Лошадь была одомашнена, об этом свидетельствуют многочисленные изображения лошадей. На некоторых поясах изображены лошади, запряженные в колесницы; возле одного трупа была найдена каменная статуэтка лошади. На скелетах лошадей найдены удила, колокольчики, украшения в форме полумесяца, пуговицы со сбруи. В одной могиле была найдена трехколесная «царская» колесница, правда разбитая на куски. Она была украшена узорами в виде спиралей и других геометрических фигур. На дышле были два бронзовых кольца и между ними – маленькая фигурка стоящей косули, в животе которой звенели три колокольчика.
В этих могилах найдены 672 изделия из керамики. Их можно разделить на две категории: выполненные вручную и изготовленные на гончарном круге. Первые встречаются редко. Они сделаны из желтоватой глины и не имеют украшений. На некоторых есть черточки, процарапанные ногтями, и «ушки» с отверстиями. Отметим среди них миски и чаши с круглым дном, похожие по форме на кокосовые орехи. Керамика, сделанная на гончарном круге, конечно, встречается чаще. Большинство таких изделий украшено блестящим черным геометрическим узором в форме рыбьих костей, волнистых линий, треугольников, пунктирных линий и т. д. Сосуды эти очень разнообразные – горшки, чаши, вазы, сита, масляные лампы, глиняная ложка и т. д.
Можно сделать вывод, что предметы, найденные в могилах на берегах Севана, имеют большое сходство с вещами из Редькин-Лагеря, Шайтан-Дага, Мучи-Йери и Хайбада, а также с вещами из многих гробниц, недавно обнаруженных в Месопотамии. По словам Лалаяна, большинство инструментов у этой цивилизации были из бронзы, а незначительное количество предметов еще из камня, то есть она существовала на Кавказе в начале железного века, начиная с XX века до н. э.
За пределами Армении можно упомянуть о группе в окрестностях Тифлиса в Грузии и Кобанской группе в Осетии, не говоря уже о ранее упомянутом Талыше. Некрополь в Кобане, в 35 км к юго-востоку от Владикавказа, исследуют с 1869 года, и там обнаружено немало находок – бронзовые топоры-молоты русского или дунайского типа, бронзовые кинжалы, рукоять которых часто имеет форму фигуры человека, фибулы «европейского» и даже конкретно халльштатского типа, кольца, браслеты и серьги-спирали. Формы всех этих вещей заметно отличаются от того, что было найдено при раскопках в Лелваре. Зато фигурки животных (оленей, лошадей, собак, лисиц, медведей и т. д.), вычерченные резцом на топорах и на бронзовых пряжках поясов в Кобане, имеют заметное сходство с подобными фигурками из Лелвара.
Хроника протоистории Армении
Вот краткая опись исследованных на сегодняшний день богатств доисторической и протоисторической Армении. В каких отношениях эти многочисленные центры находились между собой, какова хронология их существования относительно друг друга и на шкале времени?
Что касается относительной хронологии, то, по всей видимости, можно признать вместе с Ф. Ганчаром, что Гянджинско-Карабахская группа самая старая и относится к эпохе бронзы, хотя продолжала существовать и в начале железного века. В годы расцвета этого центра и в последующий период ее искусство оказало влияние на искусство Лелвара (это видно по бронзовым поясам и украшениям одежды) и Talyen (это видно по бронзовым булавкам).
Культурный центр в Лелваре, видимо, относился к эпохе железа. Однако следует отметить вместе с Анри де Морганом, что в Лелваре была, если можно так сказать, древнежелезная эпоха. Медь предназначалась для украшений, а все оружие выковано из железа, которого было много в округе, крупном производителе этого металла для всего региона. Жак де Морган, как мы видели, считал, что Лелвар был захвачен людьми, пришедшими из Талыша, и они насадили там свою культуру. Но Анри де Морган полагал, что, наоборот, жители Лелвара, уже давно имевшие железные мечи, захватили в какой-то степени отставший от них Талыш, остававшийся при бронзовых орудиях, и что именно этим объясняются следы грабежа и повторного использования могил, обнаруженные в талышских некрополях, в частности в Джонии в российском Талыше и Ага-Эвларе в персидском Талыше. Ф. Ганчар тоже придерживается той точки зрения, что Лелвар быстро стал играть главную роль, что его влияние пришло на смену влиянию Гянджи-Карабаха и ощущалось даже в Талыше. По мнению этого археолога, второй период Гянджи-Карабаха совпадает по времени с началом эпохи железа в Лелваре и с третьим периодом Талыша.
Можно ли по этой относительной хронологии установить точную хронологию? Фармаковский и Ганчар попытались это сделать. Сходство некоторых предметов из раскопок в Гяндже-Карабахе (поясов с гравировкой) с хеттскими, а других (булавок с головкой-завитком) с находками из слоя VI Трои дало этим двум археологам нужные для синхронизации даты. Значит, расцвет Гянджинско-Карабахского центра был в то время, когда существовала шестая, гомеровская Троя (ок. 1400–1080 до н. э.); в это же время переживала свой расцвет и Хеттская империя в Каппадокии. Даже похоже, что эта синхронность продолжалась и в эпоху седьмого города Трои, то есть примерно от 1000 до 700 года. Это также поздняя эпоха империи хеттов. Но тут мы приблизились к основанию империи Урарту у озера Ван (X–IX вв.). Найденная Мещаниновым при раскопках в Ходжали ассирийская жемчужина, помеченная датой, означающей 763 год до н. э., точно указывает, когда закончил свое существование Гянджинско-Карабахский центр. Значит, расцвет этого центра продолжался примерно с 1400 по 750 год. Лелварская культура датируется по этим данным. Мы уже видели, что появление Лелварского центра (в эпоху железа) произошло одновременно со вторым периодом Гянджи-Карабаха. То есть эпоха величия Лелвара была приблизительно в самом конце 2-го тысячелетия или в самом начале 1-го.
Архаичные севанские надписи
Экспедиция Комитета по археологии Армении на озере Севан в августе – сентябре 1926 года обнаружила в горах Басаргечар многочисленные неизвестные ранее архаичные надписи, нанесенные на больших скалах. Г-н Калантар обнаружил еще несколько надписей, выполненных такими же символами, «а также символы, вырезанные на скалах (не буквы)» в одиннадцати местах к востоку и западу от Арагаца, на Сев-Джуре, в Эреюке и в карьере Аван.
«Все эти вырезанные знаки и символы – следы архаичной культуры, которая до сих пор была неизвестна. Надписи делятся на два типа: одни, видимо, написаны иероглифами, другие – линейным письмом. Символы, которые полностью покрывают поверхность крупных скал, в некоторых случаях сопровождаются пояснениями, которые выполнены линейным письмом. Большие тексты, написанные этими же иероглифами, были обнаружены немного позже (в 1926–1927) в области Талин».
Комитет по археологии Армянской Советской Республики, труды которого мы коротко пересказываем здесь, полагает, что «эти надписи, вероятнее всего, принадлежат чужеземным народностям, которые оставили после себя следы доисторических памятников, а потом находились под властью жителей Урарту».
Глава 3. Армения до армян
Армения до армян и хурритская гипотеза
При уровне наших знаний (и нашего незнания) ориенталисты склонны предполагать, что примерно в XVII веке до н. э. Армения, по крайней мере ванская Армения, была населена народом, который сыграл в истории Востока роль, о которой долго не догадывались. Этот народ назывался хурриты.
Хурриты были одним из азиатских народов, о которых мы уверенно можем сказать только, что они не были ни семитами, ни индоевропейцами. Более поздние исследования показали, что в словарном составе хурритский язык имеет много общих черт с языком народа Урарту, который жил в доармянской Армении на десять столетий позже. Хурритский и урартский языки, насколько мы их знаем, находились в родстве с иберийской, иначе грузинской, семьей кавказских языков[24]. Но в одном нет сомнения: в том, что хурритский народ создал два исторически существовавших государства, которые когда-то, в XV–XIV веках до н. э., играли видную роль в Передней Азии, – царство Хурри и царство Митанни. Вероятно, первое из них находилось в Диарбекире (Диярбакыре), второе – в Осроене (области Орфа, в античности называвшейся Эдесса). В первой половине 2-го тысячелетия индоевропейцы из индоиранской, иначе арийской, семьи народов поселились среди этих хурритов в качестве аристократов-завоевателей; они-то и создали царства Хурри и Митанни.
На индоиранское происхождение этой аристократии ясно указывают имена царей этих двух государств, например Артатама – имя, звучащее по-ирански, Маттиваза и Тушратта – похожи на индийские (на санскрите они звучали бы – Мативаджа и Дусраддха). На это же указывают имена хурритских и митаннийских богов – Митрасиль, Арунасиль, Индар, Насаттьяна; на санскрите этих богов называли Митра, Варуна, Индра и Насатья.
Хурриты и митаннийцы играли важную роль в Месопотамии и в Сирии (в XV веке они спорили с Египтом за власть над Сирией). Но несмотря на это, мы, из-за отсутствия методических раскопок, ничего не знаем об Армении в тот период ее истории, который можно было бы назвать хурритским. Пока нет исследований на эту тему, мы вынуждены довольствоваться единственными документами, которые имеем, – хеттскими источниками и указаниями в них на приграничные области Западной Армении.
Западная Армения по сведениям хеттских источников
Хеттские источники упоминают много местностей, расположенных или на территории будущей Армении, или у ее границ. Среди них названы Хайяса, Ацци, Сухма, Исува и Алше. Все эти области написаны на табличках из Богазкёя, в хрониках хеттских царей Суппилулиумы (ок. 1388–1347) и Мурсиля II (ок. 1347–1320) как подчинявшиеся, добровольно или по принуждению, власти хеттов.
Название Хайяса не могло не привлечь наше внимание, поскольку похоже на название Армении в армянской языке – Айястан, которое может писаться Хайястан. Но, видимо, это случайное сходство. Что касается местоположения Хайясы, Луи Делапорт[25] помещает ее на побережье Понта, возле Трапезунда. Область Ацци – в верховьях Чороха, к северу от Эрзерума. Но, по мнению г-на Адонца[26], «страна Ацци располагалась вокруг горы Дерсим»; а по мнению большинства исследователей, Хайяса и Ацци находились «в верховьях Евфрата, вокруг горного массива Дерсим». Один из городов области Ацци, Камука, который упомянут на хеттских табличках, видимо, соответствует современному Кемаху на Западном Евфрате, иначе – реке Карасу. Делапорт считает, что окрестностям Кемаха, горам Дерсим и области вокруг Харпута соответствовала Исува. Но Адонц полагал, что Исуву тоже надо искать рядом, «в долине нижнего течения реки Арсаниас (то есть р. Мурад-Су[27]); она включала в себя земли между Евфратом и Харпутом». И наконец, область Алше, по мнению Делапорта, соответствовала армянскому Тавру от окрестностей Арганамадена до окрестностей Муш. Адонц считал Алше той областью, которая у греко-римских географов называлась Анзитена, «к востоку от Харпута, до истоков Зибене-Су». Кстати, мы уже видели, что именно там, на окраинах будущей Армении, но южнее, процветали в XV веке и в первой половине XIV века царства-близнецы Хурри и Митанни, которые, по мнению Делапорта, находились: Хурри возле Диарбекира, а Митанни – в областях Эдесса (Орфа), Харран и Низиб.
К какой расе могли принадлежать жители Ацци, Исувы и Алше, мы не знаем. Самое большее, что мы можем, – вместе с г-ном Адонцем задавать вопрос, не были ли жители Исувы и Ацци родственниками урартов. Точно мы можем утверждать лишь одно: какое-то время Ацци, Исува и Алше находились под властью империи хеттов. Известно, что хетты были народом смешанного происхождения, который поселился на Малоазиатском нагорье, в Каппадокии. Основная часть этого народа была азиатской, то есть состояла из коренных анатолийцев; около 2000 года над ними возвысились и стали аристократией захватчики-индоевропейцы[28]. Именно хеттские цари XV века впервые вписали в большую историю будущую Армению. Об этом мы узнаем из летописей, обнаруженных в развалинах столицы хеттов Хаттусы, которую греческие географы называли Птерия, а мы теперь называем Богазкёй. Еще мы узнаем, что царь хеттов Тудхалия III (ок. 1410–1388) отправлял свои войска в поход против царя Хайясы, которого звали Караннис, а также сражался против царства Исува, подавляя начавшееся там восстание, и против жителей Ацци, когда те захватили восточную часть Каппадокии. Царь хеттов Суппилулиума (ок. 1388–1347), напротив, был в дружеских отношениях с новым царем Хайясы, которого звали Хуккана, и породнился с ним семьями. «Ваша страна мало цивилизована», как любезно писал он Хуккане, поэтому хеттский царь обучал друга правилам этикета и сексуальным табу, принятым при хеттском дворе. Это показывает, что блистательная хеттская цивилизация проникала из Каппадокии в еще наполовину варварские народы будущей «Малой Армении». Кроме того, Суппилулиума спорил с Тушраттой, царем Митанни, кому из них быть сюзереном области Исува, и добился успеха («Я вновь завоевал страну Исува»). Антаралли, правитель области Алше, находившейся у истоков Тигра, внезапно объявил себя вассалом этого хеттского царя и получил новые земли за счет Митанни. Тот же великий царь хеттов дал почувствовать свою мощь и на юге будущей Армении, в области, где господствовали хурриты и митаннийцы, которых разделяла яростная семейная вражда. Пользуясь этими раздорами, хеттский царь стал союзником Артатамы II, царя Хурри, нанес поражение Тушратте, царю Митанни, и какое-то время владел столицей Тушратты, городом Васугани, который стоял, вероятно, около истоков реки Хабур, возле нынешнего города Рас-эль-Айн. Затем он подчинил себе Митанни и сделал царем этой страны одного из своих протеже, Маттивазу, за которого выдал замуж свою дочь.
Границы армянских земель с XV по X в.
В правление хеттского царя Мурсиля II (примерно 1347-1320 гг.) упомянут царь Ацци, по имени Анния, против которого этот правитель хеттов вел войну и в конце концов снова сделал Аннию своим вассалом. Во время этой войны воины из Ацци и Хайясы однажды, пойдя в контрнаступление, прошли среди скал и вышли глубоко на территории хеттов, проникнув в самый центр Каппадокии. Это показывает, что маленькие царства Западной Армении были достаточно жизнеспособны. В правление царя хеттов Тудхалии IV (примерно 1255–1230 гг.) страна Ацци снова вступила в противоборство с империей хеттов. Кроме того, Тудхалия IV гордо заявлял, что вмешался в дела царства Исува, которое, как мы уже видели, находилось в области Кемаха, гор Дерсим и Харпута. Он благоволил к этому царству, которое стало его вассалом, когда другое соседнее царство, Алше, искало поддержки у Ассирии[29].
После 1200 года сведения о первых предармянских государствах прекращаются. Разумеется, дело не в том, что они тогда исчезли. Пала великая империя хеттов, и потому внезапно прекратили пополняться архивы Богазкёя.
Армения в ассирийских источниках: Наири
Когда нас перестают вести по истории хеттские документы, перед нами возникают документы ассирийские. Со времени правления царя Ассирии Тукульти-Нинурты I (ок. 1255–1218) ассирийцы воевали против союзного государства Наири, в которое входили владения нескольких царей, и облагали его данью. Государство Наири было расположено к югу от озера Ван. Среди побежденных в той войне упомянут правитель земли Алци, которую ориенталисты склонны отождествить с царством Ацци из хеттских летописей.
При царе Ассирии Тиглатпаласаре I (1116–1090) информация о действиях ассирийцев на земле, которая позже стала Южной Арменией, стала более точной, и мы, благодаря наличию клинописных источников, лучше узнаем этот край. В 1115 году Тиглатпаласар уже покорил область Карию, которая, видимо, соответствовала долине реки Ботан, иначе Восточный Тигр, между Ассирией и Ванской котловиной. Там же находилась и область Исува, уже упоминавшаяся в хеттских хрониках (Кемах, Дерсим и Харпут). В 1114 году он поднялся на армянский Тавр, проложив себе путь среди скал, переправился через Евфрат и напал на «двадцать трех царей Наири», то есть области от Палу до Маназкерта и от Багреванда через горные массивы Бингёль-Даг и Ала-Даг до озера Ван – короче, земли Наири включали в себя бассейн реки Арсаниас, которая теперь называется Мурад-Чай, до Вана. Тиглатпаласар хвалился тем, что покорил этих мелких правителей и дошел до «моря Наири», то есть до озера Ван. «Обширные земли Наири я прошел в ширину и длину и покорил, я заставил их склониться к моим ногам». Уходя обратно, он увел с собой в качестве добычи 1200 лошадей и 2000 голов скота. На обратном пути он подчинил себе Малатью.
Но у этого похода не было продолжения. После Тиглатпаласара I начался долгий упадок ассирийского государства, а за время этого упадка на землях будущей Армении возникло местное великое государство – Урарту.
Основание царства Урарту. Правление Араме
Во времена Тиглатпаласара I область Наири, остовом которой служат горы армянского Тавра, была, как мы уже видели, разделена на большое число княжеств. В IX веке бывшая Наири и многие другие провинции будущей Армении были объединены под властью правителей, местных по происхождению и способных твердо вести свою политику. Это были правители княжества Биаини – области вокруг озера Ван, но мы будем называть их так, как называли ассирийцы в своих источниках, – цари Урарту[30]. Знакомство с языком Урарту начинается с надписей, которые мы называем ванскими. Их изучение, как мы уже знаем, позволило сблизить язык, на котором они написаны, с древним языком хурритов и митаннийцев, а все их вместе – с современными языками Кавказа, конкретно – с иберийской, то есть грузинской, семьей языков[31].
Сразу скажем о том, что история Урарту очень интересна для изучения Армении. Эта «доармянская Армения» исчезла не полностью. И ее язык тоже исчез не совсем: он сохранился в топографии классической Армении. Должно быть, урартские географические названия уцелели во время «хайского» завоевания. Значительная часть прежнего цивилизованного народа стала субстратом индоевропейской Армении. Такую же роль сыграло докельтское население в Галлии, эгейские народы в Греции, «сузский» народ в Персии и т. д.
Основателем царства Урарту был царь Араме, объединивший под властью одного государя все княжества Наири (примерно 880–844 гг. по хронологии Н. Адонца). Свидетельством того, что он это сделал, является титул эрили-эрилаве – царь царей, который после него носили цари Урарту. Араме оставил такой глубокий след в судьбе этой страны, что его имя дошло до армян исторической эпохи: историк Моисей Хоренский[32] сделал этого царя предком-героем, по имени которого названа Армения. Адонц полагал, что именем Араме была названа урартская провинция Арамили (или Амарили), которая в классическую эпоху называлась Апахуник. Кстати, столица царя Араме находилась в этой области, это был город Арзашку, или Арзашкун, который, по мнению Адонца, соответствует Маназкерту[33].
Араме был современником ассирийского царя-завоевателя Ассурназирпала II (884–859). Однако объединение прежней Наири внушило грозному царю страны Ассур такое уважение, что он не стал напрямую нападать на новое государство. Ассурназирпал ограничился обеспечением удобного доступа к Урарту, а именно подчинил себе несколько пограничных областей – Киррури (возле современного города Равандуз в верхнем течении р. Большой Заб) и Кашиари, расположенную вокруг гор, которые у греческих географов назывались Масиос, а позже – Мардин (882). В 879 году он таким же образом покорил «страну Матиати» (местность Мидьяд в области Тур-Абдин) и область Тушан (позже – Курх и находится возле места, где стоял город Амида). В 866 году настала очередь «страны Кипани» (область Хичн-Кайфа), а чуть позже была покорена «страна Аркания», позже – Аргана. Если говорить коротко, основная часть Диарбекира и Коммагены перешла в руки ассирийцев.
В конце своего царствования Араме имел соседом сына Ассурназирпала, царя Ассирии Салманасара III, который правил с 859 по 824 год. Новый правитель продолжил завоевательную политику своего отца на границах Урарту. Уже в 859 году он хвалился, что сжег столицу страны Хубушкия, поблизости от современного Джуламерка в верхнем течении Большого Заба; в классической Армении эту местность потом называли Малый Ахбаг. В 857 году он нанес удар по самому государству Урарту. Выступив в поход из «Инзити», или «Алзи», то есть из армянского округа Ханзит, который классические авторы называли Анзитена, в нынешней области Харпут, пересек «страну Суми», то есть армянский Балаовит, Балабитену у классиков, область вокруг нынешнего города Палу, и подошел к столице Урарту, городу Арзашку, современному Маназкерту. «Арраму (Араме) из Урарту задрожал от страха перед силой моего оружия. Он покинул свой город и ушел в горы Аддури», – сообщает сам Салманасар. Адонц считал, что упомянутые здесь горы Аддури – это, должно быть, один из отрогов Ала-Дага, которые возвышаются севернее Маназкерта, возле Падноса. Ассирийский завоеватель продолжает свой рассказ: «Я поднялся в горы вслед за ним и вступил в жестокую битву с ним. Я убил 3400 его бойцов. Как бог Адад, я обрушил на них грозу. Я окрасил их кровью горы, словно шерсть… Арраму, чтобы спасти свою жизнь, поднялся на неприступную гору. Я, полный мужественной силы, как дикий бык, вытоптал его страну».
Салманасар сжег Арцашку, столицу Урарту, а потом для своего удовольствия приказал поставить свою статую на «горе Ирития», которую Адонц считал горой Ала-Даг. Он разграбил область Арамили, которая, как мы уже видели, была главной провинцией царя Урарту и соответствует восточной части армянской провинции Апахуник. Затем он пересек «страну Зензиун», которую Адонц считал армянской провинцией Ахиовит, и примерно на месте нынешнего Арджеша «окунул свое оружие» в воды «моря Наири», то есть озеро Ван.
После этого рейда в центр империи Урарту Салманасар III прошел из котловины озера Ван в котловину озера Урмия. Так он достиг страны Гилзан, которая, по мнению Адонца, соответствовала армянской провинции Зараванд в местности Салмас, северо-западнее второго из озер. Местный царь, чтобы спастись от этой беды, объявил, что покоряется; но эта покорность была временной. Ассирийский монарх почти сразу вернулся в свою страну через округ Хубушкия (Джуламерк), не оставив себе ничего из своих краткосрочных завоеваний.
Таким образом, ассирийский поход 857 года в Урарту был лишь рейдом. Ассирия не присоединила к себе никаких земель и не установила свою вассальную зависимость ни над одной провинцией. Ассирийский царь не сделал даже немного слабее те связи, которыми окончательно объединил свою страну Араме.
Правление Шардури I
Преемником Араме на троне Урарту был Шардури I (примерно 844–828 гг.). Какие родственные связи были между этими двумя правителями, мы не знаем. Во всяком случае, Шардури I в своих надписях называет себя сыном не Араме, а некоего Лутипри, о котором мы знаем только это. Однако в этих же надписях (в частности, в надписи из Искеле-Капуси в Ване) он титулует себя «великий царь, могучий царь, царь царей, царь всех», а это означает, что его власть была прочной.
У Шадури I был тот же противник, что у его предшественника, – царь Ассирии Салманасар III. В 831 году этот ассирийский монарх послал против Урарту армию, которая переправилась через Арсаниас и углубилась в горы. Что было потом? Ассирийские тексты говорят в неопределенных выражениях о войне и не сообщают ее результат – видимо, ассирийская армия потерпела поражение. Однако Шардури I принял разумное решение перенести свою столицу из Арзашку-Маназкерта, разоренного ассирийцами в 857 году, в другой, лучше защищенный город. В качестве новой столицы он выбрал город, который тогда назывался Тушпа, в классическую эпоху Армении – Тосп, у греческих географов – Тоспитис, а теперь называется Ван. Царь Урарту укрепил этот город стеной, которая была названа его именем. Выбор оказался удачным: Тушпа, видимо, оставалась столицей Урарту до конца существования этого государства и отразила все нападения ассирийцев.
Не сумев ничего завоевать в Урарту, Салманасар III попытался присоединить к своей империи спорные области на границе с ней. Поэтому в 828 году его армия отправилась принуждать к уплате дани правителя местности Хубушкия (в районе нынешнего Джуламерка). Этот правитель, по имени Датана, уплатил налоги, которые от него потребовали. Оттуда ассирийский тартан, то есть маршал, привел свою армию в область Муцацир, находившуюся к юго-востоку от Хубушкии (между горой Джело и Ушну). Он разграбил ее крепости, но, похоже, не смог покорить Муцацир: эта страна сохранила дружеские отношения с царями Урарту, которые очень почитали ее святыни. Дальше к северу ассирийцы разорили страну Манна (область южнее города Урмия). Уалки, царь Манны, бежал в горы, но не покорился. Наконец тартан добрался до Гилзана (в местности Салмас, к северо-западу от озера Урмия). Упу, царь Гилзана, наоборот, признал себя ассирийским данником.