Арканы уровня идей и уровня реализации, расположенные друг над другом, имеют смысловые связи, будто одни находят собственное выражение через другие. Колесо Фортуны и Башня – заключенность в сценарий и разрушение оков. Справедливость и Звезда – баланс «я и другие» и растворение в других. Повешенный и Луна – путь в транс и пребывание в растворенном состоянии сознания. Смерть и Солнце – смерть и жизнь. Умеренность и Суд – ангел смерти и ангел возрождения. Интересна центральная ось: Шут, Император, Повешенный, Луна. Эти тайны ждут своих путешественников. Может быть, тебя.
Примечание 2. Смысловые пары «семейных» карт
Пары Маг и Жрица, Император и Императрица, Жрец и Жрица можно назвать «семейными», они представляют персонажей семьи – юношу и девушку (брата и сестру), мужа и жену (отца и мать), дедушку и бабушку (старейшин рода). Арканы пары семантически дополняют друг друга.
Две смысловые пары выделены в структуре Таро более очевидно. Маг и Жрица, Император и Императрица, олицетворяющие мужское и женское начала. В чем их разница? Маг и Жрица представляют мужскую и женскую суть, энергию, которая есть в душе каждого человека вне зависимости от его пола. Эта мужская и женская сущности Бога-творца. А Император и Императрица – это конкретный мужчина (в частности, отец, муж) и конкретная женщина (мать, жена). И в то же время государственный миропорядок на земле (Император) и изобильная Мать-природа (Императрица). Маг – активное мужское начало. Его функция – создавать, генерировать идеи. Жрица – пассивное женское начало. Ее задача – сохранять информацию. Императрица – активное женское начало. Она созидает природу реального мира. Император – пассивное мужское начало. Он сохраняет структуру реальности.
Есть и третья смысловая пара, не столь явная, – Жрица и Жрец (Иерофант). Жрица олицетворяет собой Прародительницу, так же как Жрец – Прародителя. Это корни рода. Таким образом, Жрица входит в пару и с Магом, и со Жрецом. Потому что связана с процессом женских инициаций. Этапы этого процесса показывает ее корона. Три фазы луны. Молодой месяц олицетворяет превращение девочки в девушку, чистоту, невинность и ожидание мужчины, готовность к инициации. Полная луна – женщину в рассвете сил, познавшую любовь и плодоносящую. Ущербный месяц – это женщина, вступающая в период мудрости, хранительница знаний и обрядов (повивальных, свадебных, похоронных). Это связывает Жрицу с мифическим образом Мойры, прядущей, отмеряющей и обрезающей нить судьбы.
Мужские и женские инициации Старших арканов
«Семейные» карты Таро представляют также порядок возрастных инициаций. Последовательность пар иллюстрируют этапы творческого цикла: созидание (Маг и Жрица), управление (Император и Императрица), сохранение (Жрец и Жрица).
Мужской путь символизирует прямую линию, вектор развития: юноша (Маг), осваивающий и воздействующий на этот мир – зрелый муж (Император), владеющий государством – старейшина рода (Жрец), передающий традицию.
Женский путь символизирует круг, цикл развития: юная девушка (Жрица), ожидающая своей женской судьбы – жена (Императрица), познавшая любовь и материнство – старуха (снова Жрица), хранящая семейные тайны. Жрица, как я уже писала, представляет сразу два архетипических образа: юной девы и старой девы. Этот аркан через двойное содержание иллюстрирует естественную динамику женского биологического цикла.
Примечание 3. Другие системы Старших арканов Таро
Стоит упомянуть о том, что структурирование Старших арканов в определенный последовательности, порядок которой отражает путешествие души к самости, не единственный способ описания Таро как системы. В частности, существует пространственная модель, описанная основоположниками русской традиции оккультизма – Г. О. Мёбесом (ГОМ), В. Шмаковым, П. Успенским. Она выглядит следующим образом.
В центр помещен круг, изображающий человеческую душу – нулевой аркан Шут. Треугольник вокруг центра соответствует Старшим арканам, представляет тройственную сущность божественного, символизирует непроявленный мир. Четыре стороны квадрата вокруг треугольника соответствуют четырем мастям Младших арканов. Квадрат символизирует физический, проявленный мир. Остановимся пока на Старших.
Мир разума – героический путь личности – описан Магом, Жрицей, Императрицей, Императором, Жрецом, Влюбленными и Колесницей.
Мир души – экзистенциальных жизненных коллизий – описан Силой, Отшельником, Колесом Фортуны, Правосудием, Повешенным, Смертью и Умеренностью.
Бытие – мир духа, индивидуации – описан Дьяволом, Башней, Звездой, Луной, Солнцем, Судом и Миром.
П. Успенский считал целесообразным парные рассмотрения арканов. Он писал, что «при таком расположении один лист объясняет другой, а главное, показывает, что их можно объяснять только вместе, но не порознь»[16]. Если в равностороннем треугольнике распределить Старшие арканы в соответствии с рисунком, то в вершинах треугольника оказываются Маг, Сила и Дьявол, а линии образуют связи (потоки энергии) и пересечения этих связей. Так, каждый аркан получается в непосредственном контакте еще с четырьмя, а опосредованно – со всеми.
Я не буду здесь рассматривать подробно эти связи, оставлю вопрос открытым для заинтересовавшихся исследователей. Но сама идея о пересечении семантических полей архетипов представляется мне верной. Думаю, она же вдохновляет последователей модели расположения Старших арканов на Древе Сефирот. Мистерии Таро словно образуют божественный кристалл, сверкающий гранями смысла и поражающий нас своим величием.
Мир богов. Описание старших арканов
«То, что не проживается, становится судьбой».
Карл Густав Юнг«Там, где нет богов, царят призраки».
НовалисИтак, порядок Старших арканов описывает путь индивидуации, сами же арканы представляют мир богов, управляющих мирозданием и присутствующих в нас. Боги играют в игры, а люди лишь участвуют в играх, затеянных богами.
Возможно, на первый взгляд, для тех, кто использует Таро лишь в гадательном ключе, это неочевидно и отвлеченно. Например, семантически человеческая роль отца и архетип Императора подобны – в предсказательный практике мы уподобляем Императора отцу. Но на энергетическом уровне это не так. Энергии Старших арканов не имеют ничего человеческого. Каждый раз, когда мы встречаемся с их силой, намерения и желания нашего «я» перечеркиваются и утрачивают значение. Наше «я» по сути своей хочет только одного – счастья, оно стремится к личному комфорту. Энергии Старших арканов амбивалентны, противоречивы и далеки от идеи о нашем комфорте. Наоборот, они жестко вмешиваются в нашу жизнь, бросают нам вызов жизненными обстоятельствами, призывая служить не собственному комфорту, а некой неизвестной нам цели. Тогда мы спрашиваем себя: «В чем смысл моей жизни? И кто я есть?» И иногда приходим к выводу, что я есть то, что происходит. Психоаналитик Джеймс Холлис в своих книгах размышляет о том, что независимо от величины роли каждый из нас является носителем космической энергии, раскрывающегося паттерна. Мы не увидим окончательного его раскрытия, но нам нужно до конца сыграть свою роль. Идея не нова, она есть во многих религиозных и духовных традициях: о боге, сновидящем самого себя, проживающем себя через наши жизни.
Каждый Старший аркан содержит в себе динамику. Это не застывший образ, его нельзя зафиксировать, хотя именно это мы пытаемся сделать, изображая энергию в символах и картинках и описывая значение карты. Но карта пуста, если в ней нет движения. Движение порождается нашей встречей с таинством, нашим участием в мистерии. Если мы входим в этот контакт, то становимся свидетелями деятельности божества. Если же трактуем аркан, исходя из собственного комфорта («Солнце – хорошо, Башня – плохо»), упрощаем его неоднозначность, отрицаем глубину, то попадаем в ловушку: силы арканов начинают навязчиво преследовать нас. Именно эта ловушка описана в главе как недостаточное и чрезмерное проявление архетипа. Она подобна маятнику: качнувшись в одну сторону, маятник неминуемо последует в другую. И если ты оказался в чрезмерном поле аркана, то и его недостаточная энергия уже живет в тебе и спустя какое-то время накрывает тебя с головой.
Встреча со Старшим арканом подобна переживанию мифа, когда мы выходим из времени хронологического, светского и вступаем в область времени сакрального, первоначального и одновременно исходного. Любое взаимодействие со Старшим арканом (расклад, медитация, визуализация, психологическая работа или трансформационная игра) – это способ получить доступ к энергии богов и привнести ее в обыденность, обогащая смыслом свое ежедневное существование. Возможно, смысл существования людей и есть в том, что мы приносим в этот мир осмысленность, будучи объективными наблюдателями творения. Через Таро мы можем делать это осознанно: «Такой индивидуальный, прямой доступ к таинству снижает нашу пассивность в присутствии богов. Мы их приглашаем, хотя они все равно будет присутствовать, даже без приглашения»[17].
Различные контексты Старших арканов – личный, культурный, архетипический – и есть фильтры, которые мы используем, чтобы приспособить божественную силу архетипа к привычной нам повседневной реальности.
Далее глава содержит 22 части. Каждая посвящена одному Старшему аркану и включает в себя его описание, собрание афоризмов и цитат к размышлению. А также общие, чрезмерные, недостаточные значения и значения в определенных сферах жизни, применяемые в предсказательной практике.
Шут. Хаос
Описание аркана
Шут – самый удивительный аркан Таро. Он так и не находит свое место в колоде. Несмотря на то что Мазерс, а за ним и Артур Уэйт, ставят Шута в начало, его порядковый номер и сегодня является предметом спора различных школ. Шут свободно гуляет по всей колоде и даже пробрался в игральные карты в качестве джокера. Кто он? Дурак? Слепой безумец? Бог-случай? Порой кажется, что он способен заменить любую карту. В некотором смысле колода Таро – это колода одной карты, карты Шута. Каждый последующий аркан выходит из предыдущего. И каждая новая карта Таро – новая песня, которую распевает юноша на краю обрыва. Одна из его безумных мыслей. Один из снов спящего бога, посвященный лично ему. Есть ли порядок у этих снов или колода постоянно тасуется? Не знаю. Каждый ответит по-своему.
Однако Шут не всегда изображался беззаботным юношей, как в колоде Артура Уэйта. На карте из колоды Висконти-Сфорца мы видим юродивого. Образ духовной нищеты, вольницы, безумия и святости как свободы от самого себя, от собственной личности. Там, где есть Шут, еще ничего нет. Ноль – предначало, первичная целостность, не изменяемая ни умножением, ни делением. Здесь нет знаний, нет предначертания. И одновременно есть всё в непроявленном виде, в зачатке – бесконечное многообразие вариантов.
В мифах наивный Парсифаль становится рыцарем и открывает великую тайну Святого Грааля. В сказках Иван-дурак идет «туда, не знаю куда», ищет «то, не знаю что» и обретает удивительные дары.
Этот Шут живет в каждом из нас. Поражает безумие и отвага, с которой мы с самого рождения смотрим в пропасть собственной смерти, стоя на ее краю и продолжая играть в мирские заботы. Мы бросаемся в пропасть, не умея летать, и вера в чудо – единственный ориентир и способ выжить. Мы позволяем безумному ветру подхватить себя, отдаемся невежеству, не пытаясь ничего понять и объяснить, сохраняя бесценную способность быть дураком. В этом полете или падении мы попадаем в пространство бесконечных возможностей, ни одна из которых не исключает все остальные. Мы доверяем тому, что происходит. И сами становимся тем, что происходит.
В котомке Шута, как в нашей душе, как в яйце нерожденной Вселенной, свернуты четыре стихии. Однажды он назовет себя «я», станет Магом, развяжет свой узелок и начнет творить из них Мир. Этот или какой-то другой. Для чего? Зачем? А зачем вы читаете сейчас этот текст, обретая очередные знания и инструменты? В погоне за чудесами мы объясняем необъяснимое. Предпочитаем временный порядок извечному хаосу. Выстраиваем границы реальности, теряя свободу из-за собственных представлений о ней. Иллюзия понимания дает нам иллюзию контроля над реальностью жизни и смерти. И вы продолжаете читать, потому что хотите стать Магом и не хотите быть Шутом. Начинаете новое путешествие, думая, что тот, кто блуждает без смысла, никогда не заблудится.
Символы
Путь в горах – духовный поиск.
Четверть солнца – нецелостность, начало.
Обрыв – грань между безумием и гениальностью.
Узелок – мировое яйцо, содержащее четыре стихии.
Палка через плечо – опора, противовес.
Рваные рукава – нищета, «крылатость», воздушность, легкость.
Расшитое платье – хаос, многообразие.
Одиннадцать плодов на платье – десять Сефирот Каббалы и одиннадцатая Сефира Даат.
Белая роза в руке – символ ложи Золотой Зари.
Красное перо – жизнь, вес души.
Собака – инстинкт самосохранения.
Цитаты к размышлению
«Существование начинается с одинокого крика в тревожном ожидании ответа».
Ирвин Ялом [1]
«История идей – это история ошибок».
Альфред Уайтхед
«Со мной можно все – просто потому, что это не считается».
Макс Фрай [2]
«Ничего не поделаешь, – возразил Кот. – Все мы здесь не в своем уме – и я, и ты, иначе бы ты сюда не попала».
Льюис Кэрролл [3]
«Дурак – это человек, который не умеет делать глупости, но делает. Умный – это человек, который умеет делать глупости, но не делает. Мудрый – это человек, который умеет делать глупости и делает. А кто не умеет делать глупости и не делает, тот ничего не умеет и ничего не делает».
Сян-цзы
«– Куда мне отсюда идти?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Слово о науке. Книга вторая / сост. Е. С. Лихтенштейн. М.: Знание, 1981.
2
Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 9, 10. Братья Карамазовы. М.: Наука, 1991.
3
Таро Уэйта как система: история, теория и практика / сост.: А. Костенко. М.: София, 2008.
4
Таро Уэйта как система: история, теория и практика / сост.: А. Костенко. М.: София, 2008.
5
Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страюха смерти. М.: Эксмо, 2008.
6
Уилбер К. Вечная психология: спектр сознания // Практика холотропного дыхания. М., 2004.
7
Доктерс-ван-Леувен О., Доктерс-ван-Леувен Р. Восстановленное Таро. Теория – история – практика. М.: КСП+, 2001.
8
Персонаж книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». М.: Альфа-книга, 2022.
9
Персонаж серии книг Макса Фрая «Лабиринты Ехо». М.: АСТ, 2020.
10
Персонаж серии фильмов о пиратах Карибского моря, снятых кинокомпанией «Уолт Дисней».
11
Персонаж серии книг Макса Фрая «Лабиринты Ехо». М.: АСТ, 2020.
12
Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. М.: Эксмо, 2015.
13
Гроф С., Уилбер К., Тарт Ч. Т., Веховски А. Практика холотропного дыхания. М.: Маркетинг, 2004.
14
Холлис Дж. Мифологемы. Воплощения невидимого мира. М.: Класс, 2010.
15
Банцхаф Х. Таро и путешествие героя. М.: КСП+, 2002.
16
Успенский П. Д. Новая модель Вселенной. СПб.: Изд-во Чернышева, 1993.
17
Холлис Дж. Мифологемы. Воплощения невидимого мира. М.: Класс, 2010.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов