А внутри нас ожидают маленькие сюрпризы. Начнем с самого ценного, на мой взгляд, что есть в этом парадном. Если внимательно взглянуть на двери сохранившегося тамбура, а именно на его расстекловку, то можно разглядеть на них изображения лягушек и кувшинок. Подобные матовые стекла, особенно таких огромных размеров, нечасто встречаются в парадных. Изображения на стекле создавались методом выжигания, или травления.
Удивительно, как эти лягушки смогли пережить все страшные годы и продолжают жить здесь со времен 1899 года.
Еще одной любопытной находкой этого парадного стали остатки шахты лифта немецкой компании Carl Flohr. В доме сохранилось много уникальных декоративных элементов, таких как лестничные ограждения, гипсовые вставки с флоральными мотивами и окна бывших кухонь, выходящие на парадную лестницу (на некоторых из них сохранились травленые стекла с изображением цветков колокольчика).
В двух парадных вместилось 15 шестикомнатных квартир, пять трехкомнатных и одна двухкомнатная. Огромная семья Александра Яковлевича – он сам, его супруга Пелагея Александровна и их десять детей – поселилась на третьем этаже в 24-комнатной квартире, занимавшей весь этаж.
После революции Барышниковых уплотнили, но позволили остаться в фамильном доме. Александр Яковлевич к этому времени уже скончался, сын же его Александр Александрович погибнет в 1924 году. Его сестры проживут в фамильной квартире до 1942 года, и лишь блокада отберет у дома Барышниковых их последних законных владельцев.
Довлатовский дом
Улица Рубинштейна поистине легендарна. До революции здесь жили богатые представители аристократии и купеческого сословия, в советское же время тут зарождалось движение неформалов, и именно здесь был открыт легендарный Ленинградский рок-клуб.
Есть на этой улочке и именитые дома с шикарными парадными. И первым я бы хотел показать вам дом под номером 23. Интересен он в первую очередь своим парадным двором, называемым курдонёр. В начале двадцатого века в Петербурге стали появляться огромные жилые комплексы, состоящие из главного корпуса в глубине участка и симметричных боковых флигелей, расположенных по сторонам. Такие дворы нужны были для того, чтобы разместить в доме больше парадных лестниц, тем самым увеличив и прибыль с аренды квартир.
Дом номер 23 был построен для Петроградской купеческой взаимного пенсионного вспомоществия кассы талантливым архитектором Александром Александровичем Барышниковым. Да-да, тем самым Барышниковым, который возвел для своей семьи дом на улице Марата. Начав свою карьеру с постройки фамильного доходного дома, уже к началу 1910-х он станет одним из самых востребованных архитекторов столицы. В доме на Рубинштейна Барышников использовал элементы вновь возродившегося неоклассицизма. На фасаде можно разглядеть фестоны с лавром, женские маскароны, а на крыше дома расположился десяток декоративных ваз. Двор и правда парадный, по нему очень приятно прогуляться, разглядывая мелкие детали декора, но давайте же заглянем в одно из парадных.
В отличие от могучего фасада парадные в доме очень скромные. Всему виной стиль, в котором решен фасад, и время постройки дома. Неоклассицизм не предполагал обильного использования декора. А в начале 1910-х парадные лестницы уже не играют той огромной роли в ценообразовании аренды жилья, как в эпоху эклектики. В этом доме акцент был сделан в первую очередь на удобство помещений – все квартиры здесь были оборудованы по последнему слову техники. За деревянным тамбуром спряталась печь в стиле классицизм, финского производства, а сразу за ней начинается любопытнейшая прямоугольная лестница. Когда-то в парадном была и подъемная машина, которую мы теперь называем лифтом, но ее уже давно демонтировали.
Сейчас дом стал культовым благодаря жильцу, который обитал в квартире под номером 34. Здесь в семикомнатной коммунальной квартире проживал Сергей Донатович Довлатов со своей матерью. Из семи комнат семейству Довлатова принадлежало две. Вот как именитый журналист и писатель писал о своей квартире:
«Жили мы в отвратительной коммуналке. Длинный пасмурный коридор метафизически заканчивался уборной. Обои возле телефона были испещрены рисунками – удручающая хроника коммунального подсознания.
Мать-одиночка Зоя Свистунова изображала полевые цветы.
Жизнелюбивый инженер Гордой Борисович Овсянников старательно ретушировал дамские ягодицы.
Неумный полковник Тихомиров рисовал военные эмблемы.
Техник Харин – бутылки с рюмками.
Эстрадная певица Журавлева воспроизводила скрипичный ключ, напоминавший ухо.
Я рисовал пистолеты и сабли…
Наша квартира вряд ли была типичной. Населяла ее главным образом интеллигенция. Драк не было. В суп друг другу не плевали. (Хотя ручаться трудно)».
Дом с валькириями
Переместимся теперь на Загородный проспект, где находится наш следующий объект – дом под номером 13. Удивительно, но здесь расположены сразу два дома под номером 13. Правый корпус в четыре этажа выходит прямо на площадь Пяти углов, а левый, на один этаж выше, зажат среди своих соседей. Его-то мы и будем смотреть.
Дом под номером 13 принадлежал Коммерческому училищу. Да-да, до революции многие организации, у которых в распоряжении была своя земля, строили свои собственные дома. Дом был построен братьями архитекторами Александром и Николаем Богдановыми в 1902 году. В это время на улицах Санкт-Петербурга уже вовсю цвел модерн, и этому дому тоже было суждено стать одним из любопытных экземпляров этого стиля.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Здесь и далее. «Парадное», по Ожегову, происходит от словосочетания «парадное крыльцо». Вариант «парадная» допустим только в разговорной речи. – Прим. лит. ред.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов