Книга Темперамент и болезни. Взаимосвязь. К каким заболеваниям вы предрасположены и как их победить - читать онлайн бесплатно, автор Виктор Дмитриевич Мамонтов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Темперамент и болезни. Взаимосвязь. К каким заболеваниям вы предрасположены и как их победить
Темперамент и болезни. Взаимосвязь. К каким заболеваниям вы предрасположены и как их победить
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Темперамент и болезни. Взаимосвязь. К каким заболеваниям вы предрасположены и как их победить

О том, что люди с определенным темпераментом предрасположены к конкретным заболеваниям, знали еще в далекой древности. Проведены и регулярно проводятся многочисленные научные исследования, подтверждающие связь особенностей личности с развитием таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, сахарный диабет 2-го типа, рак различных локализаций, болезнь Альцгеймера, деменция, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и т. д. Существует много теорий и моделей, напрямую связывающих личностные факторы со здоровьем, но не все из них подтверждены эмпирически, то есть на основании опыта, наблюдений или экспериментов. Я хочу познакомить читателя с наиболее популярными теориями, на которые ссылается медицинская наука.

2.1.1. Гуморальная теория

Гуморальная теория – это теория жидкостей, или «соков» (humor в переводе с латыни – жидкость). Согласно этой теории, в человеке текут четыре основные жидкости, или «соки» (гуморы): кровь, флегма (слизь), желтая желчь и черная желчь, количество и качество которых определяют темперамент человека, а в равной степени его здоровье и возможность развития различных заболеваний.

Гуморальная теория начала свое развитие благодаря учению Алкмеона Кротонского – древнегреческого философа, пифагорейца, врача и ученого, жившего в V веке до н. э., который создал учение о здоровье как равновесии различных качеств. Напомню, что пифагореизм – это религиозно-философское движение в Древней Греции (VI–IV вв. до н. э.), основателем которого был математик и философ Пифагор. Последователей учения Пифагора называли пифагорейцами. Для пифагорейцев число четыре имело глубокий философский смысл в жизни и здоровье человека. Для них человеческое здоровье как микрокосмос состояло из тех же элементов, что и макрокосмос. Так появились четыре элемента (стихии), влияющих на формирование человека в целом: два тяжелых (вода и земля) и два легких (огонь и воздух). Каждый из этих элементов имеет определенные качества (состояния и температуры).

• Земля – холодная и сухая. Наличие земли в существующих вещах, включая человека, способствует сцеплению и прочности, сохранению очертаний и форм.

• Вода – холодная и влажная. Вода, находясь во всем существующем, включая человека, создает мягкость форм, очертания фигуры и соразмерность ее частей. В результате смешивания сухого с влажным (земли и воды) появляется способность легко растягиваться, принимать и сохранять известную форму. Сухое благодаря влажному соединяется и не рассыпается, а влажное благодаря сухому сдерживается и не растекается.

• Воздух – это легкий элемент, находящийся выше воды и ниже огня. Естество воздуха – горячее и влажное. Воздух нужен для того, чтобы существующие вещи были рыхлыми, разреженными, легкими и разобщенными.

• Огонь. Естество огня – горячее и сухое, и он стоит выше всех остальных элементов. Он находится в существующих вещах для их созревания и для того, чтобы они были разреженнее и смешивались. Огонь, находясь в вещах, проводит сквозь них воздух, чтобы ослабить свойство чистой холодности тяжелых элементов земли и воды, переводя их в состояние смешанности.


Два тяжелых элемента считались полезными для жизни органов и нахождения их в покое, а два легких – полезными для жизни пневм и пребывания их в движении, а также для приведения органов в движение. Пневма в терминологии врачей Древней Греции означала дух, жизненную силу и имела три формы:

• естественная пневма, находящаяся в печени и распространяющаяся по всему телу по венам;

• животная пневма, находящаяся в сердце и распространяющаяся по телу через артерии;

• душевная пневма, находящаяся в мозгу и распространяющаяся во все органы по нервам. По определению древнеримского хирурга и философа Галена (129–216 гг.), душевная пневма управляет произвольными движениями и психическими переживаниями человека, «она движется по нервам и переносит ощущения от органов чувств в мозг, а двигательные импульсы – от мозга к мускулам».


Иначе говоря, дух человека существенным образом влияет на здоровье человека, приводя в движение все его органы и системы. Для описания физического и душевного состояния врачи древности использовали термины «слишком много» или «слишком мало» того или иного элемента, а позже появились градации элементов по «грубости» и «тонкости». Затем элементы были разделены на пары по качеству: теплый и влажный, теплый и сухой, холодный и влажный, холодный и сухой.

На каждом этапе развития человечества развивалась и совершенствовалась медицинская наука, в том числе и гуморальная теория темперамента. Впервые учение о соках было сформулировано Гиппократом – древнегреческим врачом и философом, жившим в V–IV вв. до н. э. Согласно Гиппократу, соки (кровь, флегма, желтая желчь, черная желчь) составляют основу человеческого тела и служат причиной здоровья или болезни в зависимости от их соотношения. Здоровый человек – тот, у которого соблюдается равновесие соков, больной – тот, у которого нарушено равновесие в виде избытка или недостатка «соков». По преобладанию одного из «соков» все люди были разделены на четыре типа темпераментов:

• лимфа (др. – греч. флегма, «мокрота»), делающая человека спокойным и медлительным: флегматик;

• желтая желчь (др. – греч. холе, «желчь, яд»), делающая человека истеричным, хамоватым и горячим: холерик;

• кровь (лат. сангвис, «кровь»), делающая человека подвижным и веселым: сангвиник;

• черная желчь (др. – греч. мелена холе, «черная желчь»), делающая человека грустным и боязливым: меланхолик.


По сумме, состоящей из сока (гумора), элемента (стихии) и качества, включающего состояние и температуру, темпераменты выглядят следующим образом:



По Гиппократу, каждый тип предрасположен к определенным заболеваниям, что упрощает диагностику и выбор метода лечения. Последователь теории Гиппократа древнеримский врач и философ Гален, развивая его учение, утверждал, что «здоровье – это равновесие и гармония четырех соков, болезнь – беспорядок, вторгнувшийся в равновесие плотных частей, соков и сил». Поэтому, по убеждению Галена, все явления, происходящие в человеческом теле, необходимо рассматривать прежде всего под углом зрения учения о четырех «соках».

Абу Али ибн Сина (980–1037 гг.), известный как Авиценна, средневековый персидский философ и врач, разработал свое собственное учение о темпераменте и характере человека. Согласно его учению, натура (темперамент) человека формируется из смешения между собой качеств элементов (горячего, холодного, сухого и влажного). Он также ввел понятие уравновешенной (здоровой) и неуравновешенной (больной) натуры. По убеждению великого Авиценны, сохранение здоровья – это искусство, направленное на создание баланса между следующими семью факторами (в скобках мои комментарии):

1. Уравновешенность натуры (темперамента).

2. Выбор пищи и питья (правильное питание, умеренность в еде и питье).

3. Очистка тела от излишков (нормальные физиологические отправления, гигиена тела).

4. Сохранение правильного телосложения (имеются в виду не пропорции тела, а его культура: подтянутость, гибкость, подвижность, отсутствие избыточного веса).

5. Улучшение того, что вдыхается через нос (речь идет о чистом свежем воздухе, личной гигиене и гигиене жилища человека).

6. Приспособленная одежда (повседневная одежда должна быть удобной, свободной, практичной, легко стирающейся, приятной для тела и легко впитывающей влагу).

7. Уравновешенность физического и душевного движения (гармония между душой и телом, физические упражнения, духовное развитие), полноценный сон и бодрствование.

А теперь давайте посмотрим, как выглядит уравновешенная здоровая натура по сумме признаков, определенных Авиценной, обратившись к его «Канону врачебной науки» [1]: «Уравновешенность кожи на ощупь в отношении жара, холода, сухости, влажности, мягкости и твердости, уравновешенность цвета лица между белизной и румянцем, уравновешенность телосложения в смысле полноты и худобы с уклоном к полноте. Сосуды у такого человека залегают глубоко, волосы у него уравновешенные по густоте, редкости, курчавости и гладкости, светлые в годы детства и черноватые в годы юности. Состояние сна и бодрствования тоже уравновешено, движения всех членов плавны и способствуют друг другу, мышление, воображение и память сильны, нравственные качества – средние между избытком и недостатком, то есть средние между безрассудной смелостью и трусостью, между яростью и робостью, мягкостью и суровостью, легкомыслием и степенностью, высокомерием и самоунижением. Все действия такого человека законченны и здравы, он быстро и хорошо растет, период остановки у него длителен (это надо понимать так, что после полного созревания организм остается активно работающим и долго не стареет. – Прим. В. Д. М.). Сны у него хороши и приятны, ему доставляют удовольствие приятные запахи, нежные голоса, пышные собрания. Обладатель уравновешенной натуры – человек дружелюбный, приветливый, с умеренным аппетитом к еде и напиткам, он хорошо усваивает пищу желудком, печенью и сосудами, тело у него пропорционально, излишки выходят уравновешенно, через общие проходы». Это не что иное, как комплексный портрет физически и психически здоровой и гармоничной личности, включающий соматическую конституцию, темперамент (тип высшей нервной деятельности) и характер.

Сформулированная Гиппократом гуморальная теория темпераментов развивалась и дополнялась многими врачами, философами и учеными в течение многих веков и вошла в практическую медицину почти на две тысячи лет.

2.1.2. Учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности

Иван Петрович Павлов (1849–1936) – русский и советский ученый, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, лауреат Нобелевской премии 1904 года за работу по физиологии пищеварения. И. П. Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, который определяется соотношением таких свойств нервной системы, как сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения.

• Сила нервной системы – это показатель работоспособности и выносливости нервных клеток и всей нервной системы. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и продолжительности нагрузку, чем слабая, и способна противостоять развитию запредельного торможения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги