У кого есть, тому Бог даст еще, и будет у него избыток, а у кого нет, у того и то, что есть, Он отнимет.
Я потому говорю с ними иносказаниями, что они смотрят – и не видят, слушают – и не слышат, и не понимают.
Так исполнилось на них пророчество Исайи, гласящее:
„Ушами будете слушать – и не поймете,
глазами смотреть – и не увидите!
Заплыло жиром сердце этого народа,
туги они стали на ухо,
и сомкнулись у них глаза.
А иначе глазами увидели бы,
и ушами услышали бы,
сердцем поняли бы.
И тогда ко Мне обратились бы,
и Я бы их исцелил“.
Вашим глазам посчастливилось – они видят, и ушам посчастливилось – они слышат.
Поверьте, много пророков и праведников хотели увидеть то, что видите вы, но не увидели и услышать то, что слышите вы, но не услышали.
Итак, послушайте, что значит притча о сеятеле.
Когда человек слушает слово о Царстве, не понимая его, к нему приходит Злодей и уносит посеянное в сердце. Этот человек похож на зерна, посеянные у дороги.
А посеянное на каменистой почве – это тот, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его.
Но у него нет корня, и поэтому какое-то время он верит, но в дни притеснений и гонений за слово тотчас отступается.
Посеянное среди колючек – это человек, слышащий слово, но заботы этой жизни и соблазны богатства душат слово, и он остается бесплодным.
Посеянное же на доброй земле – это человек, слышащий слово и понимающий, он плодоносит и приносит урожай стократный, шестидесятикратный или тридцатикратный».
Иисус рассказал им еще одну притчу: «Чему подобно Царство Небес? Вот человек засеял отборным зерном свое поле.
Ночью, когда все спали, пришел его враг, сорные травы посеял в пшенице и удалился.
Когда поднялись посевы и стал наливаться колос, сорняки показались.
Слуги хозяина дома пришли к нему и сказали: „Господин наш, ты ведь отборным засеял зерном свое поле. Откуда взялись сорняки?“ –
„Это дело рук врага“, – ответил хозяин. Они сказали: „Хочешь, пойдем мы и выполем их?“
Он ответил: „Не надо, иначе во время прополки вы вырвете с сорняками пшеницу.
Пусть и то, и другое растет до жатвы. А в жатву я прикажу жнецам: ‚Сперва соберите сорные травы, свяжите в вязанки и сожгите, а пшеницу свезите в закрома‘ “».
Иисус рассказал им еще одну притчу: «Чему подобно Царство Небес? Вот горчичное зернышко, человек его взял и посеял на поле.
Оно меньше всех семян на земле, а потом, когда вырастет, станет больше огородных растений, станет как дерево, и птицы к нему прилетят и в ветвях его будут вить гнезда».
И еще одну притчу рассказал им Иисус: «Чему подобно Царство Небес? Представьте себе: вот горстка дрожжей, женщина их взяла и положила в целых три пуда муки – и поднялось все тесто».
Все это Иисус рассказывал народу притчами. Он ничего не говорил им прямо, без иносказаний,
потому что должно было исполниться сказанное через пророка:
«Я открою уста мои – и притчу скажу,
Я расскажу им то, что было неведомо
со дней сотворения мира».
Потом, отпустив народ, Иисус вернулся в дом. Ученики, подойдя к Нему, сказали: «Объясни нам притчу о сорняках в поле».
«Посеявший отборное зерно – это Сын человеческий, – ответил им Иисус. –
Поле – это мир, отборное зерно – сыны Царства, сорняки – люди Сатаны,
враг, их посеявший, – дьявол. Жатва – это конец мира, а жнецы – ангелы.
Как собирают и сжигают в огне сорняки, так будет и в конце этого мира.
Сын человеческий пошлет Своих ангелов, они выберут из Его Царства всех, кто толкал людей на грех, и всех, кто творил зло,
и бросят их в горящую печь. Там будет плач и зубовный скрежет.
А праведники будут сиять, словно солнце, в Царстве своего Отца. У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!
Чему еще подобно Царство Небес? Вот представьте себе: нашел человек зарытое в поле сокровище, снова его закопал и на радостях идет, все продает, что имел, и покупает то поле.
Чему еще подобно Царство Небес? Вот представьте себе: ищет купец хороший жемчуг.
И вот он нашел бесценную жемчужину, пошел, продал все, что имел, и купил ее.
Чему еще подобно Царство Небес? Вот представьте себе: забросили рыбаки в море сеть и поймали рыб самых разных.
Когда сеть наполнилась рыбой, вытащив на берег сеть и усевшись, стали они рыб разбирать: хороших клали в корзины, а несъедобных отбрасывали.
Так будет и в конце мира: выйдут ангелы, они отделят от хороших людей дурных