Книга Цицерон. Поцелуй Фортуны - читать онлайн бесплатно, автор Анатолий Гаврилович Ильяхов. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Цицерон. Поцелуй Фортуны
Цицерон. Поцелуй Фортуны
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Цицерон. Поцелуй Фортуны

Марк Цицерон посещал Форум два года, считая дни, когда туда приходили известные адвокаты, не зря прожитыми. Учился мастерству у ораторов, кто придерживался правила брать на себя столько судебных дел, сколько способен вести добросовестно и честно. Такой подход требовал серьезной подготовки – детального изучения обстоятельств дела, подготовки текста выступления и даже его заучивания, чтобы на суде вести себя уверенно, естественно и достойно побеждать. Кумир Цицерона, Луций Красс, пояснял:

– Требуется следовать не положению клиента, а сути дела. Старайся отказывать сильным и богатым, если они покушаются на свободу и достоинство людей маленьких и бедных. Берись за дело, чтобы доказать правду по закону – это сделает тебя счастливым.

После каждой встречи Марк делал полезные выводы, что до судебного заседания надобно изучить материалы дела дома, вооружиться неоспоримыми доказательствами. Во время суда слушать, о чём говорит противник. Нельзя высказывать что-нибудь непоследовательное: судья заметит, противник не спустит промаха, и друзья осудят…

* * *

В двадцать лет Марк впервые обратился к брадобрею-тонсору. Следуя установленному ритуалу, в шестнадцать лет ему удалили «пушок» на подбородке, который пожертвовал домашним ларам. После этого римлянин мог не сбривать бороду ещё двадцать лет, подправляя «по моде». После сорока лет мужчины брились ежедневно, стараясь выглядеть моложе. Что касается остальных волос на теле мужчины, римляне, в отличие от греков, не терпели излишнего на теле, кроме головы, вычищали «растительность» до кожи пемзой или выщипывали. Ох, и болезненная процедура! Длинные бороды не приветствовались, поскольку так ходили странствующие греческие философы, а ещё разбойники и пираты. Да и вообще известно, что «волосатость» характерна только варварам и рабам.

Марк облюбовал для такого события тонсорню у Форума. Перед дверью привычно толпились зеваки, готовые без устали наблюдать спектакль, затеянный хозяином, по виду характерным греком. В руках он вертел бронзовые ножницы, какими стригут баранов и овец. Не исключено, что по этой причине стрижка у клиентов получалась «лесенкой». Брадобрей встретил юношу весёлыми прибаутками, усадил на скамью и предложил на выбор острую бритву или пинцет. Некоторые клиенты предпочитали вместо бритья выдергивание волос на подбородке. Марк нашёл бритву уместной, после чего, закрутив покрывало вокруг его шеи, грек протянул таз с водой – смочить бороду, и дал в руки полированный бронзовый диск, чтобы в отражении следить за процессом.

Начал с подбородка, перешёл к щекам, голове. Стриг и завивал волосы с помощью горячей ароматизированной воды, подкрашивал и полировал брови, удалял волосы из ноздрей, с рук и ног, сжигая их огнём лучины и полируя кожу пемзой. Трудился долго. Но первое посещение тонсорни запомнилось Марку даже не бритьём, а разговорами брадобрея:

– Я поступлю с твоей бородой и головой так, как поступил бы скульптор с глыбой мрамора. Он отсекает лишнее, а то, что остаётся, полирует. Одно сглаживается, другое подчищается – и так до тех пор, пока не будет результат. Вот и я удаляю лишнее, выпрямляю то, что криво, из прямого делаю кривое… И я не прекращу обрабатывать твою голову, пока не увижу, что она безупречна.

Завершив бритьё, довольный собой грек снял с Марка покрывало и, заглянув ему в глаза, произнёс замечательные слова:

– Сейчас ты молод и тем прекрасен. Пройдут годы, и в зеркале ты когда-то заметишь седину. Придёшь ко мне, и я верну тебе цвет молодости, снова сделаю тебя красавцем. Но в том, что касается содержимого твоей головы, я тебе не помощник. Здесь ты будешь сам себе хозяин!

Глава пятая

Наедине с философией

Нет нужды жить в нужде

В 90-х годах до нашей эры спокойная до этого обстановка в римском обществе начала меняться. В провинциях население италийских городов проявляло недовольство дискриминационной политикой официального Рима. Люди требовали отмены ограничений в гражданских правах. Начались вооруженные конфликты на местах, перераставшие в локальные восстания. Провинциалов поддерживали сторонники Гая Мария Младшего, сына полководца-реформатора Гая Мария. Разгорелась гражданская война. В это время Марк Цицерон как раз достиг призывного возраста. В составе кавалерии он отправился воевать на стороне республиканцев под предводительством консула Корнелия Суллы.

После ряда побед сулланцев над марианцами республика несколько успокоилась. Марк возвратился в Рим и… диву дался – все его сверстники были увлечены греческой философией. И Цицерона как прогрессивно мыслящего молодого человека это веяние не обошло стороной. Сразу по приезде он попал на занятие к Аполлонию Молону, уроженцу Родоса, которого позже назовёт наставником.

Знаменитый в Греции учитель красноречия, ритор, оказался в Риме в качестве переговорщика в Сенате, отстаивавшего интересы своих граждан. С поручением он блестяще справился и некоторое время давал римлянам уроки греческой декламации, которую здешние ораторы до сих пор игнорировали. Марк на этих уроках проявлял завидное усердие, и был замечен. На прощание Молон сказал ему дружелюбно:

– Если молодой человек окажется на Родосе, буду рад ещё раз его увидеть.

* * *

До описываемых событий большинству римлян занятие философией было чуждо. Их интересовали действия, результаты, а не отвлечённые понятия и мысли. Любую проблему они склонны были решать незамедлительно, руководствуясь при этом природными инстинктами и внешними обстоятельствами. Разве что со стоиками, ратовавшими за победу разума над болью и тревогами, которым подчинена человеческая жизнь, римляне были солидарны.

Никто даже и предположить не мог, что однажды в Риме станет столь популярным учение грека Эпикура, в основе которого – человек, способный преодолеть жизненные трудности и при этом «не теряющий гордости и не жертвующий внутренней свободой, а живущий одними чувствами». «Пока человек жив и тем счастлив, – говорил Эпикур, – смерти нет, а когда смерть приходит – человека уже нет. Следовательно, истинная цель человека в жизни – стремиться к наслаждению, к удовольствиям, избегая страдания». Такой подход устраивал римскую молодёжь.

И если в Греции учение Эпикура вызывало недоумение и даже осуждение, то в Риме зёрна эпикуреизма благополучно проросли в умах молодых людей. Вместо того чтобы в условиях гражданских войн и потрясений активно участвовать в событиях и решать проблемы, они «искали путь к достижению безмятежности и невозмутимости духа, отречению от городской суеты и отказу от государственных должностей».

Эпикурейцы призывали не выполнять законы и строгие правила предков ради чревоугодия, разврата и пьянства. Они отвергали семью, брак и деторождение. Отрицалась любовь «как источник излишних страстей, душевного смятения и страдания». Звучали призывы к отказу от служения Отечеству и труду во благо общества, поскольку исполнение этих правил нарушало праздное состояние души.

* * *

В те годы Цицерон поддался пагубному увлечению эпикурейством и уже не сопротивлялся свободному образу жизни. Молодость уходит – надо спешить жить! Лучше самому распоряжаться собственной жизнью, чем стремиться занимать государственные должности, служить неблагодарному обществу! Защищать Отечество? Для этого существуют наёмники! Добродетель и справедливость? Пустые слова! Ни в чём себе не отказывать, не воздерживаться ни от чего, что потребно в данный момент! Не запрещать для себя удовольствия, так как смерть когда-то всё у тебя отнимет…

Но традиции, усвоенные в родительском доме, и назидания отца не позволили Марку оставаться среди постоянных ценителей эпикуреизма. Однажды привитая мораль – честность и порядочность во взаимоотношениях между людьми, высоконравственные семейные отношения дали плоды. Пришло понимание, что все наслаждения, как утонченные, так и низменные, носят поверхностный характер. Они представляют собой лишь вереницу отдельных мгновений, ложное представление человека о счастье.

Разумеется, римляне извращали мудрость Эпикура по незнанию, это Марк Цицерон вскоре понял. Он нашёл в его философии нечто своё, ценное, что помогало ему в жизни:

– «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо… Жить в нужде плохо, но только нет нужды жить в нужде».

Воспитание нравственности

Знакомство Марка Цицерона с греческой философией началось в шестнадцать лет, когда в Риме объявился известный эпикуреец Федр из Афин. На волне неожиданного интереса молодых римлян к новомодной философии он открыл собственную школу. Федр поразил Цицерона умеренностью взглядов, очевидной добротой к людям и готовностью доказывать правоту того, кто истинно прав. Затем было увлечение философией Филона. Он призывал к обнаружению каждым человеком у себя «совершенных знаний о Природе, Мироздании», на которых базировалась общественно полезная деятельность. От него Марк впервые услышал о Платоне, после чего пожелал прочитать труды знаменитого основателя афинской академии.

Учение стоика Зенона заставило юношу изумиться тому, что «миры существуют, пустоты же нет; природа всего сущего произошла из теплого, холодного, сухого и влажного, превращающихся друг в друга; люди же произошли из земли, а души их – это смесь вышеназванных начал, в которой ни одно не преобладает». У Зенона Марка привлекло высказывание «в речах называть вещи своими именами, не избегая бранных слов». По этому поводу у него произошёл спор с Помпонием, который возразил против непристойностей в речах оратора. На том основании, что «рот есть преддверие духа, помыслов и слов… Для человека, соблюдающего приличия, непристойнее всего иметь грязный рот».

Марк с горячностью возразил:

– Что пользы от рук, закованных в кандалы, от ног, стиснутых колодками? Я убеждён, что язык, осужденный на молчание, приносит мало пользы – как ноздри, постоянно страдающие насморком, как и уши, забитые грязью, и глаза, затянутые бельмом. Как из клетки неволи выпускается пойманная ловцом птица, так оратору невыносимо сдерживать уместное слово. Иначе речь приведёт за собой вялость, а за вялостью идет дряхлость мысли и бесславие оратора.

Помпоний покачал головой:

– И всё-таки для умелого оратора существуют слова, запретные для слуха тех, кому они предназначены.

* * *

В изложении учений греческой философии Цицерона затрагивала категория нравственности. В этом смысле ему повезло, когда он стал посещать школу Диодота, которому в искусстве спора и убеждения не было равных. Учитель заметил усердие Марка; они подружились, а когда Диодот стал терять зрение, ученик предложил поселиться в своём доме. С этого дня наставник и ученик ежедневно обсуждали философские книги, а после занятий Диодот играл на лире – так поступали ученики Пифагора.

Жизнь Марка наполнилась радостью чудесных познаний, у него не было повода для огорчений или жалоб на неустроенность или неопределённость. Он охватывал любое новое направление в философии, вычленяя из каждого естественные признаки истины. Услышав от Диодота, что «нет ничего ослепительнее греческой математики», увлёкся математикой, затем астрономией. Однажды Диодот показал не знакомую для Марка конструкцию из разновеликих размерами шаров, подвешенных на бронзовых кольцах.

– Так выглядит небесная сфера, – пояснил Диодот. – А вот так Луна сменяет Солнце. В течение стольких же оборотов ночное светило сменяет дневное на Небе. От этого явления происходит затмение Солнца.

Он сделал несколько оборотов одной сферы вокруг другой, более крупной.

Пораженный зрелищем «планетария» и услышанным от Диодота, Марк узнал имя создателя этого чудесного сооружения – механика Архимеда из Сиракуз.

Ежедневные беседы с Диодотом по вечерам помогали Цицерону разобраться с учениями других философов. Однажды в доме у своего друга Пизона Марк слушал лекцию Стасея из Неаполя, последователя Аристотеля. Стасей говорил о совершенно неожиданных для восприятия вещах:

– Нашу Землю окружает Космос, внутри которого существует Бог. Он находится вне нашего мира и над ним. Люди не могут увидеть Бога, Бог слишком возвышен, чтобы увидеть его или услышать. Но Он заботится обо всех сразу, наполняет Мироздание силой и действием, а не единичными проявлениями Себя.

В годы взросления Марка Цицерона и становления характера философия добавила ему немало полезных качеств. Главными из них были стремление к познанию окружающего мира, справедливость и благотворительность, крепость духа и уверенность в себе. Помимо того в философии Марк нашёл «утешительницу от душевной скорби», она помогла ему сделать ещё один важный вывод – что «всё требуется оспаривать и ни о чём не стоит высказывать определённого мнения».

От греческой философии Марк также пришёл к пониманию того, что адвокату полезно знать историю собственного народа и государства. Потому что человек, не знающий своих корней, не помнящий предков и дел их, не связывающий день сегодняшний со славными и горькими событиями минувших лет, становится жалким существом. Чтобы не уподобиться таковому, Марк нанял учителя, с которым изучал римские анналы – записанную жрецами историю Рима от момента его основания.

Глава шестая

Друг обвиняемых

Обучение мастерству

Шёл 83 год до нашей эры. Уже пять лет Марк носил «тогу зрелости». Он был уверен в собственных юридических знаниях и помогал всем обращавшимся к нему за советом согражданам. По вечерам они с братом устраивали «учебные» судебные процессы, «упражнения для ума и языка». Квинт выступал обвинителем, а старший брат – «другом обвиняемых», защитником обиженных и обездоленных. Квинт был уже достаточно опытным оппонентом и часто не соглашался с доводами Марка, особенно когда тот утверждал, что в речи адвоката главное – её содержание, а не витиеватость.

Марк Цицерон говорил:

– Не всё бывает полезно для слуха судей, чтобы настроить их на мягкий приговор подзащитному. Много значит довести до судей суть дела.

А Квинт Цицерон возражал:

– Ошибаешься, брат! Решение вопросов зависит от качества речи оратора. В истории Рима есть примеры, когда решение не обходилось без красноречивых доводов. Достаточно вспомнить знаменитую фразу Катона в Сенате: «Я не перестану ждать от Карфагена опасности, пока не уверюсь, что он разрушен». И Карфаген был побеждён и разрушен.

– Вот и я намерен разрушить наш Карфаген – сломать судебную систему, которая давно загнила, но признаться в этом никому не хватает смелости.

– Ты хочешь сломать систему римского правосудия?! Смотри, не сломала бы она тебе шею!

– Если в судах заседают люди продажные, жадные и циничные, я как римский гражданин обязан исправить это. Ведь они не только погружают республику в пучину беззакония, но ещё и обрекают народ на ужасные страдания.

– И что, ты поднимешь мятеж против богачей и знати?

– Я смогу убедить народ словом. Потому что слово – моё оружие!

* * *

Римляне начали выделять Марка Цицерона на Форуме среди молодых адвокатов, его узнавали. Неожиданно судьба преподнесла ему то ли подарок, то ли испытание – он познакомился со знаменитым комическим актёром Росцием.

В Арпине довольно часто появлялись заезжие актёры, но при жизни деда Марка Цицерона посещение театральных спектаклей не одобрялось, запрещалось водить детей даже на выступления канатных плясунов и силачей. Но перебравшись в Рим, отец изменил отношение к театру и приобщал к нему Марка «ради совершенствования души», хотя проявлял неудовольствие спектаклями с помпезным содержанием и вызывающе роскошными декорациями. А с началом адвокатской деятельности Цицерон неожиданно нашёл в игре актёров свой интерес…

В домах знатных римлян, двери которых изредка раскрывались перед молодым Цицероном, ему довелось познакомиться с великолепным трагиком Эзопом. В Риме гуляла легенда, как он, играя злодея-царя, не совладал с эмоциями и ударил партнёра по сцене насмерть скипетром. Марк не пропускал ни одного спектакли с участием Эзопа, найдя в его актёрских приёмах и жестах нечто полезное для себя как адвоката. Но как ни велика была в то время слава знаменитого трагика, комик Росций затмевал его своей игрой.

Судьба Росция, родившегося в семье бедняка, мало чем отличалась от судеб других странствующих актёров. К тому же он немного косил одним глазом, но зрители толпами спешили на спектакли с его участием, где он блистал талантом; его даже называли «наш Аполлон» за статность фигуры.

Слава Росция оказалась недосягаемой для других актёров после неожиданного посещения спектакля Суллой, диктатором Рима. Наслышанный о необыкновенном таланте актёра, он отложил свои дела и посетил театр. После спектакля, совершенно потрясенный и растроганный игрой Росция, он долго аплодировал стоя. Затем подозвал к себе, обнял и, сняв своё массивное золотое кольцо – знак принадлежности к всадническому сословию, – надел безродному комедианту на палец!

В считанные дни Росций из бедняка превратился в богача. На его спектакли приходили десятки тысяч римлян; за каждое выступление ему отныне платили огромные деньги. Знаменитость наперебой приглашали в дома знатных римлян, осыпали дорогими подарками.

Наблюдая за выступлениями комика, Марк пришёл, на первый взгляд, к дерзкой мысли, что судебные заседания похожи на театральные представления. Обвинитель и адвокат – актёры, а судьи – требовательные зрители, готовые по окончании последнего акта вынести свой приговор. Но результат зависит от таланта исполнителей! И публика, испокон веков присутствующая в судах, сопереживающая всему, что происходит у неё на глазах, готова вынести свое решение – аплодисментами или возмущением. А если всё так и есть, адвокату следует освоить актёрские приёмы.

Набравшись решимости, Марк предложил Росцию давать ему уроки актёрского мастерства. Актёр удивился и спросил:

– Ты хочешь составить мне соперничество на сцене?

Марк обнял его за плечи и признался:

– В театре лучше тебя никому не сыграть, а в суде я бы попробовал себя в роли актёра. Думаю, адвокату полезно использовать твою манеру игры. С пафосом, каким ты играешь роль, мне понадобится защищать обвиняемого в суде. Хочу научиться у тебя управлять телом, постановкой головы, рук и ног, узнать другие секреты актёрского мастерства, если ты согласен.

Росций на миг задумался и сдался:

– Наверное, мне это тоже будет интересно. Что ж, начинаем занятие.

Он сделал паузу.

– Автор создаёт типы героев пьесы не из пустого воображения, каждому даёт характеристику. Актёр же прежде узнаёт всю подноготную своего героя, чтобы зритель узнал бы в них себя и других. И ты в суде говори и действуй так, чтобы судьи видели в твоих подзащитных не преступников, а людей, понимали бы их отношения с другими людьми по делу, чувствовали, каково им самим оказаться на их месте.

После первого урока были другие. Марк использовал любую возможность встретиться с Росцием. На спектаклях он не отрывал взгляда от актёра, запоминал его интонацию, жесты, взгляды. Актёру, наверное, нравилась роль наставника, он не уклонялся от встреч, тем более что ученик неплохо платил за услугу. Росций одобрял намерения начинающего адвоката, но предупреждал:

– Говори речь перед судьями, как перед самыми требовательными зрителями. Делай это на пределе чувственных страстей, чтобы вызвать у них скорбь, сострадание или ненависть к человеку, о котором говоришь. В твоём деле если самому не прочувствовать то, о чём говоришь, успеха не добиться… Но помни: исполнять свою роль надо искусно, чтобы не выглядеть притворщиком.

– Для этого я и учусь у тебя – лучшего в мире актёра Росция, который умеет играть на струнах души своих зрителей.

– Слушай ещё совет. Если хочешь вызвать гнев у судьи, глаза твои пусть сверкают от гнева; если жалость – пусть на них блестят слезы. Без актёра в сердце ты не защитник всех обиженных и обездоленных римлян!

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Лотман Ю. М. // Литературная биография в историко-культурном контексте: Учёные записки Тартуского университета. 1986. Вып. 683.

2

Приап – бог плодородия, полей и садов.

3

Музы – покровительницы искусств и наук.

4

Мурена – средиземноморская рыба с нежным мясом и агрессивным характером.

5

Ростра – в Древнем Риме ораторская трибуна на Форуме.

6

Этруски – древняя цивилизация, населявшая в I тысячелетии до нашей эры северо-запад Апеннинского полуострова (современная Тоскана).

7

Сестерций – основная денежная единица, монета из серебра.

8

Пролетарии – в Древнем Риме неимущий класс граждан.

9

Комедиограф – сочинитель сценических комедий.

10

Мимограф – сочинитель сценических мимов.

11

Эней из Трои – герой древнегреческого мифа, сын царя Анхиза и Афродиты. После сожжения Трои бежал с товарищами на корабле. В Италии женился на Лавинии, дочери царя латинян. От Нумитора, правнука Энея, появилась дочь. Плодом её любви с богом Марсом стали близнецы Ромул и Рем. По древнеримской легенде младенцы были вскормлены волчицей, а воспитывались в семье пастуха. Позже во время одной из ссор между уже повзрослевшими братьями Ромул убил Рема и стал основателем Рима, первым царём римлян.

12

Скептик – последователь скептицизма, философского направления, выдвигающего сомнение в возможностях мышления, в надёжности истины.

13

Иберийское серебро – из Испании.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги