Книга Зимний дворец, Дворцовая набережная и Эрмитаж. Прогулки по Петербургу - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Викторович Домбровский. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Зимний дворец, Дворцовая набережная и Эрмитаж. Прогулки по Петербургу
Зимний дворец, Дворцовая набережная и Эрмитаж. Прогулки по Петербургу
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Зимний дворец, Дворцовая набережная и Эрмитаж. Прогулки по Петербургу

Заканчивая краткий рассказ о наводнении 1824 г., стоит упомянуть о вышедшей в 1888 г. в Петербурге книге «Летопись петербургских наводнений 1703–1879 гг.», составленной П.П. Каратыгиным, племянником известного актера-трагика В.А. Каратыгина. В ней, в частности, есть следующая любопытная фраза: «Осталось также множество страшных эпизодических рассказов и преданий о таинственной связи этого наводнения с жизнию императора Александра Первого: оно 12-ю месяцами и 12-ю днями предшествовало его кончине, а наводнение 10-го сентября 1777 года – тремя месяцами и двумя днями его рождению».

После наводнения набережную быстро привели в порядок. Мостовую замостили камнем. Вдоль парапета шла вымощенная гранитными плитами пешеходная дорожка, отделенная от проезжей части рядом масляных фонарей. У северо-западного угла Зимнего дворца имелся мощеный спуск к воде, аналогичный спуску, сохранившемуся до наших дней около Эрмитажного мостика.


Спуск-пристань у Зимнего дворца в 1830-е гг. на литографии по рис. К.П. Беггрова


Спуск-пристань в 1912–1913 гг. на фотооткрытке, изготовленной по снимку К. Буллы


В начале 1820-х гг. набережная между Зимним дворцом и Адмиралтейством использовалась для подвоза по реке и хранения материалов, необходимых для строительства здания Главного штаба. Когда стройка стала подходить к концу, Николай I поручил К.И. Росси благоустроить этот участок набережной. По его проекту здесь соорудили широкий ступенчатый спуск-пристань. По краям спуска на гранитных тумбах установили бронзовые фигуры львов и вазы из порфира.

На литографии видно, что спуск-пристань украшают фигуры львов и каменные вазы. На открытке каменные вазы уже отсутствуют, а у западного фасада Зимнего дворца, выкрашенного в красный цвет, появился окруженный оградой сад Фигуры львов отлили по моделям скульптора И.П. Прокофьева, а вместо ваз первоначально предусматривалось установить скульптурные группы братьев Диоскуров, сдерживающих коней. Но вариант с Диоскурами император не одобрил, и установленные вазы простояли здесь до 1873 г. Затем ими украсили спуск-пристань, сооруженный на Адмиралтейской набережной, между зданиями Адмиралтейства и Сената.

Зимой 1895 г. от спуска-пристани у Зимнего дворца по льду Невы проложили однопутную линию электрического трамвая до Мытнинской набережной. Вагоны расходились на специально устроенных разъездах. Стоимость проезда составляла 3 коп. Кроме этой линии, устроили еще три:

– от Сенатской площади до Румянцевского сквера на Васильевском острове;

– от Суворовской площади (у Марсова поля) до Большого Сампсониевского проспекта на Выборгской стороне;

– от Суворовской площади до домика Петра I.

Автором данного проекта являлся инженер М.М. Подобедов, который основал одну из первых электротехнических компаний в России. Две небольшие электростанции, производимые его компанией, и давали ток для трамваев.

А вообще жизнь на Неве, в том числе и у Дворцовой набережной, зимой не затихала. После разведения наплавных переправ и становления надежного льда устраивали санные переезды. Для этого расчищали снег и обставляли ледовую дорогу елочками-вехами. Этими переездами, действовавшими, пока стоял лед, пользовались как сани и санные экипажи, так и пешеходы. А лед на Неве тогда был не чета нынешнему. Если сегодня невский лед в черте города не всегда достигает толщины даже 0,5 м, то в XVIII–XIX вв. его толщина составляла 1 м и более. Такой лед выдерживал скопления весьма значительных масс людей.



Линия электрического трамвая, соединявшая по льду Невы Дворцовую и Мытнинскую набережные. Фото 1895-1900 гг.


Зимние бега на Неве. Литография А.Н. Авнатамова и Н.К. Брезе. 1850-е гг.


Катальные горы на Неве. Гравюра Н. Серракаприола. 1817 г.


Напротив Зимнего дворца, в самом широком месте реки, устраивали снежный ипподром. До середины XIX в. на Неве на Рождественские праздники устраивались массовые гуляния. Прямо на льду строили катальные горы, деревянные и снежные дома, расчищали катки.

Начиная с Петра I, на Неве проводился обряд Водосвятия, на котором присутствовали императорская фамилия, Двор, сановники, иерархи Церкви и гвардейские части. Архимандрит Августин в своей книге «Православный Петербург в записках иностранцев» приводит описание этого обряда в конце XVIII в. по воспоминаниям двух французских эмигрантов – графа А. Фортиа де Пиле и Л. де Буазгелена де Кердю («Путешествие двух французов»): «После завершения церемонии во дворце священники спустились по правой лестнице дворца, выходящей к Адмиралтейству, пройдя через апартаменты Великого Князя. Через всю улицу был протянут ковер, доходивший до своего рода временного алтаря в виде открытой со всех сторон ротонды, которая возвышалась над ближайшей к дворцу частью адмиралтейского рва. По одному подразделению из всех полков гарнизона выстроились со своими знаменами боевыми рядами от дворцового крыла до перспективы перед алтарем… Ранее полки присутствовали целиком на этой церемонии, которая устраивалась прямо на Неве, и долго еще там оставались, подверженные всей суровости холода. Тогда при этом присутствовал весь двор, что очень удлиняло церемонию, и госпитали переполнялись солдатами. Вполне можно поверить, что это один из мотивов, который побудил царствующую императрицу (Екатерину II) не выходить более из своих апартаментов… Затем начинается церемония освящения воды: она состоит в том, что берут воду из проруби, устроенной в центре алтаря, и льют ее в некий сосуд. Митрополит окунает в воду Распятие, затем выливает ее обратно в прорубь, из которой ее взяли, откуда вновь набирают воду, коей окропляют знамена, свешиваемые надо рвом. Во время этой церемонии, длящейся более получаса, поют молитвы и стреляют из пушек в крепости… После того как знамена возвращают на место, отряды дефилируют перед дворцом. Знаменами приветствуют императрицу, которая находится за окном в эркере, устроенном над одним из выступающих портиков ее дворца… Теперь уже не окунают в воду, как некогда, новорожденных, но огромная толпа спешит набрать воды, чтобы полить себе на голову или на руки или унести себе домой. Алтарь сохраняется еще несколько дней, и многие приходят набрать воды».


Крещение на Неве. Литография Ж. Жакотте и Обрэна с оригинала И.И. Шарлеманя. После 1856 г.


После короткого перерыва обычай проводить обряд Великого Водосвятия у проруби на Неве был возобновлен. Теперь прорубь стали делать прямо напротив Зимнего дворца, рядом с Дворцовой набережной. Вот что писал о проведении обряда Водосвятия в 1859 г. в своих записках «Путешествие в Россию» (М., 1988) Т. Готье: «Нева – это сила Санкт-Петербурга. Ей воздаются почести и с большой помпой освящают ее воды. Эта церемония, которую называют крещением Невы, происходит 6 января по русскому стилю. Я присутствовал на ней, глядя из окон Зимнего дворца, доступ к которому мне был дозволен благодаря одной милостивой протекции…».

Невский лед в XVIII–XIX вв. был чистым и использовался горожанами для устройства ледников. Зимой на реке выпиливали ледяные блоки и развозили по домам, складам и магазинам. Там их укладывали в специальные погреба, пересыпая опилками. Потихоньку подтаивая, ледяные глыбы лежали до следующей зимы, создавая в погребе достаточно низкую для хранения портящихся продуктов температуру.


Добыча льда на Неве. Фото В.А. Каррика, 1900–1910-е гг. Виден наплавной деревянный Дворцовый мост, его на зиму в те годы уже не убирали


А летом перед окнами Зимнего дворца становились на якорь корабли прибывших с визитом зарубежных гостей, суда Российского военного флота.

Уже при Екатерине II Дворцовая набережная стала одним из любимых мест прогулок горожан. Сама императрица со свитой часто гуляла здесь, любуясь Невой. На ней проходили торжественные встречи важных иностранных гостей, прибывающих во дворец по воде. Внутрь здания они попадали через Невский (Иорданский) подъезд. Сюда причаливали личные яхты императоров. Особенно часто отплывал от Дворцовой набережной и возвращался сюда на личной яхте император Николай II. Нередко он просто по ней прогуливался.

В апреле 1904 г. на Дворцовой набережной состоялось торжественное построение моряков крейсера «Варяг», геройски погибшего во время Русско-японской войны. Оставшихся в живых членов экипажа Николай II пригласил на обед в Зимний дворец. Еду подавали на специально изготовленных к этому случаю обеденных приборах. По окончании приема эти приборы были переданы морякам. Каждому матросу вручили также именные часы.


Николай II с супругой на Дворцовой набережной. Фото К. Буллы. 1906 г. За спинами императорской четы – ограда Собственного дворцового сада, разбитого в 1896 г., а далее, в глубине, – Восточный павильон Адмиралтейства


В 1915 г., в связи со строительством Дворцового моста через Неву, спуск-пристань у Зимнего дворца и украшавших ее львов передвинули в сторону Адмиралтейства. Там, теперь уже на Адмиралтейской набережной, они находятся и по сей день.

После Октябрьского переворота 1917 г. в Петрограде в массовом порядке переименовывали улицы и площади. Не избежала этой участи и Дворцовая набережная. Ее в 1923 г. переименовали в память о событиях 1905 г. («Кровавого воскресенья») в набережную Девятого Января. Это название она носила вплоть до 1944 г., после чего ей вернули историческое наименование.

Вместо старых памятников, прославлявших деятелей старого режима, в Петрограде стали устанавливать памятники революционерам и противникам самодержавия. На пока еще Дворцовой набережной в сентябре 1918 г., к первой годовщине Октябрьской революции, установили памятник А.Н. Радищеву.

Это первый памятник, установленный в городе в соответствии со специально разработанным большевиками планом монументальной пропаганды. Он представлял собой бюст, изготовленный скульптором Л.В. Шервудом и водруженный на высоком круглом пьедестале из искусственного мрамора. Л.В. Шервуд, воспитанник Академии художеств, лично выбрал место для установки памятника. Этим местом стали остатки фундамента ограды бывшего Собственного сада у западного фасада Зимнего дворца. Копию бюста в октябре того же года установили и в Москве.

Впрочем, первые памятники, установленные в городе молодой советской властью, выполнялись из непрочных материалов, и они не смогли выдержать испытание временем, практически ни один из них не сохранился. Не стал исключением и памятник А.Н. Радищеву. Плохо закрепленный на постаменте, он при сильном ветре вскоре был опрокинут на землю и раскололся. Красноармеец, дежуривший рядом, доложил: «Во время моего дежурства тов. Радищев, не выдержавши сильного ветра, развалился…».

В 1924 г., спустя 100 лет после ужасного наводнения 1824 г., город подвергся новому наводнению, правда, не такому катастрофическому, но также принесшему немало бед. На этот раз вода поднялась на 380 см выше ординара при скорости ветра до 40–42 м/сек. Затопило более половины города, а глубина затопления местами достигала 2,5 м. В результате бедствия погибло до 600 человек, разрушено или повреждено 19 мостов. На Дворцовой набережной испорчено торцовое покрытие мостовой, а около Мраморного дворца на берег выбросило огромную барку.

На Дворцовой набережной отметок подъема уровня воды во время наводнения 1924 г. нет. Ближайшая памятная доска, посвященная этому событию, находится на стене дома № 2 по Английской набережной.

Разрушенное наводнением торцевое покрытие мостовой восстанавливать не стали, а положили асфальт. В остальном техническое обследование набережной показало ее удовлетворительное состояние. Зато при обследовании в 1933 г. состояния Эрмитажного моста установили необходимость его ремонта. Эксперты выявили размыв основания устоев, что привело к обнажению опорных свай. Сильно разрушилась кирпичная кладка свода, разошлись швы между облицовочными гранитными плитами.


Барка, выброшенная на Дворцовую набережную во время наводнения 1924 г.


Эрмитажный мост в наше время (вид со стороны Невы). Слева видно здание Эрмитажного театра, а справа – здание Большого (Старого) Эрмитажа. Между ними арка галереи-перехода. В глубине арки – дома, стоящие на левом берегу Мойки


На Дворцовой набережной. 1941 г.


Реконструкцию переправы провели в 1934 г. по проекту инженера А.Д. Саперштейна и архитектора К.М. Дмитриева. Консультантом проекта выступал архитектор Г.П. Передерий. Первоначальное предложение уменьшить высоту свода на 0,5 м Архитектурный комитет отклонил. Не поддержали и предложение расширить мост в сторону Невы на 1,44 м. Было решено полностью сохранить прежний силуэт моста, убрав установленные в XIX в. подставки для фонарей на въездах.

Таким образом, реконструировали только кирпичный свод моста, который заменили монолитной железобетонной конструкцией с гранитной облицовкой. Было также усилено свайное основание моста. Одновременно провели капитальный ремонт отдельных участков набережной Зимней канавки и Дворцовой набережной. А в 1950 г. восстановлен первоначальный вид пандусов Эрмитажного моста.

В годы блокады на Неве у Дворцовой набережной снова стояли пришвартованные суда. Это были боевые корабли Балтийского флота. Их машины приводили в действие генераторы, от которых по кабелю в Эрмитаж и Зимний дворец подавалась электроэнергия.


Жители города набирают воду из проруби на Неве. Зима 1941–1942 гг.


Вместо Крещенской проруби во льду Невы сделали прорубь, в которой жители осажденного города могли брать воду. А на набережной вместо гуляющих горожан можно было видеть колонны солдат, военных моряков и ополченцев, направляющихся на фронт.

Отгремела война, и на Дворцовой набережной вновь появились идущие по своим делам и просто гуляющие жители города, многочисленные туристы. У входа в Зимний дворец (вход тогда был через Иорданский подъезд) выстроилась очередь желающих посмотреть эрмитажные коллекции. В конце 1960-х гг. впервые устроена ночная подсветка здания дворца. Военные корабли стали заходить в Неву и становиться на якорь у Дворцовой набережной только во время праздников. А в 1969 г. на Неве, на фоне Петропавловской крепости, состоялся первый праздник выпускников ленинградских школ – «Алые паруса». Ныне этот праздник стал одним из брендов города, а Дворцовая набережная по праву считается одной из красивейших в Санкт-Петербурге.

Зимний дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр

Когда на сердце тяжесть и холодно в груди,К ступеням Эрмитажа в молчанье подойди.Там без питья и хлеба, застывшие в веках,Атланты держат небо на каменных руках.А. Городницкий

Нынешний, известный всему миру Зимний дворец возведен в 1762 г. по проекту архитектора В.В. Растрелли. Но большинство жителей и гостей города и не подозревают, что он является пятым по счету. Это если не считать временного Зимнего дворца, построенного для Елизаветы Петровны на углу Мойки и Невского проспекта. Об этом дворце мы расскажем отдельно во время нашей следующей прогулки по Невскому проспекту. Первые три Зимних дворца находились на месте Эрмитажного театра.

Строительство Зимнего дворца

Первые три Зимних дворца находились на месте Эрмитажного театра.

Первый Зимний дворец

Первый Зимний дворец построен для Петра I в 1708 г. Собственно говоря, это был небольшой деревянный дом в голландском стиле. Он так и именовался – «Зимние маленькие хоромы». Причем разрешение на его строительство выдано не на имя царя, а на имя корабельного мастера Петра Алексеева. Дело в том, что на этом отрезке невского берега выделять участки лицам, не имевшим отношения к флоту, было запрещено.


Первый Зимний дворец – «Зимние маленькие хоромы» Петра I (реконструкция)


Соседний участок (ныне здесь стоит дом № 30 по Дворцовой набережной) выделен другу Петра – корабельному мастеру Ф.М. Скляеву. В начале 1706 г. он построил здесь двухэтажный дом с высоким крыльцом и пристанью. То есть дом мастера появился даже раньше, нежели построен Зимний дом для Петра I. Весной 1708 г. Скляев писал царю: «Ваш дом, что подле моего двора, так же, чаю, что в марте совершен будет».

Дом стоял главным фасадом к Неве, в глубине участка, на котором ныне стоят Эрмитажный театр и дом № 33 по Миллионной улице. С востока к нему примыкал участок с домом мастера Ф.М. Скляева, а с запада вдоль участка в 1718–1719 гг. прорыли Зимне-дворцовый канал (Зимнюю канавку). Сразу за каналом стоял дом обер-гофмейстера В.Д. Олсуфьева, а затем – гофмаршала Д.А. Шепелева. Выглядел 1-й Зимний дворец весьма скромно. По обе стороны двери на первом этаже по главному фасаду было всего по четыре окна. На втором этаже, представлявшем собой фактически мезонин и вовсе три окна. Крутую крышу, крытую черепицей, венчала небольшая башенка со шпилем.

По мнению некоторых историков, этот дом не являлся постоянным жилищем императора, здесь он останавливался во время кратких приездов в новую столицу. Вероятно, именно этим объясняются воспоминания тогдашнего датского посланника Ю. Юля, что дворцовый повар «бегал по городу из дома в дом, занимая для хозяина где блюдо, где скатерть, где тарелки, где съестные припасы, ибо с собой царь ничего не привез».

Второй Зимний дворец

Незадолго до свадьбы Петра I и Екатерины I решили заменить деревянный дворец более просторным зданием из камня. «Зимние маленькие хоромы» разобрали и перевезли на Петровский остров. Там здание собрали вновь. Оно простояло в центре нынешней Петровской площади до начала XX в., пока не сгорело. Работами по возведению каменного дворца руководил архитектор Г.-И. Маттарнови (Маторнови), начались они в 1711 г. Но вскоре его отстранили, и строительство дворца возложили на архитектора Д. Трезини.

Этот уроженец итало-швейцарского местечка Думенцо, что близ города Лугано, приехал в Россию в 1703 г., оставив на родине свою первую жену, Джованну ди Вейтис. Ранее, получив архитектурное образование в Венеции, Трезини уехал в Данию. Там он рассчитывал найти работу у датского короля Кристиана V по строительству укреплений вокруг Копенгагена. Но к моменту его приезда королем Дании стал Фредерик IV, которому услуги Трезини в качестве архитектора не понадобились.

Послом России в Дании был А. Измайлов, который предложил Доменико Трезини наняться в качестве архитектора на службу к Петру I и поехать в Россию. Был заключен договор сроком на один год, согласно которому архитектору назначалось большое жалованье – 1000 руб. в год. Однако сложилось так, что Трезини задержался в России на всю жизнь.

Первой его работой стало строительство форта Кроншлот. В 1706 г. под руководством архитектора началось возведение в камне Петропавловской крепости, а в 1712 г. – Петропавловского собора. Он построил Летний дворец Петра и здание Двенадцати коллегий (ныне – Университет), по его проекту заложили Александро-Невскую лавру и Галерную гавань на Васильевском острове. В январе 1716 г. царь утвердил разработанный им план застройки Санкт-Петербурга.

Трезини стал при Петре I обер-архитектором учрежденной в 1706 г. Канцелярии городовых дел, которую возглавлял У.А. Сенявин. Его учениками являлись многие русские архитекторы, в том числе и М.Г. Земцов. К сожалению, могила Д. Трезини (ум. 1734) на кладбище при церкви Святого Сампсония-Странноприимца (ныне – Сампсониевский собор на Большом Сампсониевском проспекте) не сохранилась.

К началу 1712 г. было готово восточное крыло нового дворца. После состоявшегося в Исаакиевской церкви бракосочетания Петра I и Екатерины Алексеевны молодая чета прибыла именно сюда. Эта, еще недостроенная часть дворца получила название «Свадебные палаты», а дальнейшее строительство 2-го Зимнего дворца продолжалось еще несколько лет. В основном его закончили только к 1720 г., а отделка комнат затянулась до 1722 г.

После брачной церемонии в зале второго этажа устроили торжественный обед. Стены зала украшали шпалеры и венецианские зеркала. Рассказывают, что в 1724 г., незадолго до своей смерти, Петр разбил одно из зеркал в этом зале. Указав супруге на зеркало, Петр якобы сказал ей: «Ты видишь это зеркало? Сделанное из простых материалов, оно, благодаря искусству, стало прекрасным украшением здания, но я могу возвратить его в прежнее ничтожество».

После этого он разбил зеркало. Это стало прямы намеком на то, что Екатерина (до крещения – Марта Скавронская) незнатного происхождения и стала императрицей благодаря Петру. Супруга прозрачный намек, разумеется, поняла, однако не смогла удержаться, чтобы не сказать: «Но стал ли от этого ваш дворец красивее?».

Причиной гнева Петра I явилось то, что император узнал о близости Екатерины и ее камер-юнкера В.И. Монса, брата бывшей любовницы царя А.И. Монс. Виллим Иванович сопровождал императрицу во всех ее поездках как по России, так и за границей. Капитан Ф. Вильбуа, ссылаясь на рассказ некой фрейлины, в своих «Записках» писал: «Он был бледен как смерть. Блуждающие глаза его сверкали. Его лицо и все тело, казалось, было в конвульсиях. Он раз двадцать вынул и спрятал свой охотничий нож, который обычно носил у пояса… Эта немая сцена длилась около получаса, и все это время он лишь тяжело дышал, стучал ногами и кулаками, бросал на пол свою шляпу и все, что попадалось под руку. Наконец, уходя, он хлопнул дверью с такой силой, что разбил ее».


Первый Зимний дворец – «Зимние маленькие хоромы» Петра I (реконструкция)


Монсу отрубили на Троицкой площади голову и выставили ее на колу. Затем Петр неоднократно специально провозил Екатерину мимо свидетельства того, что ждет предавшего его человека. Отношения между супругами после этой истории осложнились.


Второй Зимний дворец. Гравюра А.Ф. Зубова. 1717 г.


Облик построенного Д. Трезини 2-го Зимнего дворца до нас донесла гравюра А. Зубова, выполненная в 1717 г. На ней видно, что новая царская резиденция, как и первый дворец, не отличалась роскошным оформлением. Это весьма скромное двухэтажное здание, напоминающее разработанный архитектором Д. Трезини «образцовый» дом для знатных людей.

На гравюре изображен небольшой крытый черепицей двухэтажный дом. Его главный фасад с центральным и двумя боковыми ризалитами обращен в сторону Невы. Посередине имелось высокое двустороннее крыльцо, ведущее к центральному входу. Его скучноватый фасад, выходивший в сторону Невы, оживляли узкие пилястры, наличники вокруг окон и барельефы. Перед домом стояли шесть масляных фонарей – первых фонарей в Санкт-Петербурге.

Для петербургских резиденций Петра I вообще характерен облик скорее домов богатого горожанина, нежели властителя обширного государства. Вероятно, это связано с особенностями его психологии. Известно, что он наиболее комфортно чувствовал в небольших по размеру помещениях.

В этом дворце Петр 27 января 1725 г. скончался. Однозначного мнения о причине смерти не существует до сих пор. Некоторые исследователи высказывают предположение, что император был отравлен, а в качестве наиболее вероятных отравителей указывают на его супругу Екатерину Алексеевну и на его ближайшего друга А.Д. Меншикова.


Князь А.Д. Меншиков. Неизв. худ.


Надо признать, что для таких предположений имеются основания. К началу 1720-х гг. над головой светлейшего князя сгустились тучи. Слишком многочисленны и вопиющи были факты его казнокрадства, представленные Петру I недоброжелателями князя. А самое главное, до Петра дошли сведения о связи Меншикова с Екатериной.