Книга Чжуд-ши. Главное руководство по врачебной науке Тибета - читать онлайн бесплатно, автор Петр Александрович Бадмаев. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Чжуд-ши. Главное руководство по врачебной науке Тибета
Чжуд-ши. Главное руководство по врачебной науке Тибета
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Чжуд-ши. Главное руководство по врачебной науке Тибета

Все трое, возвратившись домой, обратили внимание на данное врачом лекарство и нашли, что врач одно и то же лекарство дал против самых различных болезней. Но эти больные нашли нужным принимать данное им лекарство, и пищеварение отца улучшилось, мигрень дочери прошла, у матери боли в ноге прекратились, язвочки зажили, отечность ноги прошла, остались только венозные расширения.

Таким образом, мы видим существенную разницу между объективным методом с применением его физических способов исследования организма и субъективным методом с применением способа исследования организма на основании правильных расспросов и изменения жизненных процессов организма.

Больной преклонных лет, с большими средствами, приглашает врача и жалуется на боли под ложечкой, тошноту, рвоту, отсутствие аппетита, на изменение урины (с сужением мочеиспускательного канала), на задержку экскрементов и газов и на боли в суставах. Субъективное исследование указало, что у больного существует катаральное состояние мочевого пузыря заразного характера вследствие хронического перелоя и отравление организма этим ядом в виде ревматических болей в суставах и раздражение этим ядом слизистых путей пищеварительного канала. Больному даются лекарства против катарального состояния желудочно-кишечной системы: боли под ложечкой, тошнота, рвота, отсутствие аппетита, изменение урины, задержка экскрементов и газов исчезают, самочувствие улучшается, но обостряются боли в суставах; затем и эти боли исчезают, но обнаруживается перелой в очень острой форме. Больной обижается на врача, приглашает специалиста по перелою и говорит ему и другим врачам, что предыдущий врач вызвал у него перелой. Врач-специалист лечил его местным способом, острая форма перелоя уступила этому лечению. Но больной через три года после излечения от перелоя стал страдать теми же припадками, от которых был излечен первым врачом, и долгое время не желал обратиться к нему за помощью из опасения, что он снова вызовет перелой. Никто не хотел поверить, что перелой был вызван существованием в организме перелойного яда, и что больной мог избавиться от этого яда только возвращением последнего на место заражения, и что возвращение этого яда произошло вследствие излечения лекарствами желудочно-кишечной системы, которая была расстроена воздействием указанного яда. Наконец больной, изнемогая от рвоты с кровью из-за явно выраженного ракового процесса, решился пригласить того врача, который однажды уже излечил его. Врач после многократной просьбы родных поехал осмотреть больного, но не дал ему лекарства: было поздно, больной через несколько дней умер.

Таким образом, раковый процесс был вызван расстройством питания желудка, а это расстройство было вызвано перелойным ядом[28].

Врач может встретиться с так называемыми неизлечимыми недугами (туберкулезом, раком, саркомой и другими злокачественными и доброкачественными опухолями, с прогрессивным параличом, сухоткой спинного мозга, с перерождением важнейших органов и тканей), которые развиваются под влиянием расстройства жизненных процессов, вызывающих расстройство питания частиц, тканей и органов.

Объективный метод исследования (при помощи физического способа) в начальном периоде этих расстройств не позволяет точно определить характер и опасность в будущем данного расстройства. Тогда как, руководясь субъективным методом исследования, при помощи правильных расспросов, врач может безусловно верно определить существующее расстройство и предсказать картину развития его до состояния, опасного для организма, и предложить средства для исправления расстройства жизненных процессов, которое могло бы быть причиной развития вышеуказанных неизлечимых расстройств.

Во всяком случае лишь объективный метод исследования расстройств питания организма с применением только физических способов исследования следует считать грубым методом, так как этот способ диагностики имеет дело с явно выраженными изменившимися качественно и количественно частицами, тканями и органами – так сказать, с изменениями предсмертными.


Основные взгляды врачебной науки Тибета, приведенные в сведениях по эмбриологии, анатомии, физиологии, патологии и диагностике, говорят о том, что и благосостояние человеческого организма, и расстройство его находится в зависимости от трех основных причин, которые, в свою очередь, зависят от степени физического и умственного развития человека:

1) от неумения управлять своими страстями;

2) от отсутствия истинной доброты;

3) от незнания врачебной науки в частности и от незнания вообще.

1. По первой причине – из-за неумения управлять своими страстями – возникают расстройства питания органов, тканей и частиц, поддерживающих равновесие жизненно-живой теплоты в организме. К ним относятся органы, ткани и частицы, находящиеся непосредственно под влиянием восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, то есть нервно-мышечная система.

2. По второй причине – из-за отсутствия истинной доброты – возникают расстройства питания кровеносной системы во главе с сердцем и печенью.

Истинная доброта есть проявление гармонии физического и умственного развития. В зависимости от умственного и физического развития субъекта получаемые им внешние впечатления по-разному воспринимаются центральной нервной системой, которая получает питание, благодаря восприятию, уподоблению, всасыванию, усвоению, удалению-очищению-расходованию воздуха, желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической систем. Люди, у которых вполне гармонично физическое и умственное развитие, способны моментально критически отнестись к внешним впечатлениям даже самого потрясающего свойства, и эти впечатления уже не нарушают восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической систем, поэтому и не вызывают энергичной деятельности сердца и кровеносных сосудов и не угнетают желчетворительной способности печени, первоисточника энергичного проявления деятельности центральной нервной системы. Тогда как субъекты, у которых нет полной гармонии между физическим и умственным развитием, от таких же потрясающих впечатлений теряются и не способны отнестись к ним критически, чем и вызывают у себя различные расстройства питания (болезни), преимущественно кровеносной системы, сердца и печени, затем разные расстройства питания в организме, зависящие от этих органов. Такие субъекты постоянно расстраивают свое здоровье, так как люди окружены неожиданностями.

Расстройство же кровеносной системы, сердца и печени происходит от того, что эти впечатления оказывают влияние прямо на желчетворение и желчевыделение.

В первый момент восприятия впечатлений организмом теряется много тепла, сосуды расширяются, в следующий момент сосуды сжимаются, уменьшается потеря теплоты и начинается сердцебиение вследствие сосудистого сопротивления и увеличения системы желчи в крови. Из этого ясно, что частое повторение подобных явлений вызывает полное расстройство кровеносной системы, сердца и печени.

3. По третьей причине, и в частности из-за незнания условий нашей жизни, возникают все расстройства питания слизистых и эпителиальных покровов, – по выражению европейских врачей, простудно-катаральные болезни. Эти расстройства питания происходят из-за частного или общего охлаждения организма вследствие неумения приспосабливаться к разнице температур вообще и к разным температурам времен года в частности, к барометрическим изменениям, к ветру, к дождю, к климатическим условиям и, наконец, к помещению, к одежде, к пище и питью разных температур.

Неумение сообразовываться с указанными явлениями и обстоятельствами вызывает прежде всего расстройство питания кожи и слизистых покровов, доступных внешнему влиянию. Эти последние, в свою очередь, имеют влияние на слизистые и серозные покровы всего организма в зависимости от того, какой район кожи и слизистых покровов, доступных внешнему влиянию, охладился качественно и количественно.

Таким образом, по первой причине происходят расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, по второй – расстройства желчи, по третьей – слизисто-серозной и млечно-лимфатической систем.

Дальнейшее благосостояние организма и расстройство его уже зависят от времени года, от индивидуальной чувствительности, от образа жизни, пищи и питья. Мы теперь перейдем к образу жизни.

Умственное и физическое развитие человека во многом зависит от образа жизни. Врачебная наука утверждает, что лица, заботящиеся о своем правильном умственном и физическом развитии, прежде всего должны ознакомиться с ее основными принципами. Эти принципы доказывают, что только гармония между физическим и умственным развитием может сформировать более совершенных людей.

Развитие ума в ущерб телу, и наоборот, всегда ведет к тем ненормальным явлениям, которые принято называть безнравственными.

Врачебная наука Тибета учит, что расстройства питания организма, то есть всевозможные болезни, весьма часто трудноизлечимые, возникают у лиц, ведущих предосудительный образ жизни, например, у лжецов, клеветников, воров, убийц, завистников, гордецов, честолюбцев, сребролюбцев, поклонников еды, питья, беспутства и др. Все они – жертвы расстроенного питания организма, и сами, в свою очередь, способствуют дальнейшему расстройству питания до степени неизлечимости, если, пусть даже и с опозданием, не оставят своих пороков и не будут следовать точным указаниям врачебной науки Тибета. Все вышеназванные пороки излечимы. Следует твердо знать, что в момент зачатия наследственно передаются различного рода пороки, которые во время зародышевой жизни могут исчезнуть, если жизненные процессы у матери совершаются правильно, и, следовательно, младенец получает нормальное питание. В противном случае плод появляется на свет с унаследованными пороками, которые, при приведении в нормальное состояние жизненных процессов младенца, могут исчезнуть. Все умственные расстройства, по учению врачебной науки, зависят от расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в центральной нервной системе и от расстройства жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической систем этого же района. Известно, что центральная нервная система получает питание главным образом при помощи двух сонных и двух позвоночных артерий и множества вен, уносящих кровь из центральной нервной системы, наполненных продуктами восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической систем. Врачебная наука учит:

1) под влиянием нормального восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха проявляются различные способности, нормальная деятельность шести чувств и воля;

2) под влиянием жизненных процессов желчи, действующей на центральную нервную систему при помощи кровеносной системы, проявляются ясность мысли, энергия, решительность, всякого рода желания;

3) вследствие нормального состояния жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической систем головного мозга обнаруживается правильное отправление шести чувств, проявление довольства.

Вот что можно сказать о вышеназванных пороках:

1) ложь и клеветничество – продукты потери воли вследствие расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и центральной нервной системы;

2) воровство, убийство, зависть, гордость, честолюбие, сребролюбие – продукты потери воли вследствие расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов желчи;

3) чрезмерная склонность к еде, пьянству и беспутству – продукты потери воли вследствие расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и расстройств жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической систем. Все анормальные явления в области мысли, речи и действий, по врачебной науке Тибета, также объяснимы расстройством жизненных процессов.

Нервные центры, очевидно, работают нормально только при условии нормального состояния восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической систем. При таком состоянии жизненных процессов преступные деяния не имеют места. Эти деяния могут возникнуть только вследствие определенного расстройства питания центральной нервной системы, происходящего из-за расстройства в ней восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической систем. Вот почему преступные деяния всегда имеют характер спорадический, то есть случайный.

Все вышесказанное возможно подтвердить экспериментальным путем, ибо эти положения выработаны именно указанным путем.

Вот почему для сохранения здоровья врачебная наука советует прежде всего быть правдивым и стоять за правду, не делать никому зла даже мысленно, не говорить много, не утруждать шесть чувств, но и не оставлять их в бездействии, быть осторожным во всем и везде, избегать бессонных ночей, усиленного умственного и физического труда, быть твердым в своих убеждениях, милосердым, не следует поддаваться страстям, сообразовываться с временами года в образе жизни, в пище, питье, в одежде и в помещении, держать в безусловной чистоте себя и свое помещение, держать нижнюю свою сферу в такой же чистоте, как лицо и рот, подмываться каждый раз теплой водой после всякого естественного отправления.

В супружестве весьма часто один из супругов, у которого умственное и физическое развитие находится в гармонии, может оказать благотворное и оздоравливающее влияние на другого, имеющего даже большие недостатки, но во всяком случае не следует вступать в брачный союз с больными умственно и физически; следует избегать в браке кровного родства; в известного рода супружеских отношениях безусловно надо соблюдать правила относительно времен года, иначе произойдет истощение, ибо в жизненных процессах ясно указано, в какое время года и при каких обстоятельствах организм имеет способность удерживать свой актив на наибольшей высоте. Поэтому потеря тепла и производство вновь продуктов для известных супружеских отношений не отзывается истощающим образом на организме. Безусловно воспрещаются известного рода супружеские отношения лицам истощенным, голодным, изнуренным физически, умственно, потерявшим много крови, страдающим хроническими затяжными катарами тонких кишок.

Для того чтобы достигнуть гармонии между умственным и физическим развитием, следует обращать внимание на шесть чувств. Правильно воспитывать все шесть чувств – значит создать прочный фундамент гармонии умственного и физического развития.

Благодаря только шести чувствам человечество имеет связь с внешним миром. Из этого ясно, что все недостатки шести чувств дадут человеку ложные представления обо всем, что вне его. Для получения истинных представлений эти чувства должны быть воспитаны под влиянием теплоты, света, пространства, воздуха, воды и почвы. Но так как неумение обращаться с этими последними также может дурно повлиять на шесть чувств, то следует обратить внимание на нижеследующее: как усиленный свет и теплота, так и чрезмерное ослабление их дурно действует на зрение, неумение приспосабливаться к пространству или слишком обостряет слух и надрывает голос, или же притупляет слух и делает голос слабым. Кто не обращает внимания на кожу и слизистые покровы, тот не умеет приспосабливаться к разнице температур, не развивает в себе чувства осязания-ощущения, тот или ослабляет чувство ощущения и осязания, или делает их чувствительными до болезненности, поэтому подвергается различным расстройствам питания. Кто не умеет обращаться с водой как «со вкусовым веществом», тот не может предохранить свой организм от расстройства вследствие поступления в него воды плохого качества и других вредно действующих жидкостей.

Наконец, благодаря почве и растительному царству и благодаря существованию различных запахов воспитывается обонятельный орган.

Правильно воспитанный обонятельный орган может предохранить организм от попадания в него вредных пахучих веществ.

Из всего предыдущего ясно, что центральная нервная система, куда доставляются все сведения о внешнем мире благодаря шести чувствам, будет тем совершеннее, чем совершеннее будут все шесть чувств, и, наконец, сама центральная нервная система, достигшая известного совершенства, потребует совершенного физического развития.

Ясно из этого, что мысли, речи и действия подобных субъектов примут характер более совершенный и эти субъекты окончательно поймут, что счастье на земле возможно только при двух условиях: при разумной жизни и разумном труде. Хотя «счастье», «разумная жизнь» и разумный труд – понятия относительные, но ведь всякий понимает, что безусловного счастья, понимаемого всеми одинаково, не может быть на земле: всякий, сообразно гармонии своего умственного и физического развития, понимает счастье по-своему. Но врачебная наука Тибета под словом «счастье» понимает удовлетворенность умственную и физическую в данный момент.

Что же такое разумная жизнь?

Разумной жизнью врачебная наука Тибета называет умение содержать в чистоте ум и тело и оберегать себя от всяких излишеств, потому что они препятствуют умственному и физическому развитию.

Мы ранее ознакомились с теми средствами, которые ведут людей к разумной жизни. Одним из средств для достижения разумной жизни должен считаться и разумный труд.

Что означает разумный труд?

Это труд, соответствующий индивидуальности того, кто им занимается. С одной стороны, разумный труд ведет к разумной жизни, с другой – разумная жизнь без труда невозможна. Врачебная наука Тибета требует, чтобы труд умственный не утомлял центральную нервную систему как часть тела, а труд физический не задерживал проявления умственных способностей.

Физический труд только тогда приносит пользу организму, когда он целесообразен в самом широком смысле этого слова и совершается на открытом воздухе. Физический же труд в виде гимнастических упражнений, верховой езды, рукоделия, танцев, фехтования и т. д. безусловно вреден, если он совершается в душных помещениях.

Из всех видов физического труда врачебной наукой Тибета рекомендуется сельскохозяйственный труд в широком смысле этого слова, потому что этот труд имеет значение воспитательное и он легче всего способствует правильному умственному и физическому развитию.

Благодаря сельскохозяйственному труду человек может избежать экономической катастрофы, так как этот вид труда самым дешевым образом одевает и кормит не только его самого, но и семью его, и живой инвентарь. Этот труд дает полное благосостояние и довольство. При сельскохозяйственном труде не зарождается пролетариат и тунеядство. Сельские хозяева в большинстве люди мирные, доброго нрава; у них скорее, чем у ремесленников, зарождается чувство сострадания к животным и любовь к ним и легче всего возникают человеколюбивые устремления. Они – враги всевозможных беспорядков, грабежей, разбоя и войн. Они более всех сочувствуют ближним, ценят время и стараются следить за временами года, чтобы предупредить возможные бедствия. Они больше всего ценят природу и понимают значение собственности и труда.

Все другие отрасли труда имеют место только при процветании сельскохозяйственного труда, иначе они являются началом, нарушающим умственное и физическое развитие, и влекут за собой гибель рабочих и даже вырождение целой страны.

Примеры указать нетрудно. Все ужасаются нравам фабрично-заводских рабочих, и Франция – «родоначальница» этих рабочих – давно заметила у себя вырождение, тогда как сельскохозяйственный Китай своим трудом обогатил 400-миллионное население, и он не нуждается ни в чем извне, но, к сожалению, население Срединного государства, поставив выше всего на свете труд и материализм, не способствовало гармонии умственного и физического своего развития.


Врачебная наука Тибета указывает, что пищевые вещества, способствующие сохранению в равновесии жизненных процессов и нормальному питанию семи тканей и четырех главных выделений для поддержания гармонии умственного и физического развития, по своему виду разделяются на:

1) воздухообразные;

2) жидкие;

3) твердые, а по действию на: 1) укрепляющие, то есть поднимающие энергию жизненно-живой теплоты, 2) ослабляющие, то есть понижающие энергию жизненно-живой теплоты, и 3) нейтральные.


1. Представителем воздухообразных пищевых веществ считается воздух. Место усвоения его – легкие, слизистые пути, начиная от рта и носа до anus’a включительно, так как с жидкими и твердыми пищевыми веществами входит в первые пути пищеварения и усвоения большое количество воздуха и других газов, содержащихся в этих пищевых веществах. Нормальные отправления кожи и слизистых покровов, доступных внешнему влиянию, и дальнейшее их совершенствование находятся в зависимости от состояния атмосферного воздуха.

Ощущение и осязание могут совершенствоваться постепенно до высоких и невероятных пределов, если будет обращено особенное внимание на влияние атмосферного воздуха на кожу и слизистые покровы.

Воздухообразные пищевые вещества усваиваются организмом для поддержания жизненности оживленных воздухообразных веществ организма.

Нервно-мышечная система более всех нуждается в правильности восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, так как она в проявлении своей деятельности преимущественно обязана воздухообразному пищевому веществу.

Из жизненных процессов, совершающихся в организме, врачебной наукой Тибета самым чувствительным к различным влияниям признается восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха, поэтому-то при всякого рода расстройствах в организме оно расстраивается первым и излечивается последним.

Вот почему перед всякой болезнью обнаруживается прежде всего расстройство нервно-мышечной системы в виде бессонницы, общего недомогания и т. п., и после выздоровления субъекта она долгое время не приходит в нормальное состояние: субъект продолжает чувствовать слабость и неспособность к умственному и физическому труду. При таких обстоятельствах лучшим пищевым веществом для укрепления нервно-мышечной системы служит чистый, преимущественно горный воздух в защищенной от ветров местности.

2. К жидким пищевым веществам относятся воды (дождевая, снежная, речная, ключевая, колодезная, солончаковая и болотная), молоко (кумыс, кефир, простокваша и пр.), вина и различные напитки.

3. Твердые пищевые вещества делятся на простые (семена, различные сорта мяса, масла (жиры), зелень) и сложные (искусственно приготовляемые).

Все эти пищевые вещества, раз попав в организм, изменяются под влиянием трех жизненных процессов: под влиянием секреции слизистых путей, изменяющей пищевые вещества; под влиянием действий воздухообразных веществ на нервно-мышечную систему первых путей пищеварения и усвоения и на сами пищевые вещества; под влиянием жизненных процессов желчи.

Жидкие и твердые пищевые вещества, измененные жизненными аппаратами, идут на поддержание жизненности оживленных жидких и твердых веществ организма.

Какую роль играют пространство и теплота-свет в значении пищевых веществ для организма – понятно из сказанного выше, ибо жизненная живая теплота, производимая организмом вследствие его целесообразной самостоятельной деятельности, недостаточна для поддержания жизненно-живой теплоты организма без теплоты-света Вселенной, а без пространства, определенного для жизненности, жизнь невозможна.

Из этого выходит, что в структуре живой единицы, вызванной проявлением особой силы, участвуют в отдельности оживленные воздухообразные жидкие и твердые вещества, оживленная теплота-свет (жизненно-живая теплота) и оживленное пространство, то есть то пространство, без которого жизнь невозможна.


Не следует думать, что тибетская врачебная наука считает лекарством какое-нибудь особое вещество, которое, будучи введено в организм, может тотчас же излечить какое-либо расстройство питания в организме – болезнь.

Представители европейской медицины до сих пор ищут какое-то уникальное средство, обладающее возможностью моментального изменения патологического болезненного явления в организме. По взглядам европейских светил – авторитетов медицины, – все патологические явления сводятся к появлению болезнетворных микроорганизмов в теле человека. Эти микробы уже найдены и изучены, и даже, особенным образом воспитанные, они вводятся в здоровый организм для того, чтобы предохранить его от заболевания в будущем. По этой теории, если когда-нибудь найдутся все возбудители всех патологических явлений организма и будут введены в него, то цель будет достигнута, то есть организм будет приведен в состояние, не поддающееся заболеваниям той болезнью, возбудители которой введены в организм.