Книга Готовим для малышей. Детское питание от рождения до школы - читать онлайн бесплатно, автор Ирина Станиславовна Пигулевская
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Готовим для малышей. Детское питание от рождения до школы
Готовим для малышей. Детское питание от рождения до школы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Готовим для малышей. Детское питание от рождения до школы

Ирина Пигулевская

Готовим для малышей

Детское питание от рождения до школы

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Художественное оформление, ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2014

© ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2014

Введение

Питание детей – тема, которая будет актуальна всегда. Начинать заботиться о правильном питании ребенка надо с его рождения, а то и раньше – с беременности женщины. Ведь если недостаток каких-то элементов питания у взрослых можно скомпенсировать и восстановить нормальное функционирование взрослого организма, то недостаток этих же элементов у ребенка приведет к неправильному формированию его органов и систем и отразится на всей будущей жизни. Именно поэтому питание грудничков расписывается практически по месяцам, питание дошколят – по годам, да и питание школьников никак нельзя пускать на волю случая.

Кроме того, к сожалению, сейчас достаточно много детей, имеющих аллергию на те или иные продукты питания, а с нашей индустрией продуктов, когда в сосиски добавляют кукурузную муку, а в мороженое – сою, аллергия на один продукт может означать ограничение во многих. Этим проблемам посвящена вторая часть книги: питание детей с аллергическими реакциями на различные продукты.

Основы питания детей до года

Итак, ребенок родился. И часто случается так, что мамы не знают, считать ли своего появившегося ребенка находящимся в пределах нормы, или нет. Конечно, подробности расскажет врач педиатр-неонатолог в роддоме, но кое-что можно понять и самим. Принято различать следующие периоды раннего детства: внутриутробного развития – 10 лунных месяцев (40 недель), новорожденности – 4 недели, грудной – до 1 года, ясельный или преддошкольный – от 1 года до 3-х лет.

Средний вес здоровых доношенных новорожденных мальчиков обычно составляет 3500 г, девочек – 3350 г, длина тела 50–51 см. Окружность головы (35 см) больше окружности грудной клетки (33 см). За год ребенок вырастает на 25 см и утраивает свой вес, достигая 10 кг.

А недоношенные – это дети, родившиеся в период с 28-й по 38-ю неделю внутриутробного развития с массой тела 2500 г и менее и длиной 35–45 см.

Новорожденный ребенок в основном ест и спит. И поскольку тема нашей книги: питание, то расскажем о режиме кормления.

Он должен быть полезен для ребенка и удобен для родителей. Существуют понятия свободного кормления, когда ребенок сам показывает, что хочет есть (любое количество раз в сутки), и гибкий режим кормления: сведение количества кормлений до разумного числа, в более или менее определенные часы, и прекращение ночных кормлений, как только к этому будет готов ребенок.

Интервалы между кормлениями возрастают по мере увеличения веса малыша. Ребенок с весом от 2,5 до 3 кг обычно нуждается в кормлении с 3-часовым промежутком, реже – 2-часовым. При весе 4–4,5 кг дети нормально воспринимают 4-часовой перерыв.

Большинство детей начинают обходиться без ночного кормления через 1–2 месяца после рождения. Между 4-м и 8-м месяцами дети начинают предпочитать 5-часовой перерыв и тогда же перестают просыпаться для вечернего кормления.

Нередко дети уже к месячному возрасту переходят на 4-часовой интервал в питании и начинают пропускать ночное кормление. Если же ребенок инертен, вял, засыпает во время кормления или, наоборот, беспокоен, часто просыпается с плачем, или если у матери мало молока, то лучше не торопиться с установлением строгого режима.

У каждой мамы бывают моменты, когда ей кажется, что ребенку не хватает молока. Часто такие опасения не имеют основания. Контрольное взвешивание до и после кормления не всегда дает точный ответ на этот вопрос.

Гораздо более точным методом является тест «на мокрые пеленки». Первое тестирование проводится не раннее, чем через 10–14 дней после родов, так как грудное вскармливание только налаживается. Грудничок пачкает пеленки в среднем 18–25 раз в сутки, при этом моча должна быть прозрачной или светло-желтого цвета в достаточном количестве. Составьте таблицу в три графы: «много», «мало» и «с цветом». Каждый раз, когда малыш помочится, внимательно изучите след на пеленке. Если он мал (до 20 см), поставьте галочку в графе «мало». Если после высыхания осталось желтое пятно, поставьте галочку в графу «с цветом», лужа большая – в графу «много». Через сутки посчитайте, сколько в таблице пометок с «много» плюс количество пометок с «мало», деленное на 2 (то есть два маленьких писания считаются как одно большое). Желательно, чтобы «с цветом» не было вообще. Сумма вычисления должна быть приблизительно равна 18. В этом случае молока ребенку хватает.

Я думаю, уже все знают и не надо останавливаться на том, что самое лучше питание для грудничка – материнское молоко. Поэтому я даже не буду расписывать его достоинства, а расскажу о том, что надо делать, если мама заболела. В этом случае почти всегда возникает вопрос: а можно ли больной матери кормить малыша грудью? А вдруг он заразится??? Так вот, ответ будет таков: не стоит отлучать от груди ни уже заболевшего ребенка, ни того, кто пока здоров. Именно материнское молоко предоставляет ребенку возможность эффективно иммунизироваться и избежать заболевания. А вот отлучение от груди здорового ребенка в момент болезни матери подвергает его опасности заболеть, лишая эффективной иммунной защиты. Такой ребенок заболевает чаще, а выздоравливает медленнее ребенка, которого не отнимают от груди.

Отлучение от груди уже заболевшего ребенка, как показывают исследования детей, зараженных стафилококком, стрептококком, свинкой, гриппом и т. д., лишит его многих противомикробных факторов грудного молока, а кормление заменителями вызовет рост кишечных болезнетворных микроорганизмов. Кроме того, и мать, и ребенок ведь будут лечиться, а это проще организовать, когда ребенок получает лекарство непосредственно через материнское молоко.

В некоторых случаях раннее инфицирование ребенка микроорганизмами, носителями которых является мать, играет важную роль в формировании его иммунной защиты. Так что нет никаких оснований отлучать ребенка от груди при обнаружении у матери инфекции независимо от того, какой возбудитель ее вызвал. Более того, отлучение ребенка от груди в этой ситуации подвергает его опасности заболеть тем же заболеванием, которым болеет его мать.

Правда, если состояние мамы стало очень тяжелым, то кормление грудью все же придется прекратить, но тут уже и врач вам обязательно скажет об этом. Вряд ли женщина в совсем тяжелом состоянии будет сидеть дома без врачебной помощи.

Кроме того, при назначении лечения от любого простудного или инфекционного заболевания, даже при каких-то амбулаторных операциях нужно предупредить врача, что вы кормящая мать и хотите продолжить кормить ребенка. Поинтересуйтесь, насколько совместимы необходимые для вашего лечения препараты с выработкой у вас молока (некоторые препараты угнетают лактацию) и через какое время они выводятся из организма. Некоторое время можно кормить ребенка смесью. При мини-операциях (даже после наркоза) кормить можно спустя 6–12 часов; при вскрытии гнойников и абсцессов, после удаления зуба – через 6 часов, первую порцию молока лучше при этом сцедить; при более продолжительных операциях кормление возобновляется через 12 часов, сцедиться следует 3 раза. Также обсудите с врачом послеоперационную терапию антибиотиками.

Если же матери требуется госпитализация, кормление должно быть временно прервано, при этом лактация должна поддерживаться. Сцеживаться необходимо 3–4 раза в день. При улучшении самочувствия сцеживаться нужно чаще – 6 раз в день. После завершения лечения ребенок обязательно возьмет грудь и объем лактации восстановится в течение нескольких дней.

С инфекционными болезнями есть такая особенность, о которой мало кто задумывается. Гораздо раньше, чем начинают проявляться признаки недуга, ребенок уже получает с молоком возбудитель болезни, специфические антитела к этому возбудителю и полноценную иммунную защиту от возможных сопутствующих осложнений. Когда болезнь проявится, ребенок уже болен либо активно иммунизирован. Исключив грудное кормление, вы лишите его единственного лекарства. Не нужно кипятить свое молоко, это не защитит ребенка от возбудителя в молоке.

Так что нет никаких оснований отлучать ребенка от груди, если у мамы обнаружена инфекция. Высокую температуру, если вы ее плохо переносите, можно сбивать препаратами на парацетамоле или народными средствами (обтирание уксусом, холодные обертывания, протирание сгибов рук и ног кубиками льда). При этом помните, что высокая температура – это один из способов защиты организма. Для лечения вирусных инфекций (простуда, грипп и т. п.) можно применять препараты на основе интерферона. Для лечения бактериальных инфекций (таких, как отит, ангина, пиелонефрит, мастит и др.) необходимо назначение антибиотиков. Соответственно, эти лекарства должен назначать врач.

К сожалению, сейчас достаточно частая ситуация, когда у мамы молоко вырабатывается плохо с самого начала или быстро заканчивается. То здоровье подводит, то стрессы наваливаются. Тогда выход – детские смеси. Обычно на банках написано, как их следует давать, да и педиатр может рассказать подробности. Но все же вот несколько правил искусственного вскармливания.

1. Соблюдайте чистоту при приготовлении смеси. Набирайте смесь чистой мерной ложкой, разводите кипяченой водой. Готовьте смесь на одно кормление. При хранении смесь может испортиться. Готовьте предписанное педиатром количество смеси, может быть, вначале на 10–20 мл больше. Когда режим питания малыша наладится, вам будет проще подбирать количество смеси для кормления.

2. Так как при искусственном вскармливании молоко задерживается в желудке дольше, оно проводится по режиму. Но если за 15–20 минут до назначенного кормления ребенок беспокоится, вы можете покормить его пораньше.

3. Перед кормлением смеси подогреваются до +37–40 °C. Если у вас нет подогревателя с точно заданной температурой, то капните каплю смеси себе на внутреннюю поверхность предплечья. Вас не должно обжечь и вы не должны почувствовать холодка.

4. Отверстие в соске не должно быть слишком большим. Молоко должно вытекать каплями, а не струйкой.

5. Бутылочку надо держать так, чтобы горлышко было заполнено молоком. В противном случае ребенок будет заглатывать и воздух, что увеличит риск срыгивания.

6. Недопустимо оставлять ребенка при кормлении в одиночестве, так как он может срыгнуть и захлебнуться молоком.

7. Нельзя кормить спящего ребенка.

Питание ребенка в первые месяцы

В первые дни жизни ребенок за одно кормление высасывает 10–20 мл молока, на третьи сутки он уже потребляет 40–50 мл за одно кормление, к 7-му дню 70–80 мл, к концу первого месяца жизни 100–110 мл. Однако даже один и тот же ребенок в разные кормления может высасывать различный объем молока. Если ребенок развивается нормально, хорошо прибавляет в массе, спокойно спит и бодрствует, значит молока у матери достаточно. Однако если ребенок после каждого кормления беспокоится, не выдерживает промежутки между кормлениями, можно предположить, что молока не хватает.

В этом случае в поликлинике врач проводит «контрольное кормление» (ребенок взвешивается до прикладывания к груди матери и после окончания кормления) и высчитывает суточный объем получаемого ребенком питания. Ребенок в возрасте от 8–10 дней до 2 месяцев должен получать в сутки молоко, равное 1/5 его массы тела. Если при повторных контрольных кормлениях устанавливают, что молока недостаточно, малышу назначают докорм: донорское молоко или адаптированные молочные смеси. Чем меньше ребенок, тем желательнее донорское женское молоко. В возрасте 2–3 месяцев от него можно отказаться и перейти на докорм адаптированными смесями.

В начале кормления грудное молоко более жидкое – это так называемое переднее молоко. Именно поэтому специалисты говорят, что необходимое количество жидкости малыш получает из молока. В конце кормления молоко становится более густым и жирным, обеспечивая поступление в организм ребенка всех необходимых питательных веществ.

Если же ребенок кормится строго по расписанию, то кроме грудного молока он с первых дней рождения может все же нуждаться в воде, особенно это актуально в жаркое время года или при высокой температуре воздуха в помещении. Кипяченую воду дают между кормлениями по 1–2 чайные ложки (всего в сутки до 50 мл, а в жару – до 100 мл).

С 5 месяцев (цифра эта весьма условна, так как существуют самые разные мнения) ребенку начинают давать соки. Первым вводят яблочный сок без мякоти из зеленого яблока, начиная с нескольких капель, постепенно его количество может быть доведено до 40–50 мл в 2–3 приема. Давать сок перед едой не рекомендуется, так как это может привести к снижению аппетита. Если все проходит нормально, то через некоторое время можно давать сок с мякотью. Когда ребенок привыкнет к яблочному соку, можно постепенно начинать давать: вишневый, черносмородиновый; позже – сливовый, клюквенный, абрикосовый, гранатовый, морковный, капустный, свекольный и др.

Объем соков и фруктового пюре в день измеряется в миллилитрах и определяется умножением возраста ребенка в месяцах на 10: в 4 месяца х 10 = 40 мл, в 5 месяцев х 10 = 50 мл и т. д. Летом и осенью, когда много свежих фруктов, можно давать свежие плоды, если вы уверены в их происхождении и экологической безопасности. Фрукт натирают на мелкой терке, перекладывают мякоть в марлю и отжимают сок. В современных условиях можно использовать различные соковыжималки. Зимой и весной можно давать малышу детские соки промышленного производства.

Детям с железодефицитной анемией рекомендуются абрикосовый, яблочно-сливовый, яблочный, яблочно-ежевичный, яблочно-шиповниковый, тыквенный соки, так как именно они содержат большое количество железа, а витамин С, входящий в их состав, улучшает усвоение железа. При склонности к запорам рекомендуются тыквенный, сливовый, яблочно-сливовый, абрикосовый соки. Они содержат большое количество клетчатки, которая усиливает перистальтику кишечника и способствует его опорожнению. Абрикосовый, яблочно-сливовый, тыквенный соки, банановое пюре особенно богаты калием, необходимым для работы сердца. Детям, часто болеющим острыми респираторно-вирусными инфекциями, полезны яблочно-шиповниковый и абрикосовый соки как источник витаминов С и А, способствующих повышению иммунитета. Малышам с заболеваниями нервной системы и нарушениями зрения рекомендуются соки с повышенным содержанием витаминов группы В и А. Для них особенно полезен сок из яблока, ежевики и черники.

Соки из малины, клубники, цитрусовых, томатов лучше давать после года, соблюдая определенную осторожность, так как они нередко вызывают аллергические реакции. К сожалению, достаточно часто у детей проявляется дисбактериоз, причем с самого раннего возраста. Часто ребенок заражается еще от матери, проходя по родовым путям. Кишечник ребенка стерилен, и если мать в этом отношении нездорова, то ребенок получает патогенную микрофлору и от этого страдает.

Дисбактериоз можно заподозрить, если малыша беспокоят относительно нечастые боли в животе (1–2 раза в неделю, редко больше), отмечается наклонность к поносам или к запорам, сниженный или неустойчивый аппетит. При осмотре язык покрыт белым, бело-желтым или бело-коричневым налетом, особенно характерен так называемый «географический язык», когда налет имеет неровный, пятнистый характер. Частые признаки – повторяющиеся респираторные заболевания, проявления пищевой аллергии, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость.

Важным для избавления от этого недуга является лечебное питание. Для грудного ребенка нет более целебного средства, чем материнское молоко. В случае отсутствия грудного молока у матери желательно использовать донорское молоко.

В тех ситуациях, когда нет ни материнского молока, ни донорского, применяют адаптированные молочные смеси.

Искусственное вскармливание всегда грозит развитием дисбактериоза, поэтому следует применять смеси, подвергшиеся частичной ферментации (кисломолочные) и содержащие нормальные микроорганизмы, и/или вещества, активирующие рост собственной микрофлоры ребенка.

Питание ребенка во втором полугодии жизни

В 4–4,5–5 месяцев можно начинать вводить прикорм. Начинают с овощных пюре, состоящих из одного овоща (брюссельская капуста, кабачок), постепенно приводя к тому, что одно кормление будет полностью заменено им. В первый день дают половину чайной ложки и в течение недели доводят до полного объема кормления. Пюре дают перед молоком, а не после. На вторую неделю ребенок привыкает к этому пюре, то есть новый овощ ему вводить нельзя.

Ребенку с недостаточным весом первым прикормом дают каши, а с избыточным весом или склонностью к запорам – овощи.

Поскольку каждый новый продукт может вызвать у ребенка определенные проблемы (а может и не вызвать), лучше в это время вести дневник питания. В него записывают продукт, введенный впервые, его объем и реакцию ребенка на прием. Аллергическая реакция на продукт может проявиться в виде покраснения и появления сыпи на лице, конечностях и теле, появления желтоватых корочек (гнейс) на голове в области большого родничка, а также появления сыпи, вздутия живота (метеоризм), жидкого стула (диарея) или запора, беспокойства, появления прожилок крови в стуле и пр. При появлении любого из осложнений необходимо временно прекратить этот прикорм, сообщить о случившемся врачу и обсудить тактику дальнейшего введения прикорма.

В выборе овощей для прикорма есть свои тонкости. Например, следует остерегаться белокочанной капусты. Дети часто очень плохо ее переваривают. У них появляются вздутие живота, беспокойство, нарушение стула. Поэтому до года белокочанную капусту, зеленые огурцы, бобы лучше совсем не давать. Морковь, картофель, кабачки лучше вначале вымочить в воде (достаточно получаса), а потом варить. Обязательно нужно ввести в пищу корень петрушки.

Если вы решили пюре готовить дома, то берут один вид овощей, например, цветную капусту, тщательно промывают, кладут в эмалированную кастрюлю, заливают водой и варят до готовности. Воду сливают не полностью, хорошо разминают капусту, добавляют 3–5 мл растительного масла (подсолнечного, оливкового), можно немного кипяченого молока, и размешивают до получения однородной массы. Потом состав пюре можно разнообразить: корень петрушки, морковь, одна картофелина, кусок кабачка. Все это варят, разминают, добавляют растительное масло (до 1 чайной ложки на полную порцию). Так же, как и каши, овощное пюре надо вводить начиная с 1 столовой ложки. Когда ребенок привык к этому пюре, постепенно добавляют при варке новые овощи, например, кусочек свеклы, если малыш страдает запорами.

Каши в России традиционно считаются блюдом второго прикорма, то есть вводятся после овощного пюре. На сегодняшний день очень популярны детские каши промышленного производства. Современные каши для детей первого года жизни быстро растворимы и обладают заданным составом, что делает их очень удобными в использовании. Они обогащены незаменимыми питательными веществами, витаминами и железом, не содержат консервантов, искусственных красителей, стабилизаторов и химических добавок, приготовлены из натуральных, экологически чистых продуктов, поэтому кормление ими детей младшего возраста предпочтительнее, чем кашами из обычной крупы. Только не надо добавлять в магазинные каши масло, соль или сахар.

Сейчас первыми дают каши, не содержащие растительный белок глютен (он способен вызывать у детей раннего возраста поражение клеток тонкой кишки – целиакию и аллергические реакции, поскольку у малышей нескольких месяцев от роду существует дефицит фермента пептидазы, расщепляющей глютен). Вначале рекомендуют рисовую, гречневую, затем – овсяную каши. Начинают прикорм так же, как и в случае с соками и пюре, – с 5–10 мл перед кормлением грудью. Лучше делать это в утренние часы, а овощное пюре перенести на более позднее время. На 2-й день количество каши увеличивают до 30–50 г и за неделю доводят до объема одного кормления – 130–150 г. В кашу добавляют 3–5 г сливочного масла или детские сливки (10 %) в объеме не более 50 мл. Когда ребенок начнет получать два полных прикорма, между ними должно быть минимум одно кормление молоком (молочной смесью).

Современные каши промышленного производства подразделяются на молочные и безмолочные (для детей с непереносимостью молока), а также на те, которые нужно варить и не требующие варки. Такие каши обогащены витаминами, минеральными веществами, железом с учетом физиологических потребностей малышей первого года жизни. Ряд каш (как молочных, так и безмолочных) содержит фруктовые и овощные добавки. Но порой они могут вызвать аллергию у детей, предрасположенных к этому заболеванию, поэтому надо смотреть на состав каш. Готовить детские каши следует, строго придерживаясь рекомендаций по способу приготовления, указанных на упаковке. Необходимо также соблюдать сроки и условия хранения как вскрытых, так и невскрытых упаковок.

Лучшей среди каш для детей считается гречневая. В ней содержится много солей фосфора, магния, железа. Второе место по пищевой ценности и популярности занимает овсяная каша. В ней много белка, витаминов группы В, солей и растительных жиров. Рисовая каша считается гипоаллергенной, однако она не рекомендуется детям с задержкой стула. Кукурузная каша богата крахмалом и железом, но плохо переваривается и очень долго варится. Врачи рекомендуют кукурузную, ячменную и пшенную каши давать малышу лишь с 9–10-го месяца. Манная каша содержит мало клетчатки, солей и минералов и к тому же часто вызывает аллергию. Кроме того, она связывает кальций и фосфор и таким образом провоцирует рахит. Это может иметь значение для детей, рожденных зимой. Поэтому до года лучше обойтись вообще без манной крупы и содержащих ее смесей.

Если же вы хотите варить каши дома, чтобы быть уверенными в их составе и качестве, то помните несколько моментов:

– каша домашнего приготовления должна быть жидкой, чтобы лилась с ложки;

– блюдо должно быть однородной консистенции, без комочков;

– кормить малыша с ложечки нужно терпеливо, осторожно, тогда он быстрее научится глотать густую пищу. Нельзя кормить ребенка насильно!

– дайте ребенку привыкнуть к одному блюду, только затем вводите в рацион другое;

– прикорм можно вводить только здоровому ребенку;

– начинать введение каш предпочтительнее с гречневой каши;

– кашу желательно давать один раз в течение дня, идеально, если это будет утром;

– смешанные каши можно давать, лишь убедившись, что у ребенка нет аллергии на каждый компонент;

– до 8 месяцев лучше готовить каши на воде или молочных смесях. Не рекомендуется использовать цельное молоко, которое плохо усваивается и может вызвать аллергию;

– для ребенка первого года жизни объем каши должен быть меньше, чем объем порции грудного молока (150–170 г).

Лучше варить крупу на воде, а непосредственно перед кормлением добавить в нее 20–30 мл грудного молока или смеси (если ребенка ей кормят). Это улучшит вкусовые качества блюда и сделает его более «знакомым». В первое время каша должна быть жидкой (5 г крупы на 100 граммов воды), постепенно можно делать ее гуще.

Если отмечались какие-то аллергические состояния у ребенка или у ближайших родственников, то такого ребенка лучше прикармливать кашей, сваренной на отваре из яблок (сухих или свежих), а не на молоке. Дети обычно хорошо едят гречневую, рисовую, овсяную каши. Для приготовления каши дома крупу в сухом виде необходимо хорошо смолоть (до состояния муки). Вначале приготовить отвар из яблок (без соли и сахара) и на нем варить кашу из размолотой крупы. В первый раз можно дать ребенку до грудного кормления одну столовую ложку такой жидкой каши (консистенция жидкой сметаны), а затем докормить грудным молоком. На следующий день дать уже 2 столовые ложки каши. В дальнейшем, постепенно прибавляя объем, целиком заменить ею одно грудное кормление.

Творог вводят в питание ребенка не ранее 6 месяцев и обычно месяца через два после введения первого прикорма. Его начинают давать с 0,5 чайной ложки (по тем же правилам, что и другие виды прикорма), через месяц доводят порцию до 30 г, а к году – до 50 г в день. Иногда, при недостаточной прибавке веса, количество творога увеличивается. Однако в каждом конкретном случае необходимо проконсультироваться с врачом, так как творог богат белком, кальцием, и его чрезмерное употребление может в будущем привести к ожирению и повышенному артериальному давлению. Сейчас продается специальный детский творог, который готовится из натурального коровьего молока с использованием особой закваски. По составу жиров он может быть молочным (4,5 %) и сливочным (10 %). Кроме того, в состав творога для детей часто вводят натуральные фруктовые, ягодные и овощные наполнители, которые позволяют не только разнообразить ассортимент, но и обогатить питание малыша растительными волокнами, витаминами и микроэлементами. Однако детям со склонностью к аллергии давать творог с наполнителями следует осторожно. Кроме того, творог можно приготовить и дома.