Книга Поститесь вкусно! Православный постный стол - читать онлайн бесплатно, автор Ирина Анатольевна Михайлова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Поститесь вкусно! Православный постный стол
Поститесь вкусно! Православный постный стол
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Поститесь вкусно! Православный постный стол

– употреблять растительное масло, а также вино можно только по субботам и воскресеньям, а также в дни наиболее почитаемых святых;

– включение в питание рыбы и рыбных продуктов (кроме морепродуктов) разрешалось только в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье).

Неделя торжества Православия Великого поста

Первое воскресенье Великого поста называется «Неделей торжества Православия», празднуется память восстановления почитания святых икон, что связано с воспоминанием о победе Вселенской Церкви над противниками Православия. Она отличается особой строгостью – первые два дня поста рекомендуется обходиться без пищи, а в остальные дни поста соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде.

Понедельник первой седмицы поста – чистый день. В Чистый понедельник полощут рот, чтобы смыть следы скоромной пищи, съеденной на Масленицу. Суббота же – тужилка по Масленице – пекут пресные блины на постном масле.

Неделя вторая Великого поста

Посвящена памяти святого Григория Паламы, жившего в XIV веке. Он учил, что подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе.

Крестопоклонная неделя Великого поста

В третье воскресенье Великого поста за всенощной выносится Святой Крест и полагается посредине храма для поклонения. Третья неделя (воскресенье) и четвертая седмица поста посвящены Кресту Христову – Крестопоклонная, или Средокрестье. Среда на этой неделе – перелом поста, его половина, т. е. половина пути до Светлого Христова Воскресения. Для верующих Честной Крест выставляется для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней ради искупления грехов человеческих воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остается для поклонения в течение следующей седмицы (до пятницы), а затем, перед Литургией, уносится обратно в алтарь.

Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

«Покаяние – это наше примирение с Богом», – сказал преподобный Иоанн Лествичник.

В четвертое воскресенье совершается память этого святого. Преподобный Иоанн написал сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

Неделя пятая Великого поста

В пятое воскресенье поста в храмах проходит служба в память о святой Марии Египетской, которая считается покровительницей раскаявшихся блудниц и блудников и судьей тех, кто каяться не желал.

Лазарева суббота

В субботу 6-й седмицы Великого поста на утрени и Литургии воспоминается воскрешение Иисусом Христом своего умершего друга Лазаря на четвертый день по его смерти, поэтому субботу называют Лазаревой. Это чудо было одним из величайших чудес Господа, которое свидетельствовало о божественном Его всемогуществе и Его владычестве над смертью. Но первосвященники и фарисеи, услышав о способности Христа воскрешать мертвых, испугались, что весь народ последует за Ним, и решили убить Его и Лазаря. И вот время их приближалось, и наступила власть тьмы, а с нею и последние дни земной жизни Спасителя…

В этот день установлено облегчение поста, разрешается есть рыбу и растительное масло.

Страстная седмица

После Вербного воскресенья начинается последняя неделя Великого поста (Страстная седмица), которая включает шесть Великих дней (с понедельника по субботу) и посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, искупительной смерти и погребения. В Страстную седмицу все дни называются Великими по причине Великих воспоминаний, совершаемых Церковью. Всю эту неделю полагается особенно строгий пост «ради Страстей Христовых» и для достойной подготовки к встрече Светлой Пасхи.

В Великий понедельник православные вспоминают бесплодную смоковницу, высохшую до корня, как образ человека, погибающего в грехе и нераскаянии.

В Великий вторник следует задуматься, как надо использовать дарованные человеку способности и силы, как быть милосерднее – все это Господь принимает как личную заслугу себе самому.

В Великую среду в церковной службе прославляется женщина-грешница (по примеру кающейся равноапостольной Марии Магдалины) и порицается сребролюбие и предательство Иуды.

В Великий четверг вспоминаются события последней пасхальной трапезы – тайной вечери Иисуса со своими 12 учениками, на которой Христос впервые установил для всех христиан таинство евхаристии (причащения), во время которого под видом вина и хлеба христиане принимают Тело и Кровь Спасителя; а также взятие Спасителя стражей вследствие предательства Иуды.

Великий четверг в народных традициях называют «чистым»:

– в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом;

– в Чистый четверг широко распространен народный обычай очищения водой, – купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца;

– был обычай освящать соль и в ночь под четверг ставить на стол с хлебом;

– в Великий четверг красили яйца, готовились к пасхальному столу – затворяли тесто (в отличие от теста для пирогов, куда не желательно класть яйца, в куличное тесто кладут много яиц, взбитых в пену белков, много сливочного масла и также много сахара). К числу ритуальных блюд для пасхального стола относится и пасха – творожная масса в виде усеченной пирамиды: символ Гроба Господня;

– бытовало поверье, что снесенные в Страстный четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняют от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищает домашний скот от сглаза и всякой напасти. На Руси в Великий четверг верующие, отстояв в церкви утренний молебен, несли горящие свечи домой. Если огонь удавалось уберечь от ветра и внести горящую свечу в избу, считалось, что год будет удачным для человека.

В Великую пятницу вспоминаются страдания Иисуса Христа – суд и осуждение Господа, его распятие, страдание и сама смерть на кресте. На утрене Великой пятницы верующие во время богослужения держат в руках зажженные свечи, символизирующие величие Спасителя во время его страданий. Во второй половине дня совершается вечеря субботы, в конце которой выносится плащаница. В этот день готовили обрядовые пасхи и куличи.

В Великую субботу вспоминается пребывание Спасителя телом во гробе и Его сошествие душою в ад. Плащаница переносится в алтарь и остается там на престоле до самого Вознесения Господня, в память о 40-дневном пребывании Христа на Земле после воскрешения Его из мертвых. Весь день до вечера освящаются крашеные яйца, куличи, творожные пасхи.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги