Книга История маски. От египетских фараонов до венецианского карнавала - читать онлайн бесплатно, автор Кирилл Максаков. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История маски. От египетских фараонов до венецианского карнавала
История маски. От египетских фараонов до венецианского карнавала
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История маски. От египетских фараонов до венецианского карнавала

Для египтян маска саркофага – это запечатленный образ Ка умершего, или его «двойника», который пребывает в гробнице, медленно растворяясь и возвращаясь к истокам живительной энергии рода. Кроме того, маска, изображающая умершего вечно молодым и совершенным – это врата, сквозь которые вылетает из тела «душа» – птица Ба, для того чтобы вернуться в том случае, если будет оправдательным решение суда богов, определяющего праведность души в мире ином. Ба, согласно древнеегипетским текстам, покидает тело через рот, возвращается через глаза. Именно для того чтобы открыть душе «ворота» тела, над маской саркофага перед погребением совершалась церемония «Отверзания уст и очей», позволяющая умершему видеть, ощущать, двигаться и, наконец, покидать земное тело, которое было лишь временным пристанищем для его бессмертного духа.

Вера в загробную жизнь отразилась на погребальном обряде. Например, маска царя Пепи II, жившего в XXIII веке до н. э., сделана из картонажа (склеенных кусков ткани) и раскрашена. Лицо Пепи с крупным носом, большими черными глазами, обрамленными длинными бровями, безусловно, передано портретно. Вместе с тем известно, что Пепи II в момент смерти было 100 лет, а маска изображает его в расцвете сил. Видимо, древние люди хотели в потусторонней жизни оставаться вечно молодыми. Самым известной из них является маска царя Тутанхамона, мальчика-фараона, которая сейчас выставлена в Музее египетских древностей в Каире. Эти маски были использованы в сложных ритуалах погребения и покрывали лица мумий.

Не менее примечательна погребальная маска фараона Псусеннеса I. Она была найдена в царских гробницах в Танисе.

Аахеперра Псусеннес I Сетепенамон – третий ливийский фараон XXI династии Древнего Египта, правивший около 1039—993 до н. э. Гробница Псусеннеса I была открыта в 1940 году экспедицией, возглавляемой французским археологом Пьером Монте.


Маски мифологических существ использовались в оккультных или магических ритуалах


Погребальная маска фараона Псусеннеса I была найдена погребенной в нескольких саркофагах. Внешний саркофаг был выполнен из розового гранита, средний – из черного гранита в форме запеленутой мумии с лицом Псусеннеса. Третий гроб был выполнен из серебра, также в форме мумии. На этом внутреннем саркофаге золотой лентой повязана голова, золотой змей урей на лбу, жезл и плеть из золота в руках. В этом последнем саркофаге находилась мумия правителя в золотой маске. Маска была отчеканена из листового золота, для предания реалистичности ее чертам использовались лазурит, обсидиан и стекловидный шпат. Высота маски 48 см, ширина 38 см, толщина листа 0,6 см. Позднее ее датировали примерно 995 годом до н. э.

Золотая чеканная маска передает погрудное изображение фараона, хотя и идеализированное, но вместе с тем не лишенное портретных черт. Царь показан со своими обычными регалиями: в головном уборе – платке немее, со змеей-урейем на лбу, с приставной бородой, подвязки от которой проработаны по краю щек черной краской. Глаза ярко выражены с помощью контрастных оттенков белого и черного цветов, сделанных стекловидным шпатом. На плечах и груди фараона надето ожерелье усех, состоящее из двенадцати рядов бусин, под ними видны три ряда широких полос растительного и каплеобразного орнамента. В нижнем ряду узор состоит из цветов и бутонов лотоса.

Всего в царских гробницах Таниса были обнаружены четыре погребальные маски из золота. Они принадлежали Псусеннесу I, второму преемнику Псусеннеса I Аменемопе, фараону Шешонку II и начальнику лучников Псусеннеса I Унедбауенджеду.

Существовали и другие маски, не менее важные для соблюдения традиций и обрядов египтян. Свои лица прикрывали, например, маги, жрецы, жрицы. Их маски имели ритуальный, культовый смысл, изображали богов и богинь и предназначались для получения от них магических сил, способностей.

Маски мифологических существ сочетали в себе черты различных животных, людей, стихий. Они иногда носили названия животных, хотя по сути своей такими не были. Такие маски, как правило, использовались в оккультных или магических ритуалах.

Маски Древнего Рима

Древнеримские маски использовались в разных целях. Например, маски из фарфора, керамики располагали на крышах домов в качестве оберегов, охраняющих от злых духов. Скорее всего, этот обычай связан с захоронением усопших в домах-саркофагах, которые украшались аналогичным образом.


Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших или ещё живых римлян


Главной традицией в использовании масок было создание погребальных масок. Маски усопших выполнялись из воска, который был в те времена достаточно дорогим материалом. Выбор вида воска для создания посмертной маски отображал социальное положение усопшего, а реалистичность изделия позволяла как бы «заменить, воскресить» человека.

Первоначально маски изображали лишь тех из предков, которые занимали должности в магистратах, то есть только мужчины из высшего социального слоя. Однако впоследствии стали изображаться и другие родственники, в том числе жёны и предки по женской линии. Надпись под каждой из масок сообщала имя, должности и достижения. Маски могли быть сгруппированы в генеалогическое древо.

Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших или ещё живых римлян и потом обрабатывались с целью придания им большего натурального вида, в частности, раскрашивались. В итоге римские мастера прекрасно научились передавать лица и мимику, что помогло уже и при создании скульптур. Сам погребальный культ римляне заимствовали у этрусков. В более поздний период недолговечные восковые маски сменили глиняные (терракотовые), каменные или мраморные бюсты.

И, разумеется, нельзя не упомянуть о карнавале «Сатурналии» – зимнем безудержном веселье для всех древних римлян – родоначальнике всех карнавалов. Некоторые историки даже считают, что знаменитые Венецианские карнавалы взяли за основу традиции Сатурналий.

Древнеримский историк Тит Ливий приписывает их авторство Квинту Клелию и Титу Ларцию. Во время их консульства в V веке до н. э. были учреждены празднества в честь царя царей Сатурна – божества доримского периода, покровителя аграриев и бога плодородия.

Отмечали Сатурналии во второй половине декабря, начиная с 17 числа. Длились торжества в разные времена до семи дней. На весь период города «замирали»: лавки закрывались, учеников школ распускали по домам, суды не судили, преступников не казнили, а провинившихся рабов и господ запрещалось наказывать.

Первоначально это был крестьянский праздник – гуляния в честь окончания жатвы. Проводились один день, но очень быстро стали популярными среди всех сословий.

Тит Ливий пишет, что через 10 лет после первых Сатурналий срок их празднования увеличился до недели. В I веке до н. э. Октавиан Август сократил время фестиваля до трех дней, но сменивший его Калигула утвердил 5-дневное празднование. Его последователь Тиберий Клавдий продолжил традицию предшественника.

После принятия императором Константином христианства в 312 году вышел официальный указ о запрете Сатурналий как языческого, губительного для душ крестьян праздника. Но фестиваль продолжали отмечать ежегодно вплоть до конца эпохи Республики.

Африканские маски

Африканская маска, появившаяся в древности, сыграла чрезвычайно важную роль в мистических ритуалах, олицетворяя дух предков и создавая особую атмосферу. Маска была оккультным объектом, открывая доступ в невидимый мир мертвых. В африканских племенах маски использовались, чтобы объединить жизнь и смерть, они были и есть своего рода ключ, который открывал дверь и объединял два разных мира.

Каждое племя было убеждено в существовании параллельных миров, а духи были разделены на дружественных и враждебных. Те, кто хотел причинить боль, внимательно следили за племенем, насылая болезни и несчастья. От таких духов себя надо оберегать. Так появилась маска, целью которой было обмануть злого духа. Считалось, что если призраки не могут видеть лицо, они не могут причинить никакого вреда. Но не каждый мог защитить себя от призраков таким образом. Только посвященные и благородные люди носили маски, которые в результате стали неизменным атрибутом власти.


Африканские маски зачастую отображают определённых животных, духов или героев местной мифологии


В зависимости от степени развития общества для изготовления масок использовали дерево, металл, кожу, солому, перья, кости. Возникшие в далекие времена, маски мало изменились. Сейчас как произведения искусства они представлены в частных коллекциях, в картинных галереях, музеях.

Населением Африки маски широко используются и сегодня. Ритуальные африканские маски можно увидеть во время празднования сбора урожая, обряда инициирования юношей, при проведении военной подготовки. Они используются в обрядах перехода, на свадьбах и похоронах, в ритуальных танцах перед охотой.

Например, маски со спокойными лицами, глаза у которых обычно закрыты, изображают умерших родственников и используются в погребальных обрядах или во время празднеств. Устрашающие маски, где человеческие черты лица зачастую соединялись с чертами зверя, надеваются членами тайных обществ во время традиционных празднеств или охоты за нечистой силой. Считается, что человек в маске даёт временное пристанище духу, которого эта маска изображает.

Кроме того, маски также используются во время охотничьих ритуалов; члены племени, надевая маски и шкуры животного, на которого предстоит охотиться, имитируют его поведение. Маски зачастую отображают определённых животных, духов или героев местной мифологии.

В африканских племенах получили распространение маски трех видов:

– закрывающие только лицо;

– представляющие собой некое подобие шлема и защищающие не только лицо, но и голову;

– имеющие вид короны.

Разделить африканские маски можно также по способам использования: лицевые, маски-шлемы, налобные, маски-гребни, нательные, маски-доски.

Лицевые африканские маски есть везде. Они могут использоваться в любых ритуалах, надевают их все – и женщины, и мужчины, и дети. Эти изделия, в свою очередь, подразделяются на множество разных типов.

Маски-шлемы делаются из дерева. Середина вырезается, снаружи вырезаются определенные узоры.

Налобные африканские маски, как правило, состоят из листьев и тканей. У такой маски есть крепления, фиксирующиеся в районе лба.

Маски-гребни – наиболее распространенные сувениры из Африки. Их часто привозят в Европу.

Это фигуры животных или людей, которые поднимаются над головой.

Нательные африканские маски применяются беременными женщинами, которые хотят защититься от дурного глаза.

Маски-доски могут быть лицевыми и в некоторых случаях нательными. Обычно вырезаются в форме птицы. Маску нужно крепить ко лбу, причем не креплениями, а обычными тканями или листьями растений.

Африканцы очень часто при изготовлении масок придавали им черты своих предков. Они верили и верят до сих пор, что во время вхождения в транс в тело человека, на котором надета эта маска, вселяется дух предка, чтобы дать дельный совет, поведать о чем-то очень важном, значительном.

Отдельные мастера достигали в искусстве изготовления ритуальных масок больших высот. Они передавали полученные знания и умения своим детям. Такие «художники» получали в своем племени особый статус, к ним относились с почтением.

Маска не считалась чем-то неодушевленным, она считалась живым существом и являлась частью семьи или всего племени. Изначально эти были морды разных животных, позже они были заменены человеческими обличьями. Дерево маски обильно смазывали маслом, чтобы маска не разрушалась, ее полировали до блеска.

На поверхность наносили яркие растительные краски, часто национальный орнамент или устрашающее изображение, а для выразительности и эффекта запугивания добавляли кусочки шкуры или металлические предметы, украшенные разноцветными перьями и бисером.

Создатели масок стремились к сходству с оригиналом. Они даже устанавливали настоящие зубы и клеили натуральные волосы. На маски могут наносить характерные племенные черты в виде татуировок, украшений или причесок.

Со временем африканские маски эволюционировали, избавились от застывшего выражения лица, начали воссоздавать целую гамму чувств – слезы, смех, иронию, угрозу. Были маски и вовсе очень страшные. Они использовались в ритуалах жертвоприношения, когда даже случайный взгляд на маску мог стоить жизни непосвященным. По крайней мере, так утверждали шаманы.

Аборигены уверены, что надевший маску человек теряет свою сущность и становится тем, кого изображает маска. Человек говорит его словами, производит действия, которые «навязаны» ему прототипом маски.

В давние времена, когда племена вели общее хозяйство, маски считались общей собственностью, были предметом гордости и самой большой ценностью всех членов племени.

Тысячи лет ритуалы, культовые церемонии были неотъемлемой частью традиционной африканской культуры. Вторжение западной цивилизации привело к образованию на территории Африки новых государств, изменению границ, ареалов расселения коренных жителей. Сегодня подобные ритуалы встречаются только среди племен, наиболее закрытых от внешнего воздействия.

У церемониальной африканской маски большое культурное и традиционное значение. Во время празднований инициации юношей и девушек, сбора урожая, военной подготовки, в мирное время и смутные времена африканские племена выбирали особого человека, который будет носить маску. Во время церемонии обладатель маски, находясь в глубоком трансе, «общается» с предками через танец. Мудрец, или переводчик, иногда сопровождал владельца маски во время ритуала. Танцор показывает сообщения предков, а переводчик трактует его всему племени. Ритуалы и церемонии сопровождаются песнями и музыкой, исполняемой на традиционных африканских музыкальных инструментах.

Маски коренных жителей Американского континента

У коренных жителей Южной и Северной Америки также существовала традиция изготовления масок, которые использовались для совершения религиозных культов, церемоний, исцеления больных и для других целей. Процедура изготовления маски была сложной и достаточно продолжительной. Вождь племени внимательно следил за соблюдением правил и этапами создания каждой маски.

Маски занимали важное место в культуре индейцев Тихоокеанского побережья Северной Америки. Так, шаманы, считавшиеся посредниками между мирами духов и людей, использовали уникальные наборы масок, изображавшие духов-помощников шамана. Маски, которые индейцы применяли во время праздничных церемоний, изображали мифических героев и умерших предков, вождей, шаманов. Раскраска лица отражала их родовую принадлежность. В середине XIX века для продажи европейцам индейцы стали делать новые виды масок – церемониальные и военные.

Во второй половине XX века североамериканские индейцы предпринимали попытки восстановить свои культурные традиции. Изучая и возрождая культуру предков, они создавали маски для ежегодных праздничных ритуалов.

Эскимосы острова Кадьяк имеют древнюю традицию использования масок в шаманских ритуалах, охотничьих плясках и обрядах, исполнявшихся членами мужских союзов. Шаманские маски использовались при исполнении обрядов, обеспечивающих удачную охоту. Одна из древнейших масок, обнаруженных археологами, изображает сову («дающую способность видеть в темноте»).

В Мексике традиции древних цивилизаций Старого и Нового Света находят выражение в причудливых масках, создаваемых для карнавалов и народных гуляний, проходящих в День всех святых (30 октября). Древние представления мексиканцев о мире соединяются в них с христианскими сюжетами. Многочисленные местные варианты масок, сделанных из дерева, папье-маше и пластика изображают христианских святых, библейских персонажей и даже конкретных политических деятелей.

Участники массовых ритуалов в Амазонии носили костюмы из соломы и луба. Маски, вырезанные из дерева, имели вид условно переданного, раскрашенного человеческого лица, но носили названия рыб, птиц и прочих (кайман, личинка жука, летучая мышь). Каркасы плетеных масок нередко покрывали слоем отбитого луба. Рельефные их части моделировали воском, глиной, раскрашивали растительными красителями, украшали бахромой из волокон и птичьими перьями. К такой маске обычно полагается лубяной костюм.


Маска преобразования представляет собой сразу две или даже три маски, соединенные в единое целое


Вообще, все индейские племена считали свои маски, независимо от того использовались они для ритуалов или нет, живыми существами. За ними тщательно ухаживали, следили, «кормили» маисовой кашей или мукой. Хранили их на открытом воздухе, чтобы дух, воплощением которого служила маска, мог свободно «дышать».

Известны своим искусством создания тотемов и масок и аборигены северо-западного побережья Америки. Они создавали маски трех видов:

– простая маска лица вырезалась из цельного куска отличающегося высокой твердостью виргин— механические маски стали изготавливать уже после того, как на территорию Америки вступили европейцы, они привезли с собой стержни, пружины, с помощью которых маска получает возможность совершать различные движения;

– маска преобразования представляет собой сразу две или даже три маски, соединенные в единое целое, обычно это лицо человека (предка), тотемного животного или птицы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги