Книга Происхождение украинского сепаратизма - читать онлайн бесплатно, автор Николай Иванович Ульянов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Происхождение украинского сепаратизма
Происхождение украинского сепаратизма
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Происхождение украинского сепаратизма

В ученой литературе эта реформа рассматривается обычно как первое юридическое и экономическое разделение внутри казачества. В реестровых видят избранную касту, получившую возможность обзаводиться домом, землей, хозяйством и применять, нередко в больших размерах, труд работников и всевозможных слуг. Советским историкам это давало материал для бесконечных рассуждений о «расслоении», об «антагонизме».

Но антагонизм существовал не в казачьей среде, а между казаками и хлопами. В Запорожье, как и в самой Речи Посполитой, хлопов[30] презрительно называли «чернью». Это те, кто, убежав от панского ярма, не в силах оказались преодолеть своей хлеборобной мужицкой природы и усвоить казачьи замашки, казачью мораль и психологию. Им не отказывали в убежище, но с ними никогда не сливались; запорожцы знали случайность их появления на низу и сомнительные казачьи качества. Лишь небольшая часть, пройдя степную школу, бесповоротно меняла крестьянскую долю на профессию лихого добычника. В большинстве же своем хлопский элемент распылялся: кто погибал, кто шел работниками на хутора к реестровым, а когда наплыв такого люда был большим, образовывал скопища, служившие пушечным мясом для ловких предводителей из старых казаков, вроде Лободы или Наливайки, и натравливался на пристепные имения польских магнатов.

Взаимоотношения же между реестровыми и нереестровыми, несмотря на некоторые размолвки, никогда не выражались в форме классовых или сословных распрей. Сечь для тех и других была колыбелью и символом единства. Реестровые навещают ее, бегут туда в случае невзгод или ссор с польским правительством, часто объединяются с сечевиками для совместных грабительских экспедиций.

Реестровая реформа не только не встречена враждебно на низу, но окрылила все степное гультяйство[31]; попасть в реестр и быть причисленным к «лыцарству» стало мечтой каждого запорожского молодца. Реестр явился не разлагающим, а скорее объединяющим началом и сыграл видную роль в развитии «самосознания».

Вчерашняя разбойная вольница, сделавшись королевским войском, призванным оберегать окраины Речи Посполитой, возгорелась мечтой о некоем почетном месте в панской республике; зародилась та идеология, которая сыграла потом столь важную роль в истории Малороссии. Она заключалась в сближении понятия «казак» с понятием «шляхтич». Сколь смешной ни выглядела эта претензия в глазах тогдашнего польского общества, казаки упорно держались ее.

Шляхтич владеет землями и крестьянами по причине своей воинской службы в пользу государства. Но казак тоже воин и тоже служит Речи Посполитой, почему же ему не быть помещиком, тем более что бок о бок с ним, в Запорожье, жили нередко природные шляхтичи из знатных родов, шедшие в казаки? Свои вожделения реестровое войско начало выражать в петициях и обращениях к королю и сейму. На конвокационном сейме 1632 г. его представители заявили:

«Мы убеждены, что дождемся когда-нибудь того счастливого времени, когда получим исправление наших прав рыцарских, и ревностно просим, чтобы сейм изволил доложить королю, чтобы нам были дарованы те вольности, которые принадлежат людям рыцарским»[32].

Скапливая богатства, обзаводясь землей и слугами, верхушка казачества в самом деле стала приближаться экономически к образу и подобию шляхты. Известно, что у того же Богдана Хмельницкого было земельное владение в Субботове, дом и несколько десятков челяди. К середине XVII в. казачья аристократия по материальному достатку не уступала мелкому и среднему дво рянству. Отлично понимая важность образования для дворянской карьеры, она обучает своих детей панским премудростям. Меньше чем через сто лет после введения реестра среди казацкой старшины можно было встретить людей, употреблявших латынь в разговоре. Имея возможность, по характеру службы, часто общаться со знатью, старшина заводит с нею знакомства, связи, стремится усвоить ее лоск и замашки. Степной выходец, печенег готов вот-вот появиться в светской гостиной. Ему не хватает только шляхетских прав.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Щербакивский Ю. Формация украинськой нации. Прага, 1942; Нью-Йорк, 1958.

2

Одинец Д. А. Из истории украинского сепаратизма // Современные записки. № 68.

3

Jan Potocki. Voyage dans les steppes d’Astrakhan et du Caucase. Paris: Merlin, 1829.

4

Такое толкование принято было М. С. Грушевским. Но, чувствуя его неудобство для украинофильства и для всей своей исторической схемы, он тем не менее ни к какому другому ясному объяснению не пришел. Уже в 1919 г. в «Короткой истории Украины» на с. 3 он пообещал: «А звитки назва Украины пишла – се потим побачимо». Но ни в этой, ни в других книгах не посвятил нас в результаты «побачення». Один из его последователей и, кажется, учеников, Сергей Шелухин, считает все его суждения по этому поводу «хаосом догадок». См.: Шелухин С. Украина – назва нашой земли з найдавнийших часив. Прага, 1936.

5

Thadeusz Chacki. O nazwiku Ukrajny i poczetku kozak w // Собр. соч. Варшава, 1843–1845.

6

См. об этом: Кн. Волконский А. М. Историческая правда и украинофильская пропаганда. Турин, 1920; Царинный А. Украинское движение: краткий исторический очерк. Берлин, 1925.

7

Tarnowsky A. Ks. W. Kalinka. Krakow, 1887. С. 167–170.

8

Корнилов А. А. Общественное движение при Александре II. М., 1909. С. 182.

9

«Еще Польша не погибла» – первая строка гимна Польши. (Примеч. ред.)

10

Особенно склонен к этому С. Н. Щеголев, собравший обильный материал в польской публицистике XIX–XX вв. См. его «Современное украинство», 1914, а также ранее вышедшее «Украинское движение как современный этап южнорусского сепаратизма» (Киев, 1912).

11

А. Ю. 3. Р. Т. III, № 369.

12

Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий, данник Оттоманской Порты // Вестник Европы. 1878. Т. VI.

13

Яворницкий Д. И. История запорожских казаков. СПб., 1895. Т. 2. С. 248.

14

А. Ю. 3. Р. Т. III № 369; Бантыш-Каменский Д. Н. История Малой России. Т. II. С. 8.

15

Do Polakow. Перепечатано П. Кулишем в приложении к т. II его «Истории воссоединения Руси», с редкого издания, вышедшего в Кракове в 1575 г.

16

См.: Костомаров Н. И. Гетман Иван Свирговский // Исторические монографии. СПб., 1863. Т. 2.

17

«Путешествие попа Лукьянова». Цит. по: Кулиш П. Польская колонизация юго-западной Руси // Вестник Европы. 1874. Т. II.

18

Киев, 1957.

19

Kostomarow M. Knyhy bytija ukrains'koho narodu. Texte publi par E. Borschak avec une introduction et des notes. Paris, 1947. Второе их издание с переводом на французский язык: «Le livre de la genese du peuple ukrainien», par Georges Luciani. Paris, 1956.

20

Драгоманов М. Великорусский интернационал и польско-украинский вопрос. Казань, 1907. С. 35.

21

См.: Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий. СПб., 1859. Т. I. С. 320–330.

22

Соловьев С. М. История России. М., 1961. Т. XII. С. 424.

23

Голубовский П. Печенеги, торки, половцы. Киев, 1884.

24

См. об этом у П. Кулиша в его «Истории воссоединения Руси», том I, и в «Польской колонизации юго-западной Руси». А также: Новосельский А. А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века. М.; Л., 1948; Günter Stökl. Die Entstehung des Kosakentums. Isar-Verlag. München, 1953.

25

Твори Пантелеймона Кулиша. Львов, 1910. Т. VI. С. 578.

26

Соловьев С. М. Указ. соч. М., 1961. Т. Х. С. 438.

27

Миллер Г. Ф. Рассуждение о запорожцах // Чтения Московского общества истории и древностей российских. 1846. № 5. С. 58.

28

Кулиш П. Польская колонизация юго-западной Руси.

29

Соловьев С. М. Указ. соч. М., 1962. Т. XV. С. 180.

30

Хлоп – крестьянин (польск.).

31

Безделье (укр.).

32

Голубев. П. Могила. Т. II. С. 403–407; Грушевский М. История Украины-Руси. Т. 8. Ч. 1. С. 143–144.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги