Книга Посмертные приключения. Что может случиться с вашим телом после смерти? - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Васильевич Козлов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Посмертные приключения. Что может случиться с вашим телом после смерти?
Посмертные приключения. Что может случиться с вашим телом после смерти?
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Посмертные приключения. Что может случиться с вашим телом после смерти?


Алексей Козлов

Посмертные приключения:

что может случиться с вашим телом после смерти?

Во внутреннем оформлении использованы иллюстрации: zhekakopylov / Shutterstock.com

Используется по лицензии от Shutterstock.com


© Козлов А.В., текст, 2020

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2020

* * *

Отзыв специалиста

Что есть жизнь после смерти? К сожалению, хоть мы и живем XXI веке, в эпоху высоких технологий, ответа на этот вопрос у нас до сих пор нет. Возможно, те различные изменения, которые претерпевают тела мертвых, причем не только запрограммированные природой, но и заданные самим человеком, это и есть та самая жизнь. Оказывается, она может быть вполне себе увлекательной.

Как говорила знаменитая героиня из книг Льюиса Кэррола, Алиса: «Интересно было бы поглядеть на то, что от меня останется, когда меня не останется». Действительно, загадочно и даже интригующе, пусть страшно, но интересно.

Прочитав эту книгу, вы сможете узнать, что происходит с телом после смерти, что может произойти с ним в тех или иных условиях? Кто и как создавал из смерти культ? Тайна мощей, египетских мумий, бальзамации Ленина. От древних времен до современных реалий, когда изучение посмертных изменений возможно на специализированных фермах.

Эта книга о посмертных приключениях, которые рано или поздно никого не оставят в стороне!


Карина Рытова,

судебно-медицинский эксперт,

автор блога @coroner_rytova

Смерть, мумификация, бальзамирование и нетленные тела

Наверняка каждый хотя бы раз в жизни бывал на похоронах. Или видел их. В детстве я боялся похорон. Боялся, но тем не менее иногда видел или даже бывал на них, когда умирали родственники или соседи. Я еще застал те времена, когда была широко распространена традиция приглашать на похороны духовой оркестр, и прощание с умершим пугало меня до чертиков. Меня страшила не столько заунывная музыка, сколько сама похоронная процессия: во главе ее шли музыканты, перед гробом разбрасывали еловые ветки, а за мертвецом тянулась длинная вереница скорбящих людей. Покойник, иногда сильно распухший на жаре, лежал в открытом гробу, и его заостренные черты лица, сложенные на груди и перевязанные веревкой руки, торчащие из-под кружевной накидки ботинки или тапочки заставляли меня, ребенка, буквально дрожать от ужаса.

Со времен моего детства многое изменилось. Усопшему все еще могут положить в гроб сигареты, очки, расческу, трость и т. п. Это отголосок древних языческих верований, согласно которым загробный мир являет собой подобие мира земного, где человеку понадобятся те вещи, которыми он пользовался при жизни. Покойник по-прежнему может день или два находиться в доме в окружении родственников, которые по старинке завешивают зеркала из-за суеверий. Но прощание «переместилось» из квартиры или с небольшого пятачка у подъезда в траурные залы при моргах, и все чаще к похоронам привлекают священников. Давно не видно и духовых оркестров, провожающих усопшего в последний путь траурным маршем Шопена. Лишь одно не меняется вовсе: люди продолжают умирать. Однако даже после смерти некоторые из них, вернее, их бренные останки не обретают покой.

Что сразу приходит на ум, когда мы слышим «мумия» или «нетленные мощи»? В первом случае – Египет с пирамидами-усыпальницами и останками фараонов. Во втором – церковные святые реликвии, в большом количестве хранящиеся в монастырях и храмах и служащие предметом поклонения миллионам верующих по всему миру.

Вера в чудодейственность останков умерших уходит корнями в далекое прошлое человечества, когда появились вера в духов, якобы способных посещать живых, и специальные погребальные обряды. Люди заботились о телах и могилах покойников, поскольку считали, что предки могут защитить их от всевозможных бед и болезней или же, наоборот, навлечь неприятности, в том числе и смерть.


В современном мире, когда в доме находится покойник, до сих пор завешивают все зеркала из-за суеверий.

Вера древних египтян в загробную жизнь породила настоящий ритуал бальзамирования тел фараонов и представителей знати. Отец истории Геродот так описывал создание египтянами мумии. Вначале жрецы тщательно готовили останки к бальзамированию: через ноздри удаляли мозг, извлекали внутренние органы (древнегреческий историк об этом не упоминал, но их не выбрасывали, а складывали в специальные сосуды, канопы, и помещали рядом с саркофагом), промывали брюшную полость пальмовым вином, затем наполняли тело маслом, растворами и благовониями, после чего в течение 70 дней пропитывали раствором натрона, который способствовал обезвоживанию тканей. Перед тем как обернуть мумию бинтами, смоченными клеем, тело набивали глиной, опилками, песком, известью и покрывали смолой. И только после этого помещали в специально изготовленный саркофаг. Описанный способ мумифицирования был элитным и дорогим. Дешевые варианты подразумевали простые манипуляции с останками, в том числе без вскрытия тела.

Пожалуй, самая известная сегодня египетская мумия – найденное в 1922 году археологом Говардом Картером забальзамированное тело фараона из XVIII династии Нового царства Тутанхамона. А в 2016 году сотрудниками Музея Фицуильяма Кембриджского университета была обнаружена самая «юная» на настоящий момент мумия – человеческий эмбрион возрастом 16–18 недель. Череп и тазовые кости не сохранились, но при помощи компьютерной томографии удалось определить кости рук, ног и пальцы. На протяжении более ста лет (артефакт был найден еще в 1907 году) ученые полагали, что в саркофаге лежат забальзамированные внутренности. Кстати, мумифицированные человеческие зародыши находили и ранее – в гробнице Тутанхамона. Найденные эмбрионы возрастом 25–37 недель предположительно дочери-близнецы правителя Древнего Египта.


Что приходит на ум, когда вы слышите слова «мумия» или «мощи»?

Появление услуги бальзамирования в 60-х годах XIX века в Америке напрямую связано с Гражданской войной. Масштабные сражения между Севером и Югом неминуемо влекли за собой увеличение смертности. На полях после боевых действий оставались сотни и тысячи непогребенных трупов. Новая, до этого неизвестная услуга консервации останков с помощью химикатов позволила семьям погибших солдат, которые могли организовать доставку железной дорогой, вернуть тела на родину и похоронить рядом с родственниками. Впоследствии эта процедура стала обязательной, когда речь шла о перевозке останков из одного города в другой. Отцом современного бальзамирования считается доктор Томас Холмс. Он утверждал, что в годы Гражданской войны забальзамировал не менее 4 000 покойников, с одной стороны, заработав на этом целое состояние, с другой – подарив людям возможность в последний раз увидеть сына, мужа, отца.


Самая «юная» мумия – человеческий эмбрион возрастом 16–18 недель.

К 1950-м годам кремированные тела составляли всего 3–4 % от общего количества. Большинство американских семей, следуя тогдашней похоронной моде, тратили крупные суммы на придание останкам достойного вида. Усопшие будто бы хвастались своей солидностью, лежа в гробу, который, кстати, был не из дешевых и также подчеркивал благосостояние его «владельца». Вскоре пышные похоронные процессии и покойники, напоминавшие разрезанных вдоль и поперек и накачанных формальдегидом восковых кукол, уступили место более скромным мертвецам и похоронам.

Переломным стал 1963 год, когда в свет вышла книга «Американский образ смерти»[1], в которой журналистка Джессика Митфорд попыталась открыть людям глаза на деятельность похоронных бюро. Их владельцы, считала она, в буквальном смысле обирают клиентов, навязывая им непомерно дорогие услуги, в число которых входит и уже ненужное, по сути, бальзамирование. И это было чистейшей правдой. Митфорд сильно злило, что похоронные бюро наживаются на человеческом горе. И она восстала против забальзамированных, отретушированных, нарумяненных мертвецов и роскошных погребальных ритуалов, которые к 1960-м годам стали нормой в Америке.

Похоронный бизнес очень прибылен, и без работы похоронные конторы никогда не останутся. Они просто будут следовать за модой и подстраиваться под желания потребителей. Хотите пышные похороны с прощальной службой в церкви? Без проблем. Можно организовать и скромное погребение. Но оно тоже будет стоить денег. Желаете заказать бальзамирование? Какой гроб предпочитаете? Ваш дедушка хотел, чтобы его похоронили в земле или кремировали? А может, он был сторонником экологического погребения?

В том же 1963 году католическая церковь объявила, что не имеет претензий к кремации. Это, конечно же, не привело к отказу от предания тела земле, а вместе с тем и от его сохранения для торжественной демонстрации в ходе прощальной церемонии, однако этот способ захоронения стал постепенно сдавать позиции. Бальзамирование уже не пользовалось таким огромным спросом, ведь для кремации в длительной сохранности останков не было необходимости. Тела все равно сгорят в печи. Родственники почившего могли на этом сэкономить! Многие так и поступали.

Бальзамирование или герметичный металлический гроб как способы сохранить тело умершего навязаны людям похоронными бюро, которые преподносят их как дань уважения усопшему и высшую степень проявления заботы о его бренных останках. Избежать разложения можно и не прибегая к ним. При особых условиях погребенные в земле останки могут сохраняться естественным образом длительное время. Особый интерес к нетленным телам проявляют религиозные люди.

Нетление – свойство тела не подвергаться разложению после смерти. Его следует отличать от мумификации – высыхания трупа или отдельных отмерших частей живого организма. Несмотря на осторожные заявления служителей культа о том, что сохранность тела после смерти не является определяющим критерием святости, в православной церкви, равно как и в католической, нетленность останков божьих угодников по-прежнему служит важным условием канонизации. Впрочем, православные смешивают понятия «нетленность» и «мумификация». По-настоящему нетленных останков у них почти нет, зато есть огромное количество самомумифицированных тел.


Похоронный бизнес очень прибылен, он же и навязывает людям бальзамирование и герметичные гробы, чтобы сохранить тело умершего.

Давайте обо всем подробнее. И начнем мы, пожалуй, с необычных церковных реликвий.

Часть I. Нетленные реликвии

1. Мощи

Мощи – это останки святых, объект религиозного почитания и поклонения. Согласно учению церкви, мощи несут благодать и благодаря ей способны творить чудеса: изгонять бесов, исцелять болезни и т. п. Поклонение мощам считается реальной возможностью прикоснуться к божьей благодати. Традиция почитания мощей официально была закреплена в 787 году на Седьмом Вселенском соборе. Дробление останков стало привычным явлением, а при возведении нового храма в алтарь обязательно помещают частички мощей святого.

Признак святости

При извлечении из могил останков людей, так или иначе связанных с церковью, было обнаружено, что некоторые из них достаточно хорошо сохранились. Поэтому было решено считать неподверженность тел божьих угодников разложению одним из важных условий признания их святыми. Даже в наши дни, прежде чем причислить человека к лику святых, специально созданная в Ватикане Конгрегация по делам канонизации обязательно эксгумирует останки и устанавливает степень их сохранности.

В XIX–XX веках огромное количество тел было объявлено Святым престолом нетленными. Например, тело католического проповедника Луиджи Орионе. При эксгумации его останков спустя два с половиной десятилетия после смерти эксперты не выявили никаких признаков гниения: волосы, ногти и кожа были сухими, но все же целыми. Сохранились даже внутренние органы. Последнее наблюдали и при извлечении тела святой Зиты, пролежавшего в склепе более 700 лет.


Нетление – свойство тела не подвергаться разложению после смерти.

Спустя 50 лет после погребения были найдены практически в идеальном состоянии тела святой Терезы и миссионера Винсента де Поля.

Отлично сохранилось тело Катарины Лабур – монахини конгрегации[2] «Сестер милосердия», прославившейся многочисленными встречами с Богородицей. Ее останки были эксгумированы спустя 67 лет после ее смерти, в 1943 году. Через четыре года Катарину канонизировали. Эксперт-медик, присутствовавший при извлечении трупа Лабур, констатировал, что его состояние было таким, будто женщина умерла день или два назад. Весьма любопытна история святого Шарбеля. Останки маронитского[3] монаха после смерти были найдены нетленными и, более того, источающими кровь и пот.

При жизни это был ничем особенно не выделявшийся из общей массы монах-отшельник христианского монастыря в Ливане, который последние 25 лет своей жизни провел в полной изоляции и молитвах. Работал в огороде и на винограднике, ел всего лишь раз в сутки, причем исключительно растительную пищу, спал в келье на каменном полу, положив под голову полено вместо подушки. Умер в возрасте 70 лет. Скупая биография святого не особо радует верующих яркими подробностями. Но это не главное, поскольку основные события начались после смерти Шарбеля.

Пятнадцатого апреля 1898 года в горы над монастырем Святого Маруна, где покоилось тело умершего в том же году Шарбеля, на поиски преступника выехал полицейский наряд. Увидев слабый свет около одного из склепов, стражи порядка поспешили туда и потребовали открыть помещение, полагая, что там скрывается беглец. Монахи распахнули тяжелую металлическую дверь, позволив полицейским приступить к осмотру склепа. Разыскиваемого преступника они так и не нашли, но столкнулись с довольно странным явлением: помещение оказалось затоплено, останки монахов уничтожены, и лишь тело Шарбеля не было тронуто разложением. Правда, его лицо и руки покрывала грибковая плесень. Когда ее удалили, люди увидели лицо не умершего, а скорее спящего человека. На нем даже выступила испарина в виде так называемой сукровицы розового цвета. Все конечности были гибкими и эластичными.

Полицейские решили удостовериться, что монах не спит летаргическим сном, и вызвали бригаду врачей. Несмотря на прекрасный вид покойника, отсутствие трупного запаха и явных признаков разложения, врачи все же вынесли вердикт: Шарбель мертв. Когда полицейские уехали, монахи переодели труп и перенесли его в монастырскую кладовую.

Тело Шарбеля продолжало «потеть» так сильно, что приходилось каждый день менять на нем одежду, настолько быстро старые одеяния пропитывались непонятной жидкостью. Просушивание и проветривание тела монаха, продолжавшиеся около четырех месяцев, не дали никаких результатов. В 1909 году останки Шарбеля положили в гроб со стеклянной крышкой и оставили в монастыре. К гробу ожидаемо потянулись толпы паломников.


В Ватикане, чтобы причислить человека к лику святых, специально созданная Конгрегация по делам канонизации эксгумирует его останки и устанавливает степень их сохранности.

Ватикан не спешил признавать монаха святым, мотивируя это тем, что одного нетленного тела мало. И вдруг, будто бы по заказу, Шарбель начал творить чудеса едва ли не каждый день: умерший монах исцелял психически больных, поднимал на ноги парализованных, возвращал зрение слепым, слух – глухим, разум – слабоумным. Сейчас в музее Святого Шарбеля при монастыре Святого Маруна можно наблюдать сотни костылей, ортопедическую обувь, инвалидные коляски, которые оставили там исцелившиеся страдальцы. Проверить же достоверность историй, рассказываемых церковью, местными монахами и верующими, не представляется возможным.

Считается, что в течение 17 лет тело Шарбеля не переставало «потеть», не высыхало и не превращалось в мумию. В 1927 году его переложили в цинковый гроб, который поместили в деревянный. С 1950 года верующие стали активно распространять легенду о том, что по стенам склепа, где находится гроб монаха, стекает студенистая жидкость розового цвета. Гроб вскрыли – тело Шарбеля лежало, не тронутое тлением.


Считается, что после смерти тело Шарбеля продолжало потеть 17 лет и не превращалось в мумию.

В 1977 году Шарбель наконец-то был признан церковью святым. После этого в монастырь хлынул нескончаемый поток писем и желающих исцелиться. Правда, с тех пор как церковь провела канонизацию ливанского монаха, с каждым годом святой стал исцелять все меньше. Однако толпы паломников и по сей день штурмуют монастырь в надежде получить от святого долгожданное исцеление. Некоторые забирают жидкость, которую якобы выделяет тело монаха, и белый порошок, образующийся после высыхания «пота», добавляют в пироги и раздают детям и больным. Говорят, что помогает.

Но не думайте, что Шарбель помогает только католикам. Несмотря на то, что православная церковь официально не признает ливанского монаха как носителя божественной благодати, называя его «не нашим святым», тысячи отечественных паломников ежегодно едут в Ливан и просят Шарбеля о совершении чудес. Параллельно с этим ведется интенсивная пропаганда «чуда Шарбеля»: распространяются целительные изображения монаха, продаются брошюры, повествующие о «подвигах» святого.

В России активной пропагандой чудес ливанского святого занимается заслуженный работник культуры Анатолий Баюканский. Создан даже сайт, посвященный чудесам Шарбеля, которые он успел сотворить в нашей стране. В открытый доступ выложены фотографии и различная информация, доказывающая, по мнению авторов, реальность целительных свойств изображений монаха (даже простой ксерокопии его портрета). Существует и гипотеза, с «научной» позиции объясняющая, почему тело монаха нетленно, а картинка Шарбеля испускает целительные лучи – монах, дескать, живет как растение и с помощью фотосинтеза получает все необходимое из солнечного света, воды и воздуха, а картинка чудотворная благодаря ионному излучению.

Имеется и множество свидетельств чудотворного воздействия изображений Шарбеля: вылеченные руки, ноги, почки, печень и т. п. Одна женщина описывала случай, когда скорая везла ее в больницу с острым приступом, но по дороге она тайком от докторов приложила целительный портретик к почке, и… все прошло. Врачи остались без работы, и им пришлось вернуть женщину домой. Подобные истории множатся с невероятной скоростью, но все же интерес к телу святого Шарбеля и его чудесам в последнее время заметно угас.

Церковная история знает и случаи «чудесной» сохранности отдельных частей тел божьих угодников. Беда Достопочтенный в «Церковной истории» сообщал о нетленных руках короля Нортумбрии, Освальда, и о «многочисленных чудесах, сотворенных его святостью».

От чешского князя Вацлава – святого, одинаково почитаемого как католиками, так и православными (под именем Вячеслава) – до наших дней дошли череп правителя, обернутый в прозрачный материал и облаченный в корону, и золотая рука с частицей мощей. Кости аккуратно обшиты бисером. Эти реликвии до сих пор популярны не только в Чехии. Раз в год, в день гибели князя, его останки торжественно выносят из храма и демонстрируют верующим.

Весьма примечателен рассказ о реликвиях церкви Пречистой Богородицы, «в которой много мощей лежит: великого Предтечи рука правая без пальца, золотом окованная, борода его, ото лба кость; святого Николы мощи, Якова апостола голова и Стефана Нового челюсть, мощи двух тысяч младенцев и иных много в ларце лежат».

Как видим, христиане прочно укрепили традицию сохранять не только нетленные, цельные мощи святых, но и отдельные части их тел, будь то голова, пальцы, руки, ноги или даже борода, как в упомянутом случае с Иоанном Предтечей.

Одно из самых известных хранилищ мощей в православной церкви – Киево-Печерская лавра, монастырь, основанный в 1051 году еще во времена Ярослава Мудрого. Лавра хранит огромное количество самых разных останков, в числе которых коллекция черепов, содержащихся в специальных стеклянных сосудах и, по словам служителей культа, периодически мироточащих. В советские годы, когда монастырь превратили в антирелигиозный музей, мироточение черепов чудесным образом прекратилось и вновь возобновилось уже после распада Союза и возрождения Лавры.

Помимо останков рядовых божьих угодников в сухих и прохладных подземельях монастыря (чем и объясняется хорошая сохранность тел усопших) можно отыскать мощи довольно известных личностей: легендарного былинного героя Ильи Муромца, а также автора «Повести временных лет», монаха Нестора Летописца. А в Антониевой пещере[4] паломники могут видеть нетленные останки преподобного монаха Иоанна Многострадального, «возлюбленного ученика Пресвятой Богородицы обители Печерской, российского девственника», известного тем, что, борясь с «плотскими влечениями», он зарыл себя в землю по самые плечи и провел в таком положении 40 дней.


Иоанн Многострадальный, борясь с «плотскими влечениями», зарыл себя в землю по плечи и провел в таком положении 40 дней.

Сам Иоанн незадолго до смерти так описывал свои «подвиги»: «Все это время боролся со страстьми и помыслами телесными, удручая тело свое постом и бдением. Обуреваемый плотскими страстями и не зная, как изгнать их, я решил, сняв одежду, наложить на тело мое тяжкие брони и с того времени и доныне измождаю себя стужею и тяжестью железа. Однако и этого всего было недостаточно. Тогда я придумал иное: выкопал глубокую яму по самые мне плечи. С наступлением Великого поста я шел в нее, засыпал себя песком, оставив свободными только руки и голову. И так, угнетаемый землей, пробыл весь пост, не двигая ни единым суставом».

За столь впечатляющее достижение ныне Иоанн Многострадальный считается небесным помощником в борьбе с похотью. Перед самой смертью он вновь закопал себя в ту же самую яму и в таком положении скончался в 1160 году. Сегодня верующие любят пересказывать легенду о том, что останки Иоанна «стали неоскудевающим источником исцелений от блудной страсти» и каждый год, буквально на какие-то считаные миллиметры, уходят все глубже под землю. Считается, что когда мощи монаха окончательно скроются из виду, наступит конец света.

Монастырь святой Екатерины, основанный в VI веке на Синайском полуострове, помимо уникального собрания икон и огромной библиотеки рукописей, также известен своей обширной коллекцией останков монахов, которую собирали почти полторы тысячи лет. Столь необычное хранилище костей появилось здесь благодаря местным погребальным традициям: усопшего раба божьего сначала хоронили как положено, на небольшом кладбище при монастыре, а затем, когда кладбище переполнялось, старые останки переносили в склеп на «вечное хранение». Некоторые посетители монастыря имеют возможность ближе рассмотреть чудовищную гору костей выше человеческого роста. Как утверждают верующие, некоторые счастливчики способны увидеть особое божественное свечение – признак святости костей почивших монахов.

Целый склад мощей святых есть и в православном монастыре Святого Пантелеимона на греческом Афоне. Помимо черепов монахов, подписанных и бережно разложенных по полочкам, здесь, как утверждают в обители, имеются и такие «бесценные реликвии», как мощи святого Пантелеимона и Иоанна Предтечи, стопа Андрея Первозванного, голова апостола Луки, а также останки других святых, почитаемых православной церковью.

Аккуратно разложенные по полочкам в несколько ярусов кости и черепа – особо чтимые реликвии подземного храма-усыпальницы преподобного Серафима Саровского, расположенного под алтарной частью собора Иоанно-Богословского монастыря в селе Пощупово Рязанской области. Помимо «святых мощей», которые, как заявляют в церкви, периодически «мироточат и благоухают», в храме можно увидеть три стоящих рядом гроба, в которых лежат мумифицированные останки настоятелей обители: архимандритов Виталия, Тихона и Зосимы.

Но иногда мощи, наоборот, разделяли на много кусочков. Как, например, произошло с останками Матроны Московской.

Матрона Дмитриевна Никонова родилась в 1881 или 1885 году в Тульской губернии и скончалась в 1952 году в Москве. Жизнь слепой с рождения Никоновой, безусловно, печальна, но еще более печальной выглядит ее посмертная участь. Останки святой хранятся в Покровском монастыре в Москве. Но не только. Чтобы хотя бы примерно подсчитать, сколько раз бренные останки почитаемой в РПЦ святой неким образом (не хочется даже представлять, каким именно) разделялись, пробежимся только по недавним новостным сообщениям. К сожалению, это будет далеко не полная картина, но для общего восприятия того, насколько церкви и ее прихожанам важно не просто молиться богу, а иметь вполне материальные объекты для поклонения и укрепления своей веры, даже этого, думаю, будет вполне достаточно.