Книга Коммунистическая партия Китая и Китай периода политики реформ и открытости - читать онлайн бесплатно, автор Кэян Чжэн. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Коммунистическая партия Китая и Китай периода политики реформ и открытости
Коммунистическая партия Китая и Китай периода политики реформ и открытости
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Коммунистическая партия Китая и Китай периода политики реформ и открытости

В контексте строительства социализма недопустимо исключать обучение на прогрессивных примерах и заимствование передовых достижений мира. Будь то наука и технологии или механизмы управления, необходимо заимствовать все аспекты передового опыта, чтобы создавать блага для нашего народа и способствовать строительству социализма. Тем не менее, особо важно ценить собственные преимущества и использовать их в полной мере. Верно, что общественные производительные силы в нашей стране по-прежнему относительно отстают от производительных сил других стран в некоторых областях. Однако в связи с установлением передовых производственных отношений и использованием преимуществ социализма в великих делах, в прошлом нам удалось успешно запустить проект «Две бомбы, один спутник» [1], сформировавший статус Китая как ядерной и космической державы. В течение последних двадцати лет мы добились всемирно известных достижений в разных сферах. Целью Центрального комитета в рамках создания системы социалистической рыночной экономики является объединение «социализма» и «рыночной экономики». Смысл заключается в том, чтобы в полной мере использовать не только преимущества социалистического строя, но и фундаментальную роль рационального распределения ресурсов с помощью рыночных средств. Процесс объединения представляет собой инновационный процесс, основная цель которого состоит в содействии дальнейшему освобождению и развитию общественных производительных сил. Коммунистическая партия Китая – авангард рабочего класса, члены Коммунистической партии Китая – партийные передовики, вследствие чего должны открывать новые пути развития общественных производительных сил, всегда смело и эффективно осуществлять исследования и внедрять инновации. Нельзя копировать, игнорируя собственные преимущества. Механическое заимствование чужого опыта равносильно слепому подражанию, в результате которого нельзя назваться представителями передовых социальных производительных сил и представлять их интересы. Остановка собственного развития затрудняет осознание требований к развитию передовых производительных сил. Бессознательное реформирование и совершенствование социалистического строя аналогичным образом препятствует и замедляет развитие производительных сил, что совершенно неприемлемо. Факт быстрого развития производительных сил общества в течение последних двадцати лет доказывает абсолютную правильность выбора придерживаться совместного развития различных секторов экономики при доминанте социалистической общественной собственности, развития рыночной экономики на основе социалистического строя, противодействия приватизации. Более эффективное сочетание преимуществ социализма с сильными сторонами рыночной экономики позволяет более ярко демонстрировать новаторский дух авангарда и более активно открывать пути развития передовых общественных производительных сил Китая. Таким образом, руководствуясь целью представлять требования развития передовых производительных сил китайского общества, необходимо придерживаться диалектического единства и взаимной адаптации производительных сил и производственных отношений, надстройки и экономической основы, идти в авангарде времени и смело вводить новшества.

Вопрос: «Вторым базисом идеи «тройного представительства» является тезис, утверждающий, что «Коммунистическая партия Китая представляет прогрессивное направление китайской передовой культуры». Это – новая формула, не существовавшая раннее. Расскажите, пожалуйста, как Вы понимаете это утверждение?»

Ответ: «Культура включает идеологию и мораль, науку и технологии. На начальном этапе социализма в культурных областях сосуществуют передовые и отсталые явления. Как правило, под «передовой культурой» понимается научная, здоровая и прогрессивная культура, представляющая будущее развитие, благоприятная для социального прогресса, включающая в себя как выдающиеся аспекты исторического культурного наследия, так и современную инновационную культуру. Наряду с этим, «передовая культура» содержит как уникальную культуру китайской нации, так и высшее выражение совокупной прогрессивной культуры человечества. Все составляющие «передовой культуры» могут быть использованы нашей партией в качестве ценных активов, направленных на объединение многонационального народа страны и всестороннее улучшение различных качеств нации. Поскольку служат некоего рода духовной силой и интеллектуальной поддержкой партии, благодаря которым можно вести народные массы в целях содействия прогрессу и социальному развитию. Что заслуживает серьезного рассмотрения, так это то, на каком основании мы, члены Коммунистической партии Китая, представляем прогрессивное направление китайской передовой культуры? Думаю, фундаментальное значение имеет марксизм, являющийся научной системой, раскрывающей законы общественного развития. Марксизм, представляющий собой мощное идеологическое оружие, направляющее нас к эффективному преобразованию объективного и субъективного миров. В действительности, Коммунистическая партия Китая может стать организованным, боевым, творческим авангардом, на постоянной основе, представляющим интересы широких народных масс и постоянно способствующим историческому прогрессу. Причина заключается в вооружение марксизмом. Не вооружая мышление марксизмом, не руководствуясь постулатами марксизма в действиях, можно утратить передовой характер, что, разумеется, неблагоприятно скажется на наших дальнейших достижениях. Данный факт не означает, что марксизм обеспечивает все научные и культурные знания. Тем не менее, понимание марксизма позволяет четко идентифицировать и усваивать прогрессивные идеи и культурные особенности прошлого и современности, которые Китай и зарубежные страны могут впитывать и использовать, чтобы приносить пользу обществу и людям.

Несколько дней назад товарищ поделился со мной статьей под названием «Манифест XXI века: Манифест Коммунистической партии, охватывающий сто пятьдесят лет» под авторством британского писателя Алана Вудса. Он утверждает: ««Манифест», представленный нам, утонченно и глубоко дает замечательные ответы на основные глобальные явления, беспокоящие нас в настоящее время. Фактически, «Манифест Коммунистической партии» сегодня выглядит более правильным, чем в 1848 г. в момент рождения». Рассмотрим следующий пример: в период, ознаменовавшийся деятельностью Маркса и Энгельса, события крупных транснациональных корпораций представляли собой лишь отголоски далекого мира. Однако в то время они указывали, что «свободное предпринимательство» и конкуренция неизбежно приведут к накоплению капитала и монополии на средства производства. Бесспорным фактом является то, что процесс накопления капитала, предсказанный Марксом, не только имел место быть в прошлом, но происходит и в настоящее время, достигая беспрецедентного уровня в течение последних десяти лет. Создание крупных транснациональных компаний, мощные союзы и слияния, возникшие на волне экономической глобализации, представляют собой монополии на капитал. В прошлом экспансия капитализма опиралась на оружие, теперь же полагается на контроль над экономическими путями выживания других стран и максимизацию прибыли. Я считаю, что к мнению Алана Вудса следует относиться серьезно. Без преувеличения можно сказать, что марксизм – наука, обобщающая историю и рассматривающая будущее развитие. Мы, члены Коммунистической партии Китая, должны твердо придерживаться марксизма и отстаивать руководящую позицию данной концепции в области идеологии и культуры в нашей стране.

В условиях политики реформ и открытости, а также развития социалистической рыночной экономики, улучшение производственных отношений и революция производительных сил требуют изменения мышления и представлений, отвечающих требованиям времени. Однако подобного рода реформа ни в коем случае не является и не может отрицать значительное влияние передовой идеологии и культуры марксизма на прогресс человеческого общества. Факты доказывают, что в мире сложных противоречий неизбежно столкновение различных идейных течений и иногда переполнение немарксистских или даже антимарксистских тенденций. В подобных условиях наши товарищи должны изучать и утверждать постулаты марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна и в особенности теории Дэн Сяопина. В противном случае невозможно сохранять благоразумие, будет трудно отличать «правильное» от «неправильного» в основных мыслях и принципах, следовательно, мы не только не сможем представлять направление развития передовой культуры Китая, но, возможно, даже не будем в состоянии осознать судьбу. С помощью марксизма мы можем решительно поддерживать культурные аспекты, способствующие развитию передовых общественных производительных сил, национальному единству, процветанию страны и счастью людей, поддерживать культурные аспекты, направляющие людей в стремлении к истине, добру и красоте, в сопротивлении фальсификациям и злу. Истинные члены Коммунистической партии Китая должны взять на себя историческую ответственность за воспевание главной темы и прочное закрепление идеологического и культурного фронта с точки зрения марксизма. В практической работе необходимо сочетать активную пропаганду здоровой, благотворной и новаторской культуры с культурой, решительно противостоящей негативному упадку и вырождению. Принципиально важно наследовать культурную сущность, оставшуюся от процесса исторического развития, сочетая с постоянным созданием новых культурных составляющих, основанных на потребностях строительства социализма с китайской спецификой. Принципиально важно сочетать культурные достижения Китайской Народной Республики, пропаганду и изучение передовой идеологии и морали, отстаивать научную цивилизацию наряду с устранением отсталости, невежества и критики ошибок. Чрезвычайно опасно, когда коммунисты одобряют отсутствие прогресса, поклоняются декадентской идеологии и культуре феодализма и капитализма, преобразуют границы между истиной, добром, красотой и ложью. «Фалуньгун» и иные культовые движения, не лишенные определенных заблуждений, смогли обмануть множество людей и даже некоторых членов партии и кадровых работников, побудив принимать участие в незаконной деятельности. Лично мне, в конечном счете, по-прежнему не хватает изучения передовых идей и научно-культурных достижений. Также существуют проблемы в области мировоззрения, заслуживающие бдительности. Следует серьезно относиться к урокам, извлеченным из опыта».

Вопрос: «Тезис, согласно которому «Коммунистическая партия Китая представляет коренные интересы самых широких слоев китайского народа», используется в Уставе для обозначения характера партии, принятым после XII Всекитайского съезда партии. Таким образом, данное положение появилось раньше любых новых идей концепции «тройного представительства». Не могли бы Вы высказать собственное мнение на этот счет?».

Ответ: «Коммунистическая партия Китая представляет коренные интересы самых широких слоев китайского народа, она конкретна и практична. Данный тезис воплощен в представлении потребностей развития передовых общественных производительных сил Китая, в прогрессивном направлении передовой культуры, в программе борьбы партии, в целях, задачах и фундаментальных установках. На данном этапе наша партия ведет народ к строительству социалистической экономики, политики и культуры с китайской спецификой, неуклонно претворяя в жизнь основную линию с тезисом «один центр и два основных момента» в качестве основного содержания, отражая коренные интересы самых широких слоев. Китай стремится мобилизовать, укрепить и направить энтузиазм народных масс, реализовать, защитить и отстоять интересы людей. Это – основная причина того, почему народные массы, несмотря на некоторые поводы для недовольства, так или иначе, поддерживают партийное руководство. Лишившись поддержки народа, партия потеряет источник силы и мудрости, и даже основные условия для выживания.

Коммунистическая партия Китая мужественно боролась на протяжении десятилетий. По окончании демократической и социалистической революции старая система была разрушена, что привело к созданию новой. Народ стал полноправным хозяином в собственном доме, то есть в государстве, благодаря чему удалось осуществить величайшее освобождение производительных сил. В течение прошедших двадцати лет Коммунистическая партия Китая проводила исследования и способствовала самосовершенствованию социалистической системы в условиях реформ и открытости. Нам удалось найти способ дальнейшего освобождения общественных производительных сил, содействия общему социальному прогрессу, осуществить согласованное развитие социалистической материальной и духовной культур. Таков правильный путь. Чтобы представлять фундаментальные интересы народных масс, особенно важно сформулировать политическую линию и соответствующие политические установки, представляющие интересы общественности, корректно и всесторонне осуществить на практике, тем самым принося ощутимую пользу людям. Необходимо эффективно защищать интересы людей, оперативно выявлять и исправлять всевозможные ошибочные идеологические тенденции и модели поведения, отклоняющиеся от правильной линии и политических установок. Наша партия уже обладает линией и политическим курсом, правильность которых доказана через призму практики. Действия в соответствии с собственными разумениями в реализации партийных установок, также как и поверхностная реализация, нанесут значительный вред интересам людей. Коррупционные явления, такие, как злоупотребление служебным положением с целью достижения личной выгоды и попирание закона, не только подрывают развитие производительных сил, но также наносят серьезный ущерб процессу строительства прогрессивной передовой культуры и интересам народных масс. В эпоху партийной политики людям нужно выбирать партию, которая в состоянии представлять их интересы и вести их вперед. Выбор народа не всегда согласован. Ключ кроется в том, что политическая партия, поддерживаемая народом, не должна действовать вразрез с интересами народных масс и терять собственную природу. Подобный опыт и соответствующие уроки встречаются во всех странах мира и в истории нашей страны. Наша партия является авангардом рабочего класса. Когда дело доходит до представления интересов подавляющего большинства людей, мы должны в первую очередь представлять интересы рабочих, крестьян, интеллигенции и других трудящихся, чтобы принести им блага. Наши товарищи всегда и при любых обстоятельствах должны рассматривать интересы наиболее широких народных масс в качестве высших стандартов собственной работы, слов и действий, ставить интересы народа на первое место, смиренно прислушиваться к критическим замечаниям с целью исправления моделей мышления и поведения, несоответствующих интересам людей. В частности, необходимо научиться понимать и разрешать противоречия в новой ситуации, усердно работать над урегулированием отношений интересов в рамках реформ, укреплять сплоченность партии, укреплять и расширять массовую базу партийного управления».


[1] Проект «Две бомбы, один спутник» подразумевает атомную бомба, водородную бомба иискусственный спутник Земли.


Статья, написанная в результате изучения доклада XVI Всекитайского съезда партии. Мероприятие особой важности – поднять знамя социализма с китайской спецификой, встать на правильный путь, утвердить цели и осуществлять эффективное управление

(Ноябрь, 2002 г.)

Ноябрь в Пекине выдался холодным, однако сердца народных масс сохраняли тепло. Наш журналист в ходе недавнего визита в столицу отметил, что лица представителей XVI Всекитайского съезда партии и многочисленных членов и кадров партии за пределами съезда были преисполнены радости и трепетного волнения. Все испытывали столь сильный душевный подъем, что не могли найти слов для выражения чувств.

На днях в административном здании Центра политических исследований ЦК КПК наш журналист взял интервью у товарища Чжэн Кэяна, вице-президента Национальной ассоциации исследований в области партийного строительства и бывшего заместителя директора Центра политических исследований ЦК КПК. Беседа касалась изучения доклада XVI Всекитайского съезда партии. Товарищ Чжэн Кэян считает, что XVI Всекитайский съезд партии прошел весьма благополучно и успешно, поскольку в действительности представлял собой сплоченный, победоносный и прогрессивный съезд. В рамках воплощения в жизнь основных установок XVI Всекитайского съезда партии важнейшей задачей в настоящее время является изучение доклада товарища Цзян Цзэминя. Перед тем, как приступить к изучению доклада XVI Всекитайского съезда партии, необходимо всесторонне осознать важное практическое и глубокое историческое значение съезда. XVI Всекитайский съезд – первый съезд, проведенный партией в новом столетии. Это – новая веха эпохального значения в истории неустанной борьбы Коммунистической партии Китая за процветание государства и возрождение нации. Начался новый век. Население Китая, насчитывающее 1.3 млрд человек, ряды партии, включающие в себя более 60 миллионов членов, политические организации и люди всего мира уделяют особое внимание тому, как Коммунистическая партия Китая ведёт страну к дальнейшему всестороннему формированию новой ситуации в деле социализма с китайской спецификой и открытию новых страниц в книге великого дела. Можно сказать, что данный вопрос является объектом всемирного внимания.

Чжэн Кэян отметил, что в ходе XVI Всекитайского съезда партии удалось проанализировать и обобщить работу последних пяти лет и опыт, накапливаемый в течение тринадцати лет, настаивая на руководстве с использованием основной теории и линии партии. В течение тринадцати лет, прошедших с момента смены второго и третьего поколений руководящего состава ЦК КПК, в Китае произошли значительные изменения, затрагивающие различные области. Общество развивается стремительными темпами, уровень партийного руководства высок настолько, что оказывает беспрецедентное влияние на будущее китайской нации, Юго-Восточной Азии и всего мира. Данные явления очевидны для всех. Успехи, достигнутые на протяжении прошедших тринадцати лет, навсегда останутся в истории. Вспоминать и обобщать историю пройденного этапа, осознавать славные достижения, выдающиеся результаты и накопленный опыт чрезвычайно важно. Именно благодаря этому Коммунистическая партия Китая идет в ногу со временем и успешно достигает стратегических целей национального развития в рамках стратегии «трех шагов». Опыт, аккумулированный партией в процессе бурных изменений мировой ситуации и замечательных тринадцати лет социалистической модернизации, имеет особую ценность. В докладе XVI Всекитайского съезда партии обобщаются и отражаются основополагающие аспекты опыта, фундаментальное значение имеют важные идеи «тройного представительства».

Концепция «тройного представительства» представляет собой квинтэссенцию последних и важнейших достижений теоретического новаторства Коммунистической партии Китая, является высшим выражением великой практики и мудрости партии и народа страны в контексте нового периода, предоставляет нам мощное идеологическое оружие для всестороннего продвижения социалистической модернизации и великого нового проекта партийного строительства. VII и XV Всекитайские съезды партии включили идеи Мао Цзэдуна и теорию Дэн Сяопина в Устав партии. Аналогичным образом, XVI Всекитайский съезд партии утвердил важные идеи «тройного представительства» наряду с марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина в качестве руководящей идеологии, которой партия обязана придерживаться в течение длительного периода времени, что, несомненно, является важным историческим решением, нацеленным на долгосрочную перспективу.

Чжэн Кэян подчеркнул, что товарищ Цзян Цзэминь в докладе, прочитанном в ходе XVI Всекитайского съезда партии, обозначил важные проблемы, продемонстрировав всестороннее владение ситуацией, обобщил опыт прошлого и обозначил перспективы будущего с точки зрения времени и истории. Он четко поставил цели и основные направления политических установок партии нового столетия в рамках нового этапа, ответил на ряд основных вопросов, касающихся текущего и долгосрочного развития страны, всесторонне спланировал решение вопросов, затрагивающих экономику, политику, культуру, воссоединение Китая, военную и национальную оборону, партийное строительство. Доклад товарища Цзян Цзэминь будет служить политической декларацией и программой действий партии в новом столетии и на новом этапе, направляя партию и народ страны к победам на пути строительства социализма с китайской спецификой. Чжэн Кэян отметил, что, в рамках нового столетия, нового этапа, новой ситуации и новых задач, XVI Всекитайский съезд партии ознаменовался передачей власти лидерам «четвёртого поколения» руководителей КНР – в должности генерального секретаря ЦК КПК Цзян Цзэминя сменил Ху Цзиньтао. Новое поколение центрального руководства получило сердечную поддержку и доверие партии и народа страны, придав миру новый облик. Современное поколение руководства Центрального комитета отражает дальновидность руководящего состава ЦК КПК третьего поколения во главе с товарищем Цзян Цзэминем и высокий моральный дух товарищей старшего поколения, добившихся знаменательных успехов в работе на благо партии и страны. От поколения Мао Цзэдуна до поколения Дэн Сяопина придавалось особое значение исследованию внутрипартийной демократии, однако, смена поколений руководящего состава была ограничена сложными факторами и условиями окружающей среды. В настоящее время в процессе смены поколений члены руководящего состава сильно изменились. Тем не менее, переход произошёл плавно, стабильно и упорядоченно, что полностью отражает тот факт, что Центральный комитет партии находится на правильном пути институционализации и стандартизации, благодаря чему партия становится более зрелой в политическом и организационном отношении.

Говоря о необходимости изучения и осмысления доклада XVI Всекитайского съезда партии, товарищ Чжэн Кэян отметил, что не является исключением из правил и, соответственно, изучает основные установки доклада. СМИ сообщают о впечатлениях, оставшихся у представителей XVI Всекитайского съезда партии. Чжэн Кэян уверен, что все выступающие достойно проявили себя. Доклад XVI Всекитайского съезда партии – это политическая декларация и программа действий нашей партии, руководящая работой в новом столетии. По мнению Чжэн Кэяна, в рамках изучения содержания доклада принципиально важно обратить внимание на четыре вопроса, требующих определенных временных затрат для углубления понимания и усвоения.

Во-первых, стоит отметить вопрос о теоретическом знамени. Знамя какой теории и насколько эффективно несет Коммунистическая партия Китая? Суть в данного вопроса заключается в осознании того, какая теоретическая система руководит мыслями и действиями членов партии. С момента основания Коммунистическая партия Китая четко установила необходимость высоко держать знамя марксизма. Данный факт – неоспоримая действительность. Тем не менее, в ходе исторического процесса неизбежно возникает вопрос, можно ли в действительности держать знамя марксизма? Если да, то каким образом можно достойно, высоко и эффективно держать знамя марксисткой идеологии? В выступлениях от 1 июля прошлого года и 31 мая текущего года товарищ Цзян Цзэминь выдвигал следующее предложение: необходимо обладать научным отношением к марксизму. В его речах подчеркивалась необходимость рассматривать марксизм как научную истину, следующую тенденциям времени, а не жесткую догму, не приемлющую изменений. Данное требование имеет особую значимость. Теоретическое превосходство марксизма заключается в способности данной теории следовать тенденциям времени и постоянно вводить новшества. Члены Коммунистической партии Китая твердо придерживаются идеи объединения основных принципов марксизма-ленинизма с конкретной реальностью социального развития Китая, стремятся применять научное мировоззрение и аспекты методологии правильного определения ситуации, анализа противоречий и решения различных проблем на пути, благодаря чему постоянно одерживают победы и строят будущее. Так возникли идеи Мао Цзэдуна, так возникла теория Дэн Сяопина. Наша партия последовательно включила истины китаизированного марксизмы, развивающиеся с течением времени, в Устав партии. В настоящее время мы включаем важные идеи «тройного представительства» наряду с идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина в Устав партии, и утверждаем данные теоретические достижения в качестве руководящих принципов, которых необходимо придерживаться в течение длительного временного периода. Недопустимо пренебрегать их значимостью. Неспособность привносить новое, нежелание по достоинству оценивать теоретическое значение и исторический статус важных идей «тройного представительства» приводит к невозможности всестороннего осознания и практического применения научного содержания и фундаментальных требований концепции, вследствие чего становится невозможным поддерживать идейно-политический прогресс. В результате двух лет изысканий и исследований представление и понимание смысла важных идей «тройного представительства» постепенно углублялось. Тем не менее, современного уровня по-прежнему недостаточно. Изучая доклад XVI Всекитайского съезда партии и Устав партии, принятый в ходе съезда, необходимо содействовать подъёму новой волны изучения марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина и важных идей «тройного представительства». Принципиально важно использовать постоянно развивающуюся идеологию марксизма для воспитания кадров, вооружения партии и руководства рабочими процессами, в чем и заключается основная задача идейно-практического объединения всей партии.