Книга содержит огромный материал из жизни, обычаев, верований различных народов со всех концов Земли. Охватывает много стран, как Европы, так и других континентов, включая Азию, Африку и Америку. Прослеживается взаимосвязь современных религий и первобытных верований. Согласно Фрезеру, человечество проходило через три стадии культурного развития: магическую, религиозную и научную. В книге раскрывается на многочисленных примерах магия подобия и воздействия.
Потрясающий масштабный труд. Каждая страница буквально перенасыщена фактами. Некоторые удивляют, другие шокируют. Многие известные в наше время приметы, суеверия и привычки «Золотая ветвь» подкрепляет историческими и магическими обоснованиями. Фрезер систематизировал материал по первобытной магии, мифологии, тотемизму, причинам различных табу, религиозным верованиям, фольклору, обычаям разных народов, поклонению природе, жертвоприношениям, обрядам, культам, праздникам и многому другому. При прочтении этой замечательной книги я смогла лучше понять не только себя и прошлое своё и всего человечества в целом, но и настоящее, корни которого и скрываются в этом далёком прошлом.
Меньшикова: И зачем же ему нужно было это делать, как вы полагаете?
• Деева Елена: Ксения Евгеньевна, хотела оставить интригу для тех, кто, возможно, захочет прочитать «Золотую ветвь». Дело в том, что Арицийский жрец принадлежал к числу священных царей, или человекобогов, в зависимости от которых, по мнению верующих, находилось благополучие общины и протекание природных процессов. Участники культа считали, что сами они, их скот и их посевы связаны с их царём, так что от его благополучия зависит благополучие всей общины. И нет в их глазах большего несчастья, чем смерть их правителя от болезни или от старости. Что чревато падежом скота, земля перестанет родить, природное равновесие будет нарушено. Для предотвращения этого царя необходимо умертвить в полном расцвете сил, чтобы его жизненная энергия перешла к преемнику. И в связи с этим будет передаваться из поколения в поколение молодость и сила всех людей и животных. По этой причине Арицийский жрец в Неми регулярно погибал от меча своего преемника. При ответе на второй вопрос автор приводит миф о Бальдре. Этот бог был убит веткой омелы, которая единственная из всех и всего не давала слова, что не причинит ему вреда и в которой якобы была заключена его жизнь. На основании «Энеиды» Вергилия Фрезер сделал вывод, что Золотая ветвь и есть омела. Прежде чем убить жреца, его предшественник должен был сорвать Золотую ветвь, так как жизнь жреца помещалась в росшей на дубе омеле. И, пока омела находилась в целости и сохранности, он, как и Бальдр, не мог умереть (в случае Бальдра – в него нужно было бросить ветку).
Меньшикова: Уже лучше. Напоминаю, коллеги, что анализ – это ваши мысли. Они в большей степени интересны, чем коммерческие аннотации.
Омела. Она не дала клятву, потому что у неё её не спросили. И в этом заключалась катастрофическая ошибка богов, описанная в северной традиции. Той же болезнью страдаем и мы: обладающий силой не видит проблемы в малом и минимальный ущерб не почитает за ущерб. Называя это благородством, не замечает, как становится беспечным. Однако Фрейзер указывает, что Золотая ветвь подобна омеле, но не тождественна ей. Так что это не одно и то же, будьте внимательны, работая в дальнейшем с символом омелы.
Благодарю Елену и всех коллег за интереснейший анализ прочитанной литературы.
• Анна Бер: Посмотрите ещё видео, на канале К.Е. их много, например, «Становление в магии», «Иерархия в магических системах» и другие, и возможно, не по одному разу, с каждым следующим просмотром может что-то другое открыться, иное понимание и смысл. На сайте Школы есть библиотека, там очень много разных книг на разные темы.
Надо понимать, что любое действие имеет последствия, просмотры фильмов, чтение книг – тоже меняют нас, и эти изменения случаются во всей структуре сознания. Чтобы изменилось что-то одно, а всё остальное осталось неизменно – так не бывает. Хотелось действовать?
Захотелось поделиться своими ощущениями после прочтения мнения коллег о прочитанных книгах в теме «Анализ литературы». Каждый раз, когда прочитаю книгу или посмотрю фильм, которые меня заставляют задуматься, тронут глубоко, я с некоторым трепетом ожидаю изменений. Раньше было непонятно, почему вдруг события, шедшие своим чередом, изменили направление резко и иногда совершенно непредсказуемо. Это могло «сбить с ног», притянуть странные ситуации, не очень приятные. А потом постепенно пришло осознание, что я сама создаю эти новые условия своей жизни. Я получила новую информацию, и всё, деваться некуда, она уже во мне, и она должна прижиться, и логично, что она трансформирует меня. Сейчас я уже более умело руковожу этим трансформирующим процессом. Стала легче воспринимать маятники после получения новой информации. Уже не так раздражает и меньше разочаровывает то, что всплывает в результате обучения. И всегда наступает период, когда ты уже с новой высоты можешь посмотреть на мир. И это прекрасно!
• evgenius: Забавно… 12 лет назад мне по случайности подарили книгу «48 законов власти». Тогда я её обернула в красивую бумагу. Почитала немного, помню – она на тот момент показалась мне постыдной. Не дочитала. Видимо, воспринимала такую информацию буквально, не задумываясь о контексте. Она долго у меня лежала невостребованной. На удивление, не потерялась в многочисленных переездах. Как-то так сама, видимо, «перемещалась» за мной))). Два месяца назад я взяла эту книгу и поставила на полку у кровати. Я даже забыла её название – она же обёрнута. Читаю список литературы – и нахожу там её. Открываю, а там то, что нужно. И закладка лежит именно там, где нужно. Кто читал – закон 35. «Овладей искусством управления временем». Прям Магия какая-то.
• Admin: Список литературы, который рекомендуют в Школе Меньшиковой в начале обучения.
С чего начать? Нужна литература, которая начнёт расшатывать точку сборки – медленно, деликатно, но неизбежно. Не нужно рывков, не нужно шоковой терапии – её достаточно и в реальной жизни. Вводить своё сознание в состояние изумления нужно постепенно. Книги, приведённые ниже, – не панацея. Но они будут помогать достигать именно такого эффекта:
• Меньшикова. «Хитросплетения судьбы, или В каком измерении ты живёшь?»;
• Роберт А. Уилсон;
• Тимоти Лири;
• Фритьоф Капра;
• Норберт Винер.
А также:
• Ковалёва Н. «Феномен сознания в «Агни-Йоге»;
• Р. Грин. «48 законов власти»;
• И. Бояшов. «Путь Мури»;
• Макс Фрай – все.
Читать все книги этих авторов или определённые?
Как потянет.
• Rider: Позволить себе один час в день тратить на чтение. И список этот не покажется таким объёмным через неделю. Тот же «Путь Мури» – и есть книга на час. Фрай и вовсе на одном дыхании. Можно не заметить, как и два часа прошло. Пока я себе расписание не составил – ну ничего не шло. То забудешь, то другим займёшься. А по графику всё пошло. И на тренажёрку время есть, и на книгу. Физические нагрузки чувствительности телу прибавили щедрой рукой.
• Фиделио: Стараюсь распределить книги по времени. Каждый раз начинала и делала расписание, и всё никак не могу идти по расписанию. Некоторые книги сегодня не идут, а завтра взахлёб. От состояния моего ментала тоже зависит. Я люблю читать книги с карандашом, выделяя цитаты, незнакомые слова, даты, метафоры и скрытые ключи. Записываю всё это в тетрадь. Перфекционизм и синдром отличницы мешает… Пора исправлять это.
Какой магический смысл гейсов, зароков и обетов?
Чтобы полно ответить на ваш вопрос, разберёмся изначально с терминологией.
Гейс – это договор. Договор между человеком и силой, которая «надзирает» за его судьбой. Глобально, гейс нужен человеку для того, чтобы не потерять контакт со своей поддерживающей силой, не опуститься на уровень «простого» человека, где он не будет выступать для судьбообразующих сил как индивидуальность, а станет массой, недостойной индивидуальной судьбы.
Истоки возникновения гейсов лежат в кельтской и скандинавской традициях. Существует два вида подобных обязательств человека перед силой: гейс – как обязательство что-либо делать и альтгейс – как обязательство что-либо не делать. В зависимости от касты, которой принадлежит человек, он может самостоятельно взять гейс, накладывая на себя ограничения лично, либо быть объектом наложенного гейса.
Приведу выдержку из книги, где ранее уже раскрывалась эта тема.
Из книги Меньшиковой «Цели и ценности. Как перестать быть таким, как все»
Гейс
Ирландская кельтская традиция разрабатывала внутри себя методы достижения и удержания идеальной власти. Цивилизация ирландских кельтов – это проект по формированию сознания идеального правителя. Вся деятельность этой традиции была направлена на то, чтобы выработать универсальные методы поведения, мышления и действия тех, кто достоин называться Истинным Королём. Тех, кто может брать ответственность за себя и получать в этом процессе реальные результаты; тех, кто может брать ответственность не только за себя, но и за других.
Согласно древнему закону, Истинного Короля выбирают не люди – выбирает Земля, выбирает персонифицированный разум её, выраженный в образе богини. В Ирландии эту богиню называли Эриу, Эрин[11], и было у неё три лика. Тот, кто получает от богини право на власть, должен быть безупречен, так считали древние. Принцип безупречности для обретения власти цивилизацией ирландских кельтов был разработан до совершенства.
Истинным Королём мог считаться только тот правитель, который имел в своей родословной минимум три поколения безупречных предков. Он должен быть всегда верен своему слову, всегда платить по своим долгам. Более того, считалось, что физическое несовершенство – это явный показатель тайного порока, нарушения принципа безупречности[12].
Для того чтобы отточить некоторые важные феноменальные качества, которые в дальнейшем должны лечь в основу общего принципа безупречности, друиды давали тем, кто идёт по пути самосовершенствования, специфические задания. Оно всегда связано было с выполнением некоторых обязательств: что-то делать или что-то не делать при определённых обстоятельствах. Это и есть гейс.
Наложить гейс – это вплести в канву судьбы металлическую нить, которая станет путеводной на всех этапах жизни; не даст сбиться с пути и всегда будет напоминать, кто ты есть.
Включение сознания в систему гейсов очень важно для того, кто идёт по воинскому пути развития себя, кто берёт свою жизнь в собственные руки и старается стать максимально независимым от обстоятельств, от системы и от слабостей окружающих. В славянской традиции институт гейсов также существовал, просто мы знаем их под иными названиями: зарок, обет, клятва.
Гейс мог быть наложен друидом (филидом) на короля или иное лицо, но мог был взят и самостоятельно. На последнее обычно решались те, кто не принадлежал линии крови королей, но стремился достичь высот, не определённых рождением, не определённых судьбой.
Для короля наложенный гейс являлся не просто обязательным к исполнению. Король знал и не сомневался в том, что от соблюдения им правил безупречности, от следования своему гейсу зависит не только его судьба, но и судьба всей страны, всего его народа. Друид, который накладывал гейс, никогда не выражал свою личную частную волю: прозорливец, беседующий с богами, слышал их наставления и передавал услышанное правителю, облекая в форму понятного для него, правителя, действия.
Друиды – проводники магии в этот мир. Они – те, кто держит равновесие и контролирует правильное исполнение магических задач. Одной из важнейших функций деятельности друидов было безошибочно вычислять и назначать ключевые фигуры, видеть константы и делать их более сильными и более значимыми.
Обременение, которое накладывал друид на какое-либо лицо, никогда не было пустым и бессмысленным, оно всегда подразумевало далекоидущие планы, даже если на первый взгляд они не очевидны, а действие-гейс кажется абсурдным. Однако многолетнее исполнение гейсов не только вырабатывало в правителе необходимые для безупречности качества характера, но и делало его неким узелком на ткани реальности, с которым уже невозможно было не считаться: всегда при определённых обстоятельствах будет совершено определённое действие, и никакой вариабельности и случайности в этой точке пространства-времени быть не может. А это значит, что боги могут положиться на него.
В отличие от правителя, который сам себе гейс выбрать не может, воину такое право дано. Правитель есть ставленник высших сил, проводник их воли. Ему многое дано, но платой за дополнительные возможности будет существенное умаление личной свободы. Воин не обладает такими же ресурсами, что и правитель, но в противовес ему имеет большую степень свободы. В том числе и в самостоятельном выборе гейсов.
На каком же основании воин должен налагать на себя гейс? На основании понимания собственного несовершенства, собственных изъянов. Это всё то, что в любой момент может сделать его уязвимым. То, что заставляет соглашаться с проигрышем, даже не попытавшись вступить в борьбу. Это качество есть у вас? Оно всегда есть у того, кто живёт в человеческом мире. Его невозможно сбросить со счетов, закрыть глаза на присутствие порока в собственном сознании. С этим пороком нужно бороться. Бороться и победить.
Для такой борьбы и применяется принцип наложения гейса на себя: поступить так, как поступали свободные воины старых времён, когда хотели побороть своё несовершенство и стать тем, кем не были, – имеющим право, имеющим власть над собой.
На каждый выявленный изъян нужно взять зарок, наложить на себя гейс совершать действие, которое медленно, но верно будет изживать это качество из сознания, умалять его, дабы освободить место для алгоритмов победы, той победы, которая развивает натуру, идёт в унисон с природой, а не противоречит ей.
Что мешает вам достигать результата? Лень? Значит, это должны быть поступки, которые будут изживать это качество. Осознанно совершать регулярные действия, которые будут идти в противовес слабостям подсознания, презирать леность: бегать по утрам, учить язык по часу в день, обливаться холодной водой, делать именно то, что не любите, что вызывает раздражение и включает первый контур подсознательной защиты.
Что ещё? Невежество? Значит, нужно не только совершать регулярные действия, которые будут делать вас образованным человеком, но, что не менее важно, изживать чувство гордости и удовлетворения за собственное невежество, убирать из сознания чувство правильности от того, что веришь, но не знаешь. Ничего не принимать на веру, проверять всякую информацию, от кого бы она ни исходила, не успокаиваться, пока не поймёшь окончательно. Под такую задачу нужно конкретное действие: не ложиться спать, пока не сделаешь; не есть, пока не выучишь, – чем жёстче ограничения, тем быстрее результат.
Трусость? Берите гейс, связанный с преодолением страха: прыгать с парашютом, ходить вечером по темноте и всегда разными дорогами, заговаривать с людьми первым.
Скованность, неумение отстаивать своё мнение? Это тоже разновидность трусости – страх перед людьми. Здесь противодействие, которое может помочь изжить из себя это качество, – знакомиться каждый день с новым человеком; не жалеть времени и сил, добиваясь того, чтобы человек сам хотел и рассказывал вам свою жизнь. И главное – не бояться быть смешным, не бояться потерять лицо.
И так на каждый порок, на каждый изъян брать не абстрактное, а очень реальное действие, вырабатывая волю и внутреннюю природу.
* * *Магическая традиция, в которой работает моя Школа, основана на древней системе языческой магии. Корни её уходят в северную традицию, а также в старую друидическую школу. В отличие от сегодняшних религий, старые боги требовали от своих проводников-людей не столько правильного мышления, сколько правильных действий. Недостаточно, учили они, совершив мерзость, покаяться и ничего не предпринять. Нужно сделать реальные действия в противовес неверным. Мало просто правильно подумать, нужно, чтобы за мыслью обязательно шёл поступок, который позволит взять, а не ждать, пока дадут от щедрот божьей милости. Старая традиция растила и воспитывала поколение воинов, поколение тех, кто должен вести за собой всех остальных и защищать тех, кто пока сам этого сделать не может.
В проявленной реальности, учили древние, в мире первого внимания воин должен оставить после себя такие следы, которые покажут, что вы не напрасно потратили время, это с одной стороны. А с другой – оставленные воином следы должны быть настолько значимы, что их присутствие обязательно должно найти отражение в жизни всех последующих поколений, они просто не смогут с этим не считаться. И чем на больший период времени распространяется влияние такого следа, тем более весомым становится сознание того, кто этот след оставил.
Поэтому срок, на который берётся гейс, зависит от глобальности задачи, которая стоит перед вами. Если речь идёт о тотальном изменении своей судьбы, обретении прав, которыми ни вы, ни ваши предки никогда не обладали, то в этом случае гейс берётся на всю жизнь. Если речь идёт о «коротких» приобретениях, о развитии конечного навыка, то и срок гейса может быть конечен. В нашей традиции этот срок обычно годовой: от Самайна до Самайна[13].
К сказанному ранее добавлю ещё.
Жрец, друид – это маг, который имеет постоянную и неразрывную связь со своим богом. Наложение гейса на правителя (или в порядке исключения – на другое лицо) – это всегда передача послания бога (богов), смысл которого заключается в понимании: что нужно делать (не делать), чтобы сохранить правила безупречности.
Магическое сознание жреца-друида вследствие постоянного контакта с информационным каналом богов претерпевало соответствующие мутации до такой степени, что логика гейса была ему понятна так же, как она понятна богам. При этом она могла быть совершенно непонятна тому, на кого гейс накладывался. Где связь между принципом безупречности и необходимостью исполнять наложенный гейс – всегда вставать до рассвета? Или никогда не выходить из дома по вторникам? Или никогда не впускать в дом женщину после заката? Или никогда не идти «за рыжим к дому рыжего»?[14]
Поэтому статус жреца всегда был непререкаем, а гейсы, наложенные им, нужно было исполнять, и всё. Потому что он видит, так же как и его боги, на много лет вперёд, а правитель пока нет.
Магический смысл гейса заключается в ритуальном действии, которое показывает, что человек может подчинить свою жизнь и свои желания дисциплине и верности данному слову. Именно поэтому гейс правителя был всегда публичный – о нём знали все подданные. Барды и филиды разносили эту информацию быстро, и вот гейс короля известен абсолютно всем.
Для короля с этого момента всё становилось очень жёстко – можно было запросто потерять корону, если правитель оказывался «небезупречным» – получал физическое увечье, изменял данному слову, а также вольно или невольно нарушал свой гейс.
Гейс воина, в отличие от гейса правителя, вполне мог быть не публичным. В большей степени он нужен самому воину, чем силам и богам, имеющим в мире людей свои интересы. Гейс воину нужен для дисциплины ума и воли, нужен как тренировка перед вхождением в касту правителей. И чем больше гейсов накладывал на себя воин, тем быстрее шёл его рост внутри касты. Воин тоже соблюдает качества безупречности, но только не для всего народа, а только для себя.
Для чего же правителю нужны были такие жёсткие ограничения? Принцип преемственности власти по крови, обязательный для европейской традиции, может сыграть со всей линией крови злую шутку, если постоянно не работать со своим сознанием. В древние времена говорили, что боги заботятся только о судьбах принцев, позволяя принцам заботиться о судьбе всех остальных. Это значит, что сознание правителя должно быть развито до такой степени, чтобы слышать и понимать богов. Так же как и сознание жреца.
Именно поэтому долгое время король совмещал функции правителя и функции жреца, должен был уметь совершать ритуалы жертвоприношения, уметь читать знаки, слышать и правильно интерпретировать волю богов.
Для воина гейс не менее важен, чем для правителя. Но если гейс для правителя – это неотъемлемое обязательство, прилагаемое к статусу, то для воина – право достичь уровня правителя, усилить своё сознание.
Гейс, равно как обет и зарок, для воина – это клятва самому себе совершать обязательные действия во что бы то ни стало. Силы, боги, курирующие реальность, обязательно считывают такое действие, фиксируют клятву, и с этого момента воин вступает в сферу их интересов. Значит, воин может рассчитывать, что его судьба не останется без внимания высших сил, и он сможет, выполняя гейс, проявить себя более серьёзно, чем просто существующий индивид, полностью зависящий от чужой судьбы. С момента принятия гейса воин получает право воздействовать точечно на свою судьбу через приложение личной воли.
Для великих богов, ткущих полотно реальности, такой человек становился правильным узелком на рисунке полотна, и боги могли положиться на него. Его гейс учитывался в событийном ряду, как константа, которая непременно должна быть. Соответственно, силовые потоки этого мира, пронизывающие всё пространство реальности в определённый момент времени, учитывали присутствие среди живых держателя гейса, давая ему бóльшие возможности проявить себя и тем самым заработать бóльшие права, подняться на уровень правителя. Что без гейсов и соответствующей самодисциплины разума сделать было невозможно – только по прихоти судьбы, которая то ли будет, то ли нет.
Несмотря на то что институт гейсов был сформирован очень давно, его право воздействия на реальность осталось в силе. Просто его применение возможно только для людей каст воинов и правителей. На уровне каст земледельцев и купцов он попросту не сработает – он не будет заметен информационной структурой реальности и, как следствие, ни на что не повлияет. Если значимость действия (любого) в этом мире крайне мала, то никаких последствий от его исполнения или неисполнения не воспоследует.
Другое дело гейс, который берёт на себя воин или правитель. Он учитывается в дальнейшем формировании событий непременно, и поэтому неисполнение гейса для них имеет более тяжёлые последствия, чем для людей более низкой касты, – вплоть до поражения в правах. Исторические и легендарные свидетельства тем не менее рассказывают нам, что те воины, которые исполняли взятые на себя гейсы, рано или поздно право королевской власти получали, а те правители, которые нарушали наложенные гейсы, теряли всё, и их наследники тоже.
Правитель, нарушивший гейс, воспринимал это как кару богов, понимая, что исправить такое нарушение уже невозможно. Для правителя – невозможно, но не для воина. Если воин нарушал взятый на себя гейс, то его самонаказание всегда было адекватно его отношению к гейсам и своим обязательствам. Воин не ждал, когда придёт момент раскаяния. Это купец будет надеяться – а вдруг пронесёт! Воин так не поступит никогда: он наложит на себя ещё десяток гейсов для искупления вины. Перед самим собой и своей честью. Иначе нельзя.
Чем выше цена вопроса, чем более высоких прав старается добиться в этом мире человек, тем более серьёзно он должен относиться ко взятым на себя обязательствам – как воин ко своим гейсам. Тот же, кто принял решение посвятить свою жизнь магии, должен ещё более внимательно отнестись к практике гейсов: для него гейс – не только обязательный метод самодисциплины, но и единственный, порой, способ удержаться на своём канале.
• Может ли голодание являться искуплением долгов?
Если это гейс, зарок или обет, который был взят специально для искупления долга, то да, может. Сформированное намерение говорится мысленно или вслух, но чётко, без двусмысленности: во имя искупления своего долга даю обет – не потреблять пищу какой-то период времени, не есть мясо, не есть сладкое… и так далее.
Важно помнить, что обет, зарок, гейс не даётся безадресно. Эти магические действия – разновидность клятвы, а у клятвы есть две стороны: дающий клятву и принимающий клятву. Обычно клянутся какой-то силе, подразумевая, что в случае исполнения клятвы у клянущегося прав прибавится, а в случае неисполнения – убавится. Действие всегда делается «во имя».
Поэтому, давая клятву, например, голода, неплохо бы послушать знаки и удостовериться, что твоя клятва (зарок, обет) принята на контроль. Если такое действие делается на открытом канале (без жреца), то знаки здесь – важная часть обряда. Если в процессе участвует жрец, то принимающим клятву является он, – он же и даёт знак.