Мне кажется, достаточно этого примера, чтобы убедиться, что если электричество, уничтожаясь в одной части тела, умерщвляет ее, то, уничтожаясь во всем организме, причиняет и полную смерть. Именно оно, быть может, есть тот мировой проводник высшего могущества, который дает жизнь всему сущему на Земле.
Не производит ли такие же следствия и паралич?
Это ясно, и мы это видели.
Таким образом, мы имеем одним доказательством более и не станем изыскивать новые.
Но я обязался доказать на основании физиологии разность между хиромантией и хирогномией.
Вот это доказательство.
Внутренняя сторона руки, ее положительная сторона, обладающая осязанием и нервной чувствительностью, заключает, как сказано нами, 250–300 пачиниевых атомов, в то время как верхняя поверхность (ее отрицательная сторона), на которой основана хирогномия, не содержит ни одного.
Достаточно сказать, что большой палец у идиотов или вовсе не имеет атомов, или они совсем неприметны.
Понятно после этого простого объяснения, что хирогномия была бы здесь бессильна и что она может дать только незначительные результаты, ибо она, повторяю, может раскрыть только одни инстинкты, которые каждую минуту могут быть направлены ко злу господством страстей, душевных способностей и даже личными свойствами, которые с такой тщательностью изучены хиромантией.
Я не отвергаю, что принужден был начать с хирогномии, но я тотчас же почувствовал ее несостоятельность и стал стремиться далее; с помощью эклектизма я распространил науку почти до бесконечности, посредством видоизменений и модификаций, которые каждую минуту беспредельно расширяют горизонты науки.
Перейдем теперь к не менее важному вопросу.
Должно признаться, что мы намерены поговорить о невероятных, даже невозможных вещах. Но в наш век, после того как стали известны чудеса пара и электричества, почему и не поверить невозможному?
Наконец, физиологическая часть хиромантии, та, которая объясняет соотношение наружных форм с инстинктами и характером, в большей своей части уже признана.
Галль уже проложил дорогу.
Правда, мы идем далее его; мы имеем притязание на прочтение важнейших случаев прошедшей жизни, главным образом опасных болезней и определение даты их возникновения.
Нам кажется, что и этого уже достаточно.
Великие потрясения, которые могут произвести на организм болезнь или печаль, оставляют следы на физиономии человека, изменяют черты лица и его выражение, проводят морщины и в одну ночь делают седыми волосы. Эти следы могут также отразиться на руке, как и на физиономии, потому что рука прямо соединяется с мозгом.
Но мы идем еще далее.
Мы имеем намерение обозначить дату появления и даже саму будущую болезнь.
Нельзя ли логически объяснить эти намерения?
Каждый человек, как бы сильно и прекрасно он ни был сложен, родится с уязвимой стороной, с зародышем разрушения. Рано или поздно человек непременно подвергнется физической слабости, которая неминуемо ведет за собой это разрушение.
Зародыш этот еще только зарождается, но зарождается неизбежно в какой-нибудь части организма: одним словом, он тайно, как и все зародыши, находится в организме.
Он подобен зародышу плода какого-нибудь растения. Вначале он превратится в завязь, затем в цветок и, наконец, в плод… Какое имеет значение, когда он созреет: весною, осенью или даже зимою? В то или иное время года он неизбежно должен созреть, как то назначено Божественным разумом.
То же самое и с зародышем разрушения, заложенным в каждом человеке: он должен вылупиться и распуститься в тот или другой промежуток жизни – или весною, или летом, или осенью. Он непременно явится, когда плод созреет.
Время расцветания уже назначено, где бы ни находился этот зародыш: во внутренних органах, в позвоночнике или где-то еще.
Но так как все органы находятся в соприкосновении между собою, то время это обозначено и в мозгу, и вследствие того же соотношения оно может, вернее, должно быть выражено и на руке.
И это время действительно выражено, и мы приведем этому, когда придет время, неопровержимые доказательства.
Природа все предоставила человеку, но с одним непременным условием, и мы не раз еще повторим его, – с непременным условием работы и учения. Ибо в большинстве случаев сами открытия суть не что иное, как нечаянные вспышки упорной сосредоточенности на одном и том же предмете.
Если это так, то почему природа не могла явственно обозначить для человека опасные периоды его существования, чтобы он мог их предвидеть, избежать и даже направить в свою пользу?
Почему, наконец, желая предупредить человека и посоветовать ему, не могла природа исключительно на руке написать эти будущие полезные откровения, так, как череп скрыт под волосами, и так, как обман может управлять выражением лица?
Во всех физиологических науках хиромантия есть наиболее почтенная, как самая древняя наука, которая восходит к первым дням мира.
И разве не наступило уже время вычисляемых предсказаний? Теперь мы попытаемся найти себе помощников среди наших противников, или, лучше сказать, эти противники сами являются помогать нам.
Обсерватория предсказывает посредством вычислений, и предсказывает верно.
За восемь дней она предскажет бурю, неожиданный шквал на море, назначив час, в который он начнется. И моряки не выйдут в открытое море и избегнут бури и гибели.
А ведь восемь дней – это будущность. Это сам рок, побежденный гаданием, наукой и свободной волей. Это оправдание каббалистической аксиомы Аристотеля.
Homo sapiens dominabitur astris.
А что делаем мы? Мы тоже предсказываем бури жизни и время этих бурь и тоже говорим: «Останьтесь на берегу или перемените парус – и вы избегнете роковой случайности с той самой минуты, как предупреждены».
Если вы не слушаете предостережений, тем хуже для вас.
Но есть еще более важная вещь.
Матье де ла Дром, ученый, которого мы только что потеряли, за 14 месяцев предсказывал шквалы и наводнения, и события оправдали справедливость его предсказаний.
А на чем он основывал свои наблюдения?
На влиянии Луны на земной шар, то есть на астрологии, на той самой астрологии, которая составляет существенное основание нашей науки.
Таким образом, благодаря астрологии будущность не ограничивается 8 днями, это уже целый год и даже более.
Но с прогрессом науки горизонт расширится: и то будет 10, 20 лет, то будет целый век.
И если возможно предсказать за год, за 14 месяцев, за 20 лет вперед уклонения, происходящие на нашей планете вследствие влияния Луны, то почему невозможно предсказать также за 20 лет вперед болезни, производимые влиянием той же Луны? Разве в природе не все гармонично?
Если звезды влияют на земной мир, то почему не могут влиять они и на человека, который тоже представляет собой маленький мирок, или микрокосмос!
Знаете ли вы, что может дать хиромантия, основанная не на одной только астрологии, но и на логике, и на физиологии? Она дает юноше и взрослому это знание, накопленное человечеством, которое старость приобретает, и почти всегда бесполезно, исследованиями целой жизни.
Она заменяет наукой это чудесное, предохраняющее от зла созерцание, принадлежащее только немногим избранным.
Она также учит познавать самого себя.
Но она имеет еще большее значение, поскольку открывает истинные свойства ребенка, почти постоянно и слишком долго игнорируемые. С первого шага она указывает ребенку его карьеру, единственную, которая может привести его к благой цели.
Она предсказывает случайности, которые должны встретиться человеку в жизни, и дату их встречи.
Но эти случайности, быть может, неизбежны? Нет! Достаточно предвидеть, чтобы избежать их.
Когда на море капитан корабля приближается к незнакомому порту, он бросает якорь и призывает лоцмана.
Быть может, рейд усеян мелями и подводными камнями, быть может, порт узок и опасен…
Для незнания – опасность везде.
Но является лоцман, выходит на палубу, берет на себя управление кораблем и начинает маневрировать; корабль победоносно входит в порт, успешно миновав подводные рифы.
Хиромантия, быть может, и есть этот лоцман.
Из этой науки я вовсе не думал делать орудие возмущения: совершенно напротив!
Изучая истину в природе, я повсюду осязательно видел стройный порядок, я видел могущественную руку Великого Творца, и мое упование обратилось в веру; вследствие этого-то я не боюсь утверждать, что эта наука есть слабое восхваление бесконечного всемогущества, являемого стройным порядком Вселенной!..
Необходимые объяснения
Раздвоения. – Рука Виктора Гюго. – Влияние звезд. – Странные притяжения. – Положительная и отрицательная жидкость
В изложении нашей системы мы следовали законам природы.
Вначале мы еще лепетали и ощупью продвигались вперед, но потом, по мере того как разливался свет, шаг наш становился все увереннее. И теперь мы идем с высоко поднятой головой, потому что мы завоевали если не общее одобрение, то по крайней мере внимание. С нас покуда достаточно и этого.
Поначалу наше сочинение было встречено смехом, но потом, при виде стольких исследований, стольких трудов, стольких цитат, стольких усилий, все стали спрашивать друг друга, нет ли чего-нибудь и здесь. Начались пробы, правда, все еще с прежними улыбками, но, пробуя и делая нелестные предложения, дошли наконец до того, что убедились в нашей правоте.
Понятно, что это убеждение явилось прежде всего у людей наиболее образованных, и среди них и химики, и медики.
Мы не спорили с ними: страстный спор не объясняет ничего, а только раздражает. Против теорий и специальных исследований мы представили факты. Перед фактами не может устоять любое сопротивление, и на хиромантию стали смотреть серьезно. В самом деле, хиромантия столь же истинна, как и сама природа.
Уже давно наши последователи не сомневаются в этом.
Что касается нас, то уже сколько странных вещей видели мы! Сколько раз мы были должны содрогаться, сколько восторгов должны были испытать!
И когда нам было дозволено взглянуть на руку самого обыкновенного человека нашего столетия, на эту руку, которая ведет нашу эпоху, не открыли ли мы на ней черт столь высокой учености, столь великого ума, что, несмотря на наши бесчисленные занятия, нам ни разу не случалось видеть ничего подобного.
Теперь мы считаем долгом указать на новые усовершенствования, внесенные нами в нашу науку.
Так, нам замечали, что бугорки на ладонях редко находятся на своем месте – у оснований пальцев; это правда, и между тем их место гораздо ниже пальцев. Но так как в руке нет ничего незначащего, то и перестановка бугорков имеет свое значение.
Бугорки, находящиеся у основания каждого пальца, означают, как уже было сказано, свойства или инстинкты, вызванные влиянием соответствующей планеты, по имени которой называется и сам бугорок. Бугорки, которые находятся в более стремительном соотношении с какой-либо планетой, производят более сильное влияние и на соседние бугорки; может случиться, что они даже как бы совершенно потопят их. Следовательно, бугорок, так сказать склоняющийся к другому, более энергическому, должен придать ему некоторые собственные инстинкты, которые видоизменят главный инстинкт, сообщаемый планетой или представляющим ее бугорком.
Если, например, бугорок Юпитера отклоняется к бугорку Сатурна – это печальное, серьезное, а иногда и роковое видоизменение склонений, управляемых Юпитером. Часто этим выражается благородное желание успехов в науках, серьезное религиозное стремление или академическая гордость, смотря по значению других знаков руки, ибо в хиромантии, как и во всех других науках, можно выделять главные правила, но они бесконечно изменяются. Это закон природы.
Человек – сто тысяч различных людей!
Дерево – сто тысяч различных деревьев!
Если же бугорок Сатурна отклоняется к Юпитеру – это означает стремление к превосходству в науках, это желание блистать в серьезных делах, стать известным в астрономии, приобрести репутацию ученого, даже не заслужив оной. Это также предвещает известность и славу, смешанную с несчастьем и сопряженную с неизмеримой гордостью.
Нам говорят, что бугорок Сатурна редко отражает стремление, и это опять-таки правда, потому что Сатурн не есть непременно роковая судьба, но вероятный роковой случай, всегда изменяемый, как потому, что это роковое в жизни есть часто следствие какого-нибудь могущественного инстинкта, так и потому, что своим отклонением вправо или влево бугорок Сатурна указывает на инстинкт, который нужно победить.
Он предвещает гораздо более серьезные вещи, когда совсем не обозначен, оставляя очевидное господство на руке Венере, Меркурию, Марсу, Луне, Солнцу или исключительно Юпитеру, то есть материальной любви, хитрости, преувеличенному воображению, чрезмерной гордости, безграничному себялюбию, которые в жизни суть явные подводные камни и опасности.
Линии суть чувствительные и мыслящие части хиромантии: они умеряют действия бугорков, и достаточно линии Сатурна, чтобы заменить бугорок Сатурна. Чтобы объяснить ее чрезвычайную важность, мы должны сказать, что эскимосы, приговоренные жить в суровом климате, вовсе не имеют этой линии, и вот мы узнаем, что один ученый, знаменитый астролог Серр, доказывает вследствие многочисленных и неопровержимых исследований, что линия Сатурна, которую он называет кавказской складкой, встречается только у представителей белой расы.
Мы можем ответить Серру, что наши исследования показали, что все люди, осужденные на трудную, так сказать, растительную жизнь, даже и принадлежащие к белой расе, не имеют линий Сатурна. Ее часто недостает на руках людей низшего класса, у крестьян, страдания которых были бы абсолютно невыносимы, если бы эти люди были нервны и чувствительны.
Во всяком случае, бугорки Сатурна существуют в рельефе. Для примера мы возьмем знаменитую руку – руку Виктора Гюго.
Это левая рука, отлитая в восковую форму. Нам недоставало оттиска правой руки, чтобы проверить, смягчить и утвердить то, что выражала левая.
Никто более нас не уважает таланта этого великого поэта и не удивляется ему так, как удивляемся ему мы. Но да позволено нам будет здесь видеть только его руку и из нее извлечь хиромантические указания!
В этой руке, полное описание которой в настоящее время мы не можем сделать, бугорок Юпитера громаден и так сильно развит, что захватывает бугорок Венеры и отодвигает соединение большого пальца, который у него поставлен ниже, чем обыкновенно. Притом он так покрывает бугорок Сатурна, что оба этих бугорка составляют как бы один и их трудно отличить один от другого. Бугорок Сатурна представляет как бы точку или вершину. И есть в этой необыкновенной руке та странность, что равнина Марса, почти у всех образующая впадину, у него развивается в выпуклость таким образом, что Юпитер, Сатурн и равнина Марса рельефно соединяются вместе.
Соединенные таким образом гордость (выразительный бугорок Юпитера) и случай должны были привлечь очень счастливую или замечательную судьбу, увенчанную горделивыми успехами и богатством.
Его жизнь была бы из наиболее счастливых и блестящих, его высокое положение было бы незыблемо, если бы не странное развитие равнины Марса, которое привлекло необходимую и роковую борьбу – борьбу в продолжение всей его жизни.
И на самом деле борьба у Виктора Гюго есть жизненный рычаг, ось его участи. Вследствие этой-то борьбы разума он привлек к себе внимание человечества, и этот-то высший талант, выразившийся в литературных битвах, доставил ему и почести и славу. Только этой борьбой насмерть с классицизмом и академией он завоевал академическое кресло вначале и первенство впоследствии – предмет невольной странности, его горделивых желаний. Юпитер и Сатурн сделали из него человека завистливого, Марс – гения.
Но Марс требовал платы и разрушил линию Сатурна, которая извивается по его равнине.
Из этих данных видно, что если бугорок Меркурия склоняется к Солнцу, то этим выражается жажда знаний в соединении с проницательностью. Бугорок Марса, сближенный с бугорком Меркурия, придает энергию в том, что зависит от этого последнего, особенно же в красноречии и поэтическом жаре; если же он склоняется к Луне, он вносит энергию в воображение. Бугорок Венеры, развившийся кверху, дает душевную доброту, наклоненный книзу – выражает наклонность к материальным наслаждениям.
Мы уверены, что наши читатели нас прекрасно поняли.
Мы говорили прежде, основываясь на предании, что остров есть всегда постыдная вещь. Долгое изучение показало нам, что предание не всегда следует принимать безусловно. Остров на жизненной, головной или сердечной линии часто, даже очень часто, выражает наследственную болезнь или по крайней мере расположение к болезни желудка, головы или сердца.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Хирогномия – наука, основывающаяся на внешней стороне руки.
2
Сивиллы – легендарные прорицательницы. Наиболее известна Кумекая сивилла.
3
Лафатер Иоганн Каспар (1741–1801) – швейцарский писатель, автор трактата по физиогномике «Физиогномические фрагменты…».
4
Галль Франц Йозеф – создатель френологии, австрийский врач.
5
Д’Арпентьен – француз, всемирно известный хиромант.
6
Адепт – посвященный в тайны какого-либо учения, ревностный приверженец какого-либо учения, идеи.
7
Каббала – мистическо-философское учение в иудаизме.
8
Биша Мари Франсуа Ксавье (1771–1802) – французский физиолог и врач.
9
Бюффон Жорж Луи Леклерк (1707–1788) – французский естествоиспытатель, популяризатор науки.
10
Тихо Браге (1546–1601) – выдающийся датский астроном и астролог.
11
Бэкон Роджер – английский ученый, естествоиспытатель и философ, занимался астрономией, оптикой, алхимией.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги