существуют рынки. Он был убежден, что планирование и рынки – это экономические инструменты; и что перевес в сторону одного из аспектов не предполагает существенной разницы между социализмом и капитализмом. Его лаконичные и четкие слова содействовали кардинальному устранению идейных оков, противопоставлявших планирование рынку и приравнивавших плановую и рыночную экономику к основной системе общества. Таким образом, удалось добиться значительного раскрепощения сознания. Содержание бесед товарища Дэн Сяопина с партийными и хозяйственными руководителями южных провинций и доклад товарища Цзян Цзэминя на XIV Всекитайском съезде партии, затрагивающие соотношение планирования и рынка, представляют собой скачок вперед в понимании партией научного социализма. Скачок, символизирующий прогресс в единстве освобождения и прагматизма, являющийся знаком твердой приверженности пути социализма с китайской спецификой. Разумеется, факт быстрого принятия концепции рыночной экономики обладает и практической основой. С момента выдвижения принципа «отводить центральное место экономическому строительству» в ходе Третьего пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, было принято решение придерживаться двух основных положений и следовать пути социалистического развития, активно развивая товарную экономику. Таким образом, роль и сферы действия рыночных механизмов постепенно расширялись, разворачиваясь с юга на север. Данный виток развития сыграл чрезвычайно важную роль в продвижении реформ, открытости и модернизации за последние пятнадцать лет. Люди постепенно осознали, что для активного развития товарной экономики необходимо придавать особое значение роли рынка. Рынок как экономический инструмент, как и другие инструменты, может сочетаться с базовой социалистической системой для содействия освобождению и развитию производительных сил.
Говоря о социалистической рыночной экономике, недопустимо акцентировать внимание исключительно на рыночной составляющей данного термина. Использование понятия «рынок» в одной связи с «социализмом», равно как и использование понятия «социализм» наравне с «рынком», не является навешиванием ярлыков. Способы регулирования рыночной экономики и механизмы функционирования весьма полезны для развития производительных сил, что обуславливает необходимость применения. Несмотря на то, что рынок зародился ввиду развития капитализма, он также сформировался и установился с развитием социализированного массового производства. Именно по этой причине необходимо и можно смело использовать рыночные механизмы. В данном отношении необходимо стремиться к раскрепощению сознания и добросовестно учиться тому, что непонятно. Наряду с этим, следует отметить, что мы строим новую систему рыночной экономики в социалистических условиях, чтобы сформировать экономическую систему, служащую грандиозной цели строительства социализма с китайской спецификой. Если создание социалистической рыночной экономики в Китае – это новая революция, которую мы совершаем для дальнейшего освобождения и развития производительных сил, то, значит, мы содействуем рождению великого творения. Основополагающее значение в контексте данного строительства имеет установление новой экономической системы, органично сочетающей в себе рыночную экономику и базовую социалистическую систему. Стремление установить систему исключительно рыночной экономики привело бы к возможности копирования у других стран ввиду отсутствия необходимости самостоятельного создания. Скопировать систему рыночной экономики было бы нелегко, поскольку в мире существует немало стран с рыночной экономикой. Страны, сформировавшие модель рыночной экономики в условиях капитализма, следуют различным моделям развития, которые демонстрируют различные результаты. Существует лишь несколько стран, действительно сыгравших значительную роль в рациональном распределении ресурсов и факторов производства или проявивших себя в этом отношении значительно лучше других. Копирование или подражание не является характерной чертой нашей партии, поскольку бездумное воспроизведение не представляет собой необходимый навык, который может дать положительные результаты. Рабочий партийный стиль и способности Коммунистической партии Китая заключаются в творческой инициативе, в творческом применении инструментов рыночной экономики к делу китайского социализма, в сочетании их с основной системой и в создании новой экономической системы, функционирующей лучше, чем в капиталистических условиях. Благодаря прилагаемым усилиям можно действительно создать новую экономическую систему, которая работает лучше, чем рыночная экономика при капитализме, экономическую систему, которая может продемонстрировать более значительные преимущества для экономического развития и социального прогресса. Строительство системы социалистической рыночной экономики – беспрецедентный вклад в мировое развитие со стороны нашей партии и китайского народа. По этой причине я считаю примечательным тот факт, что в результате визита товарища Дэн Сяопина на Юг в рядах партии и народа страны поднялась новая волна раскрепощения сознания, что обусловило дальнейшее развитие духа поиска истины на основе фактов. Таким образом, цель реформы – создание системы социалистической рыночной экономики. Мы должны стремиться внести всю изобретательность и мудрость в завершение великого творения.
В течение семидесяти лет с момента основания Коммунистическая партия Китая стала более сильной, творческой и зрелой, что напрямую связано со способностью сочетать основные принципы марксизма с конкретной реальностью Китая. В первые двадцать восемь лет после рождения партии мы следовали пути демократической революции с китайской спецификой. Исследование пути и успех были, в конечном счете, результатом руководства первого поколения руководящего состава ЦК КПК во главе с товарищем Мао Цзэдуном, ведущего партию, объединяющего и опирающегося на народ, творчески сочетающего марксизм-ленинизм с практикой китайской демократической революции и с реалиями полуколониального и полуфеодального китайского общества. В ходе данного исторического этапа Коммунистическая партия Китая вела многонациональный народ страны к великому освобождению и развитию общественных производительных сил, что было достигнуто в основном путем борьбы с китайской спецификой и разрушения старой системы. После провозглашения социалистической системы стало очевидно, что основные социальные противоречия принципиально отличаются от вопросов, существовавших до основания Нового Китая, и от проблем, существовавших в переходный период и заключавшихся в противоречии между растущими материальными и культурными потребностями народа и отсталым общественным производством. Каков путь дальнейшего освобождения и развития общественных производительных сил в подобных исторических условиях? Коммунистическая партия Китая приложила усилия для изучения этого вопроса, добилась важных успехов, пережила серьезные перипетии.
Второе поколение руководящего состава ЦК КПК во главе с товарищем Дэн Сяопином направляло партию, объединяло и опиралось на народ, творчески сочетало марксизм с реальностью современного Китая, нашло правильный путь строительства социализма с китайской спецификой. Придерживалось основной линии партии в качестве руководства, посредством осуществления реформ и открытости способствовало новому освобождению и развитию общественных производительных сил в новых условиях. Коммунистическая партия Китая достигла грандиозных успехов, которые привлекли внимание всего мира. Путь к демократической революции с китайской спецификой и путь к социалистическому строительству с китайской спецификой были пройдены под руководством марксистской партии с китайской спецификой – Коммунистической партии Китая. Отличительная черта партии заключается в творческом духе, в умении сочетать марксизм-ленинизм с китайской действительностью, в отказе от догматизма и эмпиризма. Существование догматизма и эмпиризма нивелировали бы вероятность успеха демократической революции, нового пути строительства социализма с китайской спецификой, великих достижений реформ и открытости за последнее десятилетие.
Коммунистическая партия Китая, как авангард рабочего класса и представитель передовых общественных производительных сил Китая, всегда идет в первых рядах освобождения и развития производительных сил и прогрессивных социальных перемен, и тесным образом связывает освобождение и развитие производительных сил с реализацией социализма и коммунизма. В настоящее время система социалистической рыночной экономики не может быть создана без партийного руководства и созидания народа под руководством партии и научной теории. И, разумеется, недопустимо игнорировать великую практику, говоря о собственном партийном строительстве и руководящей роли партии в отрыве от практических действий. Партийное строительство должно адаптироваться к изменениям ситуации и постоянно совершенствовать аспекты, несовместимые с новой ситуацией и новыми задачами. Цель улучшения несовместимых аспектов заключается в более эффективной реализации роли ведущего ядра и боевого форпоста в великой практике освобождения производительных сил и их развития, в более эффективной реализации авангардной и образцово-показательной роли членов Коммунистической партии Китая. Многие товарищи говорят о том, что партия должна адаптировать собственное строительство к требованиям системы социалистической рыночной экономики. Необходимо четко осознавать, что укрепление и совершенствование партии – это не просто адаптация, поскольку адаптация не является самоцелью. Адаптация – это повышение роли партии как лидера, благодаря чему можно осуществлять более качественное руководство реформами для создания новой экономической системы, невиданной в истории человечества, новой экономической системы, функционирующей более эффективно, чем система рыночной экономики в условиях капитализма. Что касается главенствующей темы партийного строительства в новый период, то, как неоднократно отмечал Центральный комитет, она остается прежней: преобразовать партию в более сильное руководящее ядро, способное вести многонациональный народ в строительстве социализма с китайской спецификой.
Создание системы социалистической рыночной экономики предполагает глубокие изменения, затрагивающие все сферы, от экономического базиса до надстройки, затрагивающие систему партийного руководства и собственное партийное строительство. Потребуется еще двадцать-тридцать лет усилий для создания полной и более устоявшейся системы социалистической рыночной экономики. Данный процесс будет периодом перехода от старой системы к новой, вследствие чего возникнут новые трения, новые проблемы, противоречия интересов, несовместимость тех или иных явлений. Правильный анализ, понимание сути противоречий и последовательное решение проблем зависят от совместных усилий всех товарищей по партии, от творческой практики широкой общественности, от самоотверженного поиска, активных изысканий и практической работы товарищей на организационно-кадровом фронте. Организационнокадровая работа играет чрезвычайно важную роль в развитии социалистической рыночной экономики. Эффективное осуществление работы со стороны соответствующих ведомств выступает организационным гарантом и поддержкой для создания и совершенствования системы социалистической рыночной экономики и активного, всестороннего и правильного осуществления основной линии партии. Необходимо не только стремиться решить актуальные проблемы, но и заблаговременно предпринимать условия для решения будущих задач и вопросов, которые могут возникнуть в перспективе. В настоящее время ситуация благоприятная, возможности – редкие. Внутренние условия и международная обстановка в целом благоволят созданию социалистической рыночной экономики и ускоренному и качественному развитию экономики Китая, благоволят разрешению противоречий и проблем, с которыми мы сталкиваемся при движении вперед. Мы надеемся, что товарищи, занимающиеся организационно – кадровой работой, воспользуются возможностями, будут придерживаться теории Дэн Сяопина о строительстве социализма с китайской спецификой в качестве фундаментального руководства. Приложат усилия для изучения новых ситуаций, решения новых проблем и обобщения нового опыта, чтобы внести новый и более значительный вклад в непрерывное улучшение организационно-кадровой работы, в создание прочной системы социалистической рыночной экономики и в строительство социализма с китайской спецификой.