Книга Аюрведа. Секреты хорошего пищеварения и вечной молодости - читать онлайн бесплатно, автор Ян Николаевич Раздобурдин. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Аюрведа. Секреты хорошего пищеварения и вечной молодости
Аюрведа. Секреты хорошего пищеварения и вечной молодости
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Аюрведа. Секреты хорошего пищеварения и вечной молодости

Пищу готовить надо с любовью, принимать в компании близких и родных. Не следует есть несочетаемую, дурно пахнущую, подгоревшую, старую и загрязнённую пищу, несколько раз подогретую, вызывающую жжение в желудке, слишком горячую или пересоленную.

Несочетаемая пища (вирудха ахара), мы уже говорили об этом, сравнивается в «Аштанга Хридая Самхите» с ядом. Пища бывает несовместимой по вкусу, действию, объёму, процессу приготовления, времени года и дня, комбинации продуктов питания. Несовместимы кислые фрукты и молоко, сырые овощи и молоко, свинина, рыба и молоко, кисломолочные продукты с курицей и бананами. Дыня ни с какими продуктами не сочетается, её надо есть отдельно. Нельзя применять мёд, топлёное масло (гхи) и воду в одинаковых количествах. Зимой не стоит есть холодную и сухую пищу. О сезонности питания мы также поговорим подробнее несколько позже.

Сразу после еды не стоит принимать ванну или бежать купаться в море-океан. Не надо нагружаться физически и заниматься умственным трудом. Ачарья Сушрута советует немного передохнуть (но не спать!) до исчезновения чувства дрёмы, затем немного пройтись или послушать приятную музыку, посмотреть на что-то приятное, радующее ум, но не очередной американский боевик.

Регулярно надо кушать пшеницу, ячмень, нешлифованные сорта риса, сочные овощи и фрукты, маш, гхи, мёд, розовую или морскую соль и пр. Не рекомендуются к постоянному приёму простокваша, творог, сыр, продукты с выраженной кислой или щелочной реакцией, уксус, ферментированные продукты, дрожжевая выпечка, проростки, мясо красных сортов (свинина, баранина, говядина), рыба, сухие овощи и пр.

При слабом агни можно использовать горячие специи – красный и чёрный перец, имбирь, состав «Трикату» и все другие специи. Можно съесть кусочек свежего корня имбиря перед едой или выпить имбирного чая.

Если агни неустойчив, следует употреблять специи и соли – асафетиду, имбирь, кумин, каменную соль или же широко используемые составы «Ашта чурна», «Хингваштак» и другие.

Если агни в норме, то сохранению его равновесия способствуют мягкие специи – кардамон, куркума, кориандр и фенхель.

Для поддержания пищеварительного огня, особенно когда он слаб или неустойчив, когда нарушено усвоение пищи, о чём говорят отпечатки зубов на языке (признаки пустоты селезёнки у китайцев), можно принимать «Травяной состав для улучшения всасываемости пищи», «Оджасан», просто пожевать зёрнышко кардамона. Оговорюсь, что селезёнка в традиционной китайской медицине (ТКМ) – это скорее поджелудочная железа + селезёнка + окружающие ткани.

Агни можно усилить с помощью упражнений (в том числе йогических поз), глубокого дыхания (пранаямы), медитации, воздержания от пищи или умеренного питания, сокращения времени сна. Полезно также пристально смотреть на горящую свечу.

Влажные, тяжёлые, маслянистые и сладкие продукты в большинстве своём уменьшают агни (за исключением гхи, которое при употреблении его в небольшом количестве увеличивает агни). Сидячий образ жизни, избыточный сон и чрезмерная сексуальная активность также ослабляют пищеварительный огонь.

Поддержание баланса пищеварительного огня – это ключевой принцип аюрведической медицины. Поэтому Аюрведа предлагает ряд общих мер для улучшения пищеварения. Для лучшего усвоения пищи добавляют специи и травы, улучшающие пищеварение. Соблюдай простые правила питания, поддерживай свой огонь пищеварения в должной мере – и не будешь болеть. ☺

О вкусах не спорят

У всякого свой вкус и своя манера: кто любит арбуз, а кто офицера.

Пословица

И далее поговорим о шести вкусах. В Аюрведе выделяют сладкий, кислый, солёный, острый, горький и вяжущий вкусы. Каждый вкус состоит из двух элементов (см. рис. 1). Аюрведическая теория вкусов помогает понять, почему мы становимся тем, что мы едим. Вкус является для тела тем же, чем являются эмоции для ума. Ощущение вкуса на языке вызывает определённые эмоции. На теории шести вкусов базируется вся ведическая фитотерапия и диетология.

Сладкий вкус состоит из элементов Земля и Вода. По своим качествам он тяжёл, холоден и маслянист.

Кислый вкус (Земля и Огонь) тяжёл, горяч и маслянист.

Солёный вкус состоит из элементов Вода и Огонь. Он тяжёлый, согревает (насыпь соли в ранку, и всё поймёшь), увлажняет.

Острый вкус состоит из элементов Огонь и Воздух. По своим качествам он лёгкий и сухой, оказывает согревающее действие.

Горький вкус состоит из элементов Воздух и Эфир, он лёгкий и сухой, оказывает охлаждающее действие.

И наконец, вяжущий вкус состоит из элементов Воздух и Земля. В небольших количествах он уменьшает секреторные выделения, укрепляет и очищает ткани тела. При избытке он подавляет деятельность секреторных желез и сушит ткани, что вызывает запоры.


На санскрите вкусы звучат так:

1. Мадхура – сладкий.

2. Амла – кислый.

3. Лавана – солёный.

4. Кату – острый.

5. Тикта – горький.

6. Кашайя – вяжущий.


Вкусы 1, 2, 3 – повышают Капху и понижают Вату.

Вкусы 4, 5, 6 – понижают Капху и повышают Вату.

Вкусы 1, 5, 6 – понижают Питту.

Вкусы 2, 3, 4 – повышают Питту.


Вкусы встречаются в таких продуктах.

Сладкий: сахар, молоко, топлёное масло, хлеб, рис, пшеница, сдоба, фрукты, мёд, бобовые, миндаль, окопник, финики, фенхель, семена льна, лакрица, изюм, алкоголь.

Кислый: йогурт, сыры, кислые фрукты, помидоры, уксус, плоды боярышника, лимоны, цитрусы, малина и плоды шиповника.

Солёный: соль, ламинария, фукус, солерос.

Острый: острая пища, имбирь, чёрный, красный, белый перец, гвоздика, редис, редька, лук, чеснок, горчица, хрен, розмарин, чабрец, базилик.

Горький: листовая зелень (руккола, сельдерей, петрушка), кофе, крепкий чай, железо, полынь, сандал, ним, тысячелистник, корень одуванчика, цикорий, девясил, пустырник, корень горечавки, пажитник, ботва огурцов, алоэ, ревень, пижма, рута, барбариса корень, одуванчик, хризантема.

Вяжущий: бобы, чечевица, гранаты, некоторые яблоки, хурма, черёмуха, айва, куркума, квасцы, фасоль, горох, жемчуг, коралл, кровохлёбка, коровяк, подорожник, корка гранатов, листья малины, сумах, кора дуба.

Вода – основной элемент в ощущении вкуса. Вкус ощущает наш язык. Если он сухой, или с налётом, или обложен при высокой температуре, он не ощущает вкуса пищи.

В Аюрведе не учитывается разделение пищи на белки, жиры, углеводы, она предусматривает наличие шести вкусов, разделение пищи на лёгкую и тяжёлую, сухую и влажную. И мы должны при приготовлении блюд учитывать эти свойства пищи. Неумеренный приём определённого вкуса может привести к дисбалансу трёх дош. При приготовлении пищи должны присутствовать все шесть вкусов, иначе пища не будет должным образом перевариваться, что приведёт к нарушению обмена веществ и понижению функций иммунной системы. Молоко имеет все шесть вкусов, поэтому его нежелательно совмещать с основной пищей. Молоко надо употреблять как отдельный вид пищи. И не стоит совмещать его с кислыми фруктами.

Аюрведическая фармакология основана на понятиях «раса», «вирья» и «випак».

Раса – ощущение вкуса вещества, положенного на язык. После того как вещество проглочено и попало в желудок, сразу или немного спустя возникает ощущение тепла или холода. Это ощущение носит название вирья. Эффект, оказываемый на организм после переваривания пищи, называется випак. Из шести вкусов после переваривания остаётся только три випак: сладкий, кислый, острый. В окончательном варианте вся пища превращается в эти три вкуса.

Сладкий и солёный вкусы после переваривания дают сладкий випак; кислый – кислый випак, а острый, горький и вяжущий – острый випак, его ещё можно назвать «послевкусием».

Агни увеличивается от острого, кислого и солёного вкусов и уменьшается от сладкого, вяжущего и горького, хотя горький вкус, принимаемый в небольшом количестве перед едой, может способствовать его усилению. Специи – обычно лучшее средство для увеличения агни. Пищеварительный огонь схож с пряным вкусом: он горяч, сух, лёгок и ароматен. Поэтому правильное использование специй может существенно помочь в лечении большинства болезней. При сильном агни специй лучше избегать и принимать горькие растения: алоэ, тысячелистник, барбарис, горечавку (в Аюрведе обычно используются препараты «Тикта» и «Махасударшан»). Они уменьшают пищеварительный огонь, но в данном случае это не приводит к увеличению токсинов.

Вяжущий вкус уменьшает аму, однако может способствовать её задержке в организме. Сладкий вкус в наибольшей степени увеличивает аму; солёный и кислый, способствуя процессу брожения, также увеличивают её.

В холода можно увеличить острый, кислый и солёный вкусы. По этой причине зимой хорошо есть квашенья и соленья. В жару можно увеличить сладкий, горький и вяжущий вкусы. Эти вкусы сдерживают не только жару, но и «жаркие» эмоции. Остужайте ими «жарких» людей. В прохладную и влажную погоду хорошо увеличить острый, горький и вяжущий вкусы.

Существует шесть вкусов. Каждый вкус образован из двух первоэлементов и несёт в себе качества этих первоэлементов. Вкусы могут ослаблять или усиливать те или иные эмоции. Пища с преобладанием какого-либо вкуса может как позитивно, так и негативно влиять на организм.

Сладкий вкус – счастье. Пчёлы, мухи и красота жизни

Когда на лице твоём холод и скука,Когда ты живёшь в раздраженье и споре,Ты даже не знаешь, какая ты мука,И даже не знаешь, какое ты горе.Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье,А в сердце и свет, и любовь, и участье,Ты даже не знаешь, какая ты песня,И даже не знаешь, какое ты счастье!Эдуард Асадов

Господи, как прекрасен этот мир! Я стою у открытого окна. Внизу – море, кусочки сада и пляжа. Под окном уютно расположился цветник. Над нежными зелёно-розовыми цветами очитка сыто жужжат пчёлы. В лицо дует лёгкий морской ветер. «Море-море, мир бездонный, пенный шелест волн прибрежных… – пел модный в моей юности Антонов, – над тобой встают, как зори, над тобой встают, как зо-о-о-ори, нашей юности надежды…» Мне уже за пятьдесят. Уже пора всем надеждам юности встать, понимаешь, как зори. Над этим «бездонным пенным шелестом волн прибрежных». И материализоваться. А они никак не заканчиваются. Многие, правда, уже материализовались, но появляются всё новые и новые. И это, наверное, хорошо. Надежды юношей пинают, ой, питают.

Меня не покидает ощущение, что я только начинаю жизнь. И как прекрасен каждый новый день с утра! Как новая маленькая жизнь, он начинается утренней свежестью и остротой мироощущения, когда тоненькие нити счастья и любви пронизывают твои глаза, ноздри, уши, нервы… День проходит в приятных заботах и трудах и заканчивается приятной усталостью вечера. А если начинается день сурка (даже счастливый день сурка может достать своими повторами), можно сделать прыжок в сторону: удрать в Непал, Венецию, Кералу, в Коктебель родной или к маме на кухню в Николаев.

…Ведические мыслители говорят о том, что вся полнота разнообразия жизни сливается во всеохватывающую простоту. Пёстрая картинка жизни пронизана объединяющим знанием, которое говорит, что всё в бесконечном мире пропитано высшей организующей силой созидания и радости (ананда). И если следовать своей природе, не препятствовать естественному ходу событий, не особо напрягаться по поводу и без, брать за оценку ситуации радость и счастье, будь то выбор работы, выстраивание отношений, обретение материальных и прочих благ, то достижение целей как материального, так и духовного порядка (просветление) будет достаточно простым. В наставлениях и рекомендациях многих гуру звучит одна и та же истина: если человек внутренне спокоен, благонравен и радостен, то и жизнь его будет проистекать в таком ключе. То есть «как внутри, так и снаружи», поскольку окружающий мир есть отражение нашего внутреннего мира. Людям с психологией навозной мухи всегда живётся тяжело, они везде ищут навоз. Но если человек имеет психологию пчелы, то он всегда будет искать мёд и видеть мёд, видеть больше хорошего, чем плохого, и стремиться к счастью и благости, а не упиваться копанием в дерьме.

Теория кармы гласит, что все живые существа рождены в соответствии со своими поступками в прошлой жизни. То есть, независимо от качеств твоего характера и жизненных ценностей, в этой жизни тебе по-любому придётся разгребать то, что ты начудил в прошлых жизнях, если ты близок к теории реинкарнации, или что натворили твои предки по роду, если ты придерживаешься другой картины мира. Но карма или судьба имеют достаточно широкие коридоры, то есть рок или какие-то непримиримые состояния и ситуации в жизни – это карты, которые тебе сдали с рождения, но то, как ты ими будешь играть, хорошо или плохо, – это в твоих силах. То есть, независимо от багажа, который ты получил «со старта», в твоих силах профукать всё хорошее и светлое, что ты получил по рождению, или, наоборот, преумножить этот благотворный багаж. Я думаю, ты знаешь многих людей, которым жизнь с детства выдала лишь мешок кислых лимонов, но своими поступками и свершениями они превратили эти кислючие лимоны в сладкий и вкусный лимонад.

Когда тебя окружают люди-мухи, важно самому не стать мухой. Ищи во всём радость и счастье. Не акцентируй своё внимание на негативных моментах и событиях. Пережёвывание горестных воспоминаний, смакование трагедий, болезней, природных катаклизмов и гибели других людей, так щедро предоставляемых нам телевизором, Интернетом и социумом в виде вечно плачущих и жалующихся на жизнь людей, ни к чему хорошему не приведёт. Это как поедать блюдо, состоящее из одного горького вкуса. Такая еда горького вкуса приносит только горе. Стремись к сладости жизни, к счастью. Тренируй ощущение счастья, как мышцу. Культивируй его и думай о нём. Учись быть в счастье независимо от того, что с тобой происходит. Культивируй своё счастье изнутри и неси его окружающим тебя людям. Не надейся на жену, мужа, детей, маму, лучшую подружку, начальника и государство. Не надейся на счастье, которое придёт к тебе снаружи, будь счастлив, дорогой мой Читатель, изнутри.

Ну и не забывай кушать сладенькое. Только качественное сладенькое и не переедай особо. ☺ Сладкий вкус – это счастье на уровне тела.

Сладкий вкус имеет ту же природу, что и тело человека, ткани которого обладают сладким вкусом, стимулирует рост всех тканей организма и оджас (иммунитет). Способствуя долголетию, этот вкус благоприятно действует на все органы чувств и интеллект, а также придаёт сил и способствует поддержанию хорошего цвета кожи. Сладкий вкус ослабляет питтовские проявления гнева, злости и агрессии, питает худенькую Вату, увеличивая массу тела, и противодействует ядам. Он укрепляет здоровье, вытаскивает из болезней, способствует росту кожи и волос, хорошо влияет на голос и повышает энергетический уровень.

В процессе пищеварения в первую очередь усваивается сладкий вкус. Поэтому начинать приём пищи можно со сладкого: съесть яблоко или фруктовый салатик, если это лето. Выпить компот или узвар. Особенно это хорошо делать, если человек сильно голоден и может смести содержимое полхолодильника. Сладкий вкус в начале еды не даст это сделать, так как чувство насыщения придёт гораздо быстрее. Если десерт съедать сразу после приёма пищи, то процесс пищеварения ослабляется, из-за чего происходит брожение и образование непереваренной пищи (амы). Мы об этом говорили в предыдущей главе.

Напоминаю, что сладкий вкус – это Земля + Вода, поэтому он тяжёлый, холодный, влажный (маслянистый), липкий. Поэтому он охлаждает, утяжеляет и увлажняет.

Он усиливает выработку спермы, женского молока, стимулирует рост нервной и костной ткани, впрочем, он способствует регенерации всех тканей, как внутренних, так и наружных. Оказывает успокаивающее и мягчительное действие, увлажняет и придаёт удовлетворение. Если человек ест сладкое, то это увеличивает его стойкость, стабильность и уверенность в себе. Психологические переживания от сладкого вкуса – любовь и удовлетворение. Сладкий вкус в детском возрасте даёт быстрый и интенсивный рост тканей. Очень любим детьми, пожилыми людьми, теми, кто волнуется или нервничает.

В то же время, если сладкое потреблять в избыточных количествах, то возникает ожирение, дряблость, стремление к бездействию, избыточная сонливость, чувство тяжести, утрачивается аппетит, жажда, ухудшается пищеварение, наблюдается патология в развитии мышц. Дыхание становится затруднённым, возникает кашель, слизистые выделения из горла и глаз, затруднения мочеиспускания, ухудшается перистальтика кишечника, появляется вздутие живота, избыточное слюноотделение, хуже работают органы чувств, теряется голос, развивается увеличение лимфатических узлов ног и шеи, наблюдаются застойные явления в мочевом пузыре и кровеносных сосудах, появляются другие, обусловленные Капхой, болезненные проявления.

От сладкого вкуса усиливается лень и нарушается обмен веществ, что приводит к излишним жировым отложениям. Увеличивается Капха в теле, усиливаются эмоции привязанности, чувства собственничества, жадности, уменьшаются Питта и Вата. Пребывая в состоянии лени, человек хочет сладкого. От избытка сахара в организме снижаются защитные силы, нарушаются обмен веществ, функции печени, поджелудочной железы, мелких сосудов, страдает зрение. Много сладкого потребляют те, кто не хочет решать свои проблемы.

Два чувства нас спасают в жизни – любовь и юмор. Если у тебя есть одно из двух, ты – счастливый человек, если оба – ты непобедим. Дари своей любимой половинке полезные сладости. ☺

Любая профессия может быть и творчеством, и тяжёлой обязанностью. Творчество, созидание дают ощущение самой сладкой сладости в области сердца, где располагается душа.

Потакание своим слабостям и дурным привычкам рано или поздно приведёт к разрушению храма здоровья. Не переедай сладкого даже в те моменты, когда «нет в жизни счастья».

И почаще улыбайся! Улыбка «переносит внешнюю сладость» внутрь человека. Мой стих про улыбко-трансфер. ☺

Я выйду,УлыбнусьВсему на свете:Каштану – бабкам – магазину – детям,Вокзалу, небу, и лавинам света,И поездам,И всем пока-приветам,Реинкарнациям – француженкам – ботинкамИ всяким разноцветнейшим картинкам!Я улыбнусь,И ВСЁ мне улыбнётся тоже.Как хорошо на свете жить!О боже!!!

Сладкий вкус даёт ощущения счастья и удовлетворения, но в избытке вызывает лень, тяжесть, диспепсию, простуду, кашель, потерю аппетита, диабет, увеличение лимфоузлов и желёз, опухоли и другие заболевания.

Питание согласно типу конституции

Suum cuique.

Каждому своё (лат.)

Итак, все пожелания по питанию и образу жизни, все виды лечения проистекают от типа конституции человека. Вату – холодную, сухую, утончённую, подвижную, острую, твёрдую, шероховатую – будет повышать всё сухое, холодное, жёсткое, подвижное. Теперь пробуем разобраться с едой. Совершенно ясно, что все сухие хлопья, чипсы, сухофрукты исключаются. Если, например, выбирать картошку, то для Ваты её лучше отварить и употреблять с маслом или в виде пюре, хороши горячие маслянистые супчики. Запечённая картошка Вате прибавит сухости. Если рассматривать овощи, то «сухие и лёгкие», такие как редька, редис, капуста, нужно употреблять минимально, а лучше подойдут мягкие, сочные, приготовленные овощи. В целом надо снизить горький и вяжущий вкусы в еде. Также Вату будет увеличивать холодная, ветреная погода, на Вату отрицательно влияет быстро сменяющийся темп жизни, а вот монотонные, однообразные занятия могут её успокоить. Южные страсти в отношениях не прибавят Вате равновесия – ей нужны тёплые, ровные отношения безо всяких выяснений и, не дай бог, криков. Вата очень раздражается от громких звуков. «Ведро валерианы» ей не повредит. ☺

Теперь возьмём Питту и посмотрим на её характеристики: горячая, немного влажная (маслянистая), лёгкая, подвижная, острая. Ясно, что всё горячее будет повышать Питту. К горячему будет относиться горячая еда, напитки, горячительные специи (почти все, за редким исключением), горячая атмосфера в семье или на работе, жаркий климат. Значит, первая рекомендация для Питты – ничего горячего. В пище необходимо снизить острый, солёный и кислый вкусы. Приветствуются преобладание свежих овощей и сладких фруктов в рационе. Дурную до работы Питту необходимо «оттаскивать от станка» из-за её склонности к работоголизму. Фиксировать гневливость и других Питтовских врагов ума.

Ну а Капхе – ничего холодного и мокрого, больше согревающее и подсушивающее. Необходимо снизить сладкий и солёный вкусы в пище. И по жизни «волшебный пендель»: больше движения, динамических нагрузок и не валяться целыми днями в постели. Боремся с леностью, плаксивостью и излишними привязками к чему или кому-либо.

Теперь по пунктам с повторением, ибо «повторение – мать учения». ☺

Пища для Вата-конституции

Вата – холодная, сухая, утончённая, подвижная, острая, твёрдая, шероховатая, ясная.

Нуждается в:

• питании, повышающем Капху: маслянистой, тяжёлой, тёплой пище; сладком, остром, солёном вкусах;

• питании небольшими порциями, 4 раза в день;

• предпочтении в приготовленной пище;

• небольшом разнообразии продуктов питания;

• мягком применении соли и специй (куркума, фенхель, кардамон, гвоздика, корица, имбирь, чёрный перец, мускатный орех);

• овощах: они по возможности должны быть лёгкими, термически обработанными, употреблять их желательно с зерновыми кашами, сезонные салаты из свежих овощей должны быть достаточно промаслены, зимой едим квашенья;

• фруктах: они должны быть сочными и питательными (виноград, бананы, гранаты);

• зерновых: предпочтительнее цельнозерновые (рис, овёс, пшеница);

• всех молочных продуктах в тёплое и жаркое время года;

• жирных сортах белого мяса (курица, рыба, индейка) + яйца;

• маслах, которые должны быть зимой тёплыми и тяжёлыми (гхи, кунжутное масло), летом можно использовать лёгкие масла: оливковое, подсолнечное, миндальное, горчичное;

• разнообразных сладостях.


Избегать следует сухой пищи, кукурузного масла, ограничивать бобовые, не переедать капусту, огурцы, кукурузу.

Людям с конституцией Вата не следует принимать большие объёмы пищи, особенно тяжёлой, так как у них ферменты пищеварительного тракта вырабатываются в небольших количествах. Однако, поскольку скорость перехода пищевого комка из одной части желудочно-кишечного тракта в другой достаточно высока, им необходимо есть 4 раза в день. Аппетит обычно неустойчив и сильно зависит от психоэмоционального состояния. Поэтому Аюрведа не рекомендует им принимать пищу в строго определённое время, а есть лишь тогда, когда появится голод. Чаёк для Ваты включает специи: имбирь, кумин, шамбалу.

Симптомами дисбаланса Ваты являются грубая, сухая кожа, недостаточный вес, боли, беспокойство, нетерпеливость, тревожность, запоры, боли в суставах, слабость, отсутствие концентрации, бессонница, скудные и болезненные менструации.

Согласно «Аштанга Хридая Самхите», «Вату лечат умеренным применением масел; щадящими потогонными и очищающими методами; сладкой, кислой, солёной и тёплой пищей; масляным массажем; пребыванием в помещении; твёрдым руководством; смазыванием глаз; вином из зерна или сахара; тёплыми масляными клизмами, умеренными очищающими клизмами; жизнью в благоприятных условиях; лекарствами, стимулирующими пищеварительный огонь; всевозможными маслами, в особенности – масляными клизмами с кунжутным маслом либо с бульонами из мяса или животных жиров».

Мясо в Аюрведе подходит страдающим от худобы, воинам, тем, кто подвергается физическим нагрузкам. Если человек не нагружается физически, то регулярное потребление мяса будет умножать жир, а не плоть. Оно повышает скорость, а не выносливость, что не пойдёт на пользу тем, кто находится под влиянием Ваты. Люди Вата-типа лучше всего чувствуют себя на пище из различных продуктов, приготовленных в одной ёмкости за один раз: на супах, тушёных блюдах, запеканке из риса, овощей и мяса и т. п. В тушёных блюдах все ингредиенты – мясо, крупа, бобовые, овощи – теряют свои индивидуальные свойства и превращаются в единую субстанцию. Взятый отдельно, каждый продукт при переваривании требует от тела особого отношения.

Для этих людей благотворны релаксация и медитация.

Пища для Питта-конституции

Питта – горячая, немного влажная (маслянистая), лёгкая, утончённая, текучая, подвижная, острая, гладкая, ясная.

Нуждается в: