Неизвестно, какое число болгар осело к югу от Дуная, но то, что с ними случилось, общеизвестно. Они повторили судьбу франков, завоевателей Галлии, которые были ассимилированы более многочисленным местным населением. Болгары растворились в славянах. Слияние было настолько полным и влияние покоренного народа настолько сильным, что не осталось никаких следов болгарского тюркского языка, за исключением лишь нескольких сохранившихся собственных имен. Современный болгарский язык, в который во времена турецкого владычества вошло какое-то количество турецких слов, чисто славянский. По-иному обстояло дело с болгарской национальностью. Как часто бывает с полукровками, для этой нации, в сравнении с сербами, которые являются чистокровными славянами, характерны энергичность, сплоченность и напористость. Однако следует допустить, что ее проблемы были неизмеримо проще.
Начальный период становления болгарского государства и принятие христианства 700-893 гг.
Начиная со времени своего утверждения в стране, которой болгары дали свое имя, этот народ стал занозой в теле греков[17], и с тех пор оба народа смотрят друг на друга как на естественных и потомственных врагов. Болгар, как это было со всеми варварскими племенами и до них, манили сокровища Константинополя. И хотя им так и не удалось захватить его, они никогда не оставляли попыток добиться этого.
На протяжении двух столетий после смерти Аспаруха около 700 г. болгары вели постоянные войны с греками и с помощью оружия выясняли отношения между собой. Бывало и так, как в 718 г., когда болгары, откликнувшись на призыв императора Льва, пришли на помощь грекам и спасли Константинополь от осадивших город в третий раз арабов. Приблизительно с этого времени болгарская монархия, бывшая наследственной, становится выборной; и анархия толпы, с которой столкнулись болгары, прибывшие на новое место обитания, и которой их правители, представители знати, смогли противодействовать, сменилась анархией отдельных людей. Один хан сменял другого, война следовала за войной. Все зависело от воли феодальной знати. Эти междоусобицы, естественно, играли на руку грекам, которые щедро помогали соперничавшим партиям.
В конце VIII в. болгары, поселившиеся к югу от Дуная, объединились с болгарами, проживавшими к северу от него, для того чтобы отбросить аваров, которые, разгромленные Карлом Великим, снова начали продвигаться к юго-востоку, к Дунаю. В войне с аварами болгарам под началом хана Крума сопутствовал полный успех. Воодушевленные победой, они незамедлительно возвели на трон Крума, который был более способным правителем, чем они себе представляли. Он не только объединил болгар к северу и югу от Дуная в единый союз, но также привел к покорности своевольную знать и восстановил автократию и наследственную монархию. Покончив с врагами на севере, он обратил свое внимание на греков, в противодействии которым ему сопутствовал не меньший успех. В 809 г. Крум отвоевал у греков важный город Софию (по-римски Сердику, по-славянски Средец), в настоящее время столица Болгарии. Потеря этого города была ударом для греков, поскольку это был крупный центр торговли, где скрещивались стратегические и торговые пути полуострова. Император Никифор, желая взять реванш и возвратить потерянные владения, был наголову разгромлен болгарами и погиб в 811 г. на одном из балканских горных перевалов. После последовавших затем побед в битве при Месембрии (современный Несебры) в 812 г. и Адрианополе в 812 г. Крум появился под Константинополем, где он был чуть не убит, попав в засаду, когда он вел переговоры о заключении мира. В 814 г. во время подготовки окончательного наступления на Константинополь он внезапно скончался. Нельзя утверждать, что Крум цивилизовал Болгарию, но, во всяком случае, он сделал страну более могучей и оставил после себя более развитые органы управления. При нем был составлен кодекс законов, отличавшихся особой строгостью, что было, вне всякого сомнения, необходимым для болгар и в результате его применения благотворным для них. Крум покончил с междоусобными войнами, что способствовало процветанию торговли и сельского хозяйства. Его наследник, чья личность неизвестна, основал в 822 г. в Восточной Болгарии между Варной и Силистрией город Преслав (называвшийся русскими Переяславом[18]), бывший столицей страны до 972 г.
Правление царя Бориса (852–888) было славным: Болгария и ее правитель окончательно обратились в христианство. Как раз на этот период приходится активная просветительская деятельность двух великих «славянских» миссионеров и апостолов, братьев Кирилла и Мефодия, которые считаются всеми славянами православной веры просветителями. Конечно, христианство проникло в Болгарию (тогдашнюю Мёзию) задолго до прихода сюда славян и болгар, но накатывавшиеся одна за другой орды варваров не благоприятствовали, естественно, его росту. Обращение в православную веру царя Бориса в 865 г. (или 864) (обусловленное в большой степени влиянием его сестры), который провел много лет пленником в Константинополе, было триумфом для Византии и греков. Несмотря на то что Церковь тогда была номинально едина, соперничество Рима и Константинополя стало уже достаточно серьезным и началась борьба за раздел сфер духовного влияния. В 863 г. князь Моравии, стремившийся ввести христианство в стране в форме понятной его подданным, лично обратился к византийскому (восточноримскому) императору Михаилу III за помощью. Рим не мог предоставить подходящих миссионеров со знанием славянских языков, а немецкие, или, точнее, баварские, иерархи, которым Рим доверил духовное окормление славян Моравии и Паннонии, использовали свои знания местных условий для политических, а не религиозных целей. Немцы, эксплуатируя свое церковное влияние, старались полностью подчинить себе славян политически, и в результате последним было позволено смотреть на Церковь только через «тевтонские очки».
В ответ на обращение моравского князя восточноримский император послал двух братьев Кирилла и Мефодия, которые были греками из Салоников, хорошо знавшими славянские языки. Они создали славянский алфавит, которым пользуются в наше время в России, Болгарии, Сербии и Черногории и во многих областях Австро-Венгрии, и перевели Евангелия на славянский язык. Именно по этой причине к ним относятся с таким почитанием все члены Восточной церкви. Их миссия имела величайший успех (при этом необходимо помнить, что в то время различные славянские языки были, возможно, более схожи, чем современные), и обоих братьев тепло принял в Риме папа Адриан II, который формально разрешил, на благо славян, служить литургию на славянском языке (значимое разрешение, подтвержденное папой Иоанном VIII). Триумф, однако, был кратким; св. Кирилл скончался в 869 г., а св. Мефодий – в 885-м. Последующие папы, особенно Стефан V, были не столь благожелательно настроены в отношении славянского вопроса; было невозможно противостоять махинациям немецкой церковной иерархии (которые, даже в те дни, включали в себя фальсификацию документов). И наконец, нашествие венгров в 893 г. покончило с остатками славянской Церкви в Моравии. Братья-миссионеры, возможно, проходили через Болгарию в 863 г., совершая путешествие на север, но не останавливались там. Многие из их учеников, изгнанные немцами из Моравского княжества, отправились на юг и в 886 г. нашли убежище в Болгарии; и там, в более благоприятных условиях, продолжили дело своих наставников. Царь Борис посчитал, что ему легче принять христианство самому, чем принуждать всех своих подданных сделать то же самое. Даже когда он проявил свою волю в отношении непокорных бояр и многих из них казнил, он был только в самом начале трудного пути. Греки были рады новой пастве в лице болгар, но они не желали становления в Болгарии независимой автокефальной Церкви и епископата, видя в них своего соперника. С другой стороны, Борис, без сомнения исполненный подлинной духовной ревности, был прежде всего под впечатлением той власти и славы, которую василевсы (восточноримские императоры) получали от константинопольской церкви. Он также восхищался пышностью церковного богослужения и хотел иметь своего патриарха, который короновал бы его, и своих епископов, которые служили бы ему. Не получив ответа от греков, он обратился к Риму, и папа Николай I послал ему двух епископов для ведения церковных дел в Болгарии на то время, пока Святым престолом готовилась инвеститура Бориса. Эти епископы ревностно взялись за дело, заменили греческий язык богослужений латинским и поставили Болгарию под полное влияние Рима. Но когда обнаружилось, что Борис намеревался создать независимую Церковь, их энтузиазм угас, и в 867 г. они были отозваны в Рим.
Папа Адриан II потерял к делу интерес; и во время правления императора Василия I без лишнего шума было решено, что болгарская церковь должна находиться в подчинении патриарха Константинопольского. Об этом было заявлено на основании того, что царство Бориса было вассальным государством Византии, и с ее точки зрения, противоположной представлению Рима, государство выступает на первое место, а уже на второе – церковь. В Моравии Горазд, ученик Мефодия, был поставлен в митрополиты. После его смерти кафедру занял его соотечественник и также ученик славянского учителя Климент. Он возвел множество церквей и монастырей, тем самым добившись многого в деле просвещения Болгарии. Переход болгарской церкви в юрисдикцию Константинопольского патриархата, то есть византийской (восточноримской) церкви, был важным делом и имел далекоидущие последствия. Бориса упрекали в том, что он сам поддался влиянию греков и поставил в зависимость от них страну, но в то время выбор был прост – или Константинополь, или Рим (третьего пути не было). Ввиду близости Константинополя и блеска его цивилизации, повлиявшей на весь Балканский полуостров, неудивительно, что выбор был сделан в пользу греков (ромеев).
Образование и падение первого Болгарского царства 893-972 гг.
Во время правления Симеона, второго сына Бориса, продолжавшегося с 893 по 927 г., Болгария достигла наибольшего могущества и процветания. Болгары считали Симеона, прозванного Великим, наиболее выдающимся монархом, а его царствование – самым блестящим периодом своей истории. Он провел свое детство в Константинополе и там получил образование, он стал таким поклонником греческой цивилизации, что получил прозвище Эмиаргос (Полугрек). Его воспитатели настолько хорошо постарались, что Симеон на всю жизнь был очарован Константинополем. И хотя он заложил основы сильной империи на Балканах, его единственным стремлением оставалось завоевать Византию и стать василевсом, которое так и не стало явью. Его первая война против греков была не во всем удачна, потому что последние обратились за помощью к венграм, осевшим в Паннонии, и те напали на Симеона с севера. Симеон в ответ призвал на помощь печенегов, свирепое (кочевое) племя, но это закончилось тем, что они поселились в Румынии. В течение двадцати лет мирного периода, который, как ни странно, пришелся на середину его правления и продолжался с 894 по 913 г., Болгария успешно развивалась. Страна получила надежное управление, торговля поощрялась, сельское хозяйство процветало. Во второй войне с греками, которая шла в последние годы его царствования, ему сопутствовал больший успех. Симеон нанес им в 917 г. серьезное поражение у Анхиала[19], но все же он не смог получить от них то, что хотел. Наконец, в 921 г. он провозгласил себя василевсом и автократором всех болгар и греков; однако никто не признал его новый титул. Симеон появился под Константинополем в том же самом году, но не достиг ничего, только, как обычно, опустошил его окрестности. В 923 г. состоялось торжественное примирение между Римом и Константинополем; греки были достаточно умны, чтобы не дать легатам Рима посетить Болгарию на обратном пути. Симеон, который жаждал встретиться с ними и установить непосредственные отношения с Римом, получил от легатов решительный отказ. В том же году Симеон попытался заключить союз с арабами, но арабские послы были перехвачены греками, которые убедили их не продолжать свое путешествие в Болгарию.
В 924 г. Симеон предпринял еще одно сверхусилие в борьбе с Константинополем. Вначале он разорил Македонию и Фракию. Когда, однако, он подошел к столице империи и, опасаясь штурмовать стены и попасть под обстрел из катапульт, вступил в переговоры, греки, как обычно, покинули их и он не получил награды за все свои надежды и приготовления. На западе его войска сражались успешнее, и он установил свое господство над большей частью территории Восточной Сербии. Судя по его действиям, можно сделать вывод, что он не был дипломатом, хотя у него не было недостатка в предприимчивости и честолюбии. Дело было в том, что, хотя он и создал сильное государство, чтобы заставить греков подчиняться (они даже были вынуждены платить ему дань), все же Константинополь с его непреодолимыми стенами, хорошо организованной армией, мощным флотом и лукавыми и опытными государственными мужами был для Симеона слишком крепким орешком.
Симеон значительно расширил границы своей страны, и под его властью оказалась большая часть внутренних областей Балканского полуострова к югу от Дуная и к востоку от рек Морава и Ибар в Сербии и от реки Дрин в Албании. Византийская Церковь значительно усилила свое влияние в Болгарии во время его царствования, и различные труды по богословию росли как грибы после дождя. Это был единственный вид литературы, имевший популярность в Болгарии, и мы знали бы очень мало о Болгарии, если бы не работы греческих историков.
Симеон умер в 927 г., и наследовавший ему сын Петр был человеком мирным и любившим комфорт; он женился на византийской царевне, и во время его правления (927–969) сильно возросло греческое влияние, несмотря на несколько мятежей, поднятых болгарской знатью. Столица Преслав стала Константинополем в миниатюре. В 927 г. Рим признал царство и болгарский патриархат, и Петр был коронован папским легатом. Греки взирали на это с неудовольствием и продолжали именовать Петра только автократором и князем, самым большим титулом, которого удостаивался каждый суверен. Только в 945 г. они признали Петра василевсом; подобным титулом величали только византийских императоров, и до этого времени ни один правитель не был им пожалован. Царствование Петра было неудачным для страны, как во внутренних, так и во внешних делах. В 931 г. сербы под началом своего вождя Часлава освободились от болгарского господства. Симеон в свое время пленил его, но он бежал и добился независимости для своей страны. В 963 г. большое восстание под водительством некоего Шишмана потрясло все государство. Он сумел вырвать из-под господства Петра Македонию и всю Западную Болгарию, включая Софию и Видин, и провозгласил себя царем (титул кесарь, или царь, в Византии часто даровали родственникам императора или отличившимся деятелям греческой и иной национальности, и, хотя первоначально это был самый высокий титул, он давно уже перестал быть таковым; императора называли василевс и автократор). С этого времени начали свое существование две Болгарии – Восточная и Западная. Восточная часть страны была всего лишь провинцией Византии, а Западная Болгария стала центром национальной жизни и средоточием национальных стремлений.
Другим фактором, который препятствовал развитию страны, была богомильская (богумильская) ересь, распространившаяся в X в. Эта необычная доктрина основывалась на дуализме павликиан, которые стали влиятельной политической силой в Восточной Римской империи. На Балканах ее проповедовал некий Иеремия Богумил, о котором кроме имени ничего не было известно. Он сделал Филиппополь центром своей деятельности негативного характера. Спустя время уже было сложно применить против них силу. Богумилы не признавали ни власть Церкви, ни государства, ни действенность присяги, ни общественные законы. Они отказывались платить налоги и подчиняться власти и от призыва на военную службу. Они разрешали кражу, но рассматривали любой вид наказаний как не имеющий оправдания; отрицали брак и были строгими вегетарианцами. Естественно, такая пугающая своим индивидуализмом ересь потрясла до основания еще не сформировавшееся болгарское общество. Как бы то ни было, она распространялась, несмотря на все преследования, очень стремительно; и ее популярность среди болгар и, конечно, среди всех славян полуострова, без сомнения, объяснялась отчасти политическими причинами. Епископат греческой церкви, который поддерживал правящие классы страны и освящал их власть, и в то же самое время укреплял свою собственную, вызывал у славян резкое неприятие; националистические взгляды и всегда присущая славянам Балканского полуострова нетерпимость к господству Церкви придавали дополнительную силу богумильской ереси. Но ни гражданская, ни церковная власть были не способны справиться с проблемой. Они могли только минимизировать ее влияние, и ересь так и не была искоренена вплоть до выхода на сцену истории ислама, который был столь же притягателен для схизматиков, как ненавистна хорошо поставленная православная церковь.
В третьей четверти X столетия при императоре Никифоре Фоке произошло великое возрождение владычества Константинополя. Император отвоевал у арабов Кипр и Крит и открыл эпоху процветания Восточной Римской империи, придав ее развитию новый импульс. Желая восстановить верховенство греков на Балканском полуострове, он первым делом отказался с 966 г. выплачивать дань болгарам; его второй инициативой стала организация против них новой кампании, но, чтобы его предприятие достигло успеха с меньшими затратами и было более надежным, он установил сотрудничество с русскими под началом киевского князя Святослава. Его мать Ольга в 957 г. посетила Константинополь и была крещена (несмотря на то что ее сын и большинство народа оставались ревностными язычниками). Торговые связи между Русью и Константинополем, осуществлявшиеся по Днепру и Черному морю, были на тот момент довольно оживленными. Святослав не мешкал и, прибыв на судах с войском в 60 тыс. человек, одолел Восточную Болгарию за несколько дней в 968 г.; руссам помогал Шишман и западные болгары, не задумываясь о том, какая цена была заплачена за разгром Петра и восточных болгар. Святослав был отозван на Русь в 968 г., чтобы защитить Киев от нашествия печенегов. Но, покончив с ними, он задумал вернуться в Болгарию, влекомый ее богатствами и питаемый надеждой о захвате Константинополя.
Император Никифор II Фока осознал опасность, которая грозила ему из-за его собственных действий, и предпринял бесполезную попытку заключить союз с Восточной Болгарией. Однако болгарский князь Петр умер в январе 969 г., а в декабре того же года был убит император Никифор II Фока честолюбивым Иоанном Цимисхием (Иоанн Малый), родом из Армении, отныне ставшим императором Иоанном I. Святослав, в отсутствие сопротивления со стороны своих врагов, вернулся и в марте 970 г. захватил и разграбил Филиппополь. Император Иоанн I Цимисхий, более талантливый, чем его предшественник, полководец и дипломат, незаметно вел подготовку к войне и не сталкивался с русами до осени, когда он наголову разбил их под Аркадиополем (современный Люлебургаз). Русичи отошли к северу от Балканских гор, но греки продолжили преследование. Иоанн Цимисхий осадил их в столице Преслав, пойдя на штурм и уничтожив большую часть гарнизона в апреле 972 г. Святослав с уцелевшими воинами отошел к Силистрии (Дуросторум времен Траяна) на Дунае, где снова они были осаждены и разгромлены не знавшим усталости императором. Наконец, в июле 971 г. был заключен мир. Русичам позволили уйти. Авантюристичный Святослав пал от рук печенегов на обратном пути в Киев. Триумф греков был полным, и было трудно представить, что от глиняной Болгарии что-то осталось после яростного столкновения двух железных сосудов на ее поверхности. Восточная Болгария (Мёзия и Фракия) перестала существовать, став обычной греческой провинцией. Иоанн I Цимисхий совершил триумфальный въезд в Константинополь, вслед за ним пешими шли два сына болгарского царя Петра; старший был лишен царских регалий и стал magistros, младший – евнухом.
Образование и падение западно-болгарского царства и эпоха греческого господства 963-1186 гг.
Поскольку Западную Болгарию не затронули боевые действия, из Силистрии (Доростола) именно туда отправился патриарх Болгарский Дамиан после победы греков, остановившись сначала в Софии, а затем уйдя в Охрид в Македонии, который изменник Шишман сделал своей столицей. Западная Болгария включала в себя Македонию и отдельные области Фессалии, Албанию, Южную и Восточную Сербию и самые западные области современной Болгарии. Именно здесь брали начало многочисленные антигреческие восстания после смерти в 976 г. императора Иоанна I Цимисхия. Кульминационным стало восстание во время правления Самуила (977–1014), одного из сыновей Шишмана. Этот властитель был одаренным и энергичным, но и одновременно бесчеловечным и беспринципным, как того требовало его положение. Он начал с того, что убил всех своих родственников и некоторых представителей знати, которые не поддерживали его решения восстановить абсолютную монархию. Святой престол признал его царем в 981 г., и он начал войну с греками – единственно возможное занятие для любого уважающего себя болгарского правителя. Императором в то время был Василий II (976–1025), который был храбр и патриотичен, но молод и неопытен. Во время своих первых походов Самуил добился всего, чего хотел: в 985 г. он отвоевал Северную Болгарию, в 986 г. – Фессалию и в том же году разбил Василия II под Софией. Позднее он завоевал Албанию и южные области Сербии и современные территории Черногории и Герцеговины. В 996 г. он начал угрожать Салоникам, но прежде решил посадить войско на корабли и совершить экспедицию против Пелопоннеса. Здесь греческий (восточноримский) полководец, следуя за ним, неожиданно напал на него и разгромил. Самуил с сыном едва спаслись.
Счастье начало изменять ему с 996 г., греки вновь заняли в 999 г. Северную Болгарию и вернули себе Фессалию и частично Македонию. Почти каждый год Василий II ходил на болгар, страна лежала в руинах и больше не могла сопротивляться. Окончательная катастрофа разразилась в 1014 г., когда Василий II полностью разгромил своего коварного врага в горном проходе близ Струмицы в Македонии[20]. Самуил бежал в Прилеп. Но когда он увидел свое вернувшееся 15-тыс. войско, все воины которого после взятия в плен были ослеплены греками[21], он скончался от удара. Василий II, известный как Болгаробойца, шел от победы к победе и, наконец, в 1016 г. занял болгарскую столицу Охрид. Западная Болгария закончила свое существование, повторив участь павшей в 972 г. Восточной Болгарии. Остальные члены царского семейства последовали за императором на Босфор, в почетное заключение. Триумф Константинополя был полным.
Болгария, как независимое государство, не существовала с 1018 по 1186 г. Василий II, несмотря на то что был жестоким, ни в малейшей степени не тираном в отношении болгар, и относился к завоеванной территории скорее как к протекторату, чем своему владению. Но после его смерти греческое господство стало более тяжелым. Болгарский патриархат (существовал с 972 г. в Охриде) был низведен до архиепископства; и в 1025 г. кафедра была занята греками, которые поспешили удалить болгар со всех важных постов в диоцезе. Многие знатные болгары были отправлены в Константинополь, где им даровали почетные титулы, что должно было заставить их забыть о дальнейшем сопротивлении. В XI в. на Балканский полуостров часто вторгались печенеги и куманы (половцы), которых призывали себе на помощь и греки, и болгары. Не всегда их набеги приносили благо пригласившей стороне. Варвары, как правило, оставались на длительное время и приносили большой урон. Зачастую часть их оседала в качестве нежелательных поселенцев.
Этническая карта Балканского полуострова, таким образом, становилась все более пестрой. К поселенцам-кочевникам добавились основанные по императорским указам колонии армян и влахов. Последний штрих нанесли на карту вторгшиеся сюда в 1081 г. норманны и проследовавшие через полуостров в 1096 г. крестоносцы. Повальные грабежи со стороны последних привели к тому, что жители Балкан вряд ли могли относиться с симпатией к делу участников Крестовых походов. Одним из последствий всех этих бурных событий и тяжелого гнета греков было стремительное распространение богумильской ереси. Она стала прибежищем чувства патриотизма, в ней он находил свой выход. Император Алексей I Комнин (правил в 1081–1118 гг.) жестоко преследовал богумилов, что только привело к росту их рядов и быстрому продвижению учения из их центра на запад в Сербию.
Причиной окончательного свержения болгарской монархии была, несомненно, национальная разобщенность и отсутствие организующего начала. Длительного успеха мог достигнуть только чрезвычайно одаренный правитель, который смог бы покончить с центробежными тенденциями феодальной знати; наглядным примером этого были Симеон и Самуил. Другим неблагоприятным фактором было византийское влияние на Церковь и государство, отсутствие постоянной большой армии, распространение анархической богумильской ереси и, конечно, тот факт, что большинство славянского населения не желало участвовать в завоевательных походах и сражаться за национальное величие.