Гитлеровцы постарались запереть и уничтожить Балтийский флот. Весной 1942 года несколько авиационных налетов германской авиации на Кронштадт и Ленинград имели целью именно боевые корабли. Однако потери оказались сравнительно невелики, и большая часть кораблей продолжала действовать в целях обороны города. Не сыграли в полной мере в 1942 году свою роль и минные заграждения в Финском заливе, и минные постановки перед Кронштадтом с самолетов. Подводные лодки летом 1942 года с потерями, но прорывались сквозь минные заграждения в воды Балтийского моря. Немецкое командование недоумевало, какие подлодки топят его суда, пока не выяснилось, что подводники выходят из Кронштадта. Ущерб неприятельскому судоходству наносила и авиация Балтийского флота; бомбардировщики и торпедоносцы сделали тысячи вылетов в «крейсерство», уничтожая транспорты[81].
Азовская флотилия в 1942 году главным образом содействовала сухопутным войскам на берегах Азовского моря, участвовала в Керченско-Феодосийской операции. После потери Крыма и продвижения неприятеля на юг к концу августа флотилия покинула Азовское море, и ее силы подкрепили Черноморский флот в борьбе за Кавказ.
Ладожская флотилия зимой 1941/42 года готовилась к весенней навигации, которая началась в мае и продолжалась до января 1943 года. За навигацию флотилия перевезла по воде более миллиона человек и 1 миллион 690 тысяч тонн грузов. Ладожская трасса оказалась настолько важна для существования блокированного города, что гитлеровцы сбрасывали на суда тысячи бомб, а осенью даже попробовали прервать перевозки с помощью надводных сил. 22 октября свыше 20 судов, вооруженных пушками и пулеметами, направились к острову Сухо, прикрывавшему восточную часть трассы. Однако огонь защитников острова, удары авиации и кораблей флотилии привели к разгрому неприятельской попытки захватить остров. Когда 8 ноября Кузнецов вновь вылетел в Ленинград, он рассматривал полузатопленные суда – трофеи боя у Сухо. Далее противник не предпринимал таких серьезных попыток помешать перевозкам по Ладожскому озеру[82].
Сформированная в 1941 году Онежская флотилия на зиму была уведена на восток, на Волгу. В апреле 1942 года для поддержки сухопутных войск был сформирован Онежский отряд кораблей; он успешно действовал и к концу года был переформирован в Онежскую военную флотилию.
Особая задача выпала в 1942 году Волжской военной флотилии. Летом 1941 года Наркомат ВМФ создал на Волге учебный отряд для подготовки моряков. В октябре, когда шли бои за Москву, отряд преобразовали в военную флотилию. Весной 1942 года одним из основных направлений гитлеровского наступления стал Сталинград. Неприятель намеревался перерезать пути доставки нефти и горючего с Каспийского моря для нужд страны и фронта. Флотилия в дни Сталинградской битвы обеспечивала военные перевозки, несмотря на то что в июле германская авиация начала минирование реки. Для борьбы с электромагнитными донными минами потребовалось срочно переоборудовать суда в тральщики. Было развернуто 500 постов наблюдения за сбрасываемыми минами, суда усиленно проводили траление. Волжане продолжали перевозки, несмотря на потерю 60 судов от авиации и 20 – от мин. Только помощь авиации флота помогла отбивать налеты противника с воздуха. Когда неприятель приблизился к Сталинграду, в августе-сентябре 1942 года флотилия главные силы направила на поддержку сухопутных войск. Моряки взаимодействовали с защитниками города, поддерживали их огнем артиллерии. Опаснейшим делом являлась перевозка войск и грузов через Волгу в осажденный Сталинград. Этим занимались под огнем и боевые корабли, и суда Волжского речного пароходства. За время Сталинградской битвы волгари перебросили на плацдарм свыше 100 тысяч солдат и офицеров, необходимые грузы и вывезли тысячи раненых. В частности, когда шли бои за центр города, флотилия на боевых кораблях за две ночи перевезла через реку 13-ю гвардейскую дивизию генерала А.И. Родимцева. Моряки несли большие потери (на бронекатерах до 65 процентов), но продолжали выполнять боевую задачу. В боях под Сталинградом впервые применили с бронекатеров «катюши». На суше воевали морские стрелковые бригады, присланные с разных флотов.
Так как обстановка на Тихом океане в 1942 году оставалась относительно спокойной, часть сил флота использовали для нужд фронта. Несколько морских бригад, укомплектованных тихоокеанцами, сражались при обороне Москвы и на других участках. В 1942 году с Тихоокеанского флота были направлены на Северный шесть подводных лодок. Им предстояло пересечь Тихий океан, через Панамский канал пройти в Атлантический океан и дальше следовать в Полярный. Лодки прошли 17 тысяч миль. Это был самый длительный поход советских подводных лодок. Л-16 погибла, торпедированная неизвестной подводной лодкой. Остальные в январе-июне 1943 года прибыли на Северный флот и заметно усилили его возможности.
Кузнецов координировал действия флотов. Особенное внимание он обращал на взаимодействие с сухопутными войсками. По указанию наркома Главный морской штаб в 1942 году при содействии специалистов Генштаба разработал Инструкцию по организации связи взаимодействия войск Красной Армии с кораблями, соединениями и частями Военно-Морского Флота.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Боевой путь Советского Военно-Морского Флота / Под ред. А.В. Басова. М.: Воениздат, 1988. С. 523–529.
2
Касатонов В.А. Н.Г. Кузнецов – выдающийся советский флотоводец // Флагманы. М.: Воениздат, 1991. С. 148.
3
Рудный В.А. Указ. соч. М.: Политиздат, 1982. С. 14–15.
4
Михайлов Л.Н. Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов. СПб., 2004. С. 16–20.
5
Касатонов В.А. Указ. соч. С. 148–149.
6
Рудный В.А. Указ. соч. С. 24–25.
7
Там же. С. 20.
8
Там же. С. 26.
9
Кузнецов Н.Г. Крутые повороты: Из записок адмирала. М.: Молодая гвардия, 1995. С. 198–199.
10
Рудный В.А. Указ. соч. С. 22–23.
11
Кузнецов Н.Г. Накануне. М.: Воениздат, 1969. С. 56–57.
12
Рудный В.А. Указ. соч. С. 23–24.
13
Рудный В.А. Указ. соч. С. 30.
14
Рудный В.А. Указ. соч. С. 36–37.
15
Касатонов В.А. Указ. соч. С. 150–151.
16
Рудный В.А. Указ. соч. С. 45.
17
Кузнецов Н.Г. На далеком меридиане: воспоминания участника национально-революционной войны в Испании. М.: Наука, 2005.
18
Рудный В.А. Указ. соч. С. 59–59.
19
Рудный В.А. Указ. соч. С. 65.
20
Касатонов В.А. Указ. соч. С. 152.
21
Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. С. 572.
22
Рудный В.А. Указ. соч. С. 77.
23
Кузнецов Н.Г. Указ. соч. С. 220–222.
24
Касатонов В.А. Указ. соч. С. 145, 153–154; Кузнецов Н.Г. Накануне. С. 233–234.
25
Рудный В.А. Указ. соч. С. 90–92, 94.
26
Касатонов В.А. Указ. соч. С. 154–155.
27
Рудный В.А. Указ. соч. С. 101.
28
Касатонов В.А. Указ. соч. С. 155.
29
Рудный В.А. Указ. соч. С. 102.
30
Касатонов В.А. Указ. соч. С. 155–156.
31
Михайлов Л.Я. Указ. соч. С. 126.
32
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 8–9.
33
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 10–11.
34
Костев Г.Г. Военно-Морской Флот страны в последние полвека. Взлеты и падения. М.: Глобус, 2000. С. 8.
35
Доценко В.Д., Гетманец Г.М. Флот в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. СПб.: Terra Fantastica; М.: Эксмо, 2005. С. 8–9.
36
Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. С. 153.
37
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 11, 16–20.
38
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 12.
39
Там же. С. 30–32.
40
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 15.
41
Там же. С. 23–24.
42
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 29.
43
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 41–47.
44
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 62–71.
45
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 33–40.
46
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 75–76.
47
Там же. С. 78–79.
48
Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. T. I. Переписка с У. Черчиллем и К. Эттли. М.: Изд-во политической литературы, 1986. С. 32.
49
Кузнецов Н.Г. Крутые повороты. С. 219.
50
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 86, 89–91.
51
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 219–223.
52
Широкорад А.Б. Адмирал Октябрьский против Муссолини. М.: Вече, 2011. С. 99–100.
53
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 105.
54
Широкорад А.Б. Адмирал Октябрьский против Муссолини. С. 69–82.
55
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 110.
56
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 115.
57
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 125.
58
Там же. С. 132.
59
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 137–140.
60
Там же. С. 137.
61
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 284–286.
62
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 290–295.
63
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 146–147.
64
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 150.
65
Там же. С. 156–157.
66
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 157–158.
67
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 153–156.
68
Там же. С. 160–162.
69
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 164–166.
70
Там же. С. 170.
71
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 180–181.
72
Там же. С. 182–183.
73
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 185–189.
74
Там же. С. 231–232.
75
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 236–239.
76
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 250.
77
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 255.
78
Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. T. I. Переписка с У. Черчиллем и К. Эттли. С. 67–69.
79
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 256–257.
80
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 265–270.
81
Там же. С. 281–284.
82
Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. С. 286–288.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги