Он повёл учеников к дверям, перед которыми были установлены таблички с грозной надписью «Посетителям вход запрещён». Войдя, учитель коротко кивнул сотруднику музея, равнодушно посмотревшему им вслед. Молча, и с огромным вниманием, ребята слушали своего экскурсовода, который щедро приправлял рассказ интересными и малоизвестными фактами богатой истории павильона, да и вообще всего садово-паркового ансамбля.
Выйдя из здания, Александр Иванович с беспокойством взглянул на часы.
– Ребята. Мы с вами ещё многого не увидели, но, к сожалению, прошло уже три часа и нам пора возвращаться. Поэтому я каждого из вас прошу подготовить небольшой доклад о достопримечательностях города Ломоносова.
– Александр Иванович, нам так было интересно, что даже не заметили, как время пролетело! Спасибо Вам огромное! – наперебой благодарили ученики. – Может быть мы с Вами ещё куда-нибудь сходим?
– Может и сходим. А лучше – съездим.
И точно. Через неделю всем классом поехали в Петродворец.
Поездку, как и в прошлый раз, предварил разговор на уроке:
– В Петродворце вы когда были в последний раз?
– А чего там делать-то? Фонтаны посмотреть, если только… – ответил за всех Дениска.
– Ясно. Встречаемся на вокзале завтра в 12:00.
По прибытии электрички в Новый Петергоф, Александр Иванович начал экскурсию:
– Я так думаю, а Денис мне это подтвердил, что на фонтанах все вы были. Поэтому мы особо подробно на них останавливаться не будем. Покажу лишь то, что скрыто от обычных посетителей.
Пройдя по Верхнему саду и обогнув Большой Петергофский Дворец, ребята спустились к фонтану «Корзина» и остановились прямо за ним, перед арочными проходами, закрытыми металлическими сетчатыми дверьми, где была натянута ограничительная цепочка. Летний сезон подходил к концу, посетителей немного, и никто даже внимания не обратил на большую группу школьников, которая топталась возле запретительных табличек. Александр Иванович ненадолго отлучился. Вернулся он в сопровождении пожилого человека в рабочем костюме, который представился ребятам: «Лев Михайлович». Этот Лев Михайлович достал из бездонных карманов чёрного рабочего халата тяжёлую связку ключей, и, погремев одним из них в замке, распахнул дверь. Ребята вошли.
Внутри было довольно просторное подземное помещение – грот, как его назвал сопровождающий, сырое и холодное. Полумрак грота разбавляли электрические светильники на стенах и круглые окна на потолке, люкарны, через которые просвечивало пасмурное небо. В разные стороны вели тоннели с каменными сводами и уложенными в них трубами разных цветов и диаметров. Стены грота облицованы необычным каменным материалом, как сказал проводник – туфом, который в природе имеет мягкую структуру, а на воздухе затвердевает.
– Считается, что, если к стене приложить руку и загадать желание, оно непременно исполнится, – заметил Александр Иванович.
Естественно, каждый школьник так и поступил. А Лев Михайлович повёл их дальше по крутой кирпичной лестнице с железными перилами. Он остановился возле скопления больших вентилей и задвижек от которых в тоннели уходили водопроводные трубы.
– Вода, которая сюда поступает, проходит большой путь от Ропшинских родников. За счёт перепада высоты фонтаны и действуют. То есть никаких насосов и, само собой, электричества, не используется. Система работает с 1721 года практически в неизменном виде. Только трубы заменили на более современные. Изначально они были деревянными или чугунными. Вон образцы лежат, – Лев Михайлович показал рукой на обрезки старых труб.
– А почему трубы разного цвета? – спросил один школьник.
– Так к разным фонтанам ведут, специально раскрашены, чтобы не запутаться. Например, коричневая к «Самсону», розовая к скульптурам дельфинов, голубая к «Корзинке», зелёная к лестнице, ну и так далее.
– Как же запомнить какая куда ведёт? – Денис заглянул в один тоннель. – А как их меняли? Даже я туда не пролезу!
– Обслуживали трубы мастера фонтанной команды. Работа была тяжёлая, но почётная и ответственная. Мастера очень долго учились. А работали здесь по пятьдесят и более лет.
– Ого! Пятьдесят лет в подземелье, темноте и сырости!
– А в тоннели на чистку труб и устранение неполадок привлекали детей, – Лев Михайлович оценивающе посмотрел на Дениса, – раза в два тебя моложе.
– Так это что же, восьмилеток? Ничего себе!
Группа вошла в помещение Нижнего грота, украшенное античными бюстами и скульптурами, расположенными в углублениях стен. Здесь было просторнее, и потолки повыше. Посередине стоял небольшой столик из отполированного камня, в центре которого – чашка с яблоками. Лев Михайлович указал на неё приглашающим жестом. Уговаривать никого не пришлось, и ребята потянулись за фруктами. В эту же секунду прямо из стола вырвались струи воды, которые заставили ребят отдёрнуть руки и посмотреть непонимающими глазами на проводника.
– Это фонтан-шутиха, – улыбаясь сказал тот, – работает по такому же принципу, как и другие: «Солнце», «Дубок», «Ёлочки», ну и так далее.
– По какому, «такому же», принципу? – спросил Костя.
– А это уже секрет.
– Вы так интересно рассказываете! Экскурсоводом здесь работаете? А сюда вообще экскурсии водят? – затараторили школьники.
– Нет, ребята, – усмехнулся Лев Михайлович, – я всего лишь фонтанных дел мастер. Эти помещения считаются техническими, и экскурсии сюда не водят. Пока. Но планируют.
– А тогда зачем здесь всё так украшено, скульптуры вон стоят, и стол, опять же? – спросил один из ребят.
– Здесь царские особы любили бывать и гостей частенько приводили.
– И чего им тут было делать? – удивился спросивший. – Холодина и сырость!
Школьники повернулись в сторону выхода, но внезапно проход им перекрыла стена воды, внезапно вырвавшаяся из свода арки. Ребята отпрянули от неожиданности и снова посмотрели непонимающими глазами на фонтанного мастера.
– А вот и ещё одна шутиха! – улыбнулся тот.
Наконец экскурсанты вышли наружу и посмотрели на Александра Ивановича:
– А ещё пойдём куда-нибудь?
– Обязательно! Только давайте сначала поблагодарим Льва Михайловича.
Кивнув фонтанному мастеру, Александр Иванович протянул руку в сторону Большого дворца.
– Вперёд, мои любознательные друзья!
Роль экскурсовода во дворце полностью принадлежала учителю. Он с удовольствием рассказывал об этой парадной резиденции русских царей в таких подробностях, что ребятам казалось, будто они сами в настоящий момент находятся на балу или маскараде. Со своим гидом они прошли почти все тридцать помещений, о каждом из которых у него нашёлся интересный рассказ. Больше всего своим убранством школьников поразили, конечно, Тронный и Танцевальный залы. Да и в Картинном они долго рассматривали полотна итальянских художников и гобелены французских мастеров. А ещё – спальни, кабинеты, салоны…, с таким обилием позолоты, зеркал и росписей, что у посетителей невольно возникло праздничное ощущение.
Прогулка в восемнадцатый век заняла несколько часов. На этот раз устали все. Даже самые стойкие. Но не Александр Иванович. Его рассказ не прерывался ни на минуту. Только заметив, что некоторые ученики начали зевать и присаживаться на скамеечки, он закончил экскурсию.
По дороге домой ребята делились впечатлениями, задавали вопросы учителю, на которые он терпеливо и подробно отвечал. Разговор закончился только на платформе.
– Скажите, ребята, а что больше всего вам понравилось, или, может, удивило? – спросил Александр Иванович на прощание.
– А мне вот что непонятно, – после непродолжительного раздумья спросил Денис, – как же такие сложные и огромные здания можно было в те годы построить? Без современного инструмента и техники? Как там люди работали? Мне кажется, это невозможно…
– Да, ты во многом прав. Условия тяжелейшие. Из механизации только конная тяга, да канаты с блоками. Однако, как видите, сделали же! Ну, всё, до завтра. Не забывайте, кстати, я жду от вас доклад о достопримечательностях Ораниенбаума…
Учитель коротко кивнул и направился в сторону вокзала. Костя обернулся к другу:
– А, точно, доклад же! И где почитать-то хоть о них, об этих достопримечательностях? В учебнике нет ничего. В библиотеке школьной я тоже был, не нашёл…
– Ну так давай завтра после уроков в городскую сходим, – предложил Денис.
После школы ребята заскочили домой, бросили сумки, переоделись и встретились во дворе. Одеты они были почти одинаково, что, впрочем, неудивительно: куртки и кроссовки покупали у одних и тех же фарцовщиков, а штаны шили у одной и той же портнихи. Несмотря на то, что она была довольно пожилой женщиной, брюки были пошиты в самых последних модных тенденциях – широкие и с большими карманами на бёдрах, чему, по-видимому, способствовало огромное количество модных заграничных журналов, разбросанных в беспорядке по всей портнихиной комнате.