«Такие разнородные состязания чрезвычайно полезны, поскольку знакомят наше общество одновременно с различными видами спорта», – писал современник. Многие из участников-спортсменов настолько заинтересовались «Сбором спортсменов», что обратились к организаторам с просьбой повторить подобные состязания.
«Забег в тулупах»
Каждый год в середине мая в Новой Деревне, причем исключительно в теплые дни, устраивалось необычное состязание на скорость прохождения определенного пространства в полном зимнем облачении – в тулупах, валенках, рукавицах и т. п.
«Состязания эти имеют некоторый исторический характер и несут свое начало с того времени, когда в Новой Деревне почти все дачи принадлежали немцам и артистам казенных и частных театров, – замечал обозреватель «Петербургского листка». – Конкурентами на „выносливость” являются и до сих пор местные крестьяне, которых год от года является все меньше и меньше».
На «забег в тулупах», устроенный 12 мая 1913 г., к старту за вокзалом Приморской железной дороги (он находился на месте нынешнего Приморского проспекта, недалеко от станции метро «Черная речка») явилось всего восемь парней, а публики, желавшей посмотреть на этот своеобразный чемпионат, пришло гораздо больше. Кроме «аборигенов» Новой и Старой Деревень было много гостей, специально приехавших из города. Участники соревнования должны были преодолеть расстояние до Коломяг, обогнуть их и вернуться обратно в Новую Деревню к одной из дач.
«Первым пришел здоровенный детина по прозвищу Митя и, обливаясь потом, получил первый приз – большой никелированный самовар, – говорилось в репортаже «Петербургского листка». – Второй приз остался без присуждения, так как претендент на него на половине дороги скинул тулуп. Третий приз, в виде живого поросенка, достался старику лет шестидесяти».
«Соединиться с Петербургом бегом»
В мае 1914 г. состоялось небывалое спортивное событие – эстафетный бег из Москвы в Петербург. «Всеми возможными способами сносились москвичи с Петербургом, – замечали современники. – Теперь московский кружок спорта решил соединиться с Петербургом бегом».
Вечером 24 мая у Тверской заставы в Москве взял старт спортсмен Федоров, один из 43 участников пробега. В руках он держал серебряную трубку-футляр, в которую вложили донесение московского губернатора петербургскому коменданту. Вслед за ним отправились в путь на автомобилях 27 бегунов и командоры пробега, а остальные 15 спортсменов выехали на дистанцию ранее.
По условиям эстафеты, бегуны сменяли друг друга, передавая из рук в руки серебряный футляр. Согласно условиям, они бежали днем и ночью, чтобы пройти дистанцию в 670 верст за 60 часов. До Новгорода спортсмены менялись довольно редко, но затем, решив как можно скорее добраться до северной столицы, стали меняться чаще и достигли цели почти на 7 часов раньше.
Финиш эстафетного пробега назначили в помещении путиловского кружка спортсменов-любителей за Нарвской заставой, где московских бегунов ждали петербургские спортсмены во главе с председателем российского олимпийского комитета В.И. Срезневским. Особенно нетерпеливые выехали навстречу на велосипедах.
Ровно в половине второго ночи 27 мая эстафета достигла Петербурга: порог помещения «путиловцев» переступил запыхавшийся московский спортсмен Хорьков, считавшийся одним из лучших русских бегунов. Под громкие крики «ура» он вручил футляр с донесением Срезневскому. Вслед за Хорьковым на трех автомобилях прибыли и остальные спортсмены, принимавшие участие в эстафете. Таким образом, из Москвы в Петербург они добрались за 53 часа 25 минут. Кроме донесения они доставили приветствие всем спортивным организациям Петербурга. «Вид у Хорькова, а также и у других участников вполне здоровый, и они нисколько не жалуются на усталость, – резюмировали столичные репортеры. – Скорость пробега выдающаяся».
Праздник британских матросов
Любопытной вехой в истории питерской легкой атлетики стало прибытие в июне 1914 г. в Петербург с дружественным визитом английской эскадры. В столице она находилась целую неделю. В рамках «английских дней» в Петербурге, кроме торжественных обедов и приемов, бала на английском крейсере, 15 июня состоялся большой легкоатлетический праздник английских моряков.
Праздник в честь своих земляков устроила петербургская английская колония. Местом проведения праздника стало поле Невского общества подвижных игр на Малой Болотной улице. «На многих были спортивные фуфайки с инициалами своего судна, трусики и легкие туфли, – сообщала об участвовавших в состязании английских матросах «Петербургская газета». – Одни были в обыкновенных брюках и сапогах, другие предпочли состязаться босиком».
Соревнования проходили только по легкой атлетике. В беге на 100 метров победил матрос с линейного крейсера «Новая Зеландия». Самым большим по числу участников стал бег парами матросов, ноги которых были связаны между собой. Это было одно из наиболее любимых английскими моряками состязаний. Номер вызвал массу смеха, как и последовавший затем бег в мешках.
Во всех состязаниях принимали участие одни англичане, и только в перетягивании каната экспромтом поучаствовали русские моряки из 2-го Балтийского экипажа. Три раза они перетягивались с матросами с крейсера «Королева Мери» и морскими пехотинцами. Первые два раза победили русские моряки. Гром аплодисментов был им наградой. Во третьем же перетягивании верх взяла английская морская пехота.
Последним номером состязаний стал бег с препятствиями, в котором приняли участие двести (!) английских матросов. Им требовалось проползти под барьер, перебежать через крутую деревянную горку, пролезть под туго растянутым по земле куском полотна и, наконец, проскочить через бочку, висевшую на высоте полутора аршин (1 м) от земли. После окончания всех номеров состязаний победители получили награды от столичной английской колонии – серебряные портсигары, подстаканники, кубки, ложки, деревянные шкатулки в русском стиле и другие памятные сувениры.
Перед тем как распрощаться с гостеприимным Петербургом, некоторые английские моряки посетили скачки на Коломяжском ипподроме. По словам очевидцев, британцы очень внимательно следили за скачками и охотно ставили на тотализаторе, проиграв немало денег.
Совершенно случайно, как сообщал газетный репортер, английские моряки на ипподроме стали свидетелями «удали и отваги русских кавалерийских офицеров». Суть дела была в следующем: на одном из препятствий внезапно споткнулась и упала лошадь Аванта. Ее наездник, поручик лейб-гвардии Конно-гренадерского полка де Витт, остался лежать на земле. Казалось, что он «страшно расшибся» и лежит без сознания.
Однако уже через несколько минут де Витт нашел в себе силы подняться с земли. Отказавшись от помощи врачей, он, несмотря на полученные ушибы, снова продолжил состязание. Наездник заставил лошадь взять все препятствия, после чего благополучно закончил четырехверстную скачку. «Выносливость отважного русского кавалериста так потрясла англичан, – отмечал очевидец, – что они разразились по адресу де Витта громом аплодисментов…»
Баскетбол: Американская забава «васькинбол»
В 1906 г. в Петербурге появился баскетбол. Это событие связано с именем американца Эриха Мораллера – специалиста по физическому воспитанию, приехавшего в северную столицу поздней осенью 1906 г. Ничего удивительно, что в поисках места работы он обратился в общество «Маяк», основанное американцем Джеймсом Стоксом и служившее одним из мест «американского влияния» в Петербурге.
В «Маяке» Мораллеру предоставили должность директора физического развития. Чтобы завоевать популярность среди молодежи, Мораллер переделал всю программу физического воспитания в обществе, а акцент сделал на практически не известный еще в ту пору в России баскетбол. Эта игра считалась американской затеей: она появилась в конце 1891 г. в стенах Международного тренировочного колледжа молодежи YMCA в городке Спрингфилд (штат Массачусетс). По легенде, баскетбол будто бы родился случайно, когда на одном из спортивных занятий преподаватель колледжа Джеймс Нейсмит решил занять чем-нибудь своих учеников, а под рукой у него оказались мяч и пара корзин из-под персиков.
Джеймс Нейсмит
Петербургские «пионеры» баскетбола столкнулись почти с такой же проблемой: в помещениях училища Св. Анны на Кирочной улице и фехтовально-гимнастической офицерской школы на Инженерной улице, которые арендовал «Маяк», не было оборудования для баскетбола. Тогда Эрих Мораллер нашел экстравагантный выход из положения, подобно Нейсмиту, приспособив для игры футбольные мячи и мусорные корзины.
Именно 1906 г. считается годом рождения баскетбола в России, когда в обществе «Маяк» возникли первые баскетбольные команды. Демонстрацию игры в баскетбол Мораллер устроил в конце февраля 1908 г., когда «Маяк» открыл в собственном здании на Надеждинской улице «образцовопоказательный» гимнастический зал. Игра закончилась боевой ничьей со счетом 10 : 10. А в 1909 г. уже десять команд «Маяка», разделенные на две группы, разыграли приз Эриха Мораллера – «Серебряный кубок». Игры длились почти полтора месяца и собрали большое количество зрителей.
Победительницей соревнований стала команда «лиловых», а капитан ее команды, петербуржец Степан Васильевич Васильев, стал настоящей легендой отечественного спорта. Его называли впоследствии «дедушкой российского баскетбола» и «русским Нейсмитом». Говорят, что он демонстрировал публике в Александровском садике у Адмиралтейства новую игру, шутливо названную горожанами «васькинбол».
Ради популяризации баскетбола в обществе члены общества «Маяк», совместно с кружком любителей спорта, устроили спортивный вечер 10 сентября 1909 г. в рамках проходившей в Михайловском манеже российско-шведской выставки физического развития и спорта. «Вечер прошел с таким оживлением и так заинтересовал многочисленную публику, что его смело можно назвать самым удачным из бывших до сего времени спортивных празднеств и состязаний на арене выставки, – сообщала газета «Новое время». – Очень понравилась публике малоизвестная еще у нас игра в „Баскетбол”, в которой приняли участие две команды „Маяка”». Это был первый в России публичный баскетбольный матч. Успех игры оказался настолько велик, что по просьбе комитета выставки игру повторили. В том же 1909 г. состоялся и первый международный матч – с родоначальниками баскетбола, сборной YMCA. (Согласно некоторым источникам, эта игра стала первым международным матчем в истории всего мирового баскетбола.) Российская команда одержала сенсационную победу.
Что же касается волейбола, родственного баскетболу, то он появился в Америке, в том же штате Массачусетс, только в другом колледже и на четыре года позже – в 1895 г. В Европу волейбол пришел на рубеже XIX—XX вв., а в Россию уже после революции – в начале 1920-х гг. Первые волейбольные команды в нашем городе организовали студенты Института физкультуры имени П.Ф. Лесгафта в 1928 г.
Акробатика: «Похождения канатоходца»
В прежние времена акробатические упражнения демонстрировали бродячие цирковые артисты, поэтому судьба акробатики тесно переплеталась с историей цирка. Постепенно из цирковых упражнений стало выделяться особое направление – спортивная акробатика. Так, в Петербурге в 1900 г. появились самостоятельные акробатические кружки, а спустя несколько лет состоялись первые соревнования акробатов-любителей.
.На рубеже XIX-XX вв. огромной популярностью в Петербурге пользовался акробат, канатоходец и гимнаст Федор Федорович Молодцов, выходец из Ярославской губернии. Своими сенсационными трюками он прославился на весь мир.
Имя его постоянно мелькало в газетах и афишах, но все эти сведения очень скупы и разрозненны. Так бы и остался Молодцов в забвении, если бы не собственноручно им написанная автобиографическая книжка под названием «Коммерсант на канате, или Похождения известного русского канатоходца Федора Молодцова». Выпустила ее петербургская типография В.Г. Авсеенко, а в пояснении к книге значилось: «Составил без посторонней помощи сам Федор Молодцов. 28 июня 1895 г.».
Согласно этой книжке, написанной с хорошим чувством юмора, Федор Молодцов родился в феврале 1855 г. Будучи еще в детских летах, был привезен отцом на заработки в Петербург. Здесь устроился учеником в типографию, но больше интересовался зрелищами и представлениями. В те годы в Зоологическом саду ходил по канату Егор Васильев. Частенько любовавшийся его выступлениями Молодцов тоже решил научиться ходить по канату. С этой целью он натянул канат между сараями и начал усердно тренироваться.
Некоторое время спустя, приобретя простейшие навыки балансирования, пришел в Зоологический сад и, набравшись смелости, вызвался выступать перед публикой. Попытка стать артистом не прошла даром: директор сада Рост, сам бывший в молодости канатоходцем, усмотрел в парне незаурядные способности и начал с ним заниматься.
Дебют Молодцова, под псевдонимом Федор Иванов, состоялся 17 мая 1873 г. в увеселительном саду за Невской заставой. Так началась его артистическая деятельность. Впоследствии Федор то танцевал на канате в балагане В.М. Малофеева, то выступал в акробатической труппе, то добывал себе пропитание, исполняя гимнастические и акробатические трюки. В 1876 г., используя интерес зрителей к иностранным артистам, взял себе звучный псевдоним Жак Ричард, а на следующий год выступал в цирке в Гельсингфорсе.
Дела Федора Молодцова шли успешно. В 1878 г. он стал владельцем увеселительного сада и бильярдной, а с 1879 г. со своей группой артистов начал гастроли по России и за границей. В Европе оценили русскую экзотику. За короткое время Молодцов создал отличный номер эквилибристики на канате, да причем такой, что только в Берлин его приглашали выступать восемь раз, и каждое новое выступление проходило с все возрастающим успехом. В течение десяти лет Федор гастролировал в Италии, Франции, Англии, Швеции, Швейцарии, Дании, Бельгии, Финляндии. В Лондоне Молодцова прозвали «русским чудом», после того как он совершил сенсационный переход по канату через Темзу. Позднее в Финляндии Молодцов таким же способом перешел через знаменитый водопад Иматру.
В 1892 г. Федор Молодцов вернулся в Россию уже как всемирная знаменитость и стал постоянно жить в Петербурге. Он продолжал выступления, а также обучал мастерству эквилибристов и акробатов молодых цирковых артистов. Кстати, в мае 1896 г. Молодцова пригласили в Москву для выступлений в праздничной программе по случаю коронации императора Николая II. Восхищенные зрители без конца вызывали прославленного артиста, и он ходил по канату над огромной толпой почти беспрерывно от 9 до 17 часов.
В середине 1890-х гг. в России гастролировал известный в Европе и Америке французский канатоходец Эмиль Гравле Блонден, прославившийся тем, что перешел по канату над крупнейшим на нашей планете Ниагарским водопадом. В Петербурге Молодцов и Блонден померялись силами. На спор с Эмилем Федор перешел Неву по канату в ее широком месте, а его соперник совершил такой переход только там, где река сужалась – напротив Меншиковского дворца.
Каждое выступление Молодцова на публике являлось своего рода театральным представлением. Он выходил на манеж в русском наряде, поднимался на канат и, сбросив верхнюю одежду, оставался в легком трикотажном костюме. В таком виде артист ходил и бегал по канату. Иногда выступление осложнялось: Федор балансировал на канате с лампой на голове или с подносом, на котором стояли кипящий самовар и наполненные кипятком чашки. Он надевал на ноги коньки или же, привязав к подошвам кинжалы остриями внутрь, переносил по канату человека, сидевшего у него на плечах. Он мог ставить на канат стул и сидеть на его спинке, ходить по канату на ходулях или с завязанными глазами и с мешком на голове, танцевать на канате трепака, казачок, лезгинку, мазурку и при этом самому себе аккомпанировать на балалайке. На плечах Федор носил небольшую пушку, из которой стрелял, дойдя до середины каната.
Как сообщалось в афишах, «Молодцов вызывает желающего пробежать по доске, положенной на высоте двух аршин, ранее, чем он пробежит по канату на высоте ста футов. Победителю приз – карманные глухие часы». Кроме того, Молодцов исполнял лучший номер своего репертуара – бег по канату с «усиленным бриллиантовым фейерверком».
Однако особенно сложным и эффектным являлся его номер под названием «Огненный несгораемый рыцарь», исполнявшийся в темноте. В костюме рыцаря артист бежал по канату с фейерверками в руках. На концах балансира – шеста, который для сохранения равновесия держал в руках канатоходец, – вертелись два больших горящих колеса. На всем костюме также размещались различные пиротехнические устройства. Все это рассыпалось на тысячи разноцветных огней, рвалось, взлетало высоко в воздух. Сложность выступления заключалась прежде всего в этих взрывах, нарушавших равновесие канатоходца. Номер был очень тяжел в исполнении и до настоящего времени никем не превзойден и даже не повторен. Сам Федор Молодцов показывал «Огненного несгораемого рыцаря» чаще всего на бенефисах и после такого выступления должен был отдыхать два-три дня – ранее этого срока руки ни для какой работы не годились.
Тем временем возраст и здоровье давали о себе знать. Последний раз Молодцов выступал на канате в Риге в 1912 г. Судьба распорядилась так, что свои последние дни он провел в городе Угличе – в доме престарелых. Там он и умер, как отмечалось в карточке об умершем, «от старческой дряхлости» 1 марта 1919 г.
Тяжелая атлетика: «Мы все в восторге от борцов…»
«Увлечение атлетами не только не проходит, но и захватывает все более и более широкие слои, – восклицал в июле 1907 г. обозреватель «Петербургского листка». – Поехать в сад, где подвизаются разные „чемпионы мира”, считается своего рода шиком. Хорошенькие женщины, степенные господа, занимающие видное общественное положение, молодежь, – словом, все посетители театров и садов с увлечением смотрят на борцов и любуются их мускулатурой».
Действительно, чемпионаты борьбы являлись в конце XIX – начале ХХ вв. одним из любимых зрелищ петербургской публики, а борцы-тяжелоатлеты являлись настоящими кумирами. В ту пору тяжелая атлетика охватывала три вида спорта, которые теперь культивируются самостоятельно: поднятие тяжестей (главным образом, гирь и штанги), борьбу и бокс.
И.С. Щедровский «Борцы». 1830-е гг.
Сначала в России возникли существовавшие практически нераздельно гиревой спорт и борьба – профессиональная и любительская. Потом появился бокс, прямым предшественником которого были кулачные бои.
Впрочем, надо сделать краткий экскурс в историю. Как известно, спортивное значение борьбе стали придавать со времен Древней Греции. Атлет Тезеус разработал первые правила спортивной борьбы. Победителем считался тот, кто трижды бросит соперника на землю. Наносить удары руками и ногами запрещалось: уже тогда бокс существовал как самостоятельный вид спорта. У римлян борьба стала одним из популярнейших видов спорта, а чемпионы-борцы почитались как народные герои. В Древнем Риме борьба демонстрировалась в сочетании с кулачными боями, а в боях гладиаторов, многие из которых в совершенстве владели приемами борьбы, – с вооруженным боем.
В эпоху средневековья борьба как спорт перестает существовать. Тем не менее на протяжении веков во многих странах борьба оставалась любимым народным развлечением. Развитие современной спортивной борьбы началось в конце XVIII – начале XIX вв. Центром ее развития стала Франция, именно там «реконструировали» традиции и принципы греко-римской борьбы. В середине XIX в. сформировалась классическая борьба как стиль.
В 40-х гг. XIX в. в Париже появились первые арены, на которых выступали борцы-профессионалы. Были разработаны первые правила соревнований борцов. Во Францию приезжают борцы из других стран: Германии, Италии, Турции, России и др., чтобы принять участие в соревнованиях, а также познакомиться с организацией и правилами проведения борцовских турниров. Очень скоро французская борьба получила международное признание. В 1896 г. ее включили в программу первых Олимпийских игр под названием «греко-римская борьба». В XX в. французскую борьбу называли классической, а в 1991-м в официальный обиход вновь ввели название «греко-римская борьба».
«Отец русской тяжелой атлетики»
Основоположником развития тяжелой атлетики в России считается врач Владислав Францевич Краевский, организовавший в 1885 г. в Петербурге Кружок любителей атлетики. Сегодня имя Краевского мало известно широкой публике, а на рубеже XIX – начала XX вв. его знали во всей Россию, слава о нем разносилась по странам Европы. Его совершенно заслуженно называли «отцом русской тяжелой атлетики». Когда-то петербургские атлеты распевали песенку:
…Краевский – основательАтлетики у нас,Он – гирь изобретатель…«Мерси-с» ему от нас.Начиналось все достаточно прозаично: приехал он в Петербург из Варшавы, где получил среднее и начало высшего образования, которое завершил на медицинском факультете в Дерптском (ныне – Тартуском) университете. В столице Краевский с успехом занялся врачебной практикой, завоевав любовь и доверие своих пациентов. В столице он пользовался популярностью, особенно среди небогатых петербуржцев, которых лечил бесплатно и помогал деньгами на лекарства и питание. Из-за большой бороды его называли «старым доктором», хотя Краевский вовсе не отличался преклонным возрастом: в год основания атлетического кружка ему было всего 43 года.
Увлекавшийся еще с детства гимнастикой, Краевский теперь стал много работать над вопросом о ее применении для лечения некоторых болезней. Другим стимулом послужила встреча в 1885 г. с приехавшим в Петербург берлинским атлетом Шарлем Эрнестом. Под его руководством Краевский стал заниматься тяжелыми гирями, пропагандируя свое занятие среди приятелей-врачей.
В.Ф. Краевскй. Фотография конца XIX в.
Вокруг Владислава Францевича собралась компания людей, тоже увлекшихся гиревым спортом. Так 22 августа 1885 г. родился кружок любителей атлетики – первый в России кружок атлетического спорта. День основания кружка стал днем рождения русской тяжелой атлетики. Чтобы войти в курс дела, Краевский отправился в Берлин, Вену и Гамбург, где в то время поклонялись культу развития силы. Там он познакомился со всеми выдающимися атлетами и научился у них системам тренировки.
Вернувшись в Петербург, он устроил в своей квартире на Михайловской площади богатейший атлетический кабинет, равного которому, по отзывам современников, «не было тогда в целом мире и, может быть, нет и теперь». Это был великолепный большой зал, днем залитый солнечным светом, а вечером ярко освещенный электричеством. Сверху донизу стены кабинета украшали фотографии борцов, атлетов, гимнастов-профессионалов и любителей. Коллекция атлетических снарядов не имела себе равной в Европе и включала всевозможные гири, штанги, прикрепленные под потолком кольца. В углу кабинета стояла мраморная ванна, в которой можно было выкупаться после упражнений.
Именно здесь стали проходить собрания-тренировки кружка Краевского, открытого для всех желающих, независимо от сословных, национальных и любых других различий. Как вспоминал один из учеников Краевского И.В. Лебедев (впоследствии знаменитый арбитр французской борьбы, известный на всю Россию как «дядя Ваня»), «здесь не было гостей, не было хозяина».
За рекорды в кружке выдавались призы-дипломы в виде фотографий выдающихся атлетов с указанием на обратной стороне, за какое упражнение и с каким весом выдана эта награда. Среди профессионалов, взращенных в кружке Краевского, были известные потом борцы В.А. Пытлясинский, Г. Гаккеншмидт, Г. Лурих и другие.
Краевский стал устраивать в Петербурге матчевые встречи атлетов, на эти состязания он специально приглашал иностранных и русских силачей и борцов, организовав первые в России чемпионаты борьбы и соревнования по тяжелой атлетике. Так, 16 декабря 1895 г. кружок Краевского открыл первое в России любительское атлетическое представление. А в январе 1898 г. кружок преобразовался в С.-Петербургское велосипедно-атлетическое общество, собравшее около трехсот членов.
Участники С.-Петербургского велосипедно-атлетического общества в атлетическом кабинете доктора Краевского на Михайловской площади. В нижнем ряду в центре – председатель общества Владислав Францевич Краевский. Начало 1900-х гг. Фотограф Карл Булла
«Работа в кружке кипела вовсю, – вспоминал впоследствии И.В. Лебедев. – Душой ее был вечно жизнерадостный, седовласый Краевский, или, как его все называли, „старый доктор”. „Весь мир на нас смотрит”, – говорил Краевский атлету, показывая на карточки силачей, висевшие на стенках. Каждый новый день приносил кружку все новые успехи. Скоро члены кружка начали устанавливать такие рекорды, которые поставили их на одно из видных мест в ряду европейских атлетов. Кружок Краевского стал широко известен не только в России, но и за границей. Все приезжающие на гастроли в Петербург европейские знаменитости считали своим долгом представиться „старому доктору” и посмотреть его уютный кабинет».