Во всех мастях колоды присутствует тема беременности, материнства и детства, кроме Мечей. У каждой масти набор эмоциональных состояний, пороков, комплексов и сильных сторон.
Масть Жезлов отражает цели социальной реализации и власти.
Масть Кубков богемна. Этот тон задает иллюзорность некоторых карт и мужчина-цыган, как его обозначают некоторые искусствоведы, на Тузе и Двойке.
Масть Мечей воспринимается как маргинальная. Ее характер формируют Двойка, изображающая однополую пару любовников или друзей, и Королева – танцовщица Климта, снабженная в колоде огромным мужским, а значит – очень опасным, особенно в женских руках, мечом.
Масть Пентаклей буржуазна. Это иллюстрация состояния души среднего класса и всех, кто стремится в высшие сферы жизни.
Великие Арканы – это мир богов, царей, обездоленных и глубоко духовных, мир контрастов и архетипов.
В Золотом Таро Климта очень важную роль играет композиция каждого аркана. Можно условно разделить поле карты на четыре части по горизонтали, соответствующие расположению стихий, как на Древе Сфирот или как в астрологии, тогда они будут различаться по своему порядку. В художественном произведении композиция играет очень важную роль. Так же можно условно разделить поле каждой карты на две части по вертикали: женскую – негативную сторону прошлого, левую и мужскую – позитивную, сторону будущего, правую. Подобный принцип рассмотрения арканов предложили Алехандро Ходоровски и Филипп Камуан в методике чтения Марсельского Таро.
Все карты и сама колода не о сексе как таковом, а обо всем, что возникает вокруг сексуальных отношений, о том, что может мешать или искажать сексуальные энергии в парном циклоне и человеке. О грехах и пороках, о любви, добродетелях и страданиях от страстей говорит с нами эта колода языком Климтовских картин. Но повесть о бремени страстей человеческих талантливо и деликатно рассказывает нам Атанассов, с теплом и любовью увязавший фрагменты изображений со смыслами и тайнами Таро-пространства. Чудесным образом он еще больше одухотворил Климтовских красавиц и обогатил смысл арканов их прекрасными лицами и телами.
3. Структура описания арканов
В следующих главах описание Великих и Малых Арканов построено по определенной схеме.
Сюжет дает общее предметное толкование всех образов и деталей аркана. В дополнение приводится полное описание картины, из которой заимствовано изображение карты, их сходство или различие подвергается подробному анализу.
Профессия или род занятий охарактеризуют социальные наклонности человека, описываемого арканом.
Состояние позволит проанализировать духовное, физическое и психическое мироощущение человека по данному аркану.
Аспект Отношения проиллюстрирует особенности различных видов союзов в рамках энергетики карты.
Ситуация даст понимание анализа сложившегося положения, его наиболее вероятных истоков, положительных и отрицательных моментов.
Под Советом мы понимаем рекомендации по способу поведения в определенной арканом ситуации.
Наконец, Итог покажет нам логический финал развития ситуации, описанной картой.
Глава II
Великие арканы
О – Дурак
СюжетПерсонаж, изображенный на нулевом аркане, заимствован из картины «Философия». В «Философии» человек находится во власти универсума и иррациональных, равнодушных к нему сил природы. На картине окутанная туманом боли и страдания река жизни изначально несет в себе смерть. Видение мира Климта было сходным с толкованием Шопенгауэра – мир как воля, как слепая сила в бесконечном круге рождения, любви и смерти.
В этом произведении Климт воспел очищающую власть искусства, способного победить все разрушительные силы. Полотно было предназначено для актового зала университета. Цвета в нем имели символическое значение. Темно-синий цвет и сверкающие звезды в «Философии» сравнивали с блеском отшлифованного лазурита, символизирующего искренность и благорасположение небес…
На Великом Аркане 0 – Дурак в Золотом Таро Климта синий цвет отсутствует. Персонаж изображен, напротив, на красном фоне – подобии родового канала – сугубо материальном. Мужчина обнажен, стоит, слегка повернув растрепанную седую голову вправо, и прячет лицо в ладони. Справа – женское поле, отторгающая среда, хаос, пестрая вода, околоплодная жидкость, которая становится постепенно чуждой, ледяной. Но поток знаков и символов напоминает также и роскошные ткани, которые Климт расписывал для своей вечной музы и подруги, хозяйки Венского дома моды Эмилии Флеге. Ассоциируется он и с театральным занавесом – символом иллюзорности жизни, но одновременно и исцеляющего искусства, побеждающего разрушение, ложь и фальшь.
Ногами мужчина опирается на краешек «глазастой», зрящей, проницательной синевы. Этот цвет не так часто встречается на картинах у Климта и еще реже на картах колоды – художник предпочитал теплые и яркие цвета: золото, зеленый, красный, либо приглушенные: коричневый, малахитовый. Синева в небольшом количестве присутствует в Великих Арканах, определяющих поворотные точки нашей жизни или серьезные, концептуальные состояния: V – Верховный Жрец, XII – Повешенный, XIII – Смерть, XVIII – Луна и XXI – Мир. Синева в них служит объединяющим, космическим пространством, на которое опирается духовный поиск.
Профессия или род занятийПредставитель богемы, артистической среды, свободный художник, фрилансер. Возможно, иждивенец, имеющий мнимую инвалидность по линии психиатрии. Иногда игрок, впрочем, не очень удачливый. Адепт секты, участник финансовой пирамиды.
СостояниеВ лучших проявлениях – санъясин, человек, умеющий не заботиться о завтрашнем дне.
В целом эмоциональная холодность, инфантильность. Стремление переложить ответственность на других. Одновременно это и способность отклика на все необычное, привлекающее своей новизной, предрасположенность к сомнительным начинаниям. Высокая тревожность. Склонность к авантюрам, напускной фатализм.
В худших проявлениях – сектантство, нарко- или другая зависимость.
На физическом уровне возможны хронические недуги, последствия многих злоупотреблений, легкомысленного отношения к своему состоянию. Склонность к ипохондрии, симуляции различных заболеваний. Эмоциональная нестабильность. Психосоматические заболевания.
Наркомания, отмеченная изменениями личности, проявлениями асоциальности, социофобии, социопатии, агрессивности.
ОтношенияНепрочный ненадежный союз. Один из партнеров требует от другого опеки. Необязательность в исполнении обещаний. Очарование партнера мнимой опытностью, либо напротив – беззащитной наивностью.
СитуацияУвлечения, хобби, саморазвитие, псевдодуховные практики. «Ноль», выстреливающий возможностями. Вероятность счастливо избежать наказания за необдуманные слова и поступки. Начало предприятия с неясным финалом. Переходный период между двумя жизненными циклами. Отказ признать очевидное. Попытка эскапизма.
В наихудших проявлениях все усилия направлены на поиск и приобретение «дозы» того, к чему есть привязка.
СоветНельзя быть опрометчивым. Не стоит слушать жалостливые просьбы. Возможен обман, использование вопрошающего обаятельным, но безответственным человеком. В отношениях не нужно поддаваться мольбам о прощении и верить обещаниям исправиться.
Пора проявить осмотрительность пред лицом кажущихся радужными перспектив, тщательно просчитывать ситуацию, не позволять себя дурачить.
Нужно постараться снять с себя ответственность или не принимать ее на себя. «Закрыть лицо, зажмурить глаза, спрятать голову в песок», избегать смотреть в лицо жизни. Быть «голым», практиковать состояние «здесь и сейчас», не усложнять положения вещей. Задвинуть рефлексию в дальний угол. Подойти к сложившейся ситуации творчески.
ИтогНеясная, но, возможно, перспективная ситуация, требующая дополнительных наблюдений. Задача в стадии начального развития. Оправданные и неоправданные риски.
I – Маг
СюжетВ сюжетном ряду Великих Арканов Золотого Таро Климта мужские фигуры встречаются значительно реже женских. Там, где это происходит, они нарочито лишены атрибутов мужского доминирования. Исключением является Верховный Жрец, в образе которого выступает сам Климт – единственный мужчина, закономерно удостоенный благосклонности всеобъемлющей женственности. Но и он – Жрец, чей оплодотворяющий потенциал переведен в духовное измерение. Прочие мужские характеры Великих Арканов – фрустрированный Отшельник да перепуганный Дурак. Напротив, женские характеры в Великих, да и в Малых Арканах выписаны особенно рельефно и наделены привлекательными и отчетливо силовыми характеристиками. Первым в ряду таких мощных характеров выступает Маг, явленный в образе женщины.
В облике Мага предстает центральная фигура с уничтоженной фрески Венского университета «Медицина» – богиня здоровья Гигея, потчующая белую змею из плоской чаши. Маг – персона, наделенная исключительной витальностью. Ярко-алый наряд Гигеи, символизирующий кровь и живую душу, вдобавок декорирован золотыми колосьями и странными овалами, напоминающими коконы готовых родиться бабочек. Необычная прическа богини, на картине выраженная причудливым переплетением тугих косиц, перевитых золотыми и алыми лентами, здесь скорее напоминает треуголку триумфатора Наполеона. С ее смоляных полей также стекает кровянистая субстанция, готовая умилостивить голодную землю. Эта набухающая живородящая масса за спиной женщины-Мага разделена на два поля – эластичного буроватого праха, из которого, вероятно, некогда сотворен был человек, и рыхлого, ожидающего семян чернозема. Там, где из-за спины Гигеи на картине выступал изможденный силуэт беременной женщины, виднеется подобие гигантского сперматозоида с черным хвостиком. Он деловито скользит в таинственном нигредо перегноя, переживая тысячи трансформирующих метаморфоз, прежде чем в комьях колышущегося распада проснется искра новой жизни.
Классические атрибуты Гигеи (и символы современного здравоохранения) – змея и чаша, демонстрирующие сложный принцип взаимодействия живого и мертвого, светлого и темного, доброго и злого, – в руках женщины-Мага иллюстрируют еще и процесс оплодотворения, причем жест правой ее руки, выражающий некоторую меру длины, похоже, адресован непосредственно змее и носит рекомендательный характер. Яда мужской витальности никогда не должно быть слишком много. Контроль над нею – один из основополагающих принципов женского здоровья.
Профессия или род занятийВсе медицинские и околомедицинские профессии. Заклинатели змей и мужчин, факиры, маги.
СостояниеСпокойствие, бесстрастность, непоколебимая уверенность в правильности своих действий.
Тщательный контроль. Необходимость медицинских процедур или употребления лекарств. Мизофобия[1], канцерофобия[2] и т. п.
ОтношенияДавление на партнера, ограничение его прав, свобод и функций. Регулирование рождаемости, предохранение от беременности, искусственное оплодотворение. Защищенный секс. Гигиена близости и отношения для здоровья. Дозированная близость. Жизнь в медицинской семье. Мать, жестко влияющая на жизнь сыновей. Инцестуозная зависимость.
СитуацияРегулирующие действия и процедуры, рекомендации, управление процессами, уверенное руководство, трансляция якобы абсолютных истин высшей воли. Резонерство. Диктат.
СоветНеобходимо контролировать свои потребности, дозировать нагрузки на здоровье, прибегнуть к гомеопатическому лечению и дозированному лечению ядами. Клин клином вышибить.
ИтогСильное влияние на происходящие события, удержание их в рамках. Получение помощи, иногда в болезненных, сложно приемлемых формах.
II – Верховная жрица
СюжетВ изображении использован портрет Фрицы Ридлер – одной из дам высшего Венского общества, написанный в 1906 году. Картина использована почти без дополнений.
Искусство нуждается в покровителях, и меценаты для объединения «Сецессион» нашлись прежде всего среди еврейских семейств венской буржуазии: Карл Витгенштейн, сталелитейный магнат, Фриц Вэрндорфер, текстильный магнат, а также семьи Книпс и Ридлер, которые поддерживали именно искусство модерна и Климта. Они заказывали картины художнику, а он писал портреты их жен.
Высокопоставленные чиновники, банкиры и представители богатых семейств, восхищаясь лицами своих жен и дочерей, написанными Климтом, вряд ли придавали значение прекрасным и необычным орнаментам и понимали символы, обильно украшавшие платья дам и фон на картинах. Климт же чувствовал внутренний мир своих моделей и старался его раскрывать, наполняя женские образы эротическими символами, на первый взгляд казавшимися невинным орнаментом.
На картине «Портрет Фрицы Ридлер» изображена жена государственного чиновника. Но одна деталь сразу притягивает внимание. Голова модели находится на уровне орнаментального окошка, и это создает сходство с прической и головным убором Марии-Терезии Испанской в возрасте четырнадцати лет, молчаливой страдалицы, жены и сестры французского короля Людовика XIV, на портрете кисти Веласкеса.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Мизофобия (гермофобия) – навязчивый страх загрязнения или заражения.
2
Канцерофобия – навязчивый страх заболеть злокачественным новообразованием.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги