– Люди тебе не поверят, – говорили они, – а нам будет стыдно.
Спустя два дня Мансур снова обратился к братьям с просьбой позволить ему объявить сон народу.
«Приключение это теснит меня, – говорил он со слезами, – и так мне тягостно, что если не объявлю народу, то должен умереть».
После таких слов братья были вынуждены согласиться. Мансур взошел, по обычаю, на крышу своего дома, закрыл уста рукавом и тихим голосом стал созывать односельчан. «Как тихо ни пущал он свой голос, говорили впоследствии алдинцы, но жители в ту же минуту все к нему сбежались»[155].
Рассказав собравшимся сновидение, Мансур стал требовать покаяния.
«Оставьте взаимные ссоры, убийства, кровомщение и простите друг друга, – говорил он народу. – Не курите табаку, не пейте ничего, что из солода приготовляется, и не прелюбодействуйте. Имение теперешнее, как неправильно собранное и накопленное, истребите, хлеба не сейте, ибо вместо него каждый будет иметь от Бога посланное. Именем Бога и его пророка Магомета упрашиваю вас, послушайте меня, а если не исполните сии заповеди и не послушаете моих сказаний, то в скорости подвергнетесь гневу Божию».
По выходе из мечети Мансур приказал зарезать двух баранов и мясо их раздал собравшимся. На следующий день из двух волов, составлявших все его имущество, он взял одного, обвел по обычаю три раза вокруг кладбища и затем, зарезав, разделил его мясо пополам: одну часть отдал бедным, а другую – малолетним, учащимся в школе. Благотворительность, на что и рассчитывал Мансур, привлекла к нему многих приверженцев. Бескорыстие не в характере чеченцев, и народ, видя, что Мансур раздает бедным последнее имущество, преклонялся пред ним с особым уважением. Он видел в бедном пастухе избранника Магомета, подражать которому Мансур старался на каждом шагу. Одержимый, подобно Магомету, падучими припадками – по понятию мусульман, признаками вдохновения, – Мансур часто притворялся ослабевшим и больным. Он обычно изнемогал и падал перед слушателями, которые относили его в другую комнату, где, пролежав часа с три как бы в бесчувственном состоянии, он возвращался к собравшимся с разными пророческими предсказаниями.
– Потерпите немного, – говорил он, – и поверьте, что увидите чудеса, от Бога сотворенные.
– Какие они будут? – спрашивали некоторые скептики.
– В будущем месяце и не далее как через три недели, – отвечал он, – будет глас с неба. Принявшие мое учение возрадуются возвещению обо мне, не принявшие – поразятся скорбью и умственным расстройством, от которого будут исцелены мной не прежде, чем чистосердечно раскаются.
Зная наклонность своих соотечественников к грабежу и разбою, Мансур стал проповедовать о необходимости войны против неверных, придавая ей значение богоугодного дела.
Волею Божией, говорил он, предстоит нам идти для обращения народов в закон магометанский, сначала к карабулахам и ингушам, потом в Кабарду и, наконец, в русские пределы для истребления христиан. Когда наступит то время, тогда мне приказано свыше взять знамя, палатку и выехать на чеченскую равнину[156]. Туда соберется ко мне со всех сторон столько войска, что едва в состоянии будет на той поляне поместиться. Я устрою из него стражу на девяти разных местах по десяти тысяч человек на каждом. Потом мы двинемся вперед, и те, кто не будет иметь лошадей, пойдут за нами пешими. Когда мы дойдем до карабулахов и ингушей, нас встретят три белые лошади с полным убором. Пешие обрадуются и бросятся их ловить, каждый поймает себе лошадь, а те три белые останутся свободными, пока все пешие не обзаведутся лошадьми. Следуя по горам, мы станем обращать всех неверных в наш закон и достигнем реки Кумы, где присоединится к нам столь же большое войско из Стамбула.
Обещая последователям все, что, по понятию чеченца, составляет прелесть жизни, то есть разбой, соединенный с богоугодным делом обращения неверных на истинный путь, Мансур грозил карой тем, кто не последует его учению и советам.
«Кто не поверит моим словам, – говорил он, – и останется в прежнем заблуждении, тот не удостоится быть среди войска. Таковые вынуждены будут возвратиться в свои дома, где встретят их малолетние дети, станут укорять их и плевать в глаза. Пристыженные детьми, пойдут они за войском, но не найдут его, точно так же как не сыщут и своих домов. Оставшись без крова, они будут искать убежища в казацких городках. От Кумы я пойду по русским селениям, и каждый из моих последователей должен иметь с собой небольшой медный кувшин, чтобы в пути по земле Русской черпать им воду из рек, которые от того пересохнут, а зачерпнувший будет иметь воды для себя и для лошади на целый месяц. Когда настанет время сражаться, каждый из вас получит от меня по небольшому ножу, который при взмахе против христиан будет удлиняться, колоть и рубить неверных, а против могометан скрываться. Ни пушки, ни ружья неверных не будут вредить нам, а выстрелы их обратятся на них самих. Все жители русских селений последуют нашему закону. Скрывшиеся у русских наши единоверцы будут вынуждены также следовать новому учению, ибо те, кто сего не исполнят, будут разрублены нами надвое, причем одна половина тела обратится в собаку, а другая – в свинью».
Суеверные до крайности чеченцы верили предсказаниям, тем более что случившееся вскоре после начала пророчества землетрясение принято было народом за чудо, предсказанное новым учителем. Во втором часу дня 12 и в ночь на 13 февраля на Кавказской линии слышен был подземный гул и ощущалось колебание земли, следовавшее от гор на равнину. Колебание было настолько сильно, что вода в Тереке волновалась, как будто от жестокой бури. Землетрясение ощущалось в Моздоке, Науре, Григориополисе, Екатеринограде, в Павловской, Мариинской и Георгиевской крепостях. Охватив значительное пространство, оно навело ужас на все туземное население. Чеченцы видели в нем гнев Божий, исполнение предсказаний Мансура, число последователей которого после этого происшествия значительно увеличилось. Жители Алды решили разрядить ружья в доказательство готовности прекратить кровную месть, перестали курить табак, пить бузу, стали одеваться так, как одевался сам Мансур, – в платье турецкого покроя – и организовали вокруг него особую стражу в пятьдесят человек. Из них двадцать занимали караул у ворот, пятнадцать находились постоянно на дворе дома и пятнадцать в сенях. Сверх того алдинцы постановили оберегать все пути сообщения со стороны России[157].
Положившись на слова предсказателя, многие деревни стали готовиться к походу, шили знамена и говорили, что пойдут с Мансуром к ингушам для обращения их в мусульманство и отыскания какого-то древнего Корана, будто бы хранящегося у ингушей. Алдинцы уверяли, что Омар-хан Аварский прислал Мансуру письмо, в котором, высказывая сочувствие пророку, писал ему, что получил от Порты в подарок шубу и саблю с требованием, чтобы он, собрав войска, соединился со всеми единозаконными. Омар-хан обещал через две недели сам побывать в Алды и условиться о дальнейших действиях.
Происшествие в Алды скоро стало известно и в соседних аулах. Чеченцы с разных концов спешили побывать в Алдах сначала из любопытства, с намерением проверить ходившие слухи, а впоследствии – чтобы удостоиться видеть пророка. Последний скрылся в своем доме и редко показывался народу. В дни общественных молитв или праздников он выходил в белых одеждах и под покрывалом. Любопытство прибывших по большей части оставалось неудовлетворенным, и, не видав пророка, они обращались с расспросами о нем к тем, кто его окружал и был им избран. Естественно, в интересах последних было рассказывать об учителе как о человеке необычайном и отмеченном перстом Божиим. Придавая каждому слову и движению таинственность и допуская к себе лишь немногих, преимущественно тех, свидание с которыми могло принести ему пользу, Мансур весьма успешно шел к своей цели. Рассказы о его святой жизни, его предсказаниях и т. п. быстро распространялись, видоизменялись, преувеличивались, и скоро про Мансура стали рассказывать необычайные вещи. Одни говорили, что пророк видел во сне, будто он упал с небес и так сильно закричал, что вся деревня слышала, другие уверяли, что он был мертв и потом воскрес и что это обстоятельство он сам предсказал своим братьям.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
В секретном предписании от 6 сентября 1782 г. Госуд. арх. XXIII, V 13.
2
Ираклий с восторгом принял эту награду и благодарил за нее Потемкина. «При вашем письме, – писал царь 18 мая, – получили мы такую радость, которую не ожидали. По посредству вашему от всемилостивейшей нашей государыни получили присланный орден для нашего сына. Хотя мы вам не наслужили, чтобы вы оказывали нам такую дружбу, однако же постараемся, конечно, за все вами оказанное приятство отслужить. Как из меньших наших сынов был старше Юлой, то рассудили оную ленту надеть на него».
3
Ордер генерал-поручику Потемкину 3 апреля 1783 г., № 106. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 45.
4
То же от 3 апреля. № 103. Там же.
5
Письмо П.С. Потемкина Ираклию от 9 мая 1783 г.
6
В ордере от 9 мая. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 45.
7
Ордер генерал-поручика Потемкина Тамаре от 4 июня и письмо его царю Ираклию от 7 июня 1783 г.
8
Генерал-поручику Потемкину. 27 мая 1783 г.
9
Имеретинский царь Соломон просил императрицу защитить его от турок, которые, по его словам, прислали своих чиновников для осмотра границ Имеретин и устройства там крепостей. См. письмо астраханского губернатора П.С. Потемкину от 11 октября 1782 г. Госуд. арх. XXIII, № 13.
10
Рапорт Тамары генералу Потемкину 21 июня 1783 г.
11
Полковник Бурнашев находил необходимым построить два укрепления: одно в Имеретии по дороге в Ахалцих на речке Цхенис-Цхали у замка Богдада, а другое в Грузии на реке Алазань при урочище Кумбат. Представленные им проект и смета оставлены, однако же, Потемкиным без исполнения.
12
Ордер П.С. Потемкина полковнику Бурнашеву 21 июня 1783 г. Госуд. арх., XXIII, № 13, карт. 45.
13
Рапорт Бурнашева генералу Потемкину 16 мая. Там же.
14
См. параграф 4 секр. условий. Воен. – уч. арх., отд. I, дело № 183.
15
Инвеституру составляли грамота, знамя с российским гербом, имеющим внутри себя герб царств Карталинского и Кахетинского, сабля, повелительный жезл и мантия или епанча горностаевая.
16
Поли. соб. закон. Т. XXI, № 15, 835.
17
См. параграф 4 секретных условий. Военно-учен, арх., отд. I, дело № 183.
18
В письме от 18 августа 1783 г. Письмо с купюрами напечатано в «Русской старине» 1876 г., № 5.
19
Рескрипт князю Потемкину. Архив кабинета его величества, св. 410.
20
Утвержденным 8 сентября 1783 г. Поли. собр. зак. Т. XXI, № 15, 840.
21
Ираклий, не довольствуясь обещанием, данным полномочным генерал-поручиком Потемкиным, и опасаясь, что разрешение короноваться не будет вписано в трактат, вскоре после заключения договора отправил к князю Потемкину своего первого секретаря и любимца князя Сулхана Туманова. «Князь Туманов, – доносил Потемкин императрице 7 октября, – человек благоразумный, весьма хорошего просвещения и со многими дарованиями; нельзя, казалось, таковым себе представить жителя тифлисского. Виной сего послания – венчание царское, коего желает Ираклий и о котором возобновляет просьбы свои к престолу вашего императорского величества. Как уже есть на сие высочайшая ваша императорская воля, то и отправляю я его обратно в Грузию, подтверждая царю обнадежение о всемилостивейшем благоволении». Несмотря, однако же, на желание Ираклия сохранить за собой и потомством право венчания, сам он умер, не будучи коронован.
22
Поли. собр. зак. XXI, № 15, 841.
23
Рапорт генерала Потемкина князю Потемкину, 6 сентября. Госуд. арх. XXII, № 13, карт. 45.
24
Рапорт полковника Бурнашева генералу Потемкину, 11 июля. Там же.
25
Рапорт П.С. Потемкина князю Потемкину 7 сентября. Это был первый путь в Грузию, проложенный трудами 1500 человек русских солдат, в течение трех месяцев, и ничего не стоивший, кроме нескольких лишних мясных и винных порций.
26
Рапорт Бурнашева П.С. Потемкину 16 января 1784 г. Госуд. арх. XXII, № 13, карт. 47.
27
Когда князь Потемкин писал это письмо, царевич имел уже сан архимандрита.
28
Рапорт Тамары генералу Потемкину 30 января 1784 г. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 47.
29
За отсутствием вне столицы домов, сколько-нибудь удобных для размещения, полковник Тамара был препровожден в Тифлис без официальной встречи.
30
Бутков в своем сочинении (ч. II, 129) говорит, что ратификация трактата и знаки инвеституры были доставлены в Грузию в ноябре 1783 г., но это неверно.
31
Генералу Потемкину от 30 января 1784 г. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 47.
32
Описание торжества и пр. Бурнашева. Там же.
33
Грамота императрицы царю Ираклию от 30 сентября 1783 г. Орден этот Ираклий сам возложил на нее в церкви, где царица Дарья была впервые с непокрытым лицом. В запас было послано еще три простых звезды и две ленты.
34
«По воле его светлости, – писал Ираклий генералу Потемкину 26 января 1784 г., – ваше превосходительство изволите сообщать мне о сыне моем архимандрите Антонии, чтоб его отправить для посвящения в престольном граде в епископское достоинство. Сия новая благость прилагается к числу многих щедрот всеавгустейшей государыни, и благоволение ее превыше всякой благодарности».
35
Указ Военной коллегии 18 августа 1783 г. Арх. кабинета его императорского величества, св. 440.
36
Письмо Антония генералу Потемкину от 31 января 1784 г. Госуд. арх. XXIII, № 13, папка 47. См. также указ кн. Потемкину 30 сентября 1783 г. Арх. кабинета его императорского величества, св. 440.
37
Князьям Орбелиани и Челокаеву пожаловано по табакерке с бриллиантами, князю Бегтабекову – перстень бриллиантовый (см. Реестр подаркам. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 48).
38
Отправляя своих детей, Ираклий писал императрице: «Всемилостивейшее покровительство, дарованное дому моему из призрения, простирается даже до того, что ваше императорское величество благоволили повелеть детям моим предстать пред высочайшим престолом вашего императорского величества. Почему всенижайше представляя их при сем как наипоследнейших рабов, желаю, дабы чрез верные и рабские свои услуги удостоились приобресть себе матернее милосердие вашего императорского величества и дабы я пребыл пренаисчастливейшим в настоящем моем состоянии» (Письмо Ираклия от 23 мая. Моек, арх. Министерства иностранных дел. Переписка владетельных особ с высочайшим двором, д. № 455).
39
Письмо Безбородко канцлеру 18 сентября 1784 г. Моек, архив Министерства иностранных дел.
40
Секретное известие от 18 августа 1783 г. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт 45.
41
Отношение генерал-поручика Потемкина полковнику Бурнашеву от 13 августа 1783 г. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 45.
42
Письмо Сулеймана уцмию Каракайдагскому. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 47.
43
К народам дагестанским. Там же.
44
Госуд. арх. XIII, № 13, карт. 47.
45
Записка Потемкина архиепископу Иосифу от 21 декабря 1783 г., № 64.
46
В ордере от 6 апреля 1783 г. Арх. Главы, штаба.
47
В рескрипте от 5 мая 1783 г. Госуд. арх.
48
Ордер князя Потемкина-Таврического генералу Потемкину от 19 мая 1783 г.
49
Письмо П.С. Потемкина царю Ираклию от 28 июня 1783 г.
50
От 19 мая 1783 г.
51
В ордере от 19 мая 1783 г. Госуд. арх. XXIII. № 13, карт. 45.
52
Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 47.
53
В письме генерал-поручику Потемкину от 30 мая 1784 г. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 47.
54
Показания Даниила Авамесова. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 47.
55
В письме от 10 сентября 1784 г. Госуд. арх. XV, № 149.
56
Рапорт Бурнашева генералу Потемкину от 26 мая № 46.
57
Показание Ильи Саргошева на заданные вопросы 10 июня 1784 г.
58
Ордер князя Таврического генералу Потемкину от 6 апреля. Арх. Главного штаба.
59
Письмо армянского дьякона Василия Попова от 15 апреля. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 45.
60
Рапорт Бурнашева Потемкину 12 мая и письмо Ираклия ему же от 13 мая. Госуд. арх. XXIII, № 135, карт. 47.
61
В письме, полученном 6 мая 1784 г.
62
Рапорт Бурнашева Потемкину 6 июля 1784 г. № 535.
63
Из ордера генерал-поручика Потемкина подпоручику Чорбе от 1 февраля 1788 г. Госуд. арх. XXIII, № 135, карт. 45.
64
В рапорте князю Потемкину-Таврическому от 10 октября. № 461.
65
«Азиатские народы, – писал Ираклий в одном из писем Потемкину, – не прилагают проницания о прямой важности и величестве, а ограничивают свое заключение по единому только зрелищу, какое представляется, всякое великолепие, поражающее их очи, подчиняет и их сердца».
66
Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 48. Арх. кабинета его величества, ев. 441.
67
Рапорт генерала Потемкина князю Потемкину от 10 октября, № 461. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 47.
68
Рапорт полковника Бурнашева генералу Потемкину 20 ноября. Там же, карт. 46.
69
Ордер князя Потемкина генералу Потемкину 22 апреля 1784 г. Там же, карт. 47.
70
Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 46.
71
От 27 февраля, ПСЗ. Т. XXII. № 15, 942.
72
Письмо уцмия Потемкину. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 47.
73
См. список дагестанских уездов и деревень. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 47.
74
Потемкину в рапорте от 2 мая 1784 г.
75
В рапорте полковнику Бурнашеву от 16 июля. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 48.
76
Бурнашев послал Самарину один двенадцатифунтовый единорог русской артиллерии.
77
Рапорт полковника Бурнашева П.С. Потемкину 2 мая 1784 г. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 45.
78
Рапорт П.С. Потемкина князю Потемкину 10 октября, 14. Госуд. арх. XXIII, 13, карт. 45.
79
В рапорте от 1 октября 1784 г. Госуд. арх. XXIII, № 13, папка 47.
80
Рапорт полковника Бурнашева генералу Потемкину 4 октября. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 48.
81
Рапорты Самойлова генералу Потемкину 8 и 9 октября. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 47.
82
Потемкину в рапорте от 14 октября. Там же.
83
Рапорт Самойлова Потемкину 20 октября 1784 г.
84
Рапорт Самойлова Потемкину 22 октября 1784 г.
85
Рапорт полковника Бурнашева Потемкину 2 ноября, № 79. Госуд. арх. XXXIII, № 13, папка 47.
86
Рапорт Бурнашева Потемкину 8 ноября, № 82. Журнал похода, приложенный к рапорту Бурнашева от 25 ноября, № 84.
87
Ордер князя Потемкина генералу Потемкину 11 января 1785 г.
88
Соломон прислал генералу Потемкину сначала двух мальчиков, а потом и девушку «для услужения». Потемкин благодарил царя и писал, что принимает мальчиков только потому, что желает сделать угодное ему, но в услугах их никакой нужды не имеет. Девушку же возвратил обратно и при этом послал царю в подарок подзорную трубу, кусок материи и несколько пудов железа, в котором Соломон нуждался для покрытия церковной крыши.
89
В письме от 1 сентября 1781 г. Главы, моек. арх. Минист. иностран. дел.
90
Письмо князя Потемкина А.А. Безбородко 5 сентября 1785 г.
91
В ордере П.С. Потемкину 8 апреля 1788 г. Госуд. арх. XXIII, № 18, карт. 45.
92
Письмо Соломона генералу Потемкину 5 сентября 1788 г. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 45.
93
Часы золотые английские с репетицией, табакерку, соболий и горностаевый меха, бумагу, сургуч и календарь.
94
Письмо П.С. Потемкина Соломону 24 сентября 1783 г.
95
Потемкину в рапорте от 6 марта. Государств, архив, XXIII, № 13, карт. 47.
96
Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 47.
97
Прошение подписали царь Соломон, два царевича Давида – двоюродный брат царя, его племянник, сын Арчила, брата Соломона и внук царя Соломона, – владетель Гурии князь Георгий с сыновьями Симеоном и Вахтангом, князья, митрополиты, архиереи и многие дворяне.
98
Рапорт доктора Виттенберга Потемкину 25 апреля 1784 г.
99
Отец Давида, царь Георгий, был младшим братом отца Соломона. За сопротивление Соломону он был изгнан им из Имеретин и жил в Тифлисе на содержании царя Ираклия. Супруга Давида, Анна Матвеевна, урожденная княжна Орбелиани, была внучкой княгини Анны Теймуразовны Орбелиани, родной сестры царя Ираклия (рапорт Бурнашева Потемкину 7 мая, № 34, Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 47).
100
Это был сын Арчила, родного брата Соломона, и внук царя Ираклия и царицы Дарьи.
101
Рапорты Виттенберга Потемкину 25 и 26 апреля. Госуд. арх. XXIII, № 135, карт. 47.
102
Письмо царя Давида генералу Потемкину 1 мая 1784 г. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 47.
103
Рапорт Бурнашева П.С. Потемкину 7 мая 1784 г., № 34. Там же.
104
В письме от 3 мая 1784 г. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 47.
105
Письмо Ираклия полковнику Бурнашеву от 12 мая 1784 г. Там же.
106
Поводом к удалению Максима из Имеретин было его несогласие на бракосочетание сына Соломона, царевича Александра, который хотел вторично жениться при живой жене, оставленной им в Тифлисе. Соломон несколько раз предлагал Максиму вернуться в Имеретию, но тот, зная непостоянство соотечественников, оставался в Грузии.
107
Рапорт Бурнашева Потемкину от 25 мая, № 44.
108
Рапорт полковника Бурнашева Потемкину 13 июня, № 51.
109
Письмо Давида Потемкину от 13 июня 1784 г. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 45.
110
Письмо генералу Потемкину без числа от всех сословий народа. Там же, карт. 47.
111
Генералу Потемкину от 13 июня, № 51.
112
Рапорт полковника Бурнашева генералу Потемкину 26 июня, № 52.
113
Рапорт П.С. Потемкина князю Потемкину 10 октября, № 461.
114
Письмо доктора Виттенберга генералу Потемкину от 9 августа 1784 г. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 47.
115
Письмо царевича Давида царю Ираклию без числа. Госуд. арх. XXIII, № 13, карт. 47.