Ригидное[59], принужденное Сверх-Я означает, что человек как бы слышит у себя в голове множество запрещающих голосов, ограничивающих его спонтанное поведение. Не делай этого, делай все правильно, не смейся так громко, будь прилежным, аккуратным, делай все должным образом – лучше всего на 200 %. Если эти указания не выполняются, что и происходит, потому что ни один человек не может быть совершенным, тогда проводится внутреннее самонаказание в виде самобичевания и самопоношения. «Какая же я дурочка, неудачница, ничего и никогда не могу сделать правильно». При провале или разочаровании такому человеку не хватает утешения, в отсутствие которого он чувствует себя виноватым во всем. Ему требуется проявить сочувственное понимание к самому себе и позаботиться о себе. Если женщина в детстве нечасто переживала подобный опыт, то она, скорее всего, станет нетерпеливой и будет обходиться с собой весьма строго. То, как с ней обращались ранее, будет определять то, как она будет относиться к себе сейчас. Однако о том, что она себе запрещает сегодня, она не может рассказать также и другим. У многих взрослых вызывает страх спонтанное поведение детей, если такие люди внутренне сильно контролируют себя.
«Я часто не понимаю чувств детей. Я пыталась постичь их, даже понимала их, но не хотела заходить дальше. Дети переживали такие чувства, которые мне не было позволено иметь, и поэтому мне пришлось их уничтожить. И я часто поступаю именно таким же образом, когда кто-нибудь хочет излить душу в моем присутствии, например, поплакать или погрустить. Я тотчас же начинаю отторгать такого человека: «Какая глупость. Нельзя ныть по таким пустякам». И при этом во мне говорит всего лишь зависть или ревность. Я блокирую у других людей то, что сама не могу и хочу почувствовать».
Когда тело не принадлежит тебе
Позитивный настрой по отношению к самому себе связан с позитивным отношением к собственному телу, так как самоосознание не может развиться у личности без принятия своей материальной оболочки. Не только тело принадлежит мне, но и я являюсь своим же телом. То, как я рассматриваю и оцениваю собственное тело, так же я рассматриваю и оцениванию себя саму, и наоборот.
Как же мало женщин чувствуют себя свободно в своем теле, а пытаются постоянно изменить и привести его в соответствие с каким-нибудь иллюзорным эталоном. По моему опыту могу сказать, что не только женщины с расстройствами пищевого поведения страдают из-за того, что чувствуют себя толстыми, но и те, у кого такое мышление. Они тихо страдают из-за несоответствия своему идеалу, хоть часто не дотягивают до него всего нескольких килограммов. За счет такого мышления живут журналы мод и индустрия продуктов питания, адепты которых выдумывают все новые диеты и рецепты для похудения. Эти адепты диет продают иллюзию, убеждая нас в том, что при помощи правильной диеты у нас не только будет вожделенная фигура супермодели, но и мы сможем обрести положительной образ себя. Сегодня к этому подключилась и пластическая хирургия, которая также обещает женщинам идеальную внешность. Именно внешность, по их мнению, могла бы повысить их самооценку. «Если бы я только была красивой, то стала бы более ценной как человек».
То, что такой подход ведет к краху, отрицается как женщинами, так и продавцами иллюзий. Последние преследуют финансовые интересы, а первые живут надеждой, что вдруг все же случится чудо и они однажды утром проснутся стройными, красивыми и счастливыми.
Такой тип мышления грандиозен, так как счастье включает в себя гораздо больше составляющих, чем стройность и внешняя красота. Мне бы хотелось даже сказать, что изящная комплекция и привлекательность – не всегда обязательные условия удовлетворенности, а вот условия удовлетворения – это принятие собственного тела и хорошее обращение с самим собой. И это выражается в том, что я предоставляю ему оптимальное питание (и не много, и не мало), забочусь о нем, даю ему достаточно отдыха и движения, однако также нагружаю его и стараюсь не причинять ему травм. Но для начала необходимо, чтобы женщина могла просто почувствовать себя в своей физической оболочке и научилась воспринимать свое тело. Насколько это тяжело для них или почти невозможно, мне рассказывало много пациенток, наблюдавшихся и лечившихся у меня.
Недостаточно внимательное или даже негативное отношение к своему телу выражается в том, что женщины используют свои физические оболочки преимущественно как вспомогательные средства выражения своего фальшивого Я. Внешне тело должно выглядеть красиво, быть стройным, тонким и спортивным, поэтому оно интенсивно истязается спортивными упражнениями, фитнес-программами, диетами, голоданием или рвотой, в результате чего некоторые часто доходят до пределов. Другая крайность – пренебрежение телом, которое из-за плохой еды становится непривлекательным, или его обладательница просто перестает ухаживать за собой. Естественное отношение к телу утрачивается или же никогда и не развивается вовсе.
Тело постоянно подвергается критике и обесценивается, потому что в некоторых местах наблюдается недостаток плоти, в других – ее избыток, а ведь женщина не может позволить себе так выглядеть. Не только тучные дамы избегают ходить в бассейны и сауны, но и обладающие нормальным весом также не появляются в таких местах, так как считают себя слишком толстыми. В таком случае часто наблюдаются искажения в восприятии собственной физической оболочки, так называемое нарушение в схеме тела. Под ним понимают образ и восприятие собственного тела и его размеров. Это означает, что больные не могут реалистично оценивать свои габариты, а считают себя толще или тоньше, чем они есть на самом деле. Даже стройные женщины часто чувствуют себя полнее, чем они есть, а полные, наоборот, считают себя стройнее.
Гунди, моя прошлая пациентка, испытывала проблемы с собственным телом: она полагала, что у нее слишком большой живот. Когда она пришла к нам в клинику, она все время бегала со втянутым животом и подбрюшьем, сама того не осознавая, потому что с течением времени такое поведение стало для нее нормой. Она хотела выглядеть стройнее и поэтому задерживала дыхание, тем самым блокируя свободный доступ к своим ощущениям. Если же она не втягивала живот, то просто не могла его принять.
«Мой идеал красоты – стройная женщина без живота, однако я ему не соответствую, потому что у меня есть пузо, которое совершенно не подходит пропорциям моего тела. Раньше я думала, что если оно пропадет, то я буду счастлива, поэтому пыталась избавиться от лишнего жира, ежедневно выполняя упражнения, но это было бесполезно. Хотя у меня и образовались безумно крепкие мышцы пресса, но сверху они были покрыты слоем сала. Несмотря ни на что, я продолжала тренировки, потому что боялась, что в противном случае жира станет еще больше. Мне не нравится мой живот, и он совершенно мне не идет, поэтому я хочу его просто взять, отрезать и выбросить. Это что-то чужое, лишнее, поэтому я хочу от него избавиться».
Решение сделать себе пластическую операцию покажется после этого не таким уж и серьезным шагом. Нарушения в схеме тела совершенно точно связаны с текущим идеалом красоты, в котором стройность приравнивается к великолепию, а мерилом становятся не индивидуальные особенности собственного организма, а габариты худой фотомодели. Перед желанием сравнить себя с девушкой с обложки могут устоять лишь немногие женщины, поэтому большинство из них чувствуют себя толстыми. Ведь большинство и в самом деле имеют более объемные формы, чем профессиональные манекенщицы, что, однако же, не означает, что все остальные автоматически становятся слишком толстыми. В главе об общественных предрассудках по поводу идеала красоты я еще вернусь к этому вопросу и разберу его поподробней.
А пока приведу всего лишь ряд высказываний нескольких женщин касательно чувства собственного тела:
«У меня нет никакого отношения к собственному телу. Оно представляет собой обузу, бремя, которое мне все время приходится таскать с собой».
«Отношение к своему телу у меня очень различно. Временами я ощущаю недомогание, скованность, тяжесть, напряжение, испытываю отвращение к себе, виню себя. Но одно время я очень вольготно чувствовала себя в своем теле. Все дело в психологическом настрое».
«Я чувствую себя уродливой и толстой, мне хочется выпрыгнуть из своей оболочки. Я испытываю смешанные чувства к своему телу. Оно очень тонко реагирует на мое психическое самочувствие. Образ моего тела нравится мне, и я довольна им, несмотря на небольшие изъяны».
«Я осознаю присутствие собственного тела, только когда у меня что-то болит. Я очень нечувствительна по отношению к себе, например, при голоде или холоде. Я никогда не чувствую себя совершенно в порядке, большей частью считаю себя пухлой и не могу принять себя такой. У меня странные представления об идеале, хотя мой разум говорит мне, что все это преходяще и не имеет значения».
«Я ненавижу свое тело. Я считаю свою фигуру отталкивающей».
Суждения этих женщин о собственном теле отчасти самоуничижающие, и лишь некоторые пытаются смириться с тем, чем их одарила природа. При этом речь идет не только о расстройствах пищевого поведения. Также среди респонденток не было ни одной, у которой была бы слишком избыточная масса. Наоборот, все опрошенные женщины, чьи высказывания приведены выше, имели нормальные фигуры и нормальный вес. Нормальный в этой связи означает такой вес и такое телосложение, что пропорционально подходят друг другу. Поэтому все их негативные суждения о себе основываются на нарушениях восприятия своего тела и непринятии собственной личности. Неспособность принять себя также означает и непринятие своего тела.
Есть еще одна причина нарушения схемы тела (наряду со стремлением к идеальным пропорциям), и ее корни следует искать в детстве. Первые основы восприятия схемы тела закладываются с опытом, который ребенок получает во время контактов с первичными объектами привязанности. Ощущения сытости и несытости влияют на формирование внутренних границ. Через прикосновения и телесную близость ребенок получает сведения о пределах своей физической оболочки. Соматическое Я развивается на основе информации, получаемой по этим двум каналам: через «внутреннее ядро образа тела и внешний слой, помогающий уточнить собственные пределы»[60]. Ядро Я составляет внутренние ощущения младенца. Отсюда становится ясно, что уже первые столкновения с желаниями и нежеланиями, сытостью и голодом позднее отражаются на переживании своего Я и соматического Я. У кожи как органа осязания при этом двоякое значение: с одной стороны, она служит источником тепла, а с другой – представляет собой тот орган, при помощи которого младенец вступает в контакт с матерью[61]. Прикосновение и происходящие вследствие них телесные ощущения влияют на развитие чувства собственного тела и формирование его внешних границ.
«Ребенок застревает в окружающем его теле матери, посредством которого он может почувствовать себя либо подавленным (слишком маленькое расстояние до матери), либо расширенным (оптимальное расстояние), либо покинутым (слишком большое расстояние)»[62]. Материнское тело формирует тесную связь с родительницей и физическую целостность малыша, и она переживается именно в таких отношениях. Восприятие ребенком собственного тела по мере его отделения от матери становится все более самостоятельным. В ходе развития обрисовываются границы физической оболочки и ее размеров. Если отделению от матери помешает что-либо, то это не только негативно отразится на самостоятельности ребенка, но и скажется на восприятии им своего тела, которое также будет искажено. Во взрослом возрасте у таких людей появятся трудности с различением границ между собой и другими людьми и с пониманием, где заканчивается их собственный организм. Многие описывают этот свой страх вдобавок к другому ощущению – боязни занимать много места в пространстве.
Стимуляция ребенка через касания, движения и взятие на руки – это все значимо для здорового развития. В сфере ухода и заботы о младенце лишь последние два столетия прикосновениям стало придаваться все больше внимания. Если ребенок кричит, то зачастую мать может быстро успокоить его, если положит ему руку на живот. Также благодаря частому непосредственному контакту с близким человеком новорожденные развиваются лучше.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Под нарциссизмом понимается «со ссылкой на миф о Нарциссе: любовь, которую человек испытывает к образу самого себя» (Лапланш, Понталис, стр. 317). Люди, которых характеризуют как нарциссов, являются личностями с нарушенным чувством самолюбия и самооценки.
2
Аспер, 1987, с. 63
3
Хартман по Кохуту, 2006.
4
Система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности.
5
Неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.
6
Аспер, 1987, с. 63
7
Реш/Молер по Кернберг/Хартман, с. 65
8
При булимии больные зачастую ежедневно по многу раз поглощают большие объемы еды, чтобы потом произвольно избавиться от нее посредством искусственной рвоты. Они испытывают панический страх перед набором веса.
9
Аспер, 1987
10
Суррогат, неполноценный заменитель чего-то.
11
Впервые описано Мадером в 1984 году в брошюре, посвященной расстройствам пищевого поведения.
12
Анорексия обладает определенными сходствами с булимией, но отличается от нее прежде всего тем, что больные одержимы целью похудеть, но не в состоянии осознать ненормальность своей страсти. Как правило, они страдают от сильной дистрофии и осознанно отказываются от нормального питания и набора нормальной массы.
13
Понятия «трезвость» и «воздержание» позаимствованы из программы Общества анонимных алкоголиков и могут использоваться применительно к любой форме зависимости. Воздержание подразумевает отказ от приема вещества, вызывающего зависимость. Трезвость вдобавок означает выздоровление личности, изменение установок, образа мышления, поведения и ощущений человека, которые трансформировались из-за мании и поддерживают зависимое поведение.
14
Миллер, 1979а.
15
Миллер, 1979а.
16
Аммон, 1979, с. 475.
17
Кернберг, 1983.
18
В генеалогии Ницше психологическое самоотравление, вызванное чувством бессилия, сознанием своей обреченности, безнадежности, проявляющееся в злопамятстве, мстительности, ненависти, злобе и зависти.
19
Аспер, 1987.
20
Аспер, 1987.
21
Дальнейшую информацию по теме «Обида» вы найдете в моих книгах.
22
Аспер, 1987, с. 159.
23
Цитируется по Асперу, 1987, с. 160.
24
Бомонт, 1987, с. 39.
25
Интерпретация сказки о Белоснежке, которую я использую здесь, в сущности основывается на содержании неопубликованной рукописи авторства Штаусса (1987). Другие источники: Зайферт, 1989 г., и собственные мысли.
26
Цитируется по Миллеру, 1979, с. 59.
27
Понятие «фальшивое Я» введено Винникотом.
28
Наряду с условиями воспитания в семье, которые приводят к нарциссическим расстройствам, нельзя игнорировать социальные факторы, которые также оказывают большое влияние на развитие болезни. Я снова и снова указываю на это.
29
Аспер, 1987, с. 63.
30
Ср. с Рихтером, 1969, 28.
31
Эта цитата Шиндлера приводится по Баттгею, 1987, с 42.
32
Осознание человеком себя самого со стороны самого же себя.
33
Миллер, 1979а, с. 29.
34
Ср. с Аспером, 1987, с. 67.
35
На этом месте мне бы не хотелось вести подробных дискуссий о различных точках зрения относительно того, что такое Я и как оно формируется. По этой теме есть целый ряд хороших книг, которые подробно раскрывают данный вопрос. См. например: Аспер, 1987, Баттгей, 1979, Кернберг, Кохут, 1973, Менцос 1984.
36
Винникот и Миллер говорят об истинном и ложном Я.
37
В транзакционном анализе говорят о так называемом «свободном ребенке». Сюда относятся все чувства, желания, жизнь и так далее, см., например, Брауна и Шлегеля. Оно не идентично с понятием «истинное Я», потому что термин «свободный ребенок» характеризует только одну часть личности, в то время как «Я» подразумевает нечто большее.
38
См. Нойманн, 1963, Балинт, 1973, Баульби, 1976.
39
Нойманн цитируется по Асперу, 1987, с. 80.
40
Цитируется по Кернбергу, с. 14.
41
См. Балинт, 1973. Он выделяет филобатов (избегающих близости) и окнофилов (стремящихся к близости), а Гастриель, 1983, пишет о людях, принимающих и отклоняющих отношения.
42
Ср. с Вилли, 1983. В следующих двух примечаниях также описываются модели его авторства.
43
Ср. с Баттгеем, 1979, с. 77.
44
Когда я использую в тексте слова «пищевая зависимость» или же «зависимые» в различных формах, то под этим нужно понимать любую форму нарушения привычек питания, а не только булимию. При данном расстройстве больные едят слишком много и страдают от перевеса. При любом нарушении пищевого поведения наблюдается и расстройство психики, потому что пациенты живут только лишь ради еды, самоизолируются от общества и презирают себя. Физиологические и психические последствия любого нарушения пищевого поведения, за исключением латентной булимии, иногда становятся настолько серьезными, что могут привести к смерти больного. Наиболее распространенные причины – сердечная и почечная недостаточность, нарушения кровообращения и самоубийство.
45
Вилли, 1983, с. 78, называет партнеров «нарцисс» и «комплементарный нарцисс», в то время как последний чаще всего женщина.
46
Анаклитическая депрессия означает «депрессия зависимости», потому что она отличается от той формы депрессии, которая встречается во взрослом возрасте.
47
Для изучения понятия «первичное доверие» см. Эриксона, 1973.
48
Кених, 1965.
49
Ср. Малер цитируется по Джонсону, 1988, с. 30.
50
Ср. Малер, 1975, с. 616.
51
При булимии она проявляется в экстремальной форме в том, что больные из-за частой рвоты чувствуют приближение смерти, представляя себе, как однажды упадут замертво на пол в туалете рядом с унитазом.
52
По Бруху, такая ситуация встречается во многих случаях у пациентов с нарушениями привычек пищевого поведения позже.
53
Ср. Брух, 1973.
54
По Биллу Б. булимики стремятся не съесть как можно больше еды, а хотят испытать негативные чувства.
55
Мецос говорит в той же самой связи об инкорпорации, но подразумевает то же самое.
56
Польстер/Польстер, 1975, с. 82.
57
Этим понятиям непросто подобрать синоним, потому что они используются в различных теоретических моделях, где имеют различные значения. В широчайшем смысле они описывают, впрочем, сходные явления.
58
Ср. Баттгей, 1979, с. 32.
59
В психологии неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.
60
Малер цитируется по Леттнеру, 1989.
61
Баттгей, 1979, с. 87.
62
Леттнер при описании развития схемы тела опирается на теорию развития Малера.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги