Ян Раздобурдин
Аюрведа. Траволечение и ароматерапия
© Раздобурдин Я.Н., текст, 2015
© ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2015
© Художественное оформление, ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2015
* * *Посвящается моему героическому папе, прошедшему Вторую мировую войну. Он строил Союз от Кольского полуострова до Одессы, потом был единственным беспартийным директором завода на Украине и просто хорошим, честным, добрым человеком.
Хочу выразить благодарность Ветрову Игорю Ивановичу, основоположнику Аюрведы в России, Суботялову Михаилу Альбертовичу за его прекрасные лекции, Алефирову Андрею Николаевичу, Дмитриевой Алле Владимировне, Головинову Андрею Юрьевичу, Олексюк Елене, великим Роберту Свободе, Васанту Ладу, Давиду Фроули и Джону Фэйворсу, доктору Атрея, а также моим друзьям и соратникам: Наталье Концовой, Долгиревой Светлане, Яне Галеевой, Швыдкому Валерию, Ольге Павленко, Миронову Валерию, Новикову Николаю, Асе Ескайровой, Морозову Сергею, Ольге Домаревой, Андрею Жолобову и Андрею Зубенко.
Сущностью всех существ является Земля.
Сущностью Земли является Вода.
Сущностью Воды являются растения.
Сущностью растений является человек.
Чхандогья Упанишада, I.1.2Я хочу, чтобы все исполнилось смысла.
Макс Фрай. «Ключ из желтого металла»Только сердцем постигается истинное положение вещей, ибо самое важное скрыто от глаз.
Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»Введение
Дорогой Читатель!
Цикл книг «Аюрведа. Инструкция по использованию жизни» – это попытка синтезировать древние Ведические и современные медицинские знания, максимально приблизить их к нашим северным широтам и европейскому образу жизни, ибо главный принцип Аюрведы – науки о жизни – звучит на санскрите как «деша, кала, патра», или «место, время, обстоятельства».
В третьей книге цикла мы рассмотрим траволечение и ароматерапию с точки зрения Аюрведы, ознакомимся с индивидуальными особенностями растений. Я предлагаю всмотреться в растения глубже, пристальнее, с более открытым сознанием, чем мы делали это прежде.
Книга написана максимально просто и легко, она будет интересна не только специалистам Аюрведы, но и широкому кругу читателей.
Древними мудрецами было определено, что в природе существуют три первичных источника жизни: Прана (жизненная энергия), Теджас (жизненный огонь) и Оджас (жизненная сила). Прану, энергию, пронизывающую все живое, современная медицина ни с чем не сравнивает, нет такого в ней понятия, Теджас несколько грубо сравнивают с пищеварительными процессами организма, Оджас – с иммунитетом.
На уровне структур человеческого тела эти тонкие эквиваленты присутствуют в виде трех биологических элементов, или дош. Доши называются на санскрите «Вата», «Питта» и «Капха» и соотносятся с воздухом, огнем и водой (слизью). Их активность и подвижность предопределяет процессы роста и распада тканей организма и в зависимости от преобладания той или иной доши делит все человечество на определенные типы конституции.
Воздействие дош на тело и ум в великом ведическом труде «Аштанга Хридайам» описывается так: «Корнем дош, тканей и отходов жизнедеятельности является Вата (воздух). В своем естественном состоянии она поддерживает усилие, выдох, вдох, движение и осуществление импульсов, равновесие тканей и координацию чувств». Да, Вата – первичная и самая важная среди трех дош. Она управляет двумя другими и в целом отвечает за все процессы в организме. Поэтому нарушения Ваты обычно имеют более тяжелые последствия, чем нарушения других дош, и нередко сказываются на психике и на всем организме.
«Питта (огонь) управляет пищеварением, теплом тела, зрительным восприятием, голодом, жаждой, лучистостью кожи, цветом лица, пониманием, разумом, храбростью и мягкостью тела». Питта отвечает за все аспекты света и тепла в теле и уме. «Капха (вода) обеспечивает стабильность, такое качество, как терпение, смазывание и крепость суставов». Капха представляет собой материальный субстрат, поддерживающий две другие доши. Она придает устойчивость эмоциональной сфере.
Когда равновесие дош нарушается в процессе нездоровой жизни, они становятся теми силами, которые вызывают болезненные процессы. Поэтому приведение их в гармоничное, близкое к врожденному типу конституции состояние, а потом и коррекция врожденного типа конституции по необходимости является главной задачей Аюрведы. То есть, проще говоря, следует не только «потушить огонь» болезни, но и проработать глубинные причины, вызвавшие эту болезнь. Исходя из этой концепции и была создана Аюрведа, «наука о жизни» с санскрита. Это целостное медицинское и философское знание подходит к лечению человека ИНДИВИДУАЛЬНО, согласно его типу конституции, а не назначается всем одна таблетка и к тому же в одной дозировке: аспирин от простуды, но-шпа от боли в животе, а мезим при несварении. Хотя Аюрведа работает в основном с препаратами растительного происхождения, но обычный врач, использующий обычные химические препараты, должен знать, что, например, тот же аспирин очень аккуратно надо принимать людям с лидирующей Питта-дошей, так как они склонны к эрозивным процессам слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки. Субтильным Вата-пациентам надо назначать препараты в минимальных дозах, Капхам – в больших дозировках. Если Питтам полезны лекарственные горечи, то Ватам они категорически противопоказаны. Врачу необходимо уделять достаточно внимания укреплению печени и коррекции функций желчевыводящих путей у пациентов Питта-типа, это их «больное место», для Ват в первую очередь назначать успокаивающие препараты, и так далее.
И уже на уровне первичного приема у врача Аюрведы идет попытка выявить «врагов ума» (гнев, жадность, страх и пр.), которые мешают человеку жить и зачастую обусловливают хронические болезни человека. Модный сейчас термин «психосоматика», или психические причины болезни человека, в Аюрведе был принят к сведению еще тысячи лет назад.
Аюрведа воспринимает и лечит пациента как целостный, но уникальный индивидуум в его социокультурном окружении. Этот подход позволяет применять ее всегда и везде. Скепсис о недостаточной эффективности или недейственности аюрведической терапии в западных странах не имеет основания. С другой стороны, нет никакого смысла в полной замене современной медицины Аюрведой. Гораздо важнее использование Аюрведы в случаях, где обычная медицина не справляется, как это видно при множестве хронических заболеваний. Во многих случаях аюрведические медикаменты и процедуры беспроблемно комбинируются с обычными.
Сегодня аюрведическая диагностика и лечение зачастую включают в себя также и современные методы. Желание избежатъ этого – не на благо пациента. Необходима тесная связь между обычными и аюрведическими врачами, для чего обязательно понимание ими основ и терминологии обоих систем медицины. Аюрведа ни в коем случае не рекомендует пациенту внезапный отказ от необходимых ему на данный момент современных медикаментов, особенно принимаемых постоянно и длительно, так же как и резкую смену стиля жизни. Подобный подход является безответственным!
…И конечно, правильный образ жизни невозможно заменить ничем. Его нельзя купить ни за какие деньги, и никто другой не в состоянии обеспечить его нам. Пока мы не будем жить в гармонии с собственной природой, мы не можем рассчитывать на то, что нас сможет исцелить тот или иной терапевтический метод. В том и состоит красота и прелесть Аюрведы, что она дает нам знания, помогающие жить в гармонии. Она предлагает нам режим, соответствующий нашей конституции и затрагивающий все аспекты нашей природы – физические, психические и духовные. Но успех возможен только в том случае, если мы сами приложим усилия, затратим время, проявим настойчивость.
Эта книга посвящена в основном фитотерапии и ориентирована на практические методы лечения болезней, благодаря чему ее можно использовать как справочник по аюрведической терапии для начинающих. В книге приведены не только классические аюрведические травяные препараты, но и рецептуры из растений, рассчитанные на применение в современных условиях и условиях наших, более северных широт. После выхода первой и второй книг цикла «Аюрведа – инструкция по использованию жизни», где даны философия Аюрведы, методы диагностики и описаны основные растения с их индивидуальным «целебным талантом», или «прабхавой», многие обращались ко мне с просьбой об информации по поводу лечения той или иной болезни, и написание третьей книги цикла в известной степени стало ответом на эти пожелания. В нее вошли рекомендации, касающиеся способов повышения эффективности траволечения – диеты, образа жизни, йогических методов, а также ароматерапии. Но прежде чем приступить к ее изучению, я все же посоветовал бы прочитать первые две книги цикла.
Сегодня Аюрведа, находясь на очередной стадии своего развития, адаптируется к условиям современного западного мира и в процессе создания глобальной медицины, которой предстоит объединить лучшие достижения медицинских традиций всех стран, Аюрведе принадлежит важнейшая роль. Она располагает необычайно широким спектром методов лечения, в том числе очистительных практик, которым так мало придает значения западная медицина. Мы можем обнаружить, что многое из того, что необходимо для оздоровления планеты и вступления в новую эру всемирного единства, уже содержится в этой древнейшей из всех систем врачевания.
Часть 1. Особенности терапии в Аюрведе
В начале все были смертными. И боги, и демоны. И тогда высший хранитель мироздания, его звали Вишну, предложил им бессмертие. Вишну сказал: «Рвите лечебные травы и бросайте их в океан». Они сделали так. Но этого было мало.
Тогда Вишну объяснил им второй способ получения добычи напитка бессмертия – Амриты. Предстояло богам и демонам пахтать океан, как пахтают молоко для получения масла. Взяли они огромного змея Шешу за голову и хвост, обмотали его вокруг огромной горы Мандара и вырвали гору из земли, вместе с деревьями, реками и животными, населявшими эту гору. Демоны взялись за голову змея, боги за хвост. И начали пахтать океан. С великим шумом, подобным грому, вращалась гора Мандара, и с ее вершины и склонов низвергались в воды океана огромные деревья с гнездящимися на них птицами и населявшими горные леса зверями. И вершина, и склоны горы окутались пламенем, возникшим от трения, и в том пламени гибли деревья и травы, звери, птицы и подводные обитатели. От огня, который извергал Шеша, все живые существа были уничтожены, и энергия их жизни стекала в океан, смешавшись с водами.
Индра, лучший из всех, погасил всюду тот огонь водою, рожденной из облаков. Дожди усмирили пожар, и соки деревьев и трав, росших на горе Мандара, излились в океан, чтобы дать Амрите целебную силу. Но в результате пахтанья возникло огромное количество яда. Но тут на помощь пришел Шива. Он выпил весь яд и таким образом спас всю Вселенную. Из капель яда, упавших с ладоней Шивы на землю, возникли ядовитые змеи, скорпионы и ядовитые растения.
Много чудес было, когда мы пахтали океан. Появился Каустубха, волшебный камень, сверкающий, как солнце. Он украсил грудь великого Вишну. Потом поднялся из волн океана чудесный конь Уччайхшравас, быстрый, как мысль. Его забрал себе Индра, царь богов. Затем появилось чудесное растение Париджата (разновидность жасмина), наполнившее мир благоуханием своих цветов…
И наконец, вышел из моря Дханвантари, бог Аюрведы, бог врачевания и исцеления. Он был очень юн, но отличался могучим телосложением: широкоплечий, крепкий и сильный, с длинными руками. Весь облик Дханвантари говорил о том, что он силен и крепок, как лев. Шея его, отмеченная тремя полосами, напоминала раковину. Кончики волос были умащены маслом. Глаза божества были розоватыми. Темное тело облачено в желтые одежды. В ушах сияли серьги с жемчугом, запястья украшали браслеты с драгоценными камнями. В руках он держал кувшин, до краев наполненный напитком бессмертия – Амритой.
Увидев напиток бессмертия, боги и демоны вступили в битву за него. Демоны вырвали кувшин и скрылись. Но и между самими демонами началась борьба за право первого глотка чудодейственного нектара из кувшина. Тут среди них появилась Мохини, дева божественной красоты, с лицом подобным расцветшему лотосу, с пышной грудью и тонкой талией. Она возникла неожиданно в толпе демонов, звеня браслетами и весело улыбаясь. Демоны тут же позабыли про амброзию и встали, как вкопанные, любуясь необыкновенной красотой Мохини (в образе которой явился им сам Вишну). Мохини остановила свой взор на сосуде с напитком бессмертия, и один из демонов галантно предложил ей решить, как поделить амброзию. Его поддержали все другие. Мохини улыбнулась и сказала, что и боги, и демоны трудились на равных, добывая амброзию, и потому все должны получить равную долю. Она усадила богов и демонов в два ряда и сначала стала обносить напитком богов. И испили боги Амриту. И стали бессмертными. Но одному из демонов, демону-дракону, удалось тайком испить Амриты. Увидев это, Луна и Солнце (Чандра и Сурья) сообщили новость Вишну, и тот, вновь приняв свой облик, в гневе отсек демону голову. Но было поздно, голова и хвост демона стали бессмертны. Они вознеслись на небо и стали лунными теневыми узлами – Раху и Кету. Бессмертная голова Раху до сих пор витает где-то между Луной и Солнцем, питая к ним неутолимую ненависть. Она вечно преследует их, чтобы отомстить за разоблачение, и время от времени хватает их своей пастью, затмевая эти светила, хотя проглотить не может – вот отчего происходят солнечные и лунные затмения.
Тем временем опять началась битва. Боги, уже бессмертные, побеждали демонов. Но демоны не хотели сдаваться и, забравшись на небеса, обрушили оттуда на богов, жаждущих победы, тысячи огромных каменных глыб, и целые скалы, и горы, сотрясавшие в своем падении землю. Но и в поднебесье настигали демонов стрелы богов и губительный диск Вишну. И, не выдержав натиска богов, отступили демоны с поля битвы и ушли под землю и на дно океана…
Жить просто, мыслить возвышенно
Я научилась просто, мудро жить,Смотреть на небо и молиться Богу,И долго перед вечером бродить,Чтоб утомить ненужную тревогу.Анна АхматоваСреди аюрведических методов лечения довольно много простых. Для их применения пациенту не требуются предписания специалиста. Соблюдать присущее типу конституции питание, использовать лекарственные травы, придерживаться здорового образа жизни и правильного режима можно самостоятельно. Более сложные средства (сильнодействующие травяные составы, минеральные и даже химические препараты), а также специальные методы (например, хирургия) обычно необходимы лишь тогда, когда процесс заболевания зашел уже слишком далеко.
Кто мы в этой жизни? Это зависит от нашего повседневного поведения. Наши действия определяют как содержание нашего сознания, так и энергетический уровень нашего физического тела. Наши повседневные поступки – это и есть наша истинная религия: они показывают, что мы действительно ценим в жизни. В конечном счете важно то, что мы делаем, как поступаем с другими людьми и окружающей нас природой.
В жизни любого человека очень существенно творчество. Творчество не хаотично. Оно устанавливает порядок, но не сковывающий, а, наоборот, делающий нас свободными, поскольку благодаря ему наша энергия больше не рассеивается из-за неверного или несвоевременного использования. Это то, что, как говорит Кришнамурти, дает «каждой вещи ее истинное место». Творчество – это своего рода зеркало внутри нас, отражающее глубинную красоту и упорядоченность природы. Уильям Сомерсет Моэм очень красиво сказал: «На свете только две вещи оправдывают человеческое существование – любовь и искусство». Человек не болеет, если дело его жизни, его Дхарма приносит ему не только финансовое, но душевное удовлетворение.
Болезнь – это индикатор наших неправильных действий как по отношению к другим людям, так и по отношению к собственному предназначению. Это важно понять. Об этом я постоянно говорю пациентам на консультации. Важно не просто сказать пациенту, чем питаться, какие травы принимать, когда спать ложиться, – надо попытаться вложить в сердце человека идею, что только реализация его индивидуального таланта, выполнение его предназначения позволит прожить полную во всех смыслах жизнь…
То, что мы делаем ради своего здоровья сами, намного более эффективно, чем то, что сделает для нас кто-то другой. Если же наши усилия не увенчались успехом, тогда нужна помощь врача или даже госпитализация. Но после этого мы вновь окажемся в состоянии, когда мы должны будем сами заботиться о себе. Такая «мелочь», как отказ от вредных продуктов, в конечном итоге значит для нашего здоровья больше, чем прием многочисленных лекарств и бесконечные визиты к врачам.
Один из недостатков современной цивилизации – это вечная спешка, привязка к каким-то материальным целям, отсутствие у нас достаточного количества свободного времени, чтобы заботиться о своем здоровье и здо ровье близких. Однако если мы действительно дорожим своим благополучием, мы найдем на это время. Бесполезно торопить жизнь, привычка спешить не приводит ни к чему хорошему. «Ешь быстро, умри молодым» – этот слоган отражает суть жизни в стиле «фастфуд», от которого происходят страшные вещи: дети начинают болеть болезнями взрослых, аллергизация населения достигла такого уровня, что чуть ли не каждый второй знаком с этой патологией, причина которой упирается в неправильное пищеварение вследствие неправильного питания. Искусство жить заключается в том, чтобы научиться всему уделять время и жить осознанно. В конечном итоге медлить – это хорошо, это означает не жалеть времени на размышления, на «медленную, но простую еду», на общение с близкими людьми. «Бесполезно торопить жизнь. Если я живу на бегу, значит, я живу неправильно. Моя привычка спешить не приведет ни к чему хорошему. Искусство жить заключается в том, чтобы научиться всему уделять время. Если я пожертвую своей жизнью ради спешки, это станет невозможным. В конечном итоге медлить означает не жалеть времени на размышления. Это значит выделять время, чтобы думать. Не спеша вы успеете везде», – говорит Карлос Петрини, основатель движения «слоу-фуд».
Не следует ожидать, что щадящие натуропатические методы, в частности использование трав и аюрведических процедур, принесут нам пользу, если наша жизнь беспорядочна, если наше питание, работа и весь образ жизни с его стрессами антагонистичны этим методам. Основная трудность всех природных методов лечения состоит в том, что для достижения результата требуется определенное время, а также собственные усилия пациента. Применение растительного препарата может дать ощутимый эффект лишь через достаточно длительный промежуток времени, особенно если заболевание хроническое. Режим, соответствующий конституции человека, иной раз надо соблюдать в течение нескольких месяцев, прежде чем станут заметны существенные изменения. Травы надо заваривать и пить по времени, настойки аккуратно капать в воду, масляные процедуры делать после принятия душа: и так день за днем, неделя за неделей. Обычно для лечения хронических болезней я использую три двухмесячных курса с двухнедельными перерывами.
Основоположник Аюрведического учения в России Ветров Игорь Иванович говорил: «Никаких чудес я не делаю сам и не видел, чтобы их совершали другие. Никогда не наблюдал, например, чтобы от одного сеанса по мановению чьей-то руки исчезали тяжелые болезни. Я часто бываю за рубежом, общаюсь с очень крупными специалистами по Аюрведе, тибетской медицине – из них тоже никто чудес не делал и не видел. Зато простые люди в это верят и об этом говорят. Но тут надо быть реалистом. На самом деле, чтобы победить болезнь, достигшей тяжелой стадии, нужно очень много и упорно работать».
Растительные препараты Аюрведы духовны, или саттвичны, действуют мягко и многосторонне, тогда как тот же «антибиотик-дурак» крушит всех без разбору, и чужих, и своих, вызывая дисбактериоз кишечника и других слизистых оболочек организма. Не отрицая применение антибиотиков в критических ситуациях, таких как гнойная ангина, воспаление легких, перитонит, я все же прошу сто раз подумать, прежде чем назначать антибиотик при каких-то банальных воспалительных процессах и тем более при ОРЗ, когда в организме орудует вирус, а не бактерии. На вирусы, как известно, антибиотики не воздействуют.
Счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга, как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами мира, поэтому нужно научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым. Надо жить просто, мыслить возвышенно. Пользовать травы, питаться правильно, вести себя разумно по отношению к своему окружению. И тогда болезни минуют тебя.
Проявления дисбаланса дош и классические методы его лечения
Болен – лечись, а здоров – берегись.
Русская пословицаАюрведа не противопоставляет себя традиционной современной медицине и ни в коем случае не рекомендует немотивированный и внезапный отказ от необходимых на данный момент медикаментов, особенно принимаемых постоянно и длительно, так же как и резкую смену образа жизни. Подобный подход является безответственным.
Сила Аюрведы – в избирательной слабости современной медицины. Кратко перечислю, в чем она сильна:
– длительное лечение хронических болезней фитопрепаратами мягкого действия с отсутствием побочных эффектов;
– болезни невыясненной этиологии и без точного диагноза;
– лечение состояний и заболеваний, для которых лечение в современной медицине не разработано, например, внутренним и наружным промасливанием, шикарным древним методом избавления от гидрофобных токсинов;
– психосоматические состояния;
– реабилитация и ведение пациента в постоперационном периоде;
– естественная омолаживающая терапия.
– индивидуальный и целостный подход к пациенту исходя из преобладающих дош в Викрити и их дисбаланса.
Дисбаланс любой из дош имеет характерные признаки.
Вата-дисбаланс
Вата болеет чаще всех других дош и имеет 80 болезней. Для сравнения: у Питты – сорок, а у Капхи – двадцать. Ватные боли резкие и мигрирующие.
Дает шершавую кожу, ломкость ногтей, хруст суставов, контрактуры мышц, блуждающие боли, нарушения цвета кожи, дистрофические изменения, аномальные изменения конечностей, тики (насильственные подергивания), онемение, холод конечностей, повышенный аппетит на фоне потери веса, слабость и боли в ногах, ограничение подвижности в суставах, жесткая лодыжка, судороги, ишиас (воспаление седалищного нерва), деформация суставов, жесткость бедер, параплегии, выпадение прямой кишки, нарушения перистальтики, хромота, кифоз, карликовость, сакроилеит, аритмия, кривошея, огрубение голоса, боли в челюстях, афазия, прерывистая быстрая речь, сухость во рту, сухость глаз, боли в ушах, глухота, головные боли, дистрофические процессы третьего лицевого нерва, обмороки, тремор, икота, астения, делирий, бессонница.
Питта-дисбаланс
Гневливость, головокружение, утомляемость, потливость, дурной резкий запах, утрата гибкости, нагноение, невнятная речь, обмороки, закисление жидких сред организма, жжение в грудной клетке, повышенная температура, ломота в теле, зуд кожи, крапивница, склонность к кровотечениям, много родинок, герпес, горечь во рту, кровоточивость десен, жажда и голод, воспалительные процессы, геморрой, проктиты, желтая окраска глаз, мочи и кала.
Капха-дисбаланс
Бледность кожи и слизистых оболочек, отечность, холод в конечностях, локальный зуд после мочеиспускания и стула, зуд кожи, ощущение влажной одежды, ощущение постороннего предмета, замедленность действий и ответов, сонливость, избыточный вес и сон, застенчивость, нерешительность, сладкий вкус во рту, слизистое отхаркивание, слизь в кале и мутность мочи, зоб.
Не бывает боли без участия Ваты.
Не бывает воспаления без участия Питты.
Не бывает застоя без участия Капхи.
Любая сильная боль, особенно колики или внезапные острые боли, свидетельствуют об избытке Ваты. Любая лихорадка или воспаление, например язъязвление, указывает на излишки Питты. Любые застойные явления, образование мокроты, отеков, гнойных полостей, кист и опухолей, служит признаком нарушения Капхи.
Согласно Аштанга Хридае Самхите, в зависимости от лидирующей доши (типа конституции) для лечения применяются следующие методы:
«Вату (воздух) лечат умеренным применением масел; щадящими потогонными и очищающими методами; сладкой, кислой, соленой и теплой пищей; масляным массажем; пребыванием в помещении; твердым руководством; смазыванием глаз; вином из зерна или сахара; теплыми масляными клизмами, умеренными очищающими клизмами; жизнью в благоприятных условиях; лекарствами, стимулирующими пищеварительный огонь; всевозможными маслами, в особенности – масляными клизмами с кунжутным маслом либо с бульонами из мяса или животных жиров».